• Актуальность библиотека как социокультурный центр жизни школы. Роль и место сельской библиотеки в жизни современного села

    31.01.2024

    Школьная библиотека и общеобразовательное учреждение –единое социокультурное пространство

    В «Большом толковом словаре русского языка» приводится следующее толкование термина социокультурный – обусловленное социальными и культурными причинами.

    Причина, которая является связуюшим звеном школы и школьной библиотеки – воспитание и образование учащихся.

    Деятельность любой библиотеки рассматривается в трёх основных качествах: как информационно-образовательный, культурно- просветительный центр и центр духовного, межличностного общения. Во все времена библиотека относится к учреждению культуры. И сегодня мне хочется остановиться на очень важном моменте, который выделяет школьную библиотеку, как структурное подразделение общеобразовательного учреждения – это её культурная функция. В Положении «О библиотеке общеобразовательного учреждения» основные функции школьной библиотеки определены так – образовательная, информационная, культурная. Библиотека в школе – это особая среда воспитания, воспитания культуры личности читателя. Как не вспомнить слова Клода Гельвеция: «Ничто так не формирует личность, как среда». Поэтому в школьной библиотеке важнейшей задачей становится воспитание человека, способного творить, создавать культуру. В библиотеке сосредоточены все основные социокультурные богатства в виде печатной продукции: книги, хрестоматии, журналы, газеты. Задача библиотек – познакомить читателя с этой информацией. Немаловажную роль играет интерьер библиотеки, система обслуживания. А теперь обратимся к схеме, на которой представлены основные составляющие культуры личности читателя:

    Знание правил поведения в общественном месте; Знание правил общего этикета; Знание правил пользования библиотекой; Умение работать с поисковыми библиотечными системами; Умение правильно и грамотно сформулировать свой запрос; Культура общения; Культура чтения (чтение детей – это из составляющих перспектив духовности, интеллекта, культуры народа, нации, общества..) Бесспорно, что основа воспитания читательской культуры закладывается в школьной библиотеке. Прежде всего для этого необходимо создать информационную среду в библиотеке. И несмотря на такое маленькое и нетиповое помещение, в нашей школьной библиотеке есть то, что должно соответствовать этому понятию: оформленные книжные выставки к знаменательным и памятным датам; новинки литературы, как для детей, так и для взрослых читателей; постоянно действующие выставки «Для Вас, педагоги», по краеведению «Земля, моя, Югория». Оформлены красочно стеллажи открытого доступа по самым различным темам для всех возрастных категорий: начальная школа, среднее звено, старшеклассники, для взрослых читателей. На стеллажах не только книги, но также газеты и журналы. К «Неделе детской и юношеской книги» оформляется выставка «Чудо, имя которому – книга», тематические полки «Сегодня – мы писатели», «Книги пишем сами». Надо отдать должное, что читатели обращают внимание на то, что оформлена очередная новая выставка, что появились новые книги, большой популярностью у детей всех возрастов пользуется подборка «Новые журналы и газеты». Читатели ждут с нетерпением новых поступлений, приходя в библиотеку практически на каждой перемене. Есть такие, кто читает каждый номер определённого издания, например, очень популярны журналы: «Друг» для любителей собак и кошек; «Миша», «Моделист-конструктор»», Итак, какими методами мы воспитываем культуру личности читателя? Ежедневные рекомендательные беседы и беседы о прочитанном с читателями всех возрастов при посещении библиотеки (диалог между читателем и библиотекарем)

    Школьная библиотека создаёт неформальные отношения со своими читателями, чем выгодно отличается от более формальных связей учителя и ученика, что позволяет читателю раскрепоститься, ведь библиотека – это не только пункт выдачи документа или информации, но и место, куда можно прийти передохнуть, поговорить с библиотекарем (особо хочется выделить 5-е классы, 6- е классы) Функция библиотеки как центра духовного общения, присуща и школьной библиотеке.

    «Посвящение в читатели» – для учащихся 1-х классов;

    Беседа и экскурсия в школьной библиотеке для учащихся 1-х классов. Это очень важно, ведь это их первая библиотека, куда они идут самостоятельно и выбирают издания. Иногда детям интересен сам процесс посещения библиотеки, выбор книг на стеллажах открытого доступа. Опыт работы показывает, как важно именно в первом классе познакомить ребёнка с правилами пользования библиотекой.

    Беседа «Культура читателя». По плану работы библиотеки ежегодно такая беседа проводится для учащихся 5-х классов, на классных часах. В каждом классе мы выбрали ответственного за библиотечную работу, наших помощников. Мы им предлагаем в свободное время по желанию приходить в библиотеку и мы даём самые разные посильные поручения. Помощников у нас огромное количество. Одно из направлений в работе с библиотекарями классов – это проведение обзоров детских журналов и газет в классах. Достичь определённых результатов можно только в сотрудничестве заинтересованных учителей-предметников, классных руководителей и библиотекарей, так как библиотекарям охватить всех сразу просто физически невозможно. Я могу привести положительные примеры приобщения учащихся к библиотеке через учителей –предметников: 5-в, Вершинина А.А. – учитель литературы Романенко Е. В. – учитель физики. параллель 6-ых классов (о них я скажу чуть позже). Классные руководители 9-д (Романова А.А., 9-е (Камалова Ф.П.), 9-г.(Киселёва Е.В.). Наиболее частые посетители – это учащиеся (9-Е и 9-Д) классов). Система библиотечных уроков «Основы информационной культуры». Что они нам дают? Библиотечно-библиографические знания – необходимая часть читательской культуры. Все ученики должны получить необходимый минимум знаний о библиотеке, книге, научиться работать со справочной литературой, периодическими изданиями. Творческие уроки, практические занятия, знакомство с лучшими изданиями для детей – всё это приобщает к библиотеке каждого ребёнка, так как необходимость подготовиться к домашнему заданию, работа на практических занятиях по каждой теме создаёт условия, при которых ребёнок должен посетить библиотеку с определённой целью. Такие темы, как познавательная, художественная, справочная литература, детские журналы и газеты, структура книги, история библиотек визуально знакомят учащихся с конкретными изданиями. В конечном итоге – мы воспитаем грамотного, культурного читателя, умеющего вести себя достойно в любой библиотеке. Ведь сегодня учащийся – читатель школьной библиотеки, а завтра – детской, библиотеки колледжа, вуза, научной, а базой для работы в библиотеке другого уровня будут знания и навыки, полученные в школьной библиотеке.

    Концепция, решение, результат

    Современную школьную библиотеку нельзя создать, не осмысливая саму суть задач, решаемых библиотекой. Поэтому модернизация школьной библиотеки - это, прежде всего, ответ на вопрос: «зачем библиотека нужна?». И только после того, как ответ найден, становится понятно, как именно необходимо модернизировать библиотеку и что для этого нужно делать.

    Концепция

    Вначале поговорим о концепции функционирования библиотеки. Как нам кажется, школьная библиотека должна реализовывать следующие функции:

    • Культурная функция.
    • Образовательная функция.
    • Библиотечная функция.
    • Культурная функция. Культура является одной из основных опор гражданского общества. Там, где культура уступает место невежеству, расцветают преступность, коррупция, национализм, фашизм. Как следствие - тормозится экономическое и научное развитие страны. Поэтому культурное воспитание подрастающего поколения является одной из главных задач современной школьной библиотеки. Так же, как основная задача публичной библиотеки - стать культурным центром своего региона, так и задача школьной библиотеки - стать культурным центром своей школы. Кроме того, анализировать поступающую информацию, отделять главное от второстепенного, правду от вымысла, не поддаваясь на приемы манипулирования сознанием, может только человек, гармонично развитый, имеющий сформировавшуюся социальную и жизненную позиции. И в этом, безусловно, библиотека обязана помочь подростку.
    • Образовательная функция. Для школьной библиотеки нет задачи важнее, чем научить школьника ориентироваться в захлестывающих сознание потоках информации с экрана телевизора, из социальных сетей, из Интернета. Поэтому обучение школьника работе с информацией, обучение анализу информации, обучение креативному мышлению - это также одна из главных задач, стоящая перед школьной библиотекой.
    • Библиотечная функция. Работа классической библиотеки ориентирована на выдачу книги и обеспечение сохранности фондов. Однако появление множества альтернативных версий учебников, необходимость работы с электронными версиями книг, развитие беспроводных сетей, обеспечивающих быстрый доступ к информации, - всё это требует серьёзного изменения модели функционирования даже этой «классической» части библиотеки.

    Таким образом, относительно типовой существующей школьной библиотеки, налицо существенное расширение круга поставленных задач, необходимость реализации которых требует:

    • дополнительной методической работы,
    • проведения множества дополнительных мероприятий различного формата,
    • переосмысления требований к оснащению «классической» части библиотеки с учётом необходимости её современной организации.

    И вот теперь можно поговорить о том, как конкретно эти задачи решать.

    Способы реализации

    Как уже отмечалось выше, главнейшей задачей школьной библиотеки (выдачу книги выносим за скобки) является приобщение школьников к Культуре. Поскольку каждый человек, каждый школьник - это, прежде всего, Индивидуальность, то по определению не может существовать какого-то жёсткого алгоритма работы, который гарантировал бы положительный результат. Можно выделить некоторое количество мероприятий, которые проводятся или вполне возможно проводить в стенах школьной библиотеки. Например:

    1. Чтение вслух с элементами соревнования (для младших школьников).
    2. Обсуждение книг как по школьной программе, так и вне её.
    3. Просмотр и обсуждение кинофильмов. Сравнение постановки и книжного оригинала.
    4. Тематические интеллектуальные игры, вроде «Что? Где? Когда?»
    5. Организация художественных выставок, концертов, поэтических вечеров; совместные мероприятия с городскими музеями и картинными галереями.
    6. Интерактивные уроки Культуры: изучение творчества поэтов, художников, музыкантов, а также изучение языка, быта, истории, религии разных стран и народов.
    7. Организация школьного киноклуба, театра.
    8. Организация волонтёрской работы, и так далее.

    Формат подобных мероприятий не так важен. Это могут быть и доклады, и ток-шоу, типа «К барьеру», и дискуссионный клуб. Рабочие группы могут набираться из учеников параллельных классов, и даже из классов разных возрастов. Старшеклассники при этом могут выступать в роли со-организаторов и соавторов сценариев этих мероприятий. Но без осознания библиотекарем своей миссии Воспитателя, конечно, ничего не выйдет, и это очень важный момент.

    Теперь относительно обучающей, информационной функции библиотек. Задача школы вообще, и школьной библиотеки в частности, - готовить полноценные кадры для жизни и работы в современных условиях, обучать школьников умению свободно ориентироваться в информационном мире будущего. Для этого нужно:

    • Школьников всех возрастов обучать умению «креативно мыслить», умению добывать, сортировать и анализировать информацию; необходимо обучать их основам тайм-менеджмента - здесь стоит проработать вопрос создания соответствующих образовательных программ.
    • Обучать как школьников, так и преподавателей новым компьютерным технологиям. В западных школах набирает популярность создание «умных классов» (к примеру, SamsungSmartschool), в которых применяются новые технологии обучения с использованием планшетов, проекторов, интерактивного оборудования, связанных в единую информационно-обучающую систему с помощью специально разработанного программного обеспечения.
    • Обратить внимание учеников старших классов на современное презентационное оборудование, учить их навыкам работы с аудиторией.

    «Классическая» библиотечная задача - книго-обслуживание, также расширяется до обеспечения доступа к электронным версиям книг и учебников, обеспечения возможности работы электронных версий непосредственно с гаджетами школьников. При этом необходимо учитывать современные тенденции организации библиотечного пространства.

    Проектирование библиотечного пространства - задача достаточно сложная, и для гарантированного достижения хорошего результата эту тему желательно доверить профессионалам. Опираясь на свой опыт работы, могу сказать, что обращаться к профессионалам желательно как можно раньше, чтобы была возможность использовать современные наработки по проектированию открытых пространств библиотеки непосредственно в дизайне помещения, при проектировании разводки электричества и компьютерных сетей. Только плотное взаимодействие библиотекаря, проектировщика и производителя может обеспечить дальнейшую универсальность и трансформируемость библиотечных помещений.

    Необходимая материально-техническая база (МТБ)

    МТБ школьной библиотеки должна обеспечивать возможность выполнения всех вышеупомянутых задач. Разумеется, нельзя говорить о какой-то строгой парадигме комплектования библиотеки тем или иным оборудованием, можно лишь обозначить примерные схемы оснащения, которые будут варьироваться в зависимости от финансовых и организационных возможностей. Попытаемся изложить некоторые общие требования к библиотечной МТБ:

    1. Помещение книгохранилища библиотеки. Должно быть оборудовано недорогими стеллажами, предпочтительно металлическими. Его необходимо оборудовать системой пожаротушения.
    2. Абонемент и читальные залы. В последние годы в библиотеке происходит слияние функций абонемента и читального зала. Распространение электронных версий книг и учебников также вносит корректировки в существующие нормы проектирования. Увеличивается количество комфортных посадочных мест. Необходимо учитывать широкое распространение гаджетов, способных работать с электронными версиями книг, предусматривать возможность удобной работы с ними. Повышаются требования к дизайну библиотеки, большое внимание уделяется вопросам цветовых решений, солярности, визуально открытого пространства. Рабочие места сотрудников организуются так, чтобы между библиотекарем и читателем не возникало ощущения непреодолимого барьера. Все это требует особой тщательности в вопросах проектирования открытого пространства и диктует свои требования к оборудованию, представляющему собой, по сути, «лицо» библиотеки. По возможности, здесь следует отдавать предпочтение современным дизайнерским решениям, не бояться экспериментировать. К проектированию открытых пространств библиотеки полезно привлекать старших школьников, устраивая «конкурсы идей». Подобная практика, в которой к проектированию библиотек активно подключают «community» местных жителей, давно распространена в Европе.
    3. Помещения библиотеки, используемые для проведения массовых мероприятий, необходимо оснащать трансформируемой мебелью, обеспечивая таким образом универсализм использования. При этом желательно придерживаться единого дизайнерского стиля и предусматривать возможность одновременной работы нескольких групп. Здесь хорошо зарекомендовала себя практика комплектования таких залов мебелью двух-трех типов гармонирующих цветовых сочетаний, что позволяет естественным образом делить зал для одновременной работы нескольких групп.
    4. Информационная система. Разумеется, современную школьную библиотеку нельзя представить без адекватной АБИС, обеспечивающей, наряду со стандартными функциями:
      • функции учёта книгообеспеченности учебников, включая альтернативные версии;
      • функции учёта выдачи электронных версий книг;
      • функции доступа к полнотекстовым версиям учебников и книг для учащихся и посетителей библиотеки, работающих со своими гаджетами;
      • функции ведения сайта библиотеки.
    5. Залы новых технологий и презентационное оборудование. Образованный современный человек должен иметь навыки работы с публикой и навыки использования стандартного презентационного офисного оборудования. Поэтому в комплект техники, приобретаемой библиотекой, желательно включать проектор с мобильной стойкой (не забываем о трансформируемости!), интерактивную доску, экраны, в т.ч. сенсорные. Комплект этого оборудования позволит организовать минимально необходимый набор для проведения презентаций, докладов, а также, при грамотном использовании, «оживить» различные мероприятия, проводимые в библиотеке. Разумеется, данный комплект оборудования можно будет использовать и при проведении интерактивных уроков по разным дисциплинам в рамках школьной программы.

    В заключение хотелось бы сказать о классах новых технологий, в которых обучение проводится на планшетных компьютерах, связанных с компьютером преподавателя и с презентационным оборудованием класса в единую сеть. Комплект такого оборудования относительно недорог, минимальная цена - от нескольких сот тысяч рублей, но наличие хотя бы одного класса в школе, оснащенного таким оборудованием, открывает новые перспективы в области интерактивного обучения школьников.

    Напоследок повторим ещё раз: если вы задумали в своей школе действительно глобальную модернизацию библиотеки - привлекайте к этому делу профессионалов. И чем раньше - тем лучше!

    Известный российский литературный критик, обозреватель Константин Мильчин и издатель, публицист Борис Куприянов впервые побывали в Гуманитарном центре-библиотеке имени семьи Полевых. Они приехали в Иркутск по линии Фонда «Вольное дело», который поддерживает программы в области здравоохранения, образования, культуры.

    «Константин Мильчин и Борис Куприянов – эксперты первого открытого конкурса грантов по поддержке библиотек «Пространство «Библио», или библиотека как социокультурный центр местного сообщества», который мы провели в этом году, – рассказала директор по коммуникациям и международным проектам Фонда Екатерина Светличная. - Была представлена 581 заявка из 61 региона России, 28 заявок вышли в полуфинал, 22 заявки стали финалистами и получили финансирование на свои проекты. Но, к большому для нас сожалению, ни одна из заявок из Иркутска или Иркутской области не вышла ни в полуфинал, ни в финал. Конкурс был объективный и строгий, каждую заявку рассматривали два эксперта. Победили проекты, которые получили максимальное количество баллов от экспертов. Конкурс был всероссийским, но нам хотелось бы больше ресурсов вкладывать в «свои» регионы, где работает группа компаний «Базовый элемент». Это конкурс станет одной из визитных карточек фонда и станет ежегодным. Поэтому наша задача в Иркутске – познакомиться с библиотеками, нашими аппликантами, которые в будущем подадут заявку на участие. Несмотря на то, что претенденты из Иркутской области не победили в этом конкурсе, мы сами пришли к вам. А эксперты конкурса – эксперты в библиотечном, книжном деле – прочтут в Иркутске те же лекции, что и нашим полуфиналистам, которых мы собрали в Москве».

    Разговор Бориса Куприянова с иркутскими читателями, библиотекарями, работниками культуры, издателями в Гуманитарном центре был посвящен теме «Библиотека как социокультурный институт». Участник жюри Национальной литературной премии «Большая книга», соучредитель книжного магазина интеллектуальной литературы «Фаланстер» (Москва), Борис Куприянов стоял у истоков Московского городского Библиотечного Центра. Разработанная им стратегия развития МГЦБ основана на вовлечении районных библиотек в общественную и культурную жизнь города. «Мы изучали, как взаимодействует библиотека и город, как взаимодействует город и библиотека, человек – с книгой, город с – книгой, – рассказывал Б. Куприянов. - Самое интересное, что проблема библиотек существует во всем мире, кроме Китая, Сингапура, Индии, где ценность библиотеки незыблема. Нам был особенно интересен опыт Скандинавии, Великобритании, потому что замечено: чем севернее страна, тем важнее функции библиотек, тем лучше библиотеки».

    Б. Куприянов рассказал, что теперь в столичных муниципальных библиотеках от выхода книги в свет до появления на полке проходит чуть меньше месяца: «Раньше библиотеки покупали сами книги на торгах, а не в издательстве. И между выходом издания и появлением в библиотеке проходило 11 месяцев. Сейчас – месяц, для этого вводится единая система обработки, высылается универсальная запись, сейчас это самая быстрая система в России».

    Имя редактора отдела культуры журнала «Русский репортер» Константина Мильчина знакомо читателям еженедельника «Книжное обозрение», журналов «Иностранная литература», «Time Out», слушателям утренней программы на «НТВ». Литературный критик К. Мильчин поделился, как в сегодняшнем потоке новостей не пропустить информацию о книжных новинках.

    «Мне кажется, библиотека – это такое место, где можно поговорить о книгах. Парадокс в том, что читателям не с кем это обсуждать: чтение только на первый взгляд кажется индивидуальным процессом. А библиотекарь – такой уникальный человек, с которым ты можешь поговорить о книгах, если ты остался один в своем традиционном социуме, и в этом смысле информация о новинках, трендах – очень важная часть вашей работы. И даже если вы не можете сейчас получить новинки, вы должны о них знать».

    Константин Мильчин рассказал, какие источники сегодня могут подсказать, что читать.

    Прощаясь, Борис Куприянов и Константин Мильчин сказали следующее: «Будьте верными своему служению. То, что вы делаете – это служение. Такого служения в России осталось очень мало, вы каждый день совершаете литургию, каждый день, приходя на работу, привлекая детей и взрослых к чтению. Спасибо вам огромное!».

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    библиотека социокультурный село

    Актуальность темы. Изменения, происходящие во всех сферах российского общества, влекут за собой перемены и в библиотечной деятельности. Они выражаются, прежде всего, в ориентации библиотек на потребности и запросы пользователей. Значимость данного культурного института отмечает в своей монографии «Библиотека и вызовы ХХI века» Д.К. Равинский, «…социальные изменения, произошедшие в последние три десятилетия, настолько существенны, что не могли не породить импульсы к радикальному обновлению облика библиотеки» .

    Особенно это важно для сельских библиотек, так как селам характерна замкнутость социального пространства, здесь ограничены возможности для самообразования и культурного роста: меньше фонд библиотеки, меньше количество принимаемых программ ТВ; дети ограничены в выборе досугового объединения по интересам; ниже, чем в городе, уровень образования и уровень жизни; медленнее идет освоение компьютерной техники в сельской семье. На этом фоне роль и значение сельской библиотеки существенно возрастает, т.к. именно она способна обеспечить все запросы жителей села: не только информационные, профессиональные и образовательные, но и культурно-досуговые.

    Разработанность темы. Обзор литературы по теме исследования показал, что сущность библиотеки как социального института в последние десятилетия исследуется достаточно активно. Так, социальные функции сельских библиотек в историческом становлении с середины XIX по начало XXI в. отражены в публикациях по истории и организации деятельности сельских библиотек, библиотечного обслуживания сельского населения, например, в работах М.Я. Дворкиной, Ф.И. Каратыгина, М.Д. Афанасьева, В.В. Серова, Е.А. Фенелонова, М.И. Акилиной, Л.В. Куликовой, Е.К. Высоцкой, М.Г. Вохрышева, Р.С. Мотульского, С.Г. Матлиной.

    Существенный вклад в теорию, методику, организацию библиотечного строительства на селе внесли диссертации М.Д. Афанасьева, В.В. Серова, Е.А. Фенелонова, А.Б. Танатаровой, З.Н. Эглит, Т.А. Тетериной, З. Шорахматова, Ю.А. Зинкявичене, Е.Ю. Качановой, И.П. Тикуновой.

    Изучению социальных функций современных сельских библиотек посвящены труды отечественных библиотековедов: Ю.Н. Столярова, А.Н. Ванеева, М.Я. Дворкиной, А.В. Соколова, В.Р. Фирсова, И.А. Тимашевой, В.В. Скворцова, А.И. Пашина, И.П. Тикуновой, Т.Б. Марковой, Т.Б. Ловковой, В.Ф. Кузнецовой.

    Среди работ научно-методического характера особо следует отметить книги Ю.П. Мелентьевой.

    Но, несмотря на большое количество работ, в том или ином аспекте связанных с деятельность сельских библиотек, работ по исследованию социально-культурных функций современных сельских библиотек недостаточно. Между тем сельская библиотека является центром общественной и культурной жизни местного сообщества.

    Объектом исследования является сельская библиотека.

    Предмет исследования - социально-культурно деятельность сельской библиотеки.

    Цель исследования: изучение социально-культурной деятельность сельской библиотеки (на примере Александровской сельской библиотеки).

    Гипотеза. Эффективность деятельности сельской библиотеки связана с особыми социальными и культурными отношениями, формирование которой целесообразно осуществить через реализацию социальных функций, востребованных на современном этапе развития общества.

    Исходя из цели и гипотезы, необходимо решить следующие задачи:

    Изучить общую и специальную литературу по теме исследования;

    Раскрыть социальные функции библиотеки в современном обществе;

    Выявить роль сельской библиотеки как культурно-просветительского учреждения;

    Изучить социально-культурную деятельность Александровской сельской библиотеки;

    Осуществить исследование роли Александровской сельской библиотеки в социально-культурной жизни селян.

    Методы исследования: теоретический анализ литературных источников; анализ библиотечных документов: отчетов, статистических материалов; метод социологического опроса.

    База исследования: Александровская сельская библиотека, филиал №8 МБУК централизованной библиотечной системы района.

    1 . Социально-культурная деятельность сельской библиотеки

    1.1 Библиотека : понятие, социальн ая сущность

    Библиотека - один из древнейших культурных институтов. Сам термин «библиотека» происходит от гр. «bibliotheke», где «biblion» означает книга, а «theke» - хранилище, так как назначением первых библиотек было хранение документов. Содержание данного термина менялось вместе с изменением представлений о месте и роли библиотеки в жизни общества. Со времени своего возникновения и до сегодняшних дней библиотека превратилась в социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты .

    Первоначально акцент делался на идее сохранности книг, ведь слово «библиотека», как мы отмечали выше, означает «книгохранилище». Определение библиотеки как книгохранилища сохранялось вплоть до 30-50-х, годов прошлого века. Понимание библиотеки как упорядоченного, систематизированного собрания книг и других видов документов сохранилось до наших дней.

    В России ГОСТ 7.0?99 «СИБИД. Информационно-библиографическая деятельность, библиография. Термины и определения» дает следующие дефиниции: «Библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование абонентам, а также осуществляющее другие библиотечные услуги».

    Обобщающее понятие «библиотека» закреплено в ФЗ РФ «О библиотечном деле»: «библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и представляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам» .

    Как социальный институт библиотека создает возможности для членов общества удовлетворять свои индивидуальные потребности через совокупность документов, накопленных в фондах, а также использовать для этих целей информационные ресурсы других библиотек и учреждений. При этом индивидуальные потребности пользователей могут носить самый разнообразный характер и касаться разных сфер как профессиональной деятельности (промышленного и сельскохозяйственного производства, здравоохранения, образования, культуры, искусства и др.), так и повседневной жизни (кулинарии, воспитания детей, развлечений, отдыха и туризма и др.).

    Отечественные библиотековеды так определяют социальную сущность библиотеки: «это общественная библиотека, обеспечивающая социальную и культурную коммуникацию между документом и пользователем .

    Признаки, характеризующими библиотеку как социальный институт :

    Наличие системы правовых и социальных норм, регламентирующих деятельность библиотек России;

    Интеграция библиотеки в социально-политическую, ценностную структуру общества, ее содействие: развитию промышленного производства, культуры и искусства; регулированию действий членов общества в рамках сложившихся социальных отношений; созданию системы ценностей общества и отдельной личности;

    Наличие материальных средств и условий развития библиотечных ресурсов .

    Таким образом, библиотечный социальный институт является системным объектом и включает следующие составляющие: система библиотек (все библиотеки); система образования; система научного обеспечения; система коммуникации (конференции, семинары, журналы); система управления; нормативно-правовая система (законы и этический кодекс) .

    На современном этапе сущность библиотеки рассматривается через призму информационного и социокультурного подходов. В рамках информационного подхода библиотека - это организация движения во времени и пространстве документированной «памяти человечества» и выполнения информационных запросов потребителей. Социокультурный подход опирается на развитие общечеловеческих фундаментальных ценностей и передовых научных методов усвоения, развития и социализации этих ценностей. Социокультурная составляющая отражает необходимость задания смыслов библиотечной деятельности в целом (как в формировании ресурсов библиотеки, так и в их предоставлении) .

    Сущностное представление о библиотеке заключается в определении ее миссии, а теоретическое обоснование базируется на таких понятиях, как «социальная роль» и «функции» . Так, миссия библиотеки, т.е. её высшее предназначение, заключается в накоплении, сохранении и предоставлении культурного наследия, духовной памяти человечества, запечатленных на материальных носителях в виде документированной информации. В данном понимании миссия выражает предназначение любой библиотеки, независимо от реальной формы ее организации, от способов хранения документной информации и является неизменной (инвариантной), т.е. не зависит от времени и пространства, а также от социально-экономического и идеологического состояния общества.

    Если миссия идеальной библиотеки инвариантна, то социальная роль и функции библиотеки тесно связаны с историческим процессом развития общества и производны от него. Миссия библиотеки применительно к конкретным историческим этапам развития общества конкретизируется в понимании её социальной роли, которая акцентирует степень включенности библиотеки в различные сферы человеческой деятельности: познавательную, преобразовательную, коммуникационную, художественную, ценностно-ориентационную. Через социокультурную деятельность реализуются функции, присущие всем общедоступным публичным библиотекам.

    Ведущей функцией в библиотеках является обслуживание, в т.ч. социокультурное, именно оно формирует образ библиотеки в глазах населения и, в конечном итоге, ее место в обществе и сферу социального влияния.

    Социальные функции библиотеки, по своей сути, выражают требования общества к библиотеке: что именно библиотека делает для общества, какие обязанности возлагает на нее общество, какие задачи библиотека помогает решать обществу. Иначе говоря, социальные функции библиотеки - это обобщенный перечень главных обязанностей библиотеки перед обществом и соответствуют сущности библиотеки как социального института.

    В современный период традиционными социальными функциями обще-доступных библиотек являются: информационная, образовательная, культурная . Главное назначение информационной функции библиотеки заключается в обеспечении через её деятельность прав человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации. Иными словами, библиотека должна быть гарантом права на свободный доступ к информации. Особенность информационной функции библиотеки также и в том, что её деятельность осуществляется в совокупности с другими каналами распространения информации: органами научно-технической информации, интернет, средствами массовой информации, системой книгоиздания. Образовательная функция библиотеки - это совокупность видов деятельности библиотеки, направленная на обеспечение духовного воспроизводства общества. Библиотеки как основные хранилища и источники накопленной человечеством информации выступают в качестве неотъемлемого составного звена всей системы просвещения, образования и самообразования, в том числе информационной культуры личности. Культурная функция библиотеки - это совокупность видов ее работы, направленная на свободное духовное развитие человека, приобщение его к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для культурной деятельности. Библиотека являясь органичной частью культуры, в то же время представляет собой и важнейший фактор культурного развития, распространения и обновления культурного достояния стран и народов.

    Сущностные функции библиотеки служат реализации её социальных функций и поддержанию деятельности библиотеки на целесообразном уровне качества. Основными сущностными функциями являются :

    Мемориальная функция, которая нацеливает библиотеку на сбор, сохранение документов, содержащих накопленные человечеством знания об окружающем мире; доведение до потребителей актуальной информации; развитие ресурсов библиотеки;

    Кумулятивная функция выражает требования постоянного накопления и пополнения ресурсов библиотеки (документных, материально-технических, кадровых);

    Коммуникативная функция направлена на развитие деятельности библиотеки через осуществление различных связей - внутренних (библиотекари-пользователи, библиотекари-библиотекари), и внешних (библиотека-интернет, библиотека-производство, библиотека-образование и др.).

    Таким образом, социальная роль библиотеки рассматриваются как соотношение общего, особенного и единичного, которое можно представить в форме концентрических кругов, где: в центре расположена ее миссия; по периферии располагается социальная роль библиотеки, изменяющаяся во времени и пространстве; по внешней окружности располагаются функции библиотеки, содержание которых определяется миссией библиотеки, но непосредственно связано и зависит от ее социальной роли в конкретный период социально-экономического развития общества .

    1. 2 Сельские библиотеки как культурно-просветительские учреждения

    Культурную жизнь современного села невозможно представить без библиотеки, которые являются единственными бесплатными учреждениями культуры. Они - неотъемлемая и значимая часть социальной структуры села, общественной жизни местных сообществ.

    Специфика сельской библиотеки определяется социокультурным пространством села, для которого свойственен комплекс особых социальных и культурных отношений, сложившихся в результате исторического, социально-экономического и культурного развития .

    Современное представление о сельской библиотеке раскрывается в следующих требованиях :

    1) центр, работающий на объединение сельского социума в единое сообщество;

    2) центр культурного и интеллектуального досуга, общения и просвещения, с особой ролью в сохранении и популяризации местной культуры;

    3) центр доступа к информации для жителей села, включая обеспечение права на доступ для особых, проблемных групп сельского населения;

    4) центр непрерывного образования для всех сельских жителей, от детей до людей третьего возраста;

    5) институт социализации, помогающий жителям села адаптироваться в современном обществе и решать свои жизненные проблемы;

    6) институт открытого общества, активно ориентирующий свои услуги, проекты и программы на приобщение сельских жителей к активной общественной жизни.

    Деятельность современных сельских библиотек многогранна и разнообразна: сохранить и передать культурные традиции во времени и пространстве, обеспечить память поколений, создать особую культурную, образовательную и интеллектуальную среду, способствовать повышению уровня культурных и образовательных потребностей социума.

    Наиболее распространенным вариантом развития сельской библиотеки становится многофункциональная модель учреждения, одинаково эффективно выполняющего различные социальные функции. Сотрудники библиотек осуществляют информационную и культурно-просветительную работу на основе партнерских отношений с различными учреждениями, находясь в тесном контакте со всеми организациями на селе. Особенно интенсивно развивается сотрудничество со школами. Совместно составляются планы работы и проводятся библиотечные уроки, литературные часы, выставки; ведется активная работа по организации внеклассного чтения, летнего отдыха детей. Культурно-досуговой и просветительской работой библиотек охвачены и люди старшего поколения, ветераны, инвалиды.

    В качестве приоритетных функций сельских библиотек в настоящее время исследователи отмечают образовательную, досуговую, развлекательную, самообразовательную, культурно-просветительную, мемориальную, историко-краеведческую, музейную, а также функцию социальной помощи населению .

    Остановимся подробнее на наиболее значимых направлениях работы сельских библиотек. Так, в связи с увеличением информационных потоков и их разнообразием в обществе постоянно возрастает значимость информационной культуры, что требует от человека знания законов информационной среды, умения ориентироваться в больших объемах информации.

    Первичность информационной культуры заключается в том, что во многом именно на ее основе формируются политическая, правовая, философская, научная, художественная культура. В сфере деятельности библиотек - это содействие развитию культуры чтения, культуры информационного поиска, критического отношения к получаемой информации .

    Еще один немаловажный аспект - формирование культуры семейного чтения. Работа библиотечных специалистов в данном направлении очень важна, поскольку многие семьи не прививают детям интерес к книге, что неблагоприятно сказывается на успеваемости, развитии мышления и речи. Сельские библиотеки стремятся исправить это, проводя встречи, беседы, массовые семейные праздники и литературные вечера, конкурсы на лучшую читающую семью.

    Неотъемлемую часть культуры общества - правовая культура, которая предполагает знание основных положений действующего законодательства и умение ими пользоваться. Повысить уровень формирования правовой культуры способны и сельские библиотеки, их читатели могут оперативно ознакомиться с изменениями в законодательстве, правовыми документами, получить аналитический консультационный материал. Кроме того, сотрудники библиотек осуществляют индивидуальное информирование по правовой тематике, проводят массовую работу по правовому просвещению населения. А для учащихся сотрудники библиотек правовую культуру формируют в ходе проведения деловых игр, познавательных часов, викторин, конкурсов письменных работ.

    В последние годы пристальное внимание уделяется вопросам формирования экологической культуры. Поэтому одним из направлений работы сельских библиотек стало экологическое воспитание и образование, формирование активной гражданской позиции каждого человека в деле охраны природы. Комплектуются и постоянно пополняются фонды экологической литературы, организуются экологические клубы и кружки для детей, клубные объединения для взрослой аудитории. Таким образом, сотрудники библиотек выполняют важные задачи: формирование интереса к окружающему миру и стремление беречь природу; преодоление потребительского отношения к природе; популяризация здорового образа жизни; воспитание любви к природе.

    Работа многих сельских библиотек включает и эстетическое воспитание. В этом направлении в библиотеках создаются клубы и кружки для разных возрастных групп, задача которых - интеллектуальное общение в кругу близких по духу людей, увлеченных творчеством, содействовать духовному развитию личности, ее творческих способностей. В библиотеках проводятся литературно-музыкальные вечера, посвященные творчеству как поэтов-классиков, так и своих земляков, презентации новых книг.

    Следующее важное направление в работе сельских библиотек - работа по возрождению национальных традиций, обычаев, изучению фольклора, народной культуры: это записи воспоминаний старожилов, изучение родного языка, формирование книжного фонда на национальных языках, оформление музейных экспозиций, проведение национальных праздников и т.д. Совместно с различными учреждениями села, работники библиотек проводят народные праздники и гулянья, праздники села, выставки-аукционы изделий местных мастеров. Сохранение исторической памяти, воспитание интереса и уважения к истории родного края, особенно в среде подрастающего поколения, также находится в сфере деятельности сельских библиотек. Цель такой работы - воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к родному краю.

    Большую работу библиотеки проводят с семьей, обращая внимание общества на семейные ценности.

    В настоящее время многие сельские библиотеки всевозможными формами работы стараются поддерживать социально незащищенные категории населения, помогают им адаптироваться в обществе, в том числе для пенсионеров, для людей с ограниченными. При этом, свою работу сельские библиотеки осуществляют в сотрудничестве с органами местного самоуправления, районными советами ветеранов, центрами социальной поддержки населения, социально-реабилитационными центрами, школами, детскими садами, медицинскими учреждениями. В исследованиях, посвященных сельским библиотекам, под функцией социальной помощи понимается «обеспечение библиотечными средствами всех форм поддержки жителей села в преодолении трудностей жизни» . К примеру, это может быть помощь в оформлении документов пожилым людям, поиск для малоимущих семей информации о возможностях материальной поддержки, помощь в социализации трудным подросткам. Библиотекари оформляют тематические стенды, создают папки с материалами, подбираемыми в соответствии с запросами пользователей по таким темам, как права потребителей, льготы и пенсии, трудоустройство, регистрация прав на недвижимость и т.д.

    Особая категория читателей сельских библиотек - инвалиды, им уделяется повышенное внимание. Библиотекари, используя всевозможные формы работы, стараются поддерживать эти категории населения, помогать им адаптироваться в обществе, не чувствовать себя одинокими. На фоне многочисленных проблем российского села (сокращение численности населения, безработица, отсутствие социальной и транспортной инфраструктуры и др.) такая помощь является актуальной и своевременной.

    Среди жителей современных сел много безработных - как среди людей предпенсионного возраста, так и среди молодежи. Библиотеки, опираясь на свой потенциал, предоставляют им полезную информацию о возможностях получения образования, переподготовки, о наличии рабочих мест как в районе, так и в крае.

    Много внимания сельские библиотеки уделяют молодежи. При этом главным объектом внимания являются трудные подростки. Опыт показывает, что именно библиотека способна стать местом, где подросток может восстановить душевное равновесие, найти сочувствие и понимание, а также квалифицированную информационную помощь в решении своих проблем . Совместное участие в походах, посадке деревьев, уборке территории сел помогает ребятам социализироваться, приучаться к труду.

    Библиотеки на селе ведут также большую профориентационную работу с молодежью. Сотрудники библиотек осуществляют подбор литературы о профессиях, издают тематические буклеты, составляют списки популярных и востребованных профессий, проводит деловые игры, информационные часы, направленные на развитие интереса к миру профессий, изучение рынка труда и формирование умения найти в нем свою профессиональную нишу.

    Сельские библиотеки выполняют и такую важную миссию, как популяризация здорового образа жизни. Так, библиотеки проводят тематические беседы о здоровом образе жизни, о вреде алкоголизма, курения, наркомании. Кроме того, в библиотеку с профилактическими беседами, консультациями приглашаются медицинские специалисты.

    Одна из функций библиотек - организация досуговой деятельности. Современная специфика культурно-досуговой деятельности библиотек проявляется в том, что она распространяется не только на пользователей библиотек, но и в целом на сельское население. Можно выделить основные формы культурно-досуговых программ, наиболее часто встречающиеся в практике библиотек. Это: литературные вечера; читательские клубы; клубы по интересам; встречи с деятелями культуры, искусства и т.д.; выступления художественной самодеятельности (чаще - литературного и театрального характера); краеведческие вечера; просветительские лекции; вечера памятных дат; праздники, чествования; конкурсы и т.д.

    Таким образом, обзор литературы по проблеме социально-культурной деятельности сельских библиотек, позволил нам сделать следующие выводы.

    Главная цель деятельности сельской библиотеки - обеспечение свободного доступа пользователей к информации и знаниям, организация содержательного досуга. В то же время, современная сельская библиотека - это центр культурного и интеллектуального досуга и просвещения сельского социума, который осуществляется через: формирование системы ценностей данного сообщества; развитие гражданской активности сельских жителей; непрерывного образования для всех сельских жителей, от детей до людей третьего возраста. При этом, сотрудники библиотек осуществляют информационную и культурно-просветительскую деятельность на основе партнерских отношений с различными учреждениями, работают в тесном контакте со всеми организациями на селе.

    Современная сельская библиотека, оставаясь практически единственным социально-культурным центром на селе, способствует общению и сближению жителей села, объединению различных по социальному статусу слоев населения. И, несмотря на многочисленные проблемы, с которыми сталкиваются сельские библиотеки (сокращение численности населения; недостаточное финансирование; недостаточная телефонизация и отсутствие доступа к сети Интернет; отсутствие собственного транспорта и др.), - продолжает выполнять свои просветительские, коммуникационные и культурно-досуговые функции: читательские конференции, диспуты, вечера, заседания клубов, презентации книг и журналов и т.д.

    2. Александровская с ельская библиотека как фактор формирования социокультурного пространства

    2.1 Общие сведения о сельской библиотек е

    Александровская сельская библиотека является филиалом №8 МБУК ЦБС. Расположен филиал на территории МО Александровский сельский совет, по адресу:

    Заведующая

    Книжный фонд составляет - 11476 экземпляров, в т.ч. периодических изданий - 1182 (13 названий, из них 5 для детей и 6 для подростков и юношества). Пользователей библиотеки - 412 человек. Книговыдача - 20550, кол-во посещений - 7421. Комплектование фондов производится централизованно через отдел ЦБС, с учетом интересов пользователей. В течение года в фонд библиотеки поступило 348 экземпляров книг и 167 экземпляров журналов.

    В сельской библиотеке имеется два каталога алфавитный и систематический, а также ведутся тематические папки. Работа с каталогами ведется своевременно, приобретенные книги описываются и расставляются в каталоги, а также изымаются карточки на списываемую литературу. Материалы в тематических папках пронумерованы и составлены в списки, какой информационный материал находится в той или иной папке.

    Библиотека осуществляет следующие виды деятельности:

    Участвует в формировании фонда библиотеки посредством изучения читательского спроса, подписки на периодические издания;

    Обеспечивает учет и сохранность библиотечного фонда;

    Формирует справочно-библиографический аппарат библиотеки;

    Предоставляет пользователям информацию о составе фондов библиотеки;

    Предоставляет во временное пользование документы из своих фондов;

    Организует и проводит библиотечные мероприятия.

    Основное направление работы Александровской сельской библиотеки - культурно-досуговая деятельность.

    Миссия библиотеки - информационное обеспечение и поддержка непрерывного образования учащихся, а также всех групп читателей.

    Цель библиотеки - максимальное удовлетворение нужд потребителей населения в библиотечном обслуживании.

    В соответствии с годовым планом работа библиотеки была направлена на реализацию следующих задач:

    Организация работы библиотеки как информационного, образовательного и культурного центра.

    Расширение контингента пользователей библиотеки, совершенствование методов работы с различными категориями читателей;

    Развитие интереса к книге, продвижение чтения;

    Формирование художественной культуры, нравственных основ, семейного чтения;

    Привитие читателям навыков информационной культуры;

    Содействие образованию и воспитанию населения, повышение его культурного уровня, популяризация здорового образа жизни;

    Проведение социологических исследований с целью выявления интересов и потребностей пользователей, их отношения к библиотеке, а также получения оценки качества предоставляемых ею библиотечных услуг.

    Основные группы пользователей библиотеки: дети, юношество, студенты; люди старшего поколения, инвалиды; учителя, воспитатели; цветоводы, рукодельницы, садоводы.

    Свою работу библиотека планирует и координирует с СДК и школьной библиотекой. Для привлечения новых читателей используем различные формы работы - экскурсии по библиотеке, рекомендательные беседы, презентации книжных выставок, литературные часы, массовые мероприятия и др. При этом, библиотека работает в тесном контакте с администрацией села, с образовательными учреждениями, МБУК «Александровская БС».

    2.2 Деятельность сельской библиотеки

    Александровская сельская библиотека в течение 2015 года выполняла главную миссию своего учреждения - развивалась, как информационно-культурный центр, предоставляя качественную информацию и услуги пользователям библиотеки, используя имеющиеся каталоги (алфавитный, систематический).

    В течение 2015 года библиотека выполняла главную цель своей работы - максимальное удовлетворение нужд и потребностей жителей села и читателей библиотеки с использованием печатных изданий. Оказывала помощь в повышении образования, самообразования. В целом культурно-просветительская деятельность библиотеки велась по направлениям:

    Цикл мероприятий «Калейдоскоп юбилейных дат», посвященных жизни и творчеству писателей (в течение всего года);

    Неделя «Мир профессий» (февраль);

    Районный смотр-конкурс (март);

    Неделя детской и юношеской книги (март);

    Дни экологической культуры (апрель);

    День семьи в библиотеке (май);

    Летнее чтение детей (июнь-август);

    День знаний (сентябрь);

    Экскурсия по библиотеке (октябрь);

    Цикл мероприятий к Новому году (декабрь);

    Дни информации (в течение всего года).

    Чаще всего и с особым удовольствием посещают библиотеку дети и подростки (36%). Наибольшее количество массовых мероприятий проводится именно для этой категории пользователей. Стараясь удержать интерес и внимание детей, специалисты библиотеки готовят различные мероприятия с элементами театрализации, игр, конкурсов, творческих заданий.

    Дети и подростки выбирают книги, читают журналы, собирают пазлы, играют в настольные игры, рисуют, а также общаются между собой. Такие журналы, как «Мир принцесс» и «Играем с Барби» востребованы девочками дошкольного и младшего школьного возраста, а девочки постарше выбирают журналы «Волшебный», «Мои секреты» и «Девчонки». Мальчиков привлекают журналы «Тошка и его компания», «Том и Джерри», особенным спросом пользуется журнал «Звёздные войны», который, к сожалению, не стал печататься с 2014 года. А подростки интересуются журналами «Мото» и «Рыболов». Неизменной популярностью у юных читателей пользуются сказки, детские детективы, романы для девочек, приключения.

    Совместно с детским садом для детей дошкольного возраста проводятся ознакомительные экскурсии «Книжкин дом». Дети впервые знакомятся с такими понятиями как книга, стеллаж, журнал, читательский формуляр. С детьми проводятся шуточные уроки. Накануне 1 сентября в библиотеке проводился большой утренник «Как Бука и Бяка стали первоклассниками». Дети получили призы и позитивное настроение.

    Основной группой читателей библиотеки являются взрослые (50%), которым предлагались книжные выставки и массовые мероприятия на такие темы, как сохранение здоровья, ведение домашнего хозяйства, осенние заготовки, обряды и традиции, а также литературные вечера, вечера отдыха, вечер-воспоминание. Все эти мероприятия призваны создать условия для общения, проявления творческих способностей участников. Следует отметить, что среди данной группы наиболее активные пользователи - люди предпенсионного и пенсионного возраста. Это объясняется наличием у них наибольшего количества свободного времени. Они читают книги не только современных авторов, но и литературу советского периода (серия «Сделано в СССР» и «Сибириада»), и книги исторической направленности. Из журналов неизменным спросом пользуются «Приусадебное хозяйство», «Сельская новь», «1000 советов», «Всё для женщины» и другие.

    Наиболее малочисленной и сложной в плане привлечения в библиотеку категорией читателей является юношество (14%). Учащиеся старших классов загружены школьными заданиями, студенты проживают за пределами села и приезжают только на выходные и праздничные дни, а работающая молодежь имеет мало свободного времени. Но, не смотря на всё это, стараются привлечь как можно большее количество пользователей данной категории, для чего выходят в школу для проведения массовых мероприятий, оформляют книжные выставки и информационные буклеты на актуальные для них темы (вредные привычки, характер и судьба), выписывают журналы, пользующиеся у молодёжи наибольшим спросом («Твоя лучшая подруга», «OOPS», «Мне 15»), помогают в подборе литературы современных модных авторов.

    Особое внимание и заботу специалисты библиотеки уделяют людям с ограниченными возможностями, советуя и подбирая для них книги, а также приглашая на все массовые мероприятия и книжные выставки.

    Внедрение новых информационных технологий открыло для библиотеки новые возможности по созданию более комфортных и современных условий для наших пользователей, для повышения качества предоставляемых услуг. Так, появилась возможность выпуска издательской продукции, например, вышли в свет такие издания как буклет «Наш край в стихах и прозе», «Давайте познакомимся» (о И.А. Крылове), Библиографическое пособие - аннотированный список литературы «Особенности культуры Красноярского края» и др.

    В последние годы в работе библиотеки особенно возросла роль и значение досугового направления деятельности. Наиболее востребованными среди библиотечных культурно-досуговых программ являются читательские вечера и клубы по интересам. Так, при библиотеке действуют клубы: для людей пожилого возраста; женского общения и семейного досуга. Кроме того, для читателей всех возрастов создан клуб литературного чтения; для подростков - экологический клуб и клуб краеведческого направления. Для детей применяются познавательно-развивающие программы: викторины; олимпиады; конкурсы; игры; кружки по интересам и т.д.

    Творческий отчет о культурной и досуговой деятельности библиотеки подробно представлен в Приложении А.

    Таким образом, анализ деятельности показывает, что Александровскую сельскую библиотеку можно назвать социокультурным центром местного сообщества: организовано полноценное обслуживание, обеспечив доступ пользователей к получению оперативной и актуальной информации, различных категорий пользователей (детей, школьников, молодежи, инвалидов, пожилых, предпринимателей и т.д.), используя при этом все имеющиеся ресурсы и возможности библиотек в интересах читателей. В последнее время качественно улучшился уровень информационного обслуживания читателей.

    Кроме того, библиотека старается по-новому взглянуть на свою роль в современных условиях, постоянно совершенствуя массовую работу. Так, в целях повышения качества и комфортности библиотечного обслуживания в 2015 году продолжил свою работу внестационарный пункт выдачи книг в д. Новая Прилука. Пункт выдачи находится в сельском клубе, обмен книг производится один раз в месяц и обслуживает все категории населения.

    2. 3 Исследование значения и роли библиотеки в жизни села

    Фундаментальные изменения, вызванные развитием прогресса, затрагивают в числе прочих и сферу функционирования библиотек: к организации деятельности этих учреждений культуры предъявляются новые требования и стандарты. И перспективу своего развития библиотека видит не в узком приоритете деятельности (краеведение, экология и др.), а в том, чтобы стать центром социально-культурной жизни для жителей села.

    Для получения достоверной информации о том, какую роль играет библиотека в жизни нашего села, проведено социологическое исследование.

    1) Среди школьников. В опросе приняли 65 учащихся 5-10 классов.

    Анализ опроса показал, что читающим себя назвали - 31% опрошенных; любят читать - 22%; читают много и с удовольствием - 15%; не читают совсем - таких нет.

    На вопрос «Какой источник информации Вы предпочитаете?», проведённый анализ чтения показал, что учащиеся в основном отдают предпочтение программной литературе. За справочной литературой учащиеся обращаются ежедневно и часто. Большинство опрошенных старшеклассников предпочитают в качестве источника информации Интернет.

    Анализ ответа на вопрос «Что для Вас предпочтительнее?» говорит нам о том, что только учащимся предпочитают воспринимать новую информацию с экранов мониторов. Большинство ребят (82%) уверены в абсолютной универсальности Интернета, считают, что в нем можно найти информацию на любую тему. Достоинствами Интернета ребята считают то, что в нем они могут легко найти интересующую их информацию, что Интернет экономит их время на подготовку к занятиям, что Интернет делает их школьные занятия гораздо более интересными, чем раньше. Однако 18% ребят назвали книгу, объясняя это тем, что чтение книги улучшает память.

    На вопрос: «Какую литературу больше любите читать?» получили ответы: предпочитаемым жанром являются: приключения - 36,7%; мистика - 30%; фантастика - 33%; детективы - 28%; юмористические произведения - 22%. Понравившиеся книги есть только у 30% опрошенных.

    Любимыми произведениями художественной литературы для современных школьников являются «Гарри Поттер», «Властелин колец».

    Из анализа ответов на вопрос видно, что дети, безусловно, читают, но иначе, чем их родители: практически исчезает «чтение для души», для самопознания, самосовершенствования. Молодое поколение читает большей частью с практическими целями и чаще всего с экрана монитора.

    2) Среди взрослого населения села. Приняли участие в опросе 50 читателей в возрасте 35 - 55 лет, из них: 53,5% - женщины, 46,5% - мужчин.

    Опрос взрослых читателей библиотеки показал следующее.

    На вопрос «Как часто Вы посещаете библиотеку?» - 50% респондентов ответили, что раз в неделю и столько же - 50% - по необходимости.

    Всех читателей устраивают график и качество работы библиотеки.

    Вопрос: «Как изменилось обслуживание в библиотеке за последние 2-3 года?» Ответы: Стало значительно лучше - 83,6; немного лучше - 10,9; ничего не изменилось - 5,1; стало хуже - 0. Такая высокая оценка деятельности библиотеки связана с улучшением книжных фондов - 72,3% опрошенных отмечают, что фонды однозначно стали лучше.

    «Как вы, в целом, оцениваете изменение книжных фондов библиотеки, с точки зрения удовлетворения своих читательских потребностей?» Однозначно стали лучше - 72,3%; в чём-то лучше, а в чём-то ухудшились - 18,5%; стали беднее - 1,6%; затрудняюсь ответить - 7,6%.

    На вопрос «С какой целью вы посещаете библиотеку?», получены ответы, подтверждающие, что цели остаются традиционными для сельской библиотеки. В первую очередь - это чтение художественной литературы как способ отдыха и свободного времяпровождения: взять художественную литературу - 72,9%; посмотреть интересный журнал - 40,3%; почитать газету - 22,1%; поискать в сети Интернет что-нибудь интересное - 26,1%; поискать необходимую информацию по своей работе - 19,3%; взять литературу для детей - 16,5%; посмотреть литературу по животноводству, садоводству, пчеловодству и т.п. (в помощь организации личного хозяйства, подворья) - 13,6%; другое - 0,6%.

    Соотношение возраста и цели посещения библиотеки

    На графике (рис.) показана зависимость возрастных характеристик читателей и их читательскую активность. Как видим, взять художественную литературу - 72,9%; посмотреть интересный журнал - 40,3%; почитать газету - 22,1%; поискать в сети Интернет что-нибудь интересное - 26,1%; поискать необходимую информацию по своей работе - 19,3%; взять литературу для детей - 16,5%; посмотреть литературу по животноводству, садоводству, пчеловодству и т.п. (в помощь организации личного хозяйства, подворья) - 13,6%; другое - 0,6%. Следует обратить внимание, что на третьем месте в рейтинге целей посещения библиотеки - поиск в сети Интернет интересной информации. Этот интерес позволяет реализовать целую систему познавательных потребностей. Это формирует также перспективу востребованности библиотеки, потому что уровень доходов жителей села не может гарантировать наличие индивидуального домашнего компьютера. Как видим, пик читательской активности приходится на возраст 36-45 лет.

    Обеспечение свободного доступа к информации является стержнем в сфере библиотечного дела. Благоприятной возможностью, реализуемой библиотекой, является предоставление информации читателям с помощью сети Интернет. В целом - 54,4% читателей пользуются сетью регулярно; иногда -35,7%; не ответили на вопрос 9,9%. Основные цели использования Интернета в библиотеке среди пользователей: получить интересную информацию для учёбы (37,9%), для работы (30,5%), там много интересного (25,5%), развлечься (2,1%).

    Таким образом, библиотека посредством предоставления доступа в сеть Интернет реализует познавательные и информационные потребности селян. Это означает, что сельская библиотека становится центром деловой информации. Доступность нового пласта информации констатируют 36,9% опрошенных читателей.

    Благодаря оснащенности электронными средствами фонды библиотеки не просто увеличились, но и изменили способ и время получения информации. Так 78,9% опрошенных отмечают, что доступ к информации стал более лёгким, 14,8% - немного лёгким, и только 4,4% читателей констатируют, что ничего не изменилось (2% не ответили на вопрос). Следует сказать, что такие высокие показатели обеспечивает не только система Интернет. Здесь и труд сельского библиотекаря с каждым читателем индивидуально.

    Как видим, самыми читаемыми каждодневными источниками являются газеты и журналы, - и это отличает читателей села от жителей городов, где наблюдается снижение чтения газет и журналов, хотя в целом художественная литература остаётся самым читаемым источником. У трети сельских специалистов сформирована потребность в профессиональных источниках. При этом, основная часть ответивших читателей обращается в библиотеку, чтобы получить конкретную книгу или статью - 56,2%; подобрать литературу по теме - 56,2%; получить конкретную информацию - 46,2%.

    Кроме того, анализ опроса показал потребность в специальной литературе 22%, научно-популярной - 22%, учебной литературы - 7%, детской литературы - 24%. Ощущают недостаток информации, касающейся современных молодежных проблем - 15% респондентов, в области семейных отношений - 12% опрашиваемых. Фонды имеющихся изданий спортивной тематики не удовлетворяли - 28% читателей.

    Сегодня происходит переосмысление роли библиотек в жизни местного сообщества. Большинство читателей констатируют положительную деятельность библиотеки в организации свободного времени селян. При этом, библиотека посредством своей деятельности оказывает положительное воздействие и на такие значимые социальные институты, как семья, школа, взаимоотношения селян и в рабочих коллективах. Так, на вопрос «Способствует ли библиотека организации вашего свободного времени, делая его интереснее?», получены ответы: да - 78,8%; нет - 6,5%; затрудняюсь ответить - 14,7%. На вопрос: «На какие сферы жизни и деятельности села библиотека стала оказывать более ощутимое влияние?», ответы распределились следующим образом: на деятельность школы - 39,7%; на взаимоотношения селян - 24,4%; на взаимоотношения в вашей семье - 14,6%; на отношения в вашем рабочем коллективе - 8,7%; на деятельность других организаций и учреждений вашего села - 11,1%; не чувствую влияния - 19,2%.

    Выполняя свою традиционную роль, оставаясь центром чтения, в ситуации разрушения некоторых традиционных институтов, библиотека становится центром досуга и центром общения для трети читателей села. На вопрос: «Чем является библиотека для жителей нашего села?», получены ответы: центром чтения - 71%; центром общения - 35,2%; центром организации досуга - 31,4%; центром профессиональной информации центром правовой информации - 9,5%.

    Посещают мероприятия, проводимые в библиотеке - 68% жителей села; не бывают на них по причине занятости или плохого здоровья - 32%.

    На вопрос «Довольны ли вы организацией работы с детьми и подростками в библиотеке?» утвердительно ответили 64% пользователей, частично - 36%. При этом организацию работы с молодыми семьями с маленькими детьми и их семейному отдыху, оценивают положительно лишь - 11% пользователей библиотекой, частично довольны оказались - 86%, а 3% этой работой недовольны. А на вопрос «Что необходимо изменить в работе библиотеки?» респонденты ответили: необходимо компьютеризировать библиотечную работу (55%), расширить помещение библиотеки (24,5%), организовать работу для детей дошкольного возраста (87%), проводить больше массовых мероприятий с семьей (78%).

    Таким образом, опрос позволил сделать следующие важные выводы:

    1) Библиотека востребована селянами.

    2) У сельских читателей существуют устойчивые информационные потребности, которые без библиотечного обслуживания не могут быть удовлетворены.

    3) Библиотека сохранила свою главную функцию - способствовать развитию чтения, предоставлять доступ к источникам информации различного вида.

    4) Чтение видоизменяется: сегодня в понятие «чтение» входит не только традиционное чтение «с листа», но и чтение - «с экрана».

    5) Библиотека выполняет функции досугово-развлекательных институтов, откликаясь на социально-значимые мероприятия на селе.

    Как показало наше исследование, в современных условиях устанавливаются новые приоритеты деятельности сельских библиотек, значительно меняются представления о задачах и возможностях библиотек, об их месте в культурной, научной, образовательной и информационной инфраструктуре села. На первый план выходит роль библиотеки как центра развития местного сообщества. Активно взаимодействовать с общественностью, учреждениями образования, с администрацией и другими организациями села, позволяет программно-проектная деятельность библиотек, которая является одним из наиболее эффективных современных способов активизации местного населения. Поэтому, на базе Александровской сельской библиотеки можно предложить к реализации социально-значимый проект «Библионяня».

    Целевая аудитория: дети дошкольного возраста с. Александровка и их родители (а также бабушки и дедушки).

    Проект «Библионяня» - это не альтернатива дошкольному учреждению. Она создается не для того, чтобы присматривать за детьми, а для развития их творческих способностей интереса к книге и чтению с раннего возраста.

    Цель проекта «Библионяня»: содействие процессу организации дошкольного образования, обучения и развития детей дошкольного возраста; предоставление родителям возможностей в получении информации о разных аспектах воспитания и развития детей и подготовки их к школе, а также помочь родителям организовать интересный культурный досуг для детей, привить детям любовь к книгам и библиотеке.

    Задачи проекта:

    1) Организовать работу группы развития детей дошкольного возраста посредством проведения цикла мероприятий по образованию, обучению;

    2) Осуществить информирование родителей о разных аспектах воспитания и развития детей и подготовки их к школе посредством организации Школы родителей;

    3) Организовать досуг молодых семей с детьми дошкольного возраста, провести цикл семейных праздников;

    4) Научить детей пользоваться книгами, привить любовь к библиотеке как к интересному месту с дружественной атмосферой.

    5) Наладить выпуск печатной продукции из серии «Советы библионяни».

    Проект включает циклы занятий с детьми, такие как: «Растем, играем, учимся»; «По дороге к Азбуке»; «Пальчик-мальчик, где ты был? Веселый счет»; «Здравствуй, мир!», «Школа Самоделкина»; «Театр-студия «Карамелька»». А также целый арсенал традиционных и инновационных форм индивидуальной и групповой работы: громкие чтения, беседы о прочитанном, викторины, рисование, лепку, аппликацию, оригами, развивающие, ролевые, подвижные игры и др. Совместное занятия или прочтение книги позволяет незаметно, в игровой форме, развивать речь ребенка, его творческое мышление. Родители же получат дополнительную поддержку и помощь в воспитании детей со стороны библиотекаря. Все это даст новую жизнь библиотеке - она станет местом семейного общения, местом проведения досуга юных сельчан. А главный итог, - дети станут пользователями библиотеки на долгие годы.

    Таким образом, проведя анализ деятельности библиотеки можно сделать следующие выводы.

    Александровская сельская библиотека является не только информационным центром, но и центром общественной и культурной жизни людей села, каждодневно доказывая свою значимость в деле формирования и обновления социокультурной среды в селе.

    Выполняя социокультурную функцию, удовлетворяет все потребности населения (информационные, образовательные, культурно-досуговые), становится центром общественной жизни и вносит весомый вклад в духовное и нравственное развитие селян. Анализ показал, что все слои населения села, с удовольствием приходят в библиотеку, потому что в ней созданы все условия для приятного и полезного времяпровождения. То есть, нынешняя библиотека - это не просто книгохранилище, это одновременно игротека, видеотека, музей, музыкально-театральная сцена, учебное место, компьютерный комплекс, детский клуб по месту жительства и прочее.

    Специфика культурно-досуговой деятельности библиотеки заключается в особенности культурно-досуговых программ, проводимых в библиотеке. Основные формы культурно-досуговых программ, наиболее часто используемые в практике библиотеки, это - литературные вечера, читательские клубы, клубы по интересам, выставки, просветительские лекции, вечера памятных дат, встречи с интересными людьми и т.д. Для работы с детьми основные формы это - конкурсы, викторины, литературные игры, инсценировки и т.п.

    С целью исследования роли сельской библиотеки в социально-культурной жизни селян проведен социологический опрос, который показал, что библиотека востребована селянами. При этом, было высказано пожелание - организовать работу для детей дошкольного возраста и проводить больше массовых мероприятий с семьей. С этой целью предложен проект «Библионяня», направленный на оказание помощи родителям организовать интересный культурный досуг для детей, привить детям любовь к книгам и библиотеке.

    ...

    Подобные документы

      Библиотеки Великобритании и США. Современное состояние библиотек в мире, перспективы их развития. Возникновение и развитие крупнейших зарубежных библиотек - Библиотеки Британского музея, Бостанской публичной библиотеки, Библиотеки Конгресса США.

      доклад , добавлен 10.10.2014

      Становление и развитие Национальной библиотеки Франции как одной из старейших и крупнейших библиотек. История возникновения отделов Библиотеки и их современное состояние. Библиотечное обслуживание в новом комплексе Национальной библиотеки Франции.

      курсовая работа , добавлен 06.11.2010

      Эпоха Возрождения или европейского Ренессанса. Собрания античных книг. Формирование библиотеки Сан Марко. Публичность и открытость библиотеки. Книги, принадлежавшие Джованни Пико делла Мирандола. Возникновение первой публичной библиотеки в монастыре.

      реферат , добавлен 19.12.2012

      Библиотеки как социальный институт, их перспективы в современном мире, место и роль инноваций в развитии и повышении качества работы. Инновационная деятельность центральной городской библиотеки г. Губкина в управлении библиотечно-информационной сферой.

      контрольная работа , добавлен 16.10.2011

      История возникновения библиотек, их классификация. Сущность работы библиотеки в различных аспектах её деятельности как социального института, имеющего свою специфику работы и организации. Процесс становления библиотечного дела на примере Пермского края.

      курсовая работа , добавлен 16.01.2011

      История древних библиотек на примере Александрийской библиотеки. Современное состояние данного библиотек в России, перспективы развития. Областная научная универсальная библиотека как методический центр для муниципальных библиотек Белгородской области.

      контрольная работа , добавлен 16.10.2011

      Определение ПР. Зарубежный опыт: учимся маркетингу. Опыт российских специалистов. Опыт казахских специалистов на примере Южно-Казахстанской научно-технической библиотеки. ПР-деятельность Российской государственной библиотеки: перспективы развития.

      курсовая работа , добавлен 06.10.2008

      Появление первых научных и специальных библиотек в 17 веке. Российские научные и специальные библиотеки в 18 веке. Активное развитие научных и специальных библиотек в 19 - начале 20 вв. Особенности развития научных и специальных библиотек В СССР.

      реферат , добавлен 17.11.2003

      Раскрытие организационной структуры библиотеки-филиала №20. Характеристика источников комплектования фонда библиотеки. Пользователи библиотеки по виду деятельности и профессиональной принадлежности, характеристика информационных интересов и потребностей.

      контрольная работа , добавлен 12.04.2010

      Определение научной библиотеки, ее значение и классификация. Виды научных библиотек и их характеристика: универсальная, специальная и отраслевая библиотека. Местонахождение, ведомственная принадлежность и структура Российской национальной библиотеки.

    Заведующая городской библиотекой №1 - Наталья Юрьевна Старостина, отчиталась перед аудиторией о деятельности библиотеки в 2014 году.

    Из её отчета следовало, что в прошлом году читателями библиотеки стали 14 730 жителей микрорайона, им выдано 243 590 экз. документов, а общее число посетителей составило 101 679 человек.

    Основными направлениями деятельности учреждения является: культурно-просветительская работа, развитие сервисных услуг для населения, работа с персоналом и многое другое.

    Стоит отметить, что городская библиотека №1, являясь культурным центром микрорайона, проводит активную работу с категорией самых маленьких любителей книги – детьми дошкольного возраста, сотрудничая с детскими садами. Так, сотрудниками библиотеки организовано тесное культурно-просветительское партнерство с ДОУ № 137 и с ДОУ № 103, в котором уже несколько лет работает передвижная библиотека.


    Особой популярностью у маленьких читателей пользуются встречи с детскими пензенскими писателями.

    Известно, что 2014 год прошел под эгидой 200-летнего юбилея со дня рождения известного русского классика М. Ю. Лермонтова, этой памятной дате было посвящено внушительное количество мероприятий как для юных, так и для взрослых читателей библиотеки.

    Всего для юных жителей микрорайона библиотекой было проведено 592 мероприятия.



    Для молодежной категории читателей библиотекой систематически проводятся мероприятия по продвижению здорового образа жизни. Для категории подростков с девиантным поведением в библиотеке действует программа «Право на радость», в рамках которой проводиться культурно-просветительская работа не только с детьми, но и с их родителями.

    Для взрослых читателей городская библиотека №1 предлагает не только полный спектр библиотечных услуг, но и проведение приятного интеллектуального досуга. На протяжении нескольких лет в библиотеке работает клуб любителей книги «Общение», объединяющий людей не равнодушных к литературе, искусству, происходящим в обществе событиям.

    При клубе организована творческая мастерская и «литературная гостиная», читатели встречаются с интересными людьми, пензенскими писателями, творческими деятелями.


    Впрочем, любому проявлению творчества в городской библиотеке №1 всегда рады. В рамках творческого отчета библиотеки перед слушателями выступил вокальный детский коллектив школы № 52 под руководством преподавателя Евгения Чепурина с песнями о родном городе Пензе.


    Наталья Лобода, преподаватель школы № 52:

    - Нашему сотрудничеству с библиотекой совсем скоро исполнится 20 лет! За эти годы изменилась не только библиотека, но и несколько поколений наших учеников.

    Современных детей трудно оторвать от компьютера, но библиотекарям это удаётся. Они учат их главному – искренне любить книгу, уметь пользоваться знаниями, которые они получают. Библиотеки для нас, учителей, настоящие помощники!

    Открывают для себя новые возможности не только дети, но и взрослые. Для пенсионеров здесь проводятся занятия по азам компьютерной грамотности, благодаря которым пожилые люди учатся осваивать современные средства Интернет-связи – общаются с близкими по скайпу, находят в социальных сетях своих друзей и одноклассников, разбросанных по всему свету.

    Галина Осипова, постоянная читательница библиотеки:

    - В библиотеки мы спешим, словно на встречу с добрым другом. Всегда можно быть уверенным в том, что тебя поймут, подскажут необходимое, посоветуют хорошую и добрую книгу. Городские библиотеки всегда будут для пензенцев центрами информации и интеллектуального досуга.

    В рамках творческого отчета также были обсуждены перспективы дальнейшего продвижения культуры чтения среди детей дошкольного возраста, возрождения традиций семейного чтения.

    Татьяна Доронкина, воспитатель ДОУ № 103:

    - Наш детский сад сотрудничает с городской библиотекой № 1 более 4лет. «Передвижка» работает постоянно, проводятся книжные выставки, конкурсы, совместные тематические мероприятия, викторины и литературные часы. Библиотека детским садам просто необходима. Приятно замечать, как вслед за нашими подопечными детской литературой начинают интересоваться родители – спрашивают о современных авторах, с радостью отмечают, что еще популярны журналы их детства – «Мурзилка» и «Веселые картинки».

    Приобщение детей к культуре чтения – трудоемкий и очень захватывающий процесс, ключевую роль в котором играют муниципальные библиотеки.

    Роль библиотек в интеллектуальном и нравственном развитии школьников отметила заведующая школьной библиотекой гимназии № 42 Людмила Куболина:

    - У своих юных читателей я все время спрашиваю – где именно они предпочитают брать книги для внеклассного чтения, кто-то пользуется домашней библиотекой, программную литературу дети предпочитают брать у нас, а за новинками и художественной – только в городскую библиотеку. Вообще радует, что дети читают. В основном, конечно, младшие школьники. Именно они посещают пришкольные лагеря в летний период. Так вот основную культурно-просветительскую программу для школьников летом обеспечивают городские библиотеки. Это очень выручает педагогов.

    Дети с удовольствием принимают участие в библиотечных акциях и конкурсах. На мой взгляд, подобные партнерские отношения идут на пользу обеим сторонам. В 2015 году у нас запланирован проект «Читающая школа», надеюсь, библиотека поможет нам в его реализации.


    Много добрых слов от постоянных читателей прозвучало в адрес сотрудников городской библиотеки № 1, которые всегда рады приветствовать не только новых пользователей учреждения, но завсегдатаев читального зала и абонемента, которые давно стали для библиотеки по-настоящему добрыми друзьями.

    Закончился творческий отчет решением всех собравшихся тем, что в новом году необходимо усилить совместную работу по продвижению чтения и книги среди жителей микрорайона. Данное решение закрепили голосованием в поддержку Плана работы городской библиотеки №1 на 2015 год.

    Похожие статьи