• Когда был юрьев день год. Что такое Юрьев день в истории? Что такое Юрьев день в истории: определение

    27.01.2024

    В статье мы расскажем о том, что такое Юрьев день, какова история этого праздника, а также о том, в честь кого он отмечается. День св. Георгия, который на Руси назывался Юрьевым днем, связывается у многих из нас с историей крепостного права. И действительно, этот праздник был особым для крестьян. Ни у кого из них не возникал вопрос: "Что такое Юрьев день?" Его значение для них было огромным. Заинтригованы? Читайте эту статью, и вы узнаете, что такое Юрьев день в истории нашей страны.

    Когда отмечался Юрьев день, как он был связан с крепостным правом

    Это праздник по старому стилю отмечался 26 ноября, а по новому - 9 декабря. В период с 16 по 17 век он выпадал на 6 декабря.

    Кратко ответить на вопрос о том, что такое Юрьев день для русских крестьян, можно следующим образом. Во-первых, именно в этот день помещики рассчитывались с ними. Расчет происходил по результатам собранного урожая, тогда, когда в деревне заканчивался финансовый год. Именно от Егорьева дня, как назывался Юрьев день, произошло слово "объегорить", которое означало нечестно рассчитаться. Во-вторых, именно тогда был разрешен уход от помещика. Крестьяне в 15 веке отлично знали, что такое Юрьев день, ведь в этот праздник они могли свободно оставить свою землю и уйти к другому землевладельцу. Для этого, однако, требовалось уплатить долги прежнему помещику, а также пошлину за пользование земельным наделом и двором (пожилое). Те, кто прожил 4 или более лет у землевладельца, уплачивали в случае перехода "все пожилое". Другие, находившиеся в его подчинении менее четырех лет, отдавали только часть, в зависимости от того, какое время они прожили у него. Расскажем о том, что такое Юрьев день в истории России дальнейших лет.

    Судебники Ивана III и Ивана Грозного

    После того как русские земли были объединены под властью московского князя, установился единый порядок на всей территории государства. В 1497 году был принят Судебник (при Иване III). В соответствии с ним право крестьян уйти от помещиков в течение года было ограничено. Теперь они могли покинуть их лишь после окончания полевых работ, то есть за неделю до Юрьева дня и еще 7 дней после. В изданном при Иване Грозном (портрет его представлен выше) Судебнике 1550 года сохранилось право "выхода". Вот что такое право Юрьева дня - возможность уйти от помещика.

    Режим заповедных лет

    Слово "заповедь" в переводе означает "запрет". по инициативе Б. Годунова запретил крестьянам и в Юрьев день переходить от одного хозяина к другому. Но не всегда, а только в определенные годы, когда создавались писцовые книги, в которых была представлена опись земельного фонда и населения. Этот запрет стал неожиданным для Появилась следующая поговорка: "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!"

    "Урочные лета"

    Однако крестьяне еще могли скрыться от помещиков. Еще в в 1597 году, был издан указ об урочных летах. В нем впервые был указан срок сыска беглых крестьян. Он составлял 5 лет. Это время называлось "урочными летами". Если в течение его помещик не нашел крестьянина, не обратился с челобитной о его розыске, право на него было для него потеряно. Беглый крестьянин по закону закреплялся за новым хозяином. "Урочные лета" распространялись не только на тяглых крестьян, которые оказывались прикреплены к земле на 5 лет, но и на их жен и детей, которые ранее не подпадали под "заповедные лета". При этом любой переход крестьянина считался бегством. Совершивший его подлежал возврату вместе с имуществом и семьей.

    Борис Годунов впоследствии то отменял этот срок, то вводил его вновь. Через некоторое время было отменено, и жители нашей страны забыли о том, что такое Юрьев день в истории. Сегодня далеко не все могут рассказать об этом празднике. Однако в культуре нашей страны его отголоски сохранились и по сей день.

    Итак, мы ответили на вопрос: "Что такое Юрьев день?". Определение этого праздника, как вы узнали, связано с именем св. Георгия. Но мы еще не рассказали о самом этом святом. Предлагаем вам познакомиться с ним поближе.

    Краткое жизнеописание Георгия

    Этот святой родился в г. Бейрут (Белит) в 3-м веке н. э. Родители его были людьми богатыми. Несмотря на то что на христиан в то время были гонения, они воспитывали своего сына в традициях веры. Георгий был красивым, сильным и храбрым юношей. Как и многие его сверстники, он решил поступить на военную службу к Диоклетиану, императору, жившему с 284 по 305 г. н. э. Вскоре он заслужил расположение и уважение правителя Римской империи. Диоклетиан, однако, устраивал гонения на христиан. Однажды Георгий не выдержал этого и обличил императора в несправедливости и жестокости. Он сказал, что он является одним из его любимцев, а между тем Георгий христианин, как и те, кого Диоклетиан преследует. Конечно, этот поступок означал смерть для храброго юноши. Император, убедившись, что тот не отречется от Христа, велел отрубить Георгию голову. Это произошло в Никомидии в 303 году.

    День памяти Георгия

    Сам день памяти Георгия-Юрия является чисто русским праздником. Его нет в других православных Церквах. Память пострадавшего за веру воина Георгия, жившего при императоре Диоклетиане, по новому стилю отмечается 6 мая. У множества православных народов, к примеру, у южных славян, Георгий - покровитель земледельцев. Всем известно совершенное им убийство змея, изображенное на московском гербе.

    Чудо о змие

    Каждый из вас наверняка видел изображение святого Георгия, сидящего на белом коне и поражающего копьем змия, извивающегося на земле. Оно иллюстрирует событие, произошедшее уже после кончины св. Георгия. Согласно легенде, недалеко от места, где появился на свет этот святой, в г. Бейруте, жил в озере змей. Он часто пожирал местное население. Для того чтобы утолить его голод, жители стали регулярно приносить ему на съедение девушку или юношу, которые были выбраны по жребию. Жребий однажды выпал на дочь человека, правившего этой местностью. Девушку отвели к озеру и привязали здесь. Она в ужасе ожидала появления чудовища. Когда змей начал приближаться к ней, неожиданно появился юноша на белом коне. Он пронзил чудовище копьем и таким образом спас девушку. Конечно же, этот юноша был Георгием, святым великомучеником. Этим чудесным явлением он положил конец уничтожению девушек и юношей в пределах Бейрута. Георгий обратил ко Христу население этой страны, жители которого раньше были язычниками.

    Символы в чуде о змие

    Этот рассказ называют чудом Георгия о змие. Он напоминает фольклорные рассказы различных стран о героях и богатырях, победивших чудовище. Однако победа святого, при всем сходстве с ними, была более духовной, нежели физической. Не случайно изображение героя, поражающего змея, нередко объясняют иносказательно. Спасенная им царевна олицетворяет Церковь, а змей символизирует язычество. То, что Георгий изображен на коне, также не случайно. Это символизирует победу над "древним змием", то есть дьяволом. Победа над драконом, а также то, что Георгий по профессии был воином, стали причиной почитания его как покровителя воинства.

    Воскрешение вола

    Но, кроме убийства змея, он почитался и за другое деяние. Георгий однажды повстречал на своем пути бедного крестьянина. У этого человека пал единственный вол. Георгий упросил Бога своей молитвой оживить вола. Крестьяне трактовали победу над змеем как возможность молитвы этому святому с просьбой защиты от укусов ядовитых змей, нападающих на скот, а также от хищных животных вообще.

    Память о святом

    Еще с 10 века на Руси стало распространенным имя "Юрий" и "Георгий". Ярослав Мудрый, сын Владимира, крестившего Русь, был наречен в крещении именно Георгием. Ярослав в честь своего покровителя соорудил в Киеве Георгиевскую церковь, находящийся в Великом Новгороде Юрьев монастырь, а также основал прибалтийский город Юрьев. Церковь, расположенная в Киеве (на фото выше), в период средневековья несколько раз была разрушена и перестроена. Окончательно ее уничтожили лишь в 1934 году. Сегодня об этой церкви напоминает лишь название переулка в Киеве, расположенного неподалеку от Золотых ворот (Георгиевский переулок). В наши дни город Юрьев принадлежит Эстонии. Он был переименован в Тарту. А расположенный в (на фото ниже) действует и сегодня. Он является одной из основных достопримечательностей этого города. Благодаря ему многие наши соотечественники вспоминают о том, что такое Юрьев день.

    Определение по истории, заданное учителем, или просто интерес к традициям нашей страны побудил вас познакомиться с этим праздником? Надеемся, что в любом случае вы нашли необходимую информацию. О том, что такое Юрьев день на Руси, можно рассказывать долго, но мы постарались отобрать лишь самые важные сведения.

    Отмена Юрьева дня и введение патриаршества

    Вскоре, в июне 1591 года, крымский хан Казы-Гирей напал на Москву. В посланных царю грамотах он уверял государя, что идет воевать с Литвой, а сам вплотную подошел к Москве.

    Борис Годунов выступил против хана Казы-Гирея и в сражениях, шедших прямо на полях вокруг Москвы, сумел одержать победу над татарами. В память об этом событии был заложен в Москве Донской монастырь , куда поместили икону Донской Божией Матери, помогавшей когда-то великому князю Дмитрию Донскому на Куликовом поле и Годунову в битве под Москвой.

    В июне 1592 года у жены царя Федора Ивановича и царицы Ирины родилась дочь, но девочка прожила недолго и умерла во младенчестве. Несчастные родители горько оплакивали смерть царевны, а вместе с ними горевала и вся столица.

    Зимой 1592 года Борис Годунов от имени царя Федора отправил в военный поход против Финляндии большие войска. Они успешно достигли пределов Финляндии, выжгли несколько городов и селений, захватили в плен тысячи шведов. Двухлетнее перемирие со шведами было заключено спустя год, а вечный мир со Швецией - 18 мая 1595 года.

    Правление царя Федора Ивановича стало памятным для россиян отменой дня, когда был разрешен переход крестьян от одного помещика к другому, когда осенью, в Юрьев день , они покидали хозяина. Теперь крестьяне, проработав у одного хозяина более полугода, становились полной его собственностью. В память об этом указе появилась народная поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».

    Патриарх Иов

    При Федоре Ивановиче в России было введено патриаршество, а первым патриархом всея Руси стал в 1589 году митрополит Иов . Это нововведение было единственным решением не Годунова, а самого царя Федора Ивановича. Произошло это в связи с тем, что после захвата турками Константинополя патриарх Восточной империи потерял свою значимость. К тому времени Русская церковь была уже самостоятельной. Через два года собор восточных патриархов утвердил Российскую патриархию .

    Царь Федор Иванович, прозванный Блаженным, скончался 7 января 1598 года. Болел он долго и тяжело, а умер тихо и незаметно. Перед смертью Федор простился с любимой супругой. Преемником своим он не назвал никого, уповая на Божью волю.

    Борис Годунов объявил подданным, что государь оставил царствовать свою супругу, а советниками при ней - патриарха Иова, двоюродного брата царя - Федора Никитича и шурина Бориса Годунова.

    Историк Н. М. Карамзин писал: «Так пресеклось на троне московском знаменитое варяжское поколение, коему Россия обязана бытием, именем и величием… Скоро узнала печальная столица, что вместе с Ириною вдовствует и трон Мономахов; что венец и скипетр лежат на нем праздно; что Россия не имеет царя, не имеет и царицы».

    Последнего представителя династии Рюриковичей захоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.

    Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора

    Учреждение патриаршества в России До 1589 г. Русская Православная церковь находилась формально в подчинении Константинопольского патриарха, хотя на самом деле была независима от него. Наоборот, обедневшие под гнетом османов константинопольские патриархи не обходились

    Из книги Петр Великий автора Валишевский Казимир

    Глава 3 Реформа духовенства. Упразднение патриаршества IРодившийся в Киеве в 1681 году, Феофан Прокопович принадлежал по своему происхождению к сфере польских влияний, а по воспитанию – к католической церкви. Первоначальное образование он получил в униатской школе, затем

    Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

    § 64. Учреждение патриаршества в Москве и указы о крестьянах Теория «Москва - Третий Рим» и учреждение московского патриаршества (1589). Четыре новых русских митрополии. Уход крестьян из центральных русских областей. Крестьянские «вывозы». Составление писцовых книг. Указы

    Из книги 100 знаменитых женщин автора

    ЮРЬЕВА ИЗАБЕЛЛА ДАНИЛОВНА (род. в 1899 г. – ум. в 2000 г.) Звезда русского романса XX ст., легенда эстрады. Народная артистка России (1992 г.). Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Когда в 1998 г. отмечалась символическая дата – 200-летие русского романса,

    Из книги В пучине Русской Смуты. Невыученные уроки истории автора Зарезин Максим Игоревич

    На закате Юрьева дня Царь Феодор Иоаннович и глава его правительства Борис Годунов старались исправить ситуацию, защищая интересы мелких служилых землевладельцев. Однако власть боролось не с причинами кризиса, а с его последствиями: крестьяне бегут - значит, надо

    Из книги История крепостей. Эволюция долговременной фортификации [с иллюстрациями] автора Яковлев Виктор Васильевич

    Из книги Святители и власти автора Скрынников Руслан Григорьевич

    УЧРЕЖДЕНИЕ ПАТРИАРШЕСТВА В РОССИИ Иван Грозный завещал трон слабоумному сыну Федору. Незадолго до смерти он назначил регентский совет, в который вошли удельный князь Иван Мстиславский, князь Иван Шуйский, Никита Романов и Богдан Бельский. Трое регентов принадлежали к

    Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

    Отмена Юрьева дня и введение патриаршества Вскоре, в июне 1591 года, крымский хан Казы-Гирей напал на Москву. В посланных царю грамотах он уверял государя, что идет воевать с Литвой, а сам вплотную подошел к Москве.Борис Годунов выступил против хана Казы-Гирея и в сражениях,

    Из книги Мифы и факты русской истории [От лихолетья Смуты до империи Петра I] автора Резников Кирилл Юрьевич

    5.5. ОТМЕНА ПАТРИАРШЕСТВА ПЕТРОМ I Начало церковных реформ Петра. После прихода к власти (1689) Пётр не проявлял открыто своего отношения к Русской церкви. Все изменилось после смерти авторитетного патриарха Иоакима (1690), а затем матери (1694). С патриархом Адрианом (1690-1700) Пётр

    Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

    1589 Учреждение патриаршества в России До 1589 г. Русская православная церковь находилась в формальном подчинении Константинопольского патриарха, хотя на самом деле была независима от него. Наоборот, обедневшие под гнетом османов константинопольские патриархи неК рассказу «Учреждение патриаршества» Царьград– Константинополь, с 1453 г. Стамбул, столица турецкого султана.Толмач –

    Из книги Женщины, изменившие мир автора Скляренко Валентина Марковна

    Юрьева Изабелла Даниловна (род. в 1899 г. – ум. в 2000 г.) Звезда русского романса XX ап., легенда эстрады. Народная артистка России (1992 г.). Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.Когда в 1998 г. отмечалась символическая дата – 200-летие русского романса,

    Из книги Русская история. Часть II автора Воробьев М Н

    4. Отмена патриаршества Дальше - вопрос об отмене патриаршества. Умирает патриарх Адриан. Это было самое первое время Северной войны, и Петр переписывался по вопросам управления Церковью из лагеря под Нарвой с теми, кто остался в Москве. Не впервые Церковь оставалась без

    Из книги Авиация Красной армии автора Козырев Михаил Егорович

    Кто придумал Юрьев день, и кто его отменил.

    Многие слышали пословицу «Вот тебе бабушка и Юрьев день», но мало кто знает, что она означает. Кто такой Юрий, почему с ним связана эта пословица, мы расскажем в статье.

    Что такое Юрьев день в истории: определение

    Со Святым Юрием или Георгием, связано много интересных, необычных историй. Изначально это крестьянин, который жил в зажиточной семье в 3 тысячелетии нашей эры. Он подрос, стал красивым, умным видным юношей и поступил на службу к императору. Вскоре стал его приближенным лицом, служил верой и правдой. Но в то время были серьезные гонения крестьян, и Георгий не выдержал этого, и сказал императору о своем происхождении. Что тоже крестьянин, при этом император доверяет ему, больше чем всем остальным. Он возмутился гноением крестьян. Конечно, императору этого не понравилось, он убил юношу. С тех пор Георгия стали считать святым, потому как он проповедовал христианство и распространял его.

    Стоит отметить, что день Святого Георгия отмечался только в России. В других религиях больше этого дня нет. Исходя из этого Юрьев день — это день Святого Георгия, который отмечался 9 декабря, до отмены крепостного права.

    Многие крестьяне ждали Юрьево дня, потому что только в этот день можно было перейти от одного землевладельца к другому. То есть это своеобразный переход от одного барина к другому. При этом крестьянин должен был заплатить определенную сумму. Если быть точнее, то это деньги, благодаря которым он жил на земле его владельца в предоставленном доме. Самое интересное, что в народе называют этот день Егора. Именно благодаря этому возникло выражение «объегорить», то есть обмануть. Не все помещики честно рассчитывались с крестьянами и выплачивали им те деньги, которые они заслужили. Многие из них были просто обмануты, им выплачивали в конце мизерные суммы.



    Когда, при каком царе на Руси был введен Юрьев день, и каковы его правила? Кто отменил Юрьев день, когда его отмечают: дата

    Юрьев день был создан в 1497 году Иваном III. Именно он описал и позволил крестьянам один день в году выбирать себе нового барина, и переходить к нему. Фактически это был не один день, а неделя до 9 декабря, и неделя после него. Этот период был выбран не просто так, потому что в это время заканчивались все работы на полях, и впереди была зима. То есть по сути работы никакой по хозяйству особо не было, и человек мог в это время осуществлять переход.

    С отменой этого дня несколько сложнее, потому как факты расплывчатые. Много кто из историков настаивает на том, что отменил Юрьев день Иван Грозный, окончательно закрепостив крестьян. Но некоторые из историков отрицают этот факт, и считают, что это случилось гораздо позже. Это сделал его сын под влиянием Бориса Годунова. Фактически этот день в документации не был отменен, но были созданы такие условия, что крестьянам было не под силу выплачивать эти пошлины, переходить к другому барину.

    Самое интересное, что тогда многие из крестьян вынуждены были бежать от одних хозяев к другим. Потому как те к ним плохо относились. Но были определенные года, в которые издавались какие-то важные и серьезные указы. В эти года нельзя было переходить от одного барина к другому. Соответственно ранее, все те кто перешли к другим хозяевам, могли быть возвращены назад, к прежнему барину.

    Нередко хозяева подавали в розыск, потому как крестьяне просто убегали от одного владельца к другому. Если в течение пяти лет крестьянина никто не нашел, он уже мог считаться вполне свободным. Его не имели права вернуть назад, но все эти 5 лет он должен был где-то прятаться вместе со своей семьей.

    Существует мнение, что этот день был отменен 1581 году. Именно в этом году была принята церковная реформа, которая говорила о том, что церкви больше земли не положены. Они не должны выращивать для себя никаких культур, зерна или овощей, и теперь будут жить только за средства, которые выделяют им правители.

    Дело в том, что именно в Юрьев день многие из крестьян переходили на монастырские земли. То есть на земли, которые принадлежали церкви, потому что на них было гораздо проще работать. Взимался меньший налог, они меньше платили за пользование землями. Оборудование для обработки этих земель было более модернизированным и работать оказывалось гораздо легче. Поэтому большая часть крестьян перебегала от помещиков на монастырские земли.

    Именно эта церковная реформа по сути дела отменила Юрьев день, потому как смысла переходить от одного хозяина к другому у крестьян не стало. Ведь практически все помещики пытались выжать из крестьянина максимум всего. В то же время была увеличена сумма, которую нужно было заплатить барину для перехода от него к другому хозяину. Считается, что принял этот закон сын Ивана Грозного Федор, но многие историки считают, что это случилось под влиянием Бориса Годунова.



    «Вот тебе бабушка и Юрьев день» значение, смысл фразеологизма

    После 1581 года и возникла пословица «Вот тебе бабушка и Юрьев день». Означает отмену надежд, горькое разочарование. Действительно, многие люди ждали этого дня, чтобы покончить свои отношения с барином, который сдирал с них три шкуры, и перейти на монастырские земли. Но теперь уходить было некуда, потому как у монастырей отобрали эти земли и обрабатывать было нечего. Вариантов работы для крестьян практически не оставалось, кроме как ходить от одного барина к другому.

    Много историков считают, что на самом деле церковная реформа мало на что повлияла, потому как тогда были достаточно смутные времена для крестьян. Земли было огромное количество, крестьян мало, поэтому помещики были сами заинтересованы, чтобы у них работали крестьяне и предлагали им довольно неплохие условия. Но тогда возникли случаи ухода крестьян от барина. То есть крестьяне бежали от одного землевладельца к другому.



    Окончательно покончено с Юрьевым днем было в 1649 году, при Александре Михайловиче. Тогда был принят документ, который назывался Соборное уложение. Согласно этому документу полностью ликвидировались права крестьян переходить от одного помещика к другому. Соответственно именно с этой даты крестьяне стали крепостными, то есть навсегда прикрепленными за определенной землей и землевладельцем.



    Ученые до сих пор спорят, когда было основано крепостное право. Многие придерживаются версии Соборного уложения. Но некоторые считают этот процесс более растянутым во времени.

    ВИДЕО: Юрьев день

    План
    Введение
    1 Значения святого Георгия для этого праздника
    2 Весенний Юрьев день
    2.1 У восточных славян
    2.2 У южных славян

    3 Осенний Юрьев день
    Список литературы

    Введение

    Юрьев день (Егорьев день ) - церковные праздники в честь св. Георгия. Отмечаются весенний (тёплый) 23 апреля (6 мая) и осенний (холодный) 26 ноября (9 декабря).

    Два Егорья: один холодный, другой голодный.

    1. Значения святого Георгия для этого праздника

    Юрий-Георгий был едва ли не самым любимым святым у восточнославянских народов: еще до принятия христианства он считался покровителем земледелия и диких зверей, хранителем домашнего скота. Само имя означало земледельца: ge - земля, ergon - дело. «Молодой Егорий, светло-храбрый, по локоть руки в красном золоте, по колена ноги в чистом серебре. И во лбу солнце, в тылу месяц, по концам звезды перехожие» - так выглядел в народном представлении святой, лик которого безо всяких добавлений был до XV века гербом русского государства. В Древней Руси его изображение даже выбивалось на монетах.

    2. Весенний Юрьев день

    Юрьев день - день памяти св. Георгия, отмечаемый у православных 23 апреля (6 мая), у католиков - 23 апреля. У южных славян Юрьев день - основной календарный рубеж первой половины года. Вместе с Дмитриевым днем Юрьев день делит год на два полугодия - «дмитровское» и «юрьевское».

    По Далю Юрий, праздник пастухов: их дарят и кормят в поле мирскою яичницей. На Егорья пастуха окачивают, чтобы во все лето не дремал .

    2.1. У восточных славян

    Юрьев день у восточных славян - основной скотоводческий праздник года, день первого выгона скота на пастбище, у южных славян и на Карпатах - день ритуального доения овец, первого замера молока и др. У южных славян немало магических действий в Юрьев день было связано с овцой, предназначенной для первого доения: ее украшали венком из трав и цветов, отдельный венок вешали на котел, в который ее доили. В Юрьев день совершались многочисленные обряды и магические (прежде всего апотропеические) действия, направленные на то, чтобы обеспечить благополучие скота во время летнего выпаса, способствовать его плодовитости, защитить скот от ведьм и нечистой силы, от волков, от укусов змей. В ряде мест в Юрьев день чествовали пастухов. На востоке Балкан одним из основных эпизодов праздника Юрьева дня было принесение в жертву ягненка (см. Курбан).

    На Украине и в Белоруссии, а также на востоке Балкан (особенно в Болгарии) в Юрьев день имели место обрядовые выходы в поле с целью осмотра посевов. Во время этих выходов иногда совершались молебны с водосвятием, однако часто выход происходил без участия священнослужителей. Сами хозяева обходили с утра все принадлежащие семье и засеянные злаковыми культурами участки земли, устраивали на поле трапезы, по окончании которых закапывали в землю остатки пищи (скорлупу яиц, кости поросенка). Чтобы увеличить урожайность посевов, уберечь их от града или засухи, хозяева катались (кувыркались) по посевам. Иногда выгон скота и обход посевов соединялись в один обряд: скот ненадолго выгоняли на зеленеющие посевы злаковых культур: считалось, что у коров будет больше молока и в то же время это благоприятно повлияет на рост хлебов. Во время обходов предпринимались разнообразные действия для защиты посевов от града, непогоды. В поля втыкали ветки, освящённые в церкви в Вербное воскресенье, специально изготовленные из этих веток крестики, освящённые свечи, вертел от юрьевского ягненка; на поле молились, кропили посевы святой водой, целовали землю.

    2.2. У южных славян

    В Словении, на северо-западе Хорватии, а также в Славонии известен обряд «Зеленый Юрий». В Юрьев день по селу ходила процессия, во главе которой вели человека, с ног до головы покрытого зеленью. У сербов Славонии в ночь накануне Юрьева дня мужчины плели огромную корзину из зелени, покрывали ее сплошь зеленью, венками и, перевернув днищем вверх, надевали на голову и плечи человека, который в таком виде носил корзину по селу. Процессия состояла из пеших и конных мужчин, украшенных цветами, причем некоторые из них трубили в трубы и играли на других музыкальных инструментах. Они останавливались перед каждым домом, где исполняли юрьевские песни, в которых сообщалось о прибытии «Зелёного Юрия», а хозяева в ответ награждали их и обливали водой из подойника. У хорватов ряженый в зелень персонаж назывался обычно «Юрий» или «Зеленый Юрий». У словенцев парни вели «Зелёного Юрия» к реке и бросали его в воду; по другим данным, в воду бросали маску-корзину или же обливали водой и ряженого.

    В Юрьев день (серб. Ђурђевдан; болг. Гергьовден) отменялись многочисленные пищевые табу. До этого дня можно было есть только старые овощи, а всю молодую зелень запрещалось даже вносить в дом. В Юрьев день также теряли свою силу запреты на молодое мясо и молочные продукты (которые не ели с начала Великого поста или с 1 марта): в этот день первый раз ели домашнюю птицу и ягнятину, пили молоко, готовили сыр и угощали им гостей и т. д. Особенно строгими были ограничения, касающиеся молока. Если у какой-либо овцы погибали ягнята, ее молоко все равно не пили, а выливали в реку, после чего обязательно мыли руки, чтобы не оскверниться молоком, которое еще не было освящено. Первое надоенное молоко, как и любые другие первые продукты, было предназначено предкам (молоко раздавали соседям на помин души, лили в воду и др.). Нарушение этого правила грозило гибелью приплода и болезнью всего стада. Наиболее последовательно запрет пить молоко до Юрьева дня соблюдался женщинами, у которых умерли грудные дети. По южнославянским поверьям, на «том свете» такие дети сидят на молочном дереве и пьют молоко. Если мать умершего ребёнка нарушит запрет, он отлучается от дерева, остаётся голодным и проклинает её.

    Во многих славянских традициях Юрьев день связан с защитой от града: болгары и словаки в этот день воздерживались от работ, ассоциирующихся с «битьем» и иным производством шума: не били белье вальками, не пользовались ручными мельничками, не ткали, а также не выносили за пределы дома молоко и не употребляли в пищу на улице молочные продукты. У сербов и болгар группа парней обходила ночью село или поле, неся с собой кожу закланного в Юрьев день ягненка, задвижку от мельничной запруды, лопату, живую курицу, а по окончании обхода закапывала все это в землю в том месте, откуда обход начался, тем самым символически запирая круг и предохраняя село или поле от града.

    Юрьев день - первый в ряду нескольких праздников, когда практиковался сбор лекарственных трав и прочих полезных и наделяемых магическими свойствами растений; эти травы хранили для лечения, ими закармливали в Юрьев день скот, украшали дома и все хозяйственные постройки в апотропеических целях (для защиты от града, засухи, насекомых-вредителей).

    В обрядности южных и восточных славян Юрьев день посвящен магии, связанной с обеспечением здоровья. В этот день собирали росу, которую использовали для лечения, взвешивались на весах, прикреплённых на молодом дереве, чтобы весь год быть здоровыми; опоясывались по голому телу зелёными ветками, катались и кувыркались по росе и др. С этим днем связаны у южных славян многочисленные гадания по сорванной зелени: увядшие к утру стебли предвещали домочадцам болезни и смерть, а сохранившие свежесть - здоровье и долголетие.

    В Болгарии с 1880 года в день святого Георгия Победоносца отмечается День храбрости. В этот день освящаются боевые знамена и проводится воинский парад, то есть, по сути дела, отмечается день Болгарской армии.

    Особенное значение Юрьев день имеет для балканских цыган, почитающих святого Георгия своим покровителем. Празднование этого дня по-цыгански называется «Эдерлези». В этот день балканские цыгане закалывают и зажаривают ягнят. Также, у них считается, что на Юрьев день можно вымолить здоровье больному ребёнку.

    3. Осенний Юрьев день

    Осенний Юрьев день, 26 ноября по старому стилю (9 декабря по новому стилю в XX-XXI вв.) - празднование Русской православной церкви, в честь освящения церкви великомученика Георгия в Киеве в 1051 г.

    26 ноября - дата, с которой в России связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу (Выход крестьянский), так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчёт по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным налогам.

    В общегосударственном масштабе выход крестьянский был ограничен в Судебнике 1497 двухнедельным периодом - по неделе до и после Юрьева дня . Судебник 1550 подтвердил это положение.

    Право перехода крестьян было временно отменено с введением заповедных лет (историки датируют введение различно - 1580, 1581 или 1584-85), а затем запрещено законодательством 90-х гг. XVI в. (распространение запрета на бобылей и тяглых горожан). (Но опубликованного закона об отмене Юрьева дня до сих пор не найдено). Соборное уложение 1649 подтвердило запрет переходов тяглого населения.

    Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! (поговорка, появившаяся с уничтожением этого права при царе Алексее Михайловиче после введения Соборного уложения 1649 года).

    Список литературы:

    1. Мир русских икон и монастырей. История, предания. Т. С. Еремина - М.: Наука, 1998

    26 ноября по старому стилю на Древней Руси завершались сельскохозяйственные работы. Крестьяне рассчитывались по своим денежным и натуральным долгам с хозяином (феодалом). В наши дни Юрьев день - 9 декабря.

    Юрьев день и крепостное право. Приметы

    Юрьев день в Древней Руси - это день, когда можно было официально сменить хозяина (феодала), расплатившись с прежним владельцем со всеми долгами. После завершения всех работ подводились итоги, были случаи, что крестьян обманывали.

    В народе на Руси Юрия называли также Егорием в честь одного из самых почитаемых святых, Георгия Победоносца. В то время обманутых крестьян называли "объегоренными", так как расчет задолженностей мог проводиться нечестно и несправедливо.

    На Юрьев день люди стремились отдать все долги, ведь существовало в те времена поверье, что тот, кто не отдаст долги 26 ноября - проживет всю жизнь взаймы. Кроме того, существовали также еще такие обряды и поверья: на Юрьев день все крестьяне отправлялись к колодцу и слушали звук , когда ничего расслышать не удавалось, кроме собственного дыхания, - это означало, что зима будет не морозной и теплой, а те люди, которые хотели холодной зимы и вьюги, пытались рассмотреть на водной поверхности круги и услышать звук течения.

    Существовало еще одно поверье, не лишенное печального намека. Считалось, что на Юрьев день некоторые крестьяне впадали в спячку, словно медведи, и просыпались весной, а чтобы провести такой продолжительный сон, им была уготована специальная кровать - гроб. Также крестьяне считали, что именно с 26 ноября по поселениям начинают бродить и рыскать в поисках добычи волки, поэтому предпринимались меры по усилению контроля за домашним скотом. Начиналась подготовка к утеплению своих жилищ: оббивались войлоком двери и окна, утепляли погреба, шла подготовка жилья к зиме.

    До наших времен дошли не только поверья и приметы с Юрьева дня, а также и поговорки. Самая известная из них наверняка знакома каждому из нас: "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день". Она означала, что наши надежды и ожидания оказались напрасными, не реализованными.

    Юрьев день для крестьян был очень важен, так как в это время они могли уйти от прежнего владельца к другому, если не устраивали условия, предоставляемые их владельцем, или отправиться на поиски лучшей жизни и удачной судьбы. Но недолго эта "привилегия" была им предоставлена, так как по решению царя Федора Иоанновича и не без инициативы Бориса Годунова, крестьяне были лишены права смены хозяина. Документальные подтверждения этому факту были утеряны и до сих пор не найдены.

    Однако для крестьян надежда не была утеряна, на Древней Руси существовало такое понятие, как "урочные лета". Урочные лета - это время поиска беглых крестьян. Принятый в 1597 году царем Федором Ивановичем указ об "урочных летах" регламентировал количество времени на поиски беглых крепостных. Срок составлял пять лет. По истечению срока, если крестьянин не был найден, права на его владение передавались другому владельцу.

    Юрьев день в духовной культуре

    Юрьев день в Древней Руси - это не только переход крестьян (крепостных) от своего помещика к другому после выплаты всех задолженностей и повинностей, но и большой православный праздник в честь Святого Георгия Победоносца. Он бывает осенним и весенним: по старому календарю - 26 ноября (по новому - 9 декабря) и 23 апреля (по нашему календарю - 6 мая). Юрьев день - 6 мая, день памяти кончины Святого Георгия Победоносца, и 9 декабря - его воскрешения. Он был ранен мечом.

    В народе Георгия почитают за победу над змеем, который жил недалеко от Ливанских гор, также за покровительство православных воинов и крестьян - землеробов. Легенда о пораженном змее молодым юношей на белом коне рассказывалась из поколения в поколение. История гласит о том, что жил в озере змей, вблизи Ливанских гор. Терроризировал местное население, нападал на людей. Жители поселения договорились регулярно отправлять на съедение ненасытному зверю молодого юношу или девушку. Дошла очередь и до дочери местного правителя. Как только вылез змей, чтобы съесть несчастную, как тут появился молодой рыцарь на белом коне, наш великомученик Георгий, и поразил он змея своим копьем, тем самым спас девушку от страшной участи. И с того времени обратил Георгий Победоносец местное население в христианскую веру. Убийство страшного змея Святым Георгием изображено на московском гербе.

    Многие люди преклонялись святому еще и по другой причине. Однажды на своем пути Георгий встретил крестьянина, у которого от укуса ядовитой змеи умер любимый вол. Несчастный человек рассказал ему о своей трагедии, и тогда стал молиться Георгий Победоносец Всевышнему, просить о воскрешении животного. И чудо произошло, вол воскрес. С тех пор крестьяне стали считать Святого Георгия защитником домашнего скота от ядовитых и хищных , почитать его за это деяние.

    Большой христианский праздник Святого великомученика Георгия Победоносца считается исконно русским православным праздником.

    Надеемся, что наша статья была познавательна и вы получили удовольствие от чтения!

    Похожие статьи
    • Древнееврейский сонник — денежные траты

      К чему снится белый свежий хлеб? Во многих случаях такой сон сулит успех во всех делах. Однако не все сонники дают однозначное трактование. Для того чтобы понять, когда сновидение с приносит благоприятное известие, а в каком случае предвещает...

      ВАЗ 
    • Сонник Лоффа: приснились роды

      Роды во сне являются признаком кардинальных перемен в жизни, появление возможности положительно повлиять на свое будущее, исполнить намеченные планы и цели. Чтобы разобраться к чему снится рожать, следует в мельчайших деталях припомнить свое...

      Шевроле Нива
    • Науки об организме человека

      Современная биология - сложная система знаний, включающая в себя большое количество отдельных биологических наук, отличающихся задачами, методами и способами исследований. Анатомия и физиология человека - основа медицины. Анатомия человека изучает...

      ВАЗ