• Дифференциация ль й в словосочетаниях и предложениях. Два конспекта логопедических занятий к презентациямна тему "дифференциация ль - й"

    24.01.2024

    Представь, что изображенные фигурки сделаны из разных материалов. Назови, ка-кими они окажутся, если будут сделаны изо льда (ледяной лев, ледяная ель и т. п.) или из глины (глиняный дельфин, глиняная лилия, глиняный тюлень и т. п.). Четко про-говори сочетания слов, следи за произношением звуков ЛЬ и Й.


    ЭТАП ВТОРОЙ

    РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ ЛЬ - Й В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

    Дифференциация звуков ЛЬ - Й в разных словах предложения

    У Лены юбка. У Любы ягоды. У Лени йод. У Левы майка. У Люды яхта. У Яны лимо-над. У Яны лимон. У Яны лев. У Яны лейка. У Яны лютики.

    Дифференциация звуков ЛЬ - Й в одном слове предложения

    Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

    Юля и Илья гуляют на поляне. У Ильи линейка, у Юли клей. Илья и Юля гуляют по аллее. Юля выливает воду из лейки. Илья наливает клей в банку. Лиля и Юля не-сут белье за калитку. Лиля поливает лилию из лейки. На аллее у Юли ели, липы и клены. Осенью улетают на юг лебеди. Юля и Илья подклеивают обои обойным клеем. Тетя Лия улетает в Анталию.

    Дифференциация звуков ЛЬ - Й в рифмовках

    Четко проговори стихотворения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

    Иней лег на ветви ели, Мой Илья такой лентяй,

    Ветви ели побелели. Только отдых подавай.

    Дали лейку:
    Мы ехали, ехали, - Лить не буду!

    К яме подъехали. - Ну, тогда помой посуду

    Яму объехали Или книги клеем склей,

    И домой поехали. Котику воды налей!

    Но лентяй одно в ответ:

    Нет! Нет! Нет! У меня есть лейка,

    Ой, какая лейка, Мотыльки летают высоко,

    Видели вы лейку новую мою? Моль летает низко,

    Ледяной водою, талою водою Мотыльки летают далеко,

    Я ее наполню и цветы полью. Моль летает близко!


    Дифференциация звуков ЛЬ - Й в скороговорках

    Проговори скороговорки сначала в медленном темпе, а затем в быстром, сохраняя четкость и громкость произношения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

    Тень, тень-потетень, есть вдоль улицы плетень.



    Вдоль по улице иду я, в дудку длинную я дую.

    Коля колья колет, Илья лейку моет.

    Есть у калитки Антипа тонкая-тонкая липа.

    Мы ели, ели линей у ели, их еле-еле у ели доели.

    Мы видели линей, один одного длинней.

    Дифференциация звуков ЛЬ - Й в рассказах

    Четко, выделяя все звуки ЛЬ и Й, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ целиком.



    ЛИЛИИ

    Юля и Оля гуляли в саду. У Оли тяпка, у Юли лейка. За домом липовая аллея. На аллее - лилии. Оля наливает воду в лейку и подает Юле: «Юля, полей ли-лии!» Юля поливает все лилии до одной! Юля и Оля любят свой сад.

    БАБА ЛЮБА

    У Оли есть баба Люба. Баба Люба давно болеет. Оленька пока маленькая, она не ходит в аптеку. В аптеку ходит Олина мама. Оленька любит бабу Любу. Оля по-дает больной бабе Любе капли, таблетки, воду в бокале. Как-то, увидев много таблеток на столике, Оленька заплакала и сказала: «Бабуля! Я могу выпить за те-бя все таблетки, только ты не болей!»

    НА КАТКЕ

    Толя и Виталик всегда гуляли вместе. Зимой они катались на ледянках, лепили снеговика, сбивали длинные сосульки. Толя и Виталик сами залили у дома каток. На катке вместе катались дети из соседних домов. Встал на коньки и маленький Леня. Толя и Виталик помогали Лене. Всем детям было весело. Ленина мама ис-пекла для Толи и Виталика вкусный лимонный кекс.

    МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН

    Как-то летом Галя и Лида пошли в лес. Они ходили по лесу, плели венки, искали землянику. В лесу пели птицы, цвели полевые цветы. Галя и Лида долго гуляли по лесу и заблудились. Тут дети вспомнили о мобильном телефоне. Они позвонили домой, Лидиному папе. Папа приехал в лес на автомобиле.

    1. «Слушай, не зевай» /Услышав звук Й, опустить руки вниз, звук Ль – руки поднять вверх»

    Й – Ль - 1

    ё, аль, ли, ой, я, ле, пли, оль, ай, уль, май, гель, лето, йод, мой, моль, мель, дай, яма, Лена.
    2. «Запомни, повтори» /проговаривать по 3 – 5 раз/

    3. Проговаривать /5 – 7 раз/, различая звуки Й и Ль:

    1. «Слушай, не зевай»

    Й – Ль - 2

    ягоды, липа, пальма, юг, мой, соль, солянка, пойду, глина, синий, лебеди, ябеда, вылить, пьёт, Лена.
    2. «Запомни, повтори» /5 – 7 раз/

    3. Проговаривать/ 5-7 раз/

    4. Игра «Я – Они» - Изменять слова по образцу, выделяя голосом звуки Й и Ль: Что делали вчера? И наоборот: Что я делаю?.

    1. «Слушай, не зевай и показывай буквы»

    Й – Ль - 3

    клюква, поёт, салют, малютка, смешной, пилит, моет, магия, колено, фея, отдаёт, олень, юнга, лента, Геннадий.

    2. Проговаривать / 5 7 раз/

    3. Придумать предложения со словами:
    - улей – Пчёлы живут в у. Пчела заетела в ле.

    Папа смастерил лй дя пчё.
    - Абоит - …
    - беь - …
    - ии - …

    4. «От 1 до 5 /7/ и обратно» - ека /зеёна/й/ лейка/

    5. «Запомни, повтори»

    клей – линейка – лилия
    улей – лей – бельё
    талия – больной - Илья

    

    1. Проговаривать / 5 – 7 раз/

    звуки Й – Ль - 4


    2. Игра с мячом «Я …, ты …, он …»
    - выивать воду из /зеёно/ еки


    3. «Запомни, повтори»

    ель – листья – выпиливают
    аллея – июль – веселье
    поехали – бледный - соболья

    4. Придумать предложения со словами:

    - отпиливают - …
    - поливает - …
    - выливает …
    - поехал - …
    - поехала …

    1. Проговаривать / 5 – 7 раз/

    звуки Й – Ль - 5

    ёгки/й/ поень/йа/, кеновая аея, юбимы ник, динна инека, купенна ь, угоная пы

    *Если ребёнку трудно произносить слова, то их отхлопывают по слогам.

    2. «От 1 до 7 /10/ и обратно» - длинная линейка, купена/й/ /й/

    3. «Закончи предложение»

    - Машины из гаража … /выехали/.
    - Вокруг лужи машины … /объехали/.
    - На мост машины … /въехали/.
    - С моста машины … /съехали/.
    - К дому машины … /подъехали/.
    - В гараж машины … /въехали/.

    4. Выучить

    Ла Мила земянику, а меля ел клубнику.
    - Тёплы халат ене маловат.

    1. Проговаривать / 5 – 7 раз/

    звуки Й – Ль - 6

    2. Образовывать слова «Какой? Какая? Какое?»

    3. Проговаривать предложения
    - я выивает воду из еки. – Илья наливает клей в банку.
    - Лиля и Юля несут бельё за калитку. – Лиля поливает лилию из лейки.
    - Юля и Илья гуляют по аллее.

    4. Выучить
    У меня сть ека,
    О, кака/й/ ека,
    Видеи вы еку нову мо?
    едяно водо, тало водо
    наполню и цветы по

    - Какая вода? – Какую воду называют «талой»?

    1. Послушать рассказ и ответить на вопросы полными предложениями.
    Проговаривать и пересказывать рассказ / 3- 5 раз/
    ины именины
    етом у и быи именины. Гая и ена были у и на обеде. Они купии дя и тюпаны, евкои и иии. На обед я, Гая и ена и седку, котеты и бины. Пии дети имонад и кюквенны компот. Потом мама и папа и катаи дете на новом автомобие. /Ткаченко Т.А./

    - У кого были именины? - Когда были именины?
    - Кто пришёл в гости к Юле? - Что купили Юле её подруги?
    - Что девочки ели и пили на обед? - Что девочки делали после обеда?

    2. «Чей? Чья? Чьё?»
    У и тюпаны. – Чьи это тюльпаны? – Это тюпаны.
    У Гаи ь. – Чья это ель? - …
    У ены ека. – Чья это лейка? - …
    У ли хта. - …
    У Лены ягоды. - …
    У Гаи од. - …

    Цели:

    • Образовательные :
      • уточнить артикуляцию звуков Ль и Й, выделяя сходство и различия;
      • добиваться чёткой дифференциации звуков на слух и в произношении;
      • закрепить знания о характеристике звуков;
      • правильно соотносить звуки с соответствующими буквами;
      • учить детей отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
    • Коррекционные :
      • развивать фонематический слух и анализ;
      • работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений.
      • предупреждение дисграфических ошибок;
      • развитие мелкой моторики рук.
    • Воспитательные :
      • воспитание умения понимать учебную задачу;
      • воспитание устойчивого интереса к логопедическим занятиям.

    Оборудование: зеркало, профили артикуляции звуков, картинки настроения, компьютер, презентация.

    План занятия.

    I. Оргмомент
    II. Артикуляционная гимнастика.
    III. Артикуляция звуков.
    IV. Сравнение букв
    V. Дифференциация изолированно, в слогах.
    VI. Физминутка.
    VII. Дифференциация в словах.
    VIII. Дифференциация в предложениях.
    IX. Итог занятия.
    X. Домашнее задание
    XI. Оценка деятельности учащихся.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    I. Оргмомент

    – Чем мы занимаемся на логопедических занятиях?

    Звуки чётко произносим,
    Слушаем внимательно.
    Буквы правильно читаем,
    Пишем их старательно.

    Цели: мы должны научиться:

    • четко и правильно произносить близкие по артикуляции мягкие согласные [Й] и [Л"];
    • слышать и различать близкие по артикуляции мягкие согласные [Й] и [Л"];
    • читать слоги и слова с буквами Й и Л;
    • правильно изменять слова.

    II. Артикуляционная гимнастика

    • «Улыбка (лягушка)»
    • «Лопатка»
    • Массаж языка:

    1) «Наказать непослушный язык» – хлопать губами язык от кончика до середины и обратно.
    2) «Покусать зубками язык от кончика до середины и обратно»
    3) «Почистить рыбку» – высовывать язык, «царапая» его верхними резцами.
    4) «Наказать непослушный язык» – хлопать губами язык от кончика до середины и обратно.

    • «Киска сердится»
    • «Горка»

    III. Артикуляция и характеристика звуков

    Попеременно произнеси звуки, стараясь почувствовать движение языка:

    Й – Л", Й – Л"; Л" – Й; Л" – Й.

    – Чем отличается звук от буквы?
    – Звук мы слышим и произносим, а букву – видим, пишем, читаем.

    Прочитай слоги:

    Ай, иль,ель, ой, эль, уй, юль, ёль, ый, яль.
    Ле – й, лю – ю, ля – я, ли – й, лё – ё, ле – е.

    VI. Физминутка

    Упражнение для мелкой моторики рук: «Зайка».
    Ушки дл инные у зай ки. (Все пальчики сначала в кулачок.)
    Из кустов они торчат.
    (Выставить вверх указательный и средний пальцы. Шевелить ими вперёд – назад.)
    Он и прыгае т, и скачет. (Удары локтем по столу в такт стихотворения.)
    Весел ит своих зай чат.

    VII. Дифференциация в словах

    1. Прочитай и отгадай загадки.

    Угадай те, что за зверь я :
    У меня на лбу деревья . л ень)

    «Чик-чирик!»
    К зёрнышку прыг,
    Кл юй , не робей .
    Я бывалый …? (Воробей )

    Мы привыкл и к нему,
    А ведь он чародей :
    Он со мной говорит
    Голосами друзей . (Сотовый тел ефон)

    Он почти как апел ьсин,
    С толстой кожей , сочный ,
    Недостаток л ишь один –
    Кислый очень, очень. (Л имон)

    2. Назови сказочных героев, чётко произнося звуки Ль,Й:

    В каких словах тебе встретился звук Й, Ль, оба звука?

    3. Игра «Доскажи словечко». Слого-звуковой анализ первой отгадки.

    Зверь уснул, укрывшись гривой .
    Хвостик с кисточкой игривой
    Я бы тронул, осмел ев,
    Да боюсь, проснётся … л ев.

    VIII. Дифференциация в предложениях

    Измени предложения по образцу:

    У Кол и попугай .
    – Это Кол ин попугай .
    У Л ёши кой ка.
    – Это Л ёшина кой ка.
    У Л иды л ей ка.
    – Это Л идина л ей ка.
    У Л юбы зай ка.
    – Это Любин зай ка.
    У Л ёвы гай ка.
    – Это …
    У Л ены л иней ка.
    – Это …

    IX. Итог занятия

    – Какие звуки мы учились сегодня различать?
    – Чем отличаются эти звуки?

    X. Домашнее задание (в напечатанном виде вклеивается в тетрадь).

    XI. Оценка деятельности учащихся .

    Информационные ресурсы

    1. Лопухина И.С. Логопедия. Упражнения для развития речи. «Дельта» С. – П. 1999.
    2. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно «Дельта» «Аквариум» 1996.
    3. Козырева Л.М. «Большой логопедический альбом». Автоматизация звуков в речи. Ярославль. Академия развития. 2006.
    4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекция произношения звука «Й».
    5. Ткаченко Т.А. Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников. // Дошкольное воспитание 1989 №3 с. 36-40
    6. Презентация «33 сестрицы».
    7. Клипарт на прозрачном фоне

    Ольга Илюхина
    Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [л]-[л’]»

    Цель : учить дифференцировать звуки [Л]- [Ль] .

    Задачи :

    Коррекционно-образовательные :

    Закреплять умение дифференцировать звуки [Л]- [Ль] в словах , словосочетаниях, предложениях;

    Продолжать учить определять место звука в слове ;

    Коррекционно-развивающие :

    Развивать навыки согласования числительных с существительными;

    Развивать фонематический слух;

    Развивать мелкую моторику;

    Развивать слуховое внимание, память.

    Коррекционно-воспитательные :

    Воспитывать интерес к логопедическим занятиям ;

    Создать у ребенка положительное эмоциональное настроение.

    Оборудование : игрушка Фея; «веселые картинки» для проведения артикуляционной гимнастики; наклейка с изображением Феи; словарный материал : пчела, волк, лось, голубь, лошадь, белка, дятел, осел, слон, ласточка, лиса, олень, кролик, лебедь, цапля, филин, шмель, клест, лев, улитка; мяч.

    Ход занятия

    1. Организационный момент.

    Здравствуй Оля, сегодня у нас на занятие новый гость . Внимательно послушай загадку и догадайся кто это?

    Кто волшебницу узнает?

    Над землей она летает.

    Чудеса творит умея,

    Всем в беде поможет… (фея)

    Правильно, это добрая лесная Фея, а зовут ее Лейла. Она хочет послушать, как ты учишься правильно произносить звуки , и поиграть с тобой в разные игры.

    Но сначала давай покажем Фее, какие ты упражнения для язычка знаешь. А в этом тебе помогут «веселые картинки» .

    2. Артикуляционная гимнастика.

    «Почистим зубки»

    Открывай рот, детвора,

    Чистить зубы нам пора.

    «Иголка»

    Острый кончик потяну,

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Иголку я могу держать…

    «Улыбка»

    Вот улыбка до ушей,

    Улыбайся веселей.

    «Лошадка»

    К нам лошадка прискакала

    Стук копыт мы услыхали.

    Вверх поднимем язычок

    И поскачем на лужок.

    «Часики»

    Язык, как маятник часов,

    Качаться вновь и вновь готов.

    Котенок улыбается,

    Он, как и ты, старается.

    «Вкусное варенье»

    Знает это весь народ :

    Любит мишка вкусный мед.

    Язычком губу оближет

    И подсядет к меду ближе.

    3. Игра «Половинки» .

    Лейла загадала слово и назовет его половину (начало) . А ты добавь недостающую часть слова и проговори его целиком (слогом ЛА или ЛЯ ) .

    Пи (ла) Ю (ля)

    Ю (ла) Га (ля)

    Мет (ла) Ва (ля)

    Ска (ла) О (ля)

    Иг (ла) пет (ля)

    Шко (ла) кег (ля)

    Пасти (ла) ваф (ля)

    Аку (ла) туф (ля)

    4. Игра «Посчитай» .

    У Лейлы много друзей и они все пришли на лесную лужайку к Фее. Посчитай их, не забывай четко и правильно произносить звуки [Л]- [Ль] в словах .

    (Белка, дятел, олень, волк, лиса) .

    Одна белка, две белки…

    Один олень, два оленя…

    5. Игра «Игрушки для друзей» .

    Лейла и ее подруга Стелла решили поиграть. Как ты думаешь, какие игрушки выберет Лейла, а какие Стелла? Не забывай, что Лейле нравятся игрушки, в названиях которых есть звук [Ль] , а Стелле - в названиях которых есть звук [Л] .

    Кукла ослик

    Лошадка лейка

    Юла коляска

    Лопатка лиса

    Клоун плита

    Скакалка львенок

    Велосипед цыпленок

    6. Игра «Приготовь сок» .

    Лейла решила приготовить фруктово-ягодный сок. Помоги назвать ей получившийся сок одним словом.

    Сок из сливы какой? – сливовый.

    Сок из земляники какой? – земляничный.

    Сок из яблок какой? – яблочный.

    Сок из клубники какой? – клубничный.

    Сок из облепихи какой? - облепиховый.

    Сок из апельсина какой – апельсиновый.

    Сок из клюквы какой – клюквенный.

    7. Физминутка.

    А сейчас мы отдохнем,

    И опять играть начнем.

    Тик-так, тик-так… (по два наклона головы)

    Я умею делать так : (по два наклона туловища)

    Влево-тик, вправо-тик…

    Тик-так, тик-так.

    Лейле очень понравилась твоя зарядка.

    8. Игра» Вагончики».

    У Лейлы гостили друзья. Пришла пора их провожать, приехали они на вокзал и забыли, кто в каком вагоне едет. Помоги им сесть на свои места. Гостей со звуками [Л] , [Ль] в начале слова посади в первый вагон, со звуками

    [Л], [Ль] в середине слова – в средний вагон, со звуками [Л] , [Ль] в конце слова – в последний вагон.

    Словарный материал : пчела, волк, лось, голубь, лошадь, белка, дятел, осел, слон, ласточка, лиса, олень, кролик, лебедь, цапля, филин, шмель, клест, лев, улитка.

    9. Игра «Какой? Какая? Какие?»

    Лейла хочет узнать, как ответить на вопрос, одним словом. Помоги ей, ответь на вопросы, четко произнося звуки [Л]- [Ль] .

    Шляпа из соломы какая? – соломенная.

    Цветы на лугу какие? – луговые.

    Мука для блинов какая? – блинная.

    Сок из апельсина какой? – апельсиновый.

    Юбка в полоску какая? – полосатая.

    Варенье из земляники какое? – земляничное.

    Палки для лыж какие? – лыжные.

    Лист с клена какой? – кленовый.

    Ветка ели какая? – еловая.

    Свет от луны какой? – лунный.

    Варенье из облепихи какое? – облепиховое.

    Молодец! Ты прекрасно справилась с заданием.

    10. Игра «Один-много» (с мячом) .

    Фея придумала для тебя еще одно задание. Она будет называть один предмет, а ты много таких предметов. Повтори словосочетания правильно.

    Голубой автомобиль - голубые автомобили

    Зеленый чулок –

    Золотая медаль –

    Теплый плед –

    Соломенная шляпа –

    Веселый школьник –

    Полосатая тельняшка –

    Фиолетовый платок –

    Желтый клен –

    Лунный календарь –

    Ленивый кашалот –

    11. Выучи стихотворение.

    Лейла предлагает тебе выучить шуточное стихотворение.

    Незаметная фиалка.

    В гладиолусах фиалка

    Незаметно зацвела.

    «Мне фиалку очень жалко» ,

    Тихо молвила пчела.

    12. Итог занятия .

    Фее Лейле пора возвращаться на свою лесную лужайку. Ей очень понравилось с тобой играть. Она хочет подарить тебе красивую наклейку со своим изображением.

    [Л] - [Л`] - 1

    Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.

    ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ АЛЬ-АЛЬ-АЛЬ ТЛЯ-ТЛЯ-ТЛЯ

    ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ ТЛЕ-ТЛЕ-ТЛЕ

    ЛЁ-ЛЁ-ЛЁ ЁЛЬ-ЁЛЬ-ЁЛЬ ТЛЁ-ТЛЁ-ТЛЁ

    ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ ЮЛЬ-ЮЛЬ-ЮЛЬ ТЛЮ-ТЛЮ-ТЛЮ

    ЛИ-ЛИ-ЛИ ИЛЬ-ИЛЬ-ИЛЬ ТЛИ-ТЛИ-ТЛИ

    АЛЯ-АЛЯ-АЛЯ ЕЛЕ-ЕЛЕ-ЕЛЕ ИЛИ-ИЛИ-ИЛИ

    [Л] - [Л`] - 2

    Упражнение № 2.

    лавка – лямка лапа – шляпа пола – Поля

    Алла – Аля юла – Юля флаги – фляги

    игла – земля метла – петля кулачок – светлячок

    гладя – глядя глазки – коляски вобла – воля

    кукла – туфля плачем – пляшем делать – делят

    ложа – лёжа лот – лёд ложечка – Лёшечка

    ловко – Лёвка лоб – лёд лов – Лёва

    Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

    [Л] - [Л`] - 3

    Упражнение № 3. Произносить (читать) слова парами.

    лом – лён ложка – Лёшка пилот – полёт

    болото – полёты колосья – колёса кашалот – самолёт

    уголок – уголёк слово – слева зло – взлёт

    клок – клён плот – плётка слон – силён

    солодка – селёдка лоток – лоток ластик – листик

    лапки – липки латунь – летун ласты – листы

    лак – лик лук – люк лосёнок - лисёнок

    Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

    [Л] - [Л`] - 4

    Упражнение № 4. Произносить (читать) слова парами.

    лужа – Люда лучший – колючий клумба – клюква

    блузка – блюдце случай – ключ клуб – клюв

    клубок – любой клуб – клюв скорлупка – шлюпка

    кулаки – кульки плач – плеч гладить – глядеть

    Слава – слива лыжи – лежи лыко – лихо

    лысый – лисий улыбка – улитка полынь - павлин

    слыть – слить клык – клик орлы – Орли

    Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

    [Л] - [Л`] - 5

    Упражнение № 5. Произносить (читать) слова парами.

    плыть – лить хлыст – лист слышать – слишком

    пыл – пыль гол – голь кол – коль

    кил – киль тол – толь мол – моль

    мел – мель ролл – роль угол – уголь

    стол – столь ел – ель дал – даль

    цел – цель стал – сталь был – быль

    ослы – росли чехлы – несли щеглы – текли

    Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

    [Л] - [Л`] - 6

    Упражнение № 6. Произносить (читать) слова парами.

    башлык – велик валка – Валька закалывать – закаливать

    мелком – мельком волны – вольный галка – галька

    колка – Колька полка – полька булка – Булька

    волна – вольна лак – ляг лог – лёг

    лук – люк лыс – лис уголок – уголёк

    цел – цель был – быль гол - голь

    Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

    [Л] - [Л`] - 7

    Упражнение № 7. Произносить (читать) словосочетания

    лисья голова галка на гальке

    ландыши в лесу поляна за лугом

    полотно из льна длина волос

    плеск волны кольцо из золота

    лепесток лотоса соль в солонке

    масло в маслёнке половинка лимона

    жёлтая листва колючие иголки

    Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

    [Л] - [Л`] - 8

    Упражнение № 8. Произносить (читать) словосочетания и предложения.

    налитой колос зелёное одеяло

    железный лом голубая плитка

    Оля пела. Наша Юля как юла. У Коли в руке флаг, на боку фляжка. Можно крышу настилать, можно домик заселять. Я разжала кулачок – на ладони светлячок. Мы ходили по полям и дели пополам все, что находили.

    Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

    [Л] - [Л`] - 9

    Упражнение № 9.

    Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках. Без сомненья, лев силён, но слабее он, чем слон. Летят самолёты сидят в них пилоты. Едет комбайн на колёсах, режет спелые колосья. Люда, у тебя под ногами лужа. Села галка на крышу клуба и чистит клюв. Ларисе нужна не любая, а голубая краска. Сыпь уголь в этот угол. Галка ходит у реки по гальке. Меня разбудил будильник.

    Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

    [Л] - [Л`] - 10

    Упражнение № 10. Произносить (читать) предложения.

    Попадешь в ЦЕЛЬ – останешься ЦЕЛ. Он СТАЛ плавить СТАЛЬ. Я там БЫЛ и слушал БЫЛЬ. Летала МОЛЬ на самый МОЛ. Я голову МЫЛ, а ты свою МЫЛЬ. Он пальцы мне ЖАЛ, а мне его ЖАЛЬ. Больному сделали укол. У ёлки иголки колются. Селяне жили в селах и посёлках. Поплыл наш чёлн по воле волн. Был сокол волен летать над полем. Пока ловил я моль, упала на пол соль.

    Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

    [Л] - [Л`] - 11

    Упражнение № 11. Произносить (читать) предложения.

    Положи-ка мало в маслёнку, а соль в солонку. У Лены из соломы шляпка, из шёлка – ленточки на тапках. Солнышко село за лесом, стало темно под навесом. Пожелтели листики у клёна, только летом он стоял зелёным. Хлопнула сильно хлопушка на ёлке, на пол с не полетели иголки. Ландыши и лилии очень я любил, только белых лилий нигде не находил.

    Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

    [Л] - [Л`] - 12

    Упражнение № 12. Выучить загадку.

    Я землю копала,

    Ничуть не устала.

    А кто мной копал,

    Тот и устал.

    (Лопата)

    Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

    Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

    [Л] - [Л`] - 13

    Упражнение № 13. Выучить загадку.

    Белый на белом

    Написал, где бегал.

    Рыжая прочтёт –

    Белого найдёт.

    (Заяц и лиса)

    Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

    Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

    [Л] - [Л`] - 14

    Упражнение № 14. Выучить загадку.

    Что за птица смелая

    По небу промчалась?

    Лишь дорожка белая

    От нее осталась

    (Самолёт)

    Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

    Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

    [Л] - [Л`] - 15

    Упражнение № 15. Выучить загадку.

    Вот иголки и булавки

    Выползают из-под лавки.

    На меня они глядят,

    Молока они хотят.

    (Ёжик)

    Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

    Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

    [Л] - [Л`] - 16

    Упражнение № 16.

    Кол около стола, стол около кола.

    Колпак под колпаком, под колпаком колпак.

    Убежало, убежало, убежало молоко.

    Я трудом его поймала.

    Быть хозяйкой не легко

    Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

    Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

    [Л] - [Л`] - 17

    Упражнение № 17. Произносить (читать) скороговорки.

    1. Посадил дед лук, 2. Наши руки были в мыле,

    Отрастил лук чуб. Мы посуду сами мыли.

    Увидел лук внук, Мы посуду мыли сами,

    Оборвал луку чуб. Помогали нашей маме.

    Удивительная штука:

    Слезы капают у внука.

    Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

    Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

    [Л] - [Л`] - 18

    Упражнение № 18. Произносить (читать) скороговорки.

    1. Мама Милу с мылом мыла 2. Валя на проталинке

    В глаз попало Миле мыло. Промочила валенки

    Мама Миле говорила: Валенки у Валеньки

    Не сердись, дочурка Мила! Сохнут на завалинке.

    Не сержусь - сказала Мила,

    Я выплакиваю мыло.

    Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

    Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

    [Л] - [Л`] - 19

    Упражнение № 19. Выучить стихотворение.

    Злаки.

    Все злаки на поле,

    Все злаки на воле,

    Довольны все злаки,

    Что дали им волю.

    Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

    Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

    [Л] - [Л`] - 20

    Упражнение № 20. Выучить стихотворение.

    Люблю землянику,

    Люблю голубику,

    Люблю и малину,

    Люблю и клубнику.

    Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

    Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

    [Л] - [Л`] - 21

    Упражнение № 21. Произносить (читать) предложения.

    На речке МЕЛЬ, На ветке ГАЛКА,

    А в школе МЕЛ. На речке – ГАЛЬКА.

    Купили ЛУК. На стенке ПОЛКА,

    У дома –ЛЮК. А танец – ПОЛЬКА.

    У ящика УГОЛ, а в ящике УГОЛЬ.

    Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

    [Л] - [Л`] - 22

    Упражнение № 22. Выучить стихотворение.

    У осла – ослёнок,

    У козла – козлёнок,

    У лисы – лисёнок,

    У кого телёнок?

    Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

    Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

    [Л] - [Л`] - 23

    Упражнение № 23. Выучить стихотворение.

    Ехал на олене,

    Ехал на осле,

    Ехал на лошадке,

    Но не на козле.

    Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

    Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

    [Л] - [Л`] - 24

    Упражнение № 24. Произносить (читать) предложения.

    Солнечные лучи осветили землю. Чувствовалась близость жилья. Колокола звонили на всю площадь, и люди шли толпами и пели. Стоял июль, солнце пекло так, что от его лучей плавился асфальт. Далеко за полночь, поплутав по заснеженным полям, усталые и голодные, геологи достигли села. Весело и увлекательно было в зимнем лесу. Солнце медленно поднималось над заливом. Голодная кума-лиса залезла в сад.

    Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

    [Л] - [Л`] - 25

    Упражнение № 25. Произносить (читать) предложения.

    Тяжелые облака устало плывут над землей, лишь молодой месяц, блеснувший на далеком небосклоне, осветил спящие улицы. Лебеди, печально склонив головы, медленно плыли мимо белых лилий. Прогулка в лес оказалась удачной: мы несли полные лукошки малины и большие букеты лесных цветов.
    Голуби любили нашу зелёную улицу. В полдень они слетались к маленькой булочной, где за углом всегда находили специально оставленные кусочки хлеба и булок.

    Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

    [Л] - [Л`] - 26

    Упражнение № 26. Произносить (читать) предложения.

    Выла осень, желтые листья устилали землю, носились в воздухе, блестели в лужах под лучами солнца.
    Жизнь била ключом: люди неслись сломя голову, толкались, спешили. Человек был и всегда будет самым любопытнейшим явлением для человека. Одно из самых удивительных заблуждений - заблуждение в том, что счастье человека чтобы ничего не делать.

    Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

    [Л] - [Л`] - 27

    Упражнение № 27. Произносить (читать) предложения.

    Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, ни случайностью, ни наслаждением, как у лентяя.
    Бледно-голубое небо светлело, холодело, синело.
    Голодная кума лиса залезла в сад.
    Не беда, если люди будут хвалить тебя за твои дела. Беда, если ты будешь делать дела для того, чтобы люди хвалили тебя. Мы ехали шагом, мы мчались в боях.

    Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

    [Л] - [Л`] - 28

    Упражнение № 28.

    Слухом земля полнится. Всяк кулик в своем болоте велик.
    Дело в шляпе. Л иха беда -начало. Сколько голов, столько и умов. Люди - ложь, и мы то ж. Словами, что листьями, стелет, а делами, что иголками, колет. У плохих людей язык злодей.
    Не хлебом единым жив человек. Волка пожалей, искусает еще злей. Велик телом, да мал делом. Капля по капле и камень долбит. Не хвались началом, хвались концом.

    Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

    [Л] - [Л`] - 29

    Упражнение № 29. Произносить (читать) пословицы

    Не все то золото, что блестит. Маленькое дело лучше большого безделья. Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле туп. Маленькая ложь за собою большую ведёт.
    Откладывай безделье, но не откладывай дела.
    Лучший повелитель тот, кто умеет повелевать собой.
    Золото и сквозь пыль блестит. Поскользнулся - ещё не упал.
    Палец слаб, а кулак силён. Кончил дело - гуляй смело.

    Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

    [Л] - [Л`] - 30

    Упражнение № 30. Произносить (читать) пословицы.

    Отольются волку овечьи слёзки. В голодный год лучше кусок хлеба, чем слиток золота. От семечка, что пустотело, не жди плодов. Чем язык скупее на слова, тем твоя ценнее голова. Слово - полководец человечьей силы. Если ты лишен ума и знанья, лучший выход для тебя - молчанье. Излишняя хвала опасней, чем хула. Своя лепёшка лучше чужого плова.
    Уж лучше ты не занимайся делом, коль в нем себя считаешь неумелым.

    Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

    [Л] - [Л`] - 31

    Упражнение № 31. Произносить (читать) рассказ и пересказать его.

    Была в лесу белка.

    Была в лесу белка, и были у белки дети. Жила белка в дупле. Пришли Миша и Коля, взяли их к себе. И белки жили у них в клетке.

    По Л.Толстому

    Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

    Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.


    Похожие статьи