• Почему А. Толстой обратился к петровской эпохе? Роман А

    29.04.2024

    Алексей Толстой прежде всего известен как автор исторического романа « ». Однако тема Петровской эпохи в России поднята ним не только в этом произведении. В течение нескольких десятилетий автор работал над этой темой. Вначале появились небольшие рассказы и очерки о времени правления Петра Первого. Все они в дальнейшем послужили основой для Великого романа.

    Алексей Толстой изучал исторические источники, чтобы правдиво отобразить Петровскую эпоху. У писателя это получилось очень хорошо – колорит того времени передан в полной мере.

    На страницах романа мастерски отображена политическая, культурная и повседневная жизнь русского во времена реформ Петра Первого.

    Правдиво в романе отображена жизнь простого народа. Ужасающие картины бедности и необразованности обычных холопов мы видим на страницах произведения. Тема нищеты и угнетения народа – одна из самых важных в романе.

    Культурные прорывы показаны в романе на примере изобретателя, который мечтал построить летательную машину, сестры Петра, Натальи, которая занималась театром и сочиняла стихи.

    В романе Толстого «Петр Первый» всестороннее отображена Петровская эпоха. Автор на этом примере хотел показать, что преобразование России возможно во все времена.

    Тема урока: "Личность Петра и петровская эпоха". Урок обобщения рассчитан на 2 часа. В начале урока ставятся проблемные вопросы: 1. Почему личность Петра привлекает внимание, и споры о нём не утихают? 2. Какие уроки можно извлечь из деятельности Петра? Вопросы рассматриваются с точки зрения Толстого и с исторической точки зрения. Выступают историки, архивариусы, используются фрагменты фильмов о Петре Первом, инсценирование, выступления учеников с сообщениями.

    Открытый урок по этой теме был проведён на семинаре директоров, прошёл очень интересно. Материалы этого урока можно использовать по своему усмотрению для изучения романа "Пётр Первый"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Шугаепова Р.З., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №6» г.Тында

    Интегрированный урок литературы по роману А.Н.Толстого «Пётр Первый» и истории в 11кл.

    Тема: «Личность Петра и петровская эпоха»

    Оборудование: портрет Петра Первого, плакаты с эпиграфами, презентация, фильм о Петре 1

    Эпиграфы: Что за Россия, заклятая страна,-

    Когда же ты с места сдвинешься?

    А.Толстой «Пётр Первый»

    Наполеон – это ещё не есть Франция. Но Пётр

    Первый – это Россия, её плоть и дух, её

    Характер, воплощение всех её добродетелей

    И пороков.

    Ученик:

    На берегу пустынных волн

    Стоял он дум высоких полн,

    И вдаль глядел. Пред ним широко

    Река неслася; бедный чёлн

    По ней стремился одиноко,

    По мшистым, топким берегам

    Чернели избы здесь и там,

    Приют убогого чухонца;

    И лес, неведомый лучам

    В тумане спрятанного солнца,

    Кругом шумел

    И думал он:

    Отсель грозить мы будем шведу

    Здесь будет город заложён

    Назло надменному соседу

    Природой здесь нам суждено

    В Европу прорубить окно,

    Ногою твёрдой стать при море,

    Сюда по новым им волнам

    Все флаги в гости будут к нам,

    И запируем на просторе.

    Учитель:

    Яркая, колоритная фигура Петра Великого и его эпоха волновали и волнуют воображение многих поколений, от Ломоносова до наших дней. Вас, вступающих в жизнь, личность Петра и его эпоха, наверное, особенно заинтересовала и заставила задуматься о многом, тем более что мы живём в очень сложное и трудное время. И вам, нашим сегодняшним выпускникам, придётся решать судьбу страны. А сегодня нам предстоит определить:

    1. Почему личность Петра привлекает внимание, и споры о нём не утихают?
    2. Какие уроки можно извлечь из деятельности Петра?

    Обратимся к книге А.Н.Толстого «Пётр Первый». Начало книги рисует допетровскую Русь. Какая же она была? Книга 1, гл.1, подглавок 2,3,10.

    Ученики:

    С первых страниц романа возникает образ России. Чувством гордости проникнуты слова о полноводных реках, о мощи лесов, земля российская богата уральской рудой, лучше которой «быть невозможно и во всём мире не бывало» Писатель с болью отмечает, что природные богатства России, на которые с завистью поглядывают иностранцы, остаются неиспользованными.

    Мужикам живётся очень тяжело. Стоя на дворе, Ивашка и Цыган рассуждают: «Хорошего ждать неоткуда. Прежде легче было: не понравилось, ушёл к другому помещику. Ныне это заказано, - где велено, там и живи. Велено кормить Василия Волкова,- как хочешь, так и корми. Все стали холопами. И ждать надо: ещё труднее будет».

    А Данило Меньшиков рассказывал: «Казна за два с половиной года жалованье задолжала стрелецким полкам. А поди, пошуми, - сажают за караул. Все обнищали. Такая тягота от даней, оброков, пошлин,- беги без оглядки. Посадские от беспощадного тягла бегут кто в уезды, кто в дикую степь».

    Допетровская Русь была нищая, тёмная, разорённая бунтами, грабежами, воровством и налогами. Тяжко жилось, скудно. НЕ только холопам, стрельцам, но и боярам и бедным дворянам, таким, как Василий Волков и Михайло Тыртов. «Ни ремёсел, ни войска, ни флота… Одно – три шкуры драть, да и те худые…»

    Ощущалась необходимость коренных изменений жизни.

    Учитель истории:

    Как нужно было изменить положение России, что подсказывала жизнь?

    Ученик:

    Нужен был реформатор: человек умный, чтобы смог понять необходимость преобразований, и деятельный, чтобы смог их исполнить.

    Учитель литературы:

    Как А.Н.Толстой решает эту проблему? Обратимся к книге «Пётр Первый».

    Ученики:

    Голицын не может стать реформатором, потому что он безвольный и нерешительный идеалист и мечтатель, конечно, он мыслит о преобразовании государства, о необходимости реформ.

    (глава 2, подглавок 5, книга 1) Голицын написал «О гражданском житии или поправлении всех дел, яже надлежит обще народу»..

    «Надобно завести академии и науки, населим трудолюбивым крестьянством пустыни наши. Дикий народ превратим в грамотеев и т.д. Автор убеждает нас, что не Голицыну вести Россию вперёд по пути преобразований: он оторван от жизни, далёк от народа, ему не хватает энергии, воли, решимости, настойчивости в достижении цели, т.е. всего того, что нужно настоящему преобразователю.

    А когда он повёл войска на Крым, в тяжёлом положении находится его войско, но он думает лишь о славе, старается отмахнуться от реальной действительности. При первом же столкновении с трудностями его охватывает отчаяние, его бездействие губит войско- к практической деятельности он не способен.

    Рассказ ученика о походе Голицына на Крым. Книга 1, глава 3, подглавок 1

    Только Пётр способен был изменить судьбу России, так как он был умным и сумел понять, что плохо на Руси, без ханжеской гордости признал, что иностранцы правы и что надо учиться у Европы торговать; плавать по морям. Пётр, правда, не сразу принялся за преобразования. Вначале он «кукуйский кутилка», любитель вина, потех, был далёк от политики. Но когда увидел большие торговые корабли в Архангельске, рядом с которыми смешно выглядели домодельные каркасы, вот здесь он почувствовал необходимость больших дел.

    Фрагменты фильма о Петре.

    Учитель литературы:

    Покажите, что учителем Петра была жизнь.

    Ученики:

    Без преклонения и самоуничижения, но просто и по-доброму учился Пётр сам, знал многие ремёсла и учил своих, русских, нанимая для этого в Европе лучших специалистов. Государь совершил поездку в европейские страны, в том числе в Голландию, где работал в качестве простого мастерового. Книга 1, глава 7, подглавок 8.

    Вынужденное отступление русской армии, без славы завершившей первый азовский поход, не пошатнуло веры Петра в возможность взятия Азова, не вселило в него пессимизма, неверия в силы русских солдат. У него не опустились руки, как у Голицына, наоборот,- неудача бешеными удилами взнуздала его.

    Не о себе он думает, когда покидает армию под Нарвой, хотя знает, что все от него «морды отворотят», а лишь о спасении государства, ради которого он жертвует «своим стыдом и позором». Из каждой неудачи Пётр умеет извлекать необходимые уроки. «Конфузия – урок добрый, - говорит он. – Славы не ищем. И ещё десять раз разобьют, потом уже мы одолеем».

    Пётр учится и у простого народа. Эпизод из книги 2, глава1, подглавок 10. Доказывает это. Здесь кузнец Жёмов обучает мастерству Петра.

    «Пётр в грязной рубахе, в парусиновом фартуке, с мазками копоти на осунувшемся лице, сжав рот в куриную гузку, осторожно длинными клещами поворачивал в том же горне якорную лапу.»

    Также Пётр учился у людей. Например, Алексашка Меньшиков и Алёшка Бровкин были помощниками Петра. Меньшиков был наделён от природы красивым лицом и статью, обладал хитрым, изворотливым умом, смелостью, сметливостью, бойкостью. Первый раз он встречается с царём на реке Яузе, ещё будучи подростком. Уже тогда сумел он удивить Петра и выманить у него рубль, деньги по тем временам очень немалые. Через несколько лет они встречаются вновь, и Александр прочно занимает место около государя, становится для него незаменимым другом и советчиком, а когда надо – верным слугой.

    В Азовском походе Меньшиков удивлял всех храбростью. «Только пришедший с царём Меньшиков геройски подбоченивался,- голова обвязана тряпкой, шпага опять в крови: был на стенах… Его, дьявола, смерть не брала» И так всю жизнь: Алексашка ездит в Европу с царём, рубит с ним головы мятежникам. Он строит заводы и флот, ведёт переговоры и добывает деньги.

    Рассказ ученика об Алёшке Бровкине.

    Инсценирование эпизода из главы 5, подгл. 15, книга 1

    Пётр (сидя):

    Сам буду плотничать, бояр моих заставлю гвозди вбивать. Смешно… Стыдно… Какой была,- сонной, нищей, неповоротливой,- такой и лежит Россия. Какой там стыд! Стыд у богатых,

    у сильных. А тут непонятно, какими силами растолкать людей, продрать им глаза. Люди вы, или за тысячу лет, истеча слезами, кровью, отчаявшись в правде и счастье,- подгнили, как дерево, склонившееся на мхи?

    Чёрт привёл родиться царём в такой стране!

    А что сделано за эти годы – ни дьявола: баловался! Васька Голицын каменные дома строил, хотя и бесславно, но ходил воевать, мир приговорил с Польшей. Будто ногтями схватывает сердце,- так терзает раскаяние, и злоба на своих русских, и зависть к самодовольным купцам,- распустят вольные паруса, поплывут домой в дивные страны. А ты в московское убожество. Указ, что ли, какой-нибудь дать страшный? Перевешать, перепороть… Но кого? Кого?

    Франц? Иди-ка…(Лефорт присел к Петру)

    Тебе плохо, Петер?

    Нет, Франц, хочу купить два корабля в Голландии.

    Что ж это хорошо.

    Да ещё тут построим… Самим товары возить…

    Весьма хорошо.

    А ещё что мне посоветуешь?

    Я давно этого ждал, Петер. Ты в возрасте больших дел.

    Каких?

    Герои римские, с коих и поныне берём пример. Герои полагали славу свою в войне…

    С кем? Опять в Крым лезть?

    Без Чёрного с Азовским морем тебе не быть, Петер. Давеча Пельтенбург на ухо меня спрашивал, неужто русские всё ещё дань платят крымскому хану. И не быть тебе, Петер, бе Балтийского моря… Не сам – голландцы заставят. В десять раз, они говорят, против прежнего стали бы вывозить товару, учини ты гавани в Балтийском море.

    Со шведами воевать? С ума сошёл. Смеёшься, что ли? Никто в свете их одолеть не может, а ты.

    Так ведь не завтра же, Петер… Ты спросил меня, отвечаю: замахивайся на большее, а по малому – только кулак отшибёшь.

    Рассказ ученика о Лефорте.

    Особое место среди близких царю людей занимал Франц Лефорт. С раннего юношества тянулся Пётр к иноземцам, потому что видел, что у них наиболее высокая культура, они живут богаче и легче, лучше, чем русские. И царь-преобразователь хотел перенять у них всё, что ему нравилось, стремился научиться всему. Лефорт стал ему необходим.

    «За время троицкого сиденья Лефорт стал нужен Петру, как умная мать ребёнку: Лефорт с полуслова понимал его желания, стерёг от опасностей, учил видеть выгоды и невыгоды и, казалось, сам горячо его полюбил…»

    Писатель очень верно выделил, что «Пётр любил в Лефорте свои сладкие думы о заморских землях, прекрасных городах и гаванях с кораблями и отважными капитанами… - всё, что с детства мерещилось из-за границы». Много потакал слабостям и забавам молодого государя Лефорт, но и очень многому научил он его. И поэтому когда Франц умирает, то Пётр чувствует, что словно осиротел. Зато недоброжелатели и недруги царя ликуют, считая, что конец теперь «иноземной власти»… «Сдох проклятый советчик».

    Учитель истории : Что история рассказывает об отношениях Петра с народом?

    Расскажите о подушной подати, о государственных налогах.

    Демонстрация фрагмента фильма о Петре (кадры о реформах Петра)

    Учитель литературы: Как проявляется личность Петра в поступках? Расскажите о его реформах.

    4 архивариуса читают указы Петра о реформах.

    Ученики:

    Бояр заставлял чистить зубы, брить бороды, носить европейскую одежду. Дворянам велено было одеваться в иноземное короткое платье, парик, собираться на ассамблеи, знать политес, учиться танцевать, кланяться, вести разговор, понимать языки.

    Развивалась культура. Были основаны обсерватория, Кунсткамера (музей естественных наук и древностей), библиотека, Ботанический сад, Академия наук с университетом и гимназией при ней. Правда, во всех школах к обучению не допускалась основная масса населения – крепостное крестьянство. Тем не менее реформы Петра были прогрессивны. Это был его ответ: «Погодите, дайте срок, вы увидите, какая Россия азиатская страна».

    Учитель литературы :

    Как народ сопротивляется реформам?

    Ученики:

    Бояре были против новых налогов царя, протестовали против иноземного влияния. Народ бежал к раскольникам. От царских указов спасались самосожжением. Церковь требовала прекратить новшества, иноземцев выбить из России. Призывы Петра укрепить военное положение страны встречали отпор. «Упиралась вся Россия»- пишет Толстой. Силой кнута закладывались первые верфи. И всё-таки подымались мачты петровской флотилии, которая принесла славу России.

    Книга 1, глава 7, подгл.2

    Раскрылся заговор среди донских казаков, во главе обнаружился полковник Цыклер. Цыклер говорил: «А убьёте его,- вам, казакам, никто мешать не станет, сделаете, как делал Стенька Разин… А сделаете так, потом царём хоть меня выбирайте: я – за старую веру, и простых, непородных люблю»

    По приказу Софьи восстали стрельцы против Петра. Кровавую расправу учинил царь всем виновникам этого бунта.

    Учитель истории: назовите варварские средства борьбы против варварства.

    Учитель литературы : А теперь обратимся к книге. Как Толстой раскрыл варварство Петра?

    Ученики:

    Пётр был беспощаден в борьбе со старым. Особенно жестоко расправлялся с теми, кто сначала пытался свергнуть его с престола и посадить Софью, а затем настраивал против него сына и наследника Алексея. Жестокость же вообще характерна для этого времени, тем более что царь обладал вспыльчивым, бешеным нравом и огромной физической силой. Толстой неоднократно рисует сцены то кровавых расправ, то диких забав и шуток царя. В борьбе за свои реформы Петру был необходим и такой сподвижник на Москве, князь-кесарь Фёдор Ромадановский, ведавший расправами над всеми, кто умышлял против царя и государства. «Дел у него было чрезмерно много больших, государских» (конец 1 книги, подгл.21)

    Закованных стрельцов отовсюду отвозили в Преображенскую слободу, сажали под караул по избам и подвалам. Костры горели всю ночь в слободе перед избами, где происходили пытки. В 14 застенках стрельцов поднимали на дыбу, били кнутом, сняв, волочили на двор и держали над горящей соломой.

    Давали пить водку, чтобы человек ожил, и опять вздёргивали на вывороченных руках, выпытывая имена главных заводчиков.

    Книга 1, глава 7, подгл. 21

    30 виселиц, на коих 230 стрельцов повешены. Казнь попов, участников мятежа 27 октября.

    930 человек обагрили кровью Красную площадь. Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по тёмным углам. Кончилась византийская Русь.

    Учитель литературы:

    Из всего сказанного возникает вопрос: почему же личность Петра привлекает внимание, и споры о нём не утихают?

    Ученики:

    Я думаю, личность Петра привлекает внимание многих писателей, художников, так как он, Пётр Великий, сделал очень много для России. Если бы не было его преобразований, то неизвестно, что было бы с нами. Но споры не утихают, так как слишком велики были жертвы. Известно, что идею романа о Петре подсказал Толстому Сталин во время встречи в начале 30-х годов в доме М.Горького. Изображение Петра в романе как бы оправдывает деятельность Сталина. Хотел этого или не хотел талантливый писатель, он прославил тирана, а в самом романе проходит мысль о том, что великая цель оправдывает любые средства. В романе царь рисуется как прогрессивный деятель, а ведь на самом деле он максимально укрепил крепостное право в России, ликвидировав возможность развития страны по образцу европейской цивилизации. Преобразования Петра осуществлялись за счёт крепостного труда.

    С человеческой точки зрения мы ценим Петра (его положительные качества), но не можем оправдать его жестокость, деспотизм, грубость, насилие, самодурство, необузданность, безжалостность, диктат.

    Учитель истории:

    Какие уроки можно извлечь из деятельности этого великого человека?

    В России Петра ценились умы. У нас разбазариваются.

    Пётр сформировал армию, уделял ей особенное внимание. А где сегодня забота о солдатах?

    Почему сегодня «цари» наши много говорят о России, много обещают, но Россия не становится мощнее?

    Нужен России реформатор, похожий на Петра, чтобы думал в первую очередь не о себе, а о России.

    Учитель истории: Ребята, на выборах кандидатом в президенты прошёл бы Пётр? Как вы думаете? Почему?

    Один из классиков сказал: «Наполеон – это ещё не есть Франция. Но Пётр Первый – это Россия, её плоть и дух, её характер, воплощение всех её добродетелей и пороков»

    Ученик читает стихотворение А.Блока «Россия».

    Опять, как в годы золотые,

    Три стёртых треплются шлеи,

    И вязнут спицы расписные

    В расхлябанные колеи

    Россия, нищая Россия,

    Мне избы серые твои,

    Твои мне песни ветровые,-

    Как слёзы первые любви!

    Тебя жалеть я не умею

    И крест свой бережно несу…

    Какому хочешь чародею

    Отдай разбойную красу!

    Пускай заманит и обманет,-

    Не пропадёшь, не сгинешь ты,

    И лишь забота затуманит

    Твои прекрасные черты.

    Ну что ж? одной заботой боле-

    Одной слезой река шумней,

    А ты всё та же – лес, да поле,

    Да плат узорный до бровей…

    И невозможное возможно,

    Дорога долгая легка,

    Когда блеснёт в дали дорожной

    Мгновенный взор из-под платка,

    Когда звенит тоской острожной

    Глухая песня ямщика.

    Выставление отметок.

    Д/з: написать сочинение на одну из тем:

    1. О чём заставляет задуматься роман А.Н.Толстого «Пётр Первый»?
    2. Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Пётр Первый».

    Другие материалы к изучению романа «Пётр Первый»

    Посещение Архангельска 1694 г. глава 5, п.15, п.20

    Неудачный первый Азовский поход Петра 1 книга, 6 глава

    Разгром под Нарвой. Пётр по собственному выбору проходит через стыд ради страны

    Уроки. Заграничные поездки Петра глава 7, п.1,2

    На корабле «Святой Георгий» глава 7, п.4

    Пётр у курфюрстин глава 7, п. 8,9,10

    Приезд в Москву. Реформы Петра глава 7, п.18

    Казнь стрельцов, бывших за Софью глава 7, п.21

    Ужасом была охвачена вся страна. Кончилась византийская Русь

    1 книга

    Постепенное обогащение личности Петра, духовное развитие Петра, изменение его привычек, его внешнего облика.

    Дикие необузданные страсти, неумение владеть собой, самодурство. В его внешних чертах заметны неуклюжесть, диковатость, смущение, застенчивость, часто переходящие в порывы бешенства.

    Софья ничем не уступает Петру в необузданности своего нрава, в тёмных страстях.

    2 книга

    Толстой указывал на «большую психологичность» 2 книги.

    Любовь Петра сначала к Анне Монс, потом к Екатерине. Пётр способен на большое чувство.

    3 книга (1943 – 1944)

    Взятие Нарвы и Юрьева

    Автор хотел завершить роман Полтавской битвой. Толстой показывает органическую связь первых военных неудач Петра в Азовском походе и в Северной войне с общей и военной отсталостью допетровской Руси.


    Одной переломных для российской истории эпох было время Петра. Свыше четверти века Алексея Толстого интересовала личность царя-преобразователя и его эпоха. Первое знакомство будущего писателя с детищем Петра — Петербургом — произошло в студенческие годы.

    Изначально этот город воспринимался Толстым как чужой по духу, культурным традициям. Кроме того, знакомство с Петербургом происходило в период увлечения начинающего автора символизмом, и столица империи была воспринята в контексте символистского мифа Петербурга, что нашло отражение в первых произведениях Толстого.

    Рано проявившийся интерес писателя к истории усилила Первая мировая война и события революции. Именно в этот период Толстой остро почувствовал актуальность петровской темы, созвучной, по его восприятию, драматически напряжённой и противоречивой революционной эпохе. «Должно быть, скорее инстинктом художника, чем сознательно, я искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности», — писал Толстой, подчёркивая связь
    современного материала с проблемами, волновавшими его на протяжении всего творческого пути. Как справедливо отмечал А.Серафимович, «Пётр Первый» — это и есть «прежде всего книга о русском характере», к постижению которого Алексей Толстой стремился всю жизнь.

    Одним из первых произведений Толстого на тему Петра стал рассказ с подчёркнуто нейтральным названием — «День Петра» (1918). На самом же деле день Петра — это метафора его жизни, наполненной государственными делами. Но какова цель всего, что делает Пётр, как оцениваются его преобразования? В изображении Толстого царь-реформатор одинок, он «одной своей страшной волей» перестраивает государство, идя наперекор всем, разрушая вековые устои русской жизни. «Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой и ревностью: как это — двор его и скот, батраки и всё хозяйство хуже, глупее соседского?»

    Каждая деталь пейзажа говорит об обречённости задуманного самодержцем: «Лихое, невесёлое было житьё в Петербурге. Вздувшаяся река била в бревенчатые набережные; качались, трещали крутобокие барки; снег и косой
    дождь наплюхивал целые озёра на площадях и улицах. < … > На чёрном пожарище выгоревшего в прошлый четверг гостиного двора … торчали четыре виселицы. < … > В грязи, в жёлтом тумане, на забиваемых в болотный ил сваях возникали каждый день всё новые амбары, длинные бараки, гошпитали, частные
    дома переселяемых бояр. < … > Строился царский город на краю земли, в болотах, у самой неметчины. Кому он был нужен, для какой муки ещё новой надо было обливаться потом и кровью и гибнуть тысячами, — народ не знал».

    Характеристика дела Петра в авторской речи совпадает с мнением народа: «Но всё же случилось не то, чего хотел гордый Пётр; Россия не вошла, нарядная и сильная, на пир великих держав. А подтянутая им за волосы, окровавленная и обезумевшая от ужаса и отчаяния, предстала новым родственникам в жалком и неравном виде».
    Пот, кровь, жестокость петровских преобразований будут позже показаны и в романе «Пётр Первый», но авторское неприятие сменится на признание объективной необходимости реформ, что скажется в выборе конфликтов, расстановке персонажей, подборе средств изобразительности.

    Почти через десять лет после рассказа появится пьеса «На дыбе» (1928). По-прежнему Толстой подчёркивает трагическое одиночество Петра, воплощает мысль об обречённости его дела, страшных последствиях реформ. Но дело было не только во влиянии Мережковского, о котором неоднократно говорил сам Толстой. Нельзя не обратить внимание на название пьесы, написанной уже после того, как были созданы первые главы нового романа, посвящённые детству Петра.

    Историческая аналогия позволила Толстому выразить отношение не только к прошлому, но и к современным событиям. Вызвавшая резкую критику пьеса была в 1930-е годы дважды переработана Толстым и поставлена на сцене под новым названием «Петр Первый». Переработка шла прежде всего по линии исторической концепции произведения: менялась оценка дела Петра.

    Это было, по определению Толстого, «вхождение в историю через современность, воспринимаемую марксистски». В чём это выражалось? На первый план выдвинулось изображение народа как активного деятеля истории. По-новому решалась проблема исторической личности, усиливалась идея её зависимости от исторических событий, связь с ведущими тенденциями эпохи. Основополагающим становился принцип изображения жизни в развитии, борьбе противоречий, острых столкновениях нового со старым. «Человека, — писал А.Н.Толстой, — равно как исторический отрезок времени — можно понять только диалектически — в движении, в борьбе, в противоречии». Расставлялись акценты в изображении духовенства, купечества.

    Сочинение

    Роман «Петр Первый» М. Горький назвал «первым в нашей литературе настоящим историческим романом». Отразивший од­ну из интереснейших эпох в развитии Рос­сии - эпоху коренной ломки патриархаль­ного быта и борьбы русского народа за свою независимость, роман А. Н. Толсто­го будет привлекать не одно поколение читателей своим патриотизмом и высо­ким художественным мастерством.

    Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей, художников, композиторов многих поколений. От Ло­моносова до наших дней тема Петра не сходит со страниц художественной лите­ратуры. К ней обращались А. Пушкин, Н. Некрасов, Л. Толстой, А. Блок. Свыше двадцати лет эта тема занимала и Алексея Толстого: рассказ «День Петра» был напи­сан в 1917 году, последние главы его ис­торического романа «Петр Первый» - в 1945 году. Не сразу удалось писателю совершить задуманное - глубоко, прав­диво и всесторонне нарисовать петров­скую эпоху, показать характер великих преобразований.

    Характерно, что к Петровской эпохе А. Н. Толстой обратился в 1917 году: в да­леком прошлом пытался он найти ответы на мучившие его вопросы о судьбах роди­ны и народа. Почему именно к ней обра­тился писатель? Время преобразователь­ных реформ, коренной ломки патриар­хальной Руси воспринималось им как нечто напоминавшее 1917 год. А уже поз­же одним из лучших произведений совет­ской литературы на историческую тему стал роман «Петр Первый».

    Итак, в центре повествования - Петр, формирование его личности. Однако роман не стал просто мастерски написанной био­графией Петра. Почему? Толстому важно было показать не только Петра как большо­го исторического деятеля, но и эпоху, кото­рая способствовала формированию этой фигуры. Становление личности первого им­ператора и изображение эпохи в ее истори­ческом движении определило композици­онные особенности романа.

    А. Толстой не ограничивается изображе­нием жизни и деятельности своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает автору возможность показать жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс. Все классы и сословия русского общества представле­ны в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических событий, в столкновении общественных сил.

    Поражает широкий охват событий, раз­нообразие созданных персонажей. Действие переносится из бедной крестьян­ской избы Ивашки Бровкина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной царевны Софьи - на Красное крыльцо в Кремле, где маленький Петр становится очевидцем жестокой распра­вы стрельцов с Матвеевым; из покоев На­тальи Кирилловны в Преображенском дворце - в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи, по которым медленно движется войско Голи­цына; из Троицко-Сергиевской лавры, ку­да ночью из Преображенского дворца бе­жал Петр, - в Архангельск, под Азов, за границу.

    Первые главы романа рисуют ожесто­ченную борьбу за власть между двумя боярскими группами - Милославскими и Нарышкиными, представляющими ста­рую, боярскую, допетровскую Русь. Ни ту, ни другую группу не интересовали ни государство, ни судьба народа. Толстой подчеркивает это почти одинаковыми за­мечаниями, оценивающими правление одних и других. «И все пошло по-старо­му. Ничего не случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов... кис­лые столетние сумерки - нищета, холоп­ство, безделье». Это - после победы Милославских. Но вот победили Нарыш­кины - «...стали думать и править по прежнему обычаю. Перемен особенных не случилось».

    Это понимают и простые люди: «Что Ва­силий Голицын, что Борис - одна от них радость». Толстой показывает также, что народ играет решающую роль и в тех со­бытиях, которые разыгрываются в Кремле. Только при его поддержке Нарышкиным удается сломить Милославских. Недо­вольство людей своим положением прояв­ляется в ряде массовых сцен.

    Примерно с четвертой главы первой книги Толстой показывает, как все более обостряются отношения между возмужав­шим Петром и Софьей, что приводит в дальнейшем к падению былой власти­тельницы. Пётр становится самодержав­ным правителем и со свойственной ему решительностью, преодолевая сопротив­ление боярства, начинает борьбу с визан­тийской Русью. «Упиралась вся Рос­сия», - пишет Толстой. Ненавидели быст­роту и жестокость ново вводимого не только боярство, но и поместное дворян­ство, и духовенство, и стрельцы: «Стал не мир; а кабак, все ломают, всех тревожат... Не живут - торопятся... В бездну катим­ся...» Сопротивлялся и народ: люди бегут в леса, на Дон - таков был ответ на тяготы жизни в период правления Петра.

    Первая книга кончается жестоким по­давлением стрелецкого мятежа: «Всю зи­му были пытки и казни... Ужасом была ох­вачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки тор­говых кораблей».

    Вторая книга, по словам самого Толстого «более монументальна, более психологич­на», она рассказывает о том как сдвинулась с места держава - начинается с изобра­жения «неохотно» пробуждающейся Моск­вы, кончается картиной строящегося Пе­тербурга. Борьба старого и нового стано­вится определяющей в развитии действия романа. Толстой показывает, в каких слож­ных условиях возникает молодая Россия, какие трудности пришлось преодолевать Петру на пути преобразования.

    Во второй книге по сравнению с первой меньше исторических событий, действие концентрируется вокруг подготовки к Се­верной войне, «нарвской конфузии». Опи­сывается лихорадочная деятельность по укреплению обороны, строительство заво­дов, первые успехи в войне со шведами - взятие Нотебурга, выход к устью Невы и ос­нование города-крепости, которой сужде­но будет стать северной столицей.

    Значительное место отведено в этой книге психологическим характеристикам. Каждый из эпизодов частной и общест­венной жизни помогает ярче представить ту или иную сторону эпохи Петра, его пре­образований (например, описание жизни семей Буйносовых, Бровкиных и других). Толстой показывает, как новое врывается в быт, рушит старые устои. Прогрессив­ный характер петровских преобразований подчеркивается автором в изображении общего оживления страны, в появлении вокруг Петра новых людей, идущих в ногу со временем и понимающих нужды Рос­сии. Среди них и выходцы из народной среды: Меньшиков, семья Бровкиных, Федосей Скляев, Воробьев.

    «Птенцы гнезда Петрова», люди энер­гичные, воспитанные Петром, противопо­ставлены старому московскому боярст­ву - Буйносову, Лыкову и другим, изобра­женным Толстым с иронией. Боярство внешне смирилось, но продолжало нена­видеть Петра и его нововведения.

    Во второй книге с еще большей силой звучит мотив социального протеста наро­да. Раздражение звучит и в разговоре в кабаке на Варварке, и в поведении му­жиков, в их недобрых взглядах, в выкри­ках, в открытой ненависти крестьян к по­мещикам и боярам.

    А. Толстой показывает глухо бурлящий в народе протест, который должен был вы­литься в восстание на Дону под предводи­тельством Булавина. Чтобы жить «по воле, а не по указу государеву», люди бегут в ле­са. Движение раскольников является од­ной из форм протеста против усилившего­ся гнета в период правления Петра. В устье Невы заложен город-крепость. До желанного моря теперь отсюда - ру­кой подать; началось преобразование ар­мии для решительной победы над шведа­ми и возвращения «исконно русских зе­мель» - Юрьева и Нарвы.

    Третья книга романа посвящена борьбе за эти города. «Третья книга - писал сам Толстой, - самая главная часть романа о Петре, она относится к наиболее инте­ресному периоду жизни Петра. В ней бу­дет показана законодательная деятель­ность Петра, его новаторство в области изменений уклада русской жизни, поезд­ки царя за границу, его окружение... В третьей части будут даны картины не только русской жизни, но и Запада того времени - Франции, Польши, Голлан­дии. Все основные задачи, которые я ставил, приступая к роману, будут осу­ществлены в этой части».

    Третья книга, как и вторая, начинается с описания Москвы. Прошло не так много времени, но перед нами другой, обнов­ленный город. Во второй книге показана неторопливая, во многом косная жизнь, и, хотя все чувствуют, что назревают боль­шие события, что жить становится тре­вожнее, тем не менее, она течет пока по-прежнему. В третьей книге Москва пред­стает иной: произошли крутые перемены. Новое ворвалось в жизнь, изменило при­вычное ее течение. Нет больше челяди у боярских дворов, «ворота закрыты на­глухо, на широком дворе - тихо, людишки взяты на войну, боярские сыновья или зя­тья в полках унтер-офицерами либо усла­ны за море, недоросли отданы в школы». Чувствуется, что жизнь уходит в новую столицу - Петербург.

    Третья книга повествует также о блестя­ще одержанных победах русскими над войсками Карла XII. В ней поставлена проблема культурного развития страны, проблема формирования новой интелли­генции. Особенно ярко показан образ мо­лодой России, победившей в нелегкой борьбе. Однако и в этой книге не ослабе­вает, а, наоборот, звучит с новой силой социальный конфликт - рост противоре­чий между императорской властью и на­родом.

    Книга осталась, к сожалению, незавер­шенной. «Человека, - писал А. Н. Тол­стой, - равно как исторический отрезок времени - можно понять только диалекти­чески - в движении, в борьбе, в противо­речии». Так он изображает Петровскую эпо­х у - в движении, в борьбе нового со ста­рым. В романе Толстого, в каждой строчке его чувствуется биение пульса большой страны, движение вперед народа, который с честью выходил из всех суровых испыта­ний, в созидательном труде и в борьбе до­бывал славу своей Родине.

    Другие сочинения по этому произведению

    "...я искал в этой теме разгадки русской государственности и русского народа" (А. Н. Толстой роман "Петр первый") "Петр I" А. Н. Толстого - исторический роман "Петр I"- исторический роман «Петр Первый» А. Н. Толстого как исторический роман Птенцы гнезда Петрова(по роману "Петр первый") «Государство и народ в романе «Петр первый»» Государство и народ в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Женские образы в романе "Петр первый" Женские образы в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Историческая память в русской литературе (по роману "Петр Первый") Историческая эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Исторический роман "Петр первый" Композиция и сюжет в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого "Петр I" Личность Петра Первого в истории и в романе А. Н. Толстого Мастерство в построении композиции и Народ в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Народ в романе А.Толстого "Петр первый" Образ Александра Меньшикова в романе А. Н. Толстого «Петр I» Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр I» Образ Петра Первого Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого “Петр I” Петр I и его эпоха в романе, А Толстого «Петр I» Петр первый: тиран и созидатель (по творчеству А. Толстого) Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр I» Развитие исторического романа ("Петр первый") Роман "Петр первый" как произведение социалистического реализма Роман А. Н. Толстого «Петр Первый» Становление личности в эпохе (образ боярыни Волковой по роману «Петр Первый») Становление личности в эпохе (образ Петра Первого по роману "Петр Первый") Сюжет и композиция романа А. Н. Толстого «Петр I» Царь Петр I в изображении А.Н.Толстого (по роману \"Петр Первый\") Семья Бровкиных в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Петр 1 и его эпоха в романе А Толстого “Петр 1” КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА "ПЕТР I" Особенности художественного воплощения образа Петра I в романе А. Н. Толстого История создания романа А.Н. Толстого «Петр Первый» Характер царя Петра в одноименном романе Толстого

    А. Н. Толстой работал над увлекавшей его темой эпохи Петра I более двух десятилетий. Задолго до создания романа “Петр I” он написал рассказы “Наваждение” и “День Петра”, очерк “Первые террористы”, рассказывавший на основании подлинных документов о покушении на жизнь царя Петра. Это были первые “наброски” будущего эпического романа Толстого. Уже тогда он много работал над историческими источниками, чтобы наиболее полно передать события Петровской эпохи.
    Близкое знакомство автора с этим историческим периодом позволило ему во всей полноте передать колорит эпохи. Писатель воссоздает политическую и культурную жизнь, быт и национальные традиции, нравы, обычаи, социальные и религиозные конфликты этого переломного в жизни России времени.
    Центральное место в романе занимает реформаторская деятельность царя Петра I. Толстой видел в решительных реформах этого государя положительное, разумное начало, поскольку они были направлены на создание новой России - цивилизованной, развитой страны. Автор романа подчеркивает большое прогрессивное значение этих преобразований. Самого Петра I Толстой изобразил крупным государственным деятелем, подчеркнув в нем одаренность руководителя, упорство, стойкость характера. На примере Петра мы можем видеть положительные черты русского национального характера.
    Но, как известно, этот царь был хоть и незаурядной, но весьма неоднозначной личностью. И Толстой не закрывает глаза на историческую правду - он показывает, какими силами проводились в стране реформы, как Петр подчинял себе всех несогласных и насаждал свои решения. К примеру, в романе показано, как царь заставляет свое окружение учиться европейскому этикету, с издевкой режет боярам бороды, устраивает шутовские шествия по улицам Москвы, пытает и казнит стрельцов.
    Петр I изображен в романе властной личностью. Задатки сильного характера проявляются у Петра еще в подростковом возрасте, когда он сумел дать первый отпор своей сестре, правительнице Софье. В борьбе с царевной Софьей за власть в его сознании уже оформляется план будущих преобразований в России. И он добивается своего. Толстой показывает в романе, как Петр I занимается строительством флота, закладывает Архангельскую верфь, учится кораблестроению за границей. Его реформы захватывают буквально все сферы жизни России конца XVII - начала XVIII века: армию, флот, науку, культуру, быт, внешнюю и внутреннюю политику.
    Реалистическую бытовую и политическую обстановку Петровской эпохи Толстой создает также при помощи описания современников Петра, его сподвижников и политических врагов либо просто людей, типичных для своего времени. Правительница Софья, неродная сестра Петра, оспаривавшая его права на престол, изображается Толстым как женщина хитрая, властная, способная на коварство. В ней есть воля, государственный ум, но, втянувшись в дворцовые интриги, она становится организатором боярско-стрелецкой оппозиции. И выступает таким образом против прогрессивных преобразований Петра.
    Образу Петра I в романе противопоставляется образ шведского короля Карла XII, увлеченного идеей покорения соседних государств. Карл XII изображен Толстым как фанатик войны. Увлеченный битвами, он зачастую пренебрегает разумом и осторожностью, забывая об интересах своей страны. Все действия Петра, напротив, направлены на защиту интересов России. Война не является для него поводом проявить свою храбрость. Война для Петра - это необходимость защитить интересы страны. Таким же преданным делу защиты своей страны изображает Толстой сподвижника Петра I фельдмаршала Шереметева - выдающегося русского военачальника. Автор подчеркивает в нем лучшие черты: простоту, скромность, человечность, преданность долгу, отсутствие тщеславия.
    Изображая в своем романе множество героев, их личные судьбы, автор тесно связывает их с событиями, происходящими в стране. Динамичное время перемен требует новых героев. Представители одних слоев общества быстро поднимаются вверх, другие оказываются отброшенными назад. Например, надменный боярин Буйносов не приемлет преобразований, он тоскует по старым временам. В новшествах Петра он видит только унижение старых боярских фамилий. На смену таким, как Буйносов, приходят деятели служилого дворянства и купечества, которые активно участвуют в преобразованиях Петра. На примере судеб Алексашки Меншикова, семьи Бровкиных Толстой показывает, как выходцы из низов становятся близкими сподвижниками царя, занимают высокие должности. Такое было возможным только потому, что Петр считал “знатность по годности”.
    В своем романе Толстой также правдиво изобразил картины нищеты и забитости жизни простого люда. Мы видим крестьян, холопов, солдат, страдающих от непомерных поборов и непосильного труда. Тема тяжелой участи народа - одна из главных в романе “Петр I”. Толстой отражает в своем произведении такое явление российской действительности того времени, как раскольничье движение. Автор рассказывает о беглых крестьянах, устремляющихся в лесные дебри, в раскольничьи скиты. Беглецы готовы на любые лишения, лишь бы “жить по воле, а не по указу государеву”. Вместе с тем, на примере бедняка Андрюшки Голикова Толстой показывает, что некоторые одаренные выходцы из низов могли реализовать свои таланты. Палехский иконописец Андрюшка Голиков получил возможность обучаться живописи в Италии. Но самое главное - Толстой показывает огромную роль народа в реализации грандиозных планов Петра. Именно напряженной работой простых людей, их повседневным трудом создавалась новая Россия.
    На фоне происходящих в стране бурных политических событий Толстой не забывает показать культурную жизнь Петровской эпохи. Писатель рассказывает о механике-изобретателе Кузьке Жемове, который хочет построить первую летательную машину. Любимая сестра царя Наталья Алексеевна занимается устройством театра, пишет для него стихи. Именно она помогает Петру вводить в русский быт европейские обычаи.
    Роман А. Н. Толстого отличается широким охватом жизни России при царствовании выдающегося государя - Петра I. Противоречивая и динамичная, эта эпоха в российской истории представлена Толстым во всех ее проявлениях, что позволяет нам говорить о ее реалистичном художественном изображении в романе. “Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер”, - писал А. Н. Толстой. И мы можем сказать, что писатель внес своим замечательным романом весомый вклад в дело познания Петровской эпохи и, через призму тех событий, - в дело постижения русского национального характера.


    Похожие статьи