• Славянские боги. Сварог — славянский Бог Огня, Отец Богов

    19.04.2024

    Сварог - верховный бог (первое воплощение Рода) в славянской мифологии создавший землю. Создатель первой суши, по легендам он нашел камень-алатырь с помощью которого вспенил море и со творил землю. С помощью удара молота по камню создал сварожичей.

    С читается что именно Сварог создал два основных круга движения (земной и космический) которые получили название «коло времен». Данное исчисление лет повязано на движении солнца, где в каждый день годового цикла солнце занимает определенное положение. За движением солнца следили волхвы и жрецы. По расположению небесного святила и принималось решение о начале посадок, о времени сбора урожая.

    Сварог – это творец земли и прародитель первых Богов

    По движению солнца также определяли праздники посвященные разным богам.

    Сварог: место в славянском пантеоне

    Бог Сварог у славян занимал важное место в пантеоне, точнее по правую руку от великого Рода. На важность повелителя небесного огня у славян указывает и название небесного хода святил сворожь его круг а , по нему и велось исчисление лет.

    Чур бога занимал важное место в пантеоне, рядом изображали наковальню и молот. Рядом с кумиром бога огня всегда поддерживался живой огонь.

    День почитания

    Определенной даты для почитания верховного бога не определенно. Его вспоминают при чествовании других богов как создателя всего мира.

    По некоторым преданиям день Сварога у северных народов трижды в году. В день Сварога люди жгли костры, приносили богу требу (бескровную), устраивали состязания.

    В день Сварога мужчины устраивали игрища где показывали свою удаль и силу. В забавах участвовали мужчины зрелого возраста. После завершения состязаний водили хороводы вокруг костра и пели песни, славящие Сварога и его деяния.

    Информация дошедшая до наших дней о Свароге значится в следующих источниках:

      книга Велеса;

      повесть временных лет;

      книга Коляды;

      различные берестяные свитки.

    Немало упоминаний о боге Свароге сохранилось в народном эпосе (сказках, песнях, легендах).

    Сварог - бог неба у славян-язычников, отец всего сущего. Многие называют его отцом таких важных, значимых и почитаемых богов как , Даждьбог - Радегаст, Семаргл. Сварог - Бог огня и огненной стихии, его власть и энергия происходят от небесного огня и небесной сферы. Сварог олицетворяет лучезарное солнце - явление постоянное, значительное и жизненно необходимое для существования человека. Именно Сварог подарил когда-то древним людям, которые верили в него и почитали его, инструменты для кузнечного дела. Научил их обрабатывать медь и железо и изготавливать из них прочные сельскохозяйственные орудия труда. Бог Сварог у то же, что Гефест у Древних греков.

    Сварог - Бог света и огня

    Бог, имеющий общеславянское значение. Сварог Бог света и всего, что светится и горит. Славянский корень “свар” означает нечто жгучее, сияющее. До сих пор во многих северных районах слово “вар” на местном наречии означает жар, горение. Или такое просторечное слово сварганить, означающее смастерить или сотворить нечто особенное, было некогда очень распространенным. Оно является производным от имени бога Сварог, который по преданиям был прародителем сыновей Сварожичей - Перуна, Даждьбога, Семаргла - Рарога. Так же и древнеиндийское слово “сварга” переводится как “небо”. Сварог - Бог Неба, ведь именно на небе пребывали и праведники, и боги.

    Практически все небесные боги славян - язычников имеют огненную природу. Может это идет от древнего обычая почитать огонь, который когда-то подарили первобытному человеку небеса и дали возможность не угаснуть зародившейся жизни? Культ огня, как самой могущественной природной силы, по-прежнему сохраняется в народной традиции. Благодаря божественному огню люди сумели обрабатывать металлы и смогли создать по образу и подобию небесных много полезных земных предметов - молот и клещи, инструмент Сварога - кузнеца. Колесницу, или земную телегу с колесами, чтобы быть почти на равных с богами, которые пешком и не ходят. Чтобы те, кто его почитает и поклоняется, могли защитить свои земли, города и села от набегов жестоких захватчиков, Сварог обучил людей искусству изготавливать оружие. Отсюда, Сварог - Бог воинов.

    Сварог - бог домашнего очага, достатка

    Сварог - это пожилой, седой, мудрый, могучий старец, едущий по холодному и темному, суровому зимнему небу. Вся природа по-стариковски насупилась и нахохлилась, хоть и оделась в нарядные белые снежные одежды. Все жилища утеплены, в очагах горит огонь, готовится сытая еда, если был хороший, добрый урожай. При свете лучин выполняют домашнюю работу - шьют, вяжут, чинят или рассказывают сказки, поют песни и ждут рождения молодого Хорса. Он придет на смену серьезному и величавому Сварогу, и начнутся зимние праздники и забавы.

    Славяне - язычники верили, что Сварог установил на земле справедливость, порядок и суд, а так же разделил людей на семьи. Каждый мужчина имел право иметь одну единственную женщину, а женщине мог принадлежать только один мужчина. Поэтому справедливо утверждение, что Сварог учредил брак в современном его понимании и нам, потомкам славян стоило бы славить не Гименея, а Сварога. Славянский Сварог - Бог Неба, мудрости, клятв, знаний, ремесел, кузнечного дела, покровитель брака и семейного очага. Покровитель охотников и воинов.

    • Предание гласит, что Сварог сам выковал первый плуг весом в 40 пудов и научил людей пахать и засевать землю. Поэтому его почитали не только как Бога - ремесленника, но и Бога - земледельца.
    • Хотя изображение Сварога отсутствует среди прочих славянских идолов, которые были установлены в 980 году на Киевском холме, это свидетельствует, что во времена Древней Руси Сварог был не оформившимся божеством, а олицетворял собой природную стихию огня.



    Добавить свою цену в базу

    Комментарий

    Сварог (др.-рус. Сварогъ, Соварогъ) – согласно славянскому переводу хроники Иоанна Малалы – бог-кузнец, отец Дажьбога. По мнению некоторых исследователей – верховный бог восточных славян, небесный огонь. Некоторые исследователи отождествляют Сварога со Сварожичем.

    Этимология

    Исследователей давно привлекало созвучие теонима Сварог с др.-инд. svarga «небо, небесный». Исходя из этого созвучия делался вывод и о лингвистическом родстве этих слов и даже о функциях Сварога как славянского божества. В наши дни, благодаря теории О. Н. Трубачёва об индоарийском языковом субстрате в Северном Причерноморье, делаются попытки обосновать эту гипотезу об индоарийском происхождении теонима Сварог. Этот теоним был, по мнению Трубачёва, заимствован славянами у индоариев в Северном Причерноморье и происходит от того самого svarga «небо, небесный».

    Теория О. Трубачёва об индоарийском лингвоэтническом компоненте в Северном Причерноморье была с одной стороны подвергнута критике рядом иранистов (Грантовский Э. А., Раевский Д. С.) и индологов (М. Майрхофером), так и поддержана в то же время немецким индоевропеистом Вольфгангом Шмидтом (нем.)русск., российским индологом В. Н. Топоровым, а также российским иранистом и индологом – Д. И. Эдельман, которая ссылаясь на работы О. Трубачёва, считает возможным как сохранение индо-арийского элемента в Северном Причерноморье, так и проникновение в славянские языки индоарийских заимствований, которые не всегда отличимы от заимствований из иранского.

    Также итальянский славист М. Энриетти, опираясь на теорию О. Трубачева о сохранении индоарийского элемента в Северном Причерноморье, допускает возможность прямого заимствования теонима Сварог в славянский язык из индоарийского. В свою очередь, археолог и социальный антрополог Л. С. Клейн, например, не видит других альтернатив в случае теонима Сварог, кроме как согласиться с индоарийской гипотезой. М. Фасмер пишет, что теоним Сварог связывают с праслав. svara, svarь, в результате чего само имя приобретает значение «спорящий, наказующий». В. Й. Мансикка также упоминает заимствованное у славян рум. sfarogŭ, švarogŭ «сухой, пылающий».

    Согласно мифам

    Со священного языка арийцев санскрита, слово «сварог» переводится как «ходящий по небу». В давние времена им обозначали дневной путь солнца по небу, потом им стали называть небо вообще, небесный свет. Иными словами, сын Рода бог Сварог – это Отец Небесный. Иногда его называли просто Бог.

    Сварог сварганил (сварил, создал) землю. Он нашел волшебный камень Алатырь, произнес магическое заклинание – камень вырос, стал огромным бел-горюч камнем. Бог вспенил им океан. Загустевшая влага стала первой сушей. В индийских Ведах это творение названо Пахтанием океана. Алатырь он использовал и для других важных целей: ударял по нему молотом – из разлетающихся во все стороны искр рождались новые боги и ратичи – небесные воины.

    В более поздние времена великий волшебник полуконь Китоврас (греки называли его кентавром Хироном) построил вокруг Алатыря храм в честь Всевышнего. Так появилось слово алтарь – самое святое место в храме.

    Сварог научил людей готовить (творить) из молока творог и сыр, которые некогда считались священной едой, даром богов. Бог создал и Синюю Сваргу – страну в небесах, где живут наши славные предки. Яркие звезды – это их сияющие очи, которыми деды и прадеды взирают с небес на наши земные дела. «Сварганить» до сих пор значит – чудесным, мастерским образом сотворить. Варить и «варганить» можно только при помощи огня и воды («вар» – санскрит, вода).

    Сварог – источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир. Он заботился о людях: дал им Солнце–Ра (отсюда наше слово радость) – и огонь, на котором можно было приготовить пищу и у которого можно было согреться в лютую стужу. Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка.

    Храм Всевышнего с алтарем-Алатырем стоял на склоне священной горы Эльбрус, высочайшей на Кавказе (5600 метров). В древности эту гору называли разными именами: Бел-Алабыр, Белая гора, Белина. Тут же протекает река Белая, а раньше стоял Белый город, где жил народ белогоров. Все названия в этих местах связаны с цветом Алатыря – белого камня, при ударе о который вылетали искры. В тех же краях до недавнего времени стоял величественный монумент великому славяно-русскому герою, потомку белогоров Бусу Белояру.

    Возможно, одним из самых важных дел Отца Небесного стали созданные им Малое и Большое Кола (круги) времен – земных и космических. Сварог – бог-творец и законодатель, отец Сварожичей (Перуна, Даждьбога-Радегаста, Семаргла-Огня и Стрибога-Ветра), демиург, соотносимый с Гефестом, по мировоззрению, восходящему к орфической традиции. Любая кузня, любой горн — это уже капище Сварога, потому при обустройстве капищ современному язычнику стоит помнить о том. При деревянном кумире Сварога должен гореть огонь, калиться металл, металлом должен быть обит и сам кумир. На капище Сварога должны быть молот (или железная тяжелая палка-лом) и наковальня. Именно Сварог начал железный век и научил людей пользоваться железными орудиями.

    Атрибуты Бога Сварога

    Птица: Алконост. По преданиям, эта птица – Вестник Богов, разносила повеления Сварога Богам и людям.

    Животное: огненный вепрь, в облике которого появлялся иногда Бог Сварог в Явном Мире.

    Символ: молот. По легендам, когда Бог Сварог ударял молотом по камню Алатырь, из искр рождались Боги. А если искра попадает в человека, в груди того рождается дар творчества – так и говорят: «искра божья».

    Треба (подношение): огонь

    Сварог – Бог-Покровитель

    Сварог даёт покровительство тем, кто проявляет черты характера, похожие на Него. Бог Сварог немногословен, трудолюбив, справедлив. Если в тебе есть качества такого Бога, и его искры запали тебе в душу, тогда ты тоже похож на него.

    Обычно такие люди, как:

    • молчуны;
    • работящи;
    • любят конкретику и точность;
    • практичны;
    • надёжны;
    • ответственны;
    • усердны в труде;
    • любят уединение.

    Ты – человек слова: «Сказал – сделал!». Всё коротко и ясно. Все обязанности должны быть четко распределены, а любой труд обязательно должен быть доведен до конца. О тебе можно сказать еще следующими словами:

    Ты – твердохарактерный, выносливый, ценитель всего красивого и практичного, получатель истинного удовольствия от труда, неуступчивый и упрямый, объективен, предусмотрителен, справедлив – умеешь разделить на правых и виноватых.

    Почитание и аналоги в других мифологиях

    О Свароге сохранилось мало сведений. Он не вошел в список «Владимировых» богов, но упоминается в некоторых древнерусских письменных источниках. Известно, что в славянской мифологии он почитался как бог огня. «Сварогом», или «сварожичем», называли персонифицированный пылающий огонь на алтаре или в домашнем очаге. В одном из древнерусских поучений против язычества XIV в. говорится, что язычники своим идолам «покладывають имъ требы и куры им режуть и огневи ся молють [огню молятся] зовуще его сварожицемъ [зовя его сварожичем]». В славянском переводе «Xроники» Иоанна Малалы (XII в.) Сварог соотносится с древнегреческим богом огня Гефестом. Здесь же указывается, что Сварог является отцом Дажьбога – божества Солнца. Современные исследователи считают, что глубоко почитаемый восточными славянами, о чем свидетельствуют письменные источники, Сварог (Сварожич) все же во времена Древней Руси представлял собой скорее не оформившееся божество, а олицетворение природной стихии огня. Не случайно он не вошел в пантеон высших богов, созданный князем Владимиром. Вместе с тем культ огня как одной из сил природы продолжает сохраняться в народной традиции до сих пор.

    Если проводить аналогии с богами Греции, то схожим богом здесь является Гефест – бог кузнечного ремесла и брака, а также Уран – олицетворение неба, супруг Земли. В древнеримском язычестве аналогом Сварога может быть Юпитер – бог неба, верховный бог римлян, а также Вулкан – бог огня и кузнечного ремесла. Во время установления на Руси двоеверия, роль Сварога перенял на себя Кузьма-Демьян. Кузьма и Демьян – христианские святые, врачеватели, чудотворцы, которые в народных представлениях слились в одного божественного персонажа, и перенявшие на себя многие черты Сварога. Произошло это, скорее всего, из-за сходства имени одного из святых — Кузьма, очень схожего со словом «кузнец».

    У балтийских славян Сварог зовется Радогостом, в Словакии, Чехии – Рарогом. Широко известное святилище Сварога есть в польском поселении Радогост. Когда-то на высочайшей вершине Кавказа, Эльбрусе, тоже был храм Всевышнего, с Алатырём-алтарём, а гору называли Белой Горой, Белиной, Бел-Алабыром. Тут же был Белый город, народ, населявший его, называли Белогорами. Вся местная топонимика так или иначе связана с Алатырём, белым камнем, из которого ударом высекаются искры.

    Символы и обереги Бога Сварога

    Известны несколько символов и оберегов Бога Сварога:

    • Конегонь,
    • знак, который называют «Квадрат Сварога», «Кузня Сварога», «Крест Сварога», «Звезда Сварога»,
    • Сварожич,
    • Сварга,
    • Молот Сварога

    «Символ Сварога» – Конегонь

    Символ Сварога – это свастичный знак, в центре которого не точка, а квадрат-ромб. Знак имеет прямые углы, загнутые посолонь концы лучей и их продолжение на обратном конце, не имеющее ограничения. Если присмотреться, то знак сложен из четырех схематичных фигур, которые напоминают простой плуг. Сила знака Сварога бесконечна, не имеет ограничения, завершения, она распространяется на все четыре стороны. Это говорит о том, что Сварог творит и поныне. Известное на севере название – «Конегон» или «Конегонь» Подробнее о том, что даёт этот оберег и от чего защищает – в статье «Знак символ Сварога: действие, кому подойдет»

    «Звезда Сварога» («Квадрат Сварога», «Кузня Сварога», «Крест Сварога»)

    Символ, который называется «Звезда Сварога» или «Квадрат Сварога» – это еще один знак Бога, который часто используется славянами. Иногда этот символ назувают «Звезда Руси», что не совсем верно – это название у символа, относящегося к Богине Ладе. Форма изображения – внешний квадрат, внутренний ромб, переплетенный эллипсами с заострениями на концах. Символ очень похож на Звезду Лады, но только включен в квадрат и выступающие концы эллипсов не имеют закруглений. Сила квадрата имеет большой потенциал творческой мощи и силы.

    День Бога Сварога

    В северной традиции славянских народов неизвестны какие-либо праздники, отдельно посвященные Богу Сварогу. Его чтут на праздниках вкупе с остальными Богами. Ведь – Он верховное божество славян, присутствует в каждом явлении. Однако, в обычаях нынешних родноверов, Сварогу посвящается 14 ноября. В это время любят жечь костры, обмываться чистою водой – почитались эти две стихии в честь Бога. В его честь устраиваются славления, вспоминаются его славные воинские подвиги и заповеди.

    Сварог — один из самых высших богов славяно-языческого пантеона. Сварога почитают, как бога неба и творца Земли. Сварог также считается покровителем воинов и оружия. Является богом-кузнецом, который научил людей ковать изделия из металла. Любая кузница уже сама по себе является капищем Сварога, а наковальня и молот — символами Сварога. По одной версии он сын Рода, по другой версии Сварог — это эпитет Рода, о чём мы ещё поговорим в дальнейшем. Сварог является покровителем свадеб, которые заключаются между людьми. Он является отцом богов Сварожичей, самым главным из которых является бог солнца . Небо и Солнце, как отец и сын, присутствуют во многих древних верованиях и можно провести множество аналогий между славянскими Сварогом и Даждьбогом и богами других народов. Но обо всём по порядку.

    Одной из самых известных сторон, приписываемых одному из высших богов славян, является его кузнечное дело. По преданиям, которые дошли до нас и в виде сказок и в виде упоминаний в поучениях против язычества, Сварог научил людей ковать металл и создавать орудия труда. Для этого он дал людям клещи, которые упали с неба: «въ вpемя цаpства его спадоша клеще с небесе, нача ковати оpyжье. Пpеже бо того палицами и камением бьяхyся (Лаврентьевская летопись)». Некоторые исследователи старинного фольклора относят это предание к находке людьми упавшего с неба метеорита, который состоял из железа и который послужил первым источником металла для древних славян, однако это лишь предположение. Стоит отметить, что Сварожичем называли как огонь, так и падающую звёзду на ночном небосклоне. Падающие звёзды-сварожичи и упавшие металлические клещи с небес, подаренные людям Сварогом, вполне правдоподобно могут объяснить происхождение данного мифа.

    Небесный кузнец Сварог является главным покровителем кузнецов и всех, кто работает с металлом, а также пахарей, воинов и так далее, которые используют металлические изделия в своих целях. По той же причине Сварог считается покровителем свадеб и молодожёнов. В простонародье существует такое выражение, как «сковать свадьбу», что относит нас всё к тем же поверьям о небесном кузнеце, который сковал Землю и который может сковать людские сердца и чувства.

    Некоторые исследователи предполагают, что Сварог — это лишь один из эпитетов Рода. — верховный бог славян-язычников. Сварог же мог быть лишь одним из его имён или обращений, обозначающий такую сторону бога, как небесное существование (сварга — небо, сварог — небесный бог) или огненную ипостась (свар, вар — огонь, жар). В качестве отступления также стоит отметить, что эпитетом Рода некоторые считают и Стрибога, который раньше считался богом ветров, из-за его упоминания в «Слове о полку Игореве» как деда ветров. Однако среди современных язычников принято считать Сварога отдельным божеством, который является богом неба, создателем Земли, покровителем кузнечного дела, военного искусства, брака, ремёсел.

    Огонь — сын Сварога. По традиции огонь называют Сварожичем, как и других детей Сварога, например Даждьбог Сварожич заведует или же сам является небесным Солнцем, самым ярким огненным светилом. На земле его дети представляются и в виде падающих звёзд, и в виде огня в кузнице, который помогает справляться с ковкой, и в виде домашнего очага, который издревле почитался как священный. К огню-сварожичу всегда было отношение как к настоящему божеству в доме, который может согреть всех домочадцев своей горячей любовью и приготовить пищу. В одном из антиязыческих поучений XV века говорится о том, что славяне чтут своих идолов «покладывають имъ требы и куры им режуть и огневи ся молють зовуще его сварожицемъ». Есть также предположение, что сварожичами являются не только Даждьбог и сам огонь, но также такие боги, как Перун, Семаргл, Ярило.

    Имя «Сварог» напоминает слово Сварга (небесное царство, царство богов). Вероятно, эти два слова неразрывно связаны, свар - санскр. небо или точнее «ходящий по небу». В Повести Временных Лет есть подтверждения существования такого бога не только на Руси, но даже в Египте. Во всех писаниях, сказаниях, летописях сыном Сварога был Даждьбог (Бог Небо породил Бога Солнце). Например, в Ипатьевской летописи 1114 года: («… сего ради прозваша и богъ Сварогъ… и по семь царствова сынъ его именемъ Солнце, его же наричють Дажьбогъ… Солнце царь сынъ Свароговъ еже есть Дажьбогъ». В Чехии и Словакии, вероятно, этого же бога называли Рарогом. Древнеиндийское слово svarga, вдруг оказавшееся в славянском языке и имени славянского бога, говорит о невероятной древности данного божества, который ведёт свою историю со времён индо-европейцев. Долгие исследования, споры и попытки объяснить появление этого слова в славянском языке как-то по-другому, так и не нашли успеха, и сегодня большинство исследователей, историков-славянистов считают, что Сварог относится к Богам, существовавшим в верованиях времён славяно-ариев или индо-европейцев. Так же существуют и другие мнения, например, М.Фасмер считает, что Сварог произошел от праславянского svara, то есть «спор», и переводит его как Бог Наказывающий. В. Й. Мансикка отождествляет Сварога и румынское слово sfarogŭ, švarogŭ — сухой, пылающий, которое в свою очередь румынами было заимствовано у славян skvara (огонь, пламя, дым, чад, жертвоприношение). Есть также предположения, что Сварог происходит от слова «сварливый»; от слова «сварить, сварганить» (сварганил, сварил Землю); имеет прямое отношение к древнерусскому «свар» или «вар» — жар, горение (небесный огонь), однако все эти версии, кроме славяно-арийской, большинством исследователей отвергаются, как маловероятные.

    Пытаясь вызвать сомнения у славян-язычников, приверженцы других религий проводят аналогии между богами и якобы реальными людьми-царями. Однако если разобраться в приводимых убеждениях, становится понятно, что это всего лишь истории, основанные на древнейших мифах, и приводимые за реальные события в истории. Согласно этим рассказам, в Египте правили Феост (вероятно другое прочтение бога Гефеста — греческий аналог Сварога), которого называли Сварогом и при котором с неба упали клещи, и его сын Даждьбог: «после потопа и после разделения языков начал царствовать сначала Местром, из рода Хама, после него Иеремия, затем Феоста, которого египтяне называли Сварогом. В царствование этого Феоста в Египте упали клещи с неба, и начали люди ковать оружие, а до того палицами и камнями бились. Тот же Феоста закон издал о том, чтобы женщины выходили замуж за одного мужчину и вели воздержный образ жизни… Если же кто преступит этот закон, да ввергнут его в печь огненную. Того ради прозвали его Сварогом, и чтили его египтяне», при Даждьбоге «настало непорочное житье по всей земле Египетской, и все восхваляли его». Таким образом, как бы реальными персонажами египетской истории становятся мифологические герои, которые в древних языческих верованиях были Богами, ведущими свою историю от общих корней славян и египтян. Сварог здесь играет всё ту же роль, что и в славянских верованиях — покровитель ремесла, кузнечного дела и брака.

    Если проводить аналогии с богами Греции, то схожим богом здесь является Гефест — бог кузнечного ремесла и брака, а также Уран — олицетворение неба, супруг Земли. В древнеримском язычестве аналогом Сварога может быть Юпитер — бог неба, верховный бог римлян, а также Вулкан — бог огня и кузнечного ремесла. Во время установления на Руси двоеверия, роль Сварога перенял на себя Кузьма-Демьян. Кузьма и Демьян — христианские святые, врачеватели, чудотворцы, которые в народных представлениях слились в одного божественного персонажа, и перенявшие на себя многие черты Сварога. Произошло это, скорее всего, из-за сходства имени одного из святых — Кузьма, очень схожего со словом «кузнец».

    Праздник Сварога приходится на 14 ноября. Это день известен, как Сварожки. В эпоху двоеверия, Сварожки стали называться днём Кузьмы и Демьяна, о чьей связи с богом Сварогом говорилось выше.



    Добавить свою цену в базу

    Комментарий

    Сварог (др.-рус. Сварогъ, Соварогъ) – согласно славянскому переводу хроники Иоанна Малалы – бог-кузнец, отец Дажьбога. По мнению некоторых исследователей – верховный бог восточных славян, небесный огонь. Некоторые исследователи отождествляют Сварога со Сварожичем.

    Этимология

    Исследователей давно привлекало созвучие теонима Сварог с др.-инд. svarga «небо, небесный». Исходя из этого созвучия делался вывод и о лингвистическом родстве этих слов и даже о функциях Сварога как славянского божества. В наши дни, благодаря теории О. Н. Трубачёва об индоарийском языковом субстрате в Северном Причерноморье, делаются попытки обосновать эту гипотезу об индоарийском происхождении теонима Сварог. Этот теоним был, по мнению Трубачёва, заимствован славянами у индоариев в Северном Причерноморье и происходит от того самого svarga «небо, небесный».

    Теория О. Трубачёва об индоарийском лингвоэтническом компоненте в Северном Причерноморье была с одной стороны подвергнута критике рядом иранистов (Грантовский Э. А., Раевский Д. С.) и индологов (М. Майрхофером), так и поддержана в то же время немецким индоевропеистом Вольфгангом Шмидтом (нем.)русск., российским индологом В. Н. Топоровым, а также российским иранистом и индологом – Д. И. Эдельман, которая ссылаясь на работы О. Трубачёва, считает возможным как сохранение индо-арийского элемента в Северном Причерноморье, так и проникновение в славянские языки индоарийских заимствований, которые не всегда отличимы от заимствований из иранского.

    Также итальянский славист М. Энриетти, опираясь на теорию О. Трубачева о сохранении индоарийского элемента в Северном Причерноморье, допускает возможность прямого заимствования теонима Сварог в славянский язык из индоарийского. В свою очередь, археолог и социальный антрополог Л. С. Клейн, например, не видит других альтернатив в случае теонима Сварог, кроме как согласиться с индоарийской гипотезой. М. Фасмер пишет, что теоним Сварог связывают с праслав. svara, svarь, в результате чего само имя приобретает значение «спорящий, наказующий». В. Й. Мансикка также упоминает заимствованное у славян рум. sfarogŭ, švarogŭ «сухой, пылающий».

    Согласно мифам

    Со священного языка арийцев санскрита, слово «сварог» переводится как «ходящий по небу». В давние времена им обозначали дневной путь солнца по небу, потом им стали называть небо вообще, небесный свет. Иными словами, сын Рода бог Сварог – это Отец Небесный. Иногда его называли просто Бог.

    Сварог сварганил (сварил, создал) землю. Он нашел волшебный камень Алатырь, произнес магическое заклинание – камень вырос, стал огромным бел-горюч камнем. Бог вспенил им океан. Загустевшая влага стала первой сушей. В индийских Ведах это творение названо Пахтанием океана. Алатырь он использовал и для других важных целей: ударял по нему молотом – из разлетающихся во все стороны искр рождались новые боги и ратичи – небесные воины.

    В более поздние времена великий волшебник полуконь Китоврас (греки называли его кентавром Хироном) построил вокруг Алатыря храм в честь Всевышнего. Так появилось слово алтарь – самое святое место в храме.

    Сварог научил людей готовить (творить) из молока творог и сыр, которые некогда считались священной едой, даром богов. Бог создал и Синюю Сваргу – страну в небесах, где живут наши славные предки. Яркие звезды – это их сияющие очи, которыми деды и прадеды взирают с небес на наши земные дела. «Сварганить» до сих пор значит – чудесным, мастерским образом сотворить. Варить и «варганить» можно только при помощи огня и воды («вар» – санскрит, вода).

    Сварог – источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир. Он заботился о людях: дал им Солнце–Ра (отсюда наше слово радость) – и огонь, на котором можно было приготовить пищу и у которого можно было согреться в лютую стужу. Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка.

    Храм Всевышнего с алтарем-Алатырем стоял на склоне священной горы Эльбрус, высочайшей на Кавказе (5600 метров). В древности эту гору называли разными именами: Бел-Алабыр, Белая гора, Белина. Тут же протекает река Белая, а раньше стоял Белый город, где жил народ белогоров. Все названия в этих местах связаны с цветом Алатыря – белого камня, при ударе о который вылетали искры. В тех же краях до недавнего времени стоял величественный монумент великому славяно-русскому герою, потомку белогоров Бусу Белояру.

    Возможно, одним из самых важных дел Отца Небесного стали созданные им Малое и Большое Кола (круги) времен – земных и космических. Сварог – бог-творец и законодатель, отец Сварожичей (Перуна, Даждьбога-Радегаста, Семаргла-Огня и Стрибога-Ветра), демиург, соотносимый с Гефестом, по мировоззрению, восходящему к орфической традиции. Любая кузня, любой горн — это уже капище Сварога, потому при обустройстве капищ современному язычнику стоит помнить о том. При деревянном кумире Сварога должен гореть огонь, калиться металл, металлом должен быть обит и сам кумир. На капище Сварога должны быть молот (или железная тяжелая палка-лом) и наковальня. Именно Сварог начал железный век и научил людей пользоваться железными орудиями.

    Атрибуты Бога Сварога

    Птица: Алконост. По преданиям, эта птица – Вестник Богов, разносила повеления Сварога Богам и людям.

    Животное: огненный вепрь, в облике которого появлялся иногда Бог Сварог в Явном Мире.

    Символ: молот. По легендам, когда Бог Сварог ударял молотом по камню Алатырь, из искр рождались Боги. А если искра попадает в человека, в груди того рождается дар творчества – так и говорят: «искра божья».

    Треба (подношение): огонь

    Сварог – Бог-Покровитель

    Сварог даёт покровительство тем, кто проявляет черты характера, похожие на Него. Бог Сварог немногословен, трудолюбив, справедлив. Если в тебе есть качества такого Бога, и его искры запали тебе в душу, тогда ты тоже похож на него.

    Обычно такие люди, как:

    • молчуны;
    • работящи;
    • любят конкретику и точность;
    • практичны;
    • надёжны;
    • ответственны;
    • усердны в труде;
    • любят уединение.

    Ты – человек слова: «Сказал – сделал!». Всё коротко и ясно. Все обязанности должны быть четко распределены, а любой труд обязательно должен быть доведен до конца. О тебе можно сказать еще следующими словами:

    Ты – твердохарактерный, выносливый, ценитель всего красивого и практичного, получатель истинного удовольствия от труда, неуступчивый и упрямый, объективен, предусмотрителен, справедлив – умеешь разделить на правых и виноватых.

    Почитание и аналоги в других мифологиях

    О Свароге сохранилось мало сведений. Он не вошел в список «Владимировых» богов, но упоминается в некоторых древнерусских письменных источниках. Известно, что в славянской мифологии он почитался как бог огня. «Сварогом», или «сварожичем», называли персонифицированный пылающий огонь на алтаре или в домашнем очаге. В одном из древнерусских поучений против язычества XIV в. говорится, что язычники своим идолам «покладывають имъ требы и куры им режуть и огневи ся молють [огню молятся] зовуще его сварожицемъ [зовя его сварожичем]». В славянском переводе «Xроники» Иоанна Малалы (XII в.) Сварог соотносится с древнегреческим богом огня Гефестом. Здесь же указывается, что Сварог является отцом Дажьбога – божества Солнца. Современные исследователи считают, что глубоко почитаемый восточными славянами, о чем свидетельствуют письменные источники, Сварог (Сварожич) все же во времена Древней Руси представлял собой скорее не оформившееся божество, а олицетворение природной стихии огня. Не случайно он не вошел в пантеон высших богов, созданный князем Владимиром. Вместе с тем культ огня как одной из сил природы продолжает сохраняться в народной традиции до сих пор.

    Если проводить аналогии с богами Греции, то схожим богом здесь является Гефест – бог кузнечного ремесла и брака, а также Уран – олицетворение неба, супруг Земли. В древнеримском язычестве аналогом Сварога может быть Юпитер – бог неба, верховный бог римлян, а также Вулкан – бог огня и кузнечного ремесла. Во время установления на Руси двоеверия, роль Сварога перенял на себя Кузьма-Демьян. Кузьма и Демьян – христианские святые, врачеватели, чудотворцы, которые в народных представлениях слились в одного божественного персонажа, и перенявшие на себя многие черты Сварога. Произошло это, скорее всего, из-за сходства имени одного из святых — Кузьма, очень схожего со словом «кузнец».

    У балтийских славян Сварог зовется Радогостом, в Словакии, Чехии – Рарогом. Широко известное святилище Сварога есть в польском поселении Радогост. Когда-то на высочайшей вершине Кавказа, Эльбрусе, тоже был храм Всевышнего, с Алатырём-алтарём, а гору называли Белой Горой, Белиной, Бел-Алабыром. Тут же был Белый город, народ, населявший его, называли Белогорами. Вся местная топонимика так или иначе связана с Алатырём, белым камнем, из которого ударом высекаются искры.

    Символы и обереги Бога Сварога

    Известны несколько символов и оберегов Бога Сварога:

    • Конегонь,
    • знак, который называют «Квадрат Сварога», «Кузня Сварога», «Крест Сварога», «Звезда Сварога»,
    • Сварожич,
    • Сварга,
    • Молот Сварога

    «Символ Сварога» – Конегонь

    Символ Сварога – это свастичный знак, в центре которого не точка, а квадрат-ромб. Знак имеет прямые углы, загнутые посолонь концы лучей и их продолжение на обратном конце, не имеющее ограничения. Если присмотреться, то знак сложен из четырех схематичных фигур, которые напоминают простой плуг. Сила знака Сварога бесконечна, не имеет ограничения, завершения, она распространяется на все четыре стороны. Это говорит о том, что Сварог творит и поныне. Известное на севере название – «Конегон» или «Конегонь» Подробнее о том, что даёт этот оберег и от чего защищает – в статье «Знак символ Сварога: действие, кому подойдет»

    «Звезда Сварога» («Квадрат Сварога», «Кузня Сварога», «Крест Сварога»)

    Символ, который называется «Звезда Сварога» или «Квадрат Сварога» – это еще один знак Бога, который часто используется славянами. Иногда этот символ назувают «Звезда Руси», что не совсем верно – это название у символа, относящегося к Богине Ладе. Форма изображения – внешний квадрат, внутренний ромб, переплетенный эллипсами с заострениями на концах. Символ очень похож на Звезду Лады, но только включен в квадрат и выступающие концы эллипсов не имеют закруглений. Сила квадрата имеет большой потенциал творческой мощи и силы.

    День Бога Сварога

    В северной традиции славянских народов неизвестны какие-либо праздники, отдельно посвященные Богу Сварогу. Его чтут на праздниках вкупе с остальными Богами. Ведь – Он верховное божество славян, присутствует в каждом явлении. Однако, в обычаях нынешних родноверов, Сварогу посвящается 14 ноября. В это время любят жечь костры, обмываться чистою водой – почитались эти две стихии в честь Бога. В его честь устраиваются славления, вспоминаются его славные воинские подвиги и заповеди.

    Похожие статьи