• Окончание военных действий и его правовые последствия. Международно-правовое оформление окончания войны

    15.01.2024

    Состояние войны – прекращение мирных отношений между государствами и фактическое начало военных действий до окончания военных действий или заключения между ними мирного договора.

    Последствия состояния войны

    • Начало войны влияет на действие международных договоров, рассчитанных на мирное сосуществование;
    • Прерываются консульские и дипломатические отношения;
    • К гражданам страны противника может быть применен специальный режим;
    • Имущество, принадлежащее государству-противнику, конфискуется, за исключением имущества дипломатических представительств и консульских учреждений.

    Правовое положение участников вооруженных конфликтов

    Участниками вооруженных конфликтов являются члены вооруженных сил воюющих сторон. В международном гуманитарном праве они получили название комбатанты.

    К комбатантам относятся:

    • Регулярные вооруженные силы воюющих сторон;
    • Повстанцы;
    • Ополченцы;
    • Партизаны.
    • Участники освободительных движений.

    Комбатанты должны соответствовать ряду признаков, чтобы получить такой статус:

    • Находиться под командованием человека, отвечающего за их действия;
    • Иметь знаки отличия;
    • Открыто носить оружие;
    • Уважать законы и обычаи войны.

    Правовой статус комбатанта позволяет ему использовать оружие против вооруженных сил противника и не нести ответственность за это.

    Серди регулярных вооруженных сил есть категория лиц, которые относят к некомбатантам – это медицинский персонал, духовный персонал. Их основной задачей не является непосредственное участие в вооруженном конфликте. Даже если они имеют оружие, то могут использовать его только для самозащиты.

    На участников вооруженных конфликтов распространяется действие защиты жертв вооруженных конфликтов, если:

    1. Они попали в плен;
    2. Были ранены;
    3. Потерпели кораблекрушение;
    4. Перестали участвовать в военных действиях.

    Международно-правовая защита гражданского населения и культурных ценностей

    Нападения неизбирательного характера запрещаются, в том числе нападения на установки и сооружения, содержащие источники повышенной опасности (плотины, дамбы, АЭС), а также запрещаются нападение на необходимые для выживания гражданского населения объекты и их уничтожение. Гражданские объекты (любые объекты, не являющиеся военными) не могут быть объектом нападения.

    Также защите подлежат культурные ценности – например, такие ценности такие, как памятники архитектуры, искусства или истории, археологические месторасположения, центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей.Стороны вооруженного конфликта обязуются не использовать культурные ценности в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей, и воздерживаться от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей. Нейтралитет в войне

    Нейтралитет – состояние, при котором государство не участвует в военных действиях и не оказывает помощи другим государствам по проведению военных действий.

    Нейтральное государство – государство, которое не будет участвовать ни в каких военных действиях и не разрешит использование своей территории в военных целях. Территория нейтральных держав неприкосновенна.

    Нейтральное государство должно следить, чтобы обязанности по нейтралитету выполнялись также организациями и частными лицами.

    Не может рассматриваться как враждебное действие отражение нейтральной державой покушений на ее нейтралитет.

    Окончание военных действий и его правовые последствия

    От прекращения состояния войны следует отличать прекращение военных действий.

    Формы прекращения военных действий:

    • Перемирие – приостановление или прекращение военных действий по соглашению между воющими сторонами. Перемирие может быть местным (на ограниченном участке театра военных действий) и общим (охватывает все военные действия, рассматривается как шаг к установлению мира);
    • Капитуляция – полное или частичное прекращение сопротивления вооруженных сил одной из воюющих сторон. В отличие от перемирия побежденная сторона утрачивает формальное равенство с победителем. Все имущество побежденного переходит к победителю;
    • Безоговорочная капитуляция – подписывается представителем побежденного государства после полного разгрома его вооруженных сил.

    Формы окончания войны:

    • Мирный договор – договор, юридически закрепляющий прекращение войны и установление мирных отношений, вопросы территориальной принадлежности, возмещение ущерба и т.д. (Они всегда заключаются от имени государства и подлежат ратификации);
    • Односторонние декларации.

    (СЛАЙД 9)В ст. 1 Гаагской конвенции «Об открытии военных действий» 1907 г. начало войны определено как момент или фактического открытия военных действий, или формального объявления войны (состояния войны). «Военные действия... не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мо­тивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны». Сам факт объявления войны не делает агрессивную войну законной. Объявление войны - это международное преступление. Объявление национально-освободительных войн или гражданских войн не является обязательным, они начинаются с восстания против политического режима в стране или против оккупанта.

    Начало войны имеет серьезные правовые последствия и для воюющих, и для всех других государств. С ее началом для воюющих сторон наступают правовые последствия: прекращаются дипломатические и консульские отношения. Персонал посольства и консульства отзывается. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. обязывает государства оказывать содействие персоналу посольства для выезда в свою страну; с началом военных действий начинается фактическое выполнение норм и принципов международного права о правилах ведения боевых действий; гуманитарные конвенции не могут быть денонсированы во время войны участвующими в вооруженном конфликте сторонами; защита интересов воюющего государства и его граждан может быть вверена какому-либо третьему государству, избранному для этой цели воюющими сторонами, через которое поддерживаются связи между воюющими государствами; к гражданам страны-противника может быть применен специальный режим (их право на выбор места жительства ограничивается; они могут быть интернированы или принудительно поселены в определенном месте); пре­кращаются экономические, торговые и финансовые отношения, сделки с юридическими и физическими лицами противника; утрачивают силу все двусторонние договоры между воюющими, а многосторонние договоры приостанавливают свое действие; имущество, принадлежащее непосредственно вражескому государству, конфискуется (за исключением имущества дипломатических и консульских представительств). Имущество, принадлежащее гражданам неприятельского государства, остается неприкосновенным; торговые суда воюющих, находящиеся к началу войны в неприятельских портах, могут быть реквизированы или задержаны до конца войны независимо от принадлежности (государству, частным компаниям или лицам); воюющие стороны обязаны учитывать законные интересы нейтральных и других невоюющих государств.

    Военные действия ведутся на определенных пространствах . В международном праве все больше прослеживается тенденция к сужению пространственной сферы ведения вооруженной борьбы.

    Театр войны - это сухопутная, морская и воздушная территории воюющих сторон, на которых они могут вести военные действия, это тер­ритории, в пределах которых развертываются вооруженные силы и фактически ведутся военные действия. В театр военных действий не могут быть превращены территории, статус которых определен международными договорами. Так, Конвенция «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» 1954 г. запрещает превращать в театр военных действий культурные, исторические центры. Не могут считаться театром войны санитарные зоны и местности, имеющие отличительные эмблемы (знаки) для ограждения от действий войны раненых, больных, медицинский персонал для ухода за ними, военнопленных, районы расположения атомных электростанций, плотин. Из театра военных действий исключаются ней­трализованные и демилитаризованные территории.

    Военные действия между воюющимимогут бытьпрекращены в результате перемирия (местного и общего), или капитуляции. Местное перемирие носит временный характер, оно заключается для ограниченного театра войны (поле боя) с конкретными ограниченными целями или задачами местного значения (подбор и транспортировка раненых и убитых, обмен ранеными, вывод женщин и детей из осажденной крепости, переговоры с парламентером, празднование религиозного праздника). Решение о заключении местного перемирия может принять местное военное командование в рамках своих полномочий. Местное перемирие не влечет за собой прекращение войны между воюющими. Общее перемирие полностью прекращает боевые действия воюющих. Оно не ограничивается каким-либо сроком и продолжается до заключения мирного договора (мирного урегулирования). Капитуляция - способ прекращения военных действий. В отличие от общего перемирия при капитуляции побежденная сторона утрачивает даже формальное равенство с победителем (кроме почетной капитуляции). Капитуляция может быть почетной, простой (обычной), общей и безоговорочной.

    Почетная капитуляция - это прекращение военных действий в связи с достигнутой договоренностью между воюющими сторонами, в соответствии с которой капитулирующая сторона имеет право покинуть свои позиции с техникой и оружием. Общая капитуляция - это повсеместное прекращение боевых действий с признанием капитулирующим государством своего поражения в войне, разоружаются вооруженные силы, территория государства может быть оккупирована и на него налагается политическая и материальная ответственность. Безоговорочная капитуляция - повсеместное общее прекращение боевых действий, разоружение и сдача всех вооруженных сил побежденного государства без всяких условий. Победители определяют санкции за агрессию, виды политической и материальной ответственности, привлекают к уголовной ответственности военных преступников, разрабатывают мирный договор, определяют пути экономического, социального, политического переустройства побежденного государства под контролем ООН.

    Прекращение состояния войны между воюющими государствами оформляется, как правило, путем заключения мирного договора. Правовые последствия окончания войны для воюющих государств:

    прекращают действовать законы и обычаи войны;

    устанавливаются мирные дипломатические отношения;

    возобновляется действие ранее заключенных международных договоров;

    возвращаются все военнопленные, производится репатриация гражданского населения, попавшего на территорию противника;

    осуществляется вывод оккупационных войск;

    производится разминирование минных полей и траление морских мин;

    разрешаются вопросы политической, материальной ответственности государств, уголовной ответственности военных преступников.

    Под нейтралитетом во время войны понимается неучастие го­сударства в войне и неоказание непосредственной помощи воюющим сторонам. Права и обязанности нейтральных государств, а также воюющих сторон в отношении нейтральных стран регламентируются Гаагской конвенцией «О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны» 1907 г. Нейтралитет государства может быть постоянным или временным.

    Воюющим государствам запрещается проводить через территорию нейтрального государства войска и военный трансферт (железнодорожный, морской, воздушный). Если войска воюющей державы окажутся на его территории, то оно обязано их интернировать. Нейтральное государство обязано не допускать открытия вербовочных пунктов и формирования на своей территории военных отрядов в пользу воюющих; оно не имеет права снабжать воюющие страны оружием и другими военными материалами. Запрещается располагать на нейтральной территории радиостанции и другие технические приспособления воюющих сторон. Нейтральное государство имеет право отражать покушение на его нейтралитет вооруженными силами; оно может разрешить перевозку по своей территории раненых и больных воюющих сторон.

    В территориальных водах нейтрального государства запрещается производить военные действия, в том числе: захватывать торговые суда воюющей стороны; создавать в этих водах, портах, на рейдах базы для проведения военно-морских операций; устанавливать радиостанции для связи с воюющими силами. Порядок прохода судов через территориальные воды нейтрального государства устанавливается этим государством: оно может установить разрешительный, уведомительный порядок прохода или запретить транзит военных кораблей воюющих сторон. Торговые суда воюющих сторон имеют право свободно входить (проходить транзитом) в любые воды, открытые для мирного торгового мореплавания. К режиму нейтралитета в морской войне относится и регулирование борьбы воюющих сторон с военной контрабандой, под которой понимаются материалы и предметы, запрещаемые воюющей стороной к перевозке нейтральным государством для снабжения противной воюющей стороны. В соответствии с Лондонской декларацией о праве морской войны 1909 г. военная контрабанда бывает абсолютной и относительной (условной). Абсолютную контрабанду составляют материалы и предметы исключительно военного назначения; оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, военное снаряжение. Относительная военная контрабанда включает материалы и предметы, кото­рые могут использоваться как в мирных, так и в военных целях: одежда, обувь, золото, ценные бумаги, суда, средства связи, топливо. Медикаменты не рассматриваются как военная контрабанда. Захваченные предметы военной контрабанды конфискуются, если будет доказано, что они доставляются на территорию неприятеля или оккупированную им территорию.

    Нейтралитет в воздушной войне сводится к тому, что воздушное пространство над территорией нейтрального государства неприкосновенно, запрещается пролет через воздушное пространство самолетов воюющих сторон, преследование самолетов противника и вступление с ними в бой; приземлившиеся военные самолеты воюющих сторон задерживаются, а экипаж интернируется до окончания войны; воюющим сторонам запрещается провозить через воздушное пространство нейтрального государства свои войска и военное имущество. Санитарные самолеты не должны совершать полетов в воздушном пространстве нейтрального государства и не должны производить посадки на его территории.

    62. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОКОНЧАНИЯ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И СОСТОЯНИЕ ВОЙНЫ

    Военные действия между воюющими могут быть прекращены в результате перемирия или капитуляции одного из них. Перемирие может быть местным и общим.

    Местное перемирие носит временный характер, оно предназначено для ограниченного театра войны (поле боя, крепость, остров) с конкретными ограниченными целями или задачами местного значения (подбор и транспортировка раненых, больных и убитых, обмен ранеными, вывод женщин и детей из осажденной крепости, переговоры с парламентером, празднование общенационального или религиозного праздника) и длится, как правило, короткое время (несколько часов, один или несколько дней).

    Общее перемирие или общее прекращение огня полностью прекращает боевые действия воюющих. Оно, как правило, не ограничивается каким-либо сроком и продолжается до заключения мирного договора или мирного урегулирования. Нарушение общего перемирия отдельными военнослужащими является военным преступлением, за которое эти военнослужащие должны нести уголовную ответственность.

    Капитуляция – это один из способов прекращения военных действий. В отличие от общего перемирия, при капитуляции побежденная сторона утрачивает даже формальное равенство с победителем (исключая почетную капитуляцию). Капитуляция может быть почетной, простой(обычной), общей и безоговорочной.

    Почетная капитуляция – прекращение военных действий в связи с достигнутой договоренностью между воюющими сторонами, в соответствии с которой капитулирующая сторона имеет право покинуть свои позиции или осажденный город со знаменами, техникой и оружием и соединиться впоследствии со своими вооруженными силами, в том числе и для дальнейшего ведения боевых действий.

    Простая капитуляция – прекращение военных действий на отдельном участке (сдача крепости, зоны), разоружение и пленение капитулирующих.

    Общая капитуляция – повсеместное общее прекращение боевых действий с признанием капитулирующим государством своего поражения в войне.

    Безоговорочная капитуляция – повсеместное общее прекращение боевых действий, разоружение и сдача всех вооруженных сил побежденного государства без каких бы то ни было условий.

    Прекращение состояния войны между воюющими государствами оформляется, как правило, путем заключения мирного договора, принятия односторонней декларации или подписания двусторонней декларации.

    Правовые последствия окончания войны (состояния войны) наступают как для воюющих сторон, так и для нейтральных и других невоюющих государств.

    Для воюющих государств: прекращают действовать законы и обычаи войны и устанавливаются нормальные мирные отношения, в том числе дипломатические; возобновляется действие ранее заключенных международных договоров; заключаются новые договоры, производится репатриация гражданского населения.

    Для нейтральных государств – прекращение нейтралитета. Для других невоюющих стран – прекращение соблюдения режима военных зон, восстановление безопасности воздушной и морской навигации, возвращение интернированных граждан.

    Из книги Предпринимательское право автора Шевчук Денис Александрович

    Тема 9 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 1. Цена как экономическая и юридическая категория Цена как экономическая категория выражает согласованный покупателем и продавцом денежный или иной имущественный эквивалент, который покупатель согласен уплатить за

    Из книги Коммерческое право: конспект лекций автора Горбухов В А

    4. Правовое регулирование цен предприятий-монополистов Правовое регулирование цен предприятий-монополистов создало правовую неопределенность самого понятия «монополия»: его неструктурированность по уровням (федеральному и региональному), положению в народном

    Из книги Коммерческое право автора Горбухов В А

    1. Правовое регулирование ценообразования Цена – одна из ключевых характеристик товара. Цена – количество денег, которое покупатель платит, а продавец получает за единицу товара. Прежде всего, цена – это денежная сумма, которую покупатель согласен заплатить за товар. Но

    Из книги Уголовный кодекс Украины в анекдотах автора Кивалов С В

    1. Правовое регулирование торгов Торги – один из способов заключения договоров, которые направлены на продажу имущества, за исключением договоров, выполнение которых на торгах несовместимо с их сутью. Сущность торгов в том, что договор заключается организатором торгов

    Из книги Засады, подставы и другие хитрости инспекторов ГИБДД автора Кузьмин Сергей

    Из книги История военных судов России автора Петухов Николай Александрович

    Статья 433. Насилие над населением в районе военных действий 1. Насилие, противозаконное уничтожение имущества, а также противозаконное отобрание имущества под предлогом военной необходимости, совершаемые по отношению к населению в районе военных действий, -

    Из книги Правовое регулирование рекламной деятельности автора Богацкая Софья Германовна

    Из книги Финансовое право автора Шевчук Денис Александрович

    § 2. Система преступлений и наказаний по Воинскому Уставу 1715-1716 гг. Воинские преступления и наказания. Система военных судов и судопроизводства в военных судах Воинский Артикул и Краткое изображение процессов и судебных тяжб (части II и III Воинского устава) можно назвать

    Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

    § 2. Правовое регулирование деятельности военных трибуналов в Советском Союзе С образованием Советского Союза система военных трибуналов и их компетенция определялись уже целой системой нормативных актов: «Положением о Верховном Суда Союза Советских Социалистических

    Из книги Предпринимательское право. Шпаргалки автора Антонов А. П.

    Из книги Право Европейского Союза автора Кашкин Сергей Юрьевич

    Глава VI Правовое регулирование страхования

    Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

    Из книги автора

    30. Правовое регулирование качества продукции Государственное регулирование качества продукции, работ и услуг осуществляется через законодательство. Нормативные акты и нормы законодательства о качестве относятся к различным отраслям права: административному,

    Из книги автора

    13. Как развивалась «европейская идея» после окончания Первой мировой войны до начала формирования Европейского Союза? Наиболее крупный проект начала XX в. - это проект Соединенных Штатов Европы, появившийся в годы Первой мировой войны. Он предлагал перестроить

    Из книги автора

    Правовое регулирование материальной ответственности Материальная ответственность сторон трудового договора наступает за ущерб, причиненный одной из сторон в результате ее виновного противоправного поведения (действия или бездействия).Каждая из сторон обязана

    Из книги автора

    Правовое регулирование трудовых споров Трудовым законодательством регулируются содержание и порядок рассмотрения двух видов трудовых споров: индивидуальных трудовых споров и коллективных трудовых споров.Под индивидуальными трудовыми спорами (ИТС) понимаются

    В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по международному гуманитарному праву. Пособие составлено на основе новейшего международного законодательства и полностью соответствует программе курса «Международное гуманитарное право». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении международного гуманитарного права, подготовке к сдаче курсовых экзаменов. Книга предназначена для студентов всех форм обучения высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля.

    13. Прекращение военных действий

    Окончание войны – деятельность, которая направлена на восстановление мирных отношений между конфликтующими государствами и прекращение военных действий.

    Основные формы прекращения военных действий :

    1) перемирие;

    2) капитуляция.

    Перемирие – это временное прекращение военных действий, осуществление которого основывается на взаимном соглашении между участниками вооруженного конфликта.

    Перемирие бывает местное и общее.

    К местному перемирию относятся действия следующего характера :

    1) подбор раненых и больных;

    2) погребение мертвых;

    3) эвакуация из осажденных районов гражданского населения;

    4) иные действия.

    Оно заключается как командующим войсками, так и старшим военным начальником на определенном участке фронта.

    Общее перемирие предполагает, что:

    1) военные действия временно приостанавливаются на всем театре военных действий;

    2) возможно прекращение военных действий.

    В отличие от местного перемирия, общее заключается компетентными органами государств, которые занимаются решением вопросов относительно прекращения военных действий по всей линии фронта.

    Отличительной чертой перемирия является то, что в его процессе конфронтация сторон приобретает формальное и юридическое равенство.

    В современный период времени перемирие между сторонами, находящимися в конфликте, в основном заключается по волеизъявлению Организации Объединенных Наций, которая оговаривает со сторонами место и время, подготавливает проект соответствующих документов.

    Капитуляция представляет собой всякое прекращение противоборства вооруженных сил или их части. Помимо этого, при ней капитулирующая сторона наделяется статусом побежденного государства и лишается всякого формального равенства с победителем.

    Существуют два вида капитуляции – безоговорочная и на определенных условиях.

    Но при любом ее виде сторона-победитель повергнутым государствам диктует свои условия.

    При данной форме прекращения военных действий все вооружение, военное имущество, военные корабли, самолеты переходят в собственность противника, а капитулирующие войска попадают в военный плен.

    Несоблюдение основных условий капитуляции является правонарушением международного характера, но только если оно совершено по приказу правительства конфликтующей стороны, либо военным преступлением, если его совершение произошло без такого указания.

    Основные формы прекращения состояния войны между конфликтующими государствами :

    1) заключение мирного договора. Данный вид договора рассматривает наиболее значимые вопросы относительно урегулирования политической, экономической, территориальной и иной проблемы вследствие прекращения военных действий между конфликтующими сторонами.

    К таким договорам можно отнести заключенные СССР в 1948 г. мирные договоры с государствами-сателлитами фашистской Германии;

    2) односторонняя декларация (например, СССР окончил войну с фашистской Германией Указом Президиума ВС СССР от 25 января 1955 г.), а также двусторонняя декларация (например, Советско-японская декларация от 10 октября 1956 г.).

    К правовым последствиям прекращения военных действий относятся :

    1) восстановление дипломатических и консульских отношений;

    2) возобновление действий, отношений в области экономики;

    3) разрешение территориального вопроса;

    4) обмен военнопленными;

    5) разрешение вопросов, касающихся ответственности государств и индивидов, иными словами, наступление ответственности государств в любом ее проявлении.

    Окончание военных действий и состояния войны - это акты, отличающиеся один от другого как по способам их юридического оформления, так и по тем правовым последствиям, которые они порождают для воюющих сторон.

    Наиболее распространенными формами прекращения военных действии являются перемирие и капитуляция. Перемирие представляет собой временное прекращение военных действий, осуществляемое на основе взаимного соглашения между участниками вооруженного конфликта. Различают два вида перемирия: местное и общее.

    Местное перемирие преследует цель приостановить военные действия между отдельными частями и подразделениями на ограниченном участке театра военных действий. Как правило, оно направлено на решение частных задач: подбор раненых и больных, погребение мертвых, эвакуация из осажденных районов лиц из числа гражданского населения, посылка парламентеров и т. д.

    Общее перемирие существенно отличается от местного. Во-первых, в случае общего перемирия военные действия приостанавливаются на всем театре военных действий. Во-вторых, общее перемирие при определенных обстоятельствах (например, если стороны в конфликте формально не заявили о наличии состояния войны между ними) способно не только приостановить военные действия, но и привести к их прекращению. В этом случае общее перемирие как акт не только военный, но имеющий и политическое значение оформляется воюющими сторонами в договорно-правовом порядке со всеми вытекающими из этого международно-правовыми последствиями. В качестве примеров можно назвать Соглашение о военном перемирии в Корее от 27 июля 1953 г., Соглашение о прекращении огня в Алжире от 18 марта 1962 г., Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме от 27 января 1973 г. Все эти соглашения содержали два общих для них положения: прекращение военных действий и взаимное возвращение всех военнопленных в установленные сроки.

    Специфической формой приостановления военных действий является выполнение участвующими в конфликте государствами решения Совета Безопасности, принятого на основании ст. 40 Устава ООН, о “временных мерах”, которые могут включать, в частности, прекращение огня, отвод войск на заранее занятые позиции, освобождение определенной территории и т. д.

    Согласно IV Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года, всякое существенное нарушение перемирия одной из сторон дает право другой отказаться от него и даже, в крайнем случае, немедленно возобновить военные действия (ст. 40). Однако нарушение условий перемирия отдельными лицами, действующими по собственному почину, дает только право требовать наказания виновных и вознаграждения за понесенные потери, если таковые случились (ст. 41).



    Капитуляция - это прекращение сопротивления вооруженных сил или их части. Как правило, при капитуляции все вооружение, военное имущество, военные корабли, самолеты переходят к противнику. Сдающиеся войска подвергаются военному плену. Капитуляция отличается от перемирия тем, что капитулирующая сторона лишается даже формального равенства с победителем. Разновидностью капитуляции является безоговорочная капитуляция. Так, после разгрома фашистской Германии 8 мая 1945 г. в Берлине был подписан Акт о военной капитуляции германских вооруженных сил. После победы над империалистической Японией 2 сентября 1945 г. в Токийской бухте был подписан Акт о капитуляции Японии. Акты предусматривали безоговорочную капитуляцию всех германских и японских вооруженных сил, их полное разоружение и сдачу в плен командованию союзных армий.

    Согласно обычной норме международного права, нарушение условий капитуляции составляет международное правонарушение, если оно/совершено по указанию правительства воюющей стороны, или военное преступление, если оно совершено без такого указания. Такое нарушение может повлечь либо адекватные ответные действия, либо наказание виновных как военных преступников.

    Основным международно-правовым средством прекращения состояния воины между воюющими сторонами является заключение ими мирного договора. Подобные договоры охватывают широкий круг вопросов, касающихся урегулирования политических, экономических, территориальных и других проблем (обмен военнопленными, ответственность военных преступников, возобновление действия договоров, реституции, репарации, восстановление дипломатических и консульских отношений и т. п.) в связи с прекращением состояния войны и восстановлением мира между воюющими. Так, окончание первой мировой войны получило свое международно-правовое оформление в виде ряда мирных договоров 1919 - 1920 годов, которые составили так называемую Версальскую систему мирных договоров.

    После второй мировой войны страны антигитлеровской коалиции подписали в 1947 году выработанные на Парижской мирной конференции мирные договоры с Италией, Финляндией, Румынией, Венгрией и Болгарией.

    Похожие статьи