• Как назывались картины в древней греции. Живопись древней греции

    12.02.2024

    Живопись Греции имеет историю, уходящую в глубокую древность. 1100 – 800 годы до новой эры известны рисунками на вазах в виде геометрических орнаментов. Впоследствии роспись ваз стала более художественной: геометрический узор заменили сюжеты из жизни героев греческой мифологии в чернофигурной технике письма.

    Начиная с 530 года до н.э. греки стали пользоваться краснофигурной техникой.

    Расцвет древнегреческого искусства пришёлся на V-IV вв. до н. э.

    Удивительно, что такое маленькое, технически неразвитое государство породило величайшую культуру, которая через многие столетия не перестает привлекать весь мир.

    Греческие художники античного периода первыми в мире открыли два новшества в живописи: игру светотени на рисунке (это открытие принадлежит великолепному художнику Апполодору Афинскому) и подпись под своим рисунком (ее ставили самые лучшие художники под своими лучшими произведениями). С именем Аполлодора связывается и рождение настоящей станковой картины - он стал писать темперой на грунтованных досках.

    Живопись византийского периода представляет собой в основном иконопись. После падения Византии начался период четырехвекового турецкого ига, не было места условиям для развития культуры нации, но творчество немногих оставшихся на родине художников Греции развивалось по пути, проложенному византийской живописью.

    В XVII в. начинается возрождение византийского идеала в живописи и открывается поствизантийский период в истории греческого искусства. Возникли две школы: критская и ионическая – по названию островов. Крит находился под турецким игом, а Ионические острова пребывали под властью веницианцев.

    Под влиянием итальянского Возрождения работал знаменитый Панайотис Доксарос (1662 – 1729). Выполненная им знаменитая «Мадонна» украшает сейчас Национальную галерею Афин.

    Интересно искусство Греции XIX в., испытавшее сильное европейское влияние и в то же время сохранившее национальные черты.

    Вскоре после завершения войны за независимость в Грецию вслед за королем, выходцем из Баварии, приехали и художники Петер фон Гесс - баварский придворный художник-баталист, мастер исторической живописи. (1792 – 1871), Карл Ротман (1797 - 1850) и другие. Петер фон Гесс создал серию парадных картин, посвященных королю и оставил в своем наследии портреты греческих героев, участников борьбы за независимость, а также написал ряд полотен на историческую тему, посвященных эпизодам национальной борьбы за освобождение Греции. В творчестве Карла Ротмана большое место занимали пейзажи Афин и окрестностей, выполненные с большим мастерством и вкусом.

    «Отцами современного искусства» Греции считаются Константинос Малеас и Константинос Партенис, самые значительные художники начала XX века.

    Купить репродукции картин известных греческих художников вы можете в нашем интернет-магазине.

    Художники Греции (Греческие художники)

    Греция (самоназвание - Эллада (греч. Ελλάδα ), официальное название - Греческая Республика (греч. Ελληνική Δημοκρατία ).
    Греческая Республика (Греция) государство на юге Европы, на Балканском полуострове.
    Греческая Республика (Греция) на севере граничит с Албанией, бывшей Югославской Македонией и Болгарией, на северо-востоке - с Турцией. На востоке омывается Эгейским, на западе - Ионическим, на юге - Средиземным и Критским морями. Страна названа по этнониму народа - греки.
    Греческая Республика (Греция) Столица Греции город Афины.
    Греческая Республика (Греция) признанная колыбель западной цивилизации, место появления первых известных в истории демократических государств.
    Греческая Республика (Греция) Греческий ландшафт - это чередование скалистых, обычно безлесных гор, густонаселённых долин, многочисленных островов, проливов и бухт. Живописные скалы, пляжи, экзотические гроты предоставляют огромные возможности для отдыха на море и горного туризма. Широкое распространение известняков, особенно в западной части страны, привело к формированию карстовых воронок, пещер, придающих ландшафту своеобразный дикий облик и привлекающих любителей испытать свои силы в спелеологии. Горные массивы занимают почти четверть поверхности территории страны. Это преимущественно средневысотные горы (до 1200-1800 м). Высшая точка Греции - гора Олимп (2917 м). Выше 2000 метров поднимаются также Пинд, Парнас, горная цепь Центральной Греции и Тайгет. Равнин мало, сосредоточены они в восточной половине страны, за исключением Пелопоннеса, где равнины преобладают на западном побережье.
    Греческая Республика (Греция) В состав Греции входит более 2000 островов, от крупных (Крит, Эвбея) до крохотных (Патмос, Хриси, Кастелоризо). На их долю приходится около 20 % всей греческой территории.
    Греческая Республика (Греция) Все острова разделяются на несколько групп:

    1. Ионические острова - расположены в Ионическом море, у западных берегов Греции. Крупнейший остров - Кефалиния.
    2. Северные Эгейские острова - расположены на севере Эгейского моря, у берегов Турции. Крупнейший остров - Лесбос.
    3. Северные Спорады и остров Эвбея - расположены у восточных берегов Греции.
    4. Киклады - находятся в центре Эгейского моря. Центр древней развитой Кикладской культуры. Здесь расположены в основном небольшие острова: Андрос, Наксос, Миконос, Санторини.
    5. Додеканес - группа островов, расположенных на юге Эгейского моря, у берегов Турции. иногда также их называют Южными Спорадами. Это важный центр туризма в Греции. Крупнейший остров - Родос.
    6. Крит - крупнейший остров Греции. Центр древней Критской цивилизации. Рядом с островом расположено множество небольших островков-спутников (Хриси и т. д.). С юга остров омывается Ливийским морем.
    7. Родос - расположен на юго-востоке Греции в Эгейском море.

    Греческая Республика (Греция) Климат Греции можно разделить на три типа: средиземноморский, альпийский и умеренный, каждый из которых влияет на строго определённую территорию. Горный хребет Пинд сильно влияет на климат материковой части страны: регионы, расположенные западнее склонов Пинда (Эпир) получают большее количество осадков, чем регионы, расположенные на восточной стороне хребта (Фессалия).

    Греческая Республика (Греция) Средиземноморский тип климата характеризуется мягкой влажной зимой и жарким сухим летом. В этом типе климата расположены Киклады, Додеканес, Крит, восточная часть Пелопоннеса и часть Центральной Греции. Температуры здесь не часто достигают рекордных значений, а зимой, даже на Кикладах и островах Додеканес, иногда может выпадать снег в течение зимних месяцев.

    Греческая Республика (Греция) Альпийский тип климата более характерен для горных районов страны: Эпир, Центральная Греция, Западная Македония, часть Фессалии, а также номы Ахея, Аркадия и Лакония.
    Греческая Республика (Греция) Восточную Македонию и Фракию можно отнести к регионам с умеренным типом климата, с относительно холодной и влажной зимой и жарким, сухим летом.
    Греческая Республика (Греция) Афины расположены в переходной зоне, где соединяются два типа климата: средиземноморский и умеренный. В северной части Афин преобладает умеренный климат, в то время как в центральных и южных районах наблюдаются черты средиземноморского климата.

    Греческая Республика (Греция) имеет свою богатую культуру и национальные традиции.
    Греческая Республика (История греческой культуры) Более двух тысяч лет отделяют нас от времени расцвета древнегреческого искусства. Однако античность стала вечной школой для человечества, способствовавшей развитию всей последующей европейской культуры и оказавшей громадное влияние на умы людей. Проведенные в конце XIX - начале XX в. раскопки на острове Крит, в южной части Пелопоннеса и в Трое, открыли миру греческую цивилизацию догомеровского периода.

    Греческая Республика (История греческой культуры) Центром древнегреческой культуры в начале II тыс. до н.э. был остров Крит, а позже - город Микены в южной оконечности полуострова Пелопоннес, отсюда и название этого периода - крито-микенский (начало II тыс. до н.э. - XIII в. до н.э.). На Крите, где существовало рабовладельческое государство, в городах Кносс, Фест и Малья были найдены остатки великолепных дворцов. Они представляют собой помещения, расположенные вокруг обширного внутреннего двора и соединенные между собой лестницами и переходами. Здесь были комнаты различного назначения: жилые покои и святилища, кладовые для хранения продуктов и мастерские ремесленников. Сложная планировка дворца напоминает миф о Минотавре, помещенном в лабиринт, который построил Дедал.

    Греческая Республика (История греческой культуры) Уникальные росписи Кносского дворца представляют огромную историческую и культурную ценность. Удивительные по цветовому и композиционному решению росписи созданы техникой фрески (живописи по сырой штукатурке), которую местные мастера освоили примерно около 1600 г. до н.э. Стены украшены пейзажами природы, изображениями различных животных - антилоп, кошек, всевозможных птиц. Удивительная точность и свобода в их изображении свидетельствуют об умении мастера видеть и понимать природу. Кроме животных на стенах дворцовых помещений запечатлены сцены приношения даров и развлечений. Условность в изображении фигур - грудь и плечи даны анфас, а ноги и лицо в профиль, изобилие зооморфных мотивов и цветовое решение - яркие локальные синие, красные, зеленые тона - вызывают ассоциации с искусством Древнего Египта.
    Греческая Республика (История греческой культуры) Фресками украшались не только дворцы, но и дома аристократов и зажиточных людей. Часто встречаются флористские сюжеты, изображения обитателей моря - дельфинов и осьминогов. Люди на фресках молоды, имеют множество украшений, художники чаще всего изображают их танцующими. Особенностью критского изобразительного искусства является и то, что в живописи и мелкой пластике много изображений женщин. Это свидетельствует о высокой роли женщин в критском обществе.
    Вскоре после Троянской войны из северных районов Балкан на Грецию хлынули полчища дорийцев, которые грабили и жгли ахейские города. Дольше всех держались Микены, но и они пали в конце XII в. до н.э. С гибелью эгейских государств погибло и все их богатое наследие. Дорийцы, правда, восприняли религиозно-мифологические представления своих предшественников, ремесленнические традиции в керамике и мелкой пластике, но в целом эллины создали новую культуру.

    Греция История греческой культуры Гомеровский период
    Сложная система мировоззрения греков складывается в эту эпоху. Почти все искусство эллинов обращено к мифам и их героям. Поэтическая фантазия древних греков впечатлила последующие поколения людей - не случайно мифологические темы остаются популярными. Благодаря преемственности традиций на высоком уровне остается гончарное ремесло. Сосуды этого времени, созданные на гончарном круге, расписывали геометрическими рисунками - треугольниками, кругами, волнообразными линиями и т.д. Так, в X-VIII в. до н.э. складывается так называемый геометрический стиль в вазописи.

    Греция История греческой культуры Гомеровский период
    Темно-коричневой краской на желтый или охристый фон горизонтальными фризами наносили геометрический орнамент, выделяя наиболее важные конструктивные элементы сосуда - ножку, тулово. горлышко. Среди геометрических рисунков появляются изображения зверей и людей. Их фигурки сведены к условной схеме, к плоскому, четкому силуэту, подчиненному общему ритму геометрического орнамента.
    Греция История греческой культуры Гомеровский период
    «Архаика» - следующий период в истории Греции. Эпоха, охватывающая IX-VI вв. до н.э. - время формирования греческих городов-государств, развитие которых способствовало расцвету культуры и искусства.
    Этот период связан в первую очередь с походами Александра Македонского и открытием мира. Греки лучше познакомились с культурой Египта, Вавилона, Индии. Главным содержанием эпоха эллинизма стало объединение двух миров - древнегреческого (эллинского) и древневосточного, прежде развивавшихся обособленно. Поток греков-переселенцев хлынул на завоеванные земли, порождая феномен эллинизации - проникновения в покоренные регионы элементов греческой культуры, социального и политического строя, экономики и образа жизни.
    Греция История греческой культуры Эллинистический период
    В этот период существует множество самостоятельных художественных школ, зачастую испытывающих влияние искусства Востока. Подлинным шедевром эллинистического искусства можно считать статую богини победы, которая была поставлена в святилище на острове Самотраки около 190 г, до н.э. Богиня стояла на постаменте, выполненном в форме носа корабля, на отвесной скале над морем. Мокрая одежда облепила ее фигуру, демонстрируя прекрасную пластику тела. Преодолевая порывы ветра, богиня гордо стремится вперед, олицетворяя торжество победы. Титанический образ Ники Самофракийской кажется самой стихией, не меньшей, чем та, которой она сопротивляется.
    Греция История греческой культуры Эллинистический период
    Эллинистические мастера обращались и к идеалам классической эпохи. Так. около 120 года до н.э. скульптор Александр из Антиохии создает статую Афродиты. По имени острова, где статуя была найдена, она получила название Венеры Милосской. Полуобнаженное, чуть изогнутое, гибкое тело богини полно покоя и сдержанной силы, ее чистый и благородный профиль уводит к идеалам славного V в. до н.э.

    Греция Культура Греции История греческой культуры уникальна Культура Греции формировалась на протяжении многих тысяч лет, начиная со времён Минойской цивилизации.
    Греция Культура Греции Огромное влияние на всю культуру современной Греции оказало православное христианство. Некоторые исследователи, например, Роберт Каган, считают, что современная культура Греции гораздо больше связана с культурным наследием Византийской и Османской империй, нежели с культурой древней Эллады.
    Греческая Республика (Изобразительное искусство Греции) В музеях Греции хранятся картины и скульптуры лучших мировых художников и скульпторов. Многие работы относятся к бесценной истории мировой культуры.
    Греческая Республика Художники Греции (Греческие художники) Сегодня в Греции живет и работает новое поколение греческих художников, скульпторов, и мастеров художественной фотографии . Современные художники Греции создают новые оригинальные картины и скульптуры .

    Художники Греции (Греческие художники) В нашей галерее вы можете познакомиться с работами лучших греческих художников и греческих скульпторов.

    Художники Греции (Греческие художники) В нашей галерее вы можете найти и приобрести для себя лучшие работы греческих художников и греческих скульпторов.

    Самое большое влияние на культуру последующих поколений оказала античность - искусство Древней Греции и Древнего Рима с 9 - 10 веков до н. э. и по 4 век новой эры. Колыбелью античной культуры была Древняя Греция - клочок земли в Средиземноморье. Здесь родилось и расцвело «греческое чудо» - гигантская духовная культара, сохранившая свое воздействие и очарование на тысячелетия. Древнегреческая культура оказала решающее влияние на развитие культуры Древнего Рима, который был ее непосредственным преемником. Римская культура стала следующей фазой и особым вариантом единой античной культуры. Спокойная и величественная красота античного искусства служила образцом и для более поздних времен в истории искусства. В истории древнегреческого искусства было три периода: а р х а и к а (VII - VI век до н.э.); к л а с с и к а (V -IV век до н. э.); э л л и н и з м - (III _ I век до н. э.).

    Красивыми древнегреческими сооружениями были храмы. Древнейшие развалины храмов относят к эпохе архаики, когда стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор. Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещения без окон, где находилась статуя божества, здание окружали одно - два ряда колонн.

    Неотъемлимой частью сооружений в Древней Греции были колонны. В эпоху архаики колонны были мощные, тяжеловесные, чуть расширенные к низу - такой стиль колонн назывался дорическим . В эпоху классики сложился стиль колонн ионический - колонны более нарядные, стройные, вверху украшены завитками - в о л ю т а м и. В эпоху эллинизма архитектура стала стремиться к пышности. Сложился коринфский стиль колонн - они стали изящными, стройными, нарядными, богато украшенными растительным орнаментом. Система колонн и перекрытий в Древней Греции была названа ордером . Каждому стилю соответствует свой ордер, имеющий свои особенности и названный, как и стиль - дорический, ионический и коринфский в искусстве Древней Греции.

    Расцвет греческой архитектуры пришелся на классическую эпоху (v век до н. э.), время правления Перикла. Им были начаты грандиозные строительные работы в Афинах. Д о нас сохранились развалины самого главного сооружения Древней Греции - . Даже по этим развалинам можно себе представить, как прекрасен был в свое время Акрополь.Вверх на холм вела широкая мраморная лестница.

    Акрополь был окружен многочисленными храмами, центральный из них - Парфенон, окруженный 46 колоннами. Колонны выполнены из красного и синего мрамора. Цвет колонн, легкая позолота придавали храму праздничность. Чувство пропорций, точность в расчетах, красота отделки - все это делает Парфенон безупречным произведением искусства. Даже сегодня, спустя тысячелетия, разрушенный, Парфенон производит неизгладимое впечатление. Последней постройкой Акрополя был храм, посвященный Афине, Посейдону и мифическому царю Эрехтейю, который назвали храм Эрехтейон.

    На одном из трех портиков храма Эрехтейон вместо колонн перекрытие здания поддерживают женские фигуры - кариатиды. Вообще множество скульптур и скульптурных композиций украшали Акрополь. В эпоху эллинизма стали меньше уделять внимания храмам, а строили открытые площади для прогулок, амфитеатры под открытым небом, дворцы и спортивные сооружения. Жилые дома стали 2 -х и 3 -х -этажными, с большими садами, фонтанами. Роскошь стала целью.

    Греческие скульпторы дали миру произведения, которые до сих пор вызывают восхищение людей. В эпоху архаики скульптуры были несколько скованы, они изображали обнаженных юношей и одетых в ниспадающие складками одежды.

    В классическую эпоху главным делом скульпторов было создавать статуи богов и героев и украшать храмы рельефами. Богов изображали как обычных людей, но сильными, физически развитыми, красивыми. Часто изображали обнаженными, чтобы показать красоту тела. В Древней Греции огромное внимание уделялось физическому развитию, спорту и неотъемлимой частью этой культуры была красота человеческого тела. В эпоху классики жили такие замечательные скульпторы, как М и р о н, Ф и д и й и П о л и к л е т. Работы этих скульпторов отличались более сложными позами, выразительными жестами и движениями. Первым мастером сложной бронзовой скульптуры стал Мирон - создатель скульптуры » Д и с к о б о л «.Однако, следует отметить, что скульптуры этой эпохи выглядят немного холодными, лица равнодушные, похожие друг на друга. Скульпторы не старались выразить какие - то чувства, эмоции. Их целью было показать лишь совершенную красоту тела. Но вот в IV веке до н. э. скульптурные образы стали более мягкими и нежными. Скульпторы П р а к с и т е л ь и Л и с и п п в своих изваяниях богов придавали тепло и трепет гладкой мраморной поверхности. А скульптор С к о п а с передавал в скульптурах сильные чувства и переживания.

    Позже, в эпоху эллинизма скульптура становится более пышной, с преувеличенными страстями.

    Афина - одно из верховных олимпийских божеств. Она разумна и рассудительна. Она богиня неба, повелительница туч и молний, богиня плодородия. Она - воплощение государственной мудрости, величия и неисчерпаемой силы. Это статуя Афины-девы, самая прославленная работа Фидия. Афина стоит в полный рост (высота статуи около 12м), на голове богини золотой с высоким гребнем воинский шлем, плечи и грудь прикрывает золотая эгида (мифический щит, наводящий ужас на врагов) с головой Медузы. Левая рука опирается на щит, в правой Афина держит фигуру богини Нике. Строгие драпировки длинной одежды подчеркивают величавость и спокойствие фигуры.

    Наша страна не погибнет вовеки, ибо хранитель такой, как благая Афина Паллада,
    гордая грозным отцом, длани простерла над ней.
    (Элегия Солона)

    Зевс разделил господство над миром с братьями: Посейдону отведено небо, Аиду - царство мертвых, а себе Зевс оставил небо. Зевс управлял всеми небесными явлениями и прежде всего громом и молнией.

    К сожалению, это реконструкция погибшей скульптуры Зевса. Статуя занимала почти все внутреннее пространство храма. Зевс сидит на троне, почти касаясь головой потолка, его высота была около 17 метров. Один из греческих поэтов, восхищенный обликом Фидиева Зевса, написал двустишие. известное по всей Элладе:

    "Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ

    Или на небо ты сам бога узреть восходил?"

    Статуя Зевса впечатляла не только величием, которое придал божеству Фидий, но и ощущением покоя, величавой мудрости и бесконечной доброты. "Царь богов и людей" сидел на великолепном, богато украшенном троне. Верхняя часть его торса была обнажена, нижняя - задрапирована в роскошный плащ. В одной руке бог держал статую Нике-победы, в другой - жезл, увенчанный изображением орла - священной птицы Зевса. На голове был венок из масличных ветвей.

    Статуя была выполнена в сложнейшей технике. Основа вырезалась из дерева, на те части тела. которые оставались обнаженными, накладывались тонкие пластинки полированной слоновой кости, плащ был покрыт тонким слоем чеканного золота, словно затканного изображениями лилий, звезд, животных.

    Олимпия была одним из главных святилищ Греции, по преданию именно здесь Зевс одержал победу под Кроносом, в память великой победы Зевса и были учреждены Олимпийские игры, причем, согласно одной из легенд, сделал это в честь своего отца герой Геракл.

    Геракл -сын Зевса, один из самых известных греческих богов. Знамениты его 12 подвигов, о которых рассказывают многие легенды и которые часто изображали в своих произведениях художники и скульпторы. Лисипп в данной скульптурной группе изображает решающий момент схватки: Геракл могучей рукой сжимает шею льва, предельно напряжены все мышцы героя, а зверь, задыхаясь, впивается в его тело. Но, хотя противники и достойны друг друга, лев, чья голова зажата зажата под мышкой у Геракла, выглядит почти смешно. Легенда утверждает, что Геракл был любимым персонажем Лисиппа, а Лисипп был придворным мастером Александра Македонского.

    Посейдон - главный бог моря и мореплавания. Он живет в чертогах в морской глубине, не подчиняется никому, даже всесильному брату Зевсу. Он вызывает землетрясения, подымает и успокаивает бури, Он помогает мореходам, посылая быстрые течения и сдвигая трезубцем корабли со скал и с мели. Под властью Посейдона были все острова, побережье, гавани, где ему возводились храмы, алтари, статуи.

    Персей, сын Зевса и Данаи, находит на берегу океана страшных чудовищ -Горгон. Вместо волос у них клубились змеи, вместо зубов торчали клыки, как у вепря, руки были из бронзы, а крылья из золота. Одна из горгон Медуза одним своим взглядом любого превращала в камень. Наученный богами, Персей сражался с Медузой, глядя на ее отражение в медном щите. Он отрубил ей голову. Традиционно скульптор передает красоту обнаженного тела, горделивое выражение лица Персея, победившего чудовище, отчаяние на лице горогоны.

    Гермес - вестник богов, покровитель плутовства, гимнастики, путешественников и дорог, сын Зевса и Майи. Позднее он стал покровителем скотоводов и пастухов. Своим волшебным жезлом мог погружать любого в сон или пробуждать их. Со временем Гермес - вестник олимпийских богов, глашатай Зевса, покровитель послов, бог торговли и прибыли. На Олимпе Гермес пользовался всеобщей любовью, хотя очень любил придумывать богам различные проказы: похитил меч у Ареса, спрятал трезубец Посейдона, во время утреннего туалета Афродита не мргла найти свой пояс, а на голову сияющего Аполлона опрокинулся горшок пресного теста.Но эти проказы искупались тем полезным, чем служил богам и людям Гермес.

    Среди самых известных произведений античности эпохи эллинизма была найденная в начале 20-го века на острове Мелос великолепная статуя богини Афродиты (ее обычно называют Венерой Милосской). Эта статуя античной богини любви и красоты значительно выше человеческого роста, ее высота - 207 см. Ее нашли без рук, среди обломков была найдена лишь ладонь, державшая яблоко. Красота Венеры до сих пор завораживает, привлекает также, как и неувядаемая прелесть Джоконды. Она наполовину обнажена, завязанный вокруг бедер покров, спускаясь на ноги мощными складками, делает ее еще более изящной, грациозной. Свою наготу женщина несет с такой изысканной простотой, с какой смертная женщина носит нарядное платье. Ее лицо величаво спокойно, безмятежно. Ученые выяснили, что статуя была создана на рубеже 2-го - 1-го веков до н.э.

    Величие, запечатленное в этой мраморной статуе, отражает жажду людей неспокойной эпохи в гармонии и любви. Венера вызывала у многих поэтов восхищение и заставляла посвящать ей восторженные стихи.

    Как много неги горделивой, в небесном лике разлилось!

    Так, вся дыша пафосской страстью, вся млея пеною морской

    И всепобедной вея властью, ты смотришь в вечность пред собой.

    Скульптура была найдена в конце 15-го века в садах Бельведера. Это мраморная копия оригинала. Ее высота - 2, 24 м. С тех пор, как эта статуя стала известна, и до наших дней она не перестает вызывать восторги и восхищение художников и ценителей искусства. Аполлон - бог гармонии и искусств, он убил дракона Пифона, таким его и изобразил скульптор. Рост статуи выше человеческого роста, а вся поза выражает преисполняющее его величие. Вечная весна облекает его обаятельную мужественность, соединенную с красотой юности. Небесная одухотворенность наполняет все очертания фигуры. Он преследовал Пифона, впервые употребил против него свой лук, своей могучей поступью настиг его и поразил. Его взор устремлен как бы в бесконечность, на губах презрение к врагу. Статую считают высшим идеалом искусства между всеми произведениями, сохранившимися с древности. Аполлон считался образцом классической красоты, его на протяжении столетий копировали скульпторы, воспевали поэты.

    Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 17.12.2015 17:15 Просмотров: 4764

    Древняя Греция представляла собой группу цивилизаций, существовавших с III тысячелетия до н. э. до I века до н. э. в южной части Балканского полуострова, на прилегающих к нему островах и на западном побережье Малой Азии.

    В настоящее время термин «Древняя Греция» используется для обозначения грекоязычного населения не только на той территории, которую сегодня занимает современная Греция, но и для других регионов, заселенных греческим народом: Кипр, Кавказ, Крым, Иония (западное побережье Турции), Сицилия и юг Италии (Великая Греция), а также греческие поселения на берегах Средиземного, Чёрного и Азовского морей. Это всё – Древняя Греция.

    Но сами греки свою страну называют Элладой, а себя – эллинами. А Грецией страну начали называть древние римляне.
    Греция – родина западной цивилизации, мировой демократии, западной философии, архитектуры, скульптуры, Олимпийских игр и т.д.

    Изобразительное искусство Древней Греции

    Скульптура

    Самым любимым видом искусства у древних греков (эллинов) была скульптура. Статуями поощрялись любые достижения: победы спортсменов на Олимпийских играх, удачные пьесы драматургов. Статуи богов сооружались в храмах и на городских площадях. Древнегреческая скульптура известна многочисленными шедеврами, которые до сих пор вызывают восхищение.
    Мастера скульптуры – Фидий, Мирон, Поликлет Старший.
    Фидий (ок. 490 до н. э.-ок. 430 до н. э.) – древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. Большинство его работ не сохранились, они известны только по описаниям античных авторов и копиям. Но слава его была огромной.

    Фидий. Статуя Зевса в Олимпии
    Эта статуя – третье чудо света древнего мира. Она была воздвигнута в V в. до н. э. Мраморный Зевс превосходил по размерам все существующие на тот момент храмы. Массивную крышу здания размером 27 х 64 м поддерживали колонны из ракушечника. На мраморных фронтонах храма были изображены подвиги Зевса.

    Фидий «Афина Парфенос»
    Знаменитая древнегреческая скульптура (447-438 г. до н. э.). Не сохранилась. Известна по копиям и описаниям.
    Богиня Афин, покровительницы города Афины. Была установлена на вершине Акрополя, в главном храме – Парфеноне.
    Высота статуи 13 м. Выполнена из золота и слоновой кости.
    Поликлет Старший – древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работал в Аргосе во второй половине V в. до н. э. Поликлет часто изображал атлетов в состоянии покоя, спортсменов, олимпийских победителей.

    Поликлет «Дорифор»
    Самое знаменитое произведение Поликлета – «Дорифор» (Копьеносец) (450-440 до н. э.). Считалось, что фигура создана на основе «канона Поликлета»: в основе ритмической композиции лежит принцип перекрестной неравномерности движения тела (правая сторона, то есть опорная нога и опущенная вдоль тела рука, статичны и напряжены; левая, то есть оставшаяся сзади нога и рука с копьем, расслаблены, но в движении). Формы этой статуи повторяются в большинстве произведений скульптора и его школы.

    Поликлет «Диадумен» («Юноша, увенчивающий себя победной повязкой (диадемой)». Копия
    Эта знаменитая статуя Поликлета создана около 430 г. до н. э.
    Пракси́тель – древнегреческий скульптор IV в. до н. э. Достиг совершенства в передаче грации тела и тонкой гармонии духа. Статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только его лучшим творением, но и лучшей статуей всех времён.

    Пракситель «Афродита Книдская» (350-330 гг. до н.э.). Копия
    Считается, что Афродита Книдская стала первым скульптурным изображением нагого женского тела в древнегреческом искусстве.
    Эпоха Александра Македонского и последующая за ней принесли в искусство новые настроения и темы. Художников (Апеллеса, Протогена и др.) стали интересовать душевные проблемы людей, их сомнения и поиск истины, а также состояние в трагические моменты (скульптурная группа Лаокоон). Скульптурные портреты уже передают индивидуальные черты. Ярким было творчество Скопаса (сохранился скульптурный портрет Александра Македонского).

    Мирон «Дискобол» (V в. до н. э.). Музей Терм (Рим)

    Вазовая живопись

    Живописные произведения (фрески, картины) Древней Греции не сохранились, но вазовая живопись дает представление об их уровне.

    Чернофигурная амфора. Геракл и Герион. Около 540 г. до н. э. Государственное античное собрание (Мюнхен)
    Чернофигурный стиль изображения (тёмные фигуры на светлом фоне) в классическую эпоху сменился краснофигурным: изображения стали более реалистичными.

    Фиала (плоская жертвенная чаша без ручек) с изображением юноши, приносящего жертву вином, на лицевой стороне. Ок. 480 г. до н. э. Лувр (Париж)

    Архитектура Древней Греции

    Строительство храмов, главная архитектурная задача у греков, породило художественные формы, которые использовались потом при строительстве других объектов. Храмы Древней Греции сохраняли один и тот же основной тип, усвоенный позже и древними римлянами.
    Греческие храмы не отличались размерами или другими особенностями. Они были похожи на жилища простых людей, но были более изящными.

    Основные элементы греческого зодчества
    Важную роль играла в греческой архитектуре колонна: её формы, пропорции и декоративная отделка подчиняли себе формы, пропорции и отделку других частей сооружения; она была модулем, определяющим его стиль.
    Греческая архитектура делится на несколько периодов.
    Вещественных памятников архаического периода ((VII до н. э. до времён Солона (590 до н. э.) не сохранилось.
    Ранне-классический период (590 до н. э. - 470 до н. э.) – в основном дорический стиль, сначала тяжёлый и неизящный, потом делающийся более лёгким, смелым и красивым. К этой эпохе относится храм Артемиды в Эфесе, считавшийся одним из чудес света, сожжённый Геростратом, возобновлённый при Александре Македонском и исследованный английским археологом Вудом.

    Вид на руины храма Артемиды в Эфесе
    Классический период (470 до н. э. - 338 до н. э.) – самая блестящая пора греческого искусства. Продолжает господствовать дорический стиль, входит в употребление ионический стиль и коринфский.

    Храм Ники Аптерос
    К этому периоду относятся Храм Ники Аптерос (Ники Бескрылой) при входе в афинский акрополь, роскошный храм Деметры и храм Эпикурейского Аполлона в Бассах (в Фигалейе, в Аркадии), храм Зевса в Олимпии, знаменитый по своим скульптурным украшениям, в особенности по колоссальной статуе отца богов, исполненной Фидием.
    Период эллинизма (338 до н. э. - 180 до н. э.) отмечен влиянием чувственности и изнеженности Востока, проникших в Элладу. Главная забота – о пышности и эффектности сооружений; господствует пристрастие к коринфскому ордеру; строятся здания гражданского характера - театры, дворцы и пр. Переход от прежнего направления к новому выражает собой храм Крылатой Афины, построенный скульптором Скопасом в Тегее.
    Башня Ветров – древнейший метеорологический памятник в Афинах, высотой 12 м и диаметром около 8 м, построенный в это время.

    Башня Ветров (Афины)

    Древне-греческая цивилизация подарила нам богатое историческое наследие в области культуры и искусства. Годы, когда греческое государство процветало, были и расцветом живописи. Известные греческие художники - это Аполлодор Афинский, Зевксис, Паррасий, Тиманф. По мнению специалистов, Аполлодор Афинский являлся создателем уникальной техники светотени, за что и получил прозвище «Тенеписец». Впоследствии эта техника была утрачена, и появилась заново только в .

    Греческие художники создавали произведения, для которых характерен реализм и экспрессия. Однако, период расцвета Древней Греции больше известен не художественными произведениями, а росписью керамики. Греческая вазопись была более масштабна, поэтому период, когда процветало это искусство, считается важным этапом в развитии живописи.

    Вазопись - это роспись предметов домашней утвари. Самые распространенные формы ваз, которые существовали в то время, это амфора - сосуд для хранения вина и масла, кратер -подобие чаши, килик - сосуд для пития вина и гидрия - высокая ваза для хранения воды.

    Керамика расписывалась орнаментами и сюжетными изображениями. Со временем роспись развивалась и усложнялась. Сначала это были простые узоры. В дальнейшем роспись на вазах могла представлять собой целые сюжеты, с детальным изображением людей, их одежды, предметов быта. Археологи находили вазы, на которых были изображены разнообразные исторические сюжеты. На расписных вазах можно встретить причудливые узоры, изображения разнообразных растений и .

    Сама техника росписи также менялась. Вазы обжигали, и их цвет становился красно-коричневым. На этом фоне рисовали черные изображения. Такой стиль получил название черно-фигурный. В дальнейшем пространство между фигурами стали покрывать черным лаком, а очертания фигур имели естественный цвет красной глины. Так появилась красно-фигурная вазопись. Вазопись по белому фону стала высшим уровнем греческих мастеров. Здесь использовалась разнообразная палитра цветов - белый, жёлтый, оранжевый, красный, коричневый, зелёный и другие цвета.


    Красно-фигурная вазопись

    Вазы расписывали полностью - горлышко украшалось орнаментом, основной рисунок наносился на корпус изделия. На некоторых археологических находках присутствовали автографы мастеров того времени. Вазопись представляет ценность, как вид живописи, и как историческое наследие. Древнегреческие художники смогли донести до нас атмосферу того времени - обычаи, сцены из повседневной жизни, одежду, предметы обихода и многое другое.

    Похожие статьи