Форма государства - это система организации государственной власти и ее устройство.Форма государства неразрывно связана с его сущностью и содержанием. На протяжении развития истории форма государства подвергалась различным изменениям пол влиянием социально-экономических, политических, идеологических факторов. Менялось и представление о понятии «форма государства». В современной науке под категорией формы государства понимают особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, территориальное распределение власти и характер взаимоотношений центральной и местной власти, методы осуществления управленческой деятельности государства.
В соответствии с таким подходом выделяют три составляющих формы государства: форму правлении, форму государственного устройства и форму политического (государственно-правового) режима.
Понятие «форма государства» имеет не только теоретическое, но и практическое значение. От того, как организована и функционирует государственная власть, каковы се отношения с населением, зависит эффективность государственного управления обществом, престиж правительства, стабильность правопорядка, реализация прав и свобод граждан.
Форма правления означает способ организации верховной государственной власти, структуру высших органов государства, порядок их образования, срок полномочий, распределение компетенции между ними, а также характер взаимоотношений с населением и степень его участии в формировании органов власти.
В зависимости от того, как осуществляется власть - единолично и наследственно или коллегиально и на выборной основе, различают две формы правления: монархию и республику.
Монархия - это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично, пожизненно, передается по наследству и не предусматривает ответственности перед населением.
Переход власти не по наследству происходит в случае прерывания династии либо в том случае, когда законодательством предусмотрено избрание монарха (например, Речь Посполитая в XVI XVIII вв.).
Монарх олицетворяет собой государство, действуя во внутренней и внешней политике от своего имени.
Монархии существовали на всех этапах развития государственности. В период рабовладения в странах Востока преобладали деспотические монархии (восточной деспотия), существовавшие в государствах азиатского способа производства и отличавшиеся практически неограниченной властью монарха (деспота), личность которого обожествлялась.
Античную форму монархии представляла Римская империя (I в. до н.э. - V в. н.э.). В ходе ее развития постепенно ликвидировались республиканские институты, и власть монарха приобрела неограниченный характер.
В период Средневековья феодальные монархии прошли три этапа развития.
Раннефеодальная монархия возникла в ходе разложения родового строя. Она характеризуется слабостью центральной власти, сохранением пережитков родоплеменных отношений, личной зависимостью глав регионов (вассалов) от монарха (сюзерена). Основанные на остатках родового строя отношения личной зависимости со временем утрачивали силу, что неизбежно вело к дроблению государства на мелкие территориальные единицы (княжества, герцогства, графства и др.).
Сословно-представительная монархия образуется вследствие преодоления периода раздробленности и формирования единых государств. В условиях слабости центральной власти монархам требовалась поддержка основных групп населения - сословий. Возникали сословно-представительные органы, имеющие совещательный характер и ограничивающие власть монарха в законодательной сфере (Генеральные штаты во Франции, Парламент в Англии, Земский собор в России). По мере формирования разветвленного чиновничье-бюрократического аппарата и укрепления центральной власти монарх переставал нуждаться в сословно-представительных учреждениях. Происходил переход от сословно-представительной монархии к абсолютной.
Абсолютная монархия характеризуется усилением власти монарха, который сосредоточивает в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти, опираясь на полицию, армию, бюрократический аппарат. В период абсолютизма начинается процесс разложения феодального строя и зарождения буржуазных отношений. Противоречия между молодой буржуазией и старыми феодальными порядками приводит к революции, в холе которой происходит свержение монархии и установление республики (Франция) или достигается компромисс между буржуазией и феодалами, в результате чего сохраняется монархия в конституционной форме (Англия).
И науке выделяют неограниченную (абсолютную) и ограниченную (конституционную) монархии. Последнюю подразделяют на дуалистическую и парламентарную.
Абсолютная монархия - это форма правления, при которой власть монарха не ограничена никаким представительным органом и юридически, т. е. отсутствуют парламент и конституция.Монарх выступает единственным высшим органом государства. В его лице соединяются все ветви власти. Действия монарха никому не подконтрольны. Однако эти признаки абсолютной монархии имеют формальное основание. На деле часто случалось, что формально неограниченный монарх испытывал сильное влияние со стороны своего окружения в силу состояния здоровья, характера, возраста. Но это не меняло сущности абсолютной монархии. В современном мире абсолютными монархиями остаются некоторые государства Ближнего Востока, например Саудовская Аравия. Разновидность абсолютной монархии - теократическая монархия, при которой монарх представляет и светскую и религиозную власть, например Ватикан.
Ограниченная (конституционная) монархия - это форма правления, при которой в силу основного закона государства - конституции - власть распределена между монархом и парламентом.В зависимости от объема полномочий этих двух органов выделяют дуалистические и парламентарные монархии.
В дуалистической монархии парламент имеет законодательные полномочия, монарх является главой исполнительной власти. Парламент в таких государствах состоит, как правило, из двух палат. Нижняя палата формируется выборным путем, верхняя назначается монархом. Кроме того, монарх формирует правительство, которое ему подотчетно, имеет право вето (неутверждения законов) и право неограниченного роспуска парламента. Дуалистическая монархия имела широкое распространение в период становления и развития буржуазных отношений (Германская империя, Италия в конце XIX - начале XX в.). Современные примеры дуалистической монархии - Марокко и Иордания.
В парламентарной монархии власть монарха значительно ограничена, законодательная власть полностью принадлежит парламенту.Правительство формируется парламентом и ему подотчетно. Монарх выполняет представительские функции, формально утверждает состав правительства и подписывает законы. Однако фактически власть монарха является символической, самостоятельная его деятельность невозможна без согласия парламента. Главой государства выступает не монарх, а глава правительства. Положение монарха характеризуется выражением «царствует, но не правит». Тем не менее, парламентарная монархия существует во многих современных государствах (Англии, Испании, Дании и др.), что доказывает ее жизнеспособность. Монарх в этих странах играет роль «символа единства нации», «неподкупного арбитра», стоящего выше политических страстей.
Республика - это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым населением на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.
Республики, как и монархии, существовали в разных типах государства.
Рабовладельческими республиками были Афинская демократическая республика, где участие в осуществлении власти принимали все свободные граждане, достигшие двадцати лет, и аристократическая республика (Спарта, Рим), в которой реальными политическими правами обладала военно-земельная аристократия.
В период феодализма республиканская форма правления была мало распространена и существовала в крупных торговых городах-государствах, таких как Венеция, Генуя, Любек, Новгород, Псков и др.
Республика становится одной из основных форм правления буржуазного государства, а также единственной формой правления государства социалистического типа.
Современные республики разделяются на три основных вида: парламентские, президентские и смешанные.
Парламентская республика - это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит парламенту.Он определяет направления внутренней и внешней политики государства. Правительство в такой республике формируется парламентским путем и несет ответственность перед парламентом. Оно остается у власти до тех пор, пока пользуется доверием парламента. Если парламент выносит вотум недоверия правительству, оно обязано уйти в отставку. Президент, являясь главой государства, не может быть главой правительства. Это означает, что он лишен возможности направлять деятельность правительства. Полномочия президента хотя и являются формально обширными, в действительности не могут полностью реализовываться без согласия правительства и парламента.
Таким образом, в парламентской республике высшая представительная власть реально контролирует исполнительную, не допуская возможность коррупции и злоупотреблений. Однако в парламентских республиках часты правительственные кризисы, которые не способствуют установлению политической стабильности. Примеры парламентских республик - Италия, Австрия, ФРГ.
Президентская республика - это форма правления, при которой высшим должностным лицом в государстве является президент, поделенный реальными властными полномочиями и соединяющий в своих руках функции главы государства и главы правительства.Президент избирается непарламентским путем, чаще всего всеобщим голосованием. Правительство формируется президентом и несет перед ним ответственность. Президент имеет больше полномочий, чем в парламентской республике. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, имеет право законодательной инициативы и право вето на законы, принимаемые парламентом, является верховным главнокомандующим, пи раке ввести чрезвычайное и военное положение. В установленных законом случаях президент может распустить парламент. В то же время и парламент может отстранить президента от власти (импичмент).
Президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наряду с которой в соответствии с принципом разделения властей осуществляются законодательная и судебная власти. Такой механизм позволяет эффективно действовать системе сдержек и противовесов и способствует гармоничному функционированию властей, позволяя избегать произвола со стороны какой-либо из них, в первую очередь со стороны исполнительной власти. Тем не менее, президентская форма правления небезупречна. Она таит в себе возможность конфликта между законодательной и исполнительной властью, что чревато конституционным кризисом. Такая ситуация возможна, если президент и парламентское большинство принадлежат к различным политическим партиям. Классическими примерами президентской республики служат США и Мексика.
В реальной политической жизни конкретной страны часто складывается ситуация, при которой возможно появление смешанной республики, сочетающей черты парламентской и президентской республик. В смешанных республиках президент и парламент в той или иной мере делят свои полномочия по отношению к правительству. Так, в Российской Федерации президент, формально не являясь главой правительства, выполняет многие его функции. Федеральное Собрание и нижняя его палата - Государственная Дума - могут оказывать воздействие на правительство, контролируя его деятельность. Другим примером смешанной республики служит Франция.
Сочетание черт парламентской и президентской республик характерно для вновь образованных государств современности. Это связано со стремлением извлечь все положительное из традиционных форм республиканского правления. Однако в этом случаи не удается избежать недостатков. Так, стабильность правительства значительно снижается в связи с усилением контрольных функций парламента. И наоборот, увеличение полномочий президента влечет за собой уменьшение роли высшего представительного органа власти.
Развитие философской мысли и исторической практики пи второй половине XIX -XX вв. вызвало к жизни понятие социалистической республики, соответствующей социалистическому типу государства.
Теоретические принципы социалистической республики были сформулированы в трудах основоположников марксизма-ленинизма. Утверждалось, что только такая республика сможет обеспечить полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и си» партией. Государственная власть должна суверенно распоряжаться обобществленными средствами производства и контролировать распределение материальных благ. Органы государства представляют собой единую систему, в рамках которой сочетаются законодательная и исполнительная власти. Это позволяет осуществлять контроль за деятельностью исполнительной власти. Переход к социалистической республике происходит путем совершения пролетарской социалистической революции, в результате которой устанавливается диктатура пролетариата.
Исторически первым опытом социалистической республики была Парижская коммуна (1871 г.). Во время се кратковременного существования был реализован принцип всеобщего равного избирательного права, устранены привилегии депутатов и введено право их отзыва. Старый государственный аппарат был полностью заменен новым. В его деятельности совмещались законодательная, исполнительная и судебная функции.
В результате победы социалистической революции в России в
1917 г. была установлена Советская республика. По мнению В. И.Ленина, Советы обеспечивают реальное участие трудящихся в управлении государством при совмещении законодательной и исполнительной властей. Руководящую роль в организации государственной и общественной жизни играет партия рабочего класса.
Выборы в Советы сразу после революции и по Конституции 1918 г. строились на классовой основе. Избирательное право имели только трудящиеся. Однако и среди них преимущество отдавалось рабочим.
Конституция 1936 г. ввела всеобщее избирательное право и отменила классовый принцип в формировании органов власти, создав единую систему Советов депутатов трудящихся. Конституция 1977 г. изменила название Советов. Они стали называться Советами народных депутатов и выполнять более широкие полномочия. В действительности власть Советов часто подменялась властью коммунистической партии.
После Второй мировой войны социалистический строй устанавливается в ряде государств Восточной Европы, Азии, на Кубе. Форма правления в этих странах получила название народно-демократической республики. Общие черты ее схожи с признаками ипотекой республики. В организации управления отрицался принцип разделения властей, а государственная власть подменялась властью партократии.
В настоящее время социалистические республики продолжают существовать (Куба, Китайская народная республика, Корейская народно-демократическая республика). Причем в Китае идет процесс реформ при сохранении социалистического строя. Все это не позволяет отрицать социалистическую республиканскую форму правления как нежизнеспособную.
Вопросы и задания
1. Объясните понятие «форма государства».
2. Что такое форма правления?
3. Какие формы правления существуют?
4. Приведите примеры государств из истории и современности, охарактеризовав их по форме правления.
5. Прочитайте извлечение из произведения древнегреческого философа Демокрита: «Дела государственные надо считать много более важными, чем все прочие; каждый должен стараться, чтобы государство было благоустроено, не добиваясь больших почестей, чем ему приличествует, и не захватывая большей власти, чем это полезно для общего дела. Ибо государство, идущее по верному пути, - величайшая опора. И в этом заключается все: когда оно в благополучии, все в благополучии, когда оно гибнет, все гибнет... Бедность в демократическом государстве надо предпочесть тому, что называется счастливой жизнью в монархии, настолько же, насколько свобода лучше рабства... Закону, правителю и более мудрому следует повиноваться».
Как он представляет процесс образования государства? Какие формы государства он выделяет? В чем их достоинства и недостатки? Какие формы государства кажутся автору наиболее предпочтительными?
6. Разделитесь на три группы. Прочитайте текст и проанализируйте государство с точки зрения формы правления.
Задание для первой группы
Большинство вавилонских царей (Навуходоносор, Набонид) проявляли интерес к археологии. Но у царя было много забот об управлении страной. Он должен был надзирать за высшими чиновниками, контролируя, как они выполняют свои функции, рассматривать планы строительства крупных сооружений, а также принимать послов и лиц, приносящих дань. У царя был большой гарем, в котором жили девушки со всей страны и принцессы из дальних краев. Царь располагал обширным штатом придворных, на которых он, по своему усмотрению, мог возлагать различные обязанности. Дела двора контролировали высшие вельможи. Кроме высших имелись многочисленные средние, мелкие чины.
Задание для второй группы
В 1850-1860-е гг. английские предприниматели укрепили свои позиции в политической жизни страны. Влияние королевской власти было сведено до минимума. Королева Виктория (1837-1901 гг. правления) и ее супруг пытались оказывать давление на министров в интересах торийской знати, вмешивались во внешние дела. Между двумя влиятельными политическими силами - виги и тори - шла упорная борьба за власть. Эти названия постепенно стали вытесняться понятиями «консерваторы» и «либералы» Большую роль в жизни страны играл парламент, где большее количество мест на выборах старались получить те или иные партии.
Задание для третьей группы
Новгородская земля занимала огромную территорию от Ледовитого океана до верховьев Волги, от Белого моря до Урала. Много веков тому назад высшим органом ее управления было вече, на нем рассматривались важные вопросы внутренней и внешней политики. Фактическими хозяевами были 300 «золотых поясов»- крупнейшие бояре Новгорода. Вече выбирало главу церкви - епископа, распоряжавшегося казной и контролировавшего внешние сношения Великого Новгорода, торговые меры и т.д. Важным должностным лицом в новгородском управлении был посадник (от слова «посадить»). В посадники избирались бояре. Вече приглашало князя, который управлял армией во время военных походов. Его дружина поддерживала порядок в городе. Князя предупреждали. «Без посадника тебе, князь, суда не судить, волостей не держать, грамот не давать».
Форма правления - это организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением . Существуют две основные формы государственного правления - монархическая и республиканская.
Республика (от лат. res - дело и publicus - общественный) - форма государственного правления, при которой высший орган власти или избирается на определенный срок всем населением, или формируется общереспубликанскими представительными учреждениями.
Монархия (от греч. monarchia - единовластие) - форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха. Различают монархии абсолютные, или неограниченные, конституционные, или ограниченные, выборные и теократические .
Единоличные формы правления
К единоличным формам правления относятся автократия и абсолютизм, тирания и деспотия, т. е. все формы государственного правления и политического строя, в которых правитель пользуется единоличной неограниченной властью.
Автократия (от греч. auto - один и kratos - власть) - форма правления, при которой неограниченная верховная власть принадлежит одному лицу - полновластному, самодержавному правителю - и не контролируется каким-либо представительным органом .
Абсолютизм (от лат. absolutus - безусловный, неограниченный) - это абсолютная, т. е. неограниченная, самодержавная власть, форма государственного правления, основывающаяся на самоуправстве властелина . В условиях абсолютизма верховная политическая власть (законодательная, исполнительная и судебная) полностью принадлежит одному лицу - монарху (императору, королю, царю). Абсолютизм возникает, как правило, в период распада феодализма и зарождения капиталистических общественных отношений. В Западной Европе, например, это происходило в конце XV - начале XVI в. Образование абсолютистских феодальных государств было обусловлено возникновением и умножением иерархических ступеней власти в государственных органах путем создания различных учреждений, усложнения структуры армии, расслоения корпуса чиновников на ранги и разряды, разделения населения на касты, сословия, социальные слои и т. п. Абсолютизм как форма государственного правления был преодолен в результате буржуазных революций .
Деспотия (от греч. despoteia - неограниченная власть) - форма государственного строя, при которой правитель пользуется неограниченной властью над всеми членами общества. Для нее характерны крайний центризм, полный произвол власти и бесправие подчиненных . Деспотия является типичной характеристикой "азиатских" обществ. Она была характерна для государств Древнего Востока, Индии, Китая, а также ряда стран позднего феодализма (например, Османской Турции), некоторых африканских и других обществ Нового времени. Деспотизм, как правило, возникает тогда, когда при сохранении сильной общинной организации становится необходимым централизованное распоряжение важнейшими производительными силами общества, например землей и водой. В отличие от авторитарных режимов, при которых несмотря на ограниченность демократических механизмов руководитель государства имеет поддержку (авторитет) достаточно широких слоев, деспотическая форма правления существует исключительно в атмосфере страха, нагнетающегося карательными органами . В определенной степени деспотизмом можно назвать правление царя Ивана Грозного1 в России.
Тирания - в Древней Греции единоличное правление тирана; форма государственной власти в ряде средневековых городов-государств в Италии; жестокое, деспотическое правление; гнет, насилие, произвол .
Теократия (от греч. theos- бог и kratos- власть) - форма государственного правления, при которой политическая власть принадлежит духовенству, а глава церковной иерархии наделен высшей духовной и светской властью (например, Ватикан) . Исторические примеры "чистой" теократии немногочисленны, но ее элементы были сильны в ряде государств Древнего мира и Средневековья (Иудейское государство, Папская область и др.).
Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть) – система власти, основанная на единоличном правлении. Обычно сочетается с личной диктатурой, но может иметь и умеренно демократический облик. При любых формах авторитарное государственное устройство характеризуется сильной (практически абсолютной) личной властью, ограничением или значительным ослаблением оппозиции, иерархическим типом управления, требованием беспрекословного подчинения и др.
Агитационный период - период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию.
Аристократия - это форма правления, при которой существует власть хорошего меньшинства граждан.
Бюрократия - это иерархическая организация, построенная на административном контроле и закулисной борьбе клик за власть.
Власть политическая - это способность осуществлять социальный контроль над деятельностью людей в политической сфере.
Выборы - это демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на должности президента, депутата или губернатора
Геронтократия - это правлением стариков.
Герусия - это совет старейшин (по гречески - геронтов).
Глобальное общество - это современное общество на всём земном шаре, когда вместо множества изолированных локальных цивилизаций возникла единая земная цивилизация.
Государство - это политическая организация, которая контролирует деятельность граждан в обществе.
Гражданское общество - это совокупность людей, групп и негосударственных организаций, которые должны иметь возможность контролировать деятельность бюрократии.
Геноцид – истребление отдельных народов или этнических групп по расовым, национально-этническим или религиозным признакам. Согласно современному международному праву, геноцид является тяжким преступлением против человечества, и все виновные в нем должны привлекаться к уголовной ответственности.
Геополитика – научная дисциплина, изучающая географический аспект политической жизни, международных отношений (размеры и масштабы территории конкретного государства, место его расположения, климат, наличие природных ресурсов, доступ к морям и океанам).
Глава муниципального образования – выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.
Государственная администрация – система федеральных органов исполнительной власти.
Государственная Дума – одна из палат Федерального Собрания РФ, которая формируется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права.
Государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственное казначейство – государственный орган, образующий всеобъемлющую денежно-проводящую систему страны, через которую осуществляется движение, перевод большей части финансов государства.
Демагог - это человек, который умеет влиять на толпу в личных неблаговидных интересах.
Демография - это наука о численности, составе и изменении народонаселения. Демократия - это политический режим, при котором правитель может контролировать только политическую сферу, но в рамках конституции.
Диалектика - это искусство спора. Диктатура - это сильная власть, которая часто означает тиранию.
Идеология - это теоретическая система, которая оправдывает определённые ценности и нормы.
Идеологический плюрализм – это переход к признанию и закреплению в Конституции многообразия всех видов идеологических учений, если они не проповедуют насилие и рознь.
Идеология – система взглядов и идей, которая выражает мнения, интересы, оценки и т.д. различных субъектов исторического процесса (от конкретных людей до определенных социальных групп и общества в целом). В тоталитарном обществе идеология является средством манипулирования сознанием людей.
Избирательное объединение – это общероссийское политическое общественное объединение, которое создано в соответствии с законом и зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ.
Империя - это страна, построенная путем завоевания. Импичмент (англ. impeachment - обвинение, осуждение) - процедура отстранения от должности президента страны парламентом.
Исполнительная власть – это власть, которая исполняет законы и распоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий.
Империализм – государственная политика, направленная на захват чужих территорий, рынков сырья, дешевой рабочей силы и, в целом, установление политического и экономического контроля над другими государствами.
Клика (от французского «шайка», «банда») - это малая группа соратников, тесно сплочённых между собой ради достижения неблаговидных целей любой ценой.
Коммунистическое движение - это одно из направлений социалистического движения, коммунисты на самом деле по примеру Ленина стремятся захватить власть без выборов или отменить свободные выборы после своего прихода к власти на выборах, установить тиранию или олигархию вместо представительной демократии, отменить частную собственность и рынок.
Конституция – государственно-политический документ учредительного характера, основополагающе начало всей правовой системы, юридическая база для текущей законодательной и всей правотворческой деятельности.
Конфедерация – временный союз государств, предназначенный для решения задач экономического, политического или военного характера.
Конформизм - это готовность человека подчиняться давлению или угрозам.
Конформизм (лат. conformis – подобный, сообразный) – понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.д. Конформизм подразумевает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, авторитет, традиции и т.п.)
Консервативное движение - это такое движение, представители которого имеют целью наведение общественного порядка, иногда даже возврат к прошлому, сохранение власти старой элиты, бюрократии или аристократии, сохранение традиционных моральных, семейных и религиозных ценностей.
Космополит – человек, считающий весь мир своим отечеством; отвергающий свою принадлежность к какому бы то ни было этносу или другой локально-узкой референциальной (идентификационной) группе.
Космополитизм – мировоззрение, в основе которого лежит идея мирового гражданства.
Легитимный - это законный.
Легитимность – оправданность в глазах граждан; законность государственной власти или каких-либо социальных институтов, опирающаяся на общественное мнение, нормы и право, ценности, традиции, идеи и др. социальные установления. Легитимность не вытекает из какого-либо закона или постановления, а зависит от мнения граждан и является выражением общественного признания властных и иных полномочий различных социальных структур.
Легитимность государственной власти – основа такой правительственной власти, которая поддерживается убеждением правящих и управляемых в правомерности властных функций правительства.
Либерализм – политическая идеология, отстаивающая ценности правового государства, в котором утверждается приоритет прав человека над интересами государства, а также принципы свободного рынка с минимальным вмешательством государства в экономическую сферу.
Либеральная демократия – система демократии, основанная на многопартийной политической системе в сочетании с рыночной экономикой.
Либеральное движение (от английского слова liberty - свобода) - это такое движение, представители которой имеют целью проведение постепенных мирных реформ и введение политических свобод.
Лобби - это группы давления.
Мажоритарная система - это система выборов, при которой избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов
Ментальность (менталитет) (от лат. mens – ум, образ мыслей, душевный склад) – совокупность умственно-духовных установок индивида или социальной группы, обусловливающая его (ее) миро- и самовосприятие, мысли и чувства, ценности и поведение. В зависимости от целей и задач исследования выделяют различные типы ментальности: дологическую, логическую (Леви-Брюль Л.), индивидуальную, коллективную (Лефевр Ж.), а также детскую, средневековую, европейскую, традиционалистскую, бюрократическую и т.д.
Меритократия – букв. власть наиболее одаренных, способных. Концепция общественно-политического устройства, согласно которой положение человека в обществе должно определяться его способностями и заслугами. Сторонники меритократии оправдывают деление общества на элиту и массы.
Местное самоуправление – признаваемая и гарантированная Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Номенклатура - этот термин первоначально означал «список должностей», а позднее стал означать правящий слой при социализме
Олигархия - это форма правления, где власть находится в руках немногих и недостойных граждан - олигархов.
Охлократия (от греческого охлос - толпа) - это власть толпы, сброда, бандитов.
Панславизм - это культурное и политическое течение среди славянских народов, в основе которого лежат идеи об этнической и языковой общности славян, необходимости их политического объединения.
Парламент - это законодательный орган власти.
Парламентская республика - это государство, где правительство несёт всю полноту ответственности за свою деятельность перед парламентом. Партия - это организация, созданная для победы на выборах и овладения правительственным руководством
Пассионарность - это страстность, воля к жизни, сила характера.
Пацифизм - это стремление к сохранению мира и запрету войн.
Перманентная революция - это мировая, непрерывная революция по цепочке в разных странах.
Плюрализм - это идеологическое разнообразие.
Политология - это наука о политическом устройстве общества.
Правовое государство - это такое государство, где правит закон, а не чиновник, где даже чиновник, даже президент страны обязан соблюдать закон.
Правящие партии - это такие партии, которые победили на последних выборах.
Президентская республика - это государство, где победивший на всеобщих выборах президент является главой исполнительной власти, а законодательная власть сосредоточена в руках парламента.
Произвол - это незаконные действия властей.
Революция (от латинского revolution - поворот, изменение) социальная - это такой способ изменения социальной структуры, при котором нововведения проводятся часто снизу путём массовых беспорядков или вооружённого захвата власти, это процесс, когда одна социальная группа силой оружия отбирает политическую власть у другой социальной группы
Регресс - это упрощение системы, исчезновение из неё некоторых связей и элементов.
Реформа (от латинского reformo - преобразовываю) социальная - это такой способ развития социальной структуры, при котором нововведения проводятся сверху, со стороны правительства, мирным путём.
Свобода политическая - это отсутствие произвола властей.
Система политическая - это открытая развивающаяся система, которая состоит из таких элементов, как правительство, парламент или другой законодательный орган власти, политические партии, армия, суд, полиция и бюрократия.
Социалистическое движение - это такое движение, представители которого обещают улучшить положение наёмных рабочих, они добились введения пособий по бедности, старости, инвалидности и безработице.
Спичрайтеры - это люди, пишущие речи для слишком занятых политиков.
Теократия - это форма правления, при которой церковь контролирует правительство, это власть священников.
Тоталитаризм - это политический режим, при котором правитель контролирует все сферы жизни общества
Унитарное государство - это такая форма территориального устройства, где вся сумма собираемых в стране налогов и все полномочия сосредоточены в центре.
Утопия социальная (в переводе с греческого - это «место, которого нет»). - это несбыточная мечта, сказка для взрослых об общественном устройстве, ложная теория, которая призывает к регрессу социальной структуры и насильственной отмене великих социальных изобретений.
Утописты - это мыслители, которые обосновывали возможность в будущем построить утопию.
Федерация - это такая форма территориального устройства, где полномочия и налоговые поступления делятся в результате бюджетного соглашения на три части между центром, штатом и городом.
Форма правления - это вид устройства верховной власти в стране.
Цивилизация - это общество, построенное на определённом наборе (списке) великих социальных изобретений. Одна цивилизация отличается от другой цивилизации набором (списком) этих изобретений.
Экстремизм политический - это движения и организации, которые имеют цель захватить власть без выборов.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте три правильные и три неправильные форма правления.
К правильным формам правления относятся:
1. Монархия:
Абсолютную:
Монарх – глава государства;
Осуществляет единоличное правление. Обладает всей полнотой власти. Его власть верховна и независима;
Его власть объявляется священной и наделяется религиозным ореолом;
Как правило, власть передается по наследству;
Ограниченную:
Монарх ограничен в области законодательно, исполнительной деятельности
Монарх независим от парламента, но вынужден считаться с его деятельностью
2. аристократия – форма правления, при которой власть принадлежит знати. В основе лежит идея, что государством должны управлять только избранные. Избранность определялась происхождением, размером имущества, религиозным превосходством.
3. демократия. Происходит от двух греческих слов: «демос» - «народ» и «кратос» - «сила», «правление». Демократия обозначает такое устройство, при котором все граждане управляют своими собственным распорядком жизни, влияют на общественную жизнь. Говорят еще о том, что при демократии народ суверене, т. е. независим от властей в выборе способа жизни. Суверенитет означает, что законным источником власти является именно народ. В современной демократической системе народ формирует представительные органы власти путем выборов. Настоящая демократия возможна при наличии определенных условий:
верховенство закона;
равноправие всех граждан;
разделение властей, т. е. независимость друг от друга судебной, исполнительной и законодательной властей;
многопартийность и политическая конкуренция;
свободные от цензуры и государственного давления СМИ;
наличие рыночных отношений в экономике и др.
К неправильным формам правления относятся:
1. Автократия (тирания) - одна из форм правления, основанная на неограниченном и бесконтрольном полновластии одного лица в государстве. В современной литературе данное понятие означает неограниченную и бесконтрольную власть одного человека.
2. Олигархия – форма правления, при которой власть сосредоточена в руках небольшой группы людей. Власть и капитал сосредоточены в руках одной группы людей
3. Охлократия или анархия - форма государственного устройства, возникающая в результате предельного развития и доведения до абсурда демократических тенденций – правление черни, худших из числа граждан.
2. Подробно опишите республиканский тип правления государства. Какую функцию выполняет здесь парламент?
Республика (от лат. respublica,букв. – общественное дело) – такая форма правления, когда глава государства (например, президент) избирается населением или специально избранной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). В республике сочетаются элементы демократии, монархии, аристократии. Страной правит один человек (монархическое начало), но его власть ограничивается законодательным органом, парламентом, который выбирают все или большинство народа (демократия). Подавляющее большинство современных государств является республиками. В республиках источником власти выступает народное большинство, а высшие органы государства избираются гражданами.
Республика бывает трех видов: президентская, смешанная, парламентская. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти (президент или парламент) формирует правительство, и перед ним оно несет ответственность. Их характеристика представлена в таблице.
Парламент по отношению к правительству обычно выполняет следующие функции:
1. Формирует и поддерживает его;
2. Издает законы, принимаемые правительством к исполнению;
3. Вотирует (утверждает) государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства;
4. Осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов;
5. Критикует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса.
3. При каких условиях проводится импичмент?
Импичмент представляет особый порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц. Поводом для импичмента выступают антиконституционные действия.
4. Охарактеризуйте демократию, сравните античную и современную ее формы, подчеркните общее и особенное.
Демократия происходит от двух греческих слов: «демос» - «народ» и «кратос» - «сила», «правление». Демократия обозначает такое устройство, при котором все граждане управляют своими собственным распорядком жизни, влияют на общественную жизнь. Говорят еще о том, что при демократии народ суверенен, т. е. независим от властей в выборе способа жизни. Суверенитет означает, что законным источником власти является именно народ. В современной демократической системе народ формирует представительные органы власти путем выборов. Настоящая демократия возможна при наличии определенных условий:
Верховенство закона;
Равноправие всех граждан;
Разделение властей, т. е. независимость друг от друга судебной, исполнительной и законодательной властей;
Многопартийность и политическая конкуренция;
Свободные от цензуры и государственного давления СМИ;
Наличие рыночных отношений в экономике и др.
Различают две главные формы демократии:
1. прямую - основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов (древнегреческие полисы). Суть прямой демократии состоит вот в чем: в одном месте в определенное время собираются буквально все граждане, имеющие право голосовать, и публично обсуждают самые важные решения, в том числе о войне и мире, форме правления, величине и способе взимания налогов. Окончательное решение принимается большинством голосов. В периоды между собраниями текущие вопросы решает избранное народом демократическое правление.;
2. представительную - решения принимаются выборными органами (США). Представительной демократией называется такое устройство общества, при котором та часть населения, которая имеет право голосовать, выбирает своих полномочных представителей, которые от имени народа осуществляют законодательную власть. Чем крупнее общество, тем острее потребность в такой форме. Население разбивается по округам и голосует за ту или иную партию. Точнее сказать, за их представителей, проживающих тут же. Если кого-то ни одна партия не устраивает, он может проголосовать за независимого кандидата. Тот, кто набрал наибольшее число голосов в данном округе, тот и становится депутатом.
Греческая демократия:
1. прошла долгий путь развития - более 250 лет;
2. охватывала не весь, а часть народа - около 1/10 всего населения, отражала мнение всего свободного народа;
3. эволюционировала от прямой к представительной форме.
Так, в Афинах не имели права голоса рабы, метеки (переселенцы) и женщины. Наиболее важные вопросы обсуждались Народным собранием (экклесия), здесь же принимались все законы. Исполнительную власть осуществляли избранные должностные лица - магистраты. Высшая судебная власть принадлежала суду присяжных (гелиэя). Демократия в Афинах означала право каждого гражданина избирать и быть избранным на любую должность в государстве.
Для античной демократии характерен синтез гражданского общества и государства. Государство представляло собой сообщество граждан, совместно защищавших свои права от угрозы извне, со стороны других государств, и внутри полиса – со стороны тех, кто не пользовался гражданскими правами, – рабов и метеков (переселенцев). Следовательно, античная демократия являлась демократией меньшинства.
Современная же демократия ограничивает в некоторых правах несовершеннолетних граждан своей страны.
5. * Почему демократия вырождается в охлократию, а не в тиранию? Можете ли вы привести исторические примеры подобного превращения?
Охлократия - извращенная форма государственного устройства, которая возникает в результате неупорядоченного развития и доведения до абсурда демократических тенденций;
Стихия мятежей, погромов, уличных беспорядков, в которых толпа выступает хозяином положения;
Одна из характеристик массового общества.
Несмотря на разное обличье, охлократии обладают некоторыми общими чертами. Основными характерными чертами охлократии являются демагогия, авантюризм, популизм. Ей присуща изменчивость политического курса, непредсказуемость и импульсивность политических акций. Охлократия максимально упрощает сложные общественные проблемы, часто использует провокации, разжигает массовые страсти, провоцирует скандалы. Ее опорой обычно выступают маргинальные и люмпенизированные слои населения, неудовлетворенные своим социальным положением и готовые к неконтролируемым действиям (убийствам, бессмысленному уничтожению материальных ценностей, насилию).
Охлократия часто вступает в свои права в переломное время, в критические для общества периоды. Поскольку кризис общества всегда имеет пределы, охлократия характеризуется как нежизненностью, так и недолговечностью. В большинстве случаев неустойчивость и скоротечный характер охлократии ведет к ухудшению общественной ситуации. Выход из нее очень часто заканчивается тоталитарными, диктаторскими или олигархическими формами правления. Классическими историческими примерами охлократии являются Смутное время в России в начале XVII в., отдельные периоды гражданских войн, народные восстания в Древнем мире и в Средние века, а также периоды смены общественно-политических отношений в условиях трансформирующихся обществ. Однако ярко выраженных форм охлократии существовало не так уж много. История знает больше примеров деформированных, частичных форм охлократии, которые нередко уживаются с другими формами политической власти, проявляются на тех или иных участках общественной жизни, в те или иные периоды кризисного состояния общества, в отдельных регионах или частях государства.
6. * В чем, по вашему мнению, достоинства и недостатки республиканского типа устройства государства?
Достоинства:
1. Выборность власти;
2. Разделение властей, что сдерживает превращение республики в
3. Стабильность республики, т. к. президент и правительство выбирается на фиксированный срок.
4. Вовлеченность всех граждан страны в жизнь государства
Недостатки:
1. Возможность установления единоличного правления.
2. Политическая нестабильность, так как изменение парламентского большинства влечет утрату поддержки правительства со стороны парламента и объявление правительству вотума недоверия.
3. Излишняя бюрократизация власти.
7. * Проведите сравнительный анализ трех республик в современном мире – парламентской, президентской, смешанной. Сделайте краткие письменные выводы.
Как видно из таблицы, все типы республики имеют выборный характер власти. Отличия состоят в том, как выбираются президент и формируется правительство, а также перед кем несет (или вообще не несет) ответственность правительство.
? Проблема
Согласны ли вы с мнением русского историка Н. М. Карамзина: «Демократическое правление наиболее пригодно для малых государств, аристократическое – для средних, монархическое – для больших»?
Да, с Н. М. Карамзином можно согласиться, потому что управление большими территориями требует иногда недемократических методов управления.
Давайте рассмотрим такую ситуацию. Существует некое государство больших размеров. Оно делится на определенные части для более легкого управления (допустим 5). Настало время выборов. И тут начались разногласия. Каждый «тянет одеяло на себя». Каждая часть страны хочет видеть своего представителя у власти. Это будет давать некое доминирование в самом государстве. Договориться они не смогли и некоторые представители данного государства решили создать свое государство, чтобы принимать те законы и политические решения, которые будут устраивать только их и не идти вопреки своим желаниям на уступки другим жителям данной страны. Такова природа человека. Чтобы демократия могла существовать в государстве с большой территорией, необходима личная ответственность каждого гражданина перед своей страной, высокие моральные качества каждого человека, готового пожертвовать чем-то ради общего.
Практикум. Рассмотрите таблицу. В ней приведены названия форм правления и их краткая расшифровка. Поставьте крестик в то место, которое укажет на принадлежность данной формы правления именно этого, принадлежащего только ей определения.
Понятие«форма государственного правления» (или просто «форма правления») отвечает на вопрос, кто «правит» в государстве, то есть, кто осуществляет в нем высшую (верховную) власть.
Существует два подхода к пониманию формы правления: узкий – согласно которому под формой правления понимается лишь положение главы государства, широкий - в форму правления помимо прочего, так же включают политическую среду. В итоге, в юридической науке под формой правления понимается нечто среднее.
Форма правления представляет собой внешне выраженную институционально-функциональную характеристику структуры государственной власти, порядка ее приобретения и осуществления, механизма правового ограничения и разделения властных полномочий.
К признакам формы правления следует отнести:
1. Строение высших органов государственной власти (их состав, компетенция, принципы взаимодействия);
2. Характер взаимоотношений органов высшей государственной власти с другими органами государства и с населением;
3. Ответственность государственно власти;
4. Порядок образования и смены;
5. Степень участия населения в формировании.
В юриспруденции принято рассматривать две формы государственного правления - монархия и республика .
Монархия - единодержавие (от греч. «монос» - один и «архе» - власть, то есть «моноархия») - форма правления, согласно которой монарх (фараон, король, царь, султан и др.) единоличный глава государства объединяющий всю полноту власти в своих руках, неограниченно во времени, передавая ее по наследству, и за свои властные действия отвечающий перед Богом.
Признаки монархической формы государственного правления:
1. Существование единодержавного носителя верховной государственной власти;
2. Способ передачи власти - наследственный;
3. Пожизненная принадлежность власти монарху;
4. Власть монарха приобретается «милостью Божией», т.е. исходит от Бога;
5. Монарх за свои действия как глава государства не несет юридической ответственности (по Воинскому уставу Петра I государь - «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»).
В начале XXI века на земном шаре насчитывается около 30 государств с монархический формой правления, большинство из которых - конституционные. В тоже время наблюдается общемировая тенденция сокращения монархий, при этом в государствах которые сохранили такое устройство, идёт активное ограничение прав монарха.
В историческом аспекте монархии можно подразделить надревневосточные - восточные деспотии , основанные на азиатском способе производства (Вавилон, Индия, Египет), рабовладельческие античные (например, древнеримская монархия),феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные).
Также различают монархии по принципам наследования власти :
Династическая монархия в такой монархии действует строго династический принцип, в соответствии с которым престол передается от отца к сыну, но может также передаваться, например, и от брата к брату. Изобретен западноевропейским феодализмом и распространился потом в другие части света, хотя, возможно, в странах ислама сложился независимо.
Родовая монархия гораздо чаще, чем строгое престолонаследие, в монархиях действовал принцип принадлежности к царскому роду. Т.е. царь должен был происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что он автоматически наследовал престол.
Выборная монархия представляет собой самый древний принцип приобретения монаршей власти - его прообразом являются избираемые военные вожди или верховные жрецы. Византия, к примеру, являлась монархией выборной, равно как и Священная Римская Империя. Необходимо помнить, что народ выбирал не столько царя, сколько царский род и эти события происходили исключительно потому, что предыдущая династия была прервана.
С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды монархии: неограниченные и ограниченные. При этом, традиционно, к неограниченным относят абсолютные . На наш взгляд, отождествление неограниченной и абсолютной монархий является ошибочным. Во-первых, как форма правления абсолютные монархии возникают как следствие усилившихся в результате кризиса феодальных отношений тенденций к централизованной, единой системе государственной власти. Значит, как юридический феномен абсолютизм возник относительно недавно, в XVI–XVII вв. (а ведь монархии существуют с гораздо более ранних времен). Во-вторых, абсолютные монархии (как например, существовавший в XVII в. В России абсолютизм) символизировали прежде всего не “всевластие” государя (подобное как раз более характерно для ранних, примитивных форм монархической государственности – восточных деспотий), а скорее единство и силу государства. Кстати, полномочия самого монарха в условиях абсолютной монархии (особенно в экономической сфере) зачастую были в достаточной степени серьезно ограничены. Представляется, что неограниченными могут считаться монархии, в которых источниками высшей государственной власти являются индивидуально-определенные физические лица. При подобном подходе к неограниченным могут быть отнесены уже упоминаемые древние монархии (восточные деспотии), для которых была характерна социальная структура, возглавляемая монархом (фараоном) и включавшая в качестве объектов управления рабов. При этом место раба в социальной иерархии и сама его жизнь всецело зависели от воли фараона. Кроме того, к неограниченным монархиям могут быть отнесены различные виды теократий, в которых монарх совмещает полномочия главы светской и духовной власти. Как форма неограниченной монархии теократии сохранились вплоть до настоящего времени в ряде аравийских государств (Бахрейн, Оман).
В ограниченных монархиях власть монарха ограничена выборным органом – парламентом либо особым правовым актом – конституцией. В большинстве ограниченных монархий налицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха – конституцией и парламентом. Монархии, ограниченные таким способом, принято именовать конституционными (парламентарными) и дуалистическими.
Конституционная (парламентарная) монархия характеризуется следующими основными признаками :
1. Правительство формируется из представителей партий, получивших большинство на выборах в парламент;
2. Лидер партии, получившей большинство депутатских мандатов, становится главой правительства;
3. Власть монарха является символической, он «царствует», но не правит;
4. Правительство подотчетно в своей деятельности парламенту.
В качестве одного из признаков парламентарной монархии можно назвать принятие законодательных актов парламентом и подписание их монархом. Однако, на наш взгляд, данная прерогатива монарха, так же как и большинство других его полномочий, имеет формальный характер. В силу сложившейся политической практики и конституционных обычаев монарх, как правило, не отказывает в подписании принятых парламентом законопроектов. В связи с этим уместнее отнести к числу признаков данной формы правления наличие института контрасигнатуры, предполагающего, что подпись монарха на документе носит символический характер. Монарх как формальный глава государства лишь скрепляет документ, уже подписанный уполномоченным на то должностным лицом, которое руководило подготовкой данного документа и несет за него всю полноту ответственности.
Конституционными (парламентарными) монархиями в настоящее время являются большинство монархических государств: Великобритания, Испания, Дания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Япония, Таиланд и др. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с конституциями этих стран функциональные полномочия монархов как глав государств различны по социально-политической значимости. Например, монархи в Японии, Швеции, Норвегии и некоторых других странах лишены каких-либо самостоятельных полномочий, оставаясь в большинстве случаев лишь символом единства нации. В других же странах монарх не только формально удостоверяет факт назначения правительства, но и играет определенную самостоятельную роль, к примеру, назначая форматора правительства (Испания). При этом если попытка форматора сформировать правительство окажется неудачной, монарх может заменить его другой кандидатурой. «Усиленный» статус монарха является характерным для тех стран, где в парламенте представлены несколько партий, ни одна из которых не имеет абсолютного большинства, либо партии не могут образовать коалицию большинства. В таких условиях монарх может создать кратковременное правительство меньшинства, целью которого является лишь организация выборов нового состава парламента.
Также вполне обоснованным, на наш взгляд, является выделение дуалистической монархии как первоначальной формы ограниченной (конституционной) монархии. Эта форма правления характеризуется следующими признаками:
1. Наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями (парламент);
2. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через подотчетное ему правительство;
3. Монарх, хотя и не законодательствует, но наделен правом абсолютного вето, т. е. вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы.
Дуалистическими монархиями являлись, например, Германия в период с 1871 по 1918 г. и Япония с конца XIX в. по 1945 г. В настоящее время классических дуалистических монархий не существует, хотя с определенной долей условности к дуалистическим могут быть отнесены современные монархии в Иордании, Марокко, Непале.
Монархия является весьма гибкой и жизнеспособной формой государственного правления, с вековой историей и традициями, несомненно имеющей ряд как отрицательных, так и позитивных качеств, не утративших значения для современности. Монархические настроения не чужды и современной России. На ее территории существуют различные общественные организации, позиционирующие себя как монархические и призывающие к ее восстановлению в пределах всего государства.
Республика (от лат. «res publica» - общественное дело, всенародное) - форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Для республики характерны следующие признаки:
1. Выборность высших органов государственной власти и их коллегиальный (коллективный) характер;
2. Наличие выборного главы государства;
3. Избрание органов верховной государственной власти на определенный срок;
4. Производность государственной власти от суверенитета народа: «respublica est res populi» («государство - всенародное дело»);
5. Юридическая ответственность главы государства за принимаемые решения;
6. Возможность досрочного прекращения властных полномочий.
В качестве современных форм республиканского правления рассматриваются президентские и парламентские республики.
Президентские республики (США, Аргентина, Мексика, Филиппины и др.) характеризуются сосредоточением наибольшего объема властных полномочий у главы государства – президента.
Признаки президентской республики:
– президент избирается путем проведения всенародных выборов и, таким образом, является независимым от парламента;
– президент либо непосредственно возглавляет исполнительную власть и формирует правительство, либо назначает председателя правительства (премьер-министра) и утверждает представленный премьером состав правительства;
– правительство несет ответственность перед президентом и действует в течение срока президентских полномочий;
– президент обладает единоличным правом отставки правительства;
– отношения между президентом и парламентом строятся по принципу разделения властей и основываются на системе сдержек и противовесов.
Парламентские республики (Италия, Германия, Финляндия, Турция, Венгрия, Индия и др.) характеризуются сильной законодательной властью (сосредоточением наибольших властных полномочий у парламента) и подчиненностью ей исполнительной власти. Как правило, в парламентской республике президент не обладает правом вето на законы, правом проведения референдума, введения чрезвычайного положения.
Признаки парламентской республики:
– президент избирается из числа членов парламента или специальной парламентской комиссией, как например в Германии;
– правительство формируется из членов парламента и возглавляется лидером партии парламентского большинства;
– правительство несет ответственность перед парламентом и действует в течение срока полномочий парламента;
– в случае объявления “недоверия правительству” со стороны парламента, президент обязан принять решение об отставке правительства;
– действия и решения президента должны согласовываться с правительством.
В юридической литературе отмечаются как достоинства, так и недостатки обоих видов республик. К числу достоинств президентской республики обычно относят ее стабильность и большую эффективность, так как президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра. Основным же недостатком такой республики выступает чрезмерная концентрация власти в руках одного лица – президента, а отсюда возможность злоупотребления ею, что может привести к культу личности и трансформации республики в суперпрезидентскую, когда представительные органы практически утрачивают свое значение.
Парламентская республика считается более демократической, так как правительство формируется коллегиальным органом – парламентом, а не одним лицом, как в президентской республике, поэтому здесь отсутствуют объективные предпосылки для сосредоточения власти в одних руках. Основной недостаток парламентской республики состоит в том, что при многопартийной системе и порядке назначения правительства возможны частые правительственные кризисы.
В некоторых государствах используется форма правления в виде смешанной республики с элементами президентской и парламентской республик. Такую республику отличает то, что наряду с сильным президентом, который одновременно может являться главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, например, утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. При этом правительство несет ответственность как перед президентом, так и перед парламентом.
История становления республиканской формы государственного правления знает также такие ее разновидности, какдемократическая (Афинская демократическая республика) иаристократическая (Спартанская, Римская). Существовали ифеодальные города-республики, которые в результате укрепления своего могущества перешли от городского самоуправления к суверенитету государства. Такими городами-республиками были Флоренция, Венеция, Генуя - в Италии, Новгород и Псков - в России. Вольные города были также в Германии, Франции, Англии.
Форму правления тоталитарного государства называют «извращенной формой республики» или «партократической» республикой, которой присущи все черты тоталитарной организации.