• Методика обследования письма, фонематического восприятия, анализа и синтеза. Обследование фонематического восприятия Фиксация заготовок набор фонематического материала обследования

    24.01.2024

    Введение

    Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под этим подразумевается способность к дифференциации и категориальной идентификации всех фонем родного языка. Д.Б. Эльконин фонематическое восприятие определяет как «слы­шание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании».

    Важнейшее значение для овладения звуковой стороной язы­ка имеет фонематический слух - способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать звуки речи в их последовательности в словах и близкие по звуча­нию звуки.

    Правильное восприятие звуков речи, фонематического состава слова возникает не сразу. Это результат постепенно­го развития. На самом раннем этапе ребенок воспринимает слова как единый, нерасчленимый звуковой комплекс, обла­дающий определенной ритмико-мелодической структурой. Последующий этап характеризуется постепенным развитием умения различать фонемы, входящие в состав слова. Одно­временно происходит интенсивное овладение активным сло­варем и правильным произношением слов.

    Фонематическое восприятие начинает формироваться у де­тей в период от 1 до 4 лет при восприятии устной речи окру­жающих и при собственном проговаривании слов в соответ­ствии с воспринимаемым образцом. Проговаривание слов - важное условие выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем и их закрепления в памяти. Для дальней­шего развития фонематического восприятия важно сознатель­ное и произвольное выделение детьми отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков (в возрасте 4-5 лет). Ме­ханизм фонематического восприятия при овладении чтением и письмом существенно перестраивается в процессе разложе­ния слов на составляющие их речевые звуки, соотношения звуков с буквами и формирования новых звукобуквенных образов слов.

    По мнению Д.Б. Эльконина, развитие фонематического слуха у ребенка начинается со слуховой дифференцировки звуков (гласные - согласные, звонкие - глухие, твердые - мягкие), т.е. ребенок начинает с акустического различия зву­ков, затем включается артикуляция.

    Развитый фонематический слух - важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. В свою очередь, обуче­ние грамоте способствует уточнению представлений о звуко­вом составе языка, содействует усвоению навыков фонемати­ческого анализа слов, мысленному расчленению на основные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов.

    Нарушение фонематического слуха у детей с ОНР чаще носит вторичный характер, так как их собственная речь не способствует формированию четкого слухового восприятия и контроля. Трудности отмечаются уже при восприятии и вос­произведении простых ритмов, воспроизведение сложных рит­мов им, как правило, недоступно.

    Недостаточность фонематического восприятия обнаружива­ется при выполнении заданий на повторение пар слов, близких по артикуляторно-акустическим признакам, а также слов слож­ной слоговой структуры и скороговорок. Звуковой анализ нару­шен в меньшей степени, однако и здесь выявляются отчетли­вые затруднения при выполнении заданий - назвать первый или последний согласный звук в словах типа кошка - камень. Ребенок с ОНР, как правило, выделяет слог. Отмечаются ревер­сы (перевороты) слов (в слове шар первый звук [р]). Затрудня­ется сравнение слов по звуковому составу - определение коли­чества звуков в слове и нахождение 2-, 3-, 4-го звука.

    Типичные ошибки детей с ОНР - пропуск гласных зву­ков, согласных в словах со стечением звуков, реверсы слов при назывании по порядку звуков в слове сон - н-о-с.

    Значительные трудности у детей с ОНР вызывают задания на добавление звука в начале и середине слова, перестановку звуков в слове, синтез слов из звуков и слогов.

    Частая встречаемость реверсов слов указывает на наруше­ние не только фонематического восприятия, но и на простран­ственные нарушения, влияющие на правильность выполне­ния заданий.

    Значимость исследования фонематического восприятия свя­зана с тем, что на сегодняшний день большая часть детей с ОНР имеет задержку речевого развития в звене звукоразличения, которое отрицательно влияет не только на устную (импрессивную и экспрессивную), но и на письменную речь.

    Диагностика фонематических процессов

    Диагностика фонематических процессов предполагает вы­явление факторов и условий, обеспечивающих его динамику для определения оптимального характера коррекции фоне­матического недоразвития.

    В ее задачи входят:

    − определение исходного состояния и перспектив развития фонематического слуха, фонематического восприятия и фо­нематических представлений для разработки программы коррекционной работы с детьми;

    − выявление динамики развития фонематических процес­сов у детей с ОНР для осуществления коррекции имеющихся отклонений;

    − оценка эффективности коррекционной работы по преодо­лению фонетико-фонематических нарушений.

    Диагностические критерии, показатели, инструментарий

    Исследование фонематического восприятия

    Оценка способности различать особенности и порядок зву­ков в слове проводится на лексическом материале или при сравнении отдельных звуков, слогов, слов, фраз:

    Дифференциация слов, различающихся одной из парных согласных

    па - ба; са - за; то - до;

    Дифференциация изолированных пар согласных п - б; ж - ш; с -з; к - г;

    Дифференциация слов - квазиомонимов (различающихся одной фонемой) бочка - почка; коза - коса; крыша - крыса;

    Деформированные фразы (услышать, найти и исправить ошибку).

    Хозяйка сварила зуб.

    На лугу паслась коса.

    У девочки болел суп.

    У девочки длинная коза.

    У детей с ОНР нарушения фонематического восприятия возникают в результате отрицательного влияния стойких дефектов произношения на становление слуховых этало­нов фонем. Как правило, у детей нарушена дифференциа­ция одной или нескольких групп фонем при сохранной спо­собности к различию остальных (даже более сложных) зву­ков. Иногда те же звуки смешиваются и в экспрессивной речи.

    Исследование фонематических (фонетических)

    Представлений

    1. Повторение слогов с оппозиционными звуками (серии из двух слогов предъявляются детям старше 4 лет, а из трех слогов детям 5 - б лет):

    са - ша;

    ша - са;

    са - за;

    за - са;

    за - жа;

    жа - за;

    ша - жа;

    са - са - ша;

    са - ша - са;

    ша - ша - жа;

    Жа - ша - жа.

    На качество выполнения задания влияют два фактора:

    Состояние кратковременной слуховой памяти;

    Дифференцированность перцептивных эталонов фонем, составляющих ряд.

    При трудностях воспроизведения ряда из трех слогов дети с ОНР допускают ошибки в сериях, составленных из любых слогов. Если же более сильное влияние оказывает фонемати­ческая близость слогов в ряду, ошибки носят избирательный характер.

    Если у детей фонематические представления, соответству­ющие определенным парам согласных, нечетко дифференци­рованы, то при воспроизведении серии слогов, содержащих эти пары, они допускают устойчивые ошибки, остальные же серии воспроизводятся правильно.

    2. Отбор картинок, названия которых содержат заданный звук или начинаются с заданного звука: [п] - [б]; [ш] - [с]; [с] - [з]; [д] - [т].

    При оценке результатов этого задания следует принять во внимание состояние навыков фонематического анализа. Если ребенок не владеет навыком выделения согласного в начале слова, он может не справиться с данным заданием по этой причине. Поэтому предварительно необходимо оценить со­стояние навыков фонемного анализа.

    3. Подбор слов, начинающихся с определенных звуков или содержащих определенный звук.

    4. Перечисление слов с заданным звуком:

    Утром рано Ульяна

    Уйдет в огород.

    Утром рано Ульяна

    Укропу нарвет.

    У хозяйки укроп

    На приправу пойдет.

    Данное задание психологически более сложное, чем пре­дыдущее, так как оно требует большей степени произвольно­сти и зависит от объема активного словаря ребенка.

    Лук - люк.

    Мак - мука - комок.

    4. Определение количества звуков в словах, которые ребе­нок произносит неправильно (дефектно).

    Фонематический синтез

    1. Составление слова из звуков, данных в правильной по­следовательности: [д], [о], [м]; [р], [у], [к], [а].

    2. Составление слова из звуков, данных в нарушенной по­следовательности: [м], [о], [с]; [у], [ш], [а], [б].

    Полполдника проболтали.

    Оцениваются:

    Особенности нарушений слоговой структуры слов;

    Элизии слогов (опускание согласных в стечениях контура);

    Парафазии (перестановки при сохранении слова);

    Итерации, персеверации (добавление звуков, слогов);

    Данные задания позволяют выявить реальные проблемы в развитии фонематического восприятия у детей с ОНР и на­править усилия логопеда на их разрешение. Они - часть проектирования, контроля и регулирования процесса форми­рования фонематического восприятия у детей старшего до­школьного возраста с ОНР.

    Диагностические задания

    Просодическая сторона речи

    Проводится по традиционным методикам на материале сти­хов, рассказа.

    При оценке учитываются данные, полученные в ходе об­следования воспроизведения громкости, высоты, интонаци­онной окраски голоса (модулированности), а также тембра голоса, темповой и динамической организации речи, нали­чие смазанности и носового оттенка речи, тип дыхания, дли­на речевого выдоха.

    • сила голоса - нормальный, громкий, тихий;
    • высота - низкий голос, высокий, смешанный, нормаль­ный; тембр - монотонный голос, наличие или отсутствие но­сового оттенка.

    Мышонку мама-мышка

    Шептала: «Шалунишка!

    Шумишь, шуршишь, болтаешь!

    Ты маме шить мешаешь!»

    Осень. Осень. Осень.

    Ясень листья сбросил.

    На осинке листик

    Огоньком горит.

    Осень. Осень. Осень.

    На горе Арарат

    Растет крупный виноград.

    Земляника Зою с Зиной

    Заманила в сад с корзиной:

    Заработали два рта,

    А корзина-то пуста.

    4 балла - единичные ошибки, но исправляются самостоя­тельно;

    3 балла - допускаются ошибки, нужен повтор текста;

    2 балла - выполняется часть задания, нужна помощь ло­гопеда;

    1 балл - задание не выполняется.

    Звуковой анализ слов

    1) выделить первый и последний звуки в словах:

    аист - ослик - угол;

    2) назвать все звуки в слове по порядку:

    рыба - мухи - котик - жабы;

    3) определить количество слогов в слове:

    дом - рука - метро - кенгуру;

    4) определить 2-, 3-, 4-й звук в словах:

    2-й звук - врач, 3-й - мышка, 4-й - крот, лодка;

    5) добавить звук в словах:

    вор - двор; вол - волк; елка - телка;

    6) заменить звук в словах:

    сок - сук - лук; лиса - липа - лупа.

    5 баллов - правильно выполняются все задания;

    3 балла - правильно выполняются задания 1, 2, 3, в ос­тальных допускаются ошибки;

    2 балла - правильно выполняется только задание 1, требуется помощь логопеда, последнее задание не выпол­няется;

    Звуковой синтез

    Слова для обследования должны быть малоупотребляемы­ми во избежание смысловой догадки.

    1) прослушать слово, произнесенное по отдельным звукам (пауза между звуками 3 с), и воспроизвести его слитно:

    р, о, г; р, о, с, а; г, р, о, т; к, а, с, к, а;

    2) прослушать слово, произнесенное по отдельным звукам (пауза между звуками 5 с, во время паузы дается звуковой сигнал), и воспроизвести слово слитно:

    к, л, а, н; б, у, с, ы; к, у, с, т, ы;

    3) прослушать слово с переставленными звуками или сло­гами, воспроизвести его правильно:

    н, с, ы - сын; р, г, у, к - круг;

    шад, ло, ка - лошадка.

    5 баллов - правильно выполняются все задания;

    4 балла - единичные ошибки, исправляются самостоя­тельно;

    3 балла - правильно выполнены задания 1 и 2, при вы­полнении задания 3 требуется повторение слов (помощь ло­гопеда - название звука или слога);

    2 балла - правильно выполнено задание 1, при выполне­нии задания 2 требуется помощь логопеда, задание 3 не вы­полняется;

    1 балл - задания не выполняются.

    Слоговая структура слова

    Материалом исследования служат предметные картинки.

    Инструкция: посмотри внимательно на картинку и назо­ви кто или что это?

    Предлагаются 13 серий заданий, в которые входят одно-, двух-, трех-, четырех- и пятисложные слова с открытыми и закрытыми слогами и со стечением согласных звуков:

    1) двухсложные слова из двух открытых слогов: мама, уха;

    2) трех-четырехсложные слова из открытых слогов: пана­ма, пионы, пуговица;

    3) односложные слова: мак, лес, дом;

    4) двухсложные слова с одним закрытым слогом: каток, мешок;

    5) двухсложные слова со стечением согласных звуков: тык­ва, утка, мышка;

    6) двухсложные слова с закрытыми слогом со стечением согласных: компот, лыжник, ландыш;

    7) трех-, четырех-, пятисложные слова с закрытым сло­гом: котенок, самолет, колобок, милиционер;

    8) трехсложные слова со стечением согласных: конфета, калитка;

    9) трех-, четырехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: памятник, маятник, одуванчик;

    10) трех-, четырехсложные слова с двумя стечениями со­гласных: винтовка, морковка, сковородка;

    11) односложные слова со стечением согласных: кнут, мост, клей;

    12) двухсложные слова с двумя стечениями согласных: кноп­ка, клетка;

    13) четырех-, пятисложные слова из открытых слогов: пау­тина, батарея, мороженое.

    Оцениваются:

    Особенности нарушений слогов структуры слов;

    Элизии слогов, опускание согласных в стечениях;

    Парафазии, перестановки при сохранении контура слова;

    Итерации, персеверации (добавление звуков, слога);

    Контаминации (часть одного слова соединяется с час­тью другого).

    5 баллов – без ошибок;

    4 балла – одна-две ошибки;

    3 балла – три-четыре ошибки;

    2 балла – пять-шесть ошибок;

    1 балл - ошибки почти во всех сериях.


    Пути коррекции недостатков

    Фонематического восприятия

    При обучении 5-6 -летних детей с ОНР и подготовке их к школе выявляются несформированность лексико-грамматических средств языка, дефекты произношения и недоразви­тие фонематического восприятия.

    Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения и недооцениваются значение формирования слоговой струк­туры слова, умения слышать и различать звуки речи (фоне­мы), а это одна из причин возникновения дисграфий и дис­лексии у школьников.

    Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютеру. Пожалуй, не будет ошиб­кой сказать, что современные дети много знают, а восприя­тие, воображение их менее продуктивны.

    По своей природе дети очень любознательны, они хотят многое познать и многое понять, но, к сожалению, часто от­носятся к учебе несерьезно. Для «вхождения» детей в обуче­ние необходима система коррекционно-развивающих игр и упражнений, направленных как на выявление имеющихся у детей слабых звеньев в развитии фонематического восприя­тия, так и на их выравнивание (коррекцию) (приложение 1).

    Стараясь организовать обучение и развитие детей с ОНР в виде самой привлекательной, а главное основной для них дея­тельности - игры, взрослым нужно отнестись к игровому обу­чению как к развлечению, проникнуться духом игры. Ведь учить и учиться можно увлекательно. Но чтобы этот замысел был реализован, нужно научить дошкольников с нарушения­ми речи хорошо и быстро запоминать, размышлять над звуко­вым, смысловым и грамматическим содержанием слова, на­учить различать фонемы (звуки речи) на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. А это и есть главное условие успешного обучения чтению и письму дошкольников с ОНР.

    В своей книге «Обучение чтению и письму шестилеток» Д.Б. Эльконин пишет о I периоде пропедевтики чтения и предлагает начать обучение с темы «Слогоударная структу­ра слова» для подготовки детей к новой языковой ориента­ции на форму слова. Слогоударные схемы слов строятся гораздо легче, чем звуковые. Работая с ними, ребята овладе­вают первичными навыками моделирования. Чтобы заня­тия были динамичными и веселыми, следует использовать стихи, считалки, забавные игры с перестановкой ударения.

    Один из центральных принципов методики - достаточно долгий (20-25 занятий) этап звукового анализа, который предшествует этапу введения букв. Сравнительно долгий до-буквенный этап звукового анализа позволяет решить еще одну едва ли не самую сложную проблему - начальное обучение чтению. В этот период подготавливается будущее чтение за­крытых слогов и слогов со стечением согласных. Каждый этап звукового анализа должен сопровождаться слитно-про­тяжным чтением звуковой схемы.

    В букварный период для обучения детей чтению по м,ето-дике Д.Б. Эльконина целесообразно гласные буквы вводить парами: а - я, о - ё, у - ю, ы - и, э - е. Этот метод имеет два преимущества:

    • читая первые слоги, дети овладевают общим способом чтения любых слогов, учатся ориентироваться на гласную букву, следующую за согласной;
    • моделируют отношения согласных и гласных.

    В этот период (период пропедевтики чтения) уместен при­ем: буква отдает команду:

    а, о, у, ы, э - читаются твердо;

    я, ё, ю, е, и - читаются мягко.

    Позднее при знакомстве с согласными это звучит как «две работы согласной буквы».

    Методика тем хороша и интересна, что помогает детям учиться. Для воспитания самостоятельности детского мыш­ления чрезвычайно ценны такие учебные ситуации, где нет готовых способов действия, ребята не копируют логопеда, а ищут собственные способы работы. Весьма интересны зада­ния-«ловушки», которые учат детей самостоятельному, а не имитационному ответу на вопрос. (Логопед спрашивает и сам же предлагает неверный ответ.)

    Игры, которые используются на занятиях по обучению гра­моте, вносят в учебную работу дополнительную мотивацию, придают однообразному тренажу радостный, эмоциональный оттенок. На каждом занятии детям предлагается такая игра, в результате которой у них формируются новые понятия, пе­рестраивается представление о слове, задается воображаемая игровая ситуация (страна живых слов, звуковой лес, звуко­вая стройка).

    В играх используются условные персонажи, которые персо­нифицируют собой вводимые понятия. Ведь Незнайка и Бура-тино не могут олицетворять содержание лингвистических по­нятий. Зато ТИМ и ТОМ прекрасно воплощают различение мягкости и твердости согласных (и ничего другого не делают), колокольчик КОЛЯ рассказывает детям о звонких и глухих согласных, единственное предназначение АМУ - охотиться за согласными. Смысл жизни ЗВУКОВИЧКОВ - заботиться о звуках, заниматься строительством звуковых домиков для слов.

    ПОВЕЛИТЕЛЬ СЛОГОВ отвечает за построение слогоударных схем слов.

    В качестве поощрения используются медали - знаток слогов;

    Знаток слов;

    Знаток гласных... и т.д.;

    Знаток согласных.

    В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются образные формы познания: зрительное и слуховое восприя­тие, образная память, наглядно-образное мышление, вообра­жение. Именно в этот период складывается вторая сигнальная система - речь. Логопеду очень важно добиться взаимодей­ствия первой и второй сигнальных систем: образа и слова. Слово должно вызывать яркий, многоплановый образ, а об­раз, в свою очередь, должен находить выражение в слове.

    Ко многим предлагаемым на занятиях по обучению грамо­те играм необходим наглядный и словесный материал (за­гадки, стихи, произведения фольклора, отрывки из сказок, басни) (приложение 2). Художественные тексты создают иг­ровую ситуацию, вызывая у детей интерес, эмоциональный отклик, активизируют их прошлый опыт.

    Зрительная и слуховая наглядность выступает в единстве. Ведь чтобы наглядность, образность и красочность материала влияли прежде всего на их эмоциональную сферу, необходима яркая и доступная игра, доставляющая им удовольствие, а всякая положительная эмоция, как известно, повышает тонус коры головного мозга, улучшает когнитивную деятельность.

    Игры со словами:

    Хвостоглав;

    Слоги рассыпались;

    Шифровки (зашифрованные пословицы и поговорки);

    Пословицы в стиле «ребус»;

    Сложи слова из букв: разного цвета, размера, шрифта;

    Собери паз л, прочти слово;

    Где слог? кому слово?;

    Отыщи слово, спрятанное в картинках.

    Чтение в усложненной ситуации:

    Найди способ прочтения (по цветным стрелкам, сверху-вниз, круглограммы);

    Изографы;

    Деформированные тексты.

    Кроссворды

    Ярко, красочно оформленные кроссворды активизируют внимание, развивают память, мышление, самостоятельность, инициативу, вызывают интерес к занятию.

    Виды кроссвордов:

    На заданные звук и букву;

    Кроссворды-« загадки »;

    - «времена года»;

    Кроссворды-« шутки ».

    Игры для профилактики и коррекции оптической дисгра-фии и дислексии

    Найди слева такие же:

    Сочетание букв;

    Геометрическую фигуру.

    Эти игры параллельно помогают актуализировать словарь, формировать обобщающие понятия, осуществлять граммати­ческое оформление фразы.

    Игры, позволяющие существенно расширить возможности работы над звукослоговым анализом и пониманием его наибо­лее сложных сторон, используя звуковую и игровую мотивацию:

    Поговорим на языках (вороньем, гусином);

    Загадочный круг;

    Для кого этот звуковой домик?;

    Волшебный круг;

    Веселый поезд;

    Звуковой тир;

    Звуковая стройка.

    Конспекты занятий

    Дифференциация звуков [с] - [з], [с"] - [з ’ ]

    * Развивать фонематический слух.

    * Обучать звукобуквенному анализу и синтезу слов.

    * Закреплять навык послогового чтения.

    * Активизировать словарь по теме «Зима».

    * Обучать словообразованию.

    * Развивать память, внимание, абстрактное мышление.

    ОБОРУДОВАНИЕ

    Плакаты с заданиями; портреты детей; изографы; ребусы; зашифрованные слова; головоломки; сюрприз; снежинки с пожеланиями.

    Организационный момент

    Логопед. Сегодня к нам на занятие приехали из дале­кой и очень теплой Австралии Сэм и Лизи. Они очень плохо говорят по-русски и ничего не знают о русской зиме и снеге. Давайте расскажем им обо всем, что сами знаем и откроем некоторые секреты грамоты.

    Выставляется картинка мальчика и девочки.

    Звуковая разминка

    Логопед. Назовите первый и последний звук в слове СОК - ЛЕС - СЫР - НОС - ЗОНТ - ЛОСЬ - ЗВУК - СТОЛ - ЗАЛ.

    Я дам характеристику согласному звуку, а вы назовите его имя:

    Согласный, звонкий, твердый?

    Согласный, глухой, мягкий?

    Согласный, звонкий, мягкий?

    Согласный, глухой, твердый?

    Игра «Звуковой тир»

    4 стрелы: кра[с]ная, [с"]иняя, [з"]еленая, ро[з]овая стрелы летят в слова-картинки: собака, змея, зонт, гусь, миска, кор­зина, синица, капуста, кукуруза.

    Игра «Буквы заблудились»

    Неизвестно, как случилось,

    Только буква заблудилась.

    Заскочила в чей-то дом

    И хозяйничает в нем.

    Лишь вошла туда буква-озорница,

    Очень странные дела начали твориться...

    Закричал охотник: «Ой, двери гонятся за мной!»

    Забодал меня котел, на него я очень зол.

    Говорят, один рыбак в речке выловил башмак.

    Но зато ему потом на крючок попался дом.

    На виду у детворы крысу красят маляры.

    А. Шибаев

    Читаем буквы С и 3

    Слова рассыпались (чтение слов по стрелкам и объяснение их значения)

    Шифровка

    Сумка оказалась волшебной, а в ней шифровка. Какие слова в записке?

    1. Зима - коса - коза - маска.

    2. Чем отличаются слова: коСа - коЗа?

    Динамическая пауза

    Каждый день по утрам

    Делаем зарядку.

    Очень нравится нам

    Делать по-порядку:

    Весело шагать: раз-два-раз-два.

    Руки поднимать: раз-два-раз-два.

    Приседать и вставать: раз-два-раз-два.

    Прыгать и скакать: раз-два-раз-два.

    Урок русского языка

    Логопед . Сэм и Лизи писали слова буквами русского алфавита, все ли у них получилось правильно?

    СЭМ ЛИЗИ
    ЗАНОЗА СУСЫНЯ РЕЗИНКА МАГЗИН КЕНРУГУ ЗАНОЗА ГУСЫНЯ РЕЗИКА МАГАЗИН КЕНГУРУ

    Словообразование. Игра «Подскажи словечко»

    Логопед. Лизи и Сэму очень понравилась наша русская зима и снег. Они научились произносить эти слова, но они не подозревают, как много новых слов можно образовать от сло­ва снег. Поможем им?

    Тихо, тихо, как во сне

    Падает на землю... СНЕГ.

    С неба все скользят пушинки -

    Серебристые... СНЕЖИНКИ.

    Кружатся над головою

    Каруселью... СНЕГОВОЮ.

    На поселки, на лужок

    Сыплет беленький... СНЕЖОК.

    Землю белой, чистой, нежной

    Застелил постелью... СНЕЖНОЙ.

    Вот веселье для ребят

    Все сильнее... СНЕГОПАД.

    Все бегут вперегонки,

    Все хотят играть... в СНЕЖКИ.

    Снежный ком на снежный ком

    Все украшено... СНЕЖКОМ.

    Словно в белый пуховик

    Нарядился... СНЕГОВИК.

    Рядом снежная фигурка

    Эта девочка... СНЕГУРКА.

    На снегу-то, посмотри,

    С красной грудкой... СНЕГИРИ.

    Словно в сказке, как во сне,

    Землю всю украсил... СНЕГ.

    Работа в тетрадях

    Логопед . Научим Лизи и Сэма работать в тетрадях

    Отгадать загадку:

    Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила.

    Закончить дорожку на звуковую стройку;

    Построить звуковой домик;

    Раскрасить комнаты для звуков;

    Записать слово буквами.

    Итог «Сюрприз» (Какое слово спрятано в гармошке?)

    На снежинках мальчики пишут слово СНЕГ, девочки - ЗИМА и дарят снежинки Сэму и Лизи.

    Организационный момент

    Логопед . Друзья мои, предлагаю сегодня отправиться за знаниями в сказку. Дело в том, что у жителей этой сказки слу­чилась беда и им необходима помощь. Но чтобы попасть в сказ­ку, нам нужна книга, а их две: добрая и злая! Какую выбираете?

    (Выбор правильной слогоударной схемы слова КНИГА.)

    Игра « Дорога в замок»

    Итак, открываем добрую и волшебную книгу, перед нами дорога в замок, но она заколдована, расколдуем ее:

    Поделим слово ДОРОГА на слоги;

    Определим ударный слог;

    Запишем слогоударную схему слова.

    А вот по дороге мчатся кони и видны только их следы. Если звуковая схема слова КОНИ верная, то проскакал доб­рый и отважный рыцарь, а если с ошибками, то злой и ко­варный. Вам бы с каким хотелось встретиться?

    Где звуковая схема слова КОНИ?*

    Перевернем страницу, впереди рыцарь на белом коне, на­зовите его имя, собрав его по первым звукам слов-картинок: рубашка, овощи, лампа, абрикос, ножи. (Ролан.)

    А вот куда он скачет, об этом сказано на следующей стра­нице книги.

    Рисунок замка

    На горе замок.

    Значит, Ролан скачет в замок.

    Чтобы приблизиться к заколдованной горе и узнать, кто живет в этом замке, буквы надо выстроить по росту (от са­мой маленькой до самой большой) и узнать его имя.

    Назовите хором имя злого и коварного волшебника (МЕР­ЛИН).

    Поиск нужных вещей

    Чтобы победить хитрого и злобного Мерлина, рыцарю нужны две очень важные вещи, но Мерлин заколдовал их названия:

    а) слово спрятано в картинках (по первым звукам в назва­нии картинок составить слово - КЛИНОК).

    б) КРЕМ - волшебный, он защитит Ролана от ран (буквы рассыпались).

    Рыцарь вооружился, смазался защитным кремом и подо­шел к воротам замка, как вдруг из-за двери к нему протяну лись... (прочтение слов в усложненной ситуации):

    а) б)

    Игра «Сравни картинки»

    Ворота свободны. Но вот незадача - дорогу рыцарю пре­градили две отвратительные старушки-ягушки, которые за­явили, что они близняшки и вы их не различите. Надо найти 9 отличий:

    У Бабы Яги справа - платок в горошек;

    У Бабы Яги слева - платок в клетку и т.д.

    Динамическая пауза

    Логопед . Уморили нас старушки-ягушки, отдохнем.

    А сейчас все по порядку

    Дружно встали на зарядку.

    Руки в стороны - согнули,

    Вверх подняли - помахали,

    Спрятали за спину их,

    Оглянулись:

    Через правое плечо,

    Через левое еще. \

    Дружно все присели.

    Пяточки задели,

    На носочки поднялись,

    Опустили ручки вниз.

    Игра «Расколдуем принцессу»

    Ролан вошел в замок, а перед ним огромный зал, в нем КАМИН (прочитать слово на плакате с изображением ка­мина).

    Ролан нагнулся, чтобы разжечь огонь, а из-за камина вы­ползала страшная и огромная змея. Рыцарь хотел разрубить ее клинком, но она вдруг заговорила человеческим голосом: «Не убивай меня, Ролан. Это злой Мерлин превратил меня из принцессы в змею и сказал, что расколдует меня тот, кто вернет мне корону, а спрятал ее он в трех словах.

    КОЛОКОЛ КО
    МАКАРОНЫ РО
    ЛУНА НА

    Только дотронулся Ролан до короны, как раздался страш­ный гром и полетели камни. Чтобы не случилось никакой беды, надо в этом квадрате отыскать эти слова:


    Рухнул замок Мерлина и к Ролану вышла прекрасная прин­цесса: «Спасибо тебе, доблестный рыцарь! - Умоляю тебя восстановить мое доброе имя, иначе я умру к вечеру.

    В ее имени пять звуков и пять букв:

    Оно начинается и заканчивается четвертым звуком и буквой твоего имени - А;

    Вторая буква имени стоит на третьем месте твоего име­ни - Л;

    Четвертая буква имени стоит в конце твоего имени - Н;

    Последнюю гласную надо взять в слове ТРИ - И:

    Принцессу зовут АЛИНА.

    Работа в тетрадях

    Логопед. Чтобы имя вновь не рассыпалось, нужно за­крепить его в тетрадях:

    Записать слогоударную схему;

    Построить звуковой домик;

    Раскрасить комнатки;

    Записать слова буквами АЛИНА;

    Итог занятия

    Логопед. Попробуйте вечером вспомнить все, что с вами случилось в сказке, и расскажите ее маме с папой.

    Принцесса Алина благодарит вас и благородного рыцаря Ролана за свое спасение.

    Занятие-сказка «Сорока-воровка»

    * Формировать звукобуквенный анализ слов.

    * Уточнить представления о слоге.

    * Совершенствовать навыки чтения слов со стечением со­гласных.

    * Формировать адекватную самооценку.

    ОБОРУДОВАНИЕ

    Плакаты-иллюстрации; тетради; цветные карандаши; ручки.

    Логопед . Друзья мои! Сегодня мы снова отправляемся в сказку, которая называется?

    СОРОКА-ВОРОВКА

    С картинкой;

    Со слогом.

    Жила-была сорока, которая любила все блестящее. Летит она и видит... ЗОЛОТО (слово выложено на доске). Хитрая сорока утащила одну букву, а золото мгновенно превратилось в... БОЛОТО.

    Какую букву утащила сорока? 3.

    Какую поставила вместо з? Б.

    Звуковой анализ слов

    Логопед . Чтобы она нас с вами не утащила в болото, ее надо победить. Найдите для слова КИКИМОРА звуковой домик.


    Поиск слогов

    Корона найдена, надо найти БУСЫ, а слово БУСЫ сорока разорвала на слоги (поделить слова на слоги БУ-СЫ, выложить из букв разрезной азбуки) и рассыпала их по разным словам.

    Записать слоги в нитки бус;

    Обратить внимание на то, что в слове СЫР - СЫН, есть нужные буквы, но они не выделяются в отдельный слог и их брать нельзя.

    Чтение скороговорок

    КОРОНА и БУСЫ найдены. А вот БРАСЛЕТ Сорока успе­ла утащить в свое подземелье, куда она стаскивает все свои украденные сокровища.

    Вставайте, пойдем в подземелье. Двери закрыты? Откро­ются перед тем, кто сумел прочитать заклинание, написан­ное на дверях.


    В разном темпе повторить 2-3 раза, сопровождая хлоп-

    Работа в тетрадях

    Задания:

    Раскрасить комнатки для звуков;

    - записать слово буквами;

    Игра «Да - нет»

    Логопед . Друзья мои! Победа ПРАВДЫ будет оконча­тельной, если вы, ее друзья и помощники, правдиво ответите на все ее вопросы словами Да и Нет, но честно!

    Записать ответ (ДА или НЕТ);

    Правда, я читаю быстро?

    Правда, я знаю все буквы?

    Правда, я всегда говорю правду?

    Итог занятия

    Логопед . У каждого из вас по две фишки:

    1 - с картинкой - придумать предложение, в котором три слова;

    Обследование фонематического восприятия речи

    Фонематическое восприятие является одним из фонематических процессов, составляющих понятие «фонематический слух». Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Фонематический слух – слух, посредством которого осуществляется смысловое восприятие слова как комплекса фонем и контроль над ним.

    Традиционно в логопедии термином «фонематический слух» обозначают фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и фонематический синтез.

    Фонематическое восприятие осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематический слух является важнейшим стимулом для формирования правильного произношения.

    В данной работе я приведу пример фонематического обследования по методике разработанной Коноваленко В.В., Коноваленко В.С.

    1 задание. Обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков .

    Инструкция : Давай поиграем во флажки, слушай меня внимательно. Если ты услышишь звук с (ш, з, к) подними флажок. Ребенку предлагается прослушать ряд звуков и поднять флажок на определенном звуке.

    Материалом для обследования служат ряды произносимых логопедом изолированных звуков:

    Н, п, с, д, з, ш, ч, в, с, ж, ц, т, ф

    Л, к, ш, р, м, с, щ, ш, л, ч, р, м

    Б, г, ч, м, л, н, к, р, п, р, д, л, т

    Ш, х, с, т, ж, щ, з, ш, ч, п, м, ш

    2 задание. Обследование восприятия и дифференциации звуков в слогах.

    Ребенку предлагается прослушать и повторить за логопедом серии из двух - трех слогов.

    Обследование проводится на материале серий из двух - трех слогов типа согласный гласный и включает в себя дифференциацию слогов содержащих: акустически сходные, но артикуляторно далекие звуки; акустически и артикуляторно близкие звуки; артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки.

    Са-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся, зу-жу, за-жа-зя, зо-жо-зо

    Су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-ся, ца-са-ца, са-ца-цу, сы-цы-сы

    Жи-жи-ши, шо-шо-жо, жу-шу-жу Чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи

    Па-бо-пы, бо-бо-по, ба-по-бы, го-ку-га, ка-га-ко, га-га-ка

    То-ду-ты, до-ту-та, ту-да-до, фо-ву -фы, вы-фо-ву, фу-фо-ва

    Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ру-ра-ла, ца-тя-тя, тю-цу-тю, цу-ту-ца

    Ха-ка-хо, ку-ха-ка, ко-ко-ха.

    3 задание. Обследование дифференциации слов квазимонимов.

    Ребенку предъявляется пара предметных картинок и предлагается показать ту, которую называет логопед.

    Инструкция: давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты показывай.

    Обследование проводится на материале слов квазимонимов которые содержат: артикуляторно далекие, но акустически близкие звуки (крыша - крыса), артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки (лак-рак), артикуляторно и акустически близкие звуки (лиса - лица): крыша - крыса, ужи- усы, жук- сук, нос- нож, мишка - миска, вещи- весы, лак- рак, игра, игла, лис- рис, ложки- рожки, колобок - коробок, юла - Юра, лиса- лица, коза- коса, кочка - кошка, сабля - цапля, лужи - лучи, ужи - уши, бак-мак, ком-дом, козы- кожи, зуб-суп, том-дом, тачка-дачка, трава- дрова, бочка- почка, башня- пашня, корка - горка, тапки - тяпки, лук - люк, круг - крюк.

    4 задание. Обследование дифференциации и восприятия звуков в словах .

    Инструкция: перед тобой лежат картинки, я буду их называть, а ты выбери те в которых ты слышишь звук с (ш,ч,б). Ребенку предлагается отобрать картинки с заданным звуком.

    Материалом обследования служат разнообразные картинки с изображениями предметов: собака, сосна, колесо, нос, пастух, стул, самолет; зуб, замок, коза, звезда, паровоз, забор, газета; шапка, кошка, мышь, школа, камыш, шмель, груша, жук, ножик, пижама, абажур, пожарник, цепь, курица, палец, огурец, цапля, рукавица, чулок, очки, ключ, чучело, прачечная, щетка, ящик, клещи, ящерица, пещера; собака, зубы, яблоко, бабочка, бублик, барабан, дом, вода, дыня, двойка, карандаш, голова, нога, глаза, иголка, бумага, ива, сова, корова, дрова, лапа, пила, стол, палатка, бутылка; рука, топор, воробей, брови, провод, лимон, дом, малина, мухомор, нож, сани, баран, ванна, книга, кофта, фонарь, шкаф, муха, петух, туфли.

    5 задание. Обследование способности к элементарному звуковому анализу.

    Инструкция: сейчас я буду называть тебе слово, а ты ответь какой звук находится в начале (конце) слова. Ответь где находится звук (д, ж, и т.д) - предлагаются слова с искомым звуком в середине слова. Ребенку предлагается на слух определить какой звук находится в начале, середине и конце слова.

    Для прослушивания предлагаются двух - и трехсложные слова, с прямым и обратным слогом в начале и конце слова. С искомым звуком в середине слова. Нами подбирались слова, в которых искомый звук оказывался ненарушенным для каждого конкретного ребенка. Анализ нарушенных в произношении и восприятии ребенка звуков исключался полностью.

    6 задание. Обследование дифференциации правильного и дефектно произнесенного звука.

    Инструкция: давай поиграем в «телефон» я произношу слово, а ты скажи, правильно я их произношу или нет. Ребенку предлагается на слух определить правильно или нет логопед произносит слова.

    Логопед произносит слова (лампа, мыло, стул, диван и т.д) с дефектно произносимыми или заменяемыми звуками имитируя а)произношение ребенка, б) дефекты которых нет в речи ребенка, в) правильное произношение.

    После проведения обследования фонематической стороны речи логопед продолжает обследование и делает заключение, которое указывается в речевой карте.

    Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. С. 68

    Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2001.


    Дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребёнка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп психического, личностного и физического развития в этот период позволяет ребёнку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры. Он идёт по этому пути не в одиночестве, рядом с ним постоянно находятся взрослые - родители, воспитатели, психологи. Грамотное взаимодействие взрослых в процессе воспитания ребёнка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития. Пластичная, быстро созревающая нервная система дошкольника требует бережного к себе отношения. Создавая новые интенсивные программы развивающей работы с ребёнком необходимо иметь в виду не только то, чего он может достигнуть, но и то, каких физических и нервно - психических затрат ему это будет стоить. Любые попытки сократить дошкольный период жизни как «предварительный», «ненастоящий» нарушают ход индивидуального развития ребёнка, не позволяют ему использовать все возможности, которые предоставляет данный возраст для расцвета его психики и личности.

    Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка на следующий, очень важный этап его жизни - поступление в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми 6-го и 7-го года жизни начинает занимать подготовка к школе. Здесь можно выделить два аспекта: во-первых, продолжающееся целенаправленное развитие личности ребёнка и познавательных психических процессов, лежащих в основе успешного освоения им в будущем собственно учебной программы, а во-вторых, обучение начальным школьным умениям и навыкам (элементам письма, чтения, счёта).

    Проблема готовности ребёнка к школьному обучению рассматривается в первую очередь как психологическая: приоритет отдаётся уровню развития мотивационно-потребностной сферы, произвольности психических процессов, операциональных навыков, развитию тонкой моторики руки. Установлено, что одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения ребёнка в учебную деятельность.

    В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой, Е.В. Мальцевой, А.Р. Лурия. Методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки. Она удобна для:

    Диагностики;

    Уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля);

    Построения системы индивидуальной коррекционной работы;

    Комплектования групп на основе общности структуры нарушений речи;

    Отслеживания динамики речевого развития ребёнка и оценки эффективности коррекционного воздействия.

    Структура методики: экспресс-вариант состоит из четырёх серий.

    Серия I - Исследование сенсомоторного уровня речи:

    Проверка фонематического восприятия - 5;

    Исследование состояния артикуляционной моторики - 5;

    Звукопроизношение - с максимальным балом - 15;

    Проверка сформированности звукослоговой структуры слова -5;

    За всю серию наивысшая оценка - 30 баллов.

    Серия II - Исследование грамматического строя речи: пять видов задания. В заданиях оставлено по пять проб, пятое задание использовать целиком. Максимальное число баллов - 30.

    серия III - Исследование словаря и навыков словообразования: название детёнышей животных. Образование относительных, качественных и притяжательных прилагательных. Максимальное число баллов - 30.

    Серия IV - Исследование связной речи: рассказ по серии сюжетных картинок и пересказ. Максимальное число баллов - 30.

    Все задания объединены в четыре серии с одинаковыми максимальными оценками в 30 баллов. Наибольшее количество баллов за всю методику равно 120. Приняв эту цифру за 100 %, можно высчитать процентное выражение успешности выполнения речевых проб. Полученное значение можно также соотнести с одним из четырёх уровней успешности.

    VI уровень - 100-80%;

    III уровень - 79,9-65%;

    II уровень - 64,9-45%;

    I уровень - 44,95% и ниже.

    Высчитав процентное выражение успешности каждой серии, вычерчивается индивидуальный речевой профиль: фонематическое восприятие; артикуляционная моторика; звукопроизношение; звуко-слоговая структура слова; грамматический строй речи; словообразование; связная речь.

    ФФНР типично сочетание нарушений произношения и восприятия фонем родного языка. Отличительным признаком является незаконченность процесса формирования произношения и восприятия звуков, различающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. В то же время, поскольку развитие речи взаимосвязано с такими психическими процессами, как память, внимание, восприятие различной модальности, мышление, у детей наблюдается большой диапазон индивидуальных различий, характеризующих уровень как речевого, так и психофизического развития, которые следует учитывать в осуществлении коррекционно-развивающей работы.

    Первичное обследование дошкольников с ФФНР и составленный на его основе «Индивидуальный речевой профиль» позволяет наглядно и убедительно провести анализ результатов обследования ребёнка, выявить общее и индивидуальное в развитии детей с ФФНР, обнаружить связи между выявленными в процессе обследования нарушенными звеньями коррекционного воздействия (см. таблицу № 1).

    Для оценки состояния речевых и неречевых функций и процессов у дошкольников с ФФНР использовался количественный метод обработки данных (баллльно-уровневая система оценки, затем переведённая в проценты). Следует подчеркнуть, что количественная оценка и составленный на её основе индивидуальный оценочный профиль состояния речевых и неречевых процессов и функций у дошкольника с ФФНР ни в коей мере не заменяют речевую карту, направленную на качественный анализ полученных результатов обследования. Сочетание количественного и качественного подходов может обеспечить объективную картину состояния речи у ребёнка с ФФНР.

    Исследование проводилось на базе детского сада № 64 с нарушениями опорно-двигательного аппарата в период с 15 октября 2009 г. по 27 ноября 2010г. Дети находятся в детском саду по направлению ПМПК.

    В группе 12 детей с ФФНР

    Сопоставление речевых профилей детей позволяет более четко и обоснованно подтвердить наличие общих кардинальных нарушений фонетики и фонематики, характерных для ФФНР, и показать, что выраженные индивидуальные различия не выходят за рамки этой категории. В основном успешность детей характеризуется III уровнем, что свидетельствует о нетяжелом системном речевом дефекте - элементы ОНР т.е. несформированность отдельных сторон речи. Это чрезвычайно важно для организации фронтальной и индивидуальной работы.

    В результате проведения большого объёма экспериментальной работы, основанной на развёрнутом обследовании речевых и неречевых функций и процессов, были получены среднегрупповые данные. Наиболее неблагоприятной стороной является сенсомоторная. Страдает как фонематическое восприятие, так и артикуляционная моторика (2), что является основой для звукопроизносительного дефекта (3).

    Состояние грамматического структурирования (5), навыков словообразования (6), связной речи (7) приближается к уровню нормы.

    На основании представленных результатов можно сделать вывод, что используемая комплексная система обследования позволяет приблизиться к пониманию механизмов фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников. Установление ведущего фактора в структуре дефекта необходимо для обоснованного выбора средств оптимальной коррекционно-развивающей работы. Все перечисленные параметры имеют количественное выражение, что придаёт сравнению более конкретный и наглядный характер, более отчетливо выявляет зоны сходства и различий результатов.

    Широкая распространённость и стойкость фонетико-фонематического нарушения речи, его отрицательное влияние на усвоение чтения и письма позволяет считать поиск эффективных путей преодоления этого речевого дефекта одной из наиболее значимых задач логопедического воздействия.

    Основные проявления, характирезующие ФФН:

    ** Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков "с", "ч", "ш" ребенок произносит звук "ть": "тюмка" вместо "сумка", "тяска" вместо "чашка", "тяпка" вместо "шапка";

    ** Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками "т" и "д", "р" заменяется на "л", "ш" заменяется на "ф". "Табака" вместо "собака", "лыба" вместо "рыба", "фуба" вместо "шуба";

    ** Смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки "р", "л" и "с" изолированно, но в речевых высказываниях вместо "столяр строгает доску" говорит "старял стл.

    Характеристика детей с ФФН

    В подготовительные группы для детей с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи принимают детей шестилетнего возраста с нормальным слухом и нормальным интеллектом. В картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность звуковой ее стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков, но выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи. Лексико-грамматическое развитие при этом нередко задерживается.

    Несформированность звуковой стороны речи выражается в следующем.

    Замены звуков более простыми по артикуляции. Так, звонкие заменяются глухими, Р и Л звуками Л" и И, с звуком Ш или Ф и т. п. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т.е. звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками Т, Т", Д, Д". Дети произносят “тамолет” вместо “самолет”, “тапка” вместо “шапка”, “коды” вместо “козы” и т. д.

    В других случаях не произошел процесс дифференциации звуков, и вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произносит какой-то средний, неотчетливый звук, например: мягкий звук Ш вместо Ш и С, вместо Ч и Т нечто вроде смягченного Ч и т. п.

    Некоторые звуки ребенок по специальному требованию произносит правильно, но в речи не употребляет или заменяет. Например, ребенок правильно произносит простые слова “собака”, “шуба”, но в речи наблюдается смешение звуков С и Ш, например: “Шаса едет по сошше” (Саша едет по шоссе).

    Часто наблюдается нестойкое употребление звуков в речи. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно.

    Нередко указанные особенности произношения сочетаются с искаженным произнесением звуков, т.е. звук может произноситься искаженно и в то же время смешиваться с другими звуками или опускаться и т. д.

    Количество неправильно произносимых или неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа (до 16-20). Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие звуки (С, С", 3, 3", Ц, Ш, Ж, Ч, Щ); звуки Т и Д"; звуки Л, Р, Р"; звонкие нередко замещаются парными глухими. Реже недостаточно противопоставлены некоторые пары мягких и твердых звуков; отсутствует непарный мягкий согласный И; гласный Ы. Могут быть и другие недостатки произношения.

    Приведем примеры неправильного произношения слов детьми шести-семилетнего возраста: “тольнытка” или “сойныско” вместо “солнышко”, “ляде” вместо “ружье”, “сяник” вместо “чайник”, “тупы” вместо “зубы”, “паяпан” вместо “барабан”, “Тинята лидали в ятике” вместо “Щенята лежали в ящике”, “Дивет под клилетком, квот колеткам, кодяином длудит, дом таладит” вместо “Живет под крылечком, хвост колечком, с хозяином дружит, дом сторожит” и т. п.

    Иногда дети с трудом произносят многосложные слова и слова со стечением согласных, например: “катиль” вместо “скатерть”, “сипет” вместо “велосипед”, “листри” вместо “электричество” и т. д.

    Уже сам характер отклонений произношения и употребления в речи звуков детьми указывает на недостаточную полноту у них фонематического восприятия. Эта недостаточность проявляется и при выполнении специальных заданий по различению звуков. Так, у детей возникли затруднения, когда им предложили внимательно слушать и поднимать руку в момент произнесения какого-либо звука или слога. Не меньшие трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками (например: ПА-БА, БА-ПА) при самостоятельном подборе слов, начинающихся на какой-либо определенный звук, при выделении звука, с которого начинается слово. Большинство детей затрудняются в подборе картинок на заданный звук.

    На недостаточность слухового восприятия указывают и затруднения детей при анализе звукового состава речи.

    Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонетико-фонематическом недоразвитии нередко наблюдается смазанность речи, сжатая артикуляция, а также бедность словаря и некоторая задержка в формировании грамматического строя речи.

    Проявления речевого недоразвития у данной группы детей выражены в большинстве случаев нерезко. И только при специальном обследовании речи выявляются разнообразные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении предлогов, в согласовании прилагательных и числительных с существительными и т. п.

    Предлагаемая система подготовки к обучению в школе детей с недостатками речи требует четкой организации их жизни во время пребывания в детском саду. Соблюдение режима дня и правильное распределение нагрузки дает возможность без излишнего напряжения и утомления выполнить все задачи. Важно также правильно распределить обязанности между логопедом и воспитателем.

    По результатам первого этапа обследования выяснилось состояние слухового восприятия детей контрольной и экспериментальной групп (См. таблицу 1, рис. 1).

    Таблица 1. Анализ обследования слухового восприятия

    Рис.

    80% детей с общим недоразвитием речи III уровня и дети без речевого нарушения (100%) смогли определить, какой предмет прозвучал: труба, бубен, колокольчик, погремушка. Они с легкостью называли, что звенело и показывали данный предмет, производя им звук.

    У 20% детей экспериментальной группы слуховое восприятие нарушено. Эти дети путали звук колокольчика и погремушки. При повторном выполнении задания звуки предметов дифференцировались, но через 30 минут после обследования дети снова затруднялись в различении этих звуков, что говорит также и о нарушениях памяти.

    При обследовании восприятия речевого слуха были получены следующие результаты (См. таблицу 2, рис. 2).

    Таблица 2. Анализ обследования речевого слуха


    Рис.

    Обе группы детей с удовольствием играли в игру «Кто позвал», но не у всех детей получалось отгадывать товарища по голосу. Так, 80% детей экспериментальной группы и 93,3% контрольной группы правильно называли имя того ребенка, который их позвал. У 20% детей экспериментальной группы и у 6,7% детей контрольной группы данный вид задания вызвал трудности: они не смогли угадать товарища. Помощь экспериментатора (просьба показать место, откуда ребенка позвали) не способствовала лучшему выполнению, т.е. у этих детей речевое восприятие нарушено.

    По результатам обследования фонематического восприятия мы пришли к выводу, что у детей экспериментальной группы в большинстве случаев фонематический слух нарушен (См. таблицу 3, рис 3).

    Таблица 3. Анализ обследования фонематического слуха


    Рис.

    Таким образом, у 93,3% детей с общим недоразвитием речи III уровня фонематическое восприятие не сформировано: они затруднялись в повторении слогов, отличающихся по звонкости-глухости (па-ба, са-за), по мягкости-твердости (ма-мя, та-тя, ла-ля), по месту образования (ша-са), по способу образования (ца-са, тя-ча). При этом нарушения наблюдались и на уровне нарушенных звуков и на уровне не нарушенных звуков. Только в заданиях на повторение слогов, различающихся по месту и способу образования трудности у этих детей наблюдались на уровне нарушенных звуков; при повторении слогов с ненарушенными звуками это задание выполнялось правильно.

    Лишь 6,7% детей экспериментальной группы справились с заданием, т.е. фонематическое восприятие у этих детей находится на высоком уровне развития, фонематический слух сформирован.

    Самым сложным заданием для детей обеих групп было определение положения заданного звука в слове (См. таблицу 4).

    Таблица 4. Обследования фонематического анализа

    Наиболее легкой была игра, связанная с выделением гласного звука в начале слова: с этим заданием справились все дети (100%) контрольной группы и лишь 20% экспериментальной группы. Гласный в середине слов выделяют 40% детей без речевого нарушения, дети же экспериментальной группы, несмотря на помощь экспериментатора (утрированное произношение звука), с заданием не справились.

    Выделение гласного в конце слов доступно 33,3% детей контрольной группы и 6,7% детей экспериментальной группы, они достаточно быстро называли гласный звук в словах: чашка, шины, кенгуру, т.е. в словах, где гласный находится и в ударной и в безударной позиции в конце слова.

    Выделение согласного звука в начале, в середине и в конце слова вызвало затруднения в обеих исследуемых группах. Так, согласный в начале слова не выделяют дети экспериментальной группы, только 26,7% детей контрольной группы могут выделить первый согласный. Остальные дети либо не отвечали вообще, либо называли согласный вместе со следующим гласным: па - палка, иногда повторяли полностью слово: кот-кот. Данное задание проводилось на уровне ненарушенных звуков, так как в результате 1, 2 и 3 этапа исследования выяснилось, что многие дети не различают нарушенные звуки.

    Согласный в конце слова выделяет большинство детей контрольной группы (60%) и 20% детей экспериментальной группы: крот - т, сок - к, дом - м, т.е. слова со звуками, которые не оглушаются. Остальные 40% детей без речевого нарушения и 80% детей с общим недоразвитием речи III уровня испытывали трудности: они чаще всего не называли звук вообще, а 20% детей (подвижные, легко возбудимые) начинали перечислять разные звуки.

    Самым сложным из всех вышеперечисленных заданий было определение согласного звука в середине слов (Оля, стол, она, эхо).

    При утрированном проговаривании слов 40% детей контрольной группы назвать согласный звук в середине слова не смогли. А дети экспериментальной группы с этим заданием не справились.

    Таким образом, обобщив полученные результаты исследования фонематического анализа, мы составили таблицу (См. таблицу 5, рис. 4).

    Таблица 5. Сформированность фонематического анализа


    Рис.

    Итак, фонематический анализ сформирован только у 26,7% детей контрольной группы - они выполнили верно все задания на определение положения гласного и согласного звука в словах: в начале, в середине, в конце. У всех детей экспериментальной группы (100%) и у 73,3% детей контрольной группы были отмечены нарушения фонематического анализа, т.е. полностью фонематический анализ у них не сформирован: дошкольники затруднялись при выделении первого согласного звука (чаще называли его вместе с последующем гласным), не могли выделить звук из середины слова.

    Последним этапом нашего исследования было определение соотношения между использованием правильных звуков речи в самостоятельной речи и изолированно. Выяснилось, что 13,4% детей с общим недоразвитием речи III уровня не произносят звук в самостоятельной речи, но в изолированном положении произнести звук могут. У 40% детей отсутствует звук, у 33,3% детей звук произносится искаженно и у 13,4% детей звук заменяется как изолированно, так и в самостоятельной речи.

    Таким образом, по результатам нашего обследования выяснилось, что у детей с общим недоразвитием речи III уровня встречаются нарушения нескольких групп звуков (См. таблицу 6).

    Таблица 6. Звуки русского языка, нарушенные у детей ЭГ

    Формы нарушений

    Экспериментальная группа

    Выяснилось, что у большинства детей (60%) встречается нарушение звука р, а также с, с`, з, з` (60%). У 40% детей нарушены звуки л, ц, т.д., н, т`, д`, н`. Tакже встречались нарушения звуков ш, ж, щ, л`, ч и j, но более редко, чем остальные звуки.

    Для определения уровня развития фонематических процессов и состояния звукопроизношения у дошкольников было проведено специальное исследование, которое позволило сделать вывод о том, что у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня отмечается нарушение фонетико-фонематического оформления высказывания.

    При обследовании фонематических процессов выяснилось, что у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня зафиксировано нарушение слухового восприятия, фонематического слуха. Звуковой анализ слов у этих дошкольников также несформирован: многие дети не умеют выделять согласный в начале слова, в середине, испытывают трудности при определении последовательности звуков в слове.

    При обследовании звукопроизношения было определено, что дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня заменяют, пропускают и искажают звуки как в самостоятельной речи, так и изолировано.

    Методика обследования письма, фонематического восприятия, анализа и синтеза проводится с учётом широко применяемых в логопедии методик, представленных в работах Л.Н.Ефименковой, Р.И.Лалаевой, Г.В.Бабиной, Н.А.Грассе, И.Н. Садовниковой, О.А.Токаревой.

    Методика обследования письма, фонематического восприятия, анализа и синтеза включает 4 серии заданий:

    Серия I. Обследование письма.

    Методика обследования письма включает 3 вида заданий.

    Задание 1 . Письмо под диктовку (слуховые диктанты).

    Тексты слуховых диктантов соответствуют программным требованиям. Тексты взяты из сборника диктантов по русскому языку соответствующего класса. Для 2-х классов специально подобраны 2 текста различной сложности. Количество слов в диктантах соответствует допустимому объему: 30-35 слов. Предложения состоят из слов с различной звуковой и слоговой структурой.

    2- классы

    Зимой.

    Гуляют вьюги. Трещат морозы. Сонный стоит лес. Полянки укрыл пушистый снег. Пеньки надели снежные шапки. У корней сосны нора лисицы. В яму под елью залег медведь. Лесник Иван Григорьевич кладет в кормушку сено для зверей.

    Пришла зима.

    Прошла осень. Листья с деревьев облетели. Трава высохла. Земля стала замерзать ночью. Лужи затянулись льдом. Кругом тишина. Закружились в воздухе первые снежинки. Ребята с радостью побежали во двор. Дети были рады приходу зимы.

    Задание 2 . Списывание с печатного текста .

    Списывание как простейший вид письма наиболее доступно детям, страдающим дисграфией. Ценность его - в возможности согласовывать темп чтения записываемого материала, его проговаривания и записи с индивидуальными возможностями детей.

    У реки.

    Деревня Сосновка стоит на холме. Под горой течёт река Вязьма. Правый берег Вязьмы крутой. По тропинке ребята спустились на пляж. У берега плавают кувшинки на длинных стеблях. Около старой берёзы бьёт из-под земли родник. Девочки пьют прохладную водичку из ключа. Мальчики ныряют в воду.

    Задание 3. Списывание с рукописного текста .

    Текст включает слова с различной слоговой и звуковой структурой, равномерно насыщен как близкими друг другу фонемами и близкими по начертанию графемами, так и орфограммами.

    Текст для списывания (с рукописного текста ).

    Птицы.

    Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай.

    Серия II. Обследование фонематического восприятия

    Методика обследования фонематического восприятия включает серию заданий на слуховую дифференциацию звуков речи по противопоставлениям:

    1. звонкость - глухость

    Б - П

    Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «б», хлопни в ладоши.

    Речевой материал:

    а) Слоговые ряды: па, ба, бо, по, пы, вы, ты, пу, бу, су, бла, пла, плу, блу, бло.

    б) Ряды слов: почка, балка, палка, бочка, пашня, бой, башня, порт, братик, брошка, пой, борт, плита, бумага.

    в) Предложения: Боря будет рисовать грибы и павлина. У Полины барабанные палочки. Папа покупает пальто и брюки.

    З - С

    Речевой материал:

    а) Слоговые ряды: за, са. ты, сы, мы, зы, су, зу, ку, со, слу, зло, сло, сли, зли, ска, зля, спи.

    б) Ряды слов: сок, зонт, суп, зуб, сон, стакан, сайка, майка, зайка, заветы, монеты, советы, слой, злой, зайка, мойка, сойка, соловей, злодей.

    в) Предложения: Слава и Захар были в лесу. Под кустом спал зайка. Вот следы зайки. Злая собака лежит у забора. У медведя спячка.

    Д - Т

    Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «т», хлопни в ладоши.

    Речевой материал:

    а) Слоговые ряды: та, да, по, до, то, ты, ту, ду, лы, ды, тэ, дра. бра, тра.

    б) Ряды слов: трава, дрова, Москва, доска, тоска, точка, почка, дочка, дачка, качка, тачка.

    в) Предложения: Дрова рубят топором. Даша купила тапочки. Даня и Толя дразнят Трезора.

    На дорожке тачка, в конце дорожки - дачка.

    Ш - Ж

    Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «ж», хлопни в ладоши.

    Речевой материал:

    а) Слоговые ряды: ша, жа, жу, шу, шо, то, жо, жда, шту, кру, жду, шло, жни.

    б) Ряды слов: шар, дар, жар, шаль, жаль, соль, жутко, утка, шутка.

    в) Предложения: От костра жар, над костром - шар. . У печки Саша, а в печке - сажа. Маленькая Луша и большая

    твёрдость - мягкость

    Л - ЛЬ

    Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «ль», хлопни в ладоши.

    Речевой материал:

    а) Слоговые ряды: ли, ла, лы, мы, ти, ле, ну, лу, лю, ло, лё, ма, ля.

    б) Ряды слов: Лада, Лида, лесник, ласты, лук, люк, люстра, лось, лисята, ласточка, лещ, листик.

    в) Предложения: Приоткрытый люк, а в корзине - лук. Лида и Лада едят малину. К Лёне пришла Люда. На дороге галька, а на гальке - галка. На речке мель, а в классе - мел.

    Р - РЬ

    Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «рь», хлопни в ладоши.

    Речевой материал:

    а) Слоговые ряды: ра, ма, рю, кю, рэ, ре, ка, ря, ри, ря, ло, ро, рё, ры.

    б) Ряды слов: рыба, тина, ручей, клюква, ребята, рябина, работа, ряд, рис, рад, рука, рюкзак, рубанок, рисунок, рассудок.

    в) Предложения: рая и Рита решили сделать уроки. В поле росла берёза. Октябрята - дружные ребята: читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

    Чёрный хорь Огромный круг

    И детский хор. И железный крюк.

    З - ЗЬ

    Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «з», хлопни в ладоши.

    Речевой материал:

    а) Слоговые ряды: зо, со, зё, ко, лё, зю, зу, зэ, зя, за, ра, зы, мы, зи, за.

    б) Ряды слов: зонт, зяблик, работа, забота, звон, зелень, занавеска, засеять, звезда, зелёный, пластилин, зима, забава.

    в) Предложения: Зоя и Зина были в зоопарке. Там они увидели много разных зверей: зубров, полосатую зебру, забавных обезьян. Зебры стояли у забора. Обезьяны забрались на дерево.

    свистящие - шипящие, аффрикаты

    Ч - Щ

    Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «щ», хлопни в ладоши.

    Речевой материал:

    а) Слоговые ряды: ча, ща, щу, чу, щи, би, че, ще, ща, па, що, то, ко. б) Ряды слов: щётка, четко, челнок, щи, вилка, чёлка, мойка, щёлка, щепка, ветка, щёки, чары, чтение, щавель.

    в) Предложения: На голове чёлка Ночные чепцы

    А в заборе щёлка. Большие щипцы.

    Учись защищать Родину. Письма опускают в почтовый ящик. В лесу раздавался птичий щебет. Очень вкусный копчёный лещ.

    Ч - Ц

    Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «ч», хлопни в ладоши.

    Речевой материал:

    а) Слоговые ряды: ча, чо, ко, ца, чу, му, цо, мы, цы, чи, це, че, цы.

    б) Ряды слов: цапля, чувство, чёлка, койка, свет, цвет, чурка, цукаты, огоньки, чулки, чистый, царапать, чтит.

    в) Предложения: Весной первыми прилетают грачи и скворцы. Целый день пчёлы летают с цветка на цветок.

    Мы у нашего крыльца Поливаем их водой

    Посадили деревца. Чистой, свежей, ключевой.

    Летом целый день печёт солнце.

    С - Ш

    Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «с», хлопни в ладоши.

    Речевой материал:

    а) Слоговые ряды: са, ша, су, ма, ши, вы, шо, ше, сла, шла, шло, слы, клу, ска, шка, шпу, слё.

    б) Ряды слов: сок, майка, шайка, сайка, шок, сани, шали, сопка, шумит, штопка, скулит, шутки, сутки.

    в) Предложения: Шишки на сосне, шашки на столе.

    На доме крыша В берлоге мишка Железная каска

    На крыше – крыса. На кухне – миска. И манная кашка.

    Ш - Щ

    Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «ш», хлопни в ладоши.

    Речевой материал:

    а) Слоговые ряды: ша, ща, ще, ше, шу, щу, зу, що, шпи, щи, шпа.

    б) Ряды слов: шить, быть, щепка, щука, штука, тряпка, щёлка, шпилька, шпалы, щёки, школа, шиповник.

    в) Предложения: Моего щенка зовут Шарик.

    Красивая чаша В горшке плющ

    И лесная чаща. На мишке - плюш.

    Шишки и щепки летят в разные стороны.

    Серия III. Обследование фонемного анализа.

    Методика обследования предусматривает производство полного фонемного анализа.

    Учащемуся предлагаются слова различной звуковой и слоговой структуры. Прослушав слово, ученик должен ответить на вопросы по следующей схеме:

    Сколько звуков в слове?

    Какой звук первый?

    Какой звук последний?

    Какой звук стоит перед звуком…….?

    Какой звук стоит после звука………?

    Какой звук стоит между звуками?

    Речевой материал:

    1) односложные слова:

    а) без стечений согласных типа: сок, мох, бык, шар, суп, жук, бак, том;

    б) со стечением согласных типа: стук, март, внук, лоск, куст,

    гром, квас, слон;

    2) двусложные слова без стечений согласных типа :

    а) ноты, пена, розы, рука, липа, мука;

    б) парус, букет, каток, чулок, игла, салют;

    3) трехсложные слова без стечений согласных типа:

    а) забота, ракета, бумага, синица, улица, рябина, малина;

    б) помидор, молоток, мухомор, соловей, пароход;

    4) двух – трехсложные слова с одним стечением согласных

    типа:

    а) книга, футбол, картон, компот, трава, корка, звонок, фартук, марка.

    б) журавли, природа, крокодил, воротник, табуретка, полоска, ромашки;

    в) напёрсток, портфель, нарасхват, типография, страница;

    5) слова усложненного слогового состава типа : велосипедист, милиционер, электричка, дежурство, колхозники, насмешка, кустарник, скороговорка;

    слова сложного слогового и морфемного состава: подоконник, пограничники, пристроился, пододеяльник, раздразнил, расхрабрился, подсказка.

    Серия IV. Обследование фонемного анализа через синтез или фонемного синтеза через анализ.

    Процедура предъявления задания:

    1) Назови последний согласный звук в словах (учитываются фонетические и артикуляционные характеристики выделяемого звука и особенности предшествующего звука).

    Речевой материал:

    а) стол, мак, шкаф, мяч, лень, соль, тюль, рысь;

    б) букет, рыбак, укус, тюлень, палец, карандаш;

    в) мост, банк, март, писк;

    2) Назови ударный гласный звук в словах (учитывают характеристики выделяемого гласного звука и особенности его окружения):

    Речевой материал:

    а) астра, осы, аист, Уля;

    б) сук, дом, зонт, мир, сыр, дым;

    в) муха, роза, каша, мыло, буря, липа;

    г) чулок, кино, нога, кулак, сова, туман;

    3) Назови первый согласный звук в словах (учитываются акустические и артикуляционные характеристики выделяемого звука и его окружения):

    Речевой материал :

    а) сом, нож, зонт, шар, бык, том;

    б) ноты, боты, лыжи, шуба, вата, дата;

    в) внук, гном, гриб, плащ, трап, звон;

    Назови слитно слово, произнесенное с паузами после каждого звука :

    Речевой материал:

    а) д-о-м, ч-а-с, л-у-к, п-ы-л-ь, т –м-а;

    б) л-у-ж-а, р-ы-б-а, н-о-г-и, б-а-с-н-я, т-у-ч-а:

    в) з-в-у-к, п-а-р-к, ц-в-е-т, с-т-у-л;

    г) ф-у-т-б-о-л, г-в-о-з –д –и, а-л-ф-а-в-и-т, п-л-о-щ-а-д-и, т-а-н-к-и-с-т;

    Определи первые звуки в словах и составь из этих звуков слово.

    Речевой материал:

    мышь, астра, каток = мак,

    булка, арфа, ноты, танк = бант;

    рысь, утка, кот, арка = рука;

    сом, арка, хор, астра, рыба = сахар;

    мак, арфа, шуба, игра, ноты, арбуз = машина).

    Похожие статьи