• Отличительные признаки знака сложение и вычитание. Вычитание отрицательных чисел

    25.03.2024

      формирование знаний о правиле сложения чисел с разными знаками, умений применять его в простейших случаях;

      развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать;

      воспитание ответственного отношения к учебному труду.

    Оборудование: мультимедийный проектор, экран.

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    ХОД УРОКА

    1.Организационный момент.

    Ровно встали,

    Тихо сели.

    Прозвенел сейчас звонок,

    Начинаем наш урок.

    Ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Давай повернемся к ним и улыбнемся друг другу. Итак, мы начинаем наш урок.

    Слайд 2 - Эпиграф урока: «Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает.

    Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает.»

    Роман Сеф (детский писатель)

    Слад 3 - Предлагаю поиграть в игру «Наоборот». Правила игры : нужно разделить слова на две группы: выигрыш, ложь,тепло, отдал, правда, добро, проигрыш, взял, зло, холодно, положительное, отрицательное.

    Противоречий в жизни много. С их помощью мы определяем окружающую действительность. Для нашего занятия мне необходимо последнее: положительное – отрицательное.

    О чем мы говорим в математике, когда употребляем эти слова? (О числах.)

    Великий Пифагор утверждал: «Числа правят миром». Я предлагаю поговорить о самых загадочных числах в науке – о числах с разными знаками. - Отрицательные числа появились в науке, как противоположность к положительным. Их путь в науку был труден, потому что даже многие ученые не поддерживали идей об их существовании.

    Какие понятия и величины люди измеряют положительными и отрицательными числами? (заряды элементарных частиц, температуру, убытки, высоту и глубину и т.д.)

    Слайд 4- Слова противоположные по значению – антонимы (таблица).

    2.Постановка темы урока.

    Слайд 5(работа с таблицей) – Какие числа изучали на предыдущих уроках?
    – Какие задания, связанные с положительными и отрицательными числами вы умеете выполнять?
    – Внимание на экран. (Слайд 5)
    – Какие числа представлены в таблице?
    – Назовите модули чисел, записанных по горизонтали.
    – Укажите наибольшее число, укажите число с наибольшим модулем.
    – Ответьте на те же вопросы для чисел, записанных по вертикали.
    – Всегда ли наибольшее число и число с наибольшим модулем совпадают?
    – Найдите сумму положительных чисел, сумму отрицательных чисел.
    – Сформулируйте правило сложения положительных чисел и правило сложения отрицательных чисел.
    – Какие числа осталось сложить?
    – Умеете ли вы их складывать?
    – Знаете ли вы правило сложения чисел с разными знаками?
    – Сформулируйте тему урока.
    – Какую цель вы перед собой поставите? .Подумайте, что мы будем делать сегодня? (Ответы детей). Сегодня мы продолжаем знакомиться с положительными и отрицательными числами. Тема нашего урока “Сложение чисел с разными знаками.” А наша цель: научиться без ошибок, складывать числа с разными знаками. Записали в тетрадь число и тему урока .

    3.Работа по теме урока .

    Слайд 6. – Применяя данные понятия, найдите результаты сложения чисел с разными знаками на экране.
    – Какие числа являются результатом сложения положительных чисел, отрицательных чисел?
    – Какие числа являются результатом сложения чисел с разными знаками?
    – От чего зависит знак суммы чисел с разными знаками? (Слайд 5)
    – От слагаемого с наибольшим модулем.
    – Это как при перетягивании каната. Побеждает сильнейший.

    Слайд 7 – Поиграем. Представьте, что вы перетягиваете канат.. Учитель. Соперники обычно встречаются на соревнованиях. И мы сегодня побываем с вами на нескольких турнирах. Первое, что нас ждет – это финал конкурса по перетягиванию каната. Встречаются Иван Минусов под номером -7 и Петр Плюсов под номером +5. Как вы думаете, кто победит? Почему? Итак, победил Иван Минусов, он действительно оказался сильнее соперника, и смог перетащить его на свою отрицательную сторону ровно на два шага.

    Слайд 8.- . А теперь побываем на других соревнованиях. Перед вами финал состязания по стрельбе. Лучшими в этом виде оказались Минус Тройкин с тремя воздушными шарами и Плюс Четвериков, имеющий в запасе четыре воздушных шарика. А здесь ребята, как вы думаете, кто станет победителем?

    Слайд 9 - Соревнования показали, что в них побеждает сильнейший. Так и при сложении чисел с разными знаками: -7 + 5 = -2 и -3 + 4 = +1. Ребята, как же складываются числа с разными знаками?Учащиеся предлагают свои варианты.

    Учитель формулирует правило, приводит примеры.

      10 + 12 = +(12 – 10) = +2

      4 + 3,6 = -(4 – 3,6) = -0,4

    Учащиеся в процессе демонстрации могут комментировать решение, появляющееся на слайде.

    Слайд 10 - Учитель- поиграем ещё в одну игру «Морской бой». К нашему побережью приближается вражеский корабль, его необходимо подбить и потопить. Для этого у нас есть пушка. Но чтобы попасть в цель необходимо произвести точные расчеты. Какие вы сейчас увидите. Готовы? Тогда вперед! Прошу не отвлекаться, примеры меняются ровно через 3 сек. Все готовы?

    Учащиеся по очереди выходят к доске и вычисляют примеры, появляющиеся на слайде. – Назовите этапы выполнения задания.

    Слайд 11- Работа по учебнику: стр.180 п.33 , прочитать правило сложения чисел с разными знаками. Комментирует правило.
    – В чём отличие правила, предложенного в учебнике, от составленного вами алгоритма? Рассмотреть примеры в учебнике с комментарием.

    Слайд 12- Учитель-А теперь ребята давайте проведем эксперимент. Но не химический, а математический! Возьмем числа 6 и 8, знаки плюс и минус и все хорошенько перемешаем. Получим четыре примера-опыта. Проделайте их у себя в тетради.(двое учащихся решают на крыльях доски, затем ответы проверяются). Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? (Роль знаков). Проведем ещё 2 эксперимента , но с вашими числами (выходят по1 человеку к доске). Придумаем друг другу числа и проверим результаты эксперимента (взаимопроверка).

    Слайд 13 .- На экран выводится правило в стихотворной форме .

    4.Закрепление темы урока.

    Слайд 14 – Учитель- «Знаки всякие нужны, знаки всякие важны!» Сейчас, ребята, мы поделимся с вами на две команды. Мальчики будут в команде Деда Мороза, а девочки – Солнышка. Ваша задача, не вычисляя примеры, определить в каких из них получатся отрицательные ответы, а в каких - положительные и выписать в тетрадь буквы этих примеров. Мальчики соответственно – отрицательные, а девочки – положительные(выдаются карточки с приложения). Проводится самопроверка.

    Молодцы! Чутьё на знаки у вас отличное. Это поможет вам выполнить следующее задание

    Слайд 15 - Физкульминутка. -10, 0,15,18,-5,14,0,-8,-5 и т. д.(отрицательные числа- приседают, положительные числа- подтягиваются вверх, подпрыгивают)

    Слайд 16 -Решить 9 примеров самостоятельно (задание на карточках в приложении). 1человек у доски. Сделать самопроверку. Ответы выводятся на экран, ошибки учащиеся исправляют в тетради. Поднимите руки, у кого верно. (Отметки выставляются только за хороший и отличный результат)

    Слайд 17 -Правильно решать примеры нам помогают правила. Давайте их повторим На экране алгоритм сложения чисел с разными знаками.

    5.Организация самостоятельной работы.

    Слайд 18 -Ф ронтальная работа через игру «Отгадай слово» (задание на карточках в приложении) .

    Слайд 19 - Должна получиться оценка за игру - «пятёрочка»

    Слайд 20 -А теперь,внимание. Домашнее задание. Домашнее задание не должно вызвать у вас затруднений.

    Слайд 21 - Законы сложения в физических явлениях. Придумайте примеры на сложение чисел с разными знаками и задайте их друг другу. Что нового вы узнали? Достигли ли мы поставленной цели?

    Слайд 22 - Вот и кончился урок,подведем сейчас итог. Рефлексия. Учитель комментирует и выставляет оценки за урок.

    Слайд 23 - Спасибо за внимание!

    Желаю вам, чтобы в вашей жизни было больше положительного и меньше отрицательного, Хочу сказать вам, ребята, спасибо за вашу активную работу. Я думаю, что вы легко сможете применить полученные знания на последующих уроках. Урок окончен. Всем большое спасибо. До свидания!

    В курсе арифметики установлено, что вычитание есть действие, обратное сложению, при помощи которого по данной сумме и по одному слагаемому находят другое слагаемое.

    Пользуясь этим определением, мы должны разобрать, как надо выполнять вычитание относительных чисел.

    Пусть надо из (+8) вычесть (–3), т. е. пусть надо

    Первое данное число выражает данную сумму, второе – данное слагаемое, а над найти другое слагаемое (для него оставлено место после знака равенства), т. е. надо решить вопрос: какое число надо сложить с (–3), чтобы в сумме получилось (+8)? Этот вопрос запишем в такой форме:

    (?) + (–3) = +8.

    Но сразу этот вопрос решить трудно, а поэтому сначала решим более простой, вспомогательный вопрос: какое число надо сложить с (–3), чтобы в сумме получился нуль?, т. е.

    (?) + (–3) = 0.

    На этот вопрос ответ ясен: надо взять для неизвестного слагаемого число, имеющее ту же абсолютную величину, как и данное слагаемое, но обратный знак, – в данном случае надо для неизвестного слагаемого взять число +3. Теперь перейдем к решению главного вопроса: мы взяли для неизвестного слагаемого число + 3 и в сумме получился нуль, но нам надо получить в сумме число +8, поэтому надо чтобы и в другое слагаемое вошло это же число +8. Следовательно, неизвестное слагаемое должно состоять: 1) из +3, чтобы в сумме получился нуль и 2) из +8, чтобы эту сумму «нуль» довести до требуемой +8. Поэтому на месте неизвестного слагаемого пишем + 3 + 8:

    (+ 8) – (– 3) = + 3 + 8 = + 11.

    Последнее (= + 11) написано на том основании, что числа + 3 и + 8 надо соединить в одно или сложить.

    Вот еще примеры:

    (– 7) – (+ 5) = – 5 – 7 = – 12.

    Искомое слагаемое должно состоять: 1) из –5, чтобы в сумме получился нуль и 2) из –7, чтобы дополнить этот нуль до требуемой суммы, до –7. Сложив числа –5 и –7, получим –12.

    (– 3) – (– 8) = + 8 – 3 = + 5.

    Искомое слагаемое должно состоять: 1) из +8, чтобы в сумме получился нуль и 2) из –3, чтобы дополнить этот нуль до требуемой суммы, до –3. Сложив числа +8 и –3, получим +5.

    (+7) – (+9) = –9 + 7 = –2.

    Искомое слагаемое должно состоять: 1) из –9, чтобы в сумме получился нуль и 2) +7, чтобы дополнить этот нуль до требуемой суммы, до +7; сложив числа –9 и +7, получим –2.

    Из этих примеров видим, что вычитание в алгебре состоит лишь в умении раскрывать скобки: надо второе число (данное слагаемое или вычитаемое) написать с обратным знаком, а первое число (данную сумму или уменьшаемое) написать с тем же знаком. После того, как это сделано, т. е., когда скобки раскрыты, дело сводится к сложению, так как написаны числа рядом с их знаками, напр., в последнем примере: – 9 + 7.

    Так как сумма не изменяется от перестановки слагаемых, то можно числа, полученные в разобранных примерах после раскрытия скобок, переставить, чтобы порядок был согласен с порядком данных чисел:

    (+ 8) – (– 3) = + 8 + 3; (– 7) – (+ 5) = – 7 – 5;
    – 3 – (– 8) = – 3 + 8; (+ 7) – (+ 9) = + 7 – 9.

    чтобы раскрыть скобки при вычитании, надо первое число (уменьшаемое) написать без изменения и приписать к нему второе число (вычитаемое) с обратным знаком.

    Заметим еще, что при обозначении вычитания первое число пишется часто без скобок, а если оно положительное, то, как уже известно, знак + можно впереди не писать.

    Например,

    – 3 – (– 5) = – 3 + 5 = + 2; 1 – (– 6) = 1 + 6 = 7;
    3 – (+ 3) = 3 – 3 = 0.

    14. Примеры на сложение и вычитание. Пусть требуется вычислить:

    1 – {3 + }.

    Мы станем руководствоваться следующим порядком: если внутри какой-либо пары скобок нет других скобок и нет действия, то эти скобки можно раскрыть; если же внутри этих скобок есть действие (сложение), то надо сначала его выполнить. В нашем примере такой порядок: сначала выполним сложение чисел, написанных внутри маленьких скобок, потом надо эти скобки раскрыт, выполнить сложение внутри квадратных скобок, раскрыть квадратные скобки, выполнить сложение внутри витых скобок, раскрыть эти скобки и, наконец, сложить полученные числа:

    1 – {3 + } = 1 – {3 + } = 1 – {3 + } =
    = 1 – {3 + [+13]} = 1 – {3 + 13} = 1 – {+ 16} = 1 – 16 = – 15.

    Конечно, при навыке можно сразу выполнять несколько действий и, следовательно, укоротить вычисление.
    Еще пример:

    Пусть еще требуется вычислить выражение:

    a – {(b – c) – } при a = – 3; b = 1; c = 4; d = – 5; e = – 7; f = 2.

    Выполним вычисления по действиям:

    1) b – c = + 1 – (+ 4) = 1 – 4 = – 3;

    2) e + f = (– 7) + (+ 2) = – 7 + 2 = – 5;

    3) d + (– 5) = – 5 + (– 5) = – 5 – 5 = – 10;

    4) (– 3) – (– 10) = – 3 + 10 = + 7;

    5) – 3 – (+ 7) = – 3 – 7 = – 10.

    Примеры для упражнений:

    Если взять число нуль и прибавлять к нему по +1, то получим ряд постепенно увеличивающихся целых чисел:

    0, +1, +2, +3, +4, +5, …..

    Этот ряд совпадает (см. конец п. 10) с натуральным рядом чисел, т. е. с

    0, 1, 2, 3, 4, 5 …..

    Если мы, взяв число нуль, вычтем из него (+1), затем еще раз вычтем (+1) и т. д., то, согласно с тем, как мы это понимали в арифметике по отношению к натуральному ряду чисел, мы теперь признаем, что и здесь станем получать все уменьшающиеся целые числа:

    1) 0 – (+ 1) = – 1; 2) (– 1) – (+ 1) = – 1 – 1 = – 2;
    3) (– 2) – (+ 1) = – 3 и т. д.

    Получим, идя от нуля налево, ряд уменьшающихся относительных чисел:

    ….., – 5, – 4, – 3, – 2, – 1, 0.

    Соединяя этот ряд с предыдущим, получим полный ряд относительных чисел:

    ….., – 6, – 5, – 4, – 3, – 2, – 1, 0, +1, +2, +3, +4, +5, +6 …..

    Этот ряд и вправо и влево идет без конца.

    Всякое число в этом ряду больше другого, которое стоит левее и меньше любого, стоящего правее его. Так +1 > –3; 0 > –6; –5 < 0; –3 < +2 и т. д.

    В промежутках между целыми числами этого ряда можно вставить бесконечно много дробных чисел.

    1 слайд

    Учитель математики МОУ СШ № 7 города Лабинска Краснодарского края Гончарова Ирина Анатольевна Номинация Физико-математические науки Урок математики в 6 классе

    2 слайд

    Проверка домашнего задания № 1098 Команды Звезда Орел Трактор Сокол Чайка Число забитых мячей 49 37 17 21 6 Число пропущенных мячей 16 28 23 35 28 Разность забитых и пропущенных мячей 33 9 -6 -14 -22

    3 слайд

    Пусть в альбоме было х российских марок, тогда 0,3х марок было иностранных. Всего в альбоме было (х +0,3х) марок. Зная, что всего было 1105 марок, составим и решим уравнение. х + 0,3х = 1105; 1,3х = 1105; х = 1105: 1,3; х = 11050: 13; х = 850. Итак, 850 марок было российских, тогда 850 0,3 = 255 (мар.) было иностранных. Проверка: 850 + 255 = 1105; 1105 = 1105 – верно. Ответ: 255 марок; 850 марок. №1100 Иностранные марки – ? Российские марки – ? 1105 марок сост. 30 %

    4 слайд

    Чтобы сложить два отрицательных числа, надо: 1.Найти модули этих чисел. 2.Перед полученным результатом поставить знак «минус». -7 + (-9) I-7I + I-9I = 7+9 =16 -7 + (-9) = - 16 Повторяем правило

    5 слайд

    Подберите такое число, чтоб получилось верное равенство: а) -6 + … = -8; б) … + (-3,8) = -4; в) -6,5 + … = - 10; г) … + (-9,1) = -10,1; д) … + (-3,9)= -13,9; е) – 0,2 + … = - 0,4. Задание 1 (-2) (-0,2) (-3,5) (-1) (-10) (-0,2)

    6 слайд

    Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо: Найти модули этих чисел. Из большего модуля вычесть меньший. Перед полученным результатом поставить знак числа с большим модулем. -8 + 3 I-8I=8 I3I=3 т.к I-8I > I3I, то -8 + 3 = -5 т.к. 8>3, то 8 – 3 = 5 Повторяем правило

    7 слайд

    Выполните сложение: а) -7 + 11= б) -10 + 4= в) - 6 + 8= г) 7 + (-11) = д) 10 + (- 4) = е) - 8 + 6 = ж) -11 + 7 = з) - 4 + 10 = и) -24 + 24 = Задание 2 4 -6 (-4) 6 -2 0 2 6 -4

    8 слайд

    Чтобы из данного числа вычесть другое, надо: 1. Найти число, противоположное вычитаемому. 2. К уменьшаемому прибавить это число. 25 – 40 40 – вычитаемое, - 40 – ему противоположное 25 + (- 40) = = - (40 – 25) = - 15 Повторяем правило

    9 слайд

    Выполните вычитание: а) 1,8 -3,6 = б) 4 -10 = в) 6 – 8= г) 7 - 11 = д) 10 - 4 = е)2,18 – 4,18 = ж) 24 - 24 = з) 1 – 41 = и) -24 + 24 = Задание 3 -1,8 -6 -2 (-4) 6 -2 0 -40 0

    10 слайд

    Чтобы найти длину отрезка на координатной прямой по известным координатам его концов, надо _________________________________ Завершить утверждение, выбрав нужную фразу из списка: 1. сложить координаты его левого и правого концов; 2. вычесть координаты его концов в любом порядке; 3. вычесть из координаты правого конца координату левого конца; 4. вычислить координату середины отрезка, которая и будет равна длине отрезка; 5. к координате правого конца прибавить число, противоположное координате левого конца.

    11 слайд

    Чтобы найти длину отрезка на координатной прямой по известным координатам его концов, надо вычесть из координаты правого конца координату левого конца. А В -3 0 4 х АВ = 4 – (-3) = 4 + 3 = 7 (един. отр.) | | |

    12 слайд

    Реши занимательную задачу Учитель предложил Незнайке решить дома следующее задание: «Найти сумму всех целых чисел от - 499 до 501». Незнайка как обычно сел за работу, однако дело шло медленно. Тогда на помощь ему пришли мама, папа, бабушка. Вычисляли пока от усталости не стали смыкаться глаза. А вы, ребята, как бы решили такое задание?

    13 слайд

    Найти значение выражения: -499+(-498)+(-497)+…+497+498+499+500+501. Решение: -499+(-498)+(-497)+…+497+498+499+500+501= =(-499+499)+(-498+498)+(-497+497)+… …+(-1+1)+0+500+501= =500+501= =1001. Ответ: сумма всех целых чисел от - 499 до 501 равна 1001. Решение задачи

    14 слайд

    Работа в тетрадях № 1123 № 1124 (а,б) Найдите расстояние в единичных отрезках между точками А(-9) и В(-2), С(5,6) и К(-3,8), Е() и F()

    15 слайд

    Самостоятельная работа 1 вариант 2 вариант 1. 7,5-(-3,7)= 1. -25,7-4,6= 2. -2,3-6,2= 2. 6,3-(-8,1)= 3. 0,54+(-0,83)= 3. -0,28+(-0,18)= 4. -543+458= 4. 257+(-314)= 5. -0,48+(-0,76)= 5. -0,37+(-0,84)=

    В данном уроке рассматривается сложение и вычитание рациональных чисел. Тема относится к категории сложных. Здесь необходимо использовать весь арсенал полученных ранее знаний.

    Правила сложения и вычитания целых чисел справедливы и для рациональных чисел. Напомним, что рациональными называют числа, которые могут быть представлены в виде дроби , где a – это числитель дроби, b – знаменатель дроби. При этом, b не должно быть нулём.

    В данном уроке дроби и смешанные числа мы всё чаще будем называть одним общим словосочетанием — рациональные числа .

    Навигация по уроку:

    Пример 1. Найти значение выражения:

    Заключим каждое рациональное число в скобки вместе со своими знаками. Учитываем, что плюс который дан в выражении, является знаком операции и не относится к дроби . У этой дроби свой знак плюса, который невидим по причине того, что его не записывают. Но мы запишем его для наглядности:

    Это сложение рациональных чисел с разными знаками. Чтобы сложить рациональные числа с разными знаками, нужно из большего модуля вычесть меньший модуль, и перед полученным ответом поставить знак того рационального числа, модуль которого больше. А чтобы понять какой модуль больше, а какой меньше, нужно суметь сравнить модули этих дробей до их вычисления:

    Модуль рационального числа больше, чем модуль рационального числа . Поэтому мы из вычли . Получили ответ . Затем сократив эту дробь на 2, получили окончательный ответ .

    Некоторые примитивные действия, такие как: заключение чисел в скобки и проставление модулей, можно пропустить. Данный пример вполне можно записать покороче:

    Пример 2. Найти значение выражения:

    Заключим каждое рациональное число в скобки вместе со своими знаками. Учитываем, что минус, стоящий между рациональными числами и является знаком операции и не относится к дроби . У этой дроби свой знак плюса, который невидим по причине того, что его не записывают. Но мы запишем его для наглядности:

    Заменим вычитание сложением. Напомним, что для этого нужно к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому:

    Получили сложение отрицательных рациональных чисел. Чтобы сложить отрицательные рациональные числа, нужно сложить их модули и перед полученным ответом поставить минус:

    Примечание. Заключать в скобки каждое рациональное число вовсе необязательно. Делается это для удобства, чтобы хорошо видеть какие знаки имеют рациональные числа.

    Пример 3. Найти значение выражения:

    В этом выражении у дробей разные знаменатели. Чтобы облегчить себе задачу, приведём эти дроби к общему знаменателю. Не будем подробно останавливаться на том, как это сделать. Если испытываете трудности, обязательно повторите урок .

    После приведения дробей к общему знаменателю выражение примет следующий вид:

    Это сложение рациональных чисел с разными знаками. Вычитаем из большего модуля меньший модуль, и перед полученным ответом ставим знак того рационального числа, модуль которого больше:

    Запишем решение данного примера покороче:

    Пример 4. Найти значение выражения

    Вычислим данное выражение в следующем : слóжим рациональные числа и , затем из полученного результата вычтем рациональное число .

    Первое действие:

    Второе действие:

    Пример 5 . Найти значение выражения:

    Представим целое число −1 в виде дроби , а смешанное число переведём в неправильную дробь:

    Заключим каждое рациональное число в скобки вместе со своими знаками:

    Получили сложение рациональных чисел с разными знаками. Вычитаем из большего модуля меньший модуль, и перед полученным ответом ставим знак того рационального числа, модуль которого больше:

    Получили ответ .

    Есть и второй способ решения. Он заключается в том, чтобы сложить отдельно целые части.

    Итак, вернёмся к изначальному выражению:

    Заключим каждое число в скобки. Для этого смешанное число временно :

    Вычислим целые части:

    (−1) + (+2) = 1

    В главном выражении вместо (−1) + (+2) запишем полученную единицу:

    Полученное выражение . Для этого запишем единицу и дробь вместе:

    Запишем решение этим способом покороче:

    Пример 6. Найти значение выражения

    Переведём смешанное число в неправильную дробь. Остальную часть перепишем без изменения:

    Заключим каждое рациональное число в скобки вместе со своими знаками:

    Заменим вычитание сложением:

    Запишем решение данного примера покороче:

    Пример 7. Найти значение выражение

    Представим целое число −5 в виде дроби , а смешанное число переведём в неправильную дробь:

    Приведём данные дроби к общему знаменателю. После их приведения к общему знаменателю, они примут следующий вид:

    Заключим каждое рациональное число в скобки вместе со своими знаками:

    Заменим вычитание сложением:

    Получили сложение отрицательных рациональных чисел. Слóжим модули этих чисел и перед полученным ответом поставим минус:

    Таким образом, значение выражения равно .

    Решим данный пример вторым способом. Вернемся к изначальному выражению:

    Запишем смешанное число в развёрнутом виде. Остальное перепишем без изменений:

    Заключим каждое рациональное число в скобки вместе своими знаками:

    Вычислим целые части:

    В главном выражении вместо запишем полученное число −7

    Выражение является развёрнутой формой записи смешанного числа . Запишем число −7 и дробь вместе, образуя окончательный ответ:

    Запишем это решение покороче:

    Пример 8. Найти значение выражения

    Заключим каждое рациональное число в скобки вместе своими знаками:

    Заменим вычитание сложением:

    Получили сложение отрицательных рациональных чисел. Слóжим модули этих чисел и перед полученным ответом поставим минус:

    Таким образом, значение выражения равно

    Данный пример можно решить и вторым способом. Он заключается в том, чтобы сложить целые и дробные части по отдельности. Вернёмся к изначальному выражению:

    Заключим каждое рациональное число в скобки вместе со своими знаками:

    Заменим вычитание сложением:

    Получили сложение отрицательных рациональных чисел. Слóжим модули этих чисел и перед полученным ответом поставим минус. Но в этот раз слóжим по отдельности целые части (−1 и −2), и дробные и

    Запишем это решение покороче:

    Пример 9. Найти выражения выражения

    Переведём смешанные числа в неправильные дроби:

    Заключим рациональное число в скобки вместе своим знаком. Рациональное число в скобки заключать не нужно, поскольку оно уже в скобках:

    Получили сложение отрицательных рациональных чисел. Слóжим модули этих чисел и перед полученным ответом поставим минус:

    Таким образом, значение выражения равно

    Теперь попробуем решить этот же пример вторым способом, а именно сложением целых и дробных частей по отдельности.

    В этот раз, в целях получения короткого решения, попробуем пропустить некоторые действия, такие как: запись смешанного числа в развёрнутом виде и замена вычитания сложением:

    Обратите внимание, что дробные части были приведены к общему знаменателю.

    Пример 10. Найти значение выражения

    Заменим вычитание сложением:

    В получившемся выражении нет отрицательных чисел, которые являются основной причиной допущения ошибок. А поскольку нет отрицательных чисел, мы можем убрать плюс перед вычитаемым, а также убрать скобки:

    Получилось простейшее выражение, которое вычисляется легко. Вычислим его любым удобным для нас способом:

    Пример 11. Найти значение выражения

    Это сложение рациональных чисел с разными знаками. Вычтем из большего модуля меньший модуль, и перед полученными ответом поставим знак того рационального числа, модуль которого больше:

    Пример 12. Найти значение выражения

    Выражение состоит из нескольких рациональных чисел. Согласно , в первую очередь необходимо выполнить действия в скобках.

    Сначала вычислим выражение , затем выражение Полученные результаты слóжим.

    Первое действие:

    Второе действие:

    Третье действие:

    Ответ: значение выражения равно

    Пример 13. Найти значение выражения

    Переведём смешанные числа в неправильные дроби:

    Заключим рациональное число в скобки вместе со своим знаком. Рациональное число заключать в скобки не нужно, поскольку оно уже в скобках:

    Приведём данные дроби в общему знаменателю. После их приведения к общему знаменателю, они примут следующий вид:

    Заменим вычитание сложением:

    Получили сложение рациональных чисел с разными знаками. Вычтем из большего модуля меньший модуль, и перед полученными ответом поставим знак того рационального числа, модуль которого больше:

    Таким образом, значение выражения равно

    Рассмотрим сложение и вычитание десятичных дробей, которые тоже относятся к рациональным числам и которые могут быть как положительными, так и отрицательными.

    Пример 14. Найти значение выражения −3,2 + 4,3

    Заключим каждое рациональное число в скобки вместе со своими знаками. Учитываем, что плюс который дан в выражении, является знаком операции и не относится к десятичной дроби 4,3. У этой десятичной дроби свой знак плюса, который невидим по причине того, что его не записывают. Но мы его запишем для наглядности:

    (−3,2) + (+4,3)

    Это сложение рациональных чисел с разными знаками. Чтобы сложить рациональные числа с разными знаками, нужно из большего модуля вычесть меньший модуль, и перед полученным ответом поставить знак того рационального числа, модуль которого больше. А чтобы понять какой модуль больше, а какой меньше, нужно суметь сравнить модули этих десятичных дробей до их вычисления:

    (−3,2) + (+4,3) = |+4,3| − |−3,2| = 1,1

    Модуль числа 4,3 больше, чем модуль числа −3,2 поэтому мы из 4,3 вычли 3,2. Получили ответ 1,1. Ответ положителен, поскольку перед ответом должен стоять знак того рационального числа, модуль которого больше. А модуль числа 4,3 больше, чем модуль числа −3,2

    Таким образом, значение выражения −3,2 + (+4,3) равно 1,1

    −3,2 + (+4,3) = 1,1

    Пример 15. Найти значение выражения 3,5 + (−8,3)

    Это сложение рациональных чисел с разными знаками. Как и в прошлом примере из большего модуля вычитаем меньший и перед ответом ставим знак того рационального числа, модуль которого больше:

    3,5 + (−8,3) = −(|−8,3| − |3,5|) = −(8,3 − 3,5) = −(4,8) = −4,8

    Таким образом, значение выражения 3,5 + (−8,3) равно −4,8

    Этот пример можно записать покороче:

    3,5 + (−8,3) = −4,8

    Пример 16. Найти значение выражения −7,2 + (−3,11)

    Это сложение отрицательных рациональных чисел. Чтобы сложить отрицательные рациональные числа, нужно сложить их модули и перед полученным ответом поставить минус.

    Запись с модулями можно пропустить, чтобы не загромождать выражение:

    −7,2 + (−3,11) = −7,20 + (−3,11) = −(7,20 + 3,11) = −(10,31) = −10,31

    Таким образом, значение выражения −7,2 + (−3,11) равно −10,31

    Этот пример можно записать покороче:

    −7,2 + (−3,11) = −10,31

    Пример 17. Найти значение выражения −0,48 + (−2,7)

    Это сложение отрицательных рациональных чисел. Слóжим их модули и перед полученным ответом поставим минус. Запись с модулями можно пропустить, чтобы не загромождать выражение:

    −0,48 + (−2,7) = (−0,48) + (−2,70) = −(0,48 + 2,70) = −(3,18) = −3,18

    Пример 18. Найти значение выражения −4,9 − 5,9

    Заключим каждое рациональное число в скобки вместе со своими знаками. Учитываем, что минус который располагается между рациональными числами −4,9 и 5,9 является знаком операции и не относится к числу 5,9. У этого рационального числа свой знак плюса, который невидим по причине того, что он не записывается. Но мы запишем его для наглядности:

    (−4,9) − (+5,9)

    Заменим вычитание сложением:

    (−4,9) + (−5,9)

    Получили сложение отрицательных рациональных чисел. Слóжим их модули и перед полученным ответом поставим минус:

    (−4,9) + (−5,9) = −(4,9 + 5,9) = −(10,8) = −10,8

    Таким образом, значение выражения −4,9 − 5,9 равно −10,8

    −4,9 − 5,9 = −10,8

    Пример 19. Найти значение выражения 7 − 9,3

    Заключим в скобки каждое число вместе со своими знаками

    (+7) − (+9,3)

    Заменим вычитание сложением

    (+7) + (−9,3)

    (+7) + (−9,3) = −(9,3 − 7) = −(2,3) = −2,3

    Таким образом, значение выражения 7 − 9,3 равно −2,3

    Запишем решение этого примера покороче:

    7 − 9,3 = −2,3

    Пример 20. Найти значение выражения −0,25 − (−1,2)

    Заменим вычитание сложением:

    −0,25 + (+1,2)

    Получили сложение рациональных чисел с разными знаками. Вычтем из большего модуля меньший модуль, и перед ответом поставим знак того числа, модуль которого больше:

    −0,25 + (+1,2) = 1,2 − 0,25 = 0,95

    Запишем решение этого примера покороче:

    −0,25 − (−1,2) = 0,95

    Пример 21. Найти значение выражения −3,5 + (4,1 − 7,1)

    Выполним действия в скобках, затем слóжим полученный ответ с числом −3,5

    Первое действие:

    4,1 − 7,1 = (+4,1) − (+7,1) = (+4,1) + (−7,1) = −(7,1 − 4,1) = −(3,0) = −3,0

    Второе действие:

    −3,5 + (−3,0) = −(3,5 + 3,0) = −(6,5) = −6,5

    Ответ: значение выражения −3,5 + (4,1 − 7,1) равно −6,5.

    Пример 22. Найти значение выражения (3,5 − 2,9) − (3,7 − 9,1)

    Выполним действия в скобках. Затем из числа, которое получилось в результате выполнения первых скобок, вычтем число, которое получилось в результате выполнения вторых скобок:

    Первое действие:

    3,5 − 2,9 = (+3,5) − (+2,9) = (+3,5) + (−2,9) = 3,5 − 2,9 = 0,6

    Второе действие:

    3,7 − 9,1 = (+3,7) − (+9,1) = (+3,7) + (−9,1) = −(9,1 − 3,7) = −(5,4) = −5,4

    Третье действие

    0,6 − (−5,4) = (+0,6) + (+5,4) = 0,6 + 5,4 = 6,0 = 6

    Ответ: значение выражения (3,5 − 2,9) − (3,7 − 9,1) равно 6.

    Пример 23. Найти значение выражения −3,8 + 17,15 − 6,2 − 6,15

    Заключим в скобки каждое рациональное число вместе со своими знаками

    (−3,8) + (+17,15) − (+6,2) − (+6,15)

    Заменим вычитание сложением там, где это можно:

    (−3,8) + (+17,15) + (−6,2) + (−6,15)

    Выражение состоит из нескольких слагаемых. Согласно сочетательному закону сложения, если выражение состоит из нескольких слагаемых, то сумма не будет зависеть от порядка действий. Это значит, что слагаемые можно складывать в любом порядке.

    Не будем изобретать велосипед, а слóжим все слагаемые слева направо в порядке их следования:

    Первое действие:

    (−3,8) + (+17,15) = 17,15 − 3,80 = 13,35

    Второе действие:

    13,35 + (−6,2) = 13,35 − −6,20 = 7,15

    Третье действие:

    7,15 + (−6,15) = 7,15 − 6,15 = 1,00 = 1

    Ответ: значение выражения −3,8 + 17,15 − 6,2 − 6,15 равно 1.

    Пример 24. Найти значение выражения

    Переведём десятичную дробь −1,8 в смешанное число. Остальное перепишем без изменения:

    «Сложение чисел с разными знаками» — Учебник по математике 6 класс (Виленкин)

    Краткое описание:


    В этом разделе Вы выучите правила сложения чисел с разными знаками: то есть научитесь складывать отрицательные и положительные числа.
    Вы уже умеете их складывать на координатной прямой, но ведь в каждом примере не будете рисовать прямую и по ней считать? Поэтому нужно научиться складывать без нее.
    Давайте попробуем с Вами к положительному числу добавить отрицательное, например восемь добавить минус шесть: 8+(-6). Вы уже знаете, что добавление отрицательного числа ведет к уменьшению первоначального на значение отрицательного. Это означает, что восемь необходимо уменьшить на шесть, то есть от восьми отнять шесть: 8-6=2, получается два. В этом примере вроде все понятно, от восьми отнимаем шесть.
    А если взять такой пример: к отрицательному числу добавить положительное. Например, минус восемь добавить шесть: -8+6. Суть остается та же: положительное число уменьшаем на значение отрицательного, получаем шесть отнять восемь будет минус два: -8+6=-2.
    Как Вы заметили, и в первом и во втором примере с числами выполняется действие вычитание. Почему? Потому что они имеют разные знаки (плюс и минус). Чтобы не делать ошибок при сложении чисел с разными знаками следует выполнять такой алгоритм действий:
    1. найдите модули чисел;
    2. от большего модуля отнимите меньший модуль;
    3. перед полученным результатом поставьте знак числа с большим модулем (обычно ставится только знак минус, а знак плюс не ставится).
    Если вы будете складывать числа с разными знаками, следуя этому алгоритму, то шансов ошибиться у Вас будет намного меньше.

    Похожие статьи