тПЦДЕОЙЕ ЬЛЙРБЦБ
15 БЧЗХУФБ 1940 ЗПДБ ВПМШЫБС ЗТХРРБ ЧЩРХУЛОЙЛПЧ МЕОЙОЗТБДУЛЙИ БЬТПЛМХВПЧ РТЙВЩМБ УРЕГЙБМШОЩН РПЕЪДПН ЙЪ мЕОЙОЗТБДБ ОБ УФБОГЙА рПТИПЧ рУЛПЧУЛПК ПВМБУФЙ, ЧВМЙЪЙ ЛПФПТПК ТБУРПМБЗБМУС МЕФОЙК МБЗЕТШ чПЕООПК БЧЙБГЙПООПК ЫЛПМЩ РЙМПФПЧ. ч ФПФ ЦЕ ДЕОШ ОБН ЧЩДБМЙ ЛХТУБОФУЛХА ЖПТНХ Й ЪБЮЙФБМЙ РТЙЛБЪ П ЪБЮЙУМЕОЙЙ Ч БЧЙБЫЛПМХ.
ч ПЛФСВТЕ МЙЮОЩК УПУФБЧ ЫЛПМЩ РЕТЕЫЕМ ОБ ЪЙНОЙЕ ЛЧБТФЙТЩ Ч УФБТЩЕ бТБЛЮЕЕЧУЛЙЕ ЛБЪБТНЩ Ч УЕМЕ уЕМЙЭЕ юХДПЧУЛПЗП ТБКПОБ мЕОЙОЗТБДУЛПК ПВМБУФЙ. б Ч СОЧБТЕ 1941 ЗПДБ РП РТЙЛБЪХ ЛПНБОДПЧБОЙС ЛХТУБОФЩ РПЗТХЪЙМЙ ЧУЕ ЙНХЭЕУФЧП ЫЛПМЩ Ч ЦЕМЕЪОПДПТПЦОЩЕ ЬЫЕМПОЩ Й ОБРТБЧЙМЙУШ ОБ АЗП-ЧПУФПЛ, ОБ оЙЦОАА чПМЗХ.
фБЛБС РЕТЕДЙУМПЛБГЙС НПЗМБ ЙНЕФШ ДЧЕ РТЙЮЙОЩ. чП-РЕТЧЩИ, ОБ ъБРБДЕ ХЦЕ ВХЫЕЧБМП РМБНС ЧФПТПК НЙТПЧПК ЧПКОЩ. жБЫЙУФУЛБС зЕТНБОЙС ХУЙМЕООП ЗПФПЧЙМБУШ Л ОБРБДЕОЙА ОБ ОБЫХ тПДЙОХ, УЛТЩФОП УПУТЕДПФПЮЙЧБС УЧПЙ ЧПКУЛБ ЧДПМШ ОБЫЙИ ЗТБОЙГ. пУПВЩЕ РПЗТБОЙЮОЩЕ ЧПЕООЩЕ ПЛТХЗБ ХУЙМЙЧБМЙУШ ПФДЕМШОЩНЙ ЮБУФСНЙ Й УПЕДЙОЕОЙСНЙ. ч ФБЛПК ФТЕЧПЦОПК Й ОБРТСЦЕООПК ПВУФБОПЧЛЕ ЧПЕООЩЕ ХЮЕВОЩЕ ЪБЧЕДЕОЙС ГЕМЕУППВТБЪОП ВЩМП РЕТЕЧЕУФЙ Ч ЗМХВШ УФТБОЩ. чП-ЧФПТЩИ, НПЗ ВЩФШ ХЮФЕО ЖБЛФПТ ЛТБКОЕ ОЕХУФПКЮЙЧПК РПЗПДЩ Ч мЕОЙОЗТБДУЛПК ПВМБУФЙ. ч УЧСЪЙ У ОЕВМБЗПРТЙСФОЩНЙ НЕФЕПХУМПЧЙСНЙ РПМЕФЩ У ЛХТУБОФБНЙ Ч ЛПОГЕ 1940 ЗПДБ РТПЧПДЙМЙУШ ОЕТЕЗХМСТОП Й ЮБУФП РТЕЛТБЭБМЙУШ ЙЪ-ЪБ ТЕЪЛПЗП ХИХДЫЕОЙС ЧЙДЙНПУФЙ Й ПУБДЛПЧ. ч УФЕРОЩИ ЦЕ ТБКПОБИ оЙЦОЕК чПМЗЙ РПЗПДБ ЪЙНПК Й МЕФПН, ЛБЛ РТБЧЙМП, ВЕЪПВМБЮОБС ЙМЙ НБМППВМБЮОБС. л ФПНХ ЦЕ ТБЧОЙООБС НЕУФОПУФШ РПЪЧПМСМБ ЙНЕФШ ОЕПВИПДЙНПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП ПУОПЧОЩИ Й ЪБРБУОЩИ БЬТПДТПНПЧ, Б ФБЛЦЕ РПУБДПЮОЩИ РМПЭБДПЛ.
рПУЕМПЛ, Ч ЛПФПТПН НЩ ПУФБОПЧЙМЙУШ, ФБЛЦЕ ПЛБЪБМУС ЧТЕНЕООЩН НЕУФПН РТЕВЩЧБОЙС ЫЛПМЩ. рПУМЕ ЧЕТПМПНОПЗП ОБРБДЕОЙС ОБ ОБЫХ УФТБОХ ЖБЫЙУФУЛПК зЕТНБОЙЙ ОБЮБМБУШ ЬЧБЛХБГЙС РТПНЩЫМЕООЩИ РТЕДРТЙСФЙК, ХЮТЕЦДЕОЙК Й ЧПЕООЩИ ХЮЕВОЩИ ЪБЧЕДЕОЙК Ч ЧПУФПЮОЩЕ ТБКПОЩ УФТБОЩ. оБ ОБЫЙ БЬТПДТПНЩ РТЙМЕФЕМЙ ЬУЛБДТЙМШЙ ЙУФТЕВЙФЕМЕК лБЮЙОУЛПК ЧПЕООПК БЧЙБГЙПООПК ЫЛПМЩ РЙМПФПЧ, Б ОБЫХ ЫЛПМХ РЕТЕВБЪЙТПЧБМЙ ЕЭЕ ДБМШЫЕ ОБ ЧПУФПЛ - ОБ УФБОГЙА юЕВЕОШЛЙ пТЕОВХТЗУЛПК ПВМБУФЙ Й ДБМЙ ЕК ОБЪЧБОЙЕ 3-С юЛБМПЧЕЛБС ЧПЕООБС БЧЙБГЙПООБС ЫЛПМБ РЙМПФПЧ (ючбыр).
ьФХ ЫЛПМХ С Й ПЛПОЮЙМ Ч ЙАМЕ 1942 ЗПДБ. чУЕН ЕЕ ЧЩРХУЛОЙЛБН ВЩМП РТЙУЧПЕОП ЧПЙОУЛПЕ ЪЧБОЙЕ УЕТЦБОФ.
вПМШЫХА ЗТХРРХ ЧЩРХУЛОЙЛПЧ 3-К ючбыр ОБРТБЧЙМЙ Ч 27-А ЪБРБУОХА БЧЙБГЙПООХА ВТЙЗБДХ (ъбв) ДМС ПВХЮЕОЙС ДОЕЧОЩН Й ОПЮОЩН РПМЕФБН ОБ ФСЦЕМЩИ ДБМШОЙИ ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛБИ Ч УПУФБЧЕ ЫФБФОЩИ ЬЛЙРБЦЕК.
ч 43-Н ЪБРБУОПН БЧЙБРПМЛХ ЬФПК ВТЙЗБДЩ ЙЪ РТЙВЩЧЫЙИ ПФДЕМШОЩНЙ ЗТХРРБНЙ МЕФЮЙЛПЧ, ЫФХТНБОПЧ, ЧПЪДХЫОЩИ УФТЕМЛПЧ-ТБДЙУФПЧ Й ЧПЪДХЫОЩИ УФТЕМЛПЧ ВЩМЙ УЖПТНЙТПЧБОЩ ВПЕЧЩЕ ЬЛЙРБЦЙ.
ч ЬЛЙРБЦ, ЛХДБ НЕОС ОБЪОБЮЙМЙ ЛПНБОДЙТПН, ЧПЫМЙ: ЫФХТНБО УЕТЦБОФ чМБДЙНЙТ лХМБЛПЧ, ЧПЪДХЫОЩК УФТЕМПЛ-ТБДЙУФ УФБТЫЙОБ УЧЕТИУТПЮОПК УМХЦВЩ чБУЙМЙК уПТПЛПДХНПЧ Й ЧПЪДХЫОЩК УФТЕМПЛ УФБТЫЙК УЕТЦБОФ бМЕЛУБОДТ лБТЕМЙО. еУМЙ РТПУМЕДЙФШ УПУФБЧ ЬЛЙРБЦБ РП ЪЧБОЙСН, ЧУРПНОЙЧ, ЮФП ЛПНБОДЙТПН ЕЗП ВЩМ УЕТЦБОФ, ФП РПМХЮБЕФУС ДПЧПМШОП УФТБООБС ЛБТФЙОБ. оП ФБЛПЧ ВЩМ РТЙЛБЪ оБТЛПНБФБ ПВПТПОЩ - ЙЪ БЧЙБЫЛПМ РЙМПФПЧ Й ЫФХТНБОПЧ ЧЩРХУЛБФШ Ч ЪЧБОЙЙ УЕТЦБОФ, ИПФС РТЙ РПУФХРМЕОЙЙ Ч ЫЛПМХ ОБН ЗПЧПТЙМЙ, ЮФП ЧЩРХУЛБФШ ВХДХФ МЕКФЕОБОФБНЙ.
уБНЩН УФБТЫЙН Ч ЬЛЙРБЦЕ РП ЧПЪТБУФХ Й ЪЧБОЙА ВЩМ чБУЙМЙК уПТПЛПДХНПЧ. пО ТПДЙМУС Ч 1918 ЗПДХ Ч пМЕОЙОУЛПН ТБКПОЕ лБМЙОЙОУЛПК ПВМБУФЙ. дП ЧПКОЩ ПФУМХЦЙМ УТПЮОХА УМХЦВХ, МЕФБМ ОБ УБНПМЕФБИ УФТЕМЛПН-ТБДЙУФПН. ъБФЕН ПУФБМУС ОБ УЧЕТИУТПЮОХА. уПЧЕТЫЙЧ ОЕ ПДЙО ДЕУСФПЛ ФТЕОЙТПЧПЮОЩИ РТЩЦЛПЧ У РБТБЫАФПН, чБУЙМЙК РПМХЮЙМ ЪЧБОЙЕ «рБТБЫАФЙУФ-ЙОУФТХЛФПТ».
ч 43-К ЪБРБУОПК БЧЙБГЙПООЩК РПМЛ УФБТЫЙОБ уПТПЛПДХНПЧ РТЙВЩМ Ч ЛБЮЕУФЧЕ ЧПЪДХЫОПЗП УФТЕМЛБ-ТБДЙУФБ. ьФП ВЩМ РТЕЛТБУОПК ДХЫЙ ЮЕМПЧЕЛ. чОЙНБФЕМШОЩК, ЮХФЛЙК ЛП ЧУЕН Й ПЮЕОШ УЛТПНОЩК. лБЛ ТБДЙУФ ВПМШЫПК НБУФЕТ УЧПЕЗП ДЕМБ.
чМБДЙНЙТ лХМБЛПЧ Й бМЕЛУБОДТ лБТЕМЙО. пДЙОБЛПЧЩЕ РП ЧПЪТБУФХ, ОП УПЧЕТЫЕООП ТБЪОЩЕ РП ИБТБЛФЕТХ. чПМПДС ЬОЕТЗЙЮОЩК, ЙОПЗДБ ТЕЪЛЙК Й ЧУРЩМШЮЙЧЩК. уБЫБ ЦЕ, ОБПВПТПФ, УРПЛПКОЩК, ДБЦЕ ОЕНОПЗП ЖМЕЗНБФЙЮОЩК. лБЪБМПУШ, ОЙЮФП ОЕ НПЦЕФ ЧЩЧЕУФЙ ЕЗП ЙЪ ТБЧОПЧЕУЙС.
чМБДЙНЙТ лХМБЛПЧ ТПДЙМУС 8 ЖЕЧТБМС 1922 ЗПДБ Ч УЕМЕ оПЧБС дБОЙМПЧЛБ бЛЙНПЧУЛПЗП ТБКПОБ ъБРПТПЦУЛПК ПВМБУФЙ Ч УЕНШЕ ЛТЕУФШСОЙОБ. пЛПОЮЙМ 9 ЛМБУУПЧ УТЕДОЕК ЫЛПМЩ Й РПУФХРЙМ Ч РЕДБЗПЗЙЮЕУЛЙК ФЕИОЙЛХН Ч ЗПТПДЕ ъБРПТПЦШЕ.
ч ПЛФСВТЕ 1940 ЗПДБ ВЩМ РТЙЪЧБО Ч БТНЙА. ч ФЕЮЕОЙЕ ФТЕИ НЕУСГЕЧ УМХЦЙМ ТСДПЧЩН ВПКГПН ЗТБОБФПНЕФЮЙЛПН Ч НПФПНЕИБОЙЪЙТПЧБООПН РПМЛХ Ч вЕМПУФПЛЕ. ч СОЧБТЕ 1941 ЗПДБ РПУМЕ РТПИПЦДЕОЙС НЕДЙГЙОУЛПК ЛПНЙУУЙЙ ЛБЛ ЙНЕАЭЙК УТЕДОЕЕ УРЕГЙБМШОПЕ ПВТБЪПЧБОЙЕ ВЩМ ОБРТБЧМЕО Ч фБЫЛЕОФУЛХА БЧЙБГЙПООХА ЫЛПМХ УФТЕМЛПЧ-ВПНВБТДЙТПЧ. пЛПОЮЙМ ЕЕ МЕФПН 1942 ЗПДБ, РПМХЮЙМ ЧПЙОУЛПЕ ЪЧБОЙЕ УЕТЦБОФ Й УТБЪХ ЦЕ ВЩМ ОБРТБЧМЕО ДМС ДБМШОЕКЫЕЗП ПВХЮЕОЙС Ч рЕТЧХА ЧЩУЫХА ЫЛПМХ ЫФХТНБОПЧ Й МЕФЮЙЛПЧ БЧЙБГЙЙ ДБМШОЕЗП ДЕКУФЧЙС. рТПЫЕМ ЛХТУ ПВХЮЕОЙС УБНПМЕФПЧПЦДЕОЙА Й ВПНВПНЕФБОЙА. рПУМЕ ЬФПЗП РТЙВЩМ Ч ЪБРБУОПК БЧЙБРПМЛ. чПМПДС ВЩМ НПМПДЩН, ОП ПЮЕОШ УРПУПВОЩН ЫФХТНБОПН.
бМЕЛУБОДТ лБТЕМЙО РТЕЦДЕ УМХЦЙМ РПНПЭОЙЛПН ЛПНБОДЙТБ ЧЪЧПДБ Ч ВБФБМШПОЕ ПИТБОЩ. уМХЦВБ УРПЛПКОБС Й ОЕПВТЕНЕОЙФЕМШОБС. оП уБЫБ ИПФЕМ УФБФШ ЧПЪДХЫОЩН ВПКГПН. лПНБОДПЧБОЙЕ ХДПЧМЕФЧПТЙМП ЕЗП РТПУШВХ Й ОБРТБЧЙМП Ч МЕФОХА ЮБУФШ. чРЕТЧЩЕ Ч ЧПЪДХИ ПО РПДОСМУС Ч УПУФБЧЕ ОБЫЕЗП ЬЛЙРБЦБ Й ДПЧПМШОП ВЩУФТП ПУЧПЙМУС У ЧПЪДХЫОПК ПВУФБОПЧЛПК, УП УЧПЙНЙ ОПЧЩНЙ ПВСЪБООПУФСНЙ. чП ЧУЕИ ВПЕЧЩИ ЧЩМЕФБИ ПО СЧМСМУС ОБДЕЦОЩН ЪБЭЙФОЙЛПН ЬЛЙРБЦБ.
уБНЩН НПМПДЩН Ч ЬЛЙРБЦЕ ВЩМ ЛПНБОДЙТ ЛПТБВМС. оП, ЮЕУФОП ЗПЧПТС, С ОЙ ТБЪХ ЬФПЗП ФБЛ Й ОЕ РПЮХЧУФЧПЧБМ. нЩ УТБЪХ ЦЕ ОБЫМЙ ПВЭЙК СЪЩЛ, ВЩУФТП УТБВПФБМЙУШ, ЧУЕЗДБ Й ЧЕЪДЕ УФБТБМЙУШ ДЕТЦБФШУС ЧНЕУФЕ. рПМХЮЙМУС ИПТПЫЙК, УРБСООЩК, РП-ОБУФПСЭЕНХ ДТХЦОЩК ЛПНУПНПМШУЛЙК ВПЕЧПК ЬЛЙРБЦ.
йЪХЮЙЧ ЧУЕ ОЕПВИПДЙНЩЕ ФЕПТЕФЙЮЕУЛЙЕ ДЙУГЙРМЙОЩ, Ч ФПН ЮЙУМЕ, ЛПОЕЮОП, ЛПОУФТХЛГЙА Й РТБЧЙМБ ЬЛУРМХБФБГЙЙ УБНПМЕФБ, ЕЗП ПВПТХДПЧБОЙС Й ДЧЙЗБФЕМЕК, НЩ РТЙУФХРЙМЙ Л РПМЕФБН (ФЕРЕТШ ХЦЕ Ч УПУФБЧЕ ЫФБФОПЗП ЬЛЙРБЦБ) ОБ РЕТЕИПДОПН УБНПМЕФЕ дв-ъб (ДБМШОЙК ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛ, ЙМЙ РТПУФП «БООХЫЛБ», ЛБЛ ЕЗП МАВПЧОП ОБЪЩЧБМЙ МЕФЮЙЛЙ). рЕТЕИПДОЩН ПО ВЩМ РПФПНХ, ЮФП РПУМЕ ОЕЗП ОБН РТЕДУФПСМП ПУЧПЙФШ ВПЕЧПК УБНПМЕФ, ОБ ЛПФПТПН ЬЛЙРБЦ ВХДЕФ ЧПЕЧБФШ. нПЦОП ВЩМП, ТБЪХНЕЕФУС, ПВХЮБФШ ОБУ УТБЪХ ОБ ВПЕЧЩИ УБНПМЕФБИ. оП ЙИ, Л УПЦБМЕОЙА, ФПЗДБ ЕЭЕ ОЕ ИЧБФБМП.
«бООХЫЛЙ» ДБЧОП ХЦЕ ЧЩТБВПФБМЙ УЧПК ТЕУХТУ. ьФП ВЩМП ЪБНЕФОП ДБЦЕ РП ЙИ ЧОЕЫОЕНХ ЧЙДХ. ъБЛМЕРЛЙ, ЛПФПТЩЕ ЛТЕРСФ ДАТБМЕЧХА МЕОФХ, ЪБЛТЩЧБАЭХА УФЩЛ ГЕОФТПРМБОБ У ЛТЩМПН, РПЮФЙ ЧУЕ УТЕЪБМЙУШ. лТЩМП ЙЪ-ЪБ ЬФПЗП ЙНЕМП ВПМШЫХА БНРМЙФХДХ ЛПМЕВБОЙК РТЙ ТХМЕОЙЙ РП ЗТХОФХ. уПЪДБЧБМПУШ ЧРЕЮБФМЕОЙЕ, ЮФП ПОП РМПИП ЪБЛТЕРМЕОП Й ЧПФ-ЧПФ ПФЧБМЙФУС. лБВЙОБ ЫФХТНБОБ РПЮФЙ РПМОПУФША ВЩМБ ЪБДЕМБОБ ЖБОЕТПК, Й НЕЦДХ ПФДЕМШОЩНЙ ЕЕ МЙУФБНЙ Й ТБНЛПК ЧЙДОЕМЙУШ ВПМШЫЙЕ ЭЕМЙ. рПЬФПНХ Ч РПМЕФЕ ЛБЛ ЫФХТНБОБ, ФБЛ Й УЙДСЭЕЗП ЪБ ОЙН МЕФЮЙЛБ РТПДХЧБМП ЧУЕЗДБ ДПЧПМШОП ПУОПЧБФЕМШОП. оЙЛБЛПК РЕТЕЗПТПДЛЙ НЕЦДХ ОБЫЙНЙ ЛБВЙОБНЙ ОЕ ВЩМП. ъЙНПК, ЮФПВЩ ОЕ ПВНПТПЪЙФШ МЙГП, РТЙИПДЙМПУШ МЕФБФШ Ч НЕИПЧЩИ НБУЛБИ.
оП, ОЕУНПФТС ОЙ ОБ ЮФП, НЩ ЧЕТЙМЙ Ч ОБДЕЦОПУФШ ОБЫЕК ФЕИОЙЛЙ Й РТПДПМЦБМЙ ВЕЪ УТЩЧПЧ Й МЕФОЩИ РТПЙУЫЕУФЧЙК ЧЩРПМОСФШ РТПЗТБННХ РПМЕФПЧ.
чОБЮБМЕ НЩ ПФТБВБФЩЧБМЙ ЬМЕНЕОФЩ ЧЙЪХБМШОПЗП РПМЕФБ РП ЛТХЗХ: ЧЪМЕФ, ОБВПТ ЧЩУПФЩ, ТБЪЧПТПФЩ, ЗПТЙЪПОФБМШОЩК РПМЕФ, ЪБИПД ОБ РПУБДЛХ, РПУБДЛБ. ъБФЕН ФТЕОЙТПЧБМЙУШ Ч ЧЩРПМОЕОЙЙ ТБЪЧПТПФПЧ ОБ ЪБДБООЩК ЛХТУ, УРЙТБМЕК Й ЧЙТБЦЕК. рПУМЕ ЬФПЗП РТЙУФХРЙМЙ Л ПВХЮЕОЙА РПМЕФБН РП РТЙВПТБН Ч ЪБЛТЩФПК ЛБВЙОЕ. ьФП ВЩМ ДПЧПМШОП УМПЦОЩК, ОП ОЕПВИПДЙНЩК ЧЙД РПДЗПФПЧЛЙ. вЕЪ ПУЧПЕОЙС РПМЕФПЧ РП РТЙВПТБН П РПМЕФБИ ОПЮША Й ДОЕН - Ч УМПЦОЩИ НЕФЕПХУМПЧЙСИ - ОЕЮЕЗП ВЩМП Й НЕЮФБФШ.
рПУМЕ ХУРЕЫОПЗП ПЛПОЮБОЙС РТПЗТБННЩ ПВХЮЕОЙС ОБ УБНПМЕФЕ дв-ъб НОЕ Й ЫФХТНБОХ чПМПДЕ лХМБЛПЧХ ВЩМП РТЙУЧПЕОП ПЮЕТЕДОПЕ ЧПЙОУЛПЕ ЪЧБОЙЕ УФБТЫЙК УЕТЦБОФ. оБЫ ЬЛЙРБЦ Ч РПМОПН УПУФБЧЕ РЕТЕЧЕМЙ Ч 7-К ЪБРБУОПК БЧЙБГЙПООЩК РПМЛ 27-К ЪБРБУОПК БЧЙБВТЙЗБДЩ. ъДЕУШ НЩ ДПМЦОЩ ВЩМЙ ПУЧПЙФШ ВПЕЧПК УБНПМЕФ дв-ъж, ОБ ЛПФПТПН Ч ДБМШОЕКЫЕН РТЕДУФПСМП ЗТПНЙФШ ЧТБЗБ.
вПНВБТДЙТПЧЭЙЛ дв-ъж (ЮЕТЕЪ ОЕЛПФПТПЕ ЧТЕНС ЕЗП УФБМЙ ОБЪЩЧБФШ йМ-4 Ч ЮЕУФШ ЗЕОЕТБМШОПЗП ЛПОУФТХЛФПТБ у. йМШАЫЙОБ) СЧМСМУС ХМХЮЫЕООПК НПДЙЖЙЛБГЙЕК УБНПМЕФБ дв-ъб Й НБМП ЮЕН ПФМЙЮБМУС ПФ ОЕЗП ЛБЛ РП ПВПТХДПЧБОЙА, ФБЛ Й РП ФЕИОЙЛЕ РЙМПФЙТПЧБОЙС. рПЬФПНХ ПЮЕТЕДОПЕ РЕТЕХЮЙЧБОЙЕ РТПЫМП ДПЧПМШОП ВЩУФТП Й ВЕЪ ПУПВЩИ ФТХДОПУФЕК.
рТЙ ФПК РПДЗПФПЧЛЕ, ЛПФПТХА ОБН ДБМЙ РПМЕФЩ РП РТЙВПТБН Ч ЪБЛТЩФПК ЛБВЙОЕ ДОЕН, РПМЕФЩ ОПЮША ВПМШЫПК УМПЦОПУФЙ ОЕ РТЕДУФБЧМСМЙ. рПУМЕ ОЕУЛПМШЛЙИ ЧЩЧПЪОЩИ Й ЛПОФТПМШОЩИ РПМЕФПЧ У ЙОУФТХЛФПТПН ЧУЕ ЬЛЙРБЦЙ ОБЮБМЙ МЕФБФШ ОПЮША УБНПУФПСФЕМШОП. лБЛ ЧУЕЗДБ, ЧОБЮБМЕ ПФТБВБФЩЧБМЙ ЬМЕНЕОФЩ РПМЕФБ РП ЛТХЗХ, ЪБФЕН Ч ЪПОХ Й ОБ НБТЫТХФ. оБ ЪБЛМАЮЙФЕМШОПН ЬФБРЕ ПВХЮЕОЙС РТЕДХУНБФТЙЧБМЙУШ ДМЙФЕМШОЩЕ - РП 6-8 ЮБУПЧ - НБТЫТХФОЩЕ РПМЕФЩ ОПЮША У ВПНВПНЕФБОЙЕН ОБ ДЧХИ РПМЙЗПОБИ.
оБЫ ЬЛЙРБЦ ХУРЕЫОП ЧЩРПМОЙМ ЧУА РТПЗТБННХ РПДЗПФПЧЛЙ Ч УБНЩК ЛПТПФЛЙК УТПЛ. оБДП ВЩМП ФПТПРЙФШУС. ыМБ ЧПКОБ, Й ЧУЕ НЩ УРЕЫЙМЙ УЛПТЕЕ РПРБУФШ ОБ ЖТПОФ.
Привожу две цитаты, из которых можно выяснить, что эта школа за всю свою историю несколько раз передислоцировалась и называлась по разномуУважаемый Ас ночных полетов!
Хотел поблагодарить за труд и уточнить, что в Канске школа называлась 22-я Краснознамённая военная авиационная школа воздушных стрелков-радистов (22-я ВАШ ВСР) .Существовала более 50 лет. Был курсантом в 1972 году. Написал её полное имя, поскольку в воспоминаниях бывших воспитанников встречаются только восторженные и добрые воспоминания...И еще...
ИСТОРИЯ БЫВШЕЙ КАНСКОЙ ШКОЛЫ ВОЗДУШНЫХ СТРЕЛКОВ-РАДИСТОВ
В соответствии с планом мероприятий по Военно-Воздушным Силам Киевского военного округа в 1935 году при скоростной бомбардировочной бригаде начала формироваться Школа воздушных стрелков-радистов, которая к марту 1936 года была окончательно укомплектована. Место первоначальной дислокации - г. Белая Церковь Киевской области.
Вопросами комплектования школы занимались: начальник школы - майор Куропятников, комиссар школы ст. политрук Кулик и начальник учебной части капитан Башлыков. С 1937 по 1939 год школа находилась в подчинении Авиационной базы ВВС Киевского Особого военного округа. С ноября 1939 годы школа стала именоваться «Белоцерковской окружной школой младших авиационных специалистов».
С марта 1941 года она переводится на штат, по которому постоянный состав школы состоял из 106 человек. Из них: офицеров - 53, сержантов и рядовых - 68 и переменного состава - 500 человек.
С февраля 1942 года школа стала именоваться «Школой воздушных стрелков-радистов ВВС Красной Армии». Кроме ВСР предусматривалась подготовка наземных радиотелеграфистов.
С февраля 1943 года школа переводится на штат, по которому в ней готовится только один профиль - ВСР в количестве 350 человек, с прохождением летной практики в училище. Особая ответственность за подготовку авиационных специалистов легла на часть в годы Великой Отечественной войны. За годы войны в части подготовлено 4159 воздушных стрелков-радистов. 698 - воздушных радистов, 250 механиков по авиавооружению, 692 наземных радио-, телеграфиста. За мужество и героизм, проявленные в боях, нескольким выпускникам школы присвоено звание Героя Советского Союза.
С декабря 1945 года школа стала именоваться «Военной авиационной школой воздушных стрелков-радистов ВВС». В это время здесь был создан политический отдел, учебно-летная часть и одна авиационная эскадрилья, состоящая из самолетов Пе-2, Ту-2, Ил-10 и Ли-2. С 1946 года проведение летной практики курсантов было организовано непосредственно в школе.
С ноября 1948 года школе присвоено условное наименование «Войсковая часть 30185».
С января 1949 года в учебно-летной части школы вместо классов введены циклы: ВСП, СБВ, радиосвязи, РТО и СЭД. В авиаэскадрилье увеличены звенья самолетов-лабораторий Ли-2 и боевых самолетов Ту-2, а также самолетов-буксировщиков конусов Ил-10. Всего увеличено на 22 самолета. Расширена ТЭЧ авиаэскадрилий и увеличено количество курсантов до 830 человек.
С июня 1952 года школа состояла из: учебного смешанного авиационного полка в составе двух авиаэскадрилий самолетов-лабораторий Ли-2 и одной эскадрильи боевых самолетов Ил-28 и МиГ-15; отдела учебно-летной подготовки; трех батальонов курсантов воздушных стрелков-радистов; батальона аэродромно-технического обеспечения.
С марта 1953 года в школе образовано 4 учебных батальона курсантов. С августа 1954 года из штата части исключен цикл СЭД.
В октябре 1956 года образован 662-й учебный авиационный полк (войсковая часть 15435) со своим штабом, партполитаппаратом и службами в составе 4 учебных авиаэскадрилий, самолетов-лабораторий Ли-2 и двух звеньев самолетов Як-11.
В этом же году образован батальон аэродромно-технического обеспечения (войсковая часть 15481) со своим штабом, партполитаппаратом и службами тыла.
В соответствии с Законом Верховного Совета СССР от 15 ноября 1960 года «О новом значительном сокращении Вооруженных Сил» с 1961 года подготовка воздушных стрелков-радистов для транспортной авиации и командиров огневых установок - старших воздушных радистов для дальней авиации возложена на Военную авиационную школу воздушных стрелков-радистов.
Самоотверженный труд офицеров, прапорщиков, солдат и сержантов по подготовке младших авиационных специалистов, как во время войны, так и в послевоенное время, был высоко оценен правительством. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.02.1968 года «За большие заслуги, проявленные в боях по защите Родины, успехи в боевой подготовке и в связи с 50-летием СА и ВМФ» часть награждена орденом Боевого Красного Знамени.
С 15 января 1964 года, в соответствии с Директивой Главного штаба ВВС от 31 октября 1963 года, школа переведена на новую организационно-штатную структуру. Курсантские подразделения стали именоваться циклами-батальонами курсантов. Введены штатные должности инструкторов - зам. командиров взводов. Командование учебными подразделениями возложено: батальонами - на начальников циклов, учебными ротами - на старших преподавателей, учебными взводами – на преподавателей.
В сентябре 1978 года сформирован дивизион связи и РТО.
Личный состав школы (в основном, в/ч 15435 - полк) принимал участие в афганской войне. Награждены: орденом Красной Звезды - майор А. В. Макеев, капитан А. Б. Кульков, капитан В. А. Евсюков, майор А. П. Спиридонов; орденом «За службу Родине в ВС» III степени - капитан Ю. М. Шаповалов, майор П. Е. Косарев, капитан А. А. Ельницкий; медалью «За боевые заслуги» - капитан С. М. Юрченко, ст. прапорщик В. И. Зиля и многие другие. Погиб экипаж майора В.В. Косоловича. В память воинам, не вернувшимся с афганской войны, построен первый в Сибири мемориал.
В соответствии с директивой Главного штаба ВВС от 28 февраля 1989 года военная авиационная Краснознаменная школа воздушных стрелков-радистов с 29 марта 1990 года переформирована в учебный Краснознаменный центр ВВС, школа прапорщиков расформирована и включена в этот же центр. В штат центра входят части обеспечения: учебный авиаполк, ОБАТО, ОБС и РТО.
В соответствии с директивой штаба ВВС от 10 марта 1990 года учебный Краснознаменный центр ВВС, ОБАВТО ОБС и РТО выведены из состава ВВС СибВО и переданы в центр боевого применения и переучивания летного состава ДА (Рязань).
Сокращения коснулись и учебного авиацентра. С 1995 года остался только полк, ОБАТО, ОБС и РТО.
Командование школы;
С 1935 по 1937 гг. - майор Куропятников;
С 1937 по 1940 гг. - воентехник I ранга Томилин;
С 1941 по 1946 гг. - капитан Иван Васильевич Сергеев;
С 1946 по 1954 гг. - генерал-майор авиации Павел Егорович Багаев;
С 1954 по 1960 гг. - гвардии полковник Николай Андреевич Тортор;
С 1960 по 1966 гг. - полковник Иван Алексеевич Воробьев, дважды Герой Советского Союза;
С 1966 по 1974 гг. - полковник Михаил Георгиевич Рокицкий;
С 1974 по 1976 гг. - подполковник, затем полковник Владимир Петрович Стрельцов;
С 1976 по 1979 гг. - майор, затем подполковник Валентин Алексеевич Челышев;
С 1979 по 1985 гг. - полковник Анатолий Петрович Слезка;
С 1985 по 1990 гг. - полковник Владимир Алексеевич Рогулин;
С 1990 по настоящее время - полковник Богдан Степанович Мартынишин.
Зайдите на Форум выпускников ШМАС на тему по этой школе "Канск. ШМАС в/ч 30185 ВСР, механиков АВ и школа прапорщиков ", возможно кто-то из форумчан может добавить еще какие-нибудь подробности об этой школе...
ПРИКАЗ О ПОДГОТОВКЕ ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ ВВС КРАСНОЙ АРМИИ В 1940 ГОДУ
1. С 1.4.40 увеличить школы: Батайскую, Балашовскую, Чугуевскую, Таганрогскую, каждую на одну учебную эскадрилью.
2. К 1.5.40 г. сформировать 10 военно-авиационных школ пилотов в районах:
Архангельск - на 1 эскадрилью бомбардировщиков, Кировабад - на 2 эскадрильи бомбардировщиков, Слоним - на 1 эскадрилью бомбардировщиков, Стрый - на 1 эскадрилью истребителей, Львов - на 1 эскадрилью истребителей, Тбилиси - на 1 эскадрилью истребителей, Серпухов - на 1 эскадрилью истребителей.
3. Как временное мероприятие на базе 15 корпусных отрядов и разведывательных эскадрилий к 15.4.40 г. сформировать школы военных пилотов, по одной учебной эскадрилье в каждой, в следующих гарнизонах:
БОВО: Борисов, Уречье, Пуховичи,
КОВО: Коростень, Гостомель, Остер, Овруч, Купеч, Бердичев,
ХВО: Волчанок,
СКВО: Нахичевань,
ПриВО: Багай-Баранский, Тоцкое,
МВО: Сасово,
УрВО: Свердловск.
4. В ЗабВО, 1 ОКА и 20КА создать к 1.3.40 г. по одной школе, на одну учебную эскадрилью в каждой.
5. Увеличить с 1.5.40 г. количество переменного состава в окружных школах младших авиаспециалистов на 4000 человек для подготовки воздушных стрелков-радистов и воздушных стрелков.
6. При Балашовской, Омской, Ворошиловградской, Энгельсской, Олсуфьевской школах ВВС с 1.5.40 г. организовать подготовку стрелков-радистов по 250 человек в каждой школе.
7. В 1940 году подготовить при резервных авиаполках ВВС 5250 стрелков-радистов.
8. При всех летных школах ВВС создать запасные роты из окончивших аэроклубы ОАХ с общим числом на 3600 человек.
9. Летную работу во всех новых школах начать не позднее 1.5.40 г.
10. Перевести все школы ВВС на ускоренную подготовку со следующими сроками обучения:
Школы летчиков - 12 месяцев. Школы летнабов и авиатехников - 12 месяцев. Школы авиамехаников - 8 месяцев. Школа стрелков-радистов - 5 месяцев.
11. Перевести на двухгодичный срок обучения: а) Сталинградское военное авиационное училище с подготовкой летчиков бомбардировочной авиации; б) Борисоглебскую военную авиационную школу с подготовкой летчиков-истребителей.
12. Начальнику Главного управления, начальнику ВВС, начальнику ГУ АС, начальнику технического снабжения, начальнику снабжения Красной Армии и начальнику финансового отдела при НКО соответственно обеспечить формируемые летные школы личным составом, материальной частью, денежными средствами и всеми видами довольствия.
13. Военным советам БОВО, КОВО, ХВО, СКВО, ПриВО, МВО, СибВО, ЗакВО, УрВО, ЗабВО, 1 и 2 ОКА обеспечить развертывание новых школ и учебных эскадрилий и своевременное выполнение установленного плана подготовки летно-технического состава ВВС в существующих и во вновь формируемых школах.
Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза К. Ворошилов
Ф. 4, оп. 11, д. 86, л. 198 - 199. Подлинник.
С учетом опыта боевых действий, накопленного в Испании, Китае, на Халхин-Голе, у озера Хасан необходимо было производить повышение качества обучения авиационных специалистов, в короткие сроки увеличить число летного и инженерно-технического состава Военно-воздушных сил (ВВС). В связи с этим в СССР стала активно расширяться сеть военно-учебных заведений по подготовке кадров. Приказом Сибирского военного округа (СибВО) № 061 от 17.05.40 г. на базе 52-й авиационной бригады образуется «Омская военная авиационная школа пилотов» (ОВАШП) в составе 2-х эскадрилий и дополнительным штатом школы стрелков-радистов.Командиру, 52 бригады полковнику Кондратюку было приказано принять переменный состав курсантов, прибывающих для формирования авиационной школы в количестве 320-ти человек, для подготовки военных пилотов и 250-ти человек для обучения на стрелков-радистов. Из состава указанной бригады были назначены: начальник курсов по учебной подготовке - капитан Муратович, комиссар курсов - старший батальонный комиссар Святковский, командиры учебных рот - старший лейтенант Золотаренок и лейтенант Федоров. 12 Апреля 1940 года в расположение гарнизона прибыл первый начальник Омской ВАШП - полковник Е.С. Пристром.
Общее количество личного состава было определено следующее:
1. начальствующего состава - 280 человек;
2. младшего начальствующего состава - 157 человек;
3. рядового состава - 166 человек;
4. курсантов - 830 человек.
Итого: 1433 человека.
Основой для формирования являлись:
а) по переменному составу: аэроклубы Омской, Тюменской областей, Красноярска, Канска и Черногорска;
б) по укомплектованию школы стрелков-радистов: части 53-го стрелкового корпуса;
в) по постоянному составу: 1-я Чкаловская, Сталинградская, Новосибирская, Вольская, Иркутская и Ленинградская школы.
Начальником авиашколы был назначен полковник Пристром Евгений Степанович, военным комиссаром - бригадный комиссар Кобякин Иван, начальником штаба - полковник Лонский Александр Павлович, помощником начальника школы по технической эксплуатации - военинженер 2-го ранга Добровольский Георгий Петрович.
От 52-й авиационной бригады школе остались трехэтажное кирпичное здание, четыре жилых дома командного состава, казарма, две столовые, несколько ангаров и мастерские; кроме того железнодорожная ветка, подведенная к аэродрому. Авиационный парк школы состоял из 47 бипланов-разведчиков Р-5, 32 бомбардировщиков СБ и 47 У-2. Большинство самолетов требовали капитального ремонта, поэтому командованием ВВС было принято решение об организации передвижных авиационных ремонтных мастерских.
Учебный курс школы состоял из двух эскадрилий летчиков, одной запасной роты, группы стрелков-радистов. Каждая эскадрилья включала по два отряда: первый - на бомбардировщиках СБ, второй − на разведчиках Р-5. После освоения Р-5 курсанты переводились в первый отряд для учебы на СБ. Запасная рота обеспечивала учебные эскадрильи пополнением, прошедшим общевойсковую подготовку. Командирами эскадрилий были назначены капитан Власенко и капитан Норченко. Курсантские отряды летчиков были скомплектованы из выпускников аэроклубов Омска, Красноярска, Барнаула, Бийска и Тюмени.
В конце 1940 года состоялся первый выпуск стрелков-радистов, которые были направлены в Ленинградский военный округ. Через несколько месяцев были выпущены две группы пилотов. До начала Великой Отечественной войны школа сделала еще два выпуска военных летчиков на самолетах СБ.
В первые дни Великой Отечественной войны началась оперативная эвакуация военных авиационных школ из Европейской части СССР в глубокий советский тыл. Школы, передислоцированные на территорию Сибири, входили в состав уже действующих авиационных школ и училищ. Так, в частности, в Омскую военную авиационную школу пилотов (ВАШП) вошли:
- Борисовская военная авиационная школа пилотов (ВАШП), организована в Борисове Минской области 24 августа 1940 г. В первые дни Великой Отечественной войны оперативно была эвакуирована в глубокий советский тыл в Омск (Прибыла 8 июля 1941 г.) и впоследствии там переформирована.
- Коростеньская ВАШП, была передислоцирована в августе 1941 года.
Она была создана в апреле 1940 года на базе 41-й отдельной авиационной эскадрильи, находившейся в г. Коростень Житомирской области. Школа осуществляла подготовку пилотов на самолетах марки - СБ.
Начальником школы был майор Ф. С. Самойлов.
- Роганьская ВАШП, была передислоцирована в сентябре 1941 года.
Была создана в апреле 1940 года в г. Волганске на базе 3-го отдельного авиационного отряда Волганской окружной авиационной школы пилотов. В октябре 1940 года она была перебазирована в Харьков и получила наименование Харьковской школы. В конце октября 1940 года школа была передислоцирована в г. Рогань и переименована в Роганьскую военную авиационную школу пилотов. В период с 12 июня по 30 августа 1941 г. школа находилась в г. Красноград Харьковской области. Оттуда была направлена в Омск. Начальником школы был майор А. Н. Малиновский.
- Таганрогская ВАШП им. В. П. Чкалова, одна из крупнейших школ Красной Армии. Таганрогская школа пилотов была сформирована в 1937 г. и получила свое наименование на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 февраля 1939 года и приказа НКО 34 от 13 февраля 1939 года.
В октябре 1941 г прямо из прифронтовой полосы, полностью сохранив личный состав и технику в составе 4 эскадрилий эвакуировалась в Омск, прибыла в ноябре 1941 года. Местом постоянной дислокации стал поселок Марьяновка Омской области.
Начальником школы был полковник И. Г. Куреленко.
Вспоминает Пшенко Владимир Арсентьевич:
(воспоминания полностью: http://elib.org.ua/warcraft/special/remember.ru/pilots/pshenko/pshenko_r.htm)
"2 июня 1941 года я был зачислен курсантом в Борисовскую авиационную школу пилотов. Через 20 дней началась Великая Отечественная война. Мы были в лагере, пошли отдыхать на речку, воскресенье. В 8 часов утра прилетел По-2, стал кружиться над аэродромом, стреляет красными ракетами. Потом сирена загудела. Побежали бегом. Батальонный комиссар училища, две шпалы. Стоит, плачет. Говорит: "Началась война". Рассказал все, что произошло в это утро. Мы, конечно, еще ничему не научились, но были курсанты, которые летали на СБ и Р-5, разные группы были. Тут же нас стали учить, как стрелять из пулемета, ручного и станкового, на случай если будут нападать на аэродром. Учеба - смех один: "Заряжай, разряжай. Все понял? Молодец! Кто следующий?" А потом нас послали возить бомбы со склада. Да, наши инструктора стали выполнять боевые задачи. Вот для них и стали возить бомбы. Подвешивали их на самолеты Р-5 и СБ. Склады на окраине города Борисов. Приехали туда первый раз ночью на машине. Всего 5 машин, на каждой по 15 человек курсантов, потому что бомбы тяжелые. Начали грузить. И вдруг налет. САБы (Светящиеся авиабомбы) загорелись. Зенитки стреляют. А мы бомбы нагружаем на автомашины. Сотка нам показалась перышком, так мы их быстро грузили. И вот мы возили почти сутки без перерыва. А потом надо же и поесть. Привезли: "Давайте еще один рейс и в столовую, а то ребята, вы так с голоду упадете". На седьмой день команда: "Вечером построиться. Сейчас ужинаем. Ничего не брать. Ваши вещи привезут. С собой взять только противогаз". Лагерь был в Крупке, небольшом районном центре. Мы пошли пешком через Могилев, почти 300 км до Брянска. И пришли на аэродром Алсуфьево. Шли три дня. Идем ночью. Днем лежим. Потому что нельзя было показываться на открытом месте. Самолеты летали низко, и обстреливали. Идем же колонной. Ночью тяжело идти.
Нам сказали, что в Сибирь перебазируемся. Инструктора, на оставшихся не сгоревших самолетах Р-5 и СБ улетели. А те самолеты, которые остались мы подожгли. Остались - 4 неисправных самолета СБ и два самолета Р-5. Сожгли эти самолеты, чтобы ничего не оставалось. Было и страшно, и не знали, что будет дальше. Когда пришли на аэродром Алсуфьево, сели ужинать. Немец налетел. Сирена. Видим, что бомбы близко от нас рвутся. Паника. Мы все из столовой бежать. Подошел поезд-товарняк. Эвакуировали скот в Подмосковье. Подогнали нам: "Садитесь в эти вагоны" - Вагоны грязные. - "Ломайте ветки, и берите траву в копнах". В основном ломали березы, устилали пол. И тут же гудок, поезд отошел километра на 2 от аэродрома и остановился. Потом уже спокойненько поехали. Спрашиваем у своего командира Сенкевича, очень хороший был командир: "Куда нас повезут?" - Он говорит: "В Сибирь". Подъехали к Москве. Трое суток были на окраине Москвы, на окружной дороге. Правда, тут нас кормили заказами какой-то воинской части. Ходили завтракать, обедать и ужинать. Пока не получили распоряжение. Поезд повез нас дальше, и привезли нас в Омск. В Омскую авиационную школу пилотов. Стали летать на Р-5. Закончил в декабре месяце. И сразу перевели в Новосибирск в Бежскую (Бердскую?) авиационную школу пилотов летать на СБ. Весь 1942 год мы занимались сельским хозяйством. Полетов никаких. Горючего нет. Питание слабенькое. Все, что могли, мы отдали, даже свои шинели, хорошие из синего сукна и сапоги сдали. Дали нам обмотки. А это все отправили на фронт. Всю весну сажали, летом убирали, косили. 1942-й год закончился. В конце 1942-го года пришли инструктора. Пять инструкторов на каждого по 2 курсанта. Будем летать. Начали полеты. В течение 3 месяцев на СБ я закончил всю программу. 8 марта 1943 года я получаю звание младший лейтенант. Присвоили приказом командующего СибВО. Стал офицером…"
За счет прибывших школ по приказу командующего ВВС СибВО от 14.08.41 г школа перешла на штат семи эскадрильного состава. Возникли проблемы с размещением личного состава и техники прибывающих подразделений, налаживании учебного процесса. Были задействованы все имеющиеся возможности: часть курсантов разместили в готовых уже летних лагерях, часть изыскивала и оборудовала новые площадки, строили землянки и переводили подразделения в лагеря. Одним из первых был построен лагерь в Калачево, который начинал строиться 14 мая 1941 г.
Из дневника Ведерникова Ивана Корнеевича:
Дневник полностью: (http://planetavvs.ru/sokol-rossii/isptateli/vedernikov-ivan-korneevitch.html)
" В 1940 г. в школу № 2 г. Рубежного на Украине, приехали представители из Лисичанского аэроклуба и пригласили в него нас десятиклассников. В этот аэроклуб из школы поступило человек шесть. Туда ходил пригородный поезд, это примерно километров 25-30. Занятия начались в январе месяце, сначала изучали теорию, самолет, а в конце мая начали летать. Летали на учебном самолете По-2 , он назывался тогда У-2. Был июнь 1941 года. О том, что началась война, узнали, когда возвращались на пригородном поезде с аэродрома домой. Зашли в вагон и увидели, что проводник убирает керосиновые светильники из вагонов. Удивились - зачем? Он отвечает: «Есть приказ о затемнении, война началась».
Сразу же через аэроклуб подали заявление в военкомат. Их зачислили в Роганьскую летную школу, которая находилась недалеко от Днепропетровска. (Расстояние между поселком городского типа Рогань Харьковской области и городом Днепропетровск Днепропетровской области: напрямую - 190
км; расстояние автодорогами - 233
км.)
Туда приехали в июле месяце, а в сентябре уже эвакуировались со школой в Омск. Начались долгие, томительные из-за горячего стремления скорей начать воевать, месяцы учебы, растянувшиеся аж до 1944 года.
Почему так затянулось обучение? Он объясняет: «Я мог окончить школу в октябре 1941 года. А получилось так. Перед тем как летать уже на самолете СБ - скоростном бомбардировщике - ударил мороз, масло замерзло и мы не могли начать летать. Пока научились, как его разогревать, пришел приказ - все самолеты, пригодные для боевых действий, отправить на фронт. Всё. У нас даже забрали шинели на фронт, а нам выдали куртки. А мы продолжали заниматься теорией, через день ходили в караул, строили землянки. И учились, учились…».
1941 год
"22 сентября 1941 года. 7 дней уж прошло, как мы приехали в город Омск и находимся в лагере. Живем в палатках.
Город Омск очень большой, но я видел только его окраины. 19 сентября был на реке Иртыш - я помыл свою гимнастерку и пр. Река сама - вроде Волги, только с абсолютно голыми берегами. Вода мутноватая. Судоходная.
Полетов до этих пор нет, за отсутствием бензина. Нам ужасно хочется летать.
Живем в лагере Черемушки южнее от Омска на 13 км.
26 сентября. Я вылетел самостоятельно на самолете Р-5.
25 октября я окончил программу летной практики на самолете Р-5. За отличное окончание получил благодарность от командира отряда. Живем в палатках. Нам выдали еще по палатке и в палатках мы построили печки. Если печку топить, то в палатке тепло. Заниматься теорией очень холодно. На лекциях мы делаем перерыв, чтобы постукать ногами, попрыгать-погреться.
2 ноября Погода стоит очень хорошая вот уже дней 10; тихо, солнце, тепло. Ожидаем переезда на зимние квартиры.
8 ноября. Живем по-прежнему в лагере.
Сегодня я распрощался с Р-5 - сдал зачет по полетной практике (весьма неважно). Имею налету.
9 ноября. Мы, наконец, ушли из лагеря в Кировск. Переправлялись через Иртыш на поезде, что сделать группой нелегко, потому что поезда очень перегружены.
Сразу по прибытию нас, окончивших программу на Р-5, перевели на наземную подготовку на СБ. До этих пор мы не летаем, потому что мы не сдавали зачет по матчасти СБ. Ожидаем с нетерпением полетов, несмотря на холод.
17 ноября. Нахожусь в Омске - Кировске на зимних квартирах.
29 ноября. Жизнь моя сейчас слишком бесплодная и однообразная. Живем в тесном помещении, занимаемся теорией. Подъем в 6.30, потом завтрак, в 8.30 занятия и до 9 часов вечера с двухчасовым перерывом. Всего занимаемся 11 часов, но много лекций мы сидим без преподавателей, ввиду того, что многие из них уехали на фронт. Короче говоря: мы много сачкуем. Лень развивается. Сегодня, например, у нашей группы летный день, но я сачкую.
10 декабря. Жизнь прежняя. Много сачкуем. К нам в эскадрилью прислан командовать майор. Буквально все хочет перевернуть. Хочет наладить дисциплину, которая у нашей эскадрильи, да и в остальных, очень разболтана. Причина разболтанности - это мало внимания со стороны командования на нас и не очень хорошее материальное обеспечение. Все идет на фронт, все идут на фронт. Я тоже хотел идти на самолете У-2 добровольцем, но таких, как я, не берут.
22 декабря. Живу по-прежнему. Занимаемся теорией. Полетов и не предвидится, все время проводим в казарме или же в корпусе УЛО.
1942 год
1 января. Сегодня мы встречаем Новый 1942 год. День сегодня не рабочий. Целый день болтаемся без дела по казарме.
9 января. С 8-го января у нашей 71 группы по расписанию полеты, но их нету. Сачкуем. Живем от завтрака к обеду, а от обеда к ужину.
19 января. 2-й отряд 6-й авиаэскадрильи, т.е. мы, переведены в запасной батальон. Жить перешли из здания в землянки. В землянке очень тесно. Летать будем не скоро, а летать так хочется! С сегодняшнего дня начинаем заниматься теорией и ходить в караул.
10 и 14 января. Последний вечер в общежитии 6-й авиаэскадрильи. Прощальный.
Хотя еще никто приказа о переформировке не зачитывал нам, но мы уже знали, что нас переселяют в землянки в запасной батальон. Но кому хочется покинуть эскадрилью! Кому хочется отдаляться от полетов, а, следовательно, и от фронта! И, наконец, кому хочется из светлого помещения переходить в землянки!
26 января. Живем в землянках. Очень, очень тесно спать. Курить нету, но мы миримся со всем. Нам бы только полеты!
Занимаемся теорией по 6 часов в день. 3 часа самоподготовки, 2 часа культмассовая работа, 2 часа строевой подготовки.
28 февраля. Живем в землянках, продолжаем курс теоретической летной подготовки. Занимаемся по программе почти полной годичной школы.
11 марта. Жизнь прежняя. В воскресенье был на субботнике. Работали на кожевенном заводе; убирали кожи, привезенные из Аргентины. 8 марта у нас забрали шинели на фронт, а нам выдали легенькие фуфаечки. Погода очень холодная. Мороз градусов 18 и сильный ветер.
5 апреля. Днем под действием солнца снег растает, а ночью опять замерзает. Живем в землянках. Сдаем зачеты по мотору М-103, самолету СБ, топографии. Из дому письма получаю.
С 1-го апреля у нас новый распорядок дня. В основном занимаемся почти 4 часа в день, а остальное время идет на строевую, самоподготовку и пр.
2 мая. Наконец-то пришел долгожданный день: мы перешли в эскадрилью №4. Живем в здании УЛО. Занимаемся уже с утра по 6 часов.
26 мая. Живем по-прежнему в зимних квартирах. Сегодня погода хорошая, но на днях было очень холодно и даже выпал снег в ночь с 21 на 22 мая. Половина нашего отряда иногда летает, одна группа уехала готовить лагеря, а мы, знаменитая 71 кл.о. занимаемся теорией.
15 июня. Живем в лагерях с 31-го мая. Лагерь Густафьево расположен восточнее Омска километрах в тридцати, Аэродром очень большой, окружен березовыми балками (колками?), в одной из которых помещается наш лагерь. Южнее от лагеря проходит железная дорога, а вокруг небольшие села. Лагерь мы хорошо почистили и комаров теперь гораздо меньше. Устроились очень хорошо. Имеем хорошо оборудованную спортплощадку, ленинскую комнату, открытый театр, умывальник, душ, хорошую столовую, ветряную водокачку. В общем, все хорошо, плохо только, что нет полетов на Р-5 - нет горючего. Мы занимаемся теорией. Классы на открытом воздухе и частенько во время занятий разводим костры, спасаясь от комаров. В караул ходим через 5 дней на шестой. Питание, как и было, в натяжку, не худаем, но и не наедаемся. Самочувствие неважное. Хочется поскорее окончить нашу школу, да уехать с этой школы. Некоторым моим товарищам не удалось стать летчиками. 300 человек со школы забрали в артиллерийское училище. От них получаю письма. Я уже окончательно потерял надежду на то, что когда-нибудь попаду на фронт летчиком.
2 сентября. Живем в лагере Каланчовка (Калачевка?) в 5 эскадрилье. Сюда мы были переведены 26 августа. 4 авиоэскадрилья расформирована и как таковая не существует. Славно мы пожили в лагере Густафьево. Последнее время жизни там мы частично занимались теорией, а по воскресеньям работали в колхозах.
Сейчас меня окружает обстановка куда хуже. Живем в землянках, везде грязно, столовая в землянке и там очень грязно и с потолка на столы сыплется песок. В караул ходим через день, работаем по постройке дорог и оборудованию лагеря. Здесь будем жить и зимой. Полетов не предвидится, теорией не занимаемся.
Настроение мое неважное. Конца пребыванию в школе не видно, а жизнь то не очень хорошая.
20 сентября. Живем там же в лагере Калачево. Работаем по оборудованию лагеря, через день ходим в наряд. Настроение неважное…"
В то же время никто не отменял основной задачи училища - подготовки пилотов. Все шло своим чередом. Несмотря на трудности, занятия не прекращались ни на день. Уже в сентябре были подготовлены и отправлены на фронт 310 пилотов, в октябре - 252. Выпуски проходили каждый месяц. За 1941 год она подготовила и послала на фронт 1162 пилота.
Омская школа быстро стала мощным комбинатом по обучению курсантов и переподготовки летчиков фронтовых частей на новый самолет ПЕ-2. Курсантов сначала обучали на самолетах СБ и Р5, С конца 1942 г. перешли на обучение пилотированию на самолетах ПЕ-2.
Инструкция по технике пилотирования самолета ПЕ-2, ОВАШП, 1942 г. (Из семейного архива Скибо А.В.)
Героическая страница истории Омского военного училища связана сотрудничеством с конструкторским бюро А.Н. Туполева и омским авиационным заводом № 166. На личный состав Омского училища была возложена задача - переучивать лётчиков, прибывающих с фронта, на новый самолёт Ту-2, создаваемый в городе Омске. Первые полки ТУ-2 формировались на территории школы, личный состав жил в школьных казармах, самолеты стояли на школьной линейке, на аэродроме была создана летно-испытательная станция авиазавода и КБ.
А.Н. Туполев и ТУ-2 1943 г. г.Омск
Для обучения в годы войны были задействованы 12 полевых аэродромов, многие из которых были построены в спешном порядке. Одними из первых вошли в работу полевые лагеря в Калачевке и Герасимовке.
Весной 1942 г. был организован еще один филиал школы - гарнизон в Ново-Любино (Любино). Его основой стал личный состав Коростеньской школы пилотов.
ОВАШП в 1943 г состояла из одной эскадрильи ПЕ-2, двух эскадрилий СБ, двух смешанных эскадрилий, одной эскадрильи Р-5. Два запасных батальона обеспечивали потребности в курсантском пополнении и несении караульной службы.
Самолетный парк училища состоял из 93-х ПЕ-2, 83-х СБ и 54-х Р-5.
С 1941-го по 1945 год школа подготовила 2338 пилотов для бомбардировочной авиации, примерно столько же боевых летчиков было переучено пилотированию на новых типах самолетов. Курсанты летали на самолетах СБ, ПЕ-2, РСБ, ТУ-2, а всего за годы войны подготовлено более 2500 летчиков на самолеты СБ, ПЕ-2 и ТУ-2. После войны школа была переименована в Омское авиационное училище летчиков в составе трех учебных полков. После сокращения развернутых в войну полевых баз училище приобрело более компактный вид: остались гарнизоны в Кировском округе Омска, райцентрах Марьяновка, Любино. На смену ПЕ-2 пришли более современные самолеты - сначала Як-18, а потом Ил-28.
В начале 50-х в жизни училища наступили перемены. Произошел переход на новый штат численностью 4394 человек. Были сформированы три новых учебных авиаполка.
- 717 полк на учебных самолетах с базой на аэродроме Омск - центральный (командир полка полковник Защеренский).
- 719 учебный полк на боевых машинах в г. Купино Новосибирской области (командир - майор Бельцов).
- 724 учебный полк боевого применения в расположении с. Марьяновка (командир полка полковник Андреев).
Для технического обеспечения работы этих полков были созданы 873, 874, 875 батальоны технического обслуживания.
В ходе реформы вооруженных сил в 1960 году училище было расформировано. 100 самолетов Ил-28 были разрезаны на металлолом, а 59 переданы в другие соединения. Учебное заведение было преобразовано в Омское авиационное училище спецслужб гражданского воздушного флота и стало заниматься подготовкой техников по радио-оборудованию и электроприборам. В 1969 году в нем вновь появилась летная специальность. Здесь стали готовить пилотов на самолет Ан-2, а затем на вертолеты Ми-8. В 1991 году училище переименовали в Омский летно-технический колледж имени Анатолия Ляпидевского. Сегодня это единственное учебное заведение в стране, которое готовит пилотов вертолетов для гражданской авиации.