• 3 танковая группа вермахта 1941 год. Алексей исаев

    21.01.2024
    Гибель фронтов Мощанский Илья Борисович

    Состав группировки и планы немецкого командования (Группа армий «Центр»)

    Состав группировки и планы немецкого командования

    (Группа армий «Центр»)

    Боевые действия на территории Белоруссии и Литвы должны были вести соединения и части группы армий «Центр» под командованием генерал-фельдмаршала фон Бока.

    Группа армий «Центр» насчитывала 31 пехотную дивизию, 7 моторизованных, 1 кавалерийскую и 9 танковых дивизий и была наиболее сильной из всех групп армий вермахта.

    Организационно в состав группы армий «Центр» входило 2 полевые армии и 2 танковые группы.

    3-я танковая группа вермахта, подчиненная оперативно командующему 9-й армии (до 25 июня действовала против войск Северо-Западного фронта. - Примеч. авт. ), состояла из приданных танковой группе 5-го (5, 35 пд) и 6-го (6, 26 пд) армейских корпусов, а также 39-го (14, 20 мд и 7, 20 тд) и 57-го (18 мд и 12, 19 тд) моторизованных корпусов.

    Танковая дивизия Pz.Kpfw.I Pz.Kpfw.II Pz.Kpfw.III Pz.Kpfw.IV Pz.Kpfw.38(t) Команд. танки Огнем. танки Примеч.
    7 тд - 53 - 30 167 8 - Ком. танки на базе машин немецкого производства
    12 тд 40 33 - 30 109 8 - Ком. танки на базе 38(t)
    19 тд 42 35 - 30 110 11 - Ком. танки на базе 38(t)
    20 тд* 44 - - 31 121 2 - Ком. танки на базе 38(t)
    101 - 25 5 - - 1 42 Огнеметн. танки Pz.Kpfw.II(F)

    * 20-й танковой дивизии был оперативно подчинен 643-й танкоистребительный дивизион в составе 18 47-мм САУ Panzerjaeger I и 4 Pz.Kpfw.I Ausf.B или командирские танки на его базе.

    9-я армия вермахта состояла из 8-го (8, 28,161 пд), 20-го (162, 256 пд) и 42-го (87, 102, 129 пд) армейских корпусов, а также 900-й отдельной бригады и 403-й охранной дивизии армейского подчинения. 5-й и 6-й армейские корпуса были переданы в оперативное подчинение 3-й танковой группе. В период с 23 июня по 27 июля 1941 года в подчинении командования 9-й армии находился 102-й батальон огнеметных танков двухротного состава (по 12 огнеметных (F) и 3 обычных Pz.Kpfw.B2 в каждой роте) и в течение всей операции - 561-й танкоистребительный дивизион (27 47-мм САУ и 4 командирских машины на базе французских трофейных танков R-35, а также взвод буксируемых противотанковых ружей SPz.41).

    4-я армия вермахта состояла из 7-го (7, 23, 258, 268 пд), 9-го (137, 263, 292 пд), 13-го (17, 78 пд) и 43-го (131, 134, 252 пд) армейских корпусов, а также 221-й и 286-й охранных дивизий. 12-й (31, 34, 45 пд) армейский корпус, а также 167, 267, 255-я и, предположительно, 293-я пехотные дивизии были оперативно подчинены штабу и соединениям (167 пд - 47 мк, 267 пд - 24 мк, 255 пд - штабу 2-й ТГр) 2-й танковой группы генерала Гудериана. Кроме танков 2-й ТГр, в составе 7-го корпуса 4-й армии находился 529-й танкоистребительный дивизион в составе 27 47-мм САУ и 4 командирских машин, построенных на базе французских трофейных танков R-35.

    Действия соединений и частей полевых армий вермахта, наряду с танкоистребительными дивизионами, поддерживали отдельные дивизионы штурмовых орудий.

    Дивизион штурмовых орудий в 1941 году состоял из 18 САУ StuG III в трех батареях и машины командира подразделения.

    В составе группы армий «Центр» с началом операции «Барбаросса» действовали 189, 191, 192, 201, 203, 210, 226-й и 243-й дивизионы штурмовых орудий.

    2-я танковая группа, оперативно подчиненная командующему 4-й армией вермахта, состояла из 12-го (31, 34, 45 пд), 24-го (3, 4 тд, 1 кд, 10 мд), 47-го (17, 18 тд, 29 мд) и 46-го (10 тд, моторизованный полк вермахта «Великая Германия», моторизованная дивизия войск СС «Рейх») моторизованных корпусов.

    Состав материальной части танковых дивизий 2-й танковой группы* вермахта на 22 июня 1941 года

    Танковая дивизия Pz.Kpfw.I Pz.Kpfw.II Pz.Kpfw.III с 37-мм пушкой Pz.Kpfw.III с 50-мм пушкой Pz.Kpfw.IV Команд. танки Огнем. танки Pz.Kpfw.II(F)
    3 тд** - 58 - 29 32 15 -
    4 тд** - 44 31 74 20 8 -
    10 тд*** - 45 - 105 20 12 -
    17 тд 12 44 - 106 30 10 -
    18 тд** 6 50 - 99 15 12 -
    100 огн. бат. (на 18.06.41) - 24 - 5 - 1 42

    * В составе 24-го моторизованного корпуса находились 521-й и 543-й танкоистребительные дивизионы (по 27 САУ и 4 командирских танка на базе Pz.Kpfw.I Ausf.B в каждом), а в составе 47-го моторизованного корпуса - 611-й танкоистребительный дивизион (27 47-мм САУ и 4 командирских машины на базе французских трофейных танков R-35).

    ** Кроме обычной бронетанковой техники, в 3-м батальоне 6 тп 3 тд, в 18 тп 18 тд и в 35 тп 4 тд находились танки подводного хода (Tauchpanzer), способные преодолеть значительные водные преграды и оснащенные специальным оборудованием. Первые такие машины, созданные на базе танков Pz.Kpfw.III Ausf.G или Ausf.H, а также Pz.Kpfw.IV Ausf.E, поступили в войска в 1940 году.

    *** Кроме танков 10 тд, в 46-м моторизованном корпусе в моторизованном полку «Великая Германия» находилась отдельная батарея штурмовых орудий StuG III.

    Общая численность войск группы армий «Центр» без 3-й танковой группы, которая до 25 июня действовала в полосе обороны Северо-Западного фронта, составляла 634 900 человек. Немецкие соединения и части имели 12 500 орудий (без 50-мм минометов), 810 танков и 1677 самолетов.

    Линия границы, выгибавшаяся дугой в сторону Варшавы, создавала для немецких войск особенно благоприятные условия. Перед ними были поставлены широкие задачи. Ударами сильных группировок своих обоих крыльев эта группа армий должна была разбить противника в Белоруссии, выйти подвижными соединениями южнее и севернее Минска и как можно быстрее захватить ими Смоленск. После достижения этой цели крупные подвижные соединения должны были во взаимодействии с группой армий «Север» уничтожить силы противника, ведущие бои в Прибалтике и в районе Ленинграда.

    Группа армий «Центр», используя начертания границы, расположила на флангах по одной полевой армии, каждая из которых взаимодействовала с одной из танковых групп.

    В районе западнее и северо-западнее Бреста были развернуты 4-я армия генерал-фельдмаршала фон Клюге и 2-я танковая группа генерал-полковника Гудериана. Танковая группа при поддержке 4-й армии должна была прорвать советскую оборону по обе стороны Бреста и быстрым продвижением на Слуцк и Минск во взаимодействии с 3-й танковой группой, продвигающейся на Минск с северо-запада, создать предпосылки для окружения и уничтожения частей Красной Армии, находящихся между Белостоком и Минском. После этого обе танковые группы должны были захватить район Смоленска.

    Планировалось, что 4-я армия после прорыва по обе стороны Бреста будет наступать за 2-й танковой группой в направлении на Минск, чтобы, используя наступление обеих танковых групп, во взаимодействии с 9-й армией уничтожить советские войска в районе между Белостоком и Минском.

    Аналогичная задача была поставлена перед расположенными на левом крыле группы армий «Центр» 9-й армией генерал-полковника Штрауса и 3-й танковой группой генерал-полковника Гота.

    Оба эти объединения должны были прорвать фронт противника в направлении на Гродно и затем образовать северную половину «клещей» для окружения советских войск между Белостоком и Минском. Последующей задачей 3-й танковой группы был захват Витебска, 9-й армии - Полоцка у верхнего течения Западной Двины.

    Из книги Роковые решения вермахта автора Вестфаль Зигфрид

    Руководящий состав группы армий «Центр» Моей темой является Московская битва, и поэтому я ограничусь тем, что в общих чертах нарисую портреты людей, на которых была возложена ответственность за захват русской столицы. Хотя боевые действия группы армий «Центр» были тесно

    Из книги Дивизия СС «Рейх». История Второй танковой дивизии войск СС. 1939-1945 гг. автора Акунов Вольфганг Викторович

    Группа армий "Центр" "Новая страница Русской истории открылась 22 июня, в день празднования памяти Всех святых, в Земле Русской просиявших. памяти Всех святых, в Земле Русской просиявших. Не ясное ли это, даже для самых слепых, знамение того, что событиями руководит Высшая

    Из книги Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве автора Горбач Виталий Григорьевич

    1.1. Общая обстановка, планы командования Конфигурация линии фронта в районе Курска была сформирована в ходе ожесточенных сражений, происходивших на советско-германском фронте с осени 1942 по весну 1943 года. Начав этот период с сенсационного окружения 6-й армии в районе

    автора Мощанский Илья Борисович

    Группировка сил и планы советского командования Прежде чем начать детальный анализ особенностей планирования военных действий Красной Армии в предстоящей войне, следует сказать несколько слов о концептуальных взглядах советского руководства на характер предстоящего

    Из книги Крупнейшие танковые сражения Второй мировой войны. Аналитический обзор автора Мощанский Илья Борисович

    Группировка сил и планы германского командования Разработка плана нападения на Советский Союз стала «коллективным творчеством» обеих германских штабных структур - ОКХ и ОКВ.Ведущее место занял германский штаб сухопутных войск (ОКХ) вермахта во главе с его начальником

    Из книги «Нормандия-Неман» [Подлинная история легендарного авиаполка] автора Дыбов Сергей Владимирович

    Начало 1944 г. Четвертая группа Организация командования французскими ВВС в СССР Итак, четвертая, самая многочисленная группа пополнения прибыла в конце декабря 1943 - начале 1944 г.Прежде всего закончился первый, самый трудный и переполненный событиями год в истории

    Из книги Черный крест и красная звезда. Воздушная война над Россией. 1941–1944 автора Куровски Франц

    Группа армий «Юг» Первый взгляд - боевые действия зондер-штаба КрымВо время критической ситуации в канун нового, 1942 г. рейхсмаршал Геринг вызвал к себе командующего 5-м авиакорпусом генерала авиации Роберта фон Грайма, штаб-квартира которого в конце ноября 1941 г. была

    Из книги История Второй мировой войны. Блицкриг автора Типпельскирх Курт фон

    2. Крах немецкой группы армий «Центр» На фронте группы армий «Центр» намерения противника стали выясняться примерно к 10 июня. Именно здесь, где немецкое командование меньше всего ожидало наступления, стали появляться, очевидно, признаки крупных приготовлений русских.

    Из книги Сражения выигранные и проигранные. Новый взгляд на крупные военные кампании Второй мировой войны автора Болдуин Хэнсон

    Примечания о системе немецкого командования Немецкая командная система была объединена под командованием Гитлера – главнокомандующего или верховного командующего. Его главными помощниками в OKW (Oberkommando der Wehrmacht) или в верховном командовании вооруженных сил в начале и во

    Из книги Запад - Восток автора Мощанский Илья Борисович

    Состав и группировка немецких войск (группа армий «Север» и 3 тгр группы армий «Центр») Согласно плану операции «Барбаросса» от 3 февраля 1941 года, задача группы армий «Север» заключалась в разгроме советских войск, размещенных в Прибалтике с целью дальнейшего продвижения

    Из книги Рубежи славы автора Мощанский Илья Борисович

    Планы советского командования После стратегических просчетов в планировании и ряда последовательных поражений весны и лета 1942 года советское командование имело только одну текущую задачу - остановить непрерывное продвижение противника на восток, стабилизировать

    Из книги Рубежи славы автора Мощанский Илья Борисович

    Планы немецкого командования В отличие от советских планов, немецкое наступление на Сталинград являлось составной частью комплексной операции «Брауншвейг» по наступлению группы армий «Юг» весной - летом 1942 года, осуществляемой в соответствии с директивой

    автора

    I. В штабе группы армий «Центр» Призыв в армию В январе 1941 года в мое инженерное бюро в Познани явился офицер германского Генерального штаба. После краткого предисловия он сказал мне, что ему известна моя служба в императорской русской армии, а также моя работа при

    Из книги Против Сталина и Гитлера. Генерал Власов и Русское Освободительное Движение автора Штрик-Штрикфельдт Вильфрид Карлович

    Из штаба группы армий «Центр» в ОКХ В начале 1942 года, после обморожения правой ноги, я получил короткий отпуск для восстановления здоровья. Отпуск я использовал, чтобы в Восточном министерстве, а также в кругах ведущих промышленников (фирмы которых я представлял в

    Из книги Советские партизаны [Мифы и реальность] автора Пинчук Михаил Николаевич

    Планы немецкого руководства В административном плане Беларусь во время оккупации была разделена на несколько частей.В центре находился генеральный округ «Weissruthenia» (Беларусь). В него вошли 68 из 194 районов предвоенной Беларуси, общей площадью около 54 тыс. кв. км, с

    Из книги Осада Будапешта. Сто дней Второй мировой войны автора Кристиан Унгвари

    РЕАКЦИЯ НА ПРОРЫВ КОМАНДОВАНИЯ НЕМЕЦКОЙ ГРУППЫ АРМИЙ «ЮГ» В штаб немецкой группы армий «Юг» радиограмма Пфеффера-Вильденбруха, в которой сообщалось о намеченном прорыве, поступила в 19.45. Однако до 22.30 сообщение не было передано дальше. Командующий 6-й немецкой армией

    3-я танковая дивизия вермахта

    3.Panzer-Division

    3-я танковая дивизия была сформирована 15 октября 1935 г. в Берлине и Вюнсдорфе (военный округ III ). В марте 1939 г. 3-я танковая дивизия участвовала в захвате Чехословакии. В сентябре 1939 г. дивизия принимала участие в Польской кампании. С мая 1940 г. дивизия воевала в Нидерландах и во Франции. С июля 1940 г. находилась в Германии, с мая 1941 г. – в Польше. С июня 1941 г. дивизия воевала на Восточном фронте. С июля 1944 г. находилась в Венгрии. С января 1945 г. 3-я танковая дивизия сражалась в Венгрии, затем - в Австрии. Остатки дивизии сдались в конце апреля 1945 г. в районе г. Штейр в Австрии.

    Опознавательные знаки 3-й танковой дивизии

    1939-1940 гг.
    Первый опознавательный знак 3-й танковой дивизии представлял собой стилизованный рисунок Бранденбургских ворот, не далеко от которых располагался штаб дивизии, формировавшейся большей частью в Берлине. Позднее этот символ использовался 20-й танковой дивизией.


    1940-1945 гг.

    Альтернативный знак, основанный на руническом символе "Ир" (Yr, Eur, Eihwaz) .
    Знак вяза или тиса, священных деревьев у германских племен, из которых делали луки.

    Опознавательный знак 3-й танковой дивизии во время операции «Цитадель»
    летом 1943 г.

    Дополнительный опознавательный знак 3-й танковой дивизии – медведь
    – символ Берлина.

    Дополнительный опознавательный знак 3-й танковой дивизии –
    герб Берлина на геральдическом щите.

    Средний танк Pz Kpfw III J
    2-й танк 2-го взвода 1-й роты 6-го танкового полка



    Рис. Х. Росадо.

    Прозвище дивизии – Берлинская медвежья дивизия .

    1939: сентябрь-ноябрь – Померания, Польша ( XIX мк 4-й А Гр.А «Север»), декабрь – Нижний Рейн (резерв 6-й А Гр.А «Б»).

    1940: январь-апрель - Нижний Рейн (резерв 6-й А Гр.А «Б»), май – Голландия, Бельгия (XLVII мк 6-й А Гр.А «Юг»), июнь – Франция (XXIV мк 6-й А Гр.А «Юг»), июль-ноябрь – Германия, III военный округ (резерв ОКХ), с 15 ноября – Германия, III военный округ (XLVI мк 11-й А Гр.А «Ц»).

    1941: январь-апрель – Германия, III военный округ (XLVI мк 11-й А Гр.А «Ц»), с 7 апреля – Германия, III военный округ (XXIV мк 11-й А Гр.А «Ц»), май-июнь – Германия, III военный округ (2 ТГр), июнь-декабрь – Минск, Смоленск, Киев, Брянск, Тула (XXIV мк 2-й ТГр Гр.А «Центр»), с 25 декабря – Харьков (LV ак 6-й А Гр.А «Юг»).

    1942: с 5 января – Курск (XLVIII тк 2-й А Гр.А «Центр»), март-май – Харьков (6 А Гр.А «Юг»), июнь – Харьков (XL тк 6-й А Гр.А «Юг»), июль-декабрь – Северный Кавказ (XL тк 1-й ТА Гр.А «А»).

    1943: январь – Северный Кавказ (XL тк 1-й ТА Гр.А «А»), февраль – Ростов, Сталино (4 ТА Гр.А «Дон»), март – р. Миус (III тк 1-й ТА Гр.А «А»), апрель-июнь – р. Миус (резерв 1-й ТА Гр.А «Юг»), июль – Белгород (III тк 4-й ТА Гр.А «Юг»), август – Харьков (группа «Кёмпф» Гр.А «Юг»), сентябрь-октябрь – р.Днепр, Киев (III тк 8-й А Гр.А «Юг»), ноябрь – р.Днепр, Киев (XXIV тк 4-й ТА Гр.А «Юг»), декабрь – Черкассы (III тк 8-й А Гр.А «Юг»).

    1944: январь-февраль – Черкассы (XXXXVIII тк 8-й А Гр.А «Юг»), март – Умань (LII тк 6-й А Гр.А «А»), апрель – Буг (XXXX ак 6-й А Гр.А «Южная Украина»), май – Днестр, Кишинёв (XXXX ак 6-й А Гр.А «Южная Украина»), июнь-июль - Днестр, Кишинёв (резерв 6-й А Гр.А «Южная Украина»), август – Висла, Баранов (XXXXVIII тк 4-й ТА Гр.А «Северная Украина»), сентябрь-декабрь – Нарев (резерв 2-й А Гр.А «Центр»).

    1945: январь – Венгрия (LXXII ак 6-й А Гр.А «Юг»), февраль-март – Венгрия (III тк 6-й А Гр.А «Юг»), апрель – Штирия (Центральная Австрия; IV тк СС 6-й А Гр.А «Юг»), май – Штайер, Еннс (Штирия - Центральная Австрия; IV тк СС 6-й А Гр.А «Австрия»).

    Организация 3-й танковой дивизии на 1 августа 1939 г. (Польша)

    5-й танковый полк «Вюнсдорф» (Wünsdorf)
    танковый батальон I (три лёгкие танковые роты)

    (Neuruppin)
    танковый батальон I (три лёгкие танковые роты)
    танковый батальон II (три лёгкие танковые роты)

    Усиленный учебный танковый батальон (две лёгкие роты и рота средних танков)

    3-й стрелковый полк
    стрелковый батальон I
    стрелковый батальон II

    3-й мотоциклетный батальон

    75-й артиллерийский полк
    штаб
    моторизованный взвод связи
    моторизованное метеорологическое отделение

    моторизованный артиллерийский дивизион II

    39-й противотанковый дивизион
    штаб
    моторизованный взвод связи
    1-я моторизованная противотанковая батарея
    2-я моторизованная противотанковая батарея
    3-я моторизованная противотанковая батарея
    4-я тяжёлая моторизованная пулемётная рота

    3-й моторизованный разведывательный батальон
    штаб
    моторизованный взвод связи
    1-й взвод бронемашин
    2-й взвод бронемашин
    мотоциклетная рота
    тяжёлая моторизованная рота


    1-я сапёрная рота
    2-я сапёрная рота
    3-я сапёрная рота
    моторизованный мост


    самоходная рота связи
    самоходная радио рота
    самоходная колонна снабжения связи

    Организация 3-й танковой дивизии в 1940 г. (Франция)

    3-я танковая бригада «Берлин»

    5-й танковый полк «Вюнсдорф» (до 1.1941)

    6-й танковый полк «Нойруппен»
    танковый батальон I (штабная рота, две лёгкие роты и рота средних танков)
    танковый батальон II (штабная рота, две лёгкие роты и рота средних танков)

    3-я стрелковая бригада «Эберсвальде»

    3-й стрелковый полк

    3-й мотоциклетный батальон

    75-й артиллерийский полк
    39-й противотанковый дивизион
    3-й моторизованный разведывательный батальон

    39-й самоходный батальон связи
    39-й дивизионный отряд снабжения

    В августе 1940 г. в состав дивизии вошёл 394-й стрелковый полк.

    В январе 1941 г. 3-я танковая дивизия для образования 5-й легкой дивизии отдала в Африку следующие части: штаб 3-й танковой бригады, 5-й танковый полк, 3-й моторизованный разведывательный батальон, 39-й противотанковый дивизион, 1-й дивизион 75-го артиллерийского полка. Взамен дивизия получила в феврале и марте 1941 г. II -й дивизион 49-го артиллерийского полка, 543-й противотанковый дивизион и 1-й разведывательный батальон.

    Организация 3-й танковой дивизии в 1941 г. :

    6-й танковый полк
    танковый батальон I (штабная рота, две лёгкие роты и рота средних танков)
    танковый батальон II (штабная рота, две лёгкие роты и рота средних танков)
    танковый батальон III (штабная рота, две лёгкие роты и рота средних танков)

    3-я стрелковая бригада «Эберсвальде»

    3-й стрелковый полк
    стрелковый батальон I
    стрелковый батальон II

    394-й стрелковый полк
    стрелковый батальон I
    стрелковый батальон II

    3-й мотоциклетный батальон

    75-й артиллерийский полк
    артиллерийский дивизион I
    артиллерийский дивизион II

    543-й противотанковый дивизион
    1-й разведывательный батальон
    39-й самоходный сапёрный батальон
    39-й самоходный батальон связи
    39-й дивизионный отряд снабжения

    Организация 3-й танковой дивизии летом 1943 г. :

    Штаб-квартира
    дивизионный штаб
    83-е моторизованное топографическое отделение

    6-й танковый полк
    полковой штаб
    штабная батарея
    танковый батальон I
    танковый батальон II

    3-й панцергренадерский полк
    полковой штаб

    самоходный панцергренадерский батальон I (на полугусеничных бронетранспортёрах)


    394-й панцергренадерский полк
    полковой штаб
    моторизованная полковая штабная рота
    моторизованный панцергренадерский батальон I
    моторизованный панцергренадерский батальон II
    моторизованная батарея пехотных орудий
    самоходная зенитная батарея

    75-й самоходный артиллерийский полк
    полковой штаб и штабная батарея
    моторизованный артиллерийский дивизион I
    моторизованный артиллерийский дивизион II
    моторизованный артиллерийский дивизион III
    моторизованная наблюдательная батарея

    543-й противотанковый дивизион
    штаб и штабная батарея
    моторизованная противотанковая батарея
    самоходная противотанковая батарея

    3-й самоходный разведывательный батальон
    штаб
    1-я рота бронемашин
    2-я мотоциклетная рота
    3-я мотоциклетная рота
    4-я самоходная разведывательная рота (на полугусеничных бронетранспортёрах)
    5-я тяжёлая самоходная разведывательная рота (на полугусеничных БТР)
    лёгкая моторизованная разведывательная колонна снабжения

    314-й армейский зенитно-артиллерийский дивизион
    штаб и моторизованная штабная батарея
    1-я тяжёлая моторизованная зенитная батарея
    2-я тяжёлая моторизованная зенитная батарея
    3-я лёгкая зенитная батарея
    4-я самоходная зенитная батарея
    лёгкая моторизованная зенитная колонна снабжения

    39-й самоходный сапёрный батальон
    штаб
    1-я самоходная сапёрная рота (на полугусеничных бронетранспортёрах)
    2-я моторизованная сапёрная рота
    3-я моторизованная сапёрная рота
    мостовая колонна
    лёгкая моторизованная сапёрная колонна снабжения

    83-й полевой запасной батальон (4 роты)

    39-й дивизионный отряд снабжения

    Боевые действия 3-й танковой дивизии

    В марте 1939 г ., после оккупации Судетской области, 3-я танковая дивизия участвовала в захвате оставшейся Чехословакии. В 8.20 утра 13 марта 1939 г. отдельные части достигли чешской столицы. Два дня спустя танки 3-й танковой дивизии возглавили немецкий парад в Праге.

    Польская компания

    Во время Польской кампании дивизия входила в состав XIX моторизованного корпуса генерала Гудериана и наступала с территории Померании. XIX корпус, в авангарде которого находилась 3-я танковая дивизия, пересёк Польский коридор и отрезал Польшу от Балтийского моря.

    18 сентября 1939 г. 3-я танковая дивизия установила контакт в районе Брест-Литовска с XXII моторизованным корпусом, наступавшим с юга. Замкнулось второе немецкое танковое кольцо. Последние подразделения польской армии прекратили сопротивление 6 октября.

    5-й танковый полк (два танковых батальона по три лёгкие танковые роты) – 160 танков (Pz IV – 9, Pz III – 3, Pz II – 77, Pz I – 63, Pz Bef – 8).

    6-й танковый полк (два танковых батальона по три лёгкие танковые роты) – 158 танков (Pz IV - 9, Pz III – 3, Pz II – 79, Pz I – 59, Pz Bef – 8).

    Учебный танковый батальон (две лёгкие роты и рота средних танков) – 73 танка (Pz IV - 14, Pz III – 37, Pz II – 20, Pz Bef – 2).

    Французская компания

    После успешной компании в Польше, дивизия была переброшена на Западный фронт. В плане разгрома Франции, дивизия должна была действовать в составе группы армии «Б». Она вступала в Бельгию и Нидерланды как часть сил, завлекающих французские войска в Нидерланды. Во второй фазе кампании, когда немецкая армия повернула на юг с целью оккупации Франции, 3-я танковая дивизия наступала к западу от Парижа. Дивизия имела серьёзные боевые столкновения с французской 3-й механизированной дивизией. Всего за компанию, танкисты дивизии заявили о 87 уничтоженных вражеских танках.

    5-й танковый полк – 130 танков (Pz IV – 16, Pz III – 29, Pz II – 55, Pz I – 22, Pz Bef – 8).

    6-й танковый полк – 136 танков (Pz IV – 16, Pz III – 29, Pz II – 60, Pz I – 23, Pz Bef – 8).

    В январе 1941 года дивизия была отозвана в Германию на отдых и переформирование.

    5-й танковый полк был выведен из состава 3-й танковой дивизии для формирования 5-й лёгкой африканской дивизии, вошедшей в состав новообразованного Африканского корпуса.

    В марте 1941 г., когда была проведена реорганизация танковых войск, 6-й танковый полк получил III -й батальон, который был передан из расформированного 28-го танкового полка 18-й танковой дивизии, где был II -м батальоном. На вооружении батальона состояли подводные («ныряющие») танки, созданные из средних танков Pz III и Pz IV для операции «Морской лев»» (вторжение в Англию).

    Восточный фронт

    После отдыха и восстановления, в мае 1941 г. дивизия была передислоцирована в Польшу и вошла в состав 2-й танковой группы генерала Гудериана группы армий «Центр».

    6-й танковый полк состоял из трёх батальонов трёхротного состава и имел на вооружении 203 танка Pz IV – 20, Pz III – 110, Pz II – 58, Pz Bef – 15).

    Июнь - сентябрь 1941 г.

    С 22 июня 1941 г. в составе 2-й танковой группы, входящей в группу армий «Центр», 3-я танковая дивизия наступала в первом эшелоне. В составе группы дивизия приняла участие во всех основных сражениях на центральном направлении: Минск - Смоленск, (Белостокско-Минское сражение, Смоленское сражение 1941) - и к сентябрю в ней осталось около 50 танков.

    После завершения Смоленского сражения 2-я танковая группа была развернута на юг, где приняла участие в окружении сил Юго-Западного фронта под Киевом.

    Октябрь - декабрь 1941 г.

    3-я танковая дивизия принимала участие в битве под Москвой 1941-1942 гг. в составе 2-й танковой группы генерала Гудериана.

    1942 г.

    В марте 1942 г. 3-я танковая дивизия была передана из группы армий «Центр» в район Харькова в состав 6-й армии группы армий «Юг». После победы под Харьковом дивизия была передана в 1-ю танковую армию, входившую во вновь образованную группу армий «А», для наступления на Кавказ.

    6-й танковый полк (три батальона трёхротного состава) имел на вооружении 164 танка (Pz IV – 33, Pz III – 106, Pz II – 25).

    1943 г.

    В начале 1943 г. под угрозой окружения группа армий «А» начала отступление, а 3-я танковая дивизия была передана в новую группу армий «Дон» и переведена под Ростов.

    В мае 1943 г. был расформирован III батальон 6-го танкового полка. К августу I батальон получил на вооружение танки Pz Kpfw V Panther («Пантера»).

    После отступления из-под Курска в течение осени 1943 г. 3-я танковая дивизия в декабре находилась в районе Кировограда, где попала в «котёл», из которого вышла при помощи деблокирующей группы с участием дивизии «Великая Германия».

    6-й танковый полк (один танковый батальон – II -й: штабная и четыре танковые роты) – 90 танков (Pz IV – 23, Pz III – 59, Pz II – 7, Pz Bef - 1).

    Pz IV "Grislybär" на Восточном фронте в сентябре 1943 г.

    1944 г.

    Весь год 3-я танковая дивизия отступала сначала в составе группы армий «Юг» через Украину, сражаясь под Черкассами, Уманью и на Буге. Затем 3-я танковая дивизия отошла в Польшу и в составе группы армий «Центр» осенью 1944 г. вела бои на Нареве.

    В декабре 1944 года дивизия была пополнена.

    1945 г.

    В январе 1945 г. 3-я танковая дивизия была переброшена в Венгрию, где сражалась до апреля, затем отступила в Австрию. Остатки дивизии сдались в конце апреля 1945 г. в районе г. Штейр в Австрии американским войскам.

    Командиры дивизии :

    Первым командиром стал генерал-майор, затем генерал-лейтенант Эрнст Фессман (Ernst Feßmann) 15 октября 1935 - 30 сентября 1937

    Генерал-лейтенант Лео Фрейхер Гейер фон Швеппенбург (Leo Freiherr Geyr von Schweppenburg ) 12 октября 1937 - 27 сентября 1939

    Генерал-майор Хорст Штумпф (Horst Stumpff ) 27 сентября 1939 - 14 декабря 1939

    Генерал-лейтенант Лео Фрейхер Гейер фон Швеппенбург 15 декабря 1939 – 14 февраля 1940

    Генерал-лейтенант Фридрих Кюн (Friedrich Kühn ) сентябрь 1940 - 3 октября 1940

    Генерал-лейтенант Хорст Штумпф (Horst Stumpff ) 4 октября 1940 - 14 ноября 1940

    Генерал-лейтенант Вальтер Модель (Walter Model ) 15 ноября 1940 - 21 октября 1941

    Генерал танковых войск Герман Брайт (Hermann Breith ) 22 октября 1941 - 1 сентября 1942

    Полковник Курт Фрейхер фон Либенштейн (Kurt Freiherr von Liebenstein ) 1 сентября – 24 октября 1942

    Генерал-лейтенант Франц Вестхофен (Franz Westhoven ) 25 октября 1942 - 20 октября 1943

    Генерал-лейтенант Фриц Байерлейн (Fritz Bayerlein ) 20 октября 1943 - 4 января 1944

    Полковник Рудольф Ланг (Rudolf Lang ) 5 января 1944 - 24 мая 1944

    Генерал-лейтенант Вильгельм Филипс (Wilhelm Philipps ) 25 мая 1944 - 20 января 1945

    Генерал-майор Вильгельм Зот (Wilhelm S ö th ) 20 января 1945 - 19 апреля 1945

    3-я танковая группа. Алитус

    Расположение советских частей на вильнюсско-каунасском направлении утром 22 июня было типичным для приграничных армий. Из состава четырех стрелковых дивизий 11-й армии на границе находилось по одному полку, из состава пятой стрелковой дивизии - два батальона. Этой завесе противостояли пять армейских корпусов немецких 16-й и 9-й армий, а также два моторизованных корпуса 3-й танковой группы. Стоявшие на границе советские стрелковые полки были атакованы, по меньшей мере, двумя пехотными дивизиями каждый. В связи с этим общая «немота» советской артиллерии в полосе 3-й танковой группы была, пожалуй, выражена в наибольшей степени. В отчете группы по итогам боев указывалось: «На всех участках фронта противник оказывал слабое сопротивление, нигде не отмечались действия артиллерии противника» .

    Методика наступления немецких танковых групп в первые дни войны с СССР напоминала принцип действия проходческого щита. При прокладке тоннелей ножевое кольцо щита вдавливают в грунт, а затем выбирается ограниченный кольцом цилиндр грунта. Немецкие танковые группы наступали двумя моторизованными корпусами на флангах и своего построения и армейским корпусом в центре. Танковые соединения пробивались в глубину обороны, а наступавшая в центре пехота перемалывала оказавшегося между двумя глубокими вклинениями противника. Такое построение позволяло рационально использовать дорожную сеть и повышало устойчивость к контрударам - внешние фланги моторизованных корпусов разделяло приличное расстояние. Перерубить «проходческий щит» фланговыми ударами было нетривиальной задачей.

    В ограниченном пространстве в Прибалтике построение «проходческим щитом» не применялось, а все остальные танковые группы (3, 2 и 1-я) строились именно так. Внешние фланги 3-й танковой группы образовывали XXXIX и LVII моторизованные корпуса, а центр - пехота V армейского корпуса. На северном фланге стык с группой армий «Север» обеспечивал VI армейский корпус. Острие удара XXXIX моторизованного корпуса было нацелено на переправу через Неман у Алитуса, а 12-я танковая дивизия LVII корпуса двигалась к переправе через туже реку у Меркине. Важным преимуществом танковой группы Гота было отсутствие водных преград прямо на границе. Танковым группам Гудериана и Клейста нужно было форсировать Буг, а на пути 3 ТГр такого препятствия не было.

    Отсутствие необходимости форсировать водную преграду уже в первые часы боевых действий сделало продвижение танков и пехоты Гота особенно стремительным. Пограничные укрепления были взяты с ходу. Беспокойство вызвало только донесение воздушной разведки о мелких группах советских войск, отходящих к Неману.

    Задачей танковых дивизий становится возможно быстрый прорыв к реке, до того как она станет устойчивым рубежом обороны.

    Первой к Неману прорвалась 7-я танковая дивизия XXXIX корпуса. Около часу дня 22 июня она входит в западную часть Алитуса и захватывает оба моста через Неман в неповрежденном состоянии. Даже в не располагающем к эмоциям документе, журнале боевых действий 3-й танковой группы, относительно захвата мостов сказано: «На это не рассчитывал никто». Позднее немцы писали, что у пленного советского офицера-сапера был найден приказ, предписывающий взорвать мосты в 19.00 22 июня. Это позволило им пуститься в рассуждения относительно того, что «ни один советский войсковой начальник не принимал самостоятельного решения уничтожать переправы и мосты». Впрочем, давайте поставим себя на место этого офицера. Буквально только что по радио прозвучала речь Молотова. Первое впечатление - шок. Решиться на взрыв моста довольно далеко от границы через несколько часов после начала войны было не так-то просто. К глубоким прорывам противника еще только предстояло привыкнуть. Кроме того, через мосты отходили отступающие от границы советские части. Взрывать у них перед носом мосты было бы плохой идеей. Через два часа после успешного прорыва к Алитусу удача улыбается соседнему LVII корпусу: мотоциклисты захватывают переправу в Меркине. Все тщательно разработанные в штабе Гота планы строительства переправ взамен взорванных с облегчением откладываются в сторону. Могло показаться, что война с СССР станет очередным блицкригом.

    Надо сказать, что советская версия боя под Алитусом существенно отличается от нарисованной немцами картины быстрого захвата мостов. Так, согласно статье доктора исторических наук, профессора М.В. Ежова «Танковый бой первого дня войны», немцы были встречены огнем еще на подступах к Алитусу: «…по приказу командования 11-й армии 5-я танковая дивизия выдвинулась на западный берег Немана для обороны предмостных позиций…» Соответственно мосты, согласно этой версии, были взяты с боем, при интенсивной поддержке авиации: «…на позиции, занятые советскими танкистами на западном берегу Немана, враги обрушили бомбовые удары, огонь артиллерии. Они несли тяжелые потери. Вражеским танкам удалось прорваться через мост на восточный берег Немана южнее Алитуса. Но они были сразу же контратакованы подразделениями 5-й танковой дивизии, которые смяли немецкие танки и ворвались в город». Такой сценарий не очень-то вязался с последующим продвижением немцев дальше к Минску. Поэтому тов. Ежов был снова вынужден бросить в бой многострадальные Люфтваффе: «Исход боя решила авиация врага, непрерывно наносившая удары по нашим танковым подразделениям. Не имея прикрытия с воздуха, они понесли большие потери и к исходу дня вынуждены были вновь отойти на восточный берег Немана». Так немецкие ВВС становятся чудо-оружием, рассеивающим танковые соединения Красной армии с сотнями танков. Отказ от признания очевидного, утраты переправы под внезапным ударом, порождает необходимость дополнительных объяснений. Особенно неубедительно начинают звучать все эти объяснения на фоне полусотни танков Т-34, имевшихся в 5-й танковой дивизии к началу войны. Люди задаются вопросом: «Ладно, бессмысленные контрудары, но тут-то немцы сами на рожон перли?! Стой и расстреливай их с места!» На ходу появляется еще одно объяснение общей неудачи - недостаток бронебойных снарядов у Т-34. Все это наспех построенное здание рушится при попытке разобраться, откуда у Люфтваффе такая нечеловеческая эффективность? Потом на подобных недоговорках и натяжках пышным цветом расцветает конспирология.

    Начальник штаба 3-го мехкорпуса П.А. Ротмистров, на которого ссылается в своей статье Ежов, никаких замысловатых причинно-следственных связей неуспеха не строит. В его воспоминаниях нет ни слова о боях на подступах к Алитусу, на западном берегу Немана. В «Стальной гвардии» Ротмистров пишет следующее: «Командир дивизии полковник Ф.Ф. Федоров успел выдвинуть к мосту у Алитуса только артиллерию 5-го мотострелкового полка, отдельный зенитно-артиллерийский дивизион и 2-й батальон 9-го танкового полка. Артиллеристы и танкисты, подпустив танки врага на 200–300 метров, открыли огонь прямой наводкой. За 30–40 минут боя они подбили 16 вражеских машин и на время задержали танковую колонну 39-го моторизованного корпуса фашистов» . В таком варианте противоречия с документами 3-й ТГр уже нет. Перечисленные части дивизии полковника Федорова выдвигаются к мосту уже после его захвата и задерживают развитие наступления с плацдарма на восточном берегу, подбив некоторое количество вражеских танков. При всех претензиях к Ротмистрову как к мемуаристу в целом здесь он не дает повода усомниться в своих словах.

    Если бы советская 5-я танковая дивизия успела выйти к мостам у Алитуса раньше, то форсирование Немана стало бы для передовых соединений 3-й танковой группы сложной задачей. Им бы пришлось продираться через энное количество разнокалиберных танков, и вряд ли она бы завоевала желтую майку лидера. Однако советские танки подошли к мостам уже тогда, когда они были заняты немцами. Поэтому для советских войск сражение развивалось по сценарию «атаки на плацдарм», а не «оборона предмостной позиции». Во второй половине дня 22 июня танкисты дивизии Ф.Ф. Федорова предприняли ряд атак на вражеские плацдармы, но все они были безрезультатны. Атакующие Т-34 были, разумеется, куда уязвимее занимающих статичные позиции, т. е. ответ на вопрос «А что случилось с 50 Т-34?» приобретает более простой и очевидный ответ.

    С другой стороны, попытки немцев прорваться с плацдармов также были поначалу безуспешными. Установка сверху была соответствующая, командование танковой группы планировало «уже в первый день продвинуться так далеко на восток от Немана, насколько это вообще возможно». Однако советские танкисты заняли выгодные позиции на обратных скатах высот на подступах к Алитусу. Как вспоминал танкист 7-й танковой дивизии Хорст Орлов, попытка продвигаться на восток с южного плацдарма сразу привела к потере шести танков. Они стали жертвами советской танковой засады. Гот же продолжал требовать от всех своих корпусов «двигаться дальше на восток, не дожидаясь отставших дивизий. Вечером 22 июня - наступление до последней возможности». XXXIX корпусу предписывалось еще до конца дня прорваться до Вильнюса. Но ни о каком прорыве с двух удачно захваченных переправ пока не было и речи. Ситуация вошла в положение устойчивого равновесия. Советская сторона не могла ликвидировать плацдармы, немцы - «вскрыть» их. Особенно унизительно было то, что соседний LVII моторизованный корпус продвинулся дальше от Немана на восток, поздно вечером он достиг Варены, выполнив задачу дня.

    Вечером к Алитусу подошли танки 20-й танковой дивизии. Они были направлены на северный плацдарм. При этом подошедшие танковые части передали часть своего боекомплекта танкистам дивизии Майнтойфеля - в результате тяжелого дневного боя они расстреляли большую часть боезапаса. Подход подкреплений изменил соотношение сил. Этим было решено воспользоваться, и немедленно. Захват немцами сразу двух плацдармов на Немане дал им известную свободу выбора направления главного удара. Около 21.00 22 июня был «вскрыт» северный плацдарм. Советская 5-я танковая дивизия оказалась под угрозой удара во фланг и тыл. От идеи ликвидации немецкого плацдарма на Немане пришлось отказаться. Потрепанные части дивизии Федорова начали отход от Алитуса на северо-восток. Однако воспользоваться открывшимися возможностями дальнейшего продвижения на восток немцы воспользоваться уже не успевают. С наступлением темноты боевые действия прекращаются.

    В вечернем донесении 3-й танковой группы бой под Алитусом был оценен как «крупнейшая танковая битва за период этой войны» для 7-й танковой дивизии. Имеется в виду, очевидно, не война с СССР, а Вторая мировая война, начавшаяся 1 сентября 1939 г. Потери советской 5-й танковой дивизии в донесении о бое в штаб группы армий «Центр» были оценены в 70 танков, в ЖБД 3-й ТГр - 80 танков. Соответственно собственные потери до донесению 3-й ТГр составили 11 танков, включая 4 «тяжелых» (видимо, речь идет о Pz.IV). Не совсем понятно, какие потери имеются в виду. Скорее всего - безвозвратные. Соответственно общие потери должны быть по крайней мере в два-три раза больше. По советским данным, из 24 участвовавших в бою танков Т-28 было потеряно 16, из 44 Т-34 - 27, из 45 БТ-7 - 30. Итого 73 машины, что вполне стыкуется с немецкими данными.

    Нельзя сказать, что Гот был полностью удовлетворен результатами дня. Дело было даже не в том, что не удалось сразу прорваться с плацдармов у Алитуса на восток. В журнале боевых действий 3-й ТГр по итогам дня было записано следующее: «Можно усомниться в том, было ли вообще необходимым и целесообразным введение в бой пехотных дивизий ввиду открывшегося теперь фактического положения противника». Из-за некоторой переоценки немецкой разведкой противостоящих 3-й ТГр сил Красной армии ее построение «проходческим щитом» было неоптимальным с точки зрения обстановки.

    Моторизованные корпуса Гота 22 июня были стиснуты между армейскими корпусами и глубоко эшелонированы в глубину. Неоспоримым плюсом такого положения было спокойствие за тыл, где еще оставались разрозненные советские части. В остальном сужение полос корпусов заключало в себе массу недостатков. Оно замедляло продвижение группы, а также лишало авангарды, встречавшие сопротивление противника, поддержки далеко отставшей артиллерии. Кроме того, жесткое разделение полос наступления исключало законные цели танков из ведения мотокорпусов. Так, медленное продвижение VI АК к Приенаю (он вышел к реке только 23 июня) привело к взрыву там единственного моста через Неман. Если бы к Приенаю вышла танковая дивизия, то мост был бы захвачен уже в первые часы войны, когда Красная армия еще находилась в ступоре перехода от состояния мира к состоянию войны. Наилучшим вариантом для 3-й ТГр был бы прорыв на широком фронте к Неману моторизованными корпусами, с быстрым захватом всех переправ. Приходится в очередной раз констатировать, что перед нами далеко не «идеальный шторм».

    В вермахте в это время готовились сформировать для вторжения в Советский Союз ЧЕТЫРЕ танковые группы. Немецкая танковая группа не имела ни стандартного состава, ни определенной штатной численности танков.

    Так, самая слабая, 4-я танковая группа Гёпнера имела в своем составе три танковые (1, 6 и 8-я) и три моторизованные дивизии, всего 602 танка.

    Самая крупная, 2-я танковая группа Гудериана включала в себя пять танковых (3, 4, 10, 17, 18-я), три моторизованные, одну кавалерийскую дивизии и отдельный моторизованный полк «Великая Германия», имея на вооружении 994 танка.

    Всего в составе четырех танковых групп 22 июня 1941 г. числилось 3266 танков, т.е. в среднем по 817 танков в каждой группе .

    Правды ради надо отметить, что, уступая советскому мехкорпусу в количестве танков, танковая группа вермахта значительно (в 2-3 раза) превосходила его по численности личного состава. Так, при полной укомплектованности танковая группа Гудериана. должна была насчитывать более 110 тыс. человек личного состава, в то время как штатная численность мехкорпуса РККА составляла всего 36 080 человек.

    Это кажущееся противоречие имеет простое объяснение. Готовясь к войне с СССР, Гитлер распорядился в два раза увеличить число танковых дивизий, с 10 до 20. Сделано это было методом простого деления, путем сокращения числа танковых полков в дивизии с двух до одного. В результате в немецкой танковой дивизии на один танковый полк приходилось два пехотных, причем основная масса этой пехоты передвигалась вовсе не на бронетранспортерах (как в старом советском кино), а на разномастных трофейных грузовиках. Начальник штаба сухопутных сил вермахта Гальдер в своем знаменитом дневнике отмечает (запись от 22 мая 1941 г.), что у Гудериана в 17-й тд насчитывается 240 разных типов автомашин . Как обслуживать в полевых условиях такой передвижной музей автотехники?

    В моторизованной дивизии вермахта танков не было. Ни одного. Г. Гот пишет, что моторизованные дивизии его танковой группы были созданы на базе обычных пехотных дивизий, а машины получили «только в последние месяцы перед началом войны, а 18-я дивизия - за несколько дней до выхода в район сосредоточения » .

    Фактически танковая группа вермахта представляла собой крупное соединение мотопехоты, усиленной несколькими (от 3 до 5) танковыми полками. Продолжая линию «зоологических» сравнений, начатую в свое время В. Суворовым, можно сказать, что танковая группа вермахта была могучим и тяжелым буйволом, а мехкорпус Красной Армии - гибким и стремительным леопардом.

    В живой природе исход схватки четырех буйволов с двумя дюжинами леопардов был бы предрешен. Не сомневалось в возможностях своих «леопардов» и высшее командование РККА, строившее самые смелые планы Великого Похода.

    «...Танковые корпуса, поддержанные массовой авиацией, врываются в оборонительную полосу противника, ломают его систему ПТО, бьют попутно артиллерию и идут в оперативную глубину... Особенно эффективным будет использование мехкорпусов концентрически, когда своим сокрушающим ударом эти мехкорпуса сведут клещи для последующего удара по противнику... При таких действиях мы считаем, что пара танковых корпусов в направлении главного удара должна будет нанести уничтожающий удар в течение пары часов и охватить всю тактическую глубину порядка 30-35 км. Это требует массированного применения танков и авиации; и это при новых типах танков возможно » - так, с чувством законной гордости, докладывал начальник Главного автобронетанкового управления РККА генерал армии Павлов на известном совещании высшего комсостава Красной Армии в декабре 1940 г.

    «...Темп дальнейшего наступления после преодоления тактической глубины будет больше и дойдет до 15 км в час... Мы считаем, что глубина выхода в тыл противника на 60 км - не предел. Надо всегда за счет ускорения и организованности иметь в виду сразу же в первый день преодолеть вторую полосу сопротивления и выйти на всю оперативную глубину... »

    Гладко было на бумаге, да забыли про овраги... К несчастью, даже у Гитлера, хотя и считался он «бесноватым ефрейтором», хватило ума не ждать, а напасть самому. Напасть раньше, чем Сталин укомплектует до последней гайки все свои двадцать девять мехкорпусов. В результате воевать пришлось отнюдь не таким мехкорпусам, какие описаны выше.

    Полностью укомплектовать до штатной численности все 29 мехкорпусов к июню 41-го года не удалось. Об этом - как о ярчайшем и убедительнейшем доказательстве нашей «неготовности к войне» - всегда талдычили историки из ведомства спецпропаганды, забывая пояснить читателям, к какой же именно войне готовилась (да только не успела приготовиться) «неизменно миролюбивая» сталинская империя, создававшая бронированную орду, число орудий в которой должно было превысить число сабель в войске хана Батыя.

    «Мы не рассчитали объективных возможностей нашей танковой промышленности, - горько сетует в своих мемуарах Великий Маршал Победы, - для полного укомплектования мехкорпусов требовалось 16 600 танков только новых типов... такого количества танков в течение одного года практически при любых условиях взять было неоткуда » .

    Ну как же мог бывший начальник Генерального штаба забыть утвержденную им самим 22 февраля 1941 г. программу развертывания мехкорпусов?

    Все мехкорпуса были разделены на 19 «боевых», 7 «сокращенных» и 4 «сокращенных второй очереди». Всего к концу 1941 г. планировалось иметь в составе мехкорпусов и двух отдельных танковых дивизий 18 804 танка, в том числе - 16 655 танков в «боевых» мехкорпусах .

    Другими словами, среднее количество танков (877) в 19 «боевых» мехкорпусах должно было равняться среднему числу танков в каждой из 4 танковых групп вермахта.

    С точки зрения количественных показателей эта программа успешно выполнялась. Уже к 22 февраля 1941 года в составе мехкорпусов числилось 14 684 танка. Запланированный до конца года прирост численности на 4120 единиц был значительно меньше реального производства, составившего в 1941 году 6590 танков (в том числе 1358 KB и 3014 Т-34) .

    Для сравнения отметим, что немцы (на которых якобы «работала вся Европа») в 1941 году произвели только 3094 танка всех типов, включая 678 легких чешских PZ 38(t).

    В следующем, 1942 г. танковая промышленность СССР произвела уже 24 718 танков, в том числе 2553 тяжелых KB и 12 527 средних Т-34 . Итого: 3911 KB и 15 541 Т-34 за два года.

    Причем этот объем производства был обеспечен в таких условиях, которые в феврале 1941 г. Жуков со Сталиным могли увидеть только в кошмарном сне: два важнейших предприятия (крупнейший в мире танковый завод № 183 и единственный в стране производитель танковых дизелей завод № 75) пришлось под бомбами перевозить из Харькова на Урал, а два огромных ленинградских завода (№ 185 им. Кирова и № 174 им. Ворошилова) оказались в кольце блокады. Нет никаких разумных оснований сомневаться в том, что в нормальных условиях советская промышленность тем более смогла бы обеспечить к концу 1942 г. (как это было запланировано) полное укомплектование и перевооружение новыми танками всех 29 мехкорпусов, для оснащения которых требовалось «всего» 3654 танка KB и 12 180 танков Т-3.

    Покончив со спорами и прогнозами, перейдем к оценке того, что было в натуре. К началу боевых действий в составе 20 мехкорпусов, развернутых в пяти западных приграничных округах, числилось 11 029 танков . Еще более двух тысяч танков было в составе трех мехкорпусов (5, 7, 21-го) и отдельной 57-й тд, которые уже в первые две недели войны были введены в бой под Шепетовкой, Лепелем и Даугавпилсом. Таким образом, Жукову и иже с ним пришлось начинать войну, довольствуясь всего лишь ЧЕТЫРЕХКРАТНЫМ численным превосходством в танках. Это если считать сверхскромно, т.е. не принимая во внимание танки, находившиеся на вооружении кавалерийских дивизий и войск внутренних округов. Всего же, по состоянию на 1 июня 1941 г., в Красной Армии было 19 540 танков (опять же не считая легкие плавающие Т-37, Т-38, Т-40 и танкетки Т-27), не считая 3258 пушечных бронеавтомобилей .

    Распределены имевшиеся в наличии танки по мехкорпусам были крайне неравномерно. Были корпуса (1, 5, 6-й), укомплектованные практически полностью, были корпуса (17 и 20-й), в которых не набиралось и сотни танков. Столь же разнородным был и состав танкового парка. В большей части мехкорпусов новых танков (Т-34, KB) не было вовсе, некоторые (10, 19, 18-й) были вооружены крайне изношенными БТ-2 и БТ-5, выпуска 1932-1934 гг., или даже легкими танкетками Т-37 и Т-38. И в то же самое время были мехкорпуса, оснащенные сотнями новейших танков.

    На первый взгляд понять внутреннюю логику такого формирования трудно. По крайней мере, никакой связи между порядковым номером и степенью укомплектованности не обнаруживается. Так, 9-й мехкорпус Рокоссовского, формирование которого началось еще в 1940 г., имел на вооружении всего 316 (по другим данным - 285) танков, а развернутый весной 1941 г. 22-й мехкорпус к началу войны имел уже 712 танков .

    Но стоит только нанести на карту приграничных районов СССР места дислокации мехкорпусов, как замысел предстоящей «Грозы» откроется нам во всем своем блеске.

    Семь самых мощных мехкорпусов Красной Армии, превосходящих по числу и (или) качеству танков любую танковую группу вермахта, были расположены накануне войны следующим, очень логичным образом.

    Главный удар должны были наносить войска Юго-Западного фронта на Краков - Катовице. Вот почему на самой вершине «львовского выступа» развернулись три мехкорпуса (4, 8, 15-й), насчитывающие 2627 танков, в том числе 721 KB и Т-3. Всего же в составе войск Юго-Западного фронта было восемь (!!!) мехкорпусов.

    Вспомогательный удар на Люблин и Варшаву должны были нанести войска левого крыла Западного фронта - и в лесах у Белостока, рядом с лентой Варшавского шоссе, мы находим 6-й мехкорпус (1131 танк, в том числе 452 новых KB и Т-34). И еще три других мехкорпуса затаились в глухих местах тесного «белостокского выступа».

    Во второй эшелон Юго-Западного и Западного фронтов, в район Шепетовки и Орши, выдвигались другие два «богатыря» - 5-й МК (1070 танков) и 7-й МК (959 танков).

    Перед войсками Южного (Одесский округ) и Северо-Западного (Прибалтийский округ) фронтов ставились гораздо более скромные задачи: прочно прикрыть фланги ударных группировок и не допустить вторжения противника на территорию округов. Вот почему в их составе мы находим всего по два корпуса, укомплектованные наполовину от штата, причем старыми танками.

    Все просто, ясно и совершенно логично. Некоторой загадкой выглядит только местоположение именно того мехкорпуса, с рассказа о котором мы и начали эту часть книги.

    «И пошел, командою взметен...»

    Первый по номеру, «возрасту» и укомлектованности мехкорпус перед войной находился в составе Северного фронта (Ленинградского округа). Почему и зачем? Хотя Ленинградский округ и входит традиционно в перечень «западных приграничных округов СССР» - какая же это «западная граница»? С запада округ граничил с советской Прибалтикой, а до границ Восточной Пруссии от Ленинграда аж 720 км. Приграничным же Ленинградский округ был только по отношению к четырехмиллионной Финляндии.

    Ленинградский военный округ превращался во фронт с названием «Северный». На первый взгляд и это довольно странно - логичнее было бы его назвать «Ленинградским», «балтийским», на худой конец - «карельским». Но в империи Сталина случайности случались крайне редко.

    «В середине июня 1941 г. группа руководящих работников округа, возглавляемая командующим округа генерал-лейтенантом М.М. Поповым, отправилась в полевую поездку под Мурманск и Кандалакшу », - вспоминает один из участников этой поездки, главный маршал авиации (в те дни - командующий ВВС округа) А.А. Новиков . Мурманск - это не просто север, это уже заполярный север. Далее товарищ маршал с чувством глубокого возмущения описывает, как Попов и другие советские генералы наблюдают за столбами пыли, которые подняли над лесными дорогами выдвигающиеся к границе финские войска. Другими словами, «полевая поездка» командования округа (фронта) проходила в непосредственной близости от финской границы. Разглядывание «лесных дорог» на сопредельной территории (на военном языке это называется «рекогносцировка») так увлекло командующего, что в Ленинград генерал-лейтенант Попов вернулся только 23 июня, и весь первый день советско-германской войны фронтом (округом) командовал прибыший из Москвы в качестве представителя Ставки К.А. Мерецков .

    Конечно, можно предположить, что поездка генерала Попова в Мурманск была связана с подготовкой войск округа к отражению будущего гитлеровского вторжения. Увы, это не так. Наступления немцев в Заполярье никто не ожидал. О чем весьма красноречиво свидетельствуют воспоминания подполковника X. Райзена, командира бомбардировочной группы II/ KG30, о первом налете на Мурманск 22 июня 1941 года:

    «... мы не встретили ни истребительного, ни зенитного противодействия. Даже самолеты, осуществлявшие штурмовку на малой высоте, не были обстреляны... вражеской авиации буквально не существовало, немецкие машины действовали над советской территорией совершенно без помех... »

    Да и странная какая-то хронология событий получается: генерал Попов до начала боевых действий уезжает в Мурманск, чтобы готовить город к «обороне от немцев», но сразу же покидает его, как только немецкое нападение становится свершившимся фактом...

    Можно и про переброску 1-й танковой дивизии написать, что ее целью было «укрепление обороны Мурманска». Можно. Бумага все стерпит. Но зачем же держать советских генералов за полных дураков? Если они хотели перевезти танковую дивизию к Мурманску - так и везли бы, Кировская железная дорога как раз до Мурманска и доведена. Какая была нужда за 260 км до места назначения сворачивать налево и выгружать дивизию в безлюдной и бездорожной лесотундре?

    Да и как могла дивизия, оснащенная легкими танками БТ, укрепить оборону Советского Заполярья? Обратимся еще раз к воспоминаниям командира 1-й тд генерала В.И. Баранова:

    «...действия танкистов усложняла сильно пересеченная местность. Бездорожье, скалы и крутые сопки, покрытые лесом, лощины и поляны, заросшие кустарником и усеянные валунами, озера, горные речки, топкие болота... О применении танков хотя бы в составе батальона не могло быть и речи. Бои велись мелкими группами, взводами и даже машинами из засад... »

    На такой «противотанковой местности» быстроходный БТ неизбежно терял свое главное качество - подвижность. А других особых достоинств за этой боевой машиной с противопульным бронированием и легкой 45-мм пушкой никогда и не числилось. Так неужели танковую дивизию везли за тридевять земель только для того, чтобы разодрать ее там на мелкие группы и «действовать отдельными машинами из засад»? Для «укрепления обороны» гораздо проще и эффективнее было бы в тех же самых эшелонах перебросить в Заполярье десяток тяжелых артиллерийских полков РГК, да и поставить в засады не легкие танки, вооруженные «сорокапяткой» (осколочный снаряд которой весил 1,4 кг), а тяжелые гаубицы калибра 152 или, еще лучше, - 203 мм. Вот они бы и встретили врага снарядами весом в 43-100 кг, от которых и среди гранитных валунов не укроешься.

    И тем не менее 1-я танковая приехала именно в Алакуртти (и именно в те дни, когда советские генералы разглядывали в бинокли лесные финские дороги) не случайно, и совсем не по дурости, а в соответствии с изумительно красивым Планом. К обсуждению этого плана мы подойдем чуть позднее, а сейчас снова обратимся к событиям 17 июня 1941 г.

    Именно в этот день, когда 1-я тд начала погрузку в эшелоны, уходящие в Заполярье, командный состав 10-го МК убыл на штабные учения. Провести эти учения руководство округа решило на севере Карельского перешейка, в районе Выборга, рядом с финской границей. В 9 часов утра 21 июня что-то изменилось, .учения были неожиданно прерваны, а всем командирам было приказано немедленно вернуться в свои части .

    В два часа ночи 22 июня 1941 г. (в то самое время, когда эшелоны с 1-й танковой дивизией приближались к станции выгрузки) на командный пункт 21-й тд 10-го мехкорпуса, в поселок Черная Речка под Ленинградом, прибыл сам генерал-лейтенант П.С. Пшенников - командующий 23-й, самой крупной из трех армий Северного фронта. Генерал-лейтенант лично поставил командиру 21-й тд полковнику Бунину задачу готовить дивизию к выступлению.

    В 12.00 22 июня в дивизии объявлена боевая тревога с выходом частей в свои районы сбора по тревоге . На следующий день, в 6 часов утра 23 июня в 21-й танковой дивизии получен боевой приказ штаба 10-го МК о выступлении в район Иля-Носкуа (ныне г. Светогорск Ленинградской области), в нескольких километрах от финской границы.

    В распоряжении автора не было текста «Журнала боевых действий» других дивизий 10-го МК (24-й танковой и 198-й моторизованной), но, судя по тому, что они вышли из района постоянной дислокации в Пушкине и Ораниенбауме в то же самое время, что и 21-я тд, и двинулись в том же направлении, можно предположить, что 22 июня 41 г. и они получили аналогичные приказы от командования корпуса и 23-й армии.

    Самое время познакомиться теперь поближе и с этим мехкорпусом.

    10-й мехкорпус (командир - генерал-майор И.Г. Лазарев) был оснащен и подготовлен к ведению боевых действий значительно хуже 1-го МК. В разных источниках приводятся разные цифры укомплектованности 10-го МК танками: от 469 до 818 единиц . Такая неразбериха в цифрах, по всей вероятности, связана с тем, что на вооружение корпуса было принято множество танков Т-26 и БТ ранних выпусков, которые перед началом войны ускоренно списывались в преддверии поступления новой техники.

    В большей степени это замечание относилось к 24-й танковой дивизии 10-го мехкорпуса, сформированной на базе 11-го запасного танкового полка и принявшей от него сильно изношенную учебную материальную часть: 139 БТ-2 и 142 БТ-5 (всего 281 танк выпуска 1932-1934 годов). Когда 24-я тд начала выдвижение в исходный для наступления район, из 281 имеющегося в наличии танка 49 были оставлены в месте постоянной дислокации как неисправные. После чего из вышедших в поход 232 танков до лесного массива в районе Светогорска дошло только 177 танков.

    Во всех отношениях лучше обстояли дела в другой танковой дивизии 10-го МК. 21-я танковая дивизия была сформирована на базе 40-й краснознаменной танковой бригады, заслужившей свой орден за мужество и мастерство, проявленные в боях на Карельском перешейке. К началу войны 21-я тд имела по списку 217 легких танков Т-26 . И марш эта дивизия выполнила гораздо организованнее. В журнале боевых действий 21-й танковой читаем: «...на марше имели место отставания отдельных танков и машин, которые службой замыкания дивизии быстро восстанавливались и направлялись по маршруту » .

    Что касается третьей дивизии 10-го МК - 198-й моторизованной, - то она имела всего несколько десятков исправных танков, и по сути дела была обычной стрелковой дивизией с необычно большим количеством автотранспорта.

    Все познается в сравнении. К этому золотому правилу, так старательно забытому коммунистическими «историками», мы будем обращаться еще не один раз. Разумеется, в сравнении с 1-м МК (1039 танков и 4730 автомашин самого разного назначения, от бензоцистерн до рефрижераторов и душевых кабин, новейшие гусеничные тягачи и новейшие гаубицы в артполках) 10-й МК выглядит просто безоружным. Но воевать-то собирались не со своим соседом по округу, а с каким-то другим противником...

    В тот же самый день и час, когда огромные грохочущие и изрядно дымящие колонны танков, броневиков, гусеничных тягачей 10-го мехкорпуса двинулись через Ленинград на Выборг, утром 23 июня 1941 г., по Ленинградскому шоссе из Пскова в Гатчину (Красногвардейск) двинулась и главная ударная сила Северного фронта: две дивизии (3-я танковая и 163-я моторизованная) из состава 1-го МК.

    «Мчались танки, ветер поднимая, наступала грозная броня... »

    Только в каком-то странном направлении мчались. Не на войну - а от войны. Или все-таки на войну, но на другую?

    А в это время на самых дальних (пока еще - дальних) западных подступах к Ленинграду назревала большая беда.

    С первых же часов войны в Прибалтике, в полосе обороны Северо-Западного фронта, ход боевых действий отчетливо приобретал характер небывалого разгрома.

    Вот как описывают советские военные историки события тех дней в монографии «1941 год - уроки и выводы»: «...последствия первых ударов противника оказались для войск Северо-Западного фронта катастрофическими. Войска армий прикрытия начали беспорядочный отход... Потеряв управление, командование фронта не смогло принять решительных мер по восстановлению положения и предотвращению отхода 8-й и 11-й армий... »

    Стоит отметить, что на противника «беспорядочный отход» войск Северо-Западного фронта произвел впечатление заранее запланированного отступления! Начальник штаба сухопутных войск Германии Ф. Гальдер записывает 23 июня 1941 г. в своем знаменитом «Военном дневнике»:

    «...об организованном отходе до сих пор как будто говорить не приходится. Исключение составляет, возможно, район перед фронтом группы армий «Север», где, видимо, действительно заранее был запланирован и подготовлен отход за реку Западная Двина. Причины такой подготовки пока установить нельзя... » Да, не хватало у немецких генералов фантазии на то, чтобы представить себе наши реалии...

    Вернемся, однако, к описанию этих событий, данному российскими историками:

    «...26 июня положение отходивших войск резко ухудшилось. 11-я армия потеряла до 75% техники и до 60% личного состава. Ее командующий генерал-лейтенант В. И. Морозов упрекал командующего фронтом генерал-полковника Ф.И. Кузнецова в бездействии... в Военном совете фронта посчитали, что он не мог докладывать в такой грубой форме, при этом Ф.И. Кузнецов сделал ошибочный вывод, что штаб армии вместе с В.И. Морозовым попал в плен и работает под диктовку врага... Среди командования возникли раздоры. Член Военного совета корпусной комиссар П.А. Дибров, например, докладывал, что начальник штаба генерал-лейтенант П. С. Кленов вечно болеет, работа штаба не организована, а командующий фронтом нервничает... »

    Пока в штабе Северо-Западного фронта искали «крайнего», 26 июня 1941 г. в районе Даугавпилса сдался в плен начальник Оперативного управления штаба Северо-Западного фронта генерал-майор Трухин (в дальнейшем Трухин активно сотрудничал с немцами, возглавил штаб власовской «армии» и закончил жизнь на виселице 1 августа 1946 года) .

    Для правильного понимания дальнейших событий очень важно отметить, что Верховное командование в Москве трезво оценивало ситуацию и не питало никаких иллюзий по поводу того, что разрозненные остатки неуправляемого Северо-Западного фронта смогут сдержать наступление немецких войск.

    Уже 24 июня (т.е. на третий день войны!) было принято решение о создании оборонительной полосы на рубеже реки Луга - 550 км к западу от границы, 90 км до улиц Ленинграда . Вместе с тем, 25 июня Ставка приняла решение о проведении контрудара против 56-го танкового корпуса вермахта, прорвавшегося к Даугавпилсу. В стремлении хоть как-то задержать наступление немцев на естественном оборонительном рубеже реки Западная Двина командование РККА привлекло к участию в этом контрударе совершенно неукомплектованный 21-й мехкорпус (плановый срок завершения формирования этого корпуса был назначен на 1942 г.) и даже 5-й воздушно-десантный (!) корпус, не имевший для борьбы с танками ни соответствующего вооружения, ни должной подготовки. Другими словами, брешь в разваливающемся фронте обороны пытались заткнуть всем, что было под руками.

    И вот в этой-то обстановке самый мощный на северо-западном ТВД 1-й мехкорпус (который даже после отправки 1-й тд в Лапландию еще имел в шесть раз больше танков, чем 21-й мехкорпус Лелюшенко!), разбивая дороги гусеницами сотен танков, уходил на север, в Гатчину, т.е. в прямо противоположном от линии фронта направлении!

    К слову говоря, сами немцы были весьма обескуражены необъяснимым для них исчезновением «псковской танковой группы». Сперва им показалось, что 1-й МК ушел от Пскова на юг. Гальдер 22 июня 1941 г. отмечает в своем дневнике:

    «...русская моторизованная псковская группа... обнаружена в 300 км южнее предполагавшегося ранее района ее сосредоточения. .. »

    «...из всех известных нам оперативных резервов противника в настоящее время неясно пока лишь местонахождение псковской танковой группы. Возможно, она переброшена в район между Шяуляем и Западной Двиной... »

    На следующий день, 25 июня, Гальдеру доложили, что «7-й танковый корпус противника переброшен из района Пскова через Западную Двину в район южнее Риги » .

    Не будем слишком строги в оценке работы немецкой военной разведки. Им просто в голову не могло прийти, где на самом деле надо искать 1-й мехкорпус. Да и не было у них разведывательных самолетов с таким радиусом действия, который бы позволил зафиксировать передвижения танковых частей Северного фронта. Вот если бы был у них разведывательный спутник, то с его «борта» открылось бы поистине фантастическое зрелище.

    От границы Восточной Пруссии к Западной Двине двумя длинными колоннами в северо-восточном направлении двигались два немецких танковых корпуса из состава 4-й танковой группы: 41-й под командованием Рейнгардта и 56-й под командованием Манштейна. Далее на огромном трехсоткилометровом пространстве шла обычная мирная (если смотреть на нее из космоса) жизнь. А еще дальше к востоку, в том же самом северо-западном направлении, в таких же клубах пыли и дыма двигались два советских мехкорпуса: 1-й МК - от Пскова к Ленинграду, 10-й МК - от Ленинграда к Выборгу.

    И что совсем уже удивительно - марширующие советские и воюющие немецкие дивизии двигались почти с одинаковой скоростью!

    Корпус Манштейна прошел 255 км от границы до Даугавпилса (Двинска) за четыре дня. Средний темп продвижения - 64 км в день.

    Корпус Рейнгардта прошел от границы до городка Крустпилса на Западной Двине за пять дней. Средний темп продвижения - 53 км в день.

    А танковые дивизии 10-го мехкорпуса вышли в указанный им район сосредоточения северо-восточнее Выборга, в 150 км от Ленинграда только к концу дня 24 июня. Двое суток на марш от Пскова до Гатчины (200 км по прямой) потребовалось и дивизиям элитного 1-го мехкорпуса.

    Строго говоря, темп продвижения советских танковых дивизий был все же в полтора раза выше.

    Но немцы ведь не просто маршировали, а (как принято считать) еще и «преодолевали ожесточенное сопротивление Красной Армии».

    Неспособность механизированных частей к организации форсированного марша была первым неприятным сюрпризом, с которым столкнулось командование Северного фронта. Низкие темпы отнюдь не были связаны с особой тихоходностью советских танков (БТ и по сей день может считаться самым быстроходным танком в истории), а с безобразной организацией службы регулирования движения и эвакуации неисправных машин. В специально посвященном этому вопросу приказе командира 1-го мехкорпуса от 25 июня 1941 года отмечалось, что машины следовали в колоннах стихийно, перегоняя друг друга, останавливаясь по желанию шоферов на незапланированных стоянках, создавая пробки. Сбор отставших и ремонт неисправных машин отсутствовал.

    Не многим лучше обстояли дела и в 10-м мехкорпусе. Протяженность маршрута выдвижения 24-й танковой дивизии составила 160 километров, которые она преодолела за 49 часов! Средняя скорость марша - 3,5 км/час (если помните, Д. Павлов предполагал, что мехкорпуса будут не просто маршировать, а наступать с темпом в 15 км/час!). В 21-й танковой дивизии танки израсходовали в ходе двухдневного марша по 14-15 моточасов, что явно свидетельствует о том, что даже в этой наиболее подготовленной и лучше оснащенной дивизии половина «марша» состояла из стояния в пробках и заторах.

    Как бы то ни было, к 25-26 июня все части и соединения 1-го и 10-го мехкорпусов развернулись в указанных им районах на огромном пространстве от Гатчины до Заполярья, привели в порядок после многодневного марша людей и технику, выслали к финской границе, а как стало сейчас известно из воспоминаний живых участников событии, и ЗА финскую границу, разведывательные группы и...

    И ничего не произошло. Сухопутные (подчеркнем это слово жирной чертой) силы Северного фронта (14, 7, 23-я армии в составе пятнадцати стрелковых, двух моторизованных, четырех танковых дивизий и отдельной стрелковой бригады) застыли в томительном и необъяснимом бездействии.

    На рассвете 25 июня 1941 года...

    В то время как войска Северного фронта (Ленинградского ВО) совершали эти загадочные перегруппировки, боевые действия в Прибалтике продолжали развиваться все в том же, т.е. катастрофическом направлении. Только в районе Даугавпилса отчаянно смелый удар танкистов 21-го мехкорпуса Лелюшенко на пару дней затормозил продвижение врага. На всех остальных участках немцы почти беспрепятственно переправлялись через Западную Двину, выходя на «финишную прямую» Режица - Псков - Ленинград.

    Единственным резервом, которым могло немедленно воспользоваться советское командование, были очень мощные силы авиации Ленинградского округа. Мосты и переправы через Западную Двину находились в зоне досягаемости 2, 44, 58-го (район Старой Руссы), 201, 202, 205-го (район Гатчины) бомбардировочных авиаполков . Понимало ли советское военное командование ту огромную роль, которую может сыграть авиация в удержании стратегически важного водного рубежа? Еще как понимало! Несколько дней спустя, когда в Белоруссии, в полосе разгромленного Западного фронта, немцы начали переправляться через Березину, сам нарком обороны Тимошенко отдал приказ, в соответствии с которым к разрушению переправ через Березину привлекли буквально все, что могло летать. От легких бомбардировщиков Су-2 до тяжелых и неповоротливых, как речная баржа, ТБ-3.

    Приказ Тимошенко требовал бомбить непрерывно, с малых высот. Немецкие историки назвали те дни «воздушным Верденом». Наша авиация несла страшные потери. Полки дальних бомбардировщиков ДБ-3, для действия с малых высот никак не пригодные, таяли, как свеча на ветру. Гибли летчики и штурманы дальней авиации - профессионалы с уникальным для ВВС Красной Армии уровнем подготовки. Такой ценой заплатила Ставка за возможность выиграть несколько дней для переброски в Белоруссию резервов из внутренних округов. И, заметим, никто из позднейших историков и военных специалистов никогда не критиковал это жестокое, но оправданное обстановкой решение наркома...

    Вернемся, однако, в Прибалтику. Могли ли ВВС Северного фронта нанести ощутимый удар по переправам на Западной Двине (Даугаве)? Накануне войны в составе шести вышеупомянутых бомбардировочных авиаполков был 201 СБ в исправном состоянии. Кроме того, к участию в массированном авиаударе можно было привлечь и три бомбардировочных авиаполка (35, 50, 53-й) из состава 4-й авиадивизии (район г. Тарту в Эстонии), оперативно подчиненной с началом боевых действий Северному фронту. Это еще 119 исправных бомбардировщиков .

    Расстояние в 400-450 км от аэродромов, на которых базировались эти части, до Западной Двины позволяло использовать «устаревшие» бомбардировщики СБ с максимальной бомбовой нагрузкой. Более того, в отличие от той трагической ситуации, что сложилась в небе над Березиной, бомбардировщики можно было прикрыть на всем протяжении маршрута до цели и обратно новейшими истребителями МиГ-3 из состава 7, 159 и 153-го истребительных полков. Этих новейших было - по мнению советских историков - совсем мало: всего лишь 162 МиГа в исправном состоянии. Это действительно меньше, чем хотелось бы, - но в полтора раза больше численности единственной на всем северо-западном ТВД истребительной эскадры люфтваффе JG 54 (98 исправных «Мессершмиттов» Bf-109 F по состоянию на 24 июня 1941 г.) .

    Если и этого окажется недостаточно, то в составе Северного фронта были еще 10, 137 и 72-й бомбардировочные авиаполки в районе Мурманска и Петрозаводска, которые можно было бы достаточно быстро перебазировать на юг, к Ленинграду.

    Может быть, и это не так много, как хочется, но в составе 1-го воздушного флота люфтваффе, прокладывавшего дорогу немецким дивизиям группы армий «Север», было всего 210 исправных бомбардировщиков (по состоянию на утро 24 июня 1941 г.) . Примечательно, что в сводке штаба Северо-Западного фронта № 3, составленной в 12 часов дня 22 июня, было сказано, что «противник еще не вводил в действие значительных сил ВВС, ограничиваясь действием отдельных групп и одиночных самолетов » . Оценка вполне объяснимая, если принять во внимание, что реальное число исправных боевых самолетов всех типов (330 единиц) в составе 1-го воздушного флота люфтваффе оказалось ровно в десять раз меньшим того, которое ожидало увидеть на этом направлении высшее руководство РККА. По крайней мере, именно такой вывод можно сделать из материалов рассекреченной только в 1993 г. знаменитой оперативно-стратегической «игры», проведенной Генштабом в январе 1941 г. .

    13 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ]

    Похожие статьи