Представь, что изображенные фигурки сделаны из разных материалов. Назови, ка-кими они окажутся, если будут сделаны изо льда (ледяной лев, ледяная ель и т. п.) или из глины (глиняный дельфин, глиняная лилия, глиняный тюлень и т. п.). Четко про-говори сочетания слов, следи за произношением звуков ЛЬ и Й.
ЭТАП ВТОРОЙ
РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ ЛЬ - Й В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Дифференциация звуков ЛЬ - Й в разных словах предложения
У Лены юбка. У Любы ягоды. У Лени йод. У Левы майка. У Люды яхта. У Яны лимо-над. У Яны лимон. У Яны лев. У Яны лейка. У Яны лютики.
Дифференциация звуков ЛЬ - Й в одном слове предложения
Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.
Юля и Илья гуляют на поляне. У Ильи линейка, у Юли клей. Илья и Юля гуляют по аллее. Юля выливает воду из лейки. Илья наливает клей в банку. Лиля и Юля не-сут белье за калитку. Лиля поливает лилию из лейки. На аллее у Юли ели, липы и клены. Осенью улетают на юг лебеди. Юля и Илья подклеивают обои обойным клеем. Тетя Лия улетает в Анталию.
Дифференциация звуков ЛЬ - Й в рифмовках
Четко проговори стихотворения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.
Иней лег на ветви ели, Мой Илья такой лентяй,
Ветви ели побелели. Только отдых подавай.
Дали лейку:
Мы ехали, ехали, - Лить не буду!
К яме подъехали. - Ну, тогда помой посуду
Яму объехали Или книги клеем склей,
И домой поехали. Котику воды налей!
Но лентяй одно в ответ:
Нет! Нет! Нет! У меня есть лейка,
Ой, какая лейка, Мотыльки летают высоко,
Видели вы лейку новую мою? Моль летает низко,
Ледяной водою, талою водою Мотыльки летают далеко,
Я ее наполню и цветы полью. Моль летает близко!
Дифференциация звуков ЛЬ - Й в скороговорках
Проговори скороговорки сначала в медленном темпе, а затем в быстром, сохраняя четкость и громкость произношения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.
Тень, тень-потетень, есть вдоль улицы плетень.
Вдоль по улице иду я, в дудку длинную я дую.
Коля колья колет, Илья лейку моет.
Есть у калитки Антипа тонкая-тонкая липа.
Мы ели, ели линей у ели, их еле-еле у ели доели.
Мы видели линей, один одного длинней.
Дифференциация звуков ЛЬ - Й в рассказах
Четко, выделяя все звуки ЛЬ и Й, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ целиком.
ЛИЛИИ
Юля и Оля гуляли в саду. У Оли тяпка, у Юли лейка. За домом липовая аллея. На аллее - лилии. Оля наливает воду в лейку и подает Юле: «Юля, полей ли-лии!» Юля поливает все лилии до одной! Юля и Оля любят свой сад.
БАБА ЛЮБА
У Оли есть баба Люба. Баба Люба давно болеет. Оленька пока маленькая, она не ходит в аптеку. В аптеку ходит Олина мама. Оленька любит бабу Любу. Оля по-дает больной бабе Любе капли, таблетки, воду в бокале. Как-то, увидев много таблеток на столике, Оленька заплакала и сказала: «Бабуля! Я могу выпить за те-бя все таблетки, только ты не болей!»
НА КАТКЕ
Толя и Виталик всегда гуляли вместе. Зимой они катались на ледянках, лепили снеговика, сбивали длинные сосульки. Толя и Виталик сами залили у дома каток. На катке вместе катались дети из соседних домов. Встал на коньки и маленький Леня. Толя и Виталик помогали Лене. Всем детям было весело. Ленина мама ис-пекла для Толи и Виталика вкусный лимонный кекс.
МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН
Как-то летом Галя и Лида пошли в лес. Они ходили по лесу, плели венки, искали землянику. В лесу пели птицы, цвели полевые цветы. Галя и Лида долго гуляли по лесу и заблудились. Тут дети вспомнили о мобильном телефоне. Они позвонили домой, Лидиному папе. Папа приехал в лес на автомобиле.
1. «Слушай, не зевай» /Услышав звук Й, опустить руки вниз, звук Ль – руки поднять вверх»
Й – Ль - 1
ё, аль, ли, ой, я, ле, пли, оль, ай, уль, май, гель, лето, йод, мой, моль, мель, дай, яма, Лена.
2. «Запомни, повтори» /проговаривать по 3 – 5 раз/
3. Проговаривать /5 – 7 раз/, различая звуки Й и Ль:
1. «Слушай, не зевай»
Й – Ль - 2
ягоды, липа, пальма, юг, мой, соль, солянка, пойду, глина, синий, лебеди, ябеда, вылить, пьёт, Лена.
2. «Запомни, повтори» /5 – 7 раз/
3. Проговаривать/ 5-7 раз/
4. Игра «Я – Они» - Изменять слова по образцу, выделяя голосом звуки Й и Ль: Что делали вчера? И наоборот: Что я делаю?.
1. «Слушай, не зевай и показывай буквы»
Й – Ль - 3
клюква, поёт, салют, малютка, смешной, пилит, моет, магия, колено, фея, отдаёт, олень, юнга, лента, Геннадий.
2. Проговаривать / 5 7 раз/
3. Придумать предложения со словами:
- улей
– Пчёлы живут в у. Пчела заетела в ле.
Папа смастерил лй дя пчё.
- Абоит - …
- беь - …
- ии - …
4. «От 1 до 5 /7/ и обратно» - ека /зеёна/й/ лейка/
5. «Запомни, повтори»
клей – линейка – лилия
улей – лей – бельё
талия – больной - Илья
1. Проговаривать / 5 – 7 раз/
звуки Й – Ль - 4
2. Игра с мячом «Я …, ты …, он …»
- выивать воду из /зеёно/ еки
3. «Запомни, повтори»
ель – листья – выпиливают
аллея – июль – веселье
поехали – бледный - соболья
4. Придумать предложения со словами:
- отпиливают - …
- поливает - …
- выливает …
- поехал - …
- поехала …
1. Проговаривать / 5 – 7 раз/
звуки Й – Ль - 5
ёгки/й/ поень/йа/, кеновая аея, юбимы ник, динна инека, купенна ь, угоная пы
*Если ребёнку трудно произносить слова, то их отхлопывают по слогам.
2. «От 1 до 7 /10/ и обратно» - длинная линейка, купена/й/ /й/
3. «Закончи предложение»
- Машины из гаража … /выехали/.
- Вокруг лужи машины … /объехали/.
- На мост машины … /въехали/.
- С моста машины … /съехали/.
- К дому машины … /подъехали/.
- В гараж машины … /въехали/.
4. Выучить
Ла Мила земянику, а меля ел клубнику.
- Тёплы халат ене маловат.
1. Проговаривать / 5 – 7 раз/
звуки Й – Ль - 6
2. Образовывать слова «Какой? Какая? Какое?»
3. Проговаривать предложения
- я выивает воду из еки. – Илья наливает клей в банку.
- Лиля и Юля несут бельё за калитку. – Лиля поливает лилию из лейки.
- Юля и Илья гуляют по аллее.
4. Выучить
У меня сть ека,
О, кака/й/ ека,
Видеи вы еку нову мо?
едяно водо, тало водо
наполню и цветы по
- Какая вода? – Какую воду называют «талой»?
1. Послушать рассказ и ответить на вопросы полными предложениями.
Проговаривать и пересказывать рассказ / 3- 5 раз/
ины именины
етом у и быи именины. Гая и ена были у и на обеде. Они купии дя и тюпаны, евкои и иии. На обед я, Гая и ена и седку, котеты и бины. Пии дети имонад и кюквенны компот. Потом мама и папа и катаи дете на новом автомобие. /Ткаченко Т.А./
- У кого были именины? - Когда были именины?
- Кто пришёл в гости к Юле? - Что купили Юле её подруги?
- Что девочки ели и пили на обед? - Что девочки делали после обеда?
2. «Чей? Чья? Чьё?»
У и тюпаны. – Чьи это тюльпаны? – Это тюпаны.
У Гаи ь. – Чья это ель? - …
У ены ека. – Чья это лейка? - …
У ли хта. - …
У Лены ягоды. - …
У Гаи од. - …
Цели:
- Образовательные
:
- уточнить артикуляцию звуков Ль и Й, выделяя сходство и различия;
- добиваться чёткой дифференциации звуков на слух и в произношении;
- закрепить знания о характеристике звуков;
- правильно соотносить звуки с соответствующими буквами;
- учить детей отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
- Коррекционные
:
- развивать фонематический слух и анализ;
- работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений.
- предупреждение дисграфических ошибок;
- развитие мелкой моторики рук.
- Воспитательные
:
- воспитание умения понимать учебную задачу;
- воспитание устойчивого интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование: зеркало, профили артикуляции звуков, картинки настроения, компьютер, презентация.
План занятия.
I. Оргмомент
II. Артикуляционная гимнастика.
III. Артикуляция звуков.
IV. Сравнение букв
V. Дифференциация изолированно, в слогах.
VI. Физминутка.
VII. Дифференциация в словах.
VIII. Дифференциация в предложениях.
IX. Итог занятия.
X. Домашнее задание
XI. Оценка деятельности учащихся.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
– Чем мы занимаемся на логопедических занятиях?
Звуки чётко произносим,
Слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем,
Пишем их старательно.
Цели: мы должны научиться:
- четко и правильно произносить близкие по артикуляции мягкие согласные [Й] и [Л"];
- слышать и различать близкие по артикуляции мягкие согласные [Й] и [Л"];
- читать слоги и слова с буквами Й и Л;
- правильно изменять слова.
II. Артикуляционная гимнастика
- «Улыбка (лягушка)»
- «Лопатка»
- Массаж языка:
1) «Наказать непослушный язык» – хлопать губами язык от кончика до середины и обратно.
2) «Покусать зубками язык от кончика до середины и обратно»
3) «Почистить рыбку» – высовывать язык, «царапая» его верхними резцами.
4) «Наказать непослушный язык» – хлопать губами язык от кончика до середины и обратно.
- «Киска сердится»
- «Горка»
III. Артикуляция и характеристика звуков
Попеременно произнеси звуки, стараясь почувствовать движение языка:
Й – Л", Й – Л"; Л" – Й; Л" – Й.
– Чем отличается звук от буквы?
– Звук мы слышим и произносим, а букву – видим,
пишем, читаем.
Прочитай слоги:
Ай, иль,ель, ой, эль, уй, юль, ёль, ый, яль.
Ле – й, лю – ю, ля – я, ли – й, лё – ё, ле – е.
VI. Физминутка
Упражнение для мелкой моторики рук: «Зайка».
Ушки дл инные у зай ки. (Все пальчики сначала в кулачок.)
Из кустов они торчат.
(Выставить вверх указательный и средний пальцы. Шевелить ими вперёд – назад.)
Он и прыгае т, и скачет. (Удары локтем по столу в такт стихотворения.)
Весел ит своих зай чат.
VII. Дифференциация в словах
1. Прочитай и отгадай загадки.
Угадай те, что за зверь я :
У меня на лбу деревья . (Ол ень)«Чик-чирик!»
К зёрнышку прыг,
Кл юй , не робей .
Я бывалый …? (Воробей )Мы привыкл и к нему,
А ведь он чародей :
Он со мной говорит
Голосами друзей . (Сотовый тел ефон)Он почти как апел ьсин,
С толстой кожей , сочный ,
Недостаток л ишь один –
Кислый очень, очень. (Л имон)
2. Назови сказочных героев, чётко произнося звуки Ль,Й:
В каких словах тебе встретился звук Й, Ль, оба звука?
3. Игра «Доскажи словечко». Слого-звуковой анализ первой отгадки.
Зверь уснул, укрывшись гривой .
Хвостик с кисточкой игривой
Я бы тронул, осмел ев,
Да боюсь, проснётся … л ев.
VIII. Дифференциация в предложениях
Измени предложения по образцу:
У Кол и попугай .
– Это Кол ин попугай .
У Л ёши кой ка.
– Это Л ёшина кой ка.
У Л иды л ей ка.
– Это Л идина л ей ка.
У Л юбы зай ка.
– Это Любин зай ка.
У Л ёвы гай ка.
– Это …
У Л ены л иней ка.
– Это …
IX. Итог занятия
– Какие звуки мы учились сегодня различать?
– Чем отличаются эти звуки?
X. Домашнее задание (в напечатанном виде вклеивается в тетрадь).
XI. Оценка деятельности учащихся .
Информационные ресурсы
1. Лопухина И.С.
Логопедия. Упражнения
для развития речи. «Дельта» С. – П. 1999.
2. Парамонова Л.Г.
Говори и пиши правильно
«Дельта» «Аквариум» 1996.
3. Козырева Л.М.
«Большой логопедический
альбом». Автоматизация звуков в речи. Ярославль.
Академия развития. 2006.
4. Коноваленко В.В.,
Коноваленко С.В.
Коррекция произношения звука «Й».
5. Ткаченко Т.А.
Использование физминуток для
развития пальцевой моторики у дошкольников. //
Дошкольное воспитание 1989 №3 с. 36-40
6. Презентация «33 сестрицы».
7. Клипарт на прозрачном фоне
Ольга Илюхина
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [л]-[л’]»
Цель : учить дифференцировать звуки [Л]- [Ль] .
Задачи :
Коррекционно-образовательные :
Закреплять умение дифференцировать звуки [Л]- [Ль] в словах , словосочетаниях, предложениях;
Продолжать учить определять место звука в слове ;
Коррекционно-развивающие :
Развивать навыки согласования числительных с существительными;
Развивать фонематический слух;
Развивать мелкую моторику;
Развивать слуховое внимание, память.
Коррекционно-воспитательные :
Воспитывать интерес к логопедическим занятиям ;
Создать у ребенка положительное эмоциональное настроение.
Оборудование : игрушка Фея; «веселые картинки» для проведения артикуляционной гимнастики; наклейка с изображением Феи; словарный материал : пчела, волк, лось, голубь, лошадь, белка, дятел, осел, слон, ласточка, лиса, олень, кролик, лебедь, цапля, филин, шмель, клест, лев, улитка; мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Здравствуй Оля, сегодня у нас на занятие новый гость . Внимательно послушай загадку и догадайся кто это?
Кто волшебницу узнает?
Над землей она летает.
Чудеса творит умея,
Всем в беде поможет… (фея)
Правильно, это добрая лесная Фея, а зовут ее Лейла. Она хочет послушать, как ты учишься правильно произносить звуки , и поиграть с тобой в разные игры.
Но сначала давай покажем Фее, какие ты упражнения для язычка знаешь. А в этом тебе помогут «веселые картинки» .
2. Артикуляционная гимнастика.
«Почистим зубки»
Открывай рот, детвора,
Чистить зубы нам пора.
«Иголка»
Острый кончик потяну,
Раз, два, три, четыре, пять!
Иголку я могу держать…
«Улыбка»
Вот улыбка до ушей,
Улыбайся веселей.
«Лошадка»
К нам лошадка прискакала
Стук копыт мы услыхали.
Вверх поднимем язычок
И поскачем на лужок.
«Часики»
Язык, как маятник часов,
Качаться вновь и вновь готов.
Котенок улыбается,
Он, как и ты, старается.
«Вкусное варенье»
Знает это весь народ :
Любит мишка вкусный мед.
Язычком губу оближет
И подсядет к меду ближе.
3. Игра «Половинки» .
Лейла загадала слово и назовет его половину (начало) . А ты добавь недостающую часть слова и проговори его целиком (слогом ЛА или ЛЯ ) .
Пи (ла) Ю (ля)
Ю (ла) Га (ля)
Мет (ла) Ва (ля)
Ска (ла) О (ля)
Иг (ла) пет (ля)
Шко (ла) кег (ля)
Пасти (ла) ваф (ля)
Аку (ла) туф (ля)
4. Игра «Посчитай» .
У Лейлы много друзей и они все пришли на лесную лужайку к Фее. Посчитай их, не забывай четко и правильно произносить звуки [Л]- [Ль] в словах .
(Белка, дятел, олень, волк, лиса) .
Одна белка, две белки…
Один олень, два оленя…
5. Игра «Игрушки для друзей» .
Лейла и ее подруга Стелла решили поиграть. Как ты думаешь, какие игрушки выберет Лейла, а какие Стелла? Не забывай, что Лейле нравятся игрушки, в названиях которых есть звук [Ль] , а Стелле - в названиях которых есть звук [Л] .
Кукла ослик
Лошадка лейка
Юла коляска
Лопатка лиса
Клоун плита
Скакалка львенок
Велосипед цыпленок
6. Игра «Приготовь сок» .
Лейла решила приготовить фруктово-ягодный сок. Помоги назвать ей получившийся сок одним словом.
Сок из сливы какой? – сливовый.
Сок из земляники какой? – земляничный.
Сок из яблок какой? – яблочный.
Сок из клубники какой? – клубничный.
Сок из облепихи какой? - облепиховый.
Сок из апельсина какой – апельсиновый.
Сок из клюквы какой – клюквенный.
7. Физминутка.
А сейчас мы отдохнем,
И опять играть начнем.
Тик-так, тик-так… (по два наклона головы)
Я умею делать так : (по два наклона туловища)
Влево-тик, вправо-тик…
Тик-так, тик-так.
Лейле очень понравилась твоя зарядка.
8. Игра» Вагончики».
У Лейлы гостили друзья. Пришла пора их провожать, приехали они на вокзал и забыли, кто в каком вагоне едет. Помоги им сесть на свои места. Гостей со звуками [Л] , [Ль] в начале слова посади в первый вагон, со звуками
[Л], [Ль] в середине слова – в средний вагон, со звуками [Л] , [Ль] в конце слова – в последний вагон.
Словарный материал : пчела, волк, лось, голубь, лошадь, белка, дятел, осел, слон, ласточка, лиса, олень, кролик, лебедь, цапля, филин, шмель, клест, лев, улитка.
9. Игра «Какой? Какая? Какие?»
Лейла хочет узнать, как ответить на вопрос, одним словом. Помоги ей, ответь на вопросы, четко произнося звуки [Л]- [Ль] .
Шляпа из соломы какая? – соломенная.
Цветы на лугу какие? – луговые.
Мука для блинов какая? – блинная.
Сок из апельсина какой? – апельсиновый.
Юбка в полоску какая? – полосатая.
Варенье из земляники какое? – земляничное.
Палки для лыж какие? – лыжные.
Лист с клена какой? – кленовый.
Ветка ели какая? – еловая.
Свет от луны какой? – лунный.
Варенье из облепихи какое? – облепиховое.
Молодец! Ты прекрасно справилась с заданием.
10. Игра «Один-много» (с мячом) .
Фея придумала для тебя еще одно задание. Она будет называть один предмет, а ты много таких предметов. Повтори словосочетания правильно.
Голубой автомобиль - голубые автомобили
Зеленый чулок –
Золотая медаль –
Теплый плед –
Соломенная шляпа –
Веселый школьник –
Полосатая тельняшка –
Фиолетовый платок –
Желтый клен –
Лунный календарь –
Ленивый кашалот –
11. Выучи стихотворение.
Лейла предлагает тебе выучить шуточное стихотворение.
Незаметная фиалка.
В гладиолусах фиалка
Незаметно зацвела.
«Мне фиалку очень жалко» ,
Тихо молвила пчела.
12. Итог занятия .
Фее Лейле пора возвращаться на свою лесную лужайку. Ей очень понравилось с тобой играть. Она хочет подарить тебе красивую наклейку со своим изображением.
[Л] - [Л`] - 1
Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ АЛЬ-АЛЬ-АЛЬ ТЛЯ-ТЛЯ-ТЛЯ
ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ ТЛЕ-ТЛЕ-ТЛЕ
ЛЁ-ЛЁ-ЛЁ ЁЛЬ-ЁЛЬ-ЁЛЬ ТЛЁ-ТЛЁ-ТЛЁ
ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ ЮЛЬ-ЮЛЬ-ЮЛЬ ТЛЮ-ТЛЮ-ТЛЮ
ЛИ-ЛИ-ЛИ ИЛЬ-ИЛЬ-ИЛЬ ТЛИ-ТЛИ-ТЛИ
АЛЯ-АЛЯ-АЛЯ ЕЛЕ-ЕЛЕ-ЕЛЕ ИЛИ-ИЛИ-ИЛИ
[Л] - [Л`] - 2
Упражнение № 2.
лавка – лямка лапа – шляпа пола – Поля
Алла – Аля юла – Юля флаги – фляги
игла – земля метла – петля кулачок – светлячок
гладя – глядя глазки – коляски вобла – воля
кукла – туфля плачем – пляшем делать – делят
ложа – лёжа лот – лёд ложечка – Лёшечка
ловко – Лёвка лоб – лёд лов – Лёва
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
[Л] - [Л`] - 3
Упражнение № 3. Произносить (читать) слова парами.
лом – лён ложка – Лёшка пилот – полёт
болото – полёты колосья – колёса кашалот – самолёт
уголок – уголёк слово – слева зло – взлёт
клок – клён плот – плётка слон – силён
солодка – селёдка лоток – лоток ластик – листик
лапки – липки латунь – летун ласты – листы
лак – лик лук – люк лосёнок - лисёнок
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 4
Упражнение № 4. Произносить (читать) слова парами.
лужа – Люда лучший – колючий клумба – клюква
блузка – блюдце случай – ключ клуб – клюв
клубок – любой клуб – клюв скорлупка – шлюпка
кулаки – кульки плач – плеч гладить – глядеть
Слава – слива лыжи – лежи лыко – лихо
лысый – лисий улыбка – улитка полынь - павлин
слыть – слить клык – клик орлы – Орли
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 5
Упражнение № 5. Произносить (читать) слова парами.
плыть – лить хлыст – лист слышать – слишком
пыл – пыль гол – голь кол – коль
кил – киль тол – толь мол – моль
мел – мель ролл – роль угол – уголь
стол – столь ел – ель дал – даль
цел – цель стал – сталь был – быль
ослы – росли чехлы – несли щеглы – текли
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 6
Упражнение № 6. Произносить (читать) слова парами.
башлык – велик валка – Валька закалывать – закаливать
мелком – мельком волны – вольный галка – галька
колка – Колька полка – полька булка – Булька
волна – вольна лак – ляг лог – лёг
лук – люк лыс – лис уголок – уголёк
цел – цель был – быль гол - голь
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 7
Упражнение № 7. Произносить (читать) словосочетания
лисья голова галка на гальке
ландыши в лесу поляна за лугом
полотно из льна длина волос
плеск волны кольцо из золота
лепесток лотоса соль в солонке
масло в маслёнке половинка лимона
жёлтая листва колючие иголки
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 8
Упражнение № 8. Произносить (читать) словосочетания и предложения.
налитой колос зелёное одеяло
железный лом голубая плитка
Оля пела. Наша Юля как юла. У Коли в руке флаг, на боку фляжка. Можно крышу настилать, можно домик заселять. Я разжала кулачок – на ладони светлячок. Мы ходили по полям и дели пополам все, что находили.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 9
Упражнение № 9.
Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках. Без сомненья, лев силён, но слабее он, чем слон. Летят самолёты сидят в них пилоты. Едет комбайн на колёсах, режет спелые колосья. Люда, у тебя под ногами лужа. Села галка на крышу клуба и чистит клюв. Ларисе нужна не любая, а голубая краска. Сыпь уголь в этот угол. Галка ходит у реки по гальке. Меня разбудил будильник.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 10
Упражнение № 10. Произносить (читать) предложения.
Попадешь в ЦЕЛЬ – останешься ЦЕЛ. Он СТАЛ плавить СТАЛЬ. Я там БЫЛ и слушал БЫЛЬ. Летала МОЛЬ на самый МОЛ. Я голову МЫЛ, а ты свою МЫЛЬ. Он пальцы мне ЖАЛ, а мне его ЖАЛЬ. Больному сделали укол. У ёлки иголки колются. Селяне жили в селах и посёлках. Поплыл наш чёлн по воле волн. Был сокол волен летать над полем. Пока ловил я моль, упала на пол соль.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 11
Упражнение № 11. Произносить (читать) предложения.
Положи-ка мало в маслёнку, а соль в солонку. У Лены из соломы шляпка, из шёлка – ленточки на тапках. Солнышко село за лесом, стало темно под навесом. Пожелтели листики у клёна, только летом он стоял зелёным. Хлопнула сильно хлопушка на ёлке, на пол с не полетели иголки. Ландыши и лилии очень я любил, только белых лилий нигде не находил.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 12
Упражнение № 12. Выучить загадку.
Я землю копала,
Ничуть не устала.
А кто мной копал,
Тот и устал.
(Лопата)
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 13
Упражнение № 13. Выучить загадку.
Белый на белом
Написал, где бегал.
Рыжая прочтёт –
Белого найдёт.
(Заяц и лиса)
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 14
Упражнение № 14. Выучить загадку.
Что за птица смелая
По небу промчалась?
Лишь дорожка белая
От нее осталась
(Самолёт)
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 15
Упражнение № 15. Выучить загадку.
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
(Ёжик)
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 16
Упражнение № 16.
Кол около стола, стол около кола.
Колпак под колпаком, под колпаком колпак.
Убежало, убежало, убежало молоко.
Я трудом его поймала.
Быть хозяйкой не легко
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 17
Упражнение № 17. Произносить (читать) скороговорки.
1. Посадил дед лук, 2. Наши руки были в мыле,
Отрастил лук чуб. Мы посуду сами мыли.
Увидел лук внук, Мы посуду мыли сами,
Оборвал луку чуб. Помогали нашей маме.
Удивительная штука:
Слезы капают у внука.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 18
Упражнение № 18. Произносить (читать) скороговорки.
1. Мама Милу с мылом мыла 2. Валя на проталинке
В глаз попало Миле мыло. Промочила валенки
Мама Миле говорила: Валенки у Валеньки
Не сердись, дочурка Мила! Сохнут на завалинке.
Не сержусь - сказала Мила,
Я выплакиваю мыло.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 19
Упражнение № 19. Выучить стихотворение.
Злаки.
Все злаки на поле,
Все злаки на воле,
Довольны все злаки,
Что дали им волю.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 20
Упражнение № 20. Выучить стихотворение.
Люблю землянику,
Люблю голубику,
Люблю и малину,
Люблю и клубнику.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 21
Упражнение № 21. Произносить (читать) предложения.
На речке МЕЛЬ, На ветке ГАЛКА,
А в школе МЕЛ. На речке – ГАЛЬКА.
Купили ЛУК. На стенке ПОЛКА,
У дома –ЛЮК. А танец – ПОЛЬКА.
У ящика УГОЛ, а в ящике УГОЛЬ.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 22
Упражнение № 22. Выучить стихотворение.
У осла – ослёнок,
У козла – козлёнок,
У лисы – лисёнок,
У кого телёнок?
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 23
Упражнение № 23. Выучить стихотворение.
Ехал на олене,
Ехал на осле,
Ехал на лошадке,
Но не на козле.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 24
Упражнение № 24. Произносить (читать) предложения.
Солнечные лучи осветили землю. Чувствовалась близость жилья. Колокола звонили на всю площадь, и люди шли толпами и пели. Стоял июль, солнце пекло так, что от его лучей плавился асфальт. Далеко за полночь, поплутав по заснеженным полям, усталые и голодные, геологи достигли села. Весело и увлекательно было в зимнем лесу. Солнце медленно поднималось над заливом. Голодная кума-лиса залезла в сад.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 25
Упражнение № 25. Произносить (читать) предложения.
Тяжелые облака устало плывут над землей, лишь молодой месяц, блеснувший на далеком небосклоне, осветил спящие улицы.
Лебеди, печально склонив головы, медленно плыли мимо белых лилий.
Прогулка в лес оказалась удачной: мы несли полные лукошки малины и большие букеты лесных цветов.
Голуби любили нашу зелёную улицу. В полдень они слетались к маленькой булочной, где за углом всегда находили специально оставленные кусочки хлеба и булок.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 26
Упражнение № 26. Произносить (читать) предложения.
Выла осень, желтые листья устилали землю, носились в воздухе, блестели в лужах под лучами солнца.
Жизнь била ключом: люди неслись сломя голову, толкались, спешили. Человек был и всегда будет самым любопытнейшим явлением для человека. Одно из самых удивительных заблуждений - заблуждение в том, что счастье человека чтобы ничего не делать.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 27
Упражнение № 27. Произносить (читать) предложения.
Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, ни случайностью, ни наслаждением, как у лентяя.
Бледно-голубое небо светлело, холодело, синело.
Голодная кума лиса залезла в сад.
Не беда, если люди будут хвалить тебя за твои дела. Беда, если ты будешь делать дела для того, чтобы люди хвалили тебя. Мы ехали шагом, мы мчались в боях.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 28
Упражнение № 28.
Слухом земля полнится. Всяк кулик в своем болоте велик.
Дело в шляпе.
Л
иха беда -начало.
Сколько голов, столько и умов. Люди - ложь, и мы то ж. Словами, что листьями, стелет, а делами, что иголками, колет.
У плохих людей язык злодей.
Не хлебом единым жив человек. Волка пожалей, искусает еще злей.
Велик телом, да мал делом. Капля по капле и камень долбит.
Не хвались началом, хвались концом.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 29
Упражнение № 29. Произносить (читать) пословицы
Не все то золото, что блестит.
Маленькое дело лучше большого безделья. Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле туп.
Маленькая ложь за собою большую ведёт.
Откладывай безделье, но не откладывай дела.
Лучший повелитель тот, кто умеет повелевать собой.
Золото и сквозь пыль блестит.
Поскользнулся - ещё не упал.
Палец слаб, а кулак силён.
Кончил дело - гуляй смело.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 30
Упражнение № 30. Произносить (читать) пословицы.
Отольются волку овечьи слёзки.
В голодный год лучше кусок хлеба, чем слиток золота. От семечка, что пустотело, не жди плодов. Чем язык скупее на слова, тем твоя ценнее голова.
Слово - полководец человечьей силы. Если ты лишен ума и знанья, лучший выход для тебя - молчанье. Излишняя хвала опасней, чем хула.
Своя лепёшка лучше чужого плова.
Уж лучше ты не занимайся делом, коль в нем себя считаешь неумелым.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 31
Упражнение № 31. Произносить (читать) рассказ и пересказать его.
Была в лесу белка.
Была в лесу белка, и были у белки дети. Жила белка в дупле. Пришли Миша и Коля, взяли их к себе. И белки жили у них в клетке.
По Л.Толстому
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.