• Большинство православных россиян верит, что Святой Дух исходит «и от Сына.

    13.01.2024
  • преп.
  • cвт. Иннокентий
  • О Святом Духе свт.
  • прп. Феофан
  • прп. Максим Грек
  • игумен Петр (Мещеринов)
  • митр.
  • протопр.
  • митр.
  • свящ.
  • Юрий Максимов
  • Юрий Максимов
  • прп.
  • Свято́й Дух – Третье (в традиционном, условно принятом способе перечисления Божеских Лиц) (Ипостась) , истинный , единосущный и равнославный и .

    Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух обладает , присущими только Богу. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух равночестен в Своем Божественном достоинстве Отцу и Сыну. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы Святой Дух единосущен Им, обладает единой (природой) со Отцом и Сыном. Как и всем Лицам (Ипостасям) Святой Троицы Святому Духу воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Святому Духу, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Сыну, постоянно имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность.

    От Двух Других Лиц Святой Троицы Святого Духа отличает личное (ипостасное) свойство, которое заключается в том, что Он предвечно исходит от Отца. Исхождение Святого Духа не имеет ни начала ни конца, оно вполне вневременно, поскольку вне времени существует Сам Бог.

    Святой Дух – выразитель Сына Божьего, рождаемого в вечности от Бога Отца. Священное Писание ясно показывает, что Дух есть Бог и что Дух неразрывно связан с Сыном: «Христос рождается – Дух предваряет; Христос крестится – Дух свидетельствует; Христос искушаем – Дух возводит Его (в пустыню); Христос совершает чудеса – Дух сопутствует Ему; Христос возносится – Дух преемствует».

    Учение о Святом Духе говорит нам об отличии Бога от всех сотворенных существ. Святой Дух пребывает вне пространства и времени, не принадлежит к чувственно постижимым формам бытия. Его Всесовершенное Бытие «неописуемо, беспредельно, не имеет образа и вида» (св. ). Он есть Существо «бестелесное, и не имеющее формы, и невидимое, и неописуемое» (св. ). «Форма ограниченного существа непременно обрисовывается, так сказать, самыми его пределами, оконечностями; обрисованное таким образом существо имеет свой вид. Бесконечное не подчинено никакой форме как не имеющее ни в каком направлении никакого окончания; по этой же причине оно не может иметь никакого вида. Бога не видел никто никогда (). Бесконечное существо не может быть телом, потому что оно тоньше всякой превосходнейшей тонкости, оно вполне Дух. Такой Дух – Существо, несравнимое ни с каким существом созданным» (св. .

    В силу Своего Божественного вездеприсутствия Святой Дух может пребывать и в уверовавшем во Христа человеке, сообщая ему доселе неведомое познание Бога, приобщая его к полноте всеблаженой Божественной жизни. Божественные действия в человеке часто именуются Святого Духа, поскольку Святой Дух непостижимо вселяется в человека, обитает и пребывает в нем. Вместе с тем, благодатные Божественные действия общие всем Лицам Святой Троицы и пребывание Святого Духа в человеке означает и сопребывание с Ним Отца и Сына – Божественного Ума и Божественного Слова, то есть всей Святой Троицы – «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности», как говорит о Ней св. .

    В Священном Писании Святой Дух именуется также просто Духом (), Духом истины (), Духом Божиим () и (), Духом Отца () и (), Духом Господа (), Духом Божиим и Христовым (), Духом Сына Божия, (), Духом Христовым () и (), Духом святыни (), Духом усыновления (), Духом откровения (), Духом обетования (), Духом благодати (), благим (), Владычним (), Духом «премудрости, и разума, и совета, и крепости, и ведения, и благочестия» () и другими именами.

    Можно ли понимать сошествие Святого Духа на Христа в виде голубя или на апостолов в виде огненных языков, как пространственное перемещение третьего Лица Пресвятой Троицы с Небес на землю?

    Святой Дух, как и Другие Божественные Лица, вечен, неизмерим, вездесущ. Это значит, что Он никогда не зависит ни от условий пространства, ни от условий времени, прибывает везде, даже в адовых безднах, и охватывает всё.

    Следовательно, ни о каком временнóм перемещении из одной области мира в другую не может быть речи. Как до Крещения , так и во время, и после, (и опять же) как до Пятидесятницы, так и во время, и после Святой Дух находился и превыше Небес, и на , и на земле.

    Следовательно, сошествие Святого Духа на Христа во время Крещения и сошествие Духа на апостолов в день Пятидесятницы необходимо воспринимать в смысле Божественных действий.

    В первом из названных случаев Бог засвидетельствовал мессианское достоинство Иисуса, благословил Его служение как Спасителя и Искупителя. Во втором случае Божественное действие было связано с ниспосланием благословения на Его , наделением Её особыми благодатными дарами, особыми спасительными средствами.

    Почему Господь обнаружил Свои действия именно в таких внешних формах, знает Он Сам.

    В данной связи можно лишь заметить, что голубь - достаточно мирная птица. Кроме того, этот символ издревле соотносился и соотносится с надеждой и спасением. Вспомним, что после чудесного избавления от потопа именно голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес в клюве масличный лист (), удостоверив спасенных, что земля освободилась от губительных вод.

    Что касается огненных языков, эта символическая форма близка к тем библейским аллегориям, в рамках которых Бог представлялся под образом огня. Так, Моисей, при встрече с Творцом, созерцал объятый пламенем куст (); пророк Иезекииль зрел Бога в подобии мужа, вид которого напоминал пылающий металл (); пророк Даниил, видел огненную реку, протекающую перед ().

    Почему Святой Дух сошёл на апостолов лишь после Вознесения Христа?

    Сошествие Святого Духа в День Пятидесятницы явилось необходимым следствием всей предшествующей деятельности Бога, направленное на освобождение человека от власти греха, тления, смерти и лукавых духов.

    Сошествие Святого Духа было не пространственным перемещением, а особым Божественном действием, проистекающим от Бога Отца через Его Слово и проявившимся во Святом Духе. Это действие предназначалось для всей Церкви на все времена, а не исключительно для апостолов (именно поэтому на иконах, отображающих данное событие, наряду с прочими апостолами пишется Павел, который, в то время, не входил в круг последователей Христа, но был гонителем Церкви).

    В результате этого действия Церкви были преподаны особые спасительные средства, благодатные дары с помощью которых верующие освобождаются от греха. Благодаря этим дарам человек получил возможность преобразиться из грешного в праведного, из порочного в достойного, способного жить в послушании Богу, в Царстве святых.

    В свою очередь эта возможность открылась человеку в связи с тем, что для осуществления личного спасения предварительно были созданы все необходимые условия. Прежде, чем люди смогли получить эти благодатные средства, надлежало преподать им учение Боге, о Царстве Небесном, очертить перед ними их высшую цель, совершить Искупление, победить ад, сокрушить сатану, попрать смерть, освятить и прославить человеческое естество, проложить путь к Горним обителям, явить людям совершенный пример святости и любви.

    Это-то и совершил наш Господь. После сего на созданную Им ), или о том, что Дух - Дух Христов (), не могут служить доказательством учения о том, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына.

    Дуновение Сына на апостолов означает не что иное как ниспослание им Святого Духа, совершенное в конкретном месте, в конкретной обстановке, в конкретный исторический момент, и не указывает на образ вечного, внепрстранственного бытия Святого Духа, на Его исхождение «и от Сына» (дело в том, что Святой Дух не всегда обозначает третье Лицо Пресвятой Троицы; иногда так обозначается благодать Святого Духа, которая есть, вместе с тем, и благодать Отца, и Сына).

    Когда же приидет Он, Дух истины… (). Он будет свидетельствовать о Мне (). Греческое слово «дух» (πνεῦμα) - среднего рода, а не мужского как в русском языке. В связи с этим, употребление рядом со словом среднего рода указательного местоимения мужского рода (ἐκεῖνος - Тот [в русском переводе «Он»]) свидетельствует о личностной природе Духа Святого.

    Представьте себе кошку, которая присутствует на конференции по астрофизике. Она трется об ножки стульев и об ноги увлеченно беседующих ученых, слышит их разговоры, видит слайды, сменяющиеся на экране, но, разумеется, ничего не понимает. Более того, те вопросы, которые обсуждают ученые, находятся далеко за пределами ее кошачьих интересов. Теперь представьте себе, что ученые захотели ввести кошку в свой круг - каким-то образом они находят способ повысить ее интеллект и наделить ее интересом к познанию. Постепенно она с трудом начинает улавливать какие-то элементы смысла в том, что говорят ученые, но самое главное - она начинает догадываться о том, сколь многого она не понимает и какой огромный мир лежит за пределами ее кошачьего мирка. Вероятно, она переживает определенный внутренний конфликт - с одной стороны, она испытывает влечение к таинственным звездам и мудрым речам академиков, с другой - опасается (с некоторым основанием), что ей придется оставить какие-то свои кошачьи привычки.

    Могут ли когда-нибудь бессловесные твари войти в мир разума и познания - мы не знаем; возможно, К. С. Льюис с его говорящими нарнийскими зверями прозрел что-то очень важное о природном мире, возможно - нет. Но мы знаем другое - человек резко выделен из природного мира, у него есть разум, совесть, чувство красоты и благоговения, и он предназначен для того, чтобы войти в мир совершенно иной жизни, пережить перемену, более глубокую, чем кошка, которую сделали бы способной беседовать с учеными об астрофизике.
    Входя в Церковь, мы входим в присутствие Тайны, бесконечно превосходящей нашу способность понять или помыслить, или вообразить. Но эта Тайна сама нисходит к нам - чтобы поднять нас к Себе. Бог открывает нам Себя в Церкви - сообществе верующих, которое создано Христом, возвещает Его слово и являет Его присутствие в мире. Так мы узнаем, что Бог - един по Существу и троичен в Лицах. Все Священное Писание, и Ветхий, и Новый Завет, говорит о едином Боге - и резко отрицает языческую идею, что богов много. Но мы читаем, как те же апостолы, которые отрицают многобожие, говорят об Отце как о Боге, о Сыне как о Боге, и - мы увидим это чуть дальше - о Святом Духе как о Боге. Господь Иисус посылает их крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф 28:19).
    Перед распятием в прощальной беседе с учениками Господь говорит: И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин 14:16,17). В этих кратких словах уже присутствует тайна Троицы - Сын обращается к Отцу, Отец посылает Духа. Эта тайна встречает нас на каждом богослужении; «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков, аминь!» - постоянно провозглашается в Церкви. Мы поговорим об одной из сторон этой тайны - о тайне Святого Духа.


    Дух, созидающий Церковь


    Церковь, как ее описывает уже Новый Завет, это не просто собрание единомышленников. Это нечто гораздо большее - тело, организм, объединенный не просто общими убеждениями, а общей сверхъестественной жизнью. Входя в Церковь в таинстве Святого Крещения, мы обретаем дар Духа. Дар, которым будем жить всю нашу христианскую жизнь - и вечность. Как говорит святой апостол Павел, Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом (1 Кор 12:12-13). Книга Деяний апостольских повествует о первых шагах Апостольской Церкви после вознесения Господа; ее иногда называют «Книгой Деяний Святого Духа» - и не случайно. Она начинается с события, которое называют «днем рождения Церкви» - Пятидесятницы: При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян 2:1-4). Пятидесятница явилась исполнением обещания, которое дал воскресший Спаситель: но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян 1:8). Апостолы - как и последующие поколения христиан - обращали ко Христу народы не своей силой или красноречием, но силой Святого Духа.
    В истории христианского мира были лжеучителя, которые не могли ни понять тайну Троицы, ни хотя бы смириться перед ней. Они видели в Святом Духе только некую безличную энергию, что-то, что нам бы напомнило электричество или силовое поле. Но апостолы свидетельствуют о том, что Святой Дух - личность, и более того, Бог. Например, мы читаем: Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал и х (Деян 13:2). Дух говорит о Себе как о личности - «Мне», «Я», у Него есть особые замыслы в отношении Варнавы и Савла, и именно Он призывает их на служение.
    Апостольский собор в Иерусалиме начинает свое обращение словами Ибо угодно Святому Духу и нам (Деян 15:28). Святой Дух несомненно личностен, и Он проявляет волю - что-то Ему угодно, а что-то нет, и Он проявляет ее через соборное решение Церкви. Особые дары Святого Духа подаются через апостольское рукоположение: Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого… через возложение рук Апостольских подается Дух Святой (Деян 8:17-18, см. также Деян 14:23). Те, кого рукоположили апостолы, наделены даром рукополагать следующее поколение церковных служителей - и так любого современного православного епископа или священника связывает с апостолами непрерывная цепочка рукоположений.




    Схождение Святого Духа на Апостолов. Тканый покров алтаря церкви Святого Николая, Теддингтон, Глостер, Англия. Автор Джеки Бинз. www.JacquieBinns.com

    Дух, свидетельствующий об истине


    Господь Иисус говорит: Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. …Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин 14:26; 15:26). Как Церковь не есть просто собрание единомышленников, но организм, живущий Святым Духом, так и вера всякого христианина не просто набор убеждений, но проявление - и дар - живущего в нем Духа. Как говорит апостол, никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым . (1 Кор 12:3). Святой Дух проявляет Себя в великих подвижниках более явно, чем в обычных верующих, потому что святые дают Ему больше возможности действовать, но Он пребывает в любом христианине, и никто не может обладать подлинной верой во Христа без Святого Духа.
    Почему это так необходимо? Мы можем обратить внимание на три стороны нашей веры - интеллектуальная уверенность в определенных фактах; обращенность воли к тому, чтобы покориться Христу как Господу и довериться Ему как Спасителю; и, наконец, сердечное упование на Христа и уверенность в новых отношениях с Богом. Мы приходим к уверенности в тех или иных фактах на основании определенных свидетельств - так, например, астрофизики принимают теорию «большого взрыва» на основании собранных наукой данных о Вселенной, а историки верят в то, что Петр I воевал с Карлом XII на основании свидетельств, оставленных современниками. Бог дает нам достаточные основания, чтобы поверить в Него - как в творении, так и (особенно) в свидетельстве апостолов о воскресении Христа. Почему многих людей эти свидетельства не убеждают? Я сам полжизни был атеистом - и какое-то время они не убеждали меня. Недостаточно свидетельств, как говорил известный атеист Бертран Рассел? Нет, дело совсем не в этом. Как-то я беседовал с одним неверующим историком и сказал ему: «Если бы любое другое событие в истории было засвидетельствовано так же хорошо, как Воскресение Христово, Вы бы в нем ни минуты не сомневались». Он ответил очень честно: «Конечно. Но никакое другое событие не требует от меня переменить всю мою жизнь». Проблема неверия - это проблема воли, а не интеллекта. Люди часто не верят в то, что их не устраивает; достаточно понаблюдать за любым спором об истории, чтобы увидеть, как спорщики отказываются принимать данные, которые могут угрожать их политическим или национальным пристрастиям. Евангелие требует не просто переменить некоторые наши пристрастия - оно требует полностью пересмотреть всю нашу жизнь. Ирод хотел убить младенца Иисуса, потому что он, Ирод, сам хотел быть царем и полагал, что Иисус, как претендент на царство, этому угрожает. Наша беда в том, что мы сами хотим быть царями в нашей жизни, и когда приходит истинный Царь, которому она должна принадлежать, мы этому вовсе не рады. Грех - это не просто отдельные плохие поступки, но яростная, ожесточенная мятежность, всегда готовая взорваться ненавистью к Богу и ближнему. Не хотим, чтобы он царствовал над нами (Лк 19:14).
    Святой Дух таинственно исцеляет наше сердце и делает нас способными принять истину. Грех делает нас мятежными и недоверчивыми; Святой Дух созидает в нас способность покориться и довериться Христу. Наша воля, порабощенная грехом, приобретает свободу обратиться к Богу. Под влиянием греха мы не доверяем милосердию Божию, Его желанию и способности спасти нас; Святой Дух внушает нам сердечную уверенность в любви Божией: Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии (Рим 8:15,16).

    Дух, возрождающий к новой жизни

    Бог говорит через ветхозаветного пророка: И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять (Иез 36:26,27). Подлинная вера, которую созидает в нас Святой Дух, означает не просто перемену убеждений, а перемену сердца. Здесь нам надо рассмотреть вопрос, который многие задают - если утверждается, что наше исправление есть дело Божие, то должны ли мы сами над ним трудиться? Это противопоставление - либо мы, либо Бог - возникает, когда мы представляем Бога и человека как двух людей, разделяющих «фронт работ». Но это представление ошибочно; Бог Святой Дух действует не вместо нас, а в нас - как говорит апостол, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп 2:12,13). Мы призваны с благоговением стремиться к праведной жизни, понимая, что само это стремление - Божий дар.
    Представьте себе влюбленных юношу и девушку. С одной стороны, они воспринимают любовь как что-то дарованное им - и вся любовная лирика всех времен и народов упоминает именно это чувство дара; с другой стороны, они сами (а не кто-то за них) сближаются, вступают в брак и учатся жить вместе. Как сказал поэт:
    Но вспять безумцев не поворотить,
    Они уже согласны заплатить
    Любой ценой и жизнью бы рискнули,
    Чтобы не дать порвать,
    чтоб сохранить
    Волшебную невидимую нить,
    Которую меж ними протянули.
    Нить между влюбленными протянули не они, это дар, но они больше всего на свете хотят этот дар сохранить. Так и благодать Божия, которая созидает в нас веру, надежду и любовь, делает это не снаружи, а внутри нашего сердца - так, что мы, именно мы, по своей воле, с радостным трепетом устремляемся к вечному спасению.





    Роспись в куполе собора святого Петра, Ватикан. Фотограф Duane W. Moore ( www.flickr.com/photos/duane ...)

    Нам явлена новая жизнь - и мы оказываемся перед выбором между тем, что принадлежит нашей старой природе, «плоти», как ее обозначает апостол, и тем, к чему ведет нас Дух: Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны], ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5:16-23). Мы не сами созидаем в себе плоды Духа - и не могли бы - но мы выбираем между принятием и отвержением этих даров. Мы можем следовать Духу - или плоти, возрастать в дарованной нам сверхъестественной жизни - или угашать ее.
    Апостол говорит удивительные слова: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф 4:29-32). Мы все - крещеные православные люди - запечатлены Святым Духом, и Он пребывает с нами, как Кто-то близкий и любящий, кого мы оскорбляем (в другом переводе «огорчаем»), когда позволяем себе какие-то гнилые и злые слова.
    Испытывайте духов

    Вера в реальность духовного мира никоим образом не является особенностью христианства, люди во всех культурах интуитивно осознают, что мир гораздо больше того, что мы можем воспринять при помощи органов чувств. Даже там, где государство насаждало принудительный материализм - как в нашей стране или в Китае - интерес к духовной реальности выступает на поверхность, как только его перестают давить. Сегодня в любом книжном магазине можно найти полные полки литературы, посвященной различным «духовным практикам»: хотите магию вуду, хотите - ритуалы североамериканских индейцев, а хотите - заговоры сибирских шаманов. В этом отношении наш мир напоминает мир, в котором проповедовали апостолы, - он тоже кишмя кишел духами. Как и теперь, люди получали духовные откровения, летали в астралы и собеседовали с духовными существами. Как и теперь, эти духи нередко уверяли, что они тоже действуют от имени истинного Бога.
    Вопрос о различении духов возник сразу же - и не утратил своей актуальности и сейчас. Как понять, что это именно Святой Дух? Почему и чем Святой Дух и Его действие принципиальным образом отличается от всех видов псевдодуховности? Апостолы дают нам достаточно ясные критерии. Прежде всего, Святой Дух свидетельствует о Господе Иисусе, прославляет Его и напоминает то, что сказал Он. Деяния Святого Духа полностью христоцентричны - Он ведет нас к вере во Христа, укрепляет и утверждает в этой вере, наставляет нас в истине, открытой Христом. Однако уже в апостольские времена появились лжеучителя, проповедовавшие - под именем Иисуса - кого-то другого. Поэтому апостол Иоанн говорит: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия [и духа заблуждения] узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире (1 Ин 4:1-3).
    Апостол указывает на то, что Святой Дух проповедует Иисуса, пришедшего во плоти, то есть свидетельствует о той же истине Боговоплощения, о которой нам говорит в начале своего Евангелия сам Иоанн. Святой Дух преподает то, что мы бы в наше время назвали догматически здравым учением о личности и деяниях Христа, учением, согласным со свидетельством апостолов.
    Святой Дух проявляет Себя и в определенных этических плодах, мы уже говорили о них, это любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержани е (Гал 5:22,23). Он созидает в сердцах верных любовь к Богу и ближнему, которая проявляется в соблюдении заповедей. Оба эти критерия необходимы. Можно иметь отличные оценки по догматическому богословию - и не иметь Духа, если в жизни человека отсутствует любовь к ближнему и послушание заповедям. С другой стороны, нравственная жизнь, хотя и необходима, еще не достаточна - она служит свидетельством Духа тогда, когда она сочетается с правой верой.
    Надо особенно подчеркнуть, что действия Святого Духа не имеют ничего общего с «автоматическим письмом» или другими оккультными практиками, когда некий духовный агент действует через человека, полностью отодвинув его самого в сторону. Бог очень бережно относится к человеческой личности и человеческой свободе и скорее мягко направляет верующих к истине, чем тащит на аркане. Это оставляет пространство для человеческих разномыслий и даже ошибок, поэтому нет ничего удивительного, что лично благочестивые или даже святые люди могут расходиться во мнениях.
    Святой Дух являет Себя через соборные решения Церкви - как сказали апостолы, угодно Святому Духу и нам (Деян 15:28), и именно общее суждение Церкви служит защитой от субъективных и ошибочных мнений.

    Жизнь в Духе Святом

    Дух Святой обитает в Церкви, и Его дары даются для служения Церкви: Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом (1 Кор 12:4-9). Для того чтобы жить в Духе Святом, мы должны пребывать в общении с Церковью, участвовать в ее молитвенной жизни, приступать к Таинствам, прислушиваться к ее наставлениям. Именно в Церкви Бог вводит нас в совершенно новую жизнь, жизнь, которая начинается уже сейчас, но продолжается в вечности. За каждой Литургией Церковь взывает:
    Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови в утробе моей.
    Если мы хотим жить в Духе Святом, необходимо прийти в храм и присоединиться к этой молитве.

    Сергей Худиев

    Дух Святой называется Животворящим, и это следует понимать так, что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает всему сотворенному жизнь, и особенно духовную жизнь - людям:

    Аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие (Ин. 3, 5)

    О том, что Дух Святой исходим от Отца, мы знаем из следующих слов Самого Господа Иисуса Христа:

    «Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца Дух Истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне» (Ин. 15, 26).

    Восьмой член Символа веры полемически направлен против учения еретиков - духоборов, учивших о тварности Духа Святого и о Его подчиненном положении по отношению к Отцу и Сыну. Традиционно это учение связывают с именем Македония, бывшего архиепископом Константинопольским в середине IV века.

    1. О божественном достоинстве Святого Духа

    В «Пространном Катихизисе» говорится, что Дух Святой называется Господом в таком же смысле, как и «Сын Божий, то есть: как истинный Бог».

    О Божественном достоинстве Святого Духа свидетельствует ап. Петр, когда обличает Ананию:
    для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоем мысль солгать Духу Святому…? … Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5, 3, 4).

    Ап. Павел, говоря о человеческом теле как о храме, употребляет выражения «храм Божий» (1 Кор. 3, 16) и «храм… Святого Духа» (1 Кор. 6, 19) как взаимозаменяемые.

    Наименование Святого Духа животворящим следует понимать так, что
    «Он вместе с Богом Отцем и Сыном дает тварям жизнь, особенно духовную человекам»; «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).
    Таким образом, слово «животворящий» указывает, что Святой Дух обладает Божественными свойствами.

    Священное Писание говорит и о других Божественных свойствах Святого Духа, например

    а) о всеведении
    «Дух все проницает, и глубины Божий» (1 Кор.2. 10).
    б) о соучастии в деле творения мира (Быт. 1, 2).

    Слова «глаголавшаго пророки» внесены в текст Символа для утверждения учения о богодухновенности книг Ветхого Завета, что в древности отрицалось некоторыми еретиками, например маркионитами. О богодухновенности апостольских писаний в Символе не упоминается,
    «потому что во время составления Символа никто не сомневался о Богодухновенности Апостолов».

    Богодухновенность Священного Писания является еще одним свидетельством о Божественном достоинстве Святого Духа. Свт. Василий Великий обращался к духоборам с вопросом: «Почему же Дух Святый не Бог, когда писание Его богодухновенно?».

    Слова «со Отцем и Сыном споклоняема и сславима» указывают на равночестность Духа Святого с Отцом и Сыном, о чем свидетельствуют повеление Господа совершать крещение «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф. 28, 19), а также апостольское приветствие ап. Павла (2 Кор. 13, 13).

    2. Личное свойство Святого Духа

    В Ветхом Завете Святой Дух не проявлялся ипостасно, лично, но действовал как безличная Божественная Сила. В Новом Завете Дух Святой открывается как самостоятельное Божеское лицо.
    Ап. Павел говорит о Святом Духе:
    «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12, 11).
    Очевидно, что действовать «как Ему угодно» может только свободное и разумное существо, то есть личность.

    Личным или ипостасным свойством Духа Святого является Его исхождение от Отца (Ин. 15, 26).

    Этот пункт вероучения имеет принципиальное значение с точки зрения полемики с римо-католическим учением об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (Filioque), которое не имеет основания ни в Священном Писании, ни в творениях свв. отцов древней Церкви.
    В Священном Писании встречаются выражения «Дух Сына» (Гал. 6, 6), «Дух Христов» (Рим. 8, 9). Однако выражения эти говорят лишь о том, что Святой Дух «свойственен… Сыну, как именуемый единосущным с Ним».

    «Все восточные Отцы признают, что Отец есть mone aitia - единственная Причина Сына и Духа.Поэтому, когда некоторые Отцы Церкви употребляют выражение «чрез Сына», то как раз именно этим выражением они охраняют догмат исхождения от Отца и нерушимость догматической формулы «от Отца исходит». Отцы говорят о Сыне - «чрез», чтобы оградить речение «от», относящееся только к Отцу».

    Св. Иоанн Дамаскин, «печать отцов», учит:
    «Духа Святого и из Отца быти глаголем, и Духа Отча именуем; от Сына же Духа быти никакоже глаголем, но точию Его Духа Сыновня порицаем».

    В Символе веры также говорится о исхождении Святого Духа только от Отца, поскольку Отец является единственной ипостасной причиной Святого Духа.

    3. Сообщение Святого Духа всем истинным христианам

    Святой Дух есть «везде сый и вся исполняяй»‘, но особым местом Его присутствия и действия является Церковь.
    Святой Дух пребывает в Церкви и животворит ее со дня Пятидесятницы, когда «Он сошел на Апостолов в виде огненных языков». С этого времени Святой Дух сообщается в Церкви всем истинным христианам.

    Прп. Серафим Саровский определяет цель христианской жизни как стяжание Святого Духа. По словам ап. Павла, человек может исполниться Святого Духа в такой степени, что не только душа его, но даже и тело может сделаться храмом Духа Святого (1 Кор. 6, 19). Святой Дух продолжает спасительное дело Господа Иисуса Христа. Действием Духа Святого мы усыновляемся Богу Отцу (Еф. 2, 18), становимся сынами Божиими (Рим. 8, 14). Усыновленные Богу творят волю Отца не по страху, а в силу сыновней любви.

    Кроме того, совместно с Господом Иисусом Христом Святой Дух освобождает человека и от рабства греху, делает нас свободными, так как Святой Дух есть Дух свободы (2 Кор. 3, 17).

    Сделаться причастным Святому Духу можно через молитву и участие в церковных таинствах.
    «Итак, если вы, будучи злы, умеете деяния благие давать детям вашим, тем более Отец даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11, 13). «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего. Бога, Он спас нас… по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит. 3, 4-6).

    «Механизм» воздействия на нас Святого Духа нам неизвестен.
    «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3, 8).

    Однако плоды воздействия Духа Святого на нас известны и ощутимы:
    «… любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22).

    От плодов Святого Духа надо отличать Его дары. В отличие от плодов Духа, которые суть благодатные расположения сердца, дары Духа Святого представляют собой силы, подаваемые для достойного прохождения того или иного служения на благо Церкви.
    В Церкви нет дара без соответствующего ему служения, и наоборот, нет служения без соответствующего дара.

    Ап. Павел приводит примеры таких даров: слово мудрости и знания, дары исцеления и чудотворения, дар пророчества, дар языков и др. (1 Кор. 12, 1-10). К дарам Святого Духа относятся также и дарования иерархического служения в Церкви.

    Церковь живет Духом Святым, и только Им человек и мир могут достичь своего назначения.

    ...Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, Который вещал через пророков...

    Что значит «Верую в Святого Духа»?

    Веровать в Святого Духа – значит поклоняться Ему так же, как Богу Отцу и Сыну. Это значит верить, что Святой Дух приходит в наше сердце, чтобы мы, как Божьи дети, познали нашего Отца, Сущего на небесах. Движимые Святым Духом, мы можем изменять облик земли.

    Перед Своей смертью Иисус обещал ученикам, что пошлёт им «другого Утешителя» (Ин 14, 16), когда Он Сам уже не сможет быть с ними. И когда потом на учеников первой Церкви излился Святой Дух, они поняли, чтO имел в виду Иисус. Они познали глубокую уверенность и радость в вере и получили определённые ХАРИЗМЫ; то есть они смогли
    пророчествовать, исцелять и творить чудеса. До сего дня есть в Церкви люди, которые обладают такими способностями и реализуют их

    ***
    ХАРИЗМА (от греч. charis – привлекательность, очарование, дар, благодать) – дар благодати Святого Духа, о котором говорится, например, в Первом послании к Коринфянам: исцеление, чудотворение,
    пророчество, способность говорить на языках и их толковать, мудрость, знание, вера и т.д. Сюда также относятся семь Даров Святого Духа; это особые Дары к руководству, управлению, делам милосердия и провозглашению веры.

    ***
    См. также ККЦ 683–686.

    По поводу исхождения Святого Духа: православные веруют, что Святой Дух исходит только от Отца, а не от Отца и Сына, как у католиков. Ведь Сын должен был вернуться к Отцу, чтобы ниспослать Святого Духа, а не призвал Его напрямую.

    Почему Иисус должен был возвратиться к Отцу, чтобы послать Святого Духа? Ответ прост: возвращаясь к Отцу, Иисус показывает, что ниспосылает Духа не один, а вместе с Отцом, с Которым Он одно: «Я и Отец – одно».

    Обратимся к Катехизису Католической Церкви, который объясняет суть проблемы Filioque, показывая, что позиции католиков и православных вполне примиримы. Читаем в Катехизисе: «Предвечное происхождение Духа открывается в Его земной миссии. Святой Дух ниспослан апостолам и Церкви столько же Отцом во имя Сына, сколько и Сыном Самим по возвращении к Отцу». Это утверждение сопровождается библейскими цитатами, в частности, из 14 главы Евангелия от Иоанна: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». Отсюда очевидно, что Отец посылает Святого Духа только через Сына.

    В Катехизисе Католической Церкви уточняется: православные не утверждают, что Святой Дух исходит только от Отца, но что Он исходит от Отца через Сына. Приведенный священный текст совершенно ясно это доказывает. Иисус говорит, что Отец пошлет Духа во имя Его.

    Возвращаясь к этой же теме, Иисус говорит, что Он пошлет Святого Духа. Он пошлет Его от Отца: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин 15,26). И еще: «Он (Святой Дух) прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин 16, 14-15).

    Катехизис Католической Церкви продолжает: «Восточная традиция прежде всего отражает природу первопричины Отца по отношению к Духу. Исповедуя Духа как Того, Кто «от Отца исходит» (Ин 15, 26), она утверждает, что Дух исходит от Отца через Сына. Западная традиция выражает прежде всего единосущное общение между Отцом и Сыном, говоря, что Дух исходит от Отца и Сына (Filioque). Она говорит это «согласно с законом и разумом», ибо извечный порядок Божественных Лиц в их единосущном общении подразумевает, что Отец есть первопричина Духа как «безначальное начало», также, что как Отец Единородного Сына Он вместе с Ним составляет «единое начало, от которого исходит Святой Дух». Эта законная взаимодополняемость, если она не становится предметом обострения, не затрагивает существа веры в реальность той же исповедуемой тайны» (248).

    «Латинская традиция Символа веры исповедует, что Дух исходит «от Отца и Сына (Filioque)». Флорентийский собор (1438 г.) разъясняет: «Существо и бытие Святого Духа исходят одновременно от Отца и Сына, и Он вечно исходит от Одного и Другого как от единого начала и единым дыханием... И поскольку все, что у Отца, Отец Сам дал Единородному Сыну, рождая Его, - все за исключением Своего Отцовства, - постольку Сын само это исхождение Святого Духа от Сына вечно получает от Отца, от Которого же вечно рожден»» (ККЦ 246).

    «Провозглашение Filioque отсутствовало в Символе веры, исповеданном в 381 г. в Константинополе. Но, следуя древней латинской и александрийской традиции, Папа св. Лев уже исповедовал его догматически в 447 г., еще прежде чем Рим узнал и получил в 451 г. на Халкидонском соборе Символ веры 381 года. Употребление этой формулировки в Символе веры мало-помалу было допущено в латинскую литургию (между VIII и IX вв.). Введение Filioque в Никео-Константинопольский Символ веры через латинскую литургию еще и сегодня составляет предмет спора с православными Церквами» (247). Тем не менее, как мы уже процитировали выше, «эта законная взаимодополняемость, если она не становится предметом обострения, не затрагивает существа веры в реальность одной и той же исповедуемой тайны».

    Какую роль играет Святой Дух в жизни Иисуса?

    Без Святого Духа нельзя понять Иисуса. Как нигде больше проявляется в Его жизни присутствие Духа Божьего, Которого мы называем Святым Духом.

    Именно Святой Дух вызвал к жизни Иисуса во чреве Девы Марии (Мф 1, 18), подтвердил, что Он есть возлюбленный Сын (Лк 4, 16–19), вёл Его (Мк 1, 12) и поддерживал Его жизненные силы до самого конца (Ин 19, 30). На кресте Иисус испустил дух. После Своего воскресения Он даёт Святого Духа Своим ученикам (Ин 20, 20). Так Дух Иисуса перешёл на Его Церковь: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин 20, 21).

    ***
    "Кто просит «Приди Святой Дух», должен быть готов к тому, чтобы просить «Приди и помешай мне там, где надо помешать».
    ВИЛЬГЕЛЬМ ШТЕЛИН (1883–1975), протестантский богослов

    ***
    "Он побуждает нас принимать другого, Он воспламеняет в нас огонь любви, Он превращает нас в миссионеров Божьей Любви"
    Бенедикт XVI о Святом Духе.

    ***
    См. также ККЦ 689–691, 702–731.

    Под какими именами и знаками является Святой Дух?

    На Иисуса Святой Дух нисходит в образе голубя. Первые христиане познали Святого Духа как исцеляющий елей, как живую воду, как сильный ветер и как огненные языки. Иисус Христос Сам говорит о Помощнике, Утешителе, Учителе и Духе Истины. В таинствах Церкви Святой Дух даруется через возложение рук и помазание елеем.

    Мир, который Бог заключил с людьми после Потопа, был возвещён Ною через явление голубя. Уже языческая античность знала голубя как символ любви. Поэтому ранние христиане сразу же поняли, почему Святой Дух – олицетворенная любовь Божья – снизошёл на Иисуса в образе голубя, когда Тот принимал крещение в Иордане. Сегодня голубь – признанный во всём мире символ мира и один из главнейших символов примирения человека с Богом (ср. Быт 8, 10–11)

    ***
    "В Иисусе Христе Бог стал человеком и позволил нам заглянуть в душу самого Бога. И мы видим там кое-что совершенно неожиданное: таинственный Бог – это не бесконечное одиночество; Он – событие любви, в которой существует Сын, говорящий с Отцом. И оба Они – единое целое в Духе, который является, так сказать, атмосферой дарения и проявления любви, делающей Их единым Богом".
    Бенедикт XVI, в канун Пятидесятницы, 2006 г

    ***
    См. также ККЦ 691–693.

    Как понять, что Святой Дух «вещал через пророков»?

    Бог ещё в Ветхом Завете исполнял мужчин и женщин Духом, так что они возвышали свои голоса в защиту Бога, говорили от Его имени и приуготовляли народ к пришествию Мессии.

    В Ветхом Завете Бог избирал мужчин и женщин, которые были готовы к тому, что Он будет утешать, направлять и предостерегать через них Свой народ. Именно Дух Господень говорил устами Исаии, Иеремии, Иезекииля и других пророков. Иоанн Креститель, последний среди этих пророков, не только предвидел пришествие Мессии: он ещё и встретил Его и возвестил о Нем как об Избавителе от власти греха.

    ***
    "Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне" (Евр 1, 1–2).

    ***
    См. также ККЦ 683–688, 702–720.

    Как Святой Дух мог действовать в Марии, с Марией и через Марию?

    Мария была полностью открыта Богу и готова услышать Его слова (Лк 1, 38). Поэтому действием Святого Духа Она смогла стать «Матерью Господа» и – как Мать Христа – также Матерью христиан и даже Матерью всех людей.

    Мария помогла Святому Духу совершить чудо всех чудес: Боговоплощение. Она дала Своё согласие Богу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1, 38). Укреплённая Святым Духом, Она прошла с Иисусом сквозь огонь и воду, до подножия креста. И там Иисус дал Её всем нам в Матери (Ин 19, 25–27).

    ***
    "Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя" (Лк 1, 35)

    ***
    См. также ККЦ 721–726.

    Что произошло в день Пятидесятницы?

    На пятидесятый день по Своем воскресении Господь ниспослал с небес на Своих учеников Святого Духа. Началось время Церкви.

    В день Пятидесятницы Святой Дух сделал охваченных страхом апостолов мужественными свидетелями Христа. И в самое короткое время тысячи людей приняли крещение: это был час рождения Церкви. Происшедшее в день ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ чудо, когда апостолы заговорили на разных языках, показывает, что Церковь с самого начала была предназначена для всех; она Вселенская (именно таково значение слова католическая, пришедшего в латинский язык из греческого) и миссионерская. Она говорит со всеми людьми, преодолевает этнические и языковые преграды и может быть понята всеми. По сей день Святой Дух является жизненным эликсиром Церкви.

    ***
    ПЯТИДЕСЯТНИЦА – пятидесятый день после Пасхи. Изначально праздник, в который Израиль вспоминал заключение Завета с Богом. После события в Иерусалиме для христиан этот день стал праздником сошествия Святого Духа.

    ***
    "И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать, (…) ибо, каждый слышал их говорящих его наречием" (Деян 2, 4,6).

    ***
    См. также ККЦ 731–733.

    Почему в Евангелии от Иоанна говорится, что Иисус после Воскресения сказал «Примите Духа Святого», а потом Святой Дух сошёл на апостолов в день Пятидесятницы? Когда же по-настоящему они приняли Святого Духа?

    Святой Фома Аквинский замечает, что Дух Святой сошел дважды не только на апостолов, но и на Иисуса Христа. В первый раз это произошло в день Крещения, а во второй – в день Преображения. Дух Святой почил на Нём в двух различных образах: сначала в виде голубя, а потом – в виде сияющего облака. Святой Фома в «Толковании на Евангелие от Иоанна» пишет, что это произошло потому, что «благодать Христова, которая даётся нам Святым Духом, должна была снизойти до нас как посредством Таинств (вот почему в Крещении он сошел в виде голубином, то есть в образе плодородного животного), так и через учение, и поэтому Он снизошел в форме сияющего облака. Вот почему в таких ситуациях упоминается о задании Учителя: «Его слушайте!».

    Точно так же, Он сошёл дважды на апостолов, под двумя разными видами, для осуществления двух разных служений: служения Таинств и служения проповеди.

    По словам святого Фомы Аквинского, «в первый раз Он сошел на них в виде дуновения, чтобы обозначить распространение благодати на Таинства, служителями которых они станут. Поэтому Он добавляет: «Кому простите грехи, тому простятся». В Мф 28,19 читаем: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Во второй же раз Он сошел в форме языков пламени, чтобы указать на распространение благодати в форме учения. Вот почему в Деяниях 2,4 рассказывается, как они, исполнившись Духа Святого, сразу же начали говорить».

    Святой Иоанн Златоуст толкует стих из Евангелия от Иоанна (20,22) следующим образом: «Святой Дух был тогда дарован ученикам, но не универсально, для всех служений, а с определенной целью, то есть отпускать грехи». Господь тем самым напомнил, что для отпущения грехов необходимо быть облеченным определенной Божественной властью.

    Остается всегда актуальным вопрос, который в сердце своем задавали книжники, учителя Израилевы. У них слова Иисуса к расслабленному – «прощаются тебе грехи твои» - вызывают следующую реакцию: «Что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк 2,7). Совершённым чудом Иисус показывает всем, что Его слово столь же эффективно, сколь эффективно Слово Бога, сотворившего мир. Будучи Богом, Он прощает грехи. В день Своего воскресения Иисус сообщает апостолам Свою власть прощать грехи: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20,23).

    Что делает Святой Дух в Церкви?

    Святой Дух созидает Церковь и движет её вперёд. Он напоминает ей о её миссии. Он призывает людей к служению в ней и преподает им необходимые дары. Он ведёт нас ко всё более глубокому общению с триединым Богом.

    Даже когда на протяжении долгой истории часто казалось, что Церковь «оставлена всеми добрыми духами», то и тогда Святой Дух несмотря на все ошибки и человеческие недостатки не прекращал Свое действие. Уже одно её 2000-летнее существование, а также многочисленные святые всех эпох и культур являются зримым доказательством Его присутствия. Святой Дух – это Тот, Кто содержит Церковь как единое целое в истине и ведёт её ко всё более глубокому познанию Бога. Именно Святой Дух воздействует на нас через Таинства и делает живым Священное Писание. Людям, которые полностью открываются навстречу Ему, Он и сегодня преподает Свои Дары (харизмы).

    ***
    "Ещё многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину" (Ин 16, 12–13).

    ***

    ***
    См. также ККЦ 733–741, 747.

    Что делает Святой Дух в моей жизни?

    Святой Дух открывает меня для Бога. Он учит меня молиться и помогает мне служить другим людям.

    «Тихий гость нашей души» – так называет Святого Духа св. Августин. Кто хочет Его почувствовать, должен быть тих и безмолвен. Часто Этот Гость очень тихо говорит в нас и с нами – например, голосом нашей совести или через иные внутренние и внешние импульсы. Быть «храмом Святого Духа» означает: телом и душой служить Этому Гостю, Богу в нас. Наше тело, таким образом, в определённом смысле является жилищем Бога. И чем больше мы открываемся Святому Духу в нас, тем в большей степени Он становится Учителем нашей жизни, тем чаще даже сегодня Он дарит нам Свои харизмы для созидания Церкви. Так в нас произрастают вместо дел плоти плоды Святого Духа.

    ***
    "Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное" (Гал 5, 19–21).

    ***
    "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал 5, 22–23)

    ***
    Здесь все в чудно-сжатой картине
    Представлено Духом Святым:
    И мир, существующий ныне,
    И Бог, управляющий им,
    И сущего в мире значенье,
    Причина, и цель, и конец,
    И вечного Сына рожденье,
    И крест, и терновый венец...

    ИВАН НИКИТИН (1824–1861), русский поэт, о Библии

    ***
    "Наше понимание ограничено; отсюда и смысл ниспослания Духа, Который вновь и вновь из поколения в поколение вводит Церковь в величие тайны Христа". Бенедикт XVI

    ***
    См. также ККЦ 738–741.

    Свт. Иоанн Златоуст

    Ст. 26-27 Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетелствует о Мне: и вы же свидетелствуете, яко искони со Мною есте

    Чтобы, помышляя об этом, они не смущались, смотри, какое Он предлагает утешение. Егда приидет Утешитель, Егоже Аз послю, Дух истины, иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне. И вы же свидетельствуете, яко искони со Мною есте (15, 26–27) . Он будет достоин веры, потому что Он – Дух истины. Потому-то и назвал Его не Духом Святым, а Духом истины. А слова: иже от Отца исходит показывают, что Он знает все в точности. Так Христос и о Самом Себе говорит: вем, откуду приидох и камо иду , рассуждая и здесь об истине. Егоже Аз послю. Вот видишь, не один только Отец посылает, но и Сын. И вы тоже будете достойны веры, так как вы были со Мною, а не от других слышали. И Апостолы, действительно, утверждались на этом, говоря: иже с Ним ядохом и пихом (Деян. 10, 41) . А что это сказано не из лести, о том свидетельствует Дух.

    Что значит – «исходит» ? Не сказал: «рождается». Чего не написано, о том не должно и рассуждать. Сын рожден от Отца, а Дух исходит от Отца.

    Ты разведываешь от меня вообще о различии, каким образом Тот рождается, а Этот исходит? Что же? Узнав, что Сын рожден, ты узнал и об образе Его происхождения. И, когда ты слышишь, что проповедуется Сын, ты с тем вместе постигаешь и образ Его рождения. Имена – то, что почитается верой и блюдется благочестивой мыслью. Какой же смысл слова «исходит» ? Чтобы избежать имени «рождение» и чтобы не назвать Духа Сыном, Писание говорит о Святом Духе: «Который от Отца исходит» . Оно называет Его исходящим, подобно тому как вода бьет ключом из земли. Как сказано о рае: «река же исходит из Едема» (Быт. 2:10) , так исходит и истекает Дух. Отец называется источником «воды живой», как об этом говорит пророк Иеремия: «Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь. Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили» (Иерем. 2:12-13) . Божественное слово, определяя Отца как источник «воды живой» , говорит об исходящей из источника жизни живой воде: «который от Отца исходит» . Что исходит? Дух Святой. Каким образом? Как вода из источника. Но почему Святой Дух называется водой? Спаситель говорит: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Иоан. 7:38) . Предлагая объяснение касательно этой воды, евангелист присоединяет: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Иоан. 7:39) . Итак, если евангелист Иоанн, давая объяснение относительно Духа Святого назвал Его живою водой, а Отец говорит: «Меня, источник воды живой, оставили» , то, следовательно, Отец – источник Духа; поэтому Дух от Отца и исходит. Следовательно, повторяю – Дух Святой называется Духом Божиим и Духом, Который от Бога, Духом Отца и Духом, Который от Отца.

    Беседа о Святом Духе.

    Блаж. Феофилакт Болгарский

    Ст. 26-27 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною

    Господь сказал ученикам: вас будут гнать, слова вашего не будут соблюдать. Они могли сказать: Господи? зачем же, наконец, Ты посылаешь нас? Как нам будут верить? Кто будет внимать нам? Кто послушает нас? Дабы не сказали этого, Господь прибавляет: «Когда приидет Утешитель, Он будет свидетельствовать о Мне». Он - свидетель достоверный. Посему обличаемые от Духа в том, что они грешат безответно, будут принимать вашу проповедь. И сначала бывшие со Мною, также будете свидетельствовать, что Я и словами, и делами сделал их безответными. Итак, не смущайтесь. Проповедь не будет без свидетельства; но Дух будет свидетельствовать знамениями и чудесами, и свидетельство Его будет достоверно. Ибо Он - Дух истины. Как Дух истины, Он будет свидетельствовать об истине. Как исходящий от Отца, Он знает все в точности, ибо Он от Того, от Кого всякое познание. - Слова: «Которого Я пошлю», показывают равенство Его с Отцом. Ибо в ином месте сказал, что Отец пошлет Духа (Ин. 14, 26) , а здесь говорит, что Он Сам пошлет Его. Сим показывает не что иное, как равенство. А чтобы не подумали, будто Он восстает против Отца, когда посылает Духа иною властью, прибавил: «от Отца» . Пошлю Его Сам, но «от Отца», то есть по благоволению Отца, и пошлю вместе с Ним. Ибо Я не извожу Духа из Собственных недр, но от Отца Он подается чрез Меня. - Когда слышишь, что «исходит» , под исхождением не разумей посольство, как посылаются служебные духи; но исхождение есть естественное бытие Духа. Если мы будем понимать исхождение не так, но как совне бывающее посольство, то не видно будет, о каком Он Духе говорит. Ибо бесчисленны духи, посылаемые на служение тем, которые наследуют спасение (Евр. 1, 14) . Но здесь исхождение есть какое-то особенное и отличное свойство, принадлежащее собственно одному Духу. Итак, под исхождением мы должны разуметь не посольство, а естественное бытие от Отца. Сей-то Дух будет свидетельствовать о проповеди. А также и вы будете свидетельствовать, потому что не от других слышали, но сами с самого начала находитесь со Мною. А свидетельство тех, которые сначала были с Ним, немаловажно. Сами апостолы впоследствии говорили пред лицом народа: свидетели Его воскресения - мы, «которые и ели, и пили с Ним» (Деян. 10, 41) . Итак, свидетельство с двух сторон: и от вас, и от Духа. О вас могут подумать, что вы свидетельствуете в угоду Мне; но Дух никак не будет свидетельствовать из угодливости.

    Евфимий Зигабен

    Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне

    о Моем Божестве. Если Отец различными способами свидетельствовал о Мне, то, конечно, и Дух Святой различными способами будет свидетельствовать о Мне. Свидетельствовать же Он будет тем, что просветит души ваши для более совершенного знания и будет творить чудеса во имя Мое. Обрати внимание, что посылает Духа Святого и Сын, как равночестный Богу Отцу, но посылает от Отца, потому что Дух Святой от Отца исходит; а от Отца исходит Он, потому что происходит из существа Его. Поэтому и Дух Святой, подобно Сыну, знает все, что знает Отец. Если же кто-либо спросит, почему же и Дух Святой не называется Сыном, если Он происходит от одного и того же Отца, то мы скажем: потому что Он не рождается так, как Сын, но исходит из Него другим образом; а рожденному прилично имя Сын, исходящему же – Дух. А если он все-таки будет продолжать спрашивать: что это за исхождение, то мы в ответ ему скажем то, что говорил Григорий Богослов, несколько изменив его слова: скажи нам, что такое рождение Сына и мы объясним тебе, что значит исхождение Духа Святого, – и, как сумасшедшие, вместе попытаемся вторгнуться в тайны Божий. Почему же Сын и Дух Святой не называются братьями, если Они имеют одного и того же Отца? Потому что Они не одинаковым образом происходят из Него: Сын рождается, а Дух Святой исходит.

    Лопухин А.П.

    Ст. 26-27 Kогда же приидет Утешитель, Kоторого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Kоторый от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною

    Об этой виновности мира, возненавидевшего Христа, будет свидетельствовать Дух-Утешитель и сами апостолы, которые могут припомнить миру многие факты из деятельности Христа, так как апостолы были с Христом с самого начала Его служения.

    «От Отца исходит» . Здесь содержится учение о вечном исхождении Святого Духа от Отца. Это видно из того,

    1) что здесь об исхождении говорится как о чем-то настоящем и постоянном (глагол ἐκπορεύεσθαι стоит в настоящем времени), между тем как о временном послании Духа в мир Христос говорит как о чем-то будущем (пошлю, ср. Ин.14:16, ;

    2) если понимать выражение «исходить » в смысле будущего – «изойдет», то это выражение будет совершенно лишним повторением первых слов 26-го стиха «приидет » и «пошлю ».

    Западные толкователи (Лютард, Генгстенберг, Гольцман и др.) все-таки настаивают на том, что здесь речь идет только о «временном » послании Духа Отцом, так как, – говорит Гольцман, – точкой, на которую устремляется или нисходит Дух, является земля. Но, скорее всего, можно сказать, что здесь об исхождении Духа говорится безотносительно, слово «исходит» прибавлено для того, чтобы обозначить отличительное свойство Духа в вечности. Иначе Христос во избежание всяких недоразумений мог бы сказать если бы имел в виду только временное исхождение Духа с неба: «Мы, т. е. Я и Отец, пошлем Духа». Ведь обобщил же Он подобным образом пришествие Свое и пришествие Отца в выражении «Мы придем к нему…» (Ин.14:23) .

    «А также и вы…» Так как, собственно говоря, свидетельство апостолов вообще совпадает со свидетельством действовавшего в них Святого Духа, то здесь, раз их свидетельство выделяется, нужно видеть уже указание на их служение как евангелистов, т. е. на передачу ими истории жизни Христа, причем более всего имела значение их сила воспоминания.

    Похожие статьи