• А чем ком пишут рассказы. Как написать хороший рассказ, если ты новичок? Герои рассказа и их имена

    18.02.2024

    Мы уже знаем кое-что о жанре рассказа, об авторском замысле, важности плана и о том, как его составлять из статьи . Самое время поговорить о том, как начать писать рассказ , ведь начало – важная часть, призванная привлечь внимание читателя.

    А как писали классики?..

    Рассказ – это прозаическое произведение небольшого размера, что делает совершенно необходимым уже с первых строк, абзацев чем-то зацепить читателя. Если ему захочется узнать, что же дальше, как будут развиваться события, любопытство и любознательность поведут его дальше.

    Во время курса писательского мастерства кто-то из участников заметил: «У многих писателей 18-19 веков идут длинные описания вначале, и это не помешало им стать классиками».

    Согласна. Тот же Чехов мог дать описание природы в начале рассказа, или броситься в довольно длинное лирическое отступление. И это оправдано: в те годы ни тебе телевизора, ни интернета не было, и время шло гораздо медленнее.

    В наше время с его клиповым восприятием реальности такие долгие описания с рук не сойдут.

    Классиков берутся читать люди подготовленные: они наверняка знают об особенностях текстов писателей того времени и настроены на них. А от современников читатели ждут динамики, особых зацепок, которые поведут его вслед за героями через перипетии их судеб.

    Удачное начало рассказа

    Есть много вариантов удачного начала рассказа. Рассмотрим несколько из них.

    Интересные декорации. Не описывая нудно, дайте понять читателю, как выглядит место, через звуки, запахи, ощущения и как это относится к вашим персона

    Провоцирующее событие. Какое-то изменение обычной жизни, естественного хода событий.

    Например, описываем действия неверной жены, которая в 12 часов ночи на пороге квартиры сталкивается с разъярённым мужем. Или описываем момент столкновения двух самолетов над спящим городом.

    Неожиданное сильное заявление. Рассказ Эми Блум «История» начинается со слов: «Вы не узнали бы меня год назад» – и наше любопытство разбужено.

    Не всегда просто и быстро находится такое заявление. Однако на это стоит потратить время: его вознаградит читательский интерес.

    …Пишу эти строки. Балкон открыт. Современная планировка домов создает эффект микрофона, потому все, о чем говорится на улице, слышно очень хорошо на нашем втором этаже. Слышу, как женщина громко возмущается, разговаривая по телефону:

    – Ей позвонили – а она мне звонит! Вместо того, чтобы самой решить проблему…

    И вот уже я – само внимание: захотелось узнать, что так возмутило женщину, кого она отчитывает и что за проблему должен самостоятельно решить другой абонент…

    Намёк. Можно начать с описания обычного события, но при этом намекнуть на то, что вокруг происходит нечто необычное.

    Например, утро в деревне: хозяйка зовет всех за стол, дети усаживаются, муж привычно разворачивает газету. А в это время кто-то наблюдает за ними в бинокль из окна соседнего дома. Чего он наблюдает-то? Понятно, не зря – и читатель напрягся, хотя пока и не знает, что должно произойти.

    Захватывающее воспоминание , сон и т.п. Важно только следить, чтобы читатель понял, где сон, где – реальность.

    Причуда персонажа. Мы уже говорили о том, как назвать персонажей, чтобы они вызвали эмоции у читателя. Причуда – еще одна важная характеристика, которая сделает нашего персонажа запоминающимся.

    Например, ваш герой любит есть руками. Или он красит волосы в зеленый цвет. И мы сообщаем об этом уже в самом начале рассказа.

    Взаимодействие с другими персонажами. Главное, помним: важно дать побольше эмоций.

    Пример: диалог нерадивого сына с разъяренным его поступком отцом. Мы хотим, чтобы читатель пожалел сына? Или он также возмущен, как и отец? Диалоги получатся разные, но выписать их надо так, чтобы привлекли внимание читателя.

    Упражняемся!

    Продумать, о чем будет рассказ, какова его основная идея. Вы уже знаете, чем можете зацепить своего читателя? Уверены, что это зацепит?

    Написать первые 1-3 абзаца рассказа.

    Позвоните подруге либо другу и прочтите начало вашего рассказа: зацепило ли их?

    Можете выкладывать пробные варианты в комментариях под этой статьей, и мы вместе подумаем, насколько ваше начало получилось интригующим или захватывающим.

    Ещё немного вашего внимания…

    P.S. Напоминаю о конкурсе комментариев , который решила провести в связи с тем, что до трехтысячного комментария(не учитывая моих) осталось недалеко. О конкурсе впервые написала под , который, кстати, сегодня разместила в полном объеме.

    Условия просты:

    • счастливчику, который напишет комментарий № 3000, я решила подарить свою электронную книгу «Нимфа и хулиган»;
    • участником конкурса может стать любой желающий в возрасте 16+;
    • если текст трехтысячного комментария будет неинформативен, состоять из нескольких слов или ничего не значащих фраз, приз перейдет автору первого же качественного комментария, который появится вслед за юбилейным.

    Начинайте писать рассказы – и статья «Как начать писать рассказ» вам в помощь!

    Добрый день, дорогие читатели!
    Не сомневаюсь, что и до меня писались статьи на эту тему, но также надеюсь, что вы найдете ее пригодной для чтения. Предлагаю вашему вниманию несколько наблюдений, также советов, которые созрели в голове после прочтения разных пособий на тему «Как написать рассказ?»

    Написание рассказов - кропотливый труд. Ведь нужно передать основную мысль всего в нескольких страницах и не вдаваться в подробности. Кому интересно, какого цвета была губная помада главной героини? Любой писатель должен стремиться стать тем, кто одним маленьким тезисом способен поведать что-то важное. То, что оставляет послевкусие.
    Современные читатели предпочитают произведения небольших размеров. Средний объем 30-50 страниц, а может и меньше. Люди перестали просиживать часами над книгой. Хотя бывают и исключения. Это мы с вами, дорогие читатели и писатели. Не смею оскорблять наших классиков, ведь их произведения шедевральны, но времена меняются и запросы читателей тоже. Как говорит мой преподаватель литературы: «Человек, который несколько веков назад написал о том, что актуально по сей день, является гением».
    Итак, вот несколько важных пунктов:

    Краткость - сестра таланта.

    Как я упомянула выше, не нужно зацикливаться на мелочах. Даже чувства героев должны описываться не детально, но и не скупо. Было бы правильно оставить что-то в секрете, чтобы читатель мог часами размышлять: «Каков этот герой? Что он скрывал? Почему он так поступил вопреки своему желанию и голосу рассудка?» Если читатель задумался и в отзывах задает вопросы такого рода, это не значит, что вы не справились со своей миссией и что читатель недопонял вас. Вы выполнили задание блестяще! Ведь нужно оставлять пространство, чтобы читатели смогли подумать и сделать для себя кое-какие выводы.

    Герои.

    Распинаться и в подробностях описывать героя в рассказах, вплоть до родинки на плече, не стоит. Думаю, достаточно вскользь упомянуть, что ваша героиня шатенка со светло-карими глазами, или же, как посоветовала мне бета Narcomaniac: «Характер лучше прописывать в диалогах и поступках, а не сразу куском». Читатель утомится, пока дочитает оду внешности размером на полстраницы текста. Предлагаю найти золотую середину. Признанным мастером этого дела является Антон Павлович Чехов. Он описывает героев в действии. Я приведу вам несколько блестящих примеров:

    «Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… он отвел от глаз бинокль, нагнулся и… апчхи!»
    «Смерть чиновника».

    «Дездемонов причесался, поправил жилет, кашлянул в кулак и пошел…
    Войдя в кабинет, Дездемонов остановился у двери и дрожащей рукой провел себя по губам: ну, как начать?
    Через минуту Дездемонов стоял среди швейцарской и, красный как рак, со слезами на глазах и просил у приятелей двадцать пять рублей взаймы».
    «Депутат, или Повесть о том, как у Дездемонова 25 рублей пропало».

    Как видите, писатель сумел передать и эмоции, и действия всего двумя-тремя предложениями. Иногда описание героев является завязкой, как в рассказе «Смерть чиновника». Все началось с чиха, как бы это смешно не звучало.

    Неординарный герой.

    Тут, я думаю, вы все поняли. Не бывает одинаковых людей. Предлагаю добавить краски в ваш рисунок, то есть интересного героя. В ситкомах присутствует тупой(ая) парень/девушка, прилипчивый и ужасно занудный ботан, барби, спортсмены, певцы и неформалы. Возможно, я забыла упомянуть что-то, но не в этом суть. Однако не стоит забывать, что все вместе - это определенно перебор. Хватит одного или двух неординарных личностей. Этот персонаж может быть веселым вихрастым рыжиком или угрюмым и скрытным мачо, который всегда ходит с каменным лицом. Невольно задаешься вопросом: что скрывается за этой веселостью/угрюмостью? Ведь у каждого есть свои секреты. Заинтригуйте читателя, чтобы он полюбил ваших героев.

    Отдельный совет от беты: «Дорогие писатели, убедительно просим вас перестать использовать штампованных персонажей с однотипными и однобокими характерами» . И правда, уже надоели крутые несовершеннолетние мачо и девушки «снаружи стерва, а на самом деле ранимая душа». Понимаю, наверно трудно поставить себя на место другого человека, попробовать решить проблемы не так, как поступили бы вы. В итоге появляются однотипные персонажи, у которых даже принципы одни и те же. Дайте свободу своей фантазии. На худой конец, можете использовать уже готовые образы - друзей и знакомых.

    Описание чувств.

    «Он почувствовал внутри тупую боль» .

    Нелепый пример. Такие предложения часто встречаются в небольших по объему рассказах. Тут, напротив, я бы посоветовала более развернуто описать чувства, переживания. Ведь недопустимо, чтобы рассказ состоял сплошь из диалогов и действий. Формула идеального рассказа: монолог + диалог + действия. Конечно, если вы пишете свои размышления о чем-то, то диалог может и отсутствовать, но это уже относится к особенностям жанров. Желательно использование метафор, эпитетов и других тропов. Вот вам пример:

    «Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью».
    Л. Н. Толстой. «После бала».

    По моему мнению, это прекрасный пример описания. Дайте свободу своему воображению, и я уверена, что у вас все получится. Один совет: избегайте штампов!
    Штампы могут быть речевыми и сюжетными. Например, описывать персонажа через зеркало - это сюжетный штамп. Нежелательно использование и речевых штампов. Вот несколько примеров: «их сердца стучат в унисон», «лазурь небес», «лес рук», «потоки слез», «гневный протест», «изумрудный луг», «неравнодушный и небезучастный человек». Можно их перечислять бесконечно, но думаю, суть вы уловили.

    Описание пространства, интерьера или пейзажа.

    Это очень важный пункт, потому что рассказ без описаний будет неполным. Это как рисунок ребенка, который нарисовал свою семью и оставил фон белым. Я советую вам нарисовать дом, горы, речку, деревья и солнце. Так рисунок будет намного выразительнее.
    Я считаю, что многим писателям трудно даются описания. И я в этом списке. Вот один из отзывов, который написала прекрасная бета и опытный писатель:

    «Знаете, у вас чертовски не хватает описаний. Читатель просто не может понять, где он находится на данный момент. Каков тронный зал, как выглядит вообще всё то пространство, в котором идёт повествование. По-видимому, это тайна, которую вы никогда и ни под каким предлогом нам, смертным, не раскроете. Внешность героев также остаётся нетронутой. Что ж вы так скупились на описания?»
    Рейчел Эйверсли.

    Если вам написали подобный отзыв, то совершенствуйтесь.

    Композиция.

    Очень важно правильно построить сюжет рассказа. Нельзя пропустить ни один элемент из алгоритма:

    Завязка → Основная часть → Кульминация → Развязка.

    Это основная формула, и без любой составляющей ваш рассказ получится неполноценным. После прочтения читатель будет чувствовать пробел, белые пятна в рассказе. Вы не можете начать с основной части, так как читатель придет в замешательство, не понимая, что к чему. Без кульминации рассказ получится пресным, словно новый год без фейерверка. В некоторых произведениях ощущается недосказанность, то есть отсутствует развязка. Писатель оправдывается одной фразой: «додумайте сами», но, полагаю, это нечестно по отношению к читателям.

    И еще, если вы написали пролог , то не забудьте про эпилог . Это очень важно!
    Особой проблемой для писателей является кульминация и завязка. Почему?

    Завязка - это самое начало, по ней, в основном, читатели судят, продолжать чтение или найти другой рассказ. Вот тут и всплывает вопрос: как заинтересовать? Листая сайты со статьями такой тематики, вы наткнетесь на одно волшебное, но не совсем понятное слово: ДИНАМИКА. Об этом мы поговорим позже.
    А что насчет кульминации , тут вы, дорогой писатель, будете гадать на кофейной гуще. Некоторые писатели до такой степени портят кульминационный момент, что у читателя пропадает желание дочитать произведение. Логичная, обоснованная кульминация приведет вас к успеху. Но и тут мы наталкиваемся на особенности жанров.

    Приведу пример:

    Вы пишете даркфик, где в последней главе главный герой принимает решение умереть. На протяжении всего рассказа он сомневается и борется с собой, но кульминационный момент наступает тогда, когда он твердо решает наложить на себя руки. Вот тут читатели начинают бунтовать: «Почему он это сделал?» Это даркфик, значит присутствует депрессия, самоубийство и насилие. Так что этим жанром вы предупреждаете о возможных исходах. Не изменяйте себе и пишите то, что планировали. Главное - обосновать действие, принятое решение. Ведь не может же главный герой даркфика в сочетании с ангстом в последней главе передумать и закончить свою историю фразой: «Моя жизнь прекрасна. Я глупец, который не понимал этого».
    И еще одно: не стоит затягивать основную часть. Если станет очень скучно, читатель уснет перед компьютером. Да, вы пишете для себя, но вместе с тем хотите быть услышанным.

    Динамика действий.

    Динамика - это стремительность развитии сюжета. Обычно в макси-произведениях динамика бывает плавной, то есть действие развивается медленно, от основной части мы маленькими шажками движемся к кульминации. Если объем рассказа небольшой, то динамика может быть с резкими переходами, которые можно смягчить с помощью связывающих предложений. Однако в некоторых жанрах она отсутствует. Например, в психологическом романе.

    Сбор информации.

    Не менее важная часть. У вас не получится написать хорошо о том, чего вы не знаете. Хотите поведать о подростках, которые живут в штате Огайо? Отлично! Вот только сначала найдите его на карте штатов. Узнайте, какая там погода, какие достопримечательности, развлекательные центры и образ жизни людей. Чтобы все было реалистично, нужно раствориться в атмосфере рассказа, вы должны присутствовать в том городе, где живут персонажи, чувствовать то же, что и они.

    Наблюдение.

    Хотите, чтобы ваш рассказ был реалистичным? Хватит тратить часы, ломая голову над этой проблемой. Совет: просто понаблюдайте. Ваша цель - показать сложные отношения внутри пары? Наведайтесь в гости к друзьям или побудьте пятым колесом. Это все ради дела! Написать фэнтези? Да здравствуют интернет-игры и мультфильмы! Драма или трагедия? Сходите в театр, актеры все покажут на сцене. Вы получите массу новых впечатлений и сможете описать все действия реалистично. Ведь вы не должны рассказывать о действии, а должны передать его.

    «Я ищу чего-то, о чем мог бы писать, жду какого-то события. Жду терпеливо, как охотник на диких уток, что укрылся в засаде; я жду, пока они не взовьются в воздух».
    Джозеф Вамбо.

    Будьте охотником! Ваша цель - идея + наблюдение .

    Писать каждый день.

    Во многих статьях советуют писать каждый день хотя бы небольшой абзац. Дельный совет, но подходит не всем. Вот я не могу так. Пишу в блокноте обрывки будущего рассказа, которые приходят в голову не вовремя: на парах, на улице, в кафе и даже в ванной. Мысли быстро улетят, если вы не поймаете их за хвост. Не теряйте ни секунды, запишите, иначе потом будете мучиться, пытаясь вспомнить гениальную фразу.
    У многих элементарно не хватает времени для того, чтобы сидеть перед компьютером и строчить рассказ в тот же вечер, когда они полностью продумали сюжет. Но, конечно, предпочтительно сразу перечислить основные моменты, описать примерно главных героев и пояснить, как они связаны между собой.

    Что-то новое.

    Разве вы не желаете донести до читателя суть, ядро рассказа? Вы ведь хотите, чтобы вас поняли, услышали и научились чему-то? Рассказ должен менять сознание, человек должен задуматься и сказать: «А ведь он прав!» Постарайтесь внести что-нибудь новое, необычное. То, о чем еще никто не писал. Достаточно лишь подумать, какую тему не затрагивали другие писатели?

    Редактирование.

    Это очень важная часть. Вы не хотите ждать, а желаете быстрее выложить свое творение на фикбук, то хорошо, это ваше желание! Только мой совет: дайте почитать рассказ другу, который всегда честно выскажет свое мнение. Еще одна важная персона - бета. Бета и друг в одном лице - вообще идеально, так как она поможет вам с редактированием. Но это не значит, что вы можете бездумно настрочить десять страниц текста по-быстрому, с кучей ошибок, чтобы бета потом потратила часы на исправления. Думаю, нужно отправлять бете свое произведение только после внимательной вычитки и проверки орфографии.

    Учиться, учиться и еще раз учиться.

    «Тот, кто сказал, что писательству нельзя научиться от кого-то, но надо учиться писать самому, во многом был прав».
    Найджел Воттс. «Как написать повесть».

    Никто не научит вас писать, потому что иначе вы станете обычным подражателем. У каждого писателя есть свой стиль и свои читатели. Ваша задача - найти это. Совершенствуйтесь, спокойно воспринимайте критику и не сдавайтесь, пишите, что бы вам ни говорили. Сдаются лишь слабые, а сильные борются до конца и одерживают победу. Будь писательство вашим хобби или основной работой, главное, чтобы вам доставлял удовольствие сам процесс написания. Если вы чувствуете, что вдохновение пропало, не отчаивайтесь. Подождите, и, соскучившись, оно само явится без приглашения.

    Пожалуй, это все, что я могу вам посоветовать. Повторюсь, таких статей много, однако надеюсь, что вам был полезен хотя бы один пункт. Написать рассказ намного труднее, чем повесть или роман, поэтому от вас требуется полная самоотдача. Вдохновения вам и удачи! Давайте совершенствоваться вместе!

    Во-первых , я понял, что нельзя ждать вдохновения. Коварная штука это вдохновение. Подстроиться под него очень сложно. Почти невозможно, если параллельно ты работаешь или учишься. Вдохновения ждать не нужно. Отнеситесь к написанию рассказа, как к школьному сочинению – хочешь, не хочешь, а работать надо. Никто ведь не говорил учительнице: Марь Иванна, про Машу и Дубровского сочинения не сдал, вдохновения не было.

    Во-вторых , я понял, что для рассказа важны три вещи: смысл, стиль и объем. Проще говоря, должно получиться ясно, красиво и кратко.
    Узнав две эти главные вещи, приступаем, к рассказу, соблюдая семь правил.

    Первое. Сначала определите, о чем будет рассказ, изложив содержание одной фразой. Фразы: «о любви» или «о дружбе» не подходят. Нужна конкретика. Например: о том, как Золушку уволили с работы из-за козней начальника; о том, почему Мальчику-с-пальчик грустно, когда идет дождь.

    Второе. Второй шаг - создание персонажей. Вы тщательно обдумываете образ главного героя (далее – ГГ). Какой он? Пол-возраст, цвет глаз-волос-кожи, характер, привычки, биография, с кем живет, что любит, на кого похож и т.д.
    Потом берете лист бумаги и записываете на нем все, что придумали. Очень подробно и обстоятельно. А потом пришпиливаете лист булавкой к столешнице, чтобы было легче подглядывать, и НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ! не вносите это описание в рассказ. По-крайней мере, в этом объеме.
    Обычная ошибка начинающих авторов в том, что они пытаются втиснуть все сведения о ГГ в текст рассказа. Несчастные читатели на протяжении двух страниц узнают, что у ГГ «были черные веселые глаза, черные кудрявые волосы, у него была белоснежная улыбка, пухлые губы и широковатый рот. Он был высокого роста, с сильными, мускулистыми руками и ногами. Ему было тридцать лет, восемнадцать из которых он провел в сиротском приюте, потому что его родители, когда ему было пять лет…». Заканчивается подобный опус обычно так: «у него была черная кожа, он был негр».
    Гораздо проще, четче и выразительнее написать: «Это был негр средних лет, одинокий, но неунывающий ни при каких обстоятельствах».
    Сразу оговорюсь, что я не пропагандирую краткость изложения. Сам не люблю, когда кратко. Рассказы из 55-ти слов кажутся мне особенно страшными. Так мы скоро дойдем до рассказов в 55 букв.
    Но сейчас мы говорим о рассказе, в котором (см. выше) важен объем. Значит, надо избавиться от всего лишнего, поэтому витиеватость текста отсекаем безжалостно.

    Третье. Придумываем сюжет. Главное условие – занимательность и динамичность. Приоритет диалогам. Постарайтесь выразить чувства героев ИХ словами, а не своими.
    Например, для рассказа лучше:
    «-Ты меня бесишь, Чупакабра! – прошипел Кот-в-сапогах, играя эфесом шпаги».
    Чем:
    «Кот-в-сапогах почувствовал, как в глубине его существа закипает, подобно воде в чайнике, дикое, первобытное бешенство. Он прищурил глаза, воинственно распушил хвост, сдвинул на затылок широкополую шляпу, увенчанную плюмажем из алых перьев страуса, и принялся поглаживать лапкой, мгновенно обнажившей стальные когти и переставшей быть бархатной, эфес шпаги, доставшейся ему при следующих обстоятельствах…»
    Как построить сюжет?
    Формула обычного рассказа проста. Вступление, приключение, финал. Вступление должно быть интересным, а финал - весомым. Вступление заманивает читателя, а финал заставляет его (читателя) обдумывать рассказ еще некоторое время после прочтения. Даже если, прочитав ваш рассказ, человек замрет на три секунды, таращась в пространство, и подумает: «Вон оно как!..» - считайте, это – победа. Ваш рассказ состоялся.
    Не начинайте вступление «издалека». Это не повесть и не роман, где можно пару страниц любоваться окрестностями, потом упомянуть о бликах восходящего солнца на море, а потом посвятить еще страниц пять на описание старинного замка, к которому летит через это самое море стая черных лебедей. Должна быть некая интрига, которая заставит читателя задержать взгляд, заинтересоваться: а что будет дальше? Ну-ка, посмотрим…
    Если со вступлением и финалом более-менее понятно, перейдем к приключениям. Можете назвать их конфликтами, событиями – суть не изменится. Для динамики рассказа хорошо бы не менее трех конфликтов-приключений. Например, встреча Кота-в-сапогах с младшим сыном мельника и их преступный сговор с целью захвата королевства и прилегающих территорий; набег указанных персонажей на королевский дворец, во время которого они крадут алмаз «Санси» и принцессу; спасение сбежавшей принцессы от оборотня с последующей влюбленностью принцессы в своего спасителя – Кота-в-сапогах. Как вступление можно представить похищение Котом дизайнерских сапожек от «Армани», а финалом – бегство Кота от влюбленной принцессы с извинениями, что он не в силах составить ее счастье.

    Четвертое. Определившись с героем и сюжетом, приступаем непосредственно к написанию. Пишем так, как получится, стараясь, все-таки, помнить о трех китах рассказа – ясности, красоте и краткости.
    Помните о ярких образах, старайтесь избегать банальностей. Лучше описать ночь, как блеск бутылочного осколка на земле (см. Чехов А.П.), а не как «серебряный свет призрачной луны на темно-синем небе, усыпанном звездами».
    В результате четвертого шага у вас, скорее всего, получится рассказ на 15-ти листах 14-ым шрифтом. Это, примерно, 20000-30000 знаков. То есть, вдвое больше нормы. Смело приступаем к следующему этапу.

    Пятое. Корректировка рассказа. Запасаемся дюжиной носовых платков, чтобы вытирать невольные слезы, перечитываем текст и удаляем (с сохранением смысла) лишние прилагательные («черный негр», «холодный, искрящийся снег») и притяжательные местоимения – моя, мое, свое, твое и проч. («он ударил меня СВОЕЙ рукой», «очнувшись, я понял, что МОЯ шея до сих пор болит»). После правки, текст уменьшится, примерно, на две страницы. Но, уверяю, читатель все равно поймет, что негр был черным, снег – холодным, а после того, как вас ударили, болела именно ваша шея.
    Потом начинается самое неприятное и трудное. Надо сократить не просто лишние слова, а лишний текст. В идеале должно остаться не больше 10 страниц, значит, безжалостному вымарыванию надо подвергнуть три страницы. Перестаем плакать, и снова перечитываем рассказ. Читаем очень внимательно, время от времени удаляя целые абзацы, которые не несут смысловой нагрузки для подтверждения главной мысли рассказа (см. пункт первый). Все, что выходит за рамки увольнения бедной Золушки с работы – шикарные деловые костюмы и хрустальные кроссовки; воспоминания о том, как мачеха в прошлом году облила ее апельсиновым соком прямо на автобусной стоянке; завтрак, во время которого Золушка скушала кусочек торта «Анна Павлова» и загрустила о нелепой смерти великой артистки - удаляем.
    Почувствуйте себя пластическими хирургами, отсекающими с милого, но несколько обрюзгшего лица известной певицы, лишнее. Певица должна покинуть операционный стол с личиком упругим, как резиновый мячик. Ничего лишнего! Никаких: «вот эта родинка так мило смотрится…»!
    Думайте не о своих желаниях, а о желаниях певицы. Ей не нужны сентиментальные старческие родинки, она хочет натяжку по полной. Так дайте ей то, что она хочет! Срежьте, что только можно и натяните до предела!
    Над родинкой поплачете дома, пересчитывая гонорар.

    Шестое. Неопытные авторы зачастую считают, что шестой этап в создании рассказа лишний. И с гордостью торопятся выложить рассказ (а по сути, не рассказ, а сырой полуфабрикат) для прочтения или отправляют в издательство, а потом обижаются, когда их подвергают разгромной критике.
    А ведь этого так легко избежать, если соблюсти простое правило: прежде чем выносить рассказ на публику, дайте ему вылежаться. Дня два-три, неделю, если хватит терпения. А если выдержите месяц – снимаю шляпу!
    Вопрос: зачем так поступать?
    Ответ: затем, что по истечении времени вы перечитаете то, что написали, свежим взглядом. И заметите ошибки, которых раньше не видели. Помните, что чем чаще вы будете производить подобную манипуляцию, тем чище будет текст. Выполнив шестое правило, вы заставите ваш рассказ сиять бриллиантом, а иначе он рискует так и остаться неограненным алмазом – тусклым, корявым камешком, о ценности которого никто не догадывается.
    Прочтите рассказ вслух, с выражением. Это поможет выявить неблагозвучные слово- и буквосочетания, и случайные повторы. Постарайтесь, чтобы ваш рассказ стал песней, читался, как стихотворение в прозе.

    И, наконец, седьмое. Потратьте еще полчаса, чтобы прочитать рассказ и исправить допущенные ошибки в орфографии и пунктуации. Не хватает знаний или трудолюбия? Отдайте умному другу. Пусть он проставит запятые, напишет «не» отдельно с глаголами, и разберется с суффиксами «бер-бир», «дер-дир». И не надо про то, что есть редакторы и корректоры, и что им за это деньги платят. Им платят не за это. А за то, чтобы находили СЛУЧАЙНЫЕ ошибки.
    Если же рассказ начинается «гиниальными славами», 99% тут же бросят его читать. Конечно, кто-нибудь прочитает, но только чтобы посмеяться над двоечником или прокомментировать: «Супирски! Пешите исчо!»
    Поверьте, грамматические ошибки противны так же, как волосок в ресторанном блюде.
    А если серьезно, то пишите от души, пишите так, как подсказывает сердце. Ведь талант и вдохновение – великая сила. И если они у вас есть, то все обязательно получится.

    Не знаете как правильно написать рассказ? Вопрос действительно интересный. Мою версию ответа на него вы узнаете из этого поста. С приходом Интернета в нашу жизнь количество желающих оставить след в истории растет на глазах. Раньше опусы молодых литераторов с трудом доходили до алчущего новых впечатлений читателя, но теперь в Сети каждый желающий автор может получить свою порцию славы от жителей виртуального пространства.

    Как правило, творческий путь молодой автор начинает с рассказа. Прежде всего, работает простой принцип психологии: рассказ значительно меньше повести или тем более романа, а это значит, что и писать его легче. И создаются груды новых неказистых и дурно пахнущих творений на «радость» уставшему от ковыряния в этом всем читателю. В данной статье я расскажу, как написать рассказ и не причинить «пользу» читателю.

    Герой

    Герой должен быть лаконично описан, всего в двух-трех предложениях у читателя обязан открыться перед глазами образ главного движителя истории. Движитель должен быть незабываемым, с яркой чертой, за которую читатель сможет ухватиться. В рассказе все концентрировано — и сюжет и герой. Дайте герою возможность стать изюминкой вашего блюда под названием «рассказ». Совет: читайте Чехова, и ваши герои сами собой станут лучше.

    Сюжет

    Сюжет в рассказе четкий и продуманный. Вообще, правильно писать рассказ — это как проектировать дом. Все должно быть на своих местах и по делу, иначе это лишь потеря времени, денег и нервов. Относитесь серьезнее к созданию рассказа. Сразу определите поворотные моменты сюжета. Кто, когда и зачем появляется. Смело убирайте лишнее! Читатель вам не простит размазывания вашего творчества по его искушенному сознанию. Четко понимайте, где окажется ваш герой в конце рассказа и почему.

    Сюжет в рассказе должен быть динамичным и захватывающим. Каждый поворот должен иметь «крючок». Он зацепляет либо сознание, либо чувства читателя, не оставляя ему шанса на то, чтобы оторваться от произведения. Динамичность достигается за счет чередования действия и чувств. Пусть ваш герой признается в любви на крыше падающего небоскреба, поймав в воздухе так давно желанную возлюбленную. Совет: концентрируйте мысли, чувства и действия в каждом эпизоде.

    Финал

    Финал рассказа должен бить читателя по голове и валить его с ног. Как хорошая дубина, финал должен быть мощным аргументом в руках, чтобы запечатлеть в памяти ваше творчество. Он обязан перевернуть ход всех событий с ног на голову. Изменится мир до узнаваемости — и вы покорите читателя. Пусть принц станет нищим. Бедный познает богатство. Близкий человек окажется пришельцем с другого конца света. Концовка рассказа — это ваш козырь. Будьте предельно к нему внимательны.

    Помимо классического «перевертыша» хорошо воспринимаются читателем «трудные достижения». Когда непреодолимая сила давит на героя со всех сторон, но он находит в себе силы одержать над ней верх. Давайте вспомним рассказ Хемингуэя «Старик и море».

    Еще одним хорошим финалом может стать «осознание». Этот вариант финала предполагает, что читатель получить какое-то важное в жизни осознание. Мир предстанет перед ним в каком-то новом свете, появятся новые грани и нотки. Совет: читайте эзотерические романы, Коэльо например, там бесценный кладезь для озарений, которых хватит не на один рассказ.

    Финалов может быть огромное множество, поэтому не зацикливайтесь на этом. Ищите свой путь. Помните главное: изменение должно быть. Рассказ, в котором все осталось, как было в начале, лучше не стоит показывать миру. Будьте к нему благосклонны, и он обязательно ответит вам тем же.

    Стиль

    Стиль должен не оставлять сомнения, что вы умеете писать. Иногда, он помогает автору вытащить безнадежное произведение на хороший уровень. Я не сторонник написания рассказов ради «болтания перед народом» мастерством стиля. Но он должен быть у каждого и помогать читателю яснее и заманчивее открывать идеи рассказа.

    Не отчаивайтесь, если стиль у вас оставляет желать лучшего. Верными лекарствами от хромого стиля остаются два надежных средства: чтение и написание новых произведений. Больше пишите и читайте. Вскоре у вас появится свой неповторимый стиль, который вознесет вас и ваши произведения на вершину славы.

    Какие бывают сложности

    У начинающего автора рассказов сложностей может возникнуть множество. Но главной, я считаю, является отсутствие смысла произведения. Иногда читаешь, читаешь рассказ и не понимаешь, зачем все это. Бессмысленность произведения убивает его на корню. Не гонитесь за большинством, будьте оригинальны. Озарите произведение светом вашей идеи. Есть простой способ внести её в рассказ.

    Прежде чем писать рассказ, запишите на бумаге одно предложение. Оно должно содержать главную ценность, которую приобретет в конце рассказа герой и читатель, а также причину создания этой ценности. Написав такое предложение, вы создадите позвоночник вашей истории. Это будет ваша путеводная нить, которая позволит мысли не расплываться по тексту, а четко приведет читателя в нужный пункт.

    У вас появилось понимание важности героя, сюжета, финала и стиля в рассказе. Также мы узнали о такой проблеме современных писателей, как отсутствие смысла в истории и совет как его создать.

    Прошу оставить ваши мысли о данной статье в комментариях и поделится её в социальных сетях. Давайте вместе обсудим важный вопрос написания рассказа.

    Попробовать свои силы в работе над рассказом, вы можете приняв участие в . Торопитесь, количество победителей ограничено. Смотрите видео о литературном конкурсе ниже.

    Не забудьте подписаться на обновления блога ниже.

    Привет, друзья.
    Я запускаю новую серию: «Как написать рассказ».

    Сейчас в издательстве мой сборник из рассказов и публицистики. А также есть написанный рассказ, который вышел в сборнике «Притчи ХХI века». Всего у меня написано более 30 самых разных рассказов, теперь работаю над их изданием.

    Если быть честным, то создавать рассказы в разы сложнее, чем роман. Это признают многие. Но недаром многие писатели признают, что искусство рассказа намного более сложное, чем искусство романа.

    Если в крупном произведении есть слабые места – они с лихвой окупаются сильными местами. Главное, чтобы их не было много. Знаете, это как девочки читают «Войну и мир»? Войну пролистывают, а мир читают. Потому что есть слабые места даже в таком великом романе, как «Война и мир». В романе можно возить воду, а вот в рассказе – никогда.

    Но тем рассказ и прекрасен, что если у вас получится создать сильное произведение, сильный рассказ – то вы сразу вырастаете на несколько порядков.

    Причем в своих глазах, а не в глазах других. И правда – лучшее соревнование, это с самим собой. И осознание, что сегодня ты лучше, чем вчера самое прекрасное в саморазвитии.

    И уметь создать рассказ, потом написать его, а затем издать – это то, что обязательно должен уметь каждый, кто пишет.

    И еще обещаю, что не буду писать ерунду – то, что самому неинтересно. Например, происхождение рассказа, история рассказа это не всегда интересно, даже литературным критикам, как мне кажется.

    Приступим!

    В этой серии я точно планирую 10 частей с подробными примерами:

    1. Основы рассказа (вот она)
    2. Трехактная структура + композиция
    3. Конфликт
    4. Персонажи
    5. Кульминация
    6. Зачин
    7. Стиль
    8. Деталь
    9. Публикация

    Особенностью прошлых серий было то, что я не только теорию рассказывал, но и показывал конкретные примеры сильных текстов. Так будет и в этот раз.

    Требования к рассказу. Составляющие

    На самом деле сложность рассказа в том, что нужно не только знать в теории, что включает в себя рассказ.

    Но важно отпрактиковать это. Сделать своей ежедневной практикой.

    Минимум, что должен включать в себя рассказ

    • Продуманность построения
    • Лаконичность
    • Высокое напряжение сюжета
    • Интересные герои
    • Острый конфликт.
    • Недосказанность. Это сложно.

    Именно об этом я и буду говорить в каждой из частей, только подробнее.

    Типичные ошибки при создании рассказа

    Начинающие часто допускают типичные ошибки

    1. Недостаток подготовки.

    Думаю, это главная ошибка пишущих. Особенно новичков, но и опытные иногда недостаточно готовятся.

    Для начала стоит обдумать план рассказа, что вы хотите сказать. А только потом уже.

    Нужно продумать все детали, конфликт, портрет каждого героя. И только затем начинать сам рассказ.

    1. Самомнение

    «Мне не нужно учиться», «я справлюсь» — типичные мысли писателя с самомнением

    Нужно трудиться, работать так много, сколько потребуется, чтобы текст получился, чтобы мысли в тексте были именно такими, как нужно.

    1. Нет страсти

    Старое правило писателей гласит: «Что без страсти написано – без страсти будет прочитано».

    Многие пишут потому, что хочется писать. Графоманство чистой воды. И этот этап проходят все. Но когда вы уже осознаете, что так делать не стоит – значит, внутри у вас есть внутренняя сила не графоманить больше.

    Учитесь писать сильно. Учитесь писать продуманно. Не спешите,

    Одни определяют рассказ местом и временем. Единство места и времени. ТО есть то, что происходит в определенный промежуток времени и в определенном месте. Тогда «Улисс» Джойса – это рассказ, просто растянутый.

    Но есть рассказы, когда это правило не соблюдается, и всё равно это рассказ.

    Лучше всего рассказ определяется объемом до 45 листов. Почему именно эта цифра?

    Проза, которая длиннее 45 страниц – это уже повесть. А если присутствует несколько сюжетных линий – то и вовсе роман.

    Работа над рассказом — как в столярной мастерской.

    Перед началом создания рассказа нужно продумать его структуру.

    Я использую 5 элементов для каждого рассказа. Сегодня я поделюсь ими коротко, но в будущем будет целая статья, посвященная этой составляющей рассказа.

    1. Идея

    Какую идею я хочу заложить в рассказ. Например

    • Кролик хочет жить, но его отправляют на кухню, как основное блюдо вечера.
    • Заботиться о женщине – это честь для каждого мужчины.
    • Иметь детей – это счастье

    То есть идея – это простое убеждение, которое вы хотите раскрыть. Причем может быть два рассказа, в котором прямо противоположные идеи.

    Например, первый рассказ напишет любящий муж: «Заботиться о женщине – это честь для каждого мужчины.». А второй рассказ напишет мужчина, который только что развелся, и его идея будет: «Женщины – самые подлые существа». Именно потому мы любим разных авторов – ценности у каждого свои.

    1. Основной конфликт. Изюминка, которая будет двигать.

    Возьмем идею вторую. Представим, что наш герой-мужчина любит свою жену. А она попала в аварию.

    Его размышления, его желания, мысли и главное, действия и помощь жене – это будет тело рассказа. И чем сложнее его жене, тем острее конфликт.

    1. Герои . Особенности, которым я сострадаю, сопереживаю.

    Молодежь – всегда спешит, наушники в ушах.

    Старики – брюзгливы.

    Бизнесмены – богаты, недовольны жизнью.

    Это очень простой и примитивный взгляд на жизнь, и такие рассказы выглядят плоско и читаются без интереса.

    Ваши герои должны быть интересны. Посидите в кафешке хотя бы час. Вы там встретите хотя бы двух одинаковых людей? Один громко говорит, другой спокоен, третий имеет привычку грызть ногти. В реальном мире все мы отличаемся.

    Так почему же в рассказе мы делаем людей однообразными и скучными.

    1. Трехактная структура + композиция

    Все серьезные фильмы и книги обычно имеют три основных акта:

    — завязка. Около 20% рассказа.

    — развитие конфликта. Здесь мы подаем основное развитие конфликта и всей ситуации. Обычно в среднем это 60% рассказа.

    — развязка. Это 20% всего объема.

    Я напишу об этом подробнее позже, как и обещал, в одной из частей серии.

    1. Кульминация

    Это главное в любом произведении. Можно идеально продумать и проработать всю структуру книги, а затем затупить концовку и все смажется.

    Именно после кульминации и развязка остается послевкусие.

    1. Сильный слог

    Слова, которые цепляют, которые интересно читать. У каждого состоявшегося автора свой стиль, который чувствуется.

    Вы увидите это в примерах рассказов Зощенко, Хэмингуэя, Чехова, которые я прилагаю бонусом. А также в рассказе Зощенко, который вы сможете прочесть прямо в этой статье.

    Примеры сильных рассказов. Рассказ Зощенко

    Михаил Зощенко — мастер малой прозы, рассказов

    В приложении вы сможете скачать 3 коротких рассказа, которые я считаю очень сильными.

    А здесь хочу разобрать один рассказ. В нем всё есть – идея, структура, сильный слог.

    Это Михаил Зощенко — мастер коротких рассказов, от которых катаешься по полу от смеха.

    ГИБЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА


    Кончено. Баста! Никакой жалости к людям не осталось в моем сердце.
    Вчера еще до шести часов вечера сочувствовал и уважал людей, а нынче не могу,
    ребятишки. До последней точки докатилась людская неблагодарность.
    Вчера, извольте видеть, за мою жалость к ближнему человеку отчаянно пострадал и,
    может, даже предстану перед народным судом в ближайшем будущем.
    Баста. Зачерствело мое сердце. Пущай ближние больше на меня не рассчитывают.
    А шел я вчера по улице. Иду я вчера по улице и вижу — народ будто стоит, скопившись подле ворот. И кто-то отчаянно охает. И кто-то руками трясет, И вообще вижу — происшествие. Подхожу. Спрашиваю об чем шум.
    — Да вот, говорят, тут ногу сломал один гражданин. Идти теперь не может..,
    — Да уж, говорю, тут не до ходьбы.
    Растолкал я публику и подхожу ближе к месту действия. И вижу — какой-то человечишко действительно лежит на плитуаре. Морда у него отчаянно белая и нога в брюке сломана. И лежит он, сердечный друг, упершись башкой в самую тумбу и бормочет:
    — Мол, довольно склизко, граждане, извиняюсь. Шел и упал, конечно. Нога—вещь
    непрочная.
    Сердце у меня горячее, жалости к людям много и вообще не могу видеть гибель
    человека на улице.
    . — Братцы, говорю, да, может, он член союза. Надо же предпринять тем не менее.
    И сам, конечно, бросаюсь в телефонную будку. Вызываю скорую помощь. Говорю: нога сломана у человека, поторопитесь по адресу.
    Приезжает карета. В белых балахонах сходят оттеда четыре врача. Разгоняют публику и укладывают пострадавшего человека на носилки.
    Между прочим, вижу — этот человек совершенно не желает, чтобы его положили на носилки. Пихает всех четырех врачей остатней, здоровой ногой и до себя не допущает.
    — Пошли вы, говорит, все четыре врача туда-сюда. Я, говорит, может, домой тороплюся.
    И сам чуть, знаете, не плачет.
    — Что, — думаю, — за смятение ума у человека.
    И вдруг произошло некоторое замешательство. И вдруг слышу — меня кличут.
    — Это, говорят, дядя, ты вызывал карету скорой помощи?
    — Я, говорю.
    — Ну, так, говорят, придется тебе через это отвечать по всей строгости
    революционных законов. Потому как зря карету вызвал — у гражданина искусственная
    нога обломилась.
    Записали мою фамилию и отбыли.
    И чтобы я после этого факта еще расстраивал свое благородное сердце—ни в жисть! Пущай убивают иа моих глазах человека — ни по чем не поверю. Потому — может, для киносъемки его убивают.
    И вообще ничему теперь не верю, — время такое невероятное.

    Без лишних слов.

    Идея есть.

    Конфликт – есть.

    Стиль – шикарен. Надо сказать, что в 20-е годы ХХ века был расцвет рассказа, появились Зощенко, Бабель, Грин. И на стыке жаргона, тюремной лексики, военной и разговорной появился стиль Зощенко. Как по мне – гениально.

    Структура — есть. Неважно, кратко или нет.

    Герои — просты и понятны.

    Кульминация — неожиданна

    Как написать рассказ. Первые выводы

    Создать рассказ – это труд. Мне нравится, как Юрий Олеша, писатель 20-30 годов ХХ века сравнил писательство с шахтерским трудом. Действительно, адски устаешь от мыслительных процессов. Иногда хочется просто выдохнуть, тогда я беру книгу, сажусь на балконе и читаю адский труд другого. Умиляюсь, особенно, когда вижу серьезные усилия других писателей.

    И окончив эту серию, вы будете иметь весь необходимый минимальный арсенал для создания сильного рассказа.

    И обещанный подарок: одни из лучших рассказов Зощенко, Хэмингуэя и Чехова.

    Коротко обо мне: Автор двух блогов ( и Слова Ободрения), руководитель студии текстов “Слово” . Пишу с 1999 года, Зарабатываю текстами с 2013-го года. Давайте дружить в соцсетях.

    Похожие статьи
    • Клубничное варенье без варки ягод!

      Клубника – очень вкусная и полезная ягода. Из нее варят варенье и компоты, некоторые замораживают в морозилке, как заморозить клубничное пюре с сахаром в стаканчиках, вы можете найти на нашем сайте. Чтобы не подвергать ягоды лишней тепловой...

      Лада Гранта
    • Народная примета «Зеркало

      Зеркало таинственный предмет, вызывающий много споров и пересудов, но более всего оно вызывает опаску у суеверного человека. Но так ли уж плохо доверять многочисленным приметам, связанным с зеркалом, это решать вам. Мы же лишь расскажем о народных...

      ВАЗ 
    • Древнееврейский сонник — денежные траты

      К чему снится белый свежий хлеб? Во многих случаях такой сон сулит успех во всех делах. Однако не все сонники дают однозначное трактование. Для того чтобы понять, когда сновидение с приносит благоприятное известие, а в каком случае предвещает...

      ВАЗ