• Значение слова зиккурат в словаре кольера. Что такое зиккурат? Что олицетворяет собой зиккурат

    19.02.2024

    Для России всё, что касается Красной площади и Московского Кремля, имеет особое историческое, патриотическое, религиозное и нередко мистическое значение. Но ажиотаж увеличивается в несколько раз, когда интерес к Красной площади усиливается ещё и интересом к такой фигуре мирового значения, как Владимир Ленин. Усыпальница вождя мирового пролетариата, расположенная на Красной площади у стен Кремля и именуемая Мавзолеем, уже давно не даёт покоя людям самых разных идеологических, религиозных и прочих взглядов.

    Не мавзолей, а зиккурат

    Мавзолей Ленина на Красной площади является, пожалуй, самым знаменитым мавзолеем современности – но при этом данное сооружение с архитектурной и исторической точек зрения не может называться мавзолеем. То есть, мавзолей - это усыпальница совсем иного, античного типа, истоки которого в роскошной гробнице жившего в IV веке до нашей эры малоазиатского правителя Мавсола. После его смерти безутешная вдова Артемисия потратила огромные средства и создала для мужа усыпальницу, которая тут же была современниками причислена к чудесам света. Позднее стали создаваться другие мавзолеи, представлявшие собой здания античного ордера, напоминающие храмы, в которых находились погребальные камеры и нередко поминальные залы.

    Сооружение на Красной площади представляет собой совсем другой тип культовых сооружений – это зиккурат, характерная для древней цивилизации Междуречья рек Тигр и Евфрат (ассирийские, шумерские, вавилонские и другие государства) храмовая постройка. Высказывается также мнение о том, что мавзолей Ленина в действительности копирует по форме южноамериканские ступенчатые пирамиды, однако, большинство экспертов сравнивают это сооружение с классическими вавилонскими зиккуратами. Древние зиккураты по своим функциям обычно выполняли роль храмовой башни: в храме, расположенном на вершине зиккурата, совершались особые ритуалы. Усыпальницами или постоянными храмами зиккураты, по заключению учёных, никогда не были: более того, со временем они использовались в большей степени как административные, нежели как культовые здания.

    Почему Ленин лежит именно в зиккурате?

    В советские времена вопрос о том, почему мавзолей Ленина имеет форму именно зиккурата, не поднимался – хотя примечательно, что подобная форма ступенчатой пирамиды была выбрана для усыпальницы советского лидера с самого начала: два первых временных деревянных мавзолея тоже напоминали собой ступенчатые пирамиды. К тому же ореол таинственности вокруг Мавзолея поддерживается ещё и тем, что до сих пор нет общепризнанных исторических данных, почему был выбран именно такой проект усыпальницы Ленина. В последние же двадцать лет загадка мавзолея стала активно обсуждаться, в результате чего появились откровенно мистические версии того, почему Мавзолей на Красной площади выглядит именно таким образом, для каких целей он создавался и какие функции имеет.

    Версий этих множество, однако, большинство из них сводится к следующему. Предполагается, что большевики придавали большое значение мистическим ритуалам и мавзолей Ленина должен был стать, по сути, магическим ретранслятором. Так как это сооружение восходит к языческим культовым сооружениям, зиккуратам Междуречья, то оно представляет собой средство связи с демоническим миром. Якобы помещённое в него мумифицированное тело Ленина это терафим, то есть магически предмет, осуществляющий связь с миром духов, позволяющий общаться с ними и даже вызывать их в телесной оболочке. Таким образом, «зиккурат Ленина» трактуется как инструмент языческого и даже сатанинского культа, приспешниками которого якобы являлись большевики.

    При этом игнорируется тот факт, что исторически терафимы на Ближнем Востоке были ничем иным, как домашними оберегами и не имели функции вызывать каких-либо духов. К тому же нет никаких доказательств того, что в зиккуратах использовались терафимы или подобные им предметы. Точно так же нет никаких реальных исторических оснований в том, что якобы «зиккурат Ленина» является «машиной для воскрешения мертвецов», а сам Владимир Ильич Ленин имеет прямое отношение к некоему вавилонскому богу-демону Вилу и являлся едва ли не его реинкарнацией .

    Если просто поинтересоваться историей вопроса, то выяснится, что никакого демона Вила не было, вавилонские зиккураты посвящались верховному богу Мардуку. А про ритуалы воскресения мёртвых и вовсе не было речи: в храмах на вершине зиккуратов проводились ритуальные браки между Мардуком, по преданию вселявшимся либо в правителя, либо в верховного жреца, и особыми жрицами. Так что сенсационные разоблачения мистического характера мавзолея Ленина не имеют научных оснований, что, впрочем, не отменяет действительно загадочного характера этого сооружения.

    Александр Бабицкий


    Наравне с Великими Египетскими пирамидами неразрешимую загадку древности составляют и многочисленные зиккураты, лежащие сегодня в руинах. Однако в древнейшие времена им отводилась особая честь быть жилищем мифических богов на Земле. В одну из ночей в специально подготовленные покои вводилась молодая девственница, самая красивая из всех девушек страны. Она предназначалась великому Мардуку в невесты. Но со временем величественный культ превратился в узаконенную проституцию. Святилище стало настоящим пристанищем блудниц, гнездом разврата.

    Факт того, что некогда в Вавилоне возвышалось самое высокое сооружение в мире, неоспорим. Многие отождествляют его с библейской Вавилонской башней. Однако, многие авторитетные исследователи утверждают, что это остатки стен самого большого зиккурата в истории человечества, посвященного верховному богу древних вавилонян – Мардуку. Зиккураты представляли собой огромные многоярусные башни, причем каждый ярус был окрашен в определенный цвет, символизирующий местонахождение бога в высшей иерархии. Мардуку полагался самый верхний, на террасе которого и находилось святилище «созидателя и разрушителя, полного жалости и умеющего сострадать», окрашенное в пурпурный цвет. По подсчетам ученых, храм верховного бога располагался на высоте девяноста метров над землей.
    Как следует из описания этого зиккурата Геродотом, на самой вершине возвышалась огромная, отлитая из чистого золота, статуя Мардука, весов в 23,5 тонны. Здесь же находилась и священная опочивальня Величайшего из великих, где преданная жрица ежедневно ожидала своего повелителя, расстилая божественное ложе. Именно здесь, в главном святилище, раз в году, в канун празднования начала Нового года в Вавилоне - приблизительно в первой половине марта, бога Мардука дожидалась молодая девственница, сменяющая жрицу. Она олицетворяла собой земное воплощение богини плодородия и матери всего сущего – грозную Иштар. Девушка отбиралась из числа самых красивых, умных, воспитанных и могла быть только из благородного аристократического семейства. Бог-отец Мардук в этот день сочетался браком со своей избранницей.
    Подробности «священного брака» были покрыты завесой тайны. Но, остались некоторые свидетельства, описывающие происходящее в таинственных покоях. Зачастую роль Великого Мардука исполнял или верховный жрец, или царь Вавилонских земель. При этом вовсе не считался грехом и инцест, если была выбрана в невесты сестра или дочь правителя. С этого момента девушка считалась законной женой бога, поэтому ни один смертный не имел права прикоснуться к ней. Ее ожидали почести и уважение – дань ее положению. Однако, как следует из исторических источников, большинство из бывших невест Мардука умирали от сильнейшей депрессии и истощения организма от постоянного употребления наркотических веществ. Не было ни одного случая, чтобы невесты бога оказывались беременными, хотя, возможно, это попросту тщательно скрывали. Существует и несколько упоминаний о загадочных исчезновениях невест Мардука. После того, как девушка и «спустившийся с небес» совершали священный акт любви, многочисленные низшие жрецы Иштар и простой народ завершали празднество настоящими оргиями в «Доме любви», находившимся при храме. И если первоначально половое слияние в культе плодородия на самом деле символизировало благословение богов, то со временем все было сведено к банальной массовой проституции. Геродот, оказавшийся свидетелем одного из таких торжеств, оставил такие воспоминания: «Девушки Вавилона обязаны были один раз в жизни в храме Мелитты отдаться за деньги чужестранцу. Знатные женщины, гордые своим богатством, не хотели смешиваться с другими и приезжали в храм в закрытых колесницах. Они останавливались перед храмом, окруженные большим количеством слуг, которые оберегали их от жрецов. Но большинство женщин оставались в окружающих храм аллеях с венком из цветов на голове. Протянутыми веревками аллеи эти делились на отдельные участки, по которым прогуливались чужеземцы и выбирали себе какую-нибудь из женщин. Когда женщина заняла здесь место, она не смеет уходить отсюда раньше, чем не отдастся какому-нибудь чужестранцу, последний дает ей денег, говоря: Я призываю богиню Мелитту. Как ни скромна была бы предлагаемая им сумма, он не получит отказа; закон защищает его, так как это золото священно. Она следует за первым, кто бросит ей деньги, так как отказываться она не вправе». Однако после этого девушка могла уйти в любое время и никто не смел ее останавливать, так как священный закон был исполнен. Самое удивительное, что ни одна из них не смела отказаться от исполнения этой миссии. Порой самые некрасивые девушки, ожидая своей очереди, могли находиться при храме и несколько лет. Величайший город древних времен, непобедимый Вавилон погряз в грехах. Это засвидетельствовал и Квинт Курций Руф в «Истории Александра Великого»: «Нельзя себе представить ничего более распутного, чем этот народ; не может быть большей утонченности в искусстве утех и сладострастия. Отцы и матери мирились с тем, что их дочери за деньги продавали гостям свои ласки, мужья спокойно относились к проституированию своих жен. Вавилоняне были погружены в пьянство и во все бесчинства, связанные с этим. Женщины на пирах снимали свои верхние одежды, потом остальное платье, одно за другим, мало-помалу обнажали свое тело и, наконец, оставались совершенно нагими, И так распущенно вели себя не публичные женщины, а самые знатные дамы и их дочери». Город, погрязший в разврате, оказался бессилен противостоять врагу и был разрушен им в одно мгновение. От былого великолепия остались только жалкие руины на территории современного Ирана. А культ Мардука и Иштар продолжает свое существование лишь на глиняных осколках.

    Первые земледельческие поселения в Двуречье появились в Xviii - XV веках. Первоначально жители этих мест строили маленькие прямоугольные дома и святилища из кирпича - сырца. Этот строительный материал стал на многие столетия главным материалом для городов месопотамии. Из глины жители Двуречья строили и свои храмы. Храм, сооруженный из кирпича - сырца, возвышался в центре любого шумерского города. Вокруг него располагались хижины жителей, а все поселение ограждала крепостная стена.

    Шумерские храмы возводились на каменных платформах, превратившихся впоследствии в высокие ступенчатые храмовые башни - зиккураты. Зиккурат - это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом. Зиккураты строились в три - четыре уступа, а то и больше - до семи. Это чередование часто подчеркивалось еще и раскраской: так, за уступом, окрашенным в черный цвет, следовал другой, естественного кирпичного цвета, а за ним - побеленный. Озеленение террас, наряду с раскраской, придавало яркость и живописность всему сооружению. Верхняя башня, к которой вела широкая лестница, была иногда увенчана сверкающим на солнце золоченым куполом.


    Зиккураты выглядят как лестница, ведущая в небо. При этом их восхождение постепенное, мерное. Этим они резко отличаются от стремительно взлетающих в небесную высь египетских пирамид.


    В верхней части зиккурата, наружные стены которой иногда покрывались голубым глазурованным кирпичом, находилось святилище. Туда не допускался народ, и там не было ничего, кроме ложа и иногда золоченого стола: святилище было "Жилищем Бога", который почивал в нем по ночам, иногда - в обществе целомудренной женщины. Ночью жрецы поднимались на вершину зиккурата для астрономических наблюдений, часто связанных с календарными сроками сельскохозяйственных работ. Считается, что знаки зодиака, астрология, названия многих созвездий - все это берет свое начало отсюда, с вершин шумерских зиккуратов.


    Одним из самых известных и больших зиккуратов месопотамии, дошедших до наших дней, является зиккурат в уре - древнем городе, известном как "Ур Халдеев", или " Ур халдейский". По преданию, уроженцем ура был легендарный библейский праотец Авраам. Этот шумерский город стал играть важную роль в III тысячелетии до н. э.

    Пик могущества ура приходится на 2112-2015 года до н. э., когда городом правили цари III династии. Основатель этой династии царь урнамму как великий строитель прославился. Он делал все возможное, чтобы дворцы и храмы обрели облик, соответствующий могуществу и величию города.

    Покровителем ура был бог луны нанна (вавилоняне называли его Сином. В его честь царь урнамму на рубеже Xxii - XXI веков до н. э. построил знаменитый зиккурат, по своим размерам мало отличавшийся от знаменитой вавилонской башни.

    Трехступенчатый зиккурат в уре сохранился до наших дней лучше других подобных сооружений в Двуречье. Его огромный холм впервые был исследован в середине XIX века английским консулом в Басре Д. Е. Тейлором. В кирпичной кладке по углам башенной площадки Тейлор нашел цилиндры из обожженной глины с клинописными надписями, рассказывающими об истории этого сооружения. Эти тексты относились к временам правления набонида, последнего царя Вавилона (550-е гг. до н. э. . они повествовали о том, что башня, заложенная царем урнамму и его сыном шульги, осталась недостроенной. Ни один из последующих царей не довел дело до конца, и лишь набонид восстановил зиккурат и завершил его сооружение.

    К 1933 году археологам удалось создать окончательный вариант реконструкции зиккурата. По форме он собой трехступенчатую пирамиду представлял. Основа его была сложена из кирпича - сырца (внутри кладки, по-видимому, остались развалины более древнего зиккурата времен I династии царей ура. Снаружи здание было облицовано обожженным кирпичом, скрепленным битумным раствором. Сохранившаяся облицовка достигает толщины 2, 5 м. нижний ярус имеет в основании размеры 60 x 45 м и достигает 15 м в высоту. На него опирались верхние ярусы, каждый из которых был меньше нижнего, так что они стояли как бы на обширных террасах с более широкими проходами вдоль продольных стен и более узкими вдоль поперечных. На верхнем ярусе был расположен небольшой храм с алтарем бога луны нанна, во имя которого и было воздвигнуто это огромное сооружение.

    На вершину зиккурата с восточной стороны вели три широкие и длинные лестницы в сто ступеней каждая, по которым во время религиозных празднеств двигались ритуальные процессии. Одна лестница была расположена под прямым углом к зданию, а две другие шли вдоль стен. Боковые лестницы позволяли спуститься на все террасы в обе стороны от главной. Террасы зиккурата имели разные цвета: нижняя - черный, средняя - красный, а верхняя - белый. В углах, образованных лестницами, стояли массивные башни с плоскими кровлями.

    Когда археологи начали составлять план и измерять стены зиккурата, неожиданно оказалось, что измерения почему-то не совпадают. Лишь впоследствии обнаружилось, что во всем здании нет ни одной прямой линии! То, что ученые первоначально приняли за прямые, были в действительности тщательно рассчитанные кривые. Стены были не просто наклонены внутрь: вся линия от вершины до земли была слегка выпуклой. И линия от угла к углу в плане тоже заметно выдается вперед, так что если смотреть вдоль стены, видишь не дальше ее середины. Древний зодчий воспользовался законом оптической иллюзии, который много столетий спустя с блеском применили греческие строители афинского Парфенона. Искривления очень незначительны, почти незаметны, но в то же время вполне достаточны, чтобы создать впечатление мощи там, где прямая линия по контрасту с массой всего здания казалась бы слабой и даже неровной. Знание подобных тонкостей о высоком искусстве шумерских строителей свидетельствует.

    И в самом деле, зиккурат в уре - настоящий архитектурный шедевр! Насколько проще было бы поставить друг на друга кирпичные прямоугольники, но тогда здание выглядело бы уродливым и неустойчивым. Вместо этого строители тщательно рассчитали высоту различных этажей и придали стенам такой наклон, чтобы взгляд сразу обращался вверх и к центру сооружения. Более острые линии тройной лестницы подчеркивают наклон стен и, пересекая горизонтальные плоскости террас, привлекают внимание к расположенному на вершине храму - фокусу всего здания.

    В кирпичной кладке стен устроены высокие и узкие прорези. Они расположены в несколько рядов на равных расстояниях друг от друга. Прорези уходят глубоко в толщу стен, сложенных из кирпича - сырца. Снаружи, там, где они идут через облицовку из обожженного кирпича, прорези ничем не заполнены, а глубже засыпаны глиняными черепками. Это дренажные отверстия, предназначенные для осушения внутренней части сооружения. Но каким образом сырость проникала в основу здания? Во время его постройки? Конечно, в глиняном растворе, на котором укладывали кирпич - сырец, было достаточно влаги, однако во время работ из-за огромной площади строительства она должна была испариться: к тому времени, когда строители начинали укладывать следующий слой кирпичей, предыдущий полностью высыхал. Кроме того, террасы были в несколько слоев вымощены обожженным кирпичом на битумном растворе. Вода никак не могла просочиться сквозь нее и повредить нижнюю кладку. Так что осушительные отверстия явно лишними были. Зачем же они были нужны?

    Изучая руины зиккурата, археологи обратили внимание на то, что на каждом краю башни в кирпичной кладке одного из контрфорсов имелся глубокий паз, начинающийся вверху и заканчивающийся у самой земли особым устройством, которое в строительной технике называется "Фартук". Он представляет собой кирпичный откос, покрытый для водонепроницаемости битумом и рассчитанный таким образом, чтобы падающая сверху вода бесшумно и без брызг стекала вниз. Следовательно, на террасе была вода! Но откуда?

    У входа в одну из комнат, расположенных у задней стены башни, ученые нашли большую диоритовую плиту с надписью времен царя набонида. В ней сообщалось, что царь восстановил здание и очистил "Гигпарку" от завала ветвей. "Гигпарку" представлял собой часть храмового ансамбля, посвященного богине луны. Он располагался у юго-восточной стены зиккурата. Каким же образом это здание заваленным ветвями оказалось? Деревья могли расти и в самом гигпарку, но поскольку бульшая часть здания была крытой, это мало вероятно. Единственным местом, откуда ветви могли сюда падать, остается зиккурат.

    Этим и объясняется необходимость дренажных отверстий. Террасы ступенчатой башни царя урнамму не были покрыты кирпичной кладкой - на них лежала земля, на которой росли деревья. Вот откуда родилась идея знаменитых "Висячих Садов" Вавилона! Длинные водостоки в контрфорсах предназначались для отвода дождевых потоков, но одновременно они могли служить и для орошения террас. Именно вследствие необходимости орошения в основу здания проникала влага, и ее удаляли через дренажные отверстия. Вода, которой поливали деревья, просачивалась сквозь почву, увлажняла необожженные кирпичи, и если бы влагу не отводили, она могла бы серьезно угрожать всему зданию.

    Лишь в том случае, если представить себе эти террасы, сплошь поросшие деревьями, эти зеленые висячие сады, то тогда мы ясно поймем, откуда происходит первоначальное представление о зиккурате как о горе бога. Наклонные стены террас вздымались подобно склонам поросшей лесом скалы.

    Общая высота "Горы Бога", на вершине которой стоял храм нанна, превышала 53 м. во времена царя набонида зиккурат был перестроен, вместо трех - он стал семиярусным и очень походил на описанную Геродотом вавилонскую башню того же периода. Однако она до наших дней не сохранилась, так что сегодня, чтобы ее представить, достаточно вспомнить облик зиккурата в уре. Несмотря на то что зиккурат осыпался и пострадал от времени, его высокий холм и сегодня производит огромное впечатление на туристов.

    Зиккурат – это массивное строение в виде пирамиды со ступенчатыми террасами и плоской платформой на вершине.

    Зиккураты встречаются на территории месопотамии, а также в некоторых частях Мезоамерики. Это гигантские и удивительные сооружения, особенно если учесть тот факт что в период их постройки, человеческие технологии были весьма примитивны. И на сооружение одного зиккурата уходила колоссальная масса усилий.

    Есть мнение, что именно месопотамские зиккураты, послужили моделью для египетских пирамид, и это вполне может быть правдой. Но в отличие от пирамид, служивших местом погребения, зиккураты были местом проведения различных ритуалов. Основная церемониальная площадка находилась на вершине сооружения.

    Историки предполагают, что шумеры и вавилоняне рассматривали зиккураты как дома богов, и доступ к ним был ограничен для простых смертных. Как правило, башни расположены в крупных храмовых комплексах. Там же находились дома священников, обслуживающего персонала и загоны с жертовными животными.

    Зиккурат. Тайна возникновения.

    Самое интересное и загадочное заключается в следующем. После того как вавилоняне и ассирийцы построили свои массивные зиккураты, представители мезоамериканской культуры построили свои ступенчатые пирамиды, которые были удивительно похожи. Дело в том, что какое либо взаимодействие или даже контакт между этими культурами, очень маловероятен. По всей видимости, строения данной формы возникли спонтанно, и совершенно независимо друг от друга в разных регионах мира. В буйных джунглях Центральной Америки и отдаленных пустынях Ирака.

    Зиккурат

    Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu - «вершина», в том числе «вершина горы») - многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье , типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.

    Архитектура и предназначение

    Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид от 3 у шумеров до 7 у вавилонян, не имевших интерьера (исключение - верхний объём, в котором находилось святилище). Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами. Внутри стен, поддерживающих платформы (параллелепипеды) находилось множество комнат, где жили священники и работники храма.

    Рядом со ступенчатой башней-зиккуратом обычно находился храм , который являлся не молитвенным сооружением как таковым, а жилищем бога. Шумеры , а вслед за ними и ассирийцы с вавилонянами, поклонялись своим богам на вершинах гор и, сохранив эту традицию после переселения в низменное Двуречье, возводили горы-насыпи, соединявшие небо и землю. Материалом для постройки зиккуратов служил кирпич -сырец, дополнительно укреплённый слоями тростника, снаружи облицовывались обожжённым кирпичом. Дожди и ветры разрушали эти сооружения, их периодически подновляли и восстанавливали, поэтому они со временем становились выше и больше по размерам, менялась и их конструкция. Шумеры строили их трёхступенчатыми в честь верховной троицы своего пантеона - бога воздуха Энлиля, бога вод Энки и бога неба Ану. Вавилонские зиккураты были уже семиступенчатыми и окрашивались в символические цвета планет (в древнем Вавилоне было известно пять планет), чёрный (Сатурн , Нинурта), белый (Меркурий, Набу), пурпурный (Венера, Иштар), синий (Юпитер , Мардук), ярко-красный (Марс , Нергал), серебряный (Луна, Син) и золотой (Солнце, Шамаш).

    В поздний период зиккурат был не столько храмовым сооружением, сколько административным центром, где располагалась администрация и архивы.

    Прообразом зиккурата были ступенчатые храмы. Первые такие башни в форме примитивных ступенчатых террас появились в аллювиальных долинах Тигра и Евфрата в конце IV тысячелетия до н. э. Последний заметный всплеск активности в возведении месопотамских зиккуратов засвидетельствован уже в VI век до н. э., в конце нововавилонского периода. На протяжении всей древней истории зиккураты подновлялись и перестраивались, составляя предмет гордости царей.

    Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне со строительством в Междуречье высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами .

    Зиккураты сохранились в Ираке (в древних городах Борсиппе , Вавилоне , Дур-Шаррукине , все - 1-е тыс. до н. э.) и Иране (в городище Чогха-Занбиль , 2-е тыс. до н. э.).

    См. также

    Источники

    • Б.Байер, У. Бирштайн и др. История человечества 2002 ISBN 5-17-012785-5

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :
    • Full Moon wo Sagashite
    • SSL

    Смотреть что такое "Зиккурат" в других словарях:

      Зиккурат - (аккадск.), в архитектуре Древней Месопотамии культовая ярусная башня. Зиккураты имели 3 7 ярусов в форме усеченных пирамид или параллелепипедов из кирпича сырца, соединявшихся лестницами и пологими подъёмами пандусами. Наиболее известен… … Художественная энциклопедия

      Зиккурат - Этеменанки в Вавилоне (т.н. Вавилонская башня). Сер. 7 в. до н.э. Реконструкция. ЗИККУРАТ (аккадское), в архитектуре Древней Месопотамии культовая башня. Зиккураты имели 3 7 ярусов из кирпича сырца, соединявшихся лестницами и пандусами. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      зиккурат - >.н. Вавилонская башня). Сер. 7 в. до н.э. Реконструкция. /> Зиккурат Этеменанки в Вавилоне (.н. Вавилонская башня). Сер. 7 в. до н.э. Реконструкция. Зиккурат Этеменанки в Вавилоне (.н. Вавилонская башня). Сер. 7 в. до н.э. Реконструкция.… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

      зиккурат - пирамида, храм, башня Словарь русских синонимов. зиккурат сущ., кол во синонимов: 3 башня (45) пирамида … Словарь синонимов

      ЗИККУРАТ - (аккадск.) в архитектуре Др. Месопотамии культовая башня. Зиккураты имели 3 7 ярусов из кирпича сырца, соединявшихся лестницами и пандусами … Большой Энциклопедический словарь

      Зиккурат - в архитектуре Древней Месопотамии культовая башня. Зиккураты имели 3 7 ярусов из кирпича сырца, соединявшихся лестницами и пандусами … Исторический словарь

      Зиккурат - ступенчатая башня в месопотамском храмовом строительстве. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

      зиккурат - Ступенчатое сооружение без внутренних помещений,образующее подножие храма [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные понятия EN zigguratzikkurat DE Sikkurat FR ziggourat … Справочник технического переводчика

      ЗИККУРАТ - храмовая башня, принадлежность главных храмов вавилонской и ассирийской цивилизаций. Название происходит от вавилонского слова sigguratu вершина, в том числе вершина горы. Первые такие башни в форме примитивных ступенчатых террас появились в… … Энциклопедия Кольера

    Похожие статьи
    • Древнееврейский сонник — денежные траты

      К чему снится белый свежий хлеб? Во многих случаях такой сон сулит успех во всех делах. Однако не все сонники дают однозначное трактование. Для того чтобы понять, когда сновидение с приносит благоприятное известие, а в каком случае предвещает...

      ВАЗ 
    • Сонник Лоффа: приснились роды

      Роды во сне являются признаком кардинальных перемен в жизни, появление возможности положительно повлиять на свое будущее, исполнить намеченные планы и цели. Чтобы разобраться к чему снится рожать, следует в мельчайших деталях припомнить свое...

      Шевроле Нива
    • Науки об организме человека

      Современная биология - сложная система знаний, включающая в себя большое количество отдельных биологических наук, отличающихся задачами, методами и способами исследований. Анатомия и физиология человека - основа медицины. Анатомия человека изучает...

      ВАЗ