• Какие «реальные» и «идеальные» обстоятельства предопределили успех большевиков? Из работы в. и

    11.01.2024

    В высшей степени замечательное своеобразие нашей революции состоит в том, что она создала двоевластие... Рядом с Временным правительством, правительством буржуазии, сложилось еще слабое, зачаточное, но все- таки несомненно существующее на деле и растущее другое правительство: Советы рабочих и солдатских депутатов.

    Каков классовый состав этого другого правительства? Пролетариат и крестьянство (одетое в солдатские мундиры). Каков политический характер этого правительства? Это революционная диктатура, т. е. власть, опирающаяся прямо на революционный захват, на непосредственный почин народных масс снизу, не на закон, изданный централизованной государственной властью...

    Что представляется для Ленина самой важной стороной Советов?

    Ш ИЗ СБОРНИКА «ИЗ ГЛУБИНЫ» 1.

    Народ не предал бы России, если бы не было у него страха и усталости на фронте и приманки земли и обогащения в тылу. Но народ не послушался бы этих темных чувств, если бы рядом с ними, сплетясь с ними, не вырастал в нем идеальный порыв и не было идеального оправдания этим темным инстинктам. Оправданием этим была вера в какую-то новую, внезапную правду, которую несла с собой революция. То была вера в чудо, в то самое чудо, что отвергла презрительно интеллигенция и тут же народу преподнесла в другом виде - в проповеди наступления всемирной революции, уравнения всех людей и т. п. ... Социалистический рай был для простых людей тем же, чем были для него сказочные царства и обетованные земли религиозных легенд. И так же как в старину подвижники и странники, народ был готов все отдать ради этого царства (В. Н. Муравьев). 2.

    Революционный социализм не есть экономическое и политическое учение, не есть система социальных реформ, он претендует быть религией, он есть вера, противоположная вере христианской... Религия социализма принимает соблазн превращения камней в хлеб, соблазн социального чуда, соблазн царства этого мира (Н. А. Бердяев).

    Какие «реальные» и «идеальные» обстоятельства предопределили успех большевиков? 5.

    Организация правых сил. Для начавшейся революции была характерна важнейшая особенность, заключавшаяся в отсутствии организованного, сплоченного сопротивления. Ни одна социальная группа, ни одна область страны не выступила открыто под знаменем контрреволюции. Правые партии и организации либо исчезли с политической сцены, либо перестали играть сколько-нибудь заметную роль. Однако очень скоро часть населения разочаровалась в возможностях Временного правительства сдержать и остановить «революционную стихию» и стала искать собственные пути борьбы с ней. В этих кругах крепла идея создания «власти твердой руки», военной диктатуры. В апреле 1917 г. в генеральско-офицерских и некоторых промышленно-финансовых кругах начались поиски потенциального диктатора. Обсуждались кандидатуры генералов Алексеева, Лечицкого, адмирала Колчака, но в конце концов выбор был сделан в пользу генерала Л. Г. Корнилова.

    Весной-летом силы, стремящиеся к «установлению порядка», создали ряд политических организаций. Наиболее активным был так называемый «Республиканский центр», финансируемый некоторыми крупными банками и связанный с рядом военных организаций, таких, как Союз георгиевских кавалеров, Военная лига, Союз бежавших из плена, Совет союза казачьих войск и др.

    При Ставке Верховного главнокомандующего конспиративно действовал главный комитет Союза офицеров армии и флота. Вокруг этих организаций и началась консолидация правых сил, связывавших свои надежды с генералом Корниловым.

    Керенский, стремившийся привлечь на свою сторону армию и с ее помощью стабилизировать обстановку в стране, назначил в июле 1917 г. Корнилова Верховным главнокоманд ующим.

    Уже через несколько дней при участии Корнилова была разработана Записка для Временного правительства. В ее «военном разделе» содержались требования восстановления в полной мере власти генералов и офицеров и полного запрещения в армии митингов. Предлагалось немедленно установить одинаковый режим как для фронта, так и для тыла, распространив на тыл закон о смертной казни. Для расформирования неповинующихся частей следовало создать «концентрационные лагеря с самым суровым режимом и уменьшенным пайком». «Гражданская часть» Записки требовала объявить железные дороги, а также большую часть заводов и шахт на военном положении. Митинги, стачки, забастовки запрещались точно так же, как и вмешательство рабочих в «хозяйственные дела». За невыполнение установленной нормы должна была последовать отправка рабочих на фронт. «Указанные мероприятия, - говорилось в Записке, - должны быть проведены в жизнь немедленно с железной решимостью и последовательностью...»

    Со второй половины августа 1917 г. в Ставке в ближайшем окружении Корнилова усиленно разрабатывался план захвата Петрограда и реорганизации власти путем удаления из правительства всех социалистов. Предполагалось, что сам Керенский мог бы остаться в новом кабинете, где ему отводилась второстепенная роль. Главными же фигурами в правительстве должны были стать военные. Последующие события, вошедшие в историю как Корниловский мятеж, со всей очевидностью показали, что идеи реставрации монархии не пользовались популярностью в народе. И хотя лично Корнилов не являлся убежденным монархистом, считая, что форму государственного устройства России должно определить Учредительное собрание, тем не менее многие его соратники рассматривали военную диктатуру как ступень, необходимую для монархической реставрации. 6.

    Национальные проблемы. После Февральской революции ситуация в национальных окраинах существенно изменилась. Входящие во Временное правительство российские либералы были сторонниками сохранения единства государства на основе предоставления всем жителям страны равных гражданских прав и свобод и видели путь разрешения национальных проблем через широкую культурно-национальную автономию и развитие системы местного самоуправления. Предполагалось, что национальный вопрос в совокупности с важнейшими социальными и политическими проблемами решит Учредительное собрание.

    Но большинство лидеров национальных движений, почувствовав вкус революционной свободы, не желали довольствоваться культурно-национальной автономией. В принципе они были согласны на совместное существование в рамках единого демократического государства, но на федеративной основе. Это стремление было единодушно продемонстрировано на Конгрессе народов России, состоявшемся в сентябре в Киеве и представлявшем все более-менее крупные этносы и национальные группы России, за исключением поляков и финнов.

    Считаясь с настроениями финского народа, Временное правительство 7(20) марта 1917 г. восстановило автономные права Финляндии, но резко осудило усилившиеся в стране настроения к полной самостоятельности. И когда в июле 1917 г. парламент Финляндии принял «Закон о власти», провозгласивший переход законодательной и исполнительной власти на территории Финляндии к сейму, то по приказу Временного правительства мятежный сейм был окружен войсками и распущен. Новые выборы состоялись в октябре 1917 г. На них победу одержали буржуазные партии, которые признали Временное правительство носителем верховной власти. Однако Временное пра- г гельство находилось уже на пороге своего краха, да и в самой Финляндии разгоралась гражданская война. Во многих городах власть перешла к отрядам Красной гвардии, которые настаивали на подтверждении и выполнении июльского закона. 23 ноября, уже после падения Временного правительства, сейм провозгласил Финляндию независимым государством.

    Радикальный характер приняло национальное движение и на Украине. Уже 4 марта 1917 г. на заседании представителей ряда социалистических партий в Киеве было принято решение образовать собственный орган власти - Центральную раду под председательством М. С. Грушевского. 10 июня Центральная рада приняла так называемый 1-й универсал, в котором, вопреки желанию Временного правительства, провозгласила автономию Украины. К осени разгорелась борьба за Черноморский флот. С некоторых кораблей стали списывать матросов- неукраинцев, поднимать вместо Андреевского украинские национальные флаги.

    Под влиянием украинского движения белорусская интеллигенция и солдаты создали в июле Белорусскую раду, но она не имела массовой поддержки.

    Относительно спокойно проходил 1917 год в Закавказье. Как и в России, здесь сложилось «двоевластие»: с одной стороны, существовал сформированный Временным правительством, состоящий в основном из русских и грузин Особый комитет по Закавказью; с другой стороны, в Тбилиси и Баку были созданы Советы рабочих депутатов. В Тбилиси Советами заправляли меньшевики, которые сохраняли свою наднациональную ориентацию и были лояльны по отношению к Временному правительству. Они занимали в этом правительстве различные министерские посты, а Н. Чхеидзе и И. Церетели играли ключевую роль в руководстве Петроградским Советом. В Бакинском Совете сложился альянс общероссийских и национальных социалистических партий. Большевики вплоть до октября повсюду были в меньшинстве, хотя их влияние в Советах росло.

    После Февральской революции значительно оживилось мусульманское движение. В мае 1917 г. около тысячи избранных делегатов (среди них - 200 женщин) собрались в Москве на первый Всероссийский конгресс мусульман. Этот конгресс (впервые в исламском мире) большинством голосов высказался за равноправие мужчин и женщин и принял предложенную азербайджанской делегацией федералистскую программу. На втором конгрессе, который состоялся в июле в Казани, победу одержали радикальные волжские татары, которые на первый план выдвигали социальные проблемы.

    Очевидно, что национальные движения, связанные с требованиями автономии, ослабляли позиции Временного правительства, которое пыталось стоять на страже единства и неделимости России. Его противодействие национальным и социальным требованиям создало среди большинства нерусского населения ту благоприятную почву, на которую упали лозунги большевиков - земля, мир и самоопределение народов, и сделало возможным, по крайней мере, временный союз этого нерусского населения с большевиками.

    Таким образом, Февральская революция открывала перед Россией возможность довершить процесс построения правового государства и гражданского общества, однако народ меньше всего интересовали либеральные ценности, он ждал от революции удовлетворения самых насущных потребностей - мира, земли, хлеба, а потому пошел за той политической силой, которая твердо пообещала выполнить эти требования.

    tl. Какие обстоятельства предопределили победу Февральской революции и падение монархии в России?

    Прокомментируйте заявление председателя Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию деятельности высших должностных лиц Н. К. Муравьева: «Мы ведем широкое политическое расследование, с этой точки зрения мы не выпускаем из вида наших исторических и политических задач, но вместе с тем это соотношение придаст нашим будущим процессам громадное значение и интерес». 4. 1 сентября 1917 г. Временное правительство провозгласило Россию республикой. В постановлении, в частности, подчеркивалось: «...Памятуя единодушное и восторженное признание республиканской идеи, которое сказалось на Московском государственном совещании, Временное правительство... провозглашает Российскую республику». Однако этот акт Временного правительства подвергли резкой критике и большевики, и монархисты, и даже кадеты. Как вы думаете, за что критиковала Временное правительство каждая из этих политических сил? Дайте оценку данному шагу Временного правительства с точки зрения принципов правового государства. 5. Какие стратегические и тактические задачи выдвинули большевики? Чем их позиция отличалась от взглядов умеренных социалистических партий? Объясните слова JI. Д. Троцкого: «Мужик не читал Ленина. Но зато Ленин хорошо читал в мыслях мужика». 6. Какую программу выдвинули правые силы? Почему военно-диктаторская альтернатива не имела перспектив? 7. Каких принципов в национальной политике придерживалось Временное правительство? Какие изменения произошли в национальных движениях?

    В вышедшем 5 марта 1917 года первом номере «Вестника Временного Правительства» был распубликован следующий указ Временного Правительства Правительствующему Сенату: «Временное Правительство постановило: учредить верховную следственную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц». А 12 марта было опубликовано и следующее положение о «чрезвычайной следственной комиссии для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданского, так и военного и морского ведомств».

    I. Чрезвычайная следственная комиссия учреждается при министре юстиции, в качестве генерал-прокурора, для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданского, так военного и морского ведомств и состоит из председателя, пользующегося правами товарища министра юстиции, двух товарищей председателя и четырех членов, назначаемых приказами Временного Правительства.

    При комиссии состоят лица, командируемые министром юстиции для производства следственных действий.

    Для участия в делопроизводстве комиссии председателю ее предоставляется привлекать как должностных лиц всех ведомств, так и частных лиц, в отношении первых – по соглашению с их непосредственным начальством и с сохранением за ними их постоянных должностей и окладов.

    II. Для выполнения возложенного на комиссию поручения лицам, командируемым для производства следственных действий, предоставляются все права и на них возлагаются все обязанности, принадлежащие следователям по уставам уголовного судопроизводства, военно-судебному и военно-морскому судебному, с соблюдением нижеследующих правил:

    1) Возбуждение предварительного следствия, привлечение в качестве обвиняемых, а также производство осмотра и выемок почтовой и телеграфной корреспонденции производятся с ведома и соглашения чрезвычайной следственной комиссии.

    2) Лица, производящие следствия, имеют право требовать личной явки для допроса всех лиц, означенных в примечании к ст. 65 уст. угол. суд.

    III. Чрезвычайной следственной комиссии принадлежит право давать предложения лицам, производящим следственные действия, и постоянное наблюдение за совершением таковых действий.

    IV. Акты окончательного расследования комиссия представляет со своим письменным о дальнейшем направлении дела заключением генерал-прокурору, для доклада Временному Правительству.

    Положение подписано министром-председателем князем Львовым, скреплено министром юстиции А. Керенским и датировано 11 марта 1917 года. («Вестник Временного Правительства», 12 марта 1917 г., № 7.)

    Впоследствии это положение о чрезвычайной следственной комиссии было дополнено следующим постановлением, объявленным в указе Временного Правительства Правительствующему Сенату от 27 мая.

    III. Чрезвычайной следственной комиссии предоставляется право расследовать преступные деяния, учиненные лицами, перечисленными в отд. 1 сего положения, хотя бы во время их совершения лица эти и не состояли в указанных в отд. 1 должностях или вообще на службе, а также и иные преступные деяния, учиненные должностными и частными лицами, если комиссия признает, что эти преступные деяния имеют тесную связь с деяниями, подлежащими расследованию комиссии, согласно отд. 1.

    IV. При комиссии состоят лица, назначаемые министром юстиции для наблюдения за производством предварительных следствий. Лица эти пользуются указанными в уставе уголовного судопроизводства правами лиц прокурорского надзора, наблюдающих за следствиями, за исключением права непосредственного предложения производства следственных действий.

    Вот и все законоположения, которыми регулировалась деятельность чрезвычайной комиссии. Для полноты следует еще добавить, что в виду особого и сложного значения деятельности бывшего департамента полиции в помощь чрезвычайной комиссии постановлением Временного Правительства 15 июня (опубликованным в «Вестнике», № 88, от 24 июня) была учреждена при министерстве юстиции «особая комиссия для обследования, согласно указаниям названного главного начальника ведомства, деятельности бывшего департамента полиции и подведомственных департаменту учреждений (районных, охранных отделений, жандармских управлений и розыскных пунктов) за время с 1905 по 1917 год».

    Было постановлено (п. III): «возложить на эту комиссию: а) исследование всех дел, имеющих отношение к политическому розыску и сохранившихся в архивах департамента полиции и подведомственных ему учреждений; б) сношения с исполнительными комитетами и комиссиями, работающими на местах по данным местных архивов, а в случае отсутствия такой работы на местах, – принятие мер к охране и разработке местных архивов; в) обращение за получением материалов и сведений, касающихся политического розыска, ко всем правительственным и общественным учреждениям; г) производство опроса чинов департамента полиции и жандармского надзора и лиц, имеющих касательство к политическому розыску, как находящихся в местах заключения, так и пребывающих на свободе, и д) удовлетворение требований правительственных органов и общественных учреждений по справкам, относящимся до политического розыска.

    (п. IV). Передать архивы бывшего департамента полиции в ведение министра юстиции, а управление архивом возложить, на основании приложенного временного штата, впредь до окончания работ чрезвычайной следственной и особой комиссий, на особую комиссию для обследования деятельности бывшего департамента полиции, предоставить в распоряжение указанного архива все сохранившиеся архивы и делопроизводства подведомственных бывшему департаменту полиции учреждений (районных охранных отделений, жандармских управлений и розыскных пунктов).

    (V). Предоставить министру юстиции издать наказ для комиссии для обследования деятельности бывшего департамента полиции и определить конечный срок действий комиссии.

    (VI). Уполномочить названного (отд. V) главного начальника ведомства назначить председателя комиссии для обследования деятельности бывшего департамента полиции, с введением его в состав чрезвычайной следственной комиссии сверх четырех членов, предусмотренных положением об этой комиссии. («Собр. узак.» 1917 г., ст. 363).

    Эта «особая комиссия» делала два дела: отбирала дела департамента полиции, которые могли бы дать материал для чрезвычайной комиссии, и выясняла состав секретной агентуры розыскных органов империи.

    Председателем следственной комиссии Временного Правительства был назначен известный московский присяжный поверенный. Н.К. Муравьев. В первый состав комиссии вошли: сенатор С.В. Иванов, сенатор (бывший прокурор с.-петербургской судебной палаты) С.В. Завадский (оба были товарищами председателя и составляли президиум), главный военный прокурор, назначенный на эту должность Временным Правительством, ген.-майор В.А. Апушкин, прокурор харьковской судебной палаты Б.Н. Смиттен, доктор философии В.М. Зензинов. Пребывание последнего в комиссии было крайне непродолжительно (две-три недели); С.В. Завадский ушел из комиссии 16 мая, а В.А. Апушкин занялся специально военным отделом. В апреле месяце в состав комиссии вошли прокурор московского окружного суда Л.П. Олышев (на короткое время, с 20 апреля по 16 мая), непременный секретарь Российской Академии Наук, академик С.Ф. Ольденбург и прокурор виленской судебной палаты А.Ф. Романов (работавший до 1 сентября). В течение месяца членом комиссии состоял профессор Д.Д. Гримм, заменявший на время отсутствия С.Ф. Ольденбурга. Наконец, со времени учреждения особой комиссии по расследованию деятельности департамента полиции в состав чрезвычайной комиссии на правах члена вошел председатель особой комиссии П.Е. Щеголев. Делегатами от временного комитета Государственной Думы был Ф.И. Родичев и от исполнительного комитета Совета Рабочих и Солдатских Депутатов – Н.Д. Соколов.

    04.3- [ J12.19172

    Образована при министре юстиции как генерал-прокуроре в составе: председатель (с правами товарища министра юстиции) - Н.К.Муравьев; товарищи председателя - С.В.Завадский (11.03 - 16.05), С.В.Иванов (с 11.03), Б.Н.Смиттен (18.03 - 01.10); члены - В.А.Апушкин (с 18.03); Д.Д.Гримм (замещал в июле - августе С.Ф.

    Ольденбурга), В.А.Жданов (являлся наблюдающим за производством следственных действий, с 03.07 - член Комиссии), В.М.Зензинов (18.03 - 25.05), Н.С.Каринский, B.H.Kpox- маль (21.05 - после 29.07), Л.П.Ольшев (25.04-16.05), С.Ф.Ольденбург (с 26.04), Ф.И.Родичев (с 24.03), А.Ф.Романов (11.03 - не ранее 12.09),

    Н.Д.Соколов (с 24.03); секретари ЧСК - Б.Г.Болтенгаген, С.А.Гуревич (с 13.03), H. И. Идельсон (с 27.03), Э. В.Лесневский, А. Ф. Стааль, Ф. А. Чер- винский; член Юридического совещания ЧСК - М.Л.Гольдштейн (с 03.09); наблюдающие за производством следственных действий - Ю. Г. Берлянд (с 24.06), Н.А.Громов, И.М.Громогласов (с 26.07), П.Г.Киприянович (с 11.03), С.С.Никольский (с 08.06), А.С.Тагер (с 31.03), И.С.Шаблов- ский (13.05 - ранее 25.07), П.Е.Щеголев (он же с 22.06 как председатель Особой комиссии для обследования деятельности бывшего Департамента полиции вошел в состав членов ЧСК), главный редактор стенографических отчетов - А. А. Блок, редактор стенографических отчетов В. H. Ивойлов (с 04.09),3 редактор отчета о деятельности ЧСК - Е.В.Тарле; чиновники для особых поручений - С.Б.Гинцбург, Н.В.Гризов (17.04-до 29.06), Л.И.Левидов, П.С.Тагер, Е.Я.Черномордик (ранее 15.07), Я.Ф.Энтин (с

    30.5) , А.Н.Ясинский (21.03 - 15.09); делопроизводители - В.Н.Косолапов (заведующий делопроизводством), В.С.Оголевец (21.03 - 01.09), К.В.По- лянский (21.03 - 01.06), М.М.Репинский (с 21.03); врач - И.И.Манухин (с 21.04). Следователи ЧСК - П.А.Александров (17.05 - 15.07), А.А.Бар- цаль (с 11.03), И.В.Брыкин (11.03-16.10), К.И.Бувайлов (с 29.03), Ф.И.Вереницын (29.03 - 03.11), А.В.Винберг (12.04-14.07), А.И.Гали- новский (с 22.06), Г.П.Гирчич (20.04-30.10), Г.И.Гитц (с 11.03), М.И.Го- лубков (с 21.06), И.В.Домбровский (с 20.03), А.А.Жданов (13.07 - после

    30.8) , М.М.Завадский (с 13.05), Н.Т.Земель (26.05 - 05.06), И.М.Зо- лотницкий (с 29.03), Н.С.Иванов (с 29.03), И.К.Иодловский (с 11.06), П.М.Кан (после 11.07), С.В.Карачевский (03.06 - 01.09), Н.А.Колоколов (01.03-18.09), И.В.Кондратович (11.03 - после 04.05), С.А.Коренев, П.А.Коровиченко (с 11.03), Д.В.Коротков (с 11.03), Б.Б.Корсак (с

    13.5) , М.Н.Лебедев (после 20.07), В.В.Лихопой (с 21.05), Б.Н.Можан- ский (с 11.03 - не ранее 27.05), Г.К.Павлович (24.03-31.05), С.М.Пенский (с 31.03), М.Г.Перион (с 25.04-19.08), Г.И.Поска (с 21.04), Л.А.Пуч- ковский (13.05 - 15.08), Р.Р.Раупах, В.М.Руднев (29.03 - 16.08), Т.Д.Руд- нев (11.03 - 24.07), Ю.И.Рымша (31.03 - 01.07), Ф.П.Симсон, В.В.Соко- лов 1-й (с 21.04), В.В.Соколов 2-й (с 29.03), П.Г.Соловьев (с 31.05),

    С.Г.Соловьев (13.06 - 30.10), М.Д.Сорокин (с 11.03), А.А.Спичаков-За- болотный (с 11.05), Н.А.Стрельбицкий (11.03 - 26.06), М.Н.Фицтум (22.03 - 26.06), В.В.Цивчинский (с 21.07), А.Н.Чубинов (с 23.06), Н.Н.Шве- дер (11.03 - после 27.05), В.О.Ювжик-Компанеец (с 11.03), Я.В.Юдин (с

    18.9) , В.В.Янковский (с 21.03).

    ЧСК должна была вести расследование действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданского, так и военного и морского ведомств, а также расследование «преступных действий» и некоторых частных лиц, если эти действия были признаны имеющими тесную связь с действиями, подлежавшими расследованию в ЧСК, согласно Положению 11.03.1917. B задачи ЧСК входило расследова­ние тех действий высших чинов старого строя, которые представлялись преступными по действовавшим в то время законам (взяточничество, каз­нокрадство, злоупотребление властью, потворство и укрывательство); рас­следование действий высших морских и военных деятелей, которые делали распоряжения или, наоборот, бездействовали в то время, как интересы защиты государства требовали другого; расследование деятельности тех лиц, которые официально не занимали никаких ответственных должностей в государстве, но которые, однако, пользуясь близостью к бывшему царю и бывшей царице, оказывали сильное влияние на всю государственную и политическую жизнь страны; расследование деятельности тех лиц, на кото­рых была возложена задача борьбы с революционным движением в России (чинов Департамента полиции, различных охранных отделений, Отдельно­го корпуса жандармов).

    B помощь ЧСК 15.06.1917 была учреждена при Министерстве юстиции Особая комиссия для обследования деятельности бывшего Департамента по­лиции и подведомственных департаменту учреждений (районных, охранных отделений, жандармских управлений и розыскных пунктов) за время с 1905 по 1917 г. Председатель комиссии входил в состав ЧСК сверх четырех чле­нов, предусмотренных Положением о ЧСК от 11.03.1917.

    При ЧСК состояли лица, командированные министром юстиции для производства следственных действий, а также (с 27.05.1917) для наблюде­ния за производством предварительных следствий с правами лиц прокурор­ского надзора, наблюдающими за следствиями, за исключением права непо­средственного предложения производства следственных действий.

    Для выполнения возложенного на ЧСК поручения лицам, командируе­мым для производства следственных действий, предоставлялись все права и на них возлагались все обязанности, принадлежавшие следователям по Уста­вам уголовного судопроизводства, военно-судебному и военно-морскому су­дебному с соблюдением нижеследующих правил: 1) возбуждение предвари­тельного следствия, привлечение в качестве обвиняемых, а также производ­ство осмотра и выемок почтовой и телеграфной корреспонденции с ведома и соглашения следственной комиссии; 2) лица, проводящие следствия, имеют право требовать личной явки для допроса всех лиц, означенных в примеча­нии к ст. 65 Устава уголовного судопроизводства.

    ЧСК давала указания лицам, производящим следственные действия, и осуществляла постоянное наблюдение за совершением этих действий. Акты окончательного расследования ЧСК представляла со своим письменным за­ключением о дальнейшем направлении дела генерал-прокурору для доклада Временному правительству.

    Президиум ЧСК, осуществляя направление деятельности ЧСК, рассмат­ривал вопросы о возбуждении, направлении и прекращении следственных действий, о допросах лиц по возникшим делам.

    Канцелярия вела текущее делопроизводство и переписку по личному со­ставу ЧСК.

    Счетная часть рассматривала финансовые вопросы ЧСК.

    Комиссия по составлению отчета о деятельности ЧСК занималась подго­товкой к печати отчета о результатах производимого ЧСК расследования.

    Комиссия для разработки спорных юридических вопросов определяла со­став преступления и ответственность лиц, привлеченных к следствию. 27 след­ственных частей вели расследование «противозаконных действий по долж­ности бывших министров и прочих высших должностных лиц». Кроме ТОГО, B структуре ЧСК были образованы Особая следственная часть; Военный отдел; Камера хранения вещественных доказательств для хранения документов и дел, подтверждающих виновность того или иного лица, привлеченного к след­ствию в качестве обвиняемого.

    СУ. 1917. Отд. 1. № 61, ст. 362, 363; № 132, ст. 703; № 171, ст. 941.

    ГА РФ, ф. 1467 (856 д.).

    1 B Указе Временного правительства об учреждении ЧСК, а также в ряде докумен­тов именуется: Верховная следственная комиссия для расследования противоза­конных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц (ГА РФ, ф. 1467, оп. 1, д. 1, л. 1).

    2 Последний, неподписанный журнал заседания ЧСК датируется декабрем 1917, последний приказ по канцелярии ЧСК об увольнении от службы датирован

    Создание чрезвычайной следственной комиссии. Юридические совещания временного правительства.

    Следственная комиссия

    Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданского, так военного и морского ведомств (ЧСК) - чрезвычайный следственный орган, учрежденный 5 (17) марта 1917 года Временным правительством после Февральской революции.

    1. В вышедшем 5 марта 1917 года первом номере «Вестника Временного Правительства» был распубликован следующий указ Временного Правительства Правительствующему Сенату: «Временное Правительство постановило: учредить верховную следственную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц». А 12 марта было опубликовано и следующее положение о «чрезвычайной следственной комиссии для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданского, так и военного и морского ведомств».

    I. Чрезвычайная следственная комиссия учреждается при министре юстиции, в качестве генерал-прокурора, для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданского, так военного и морского ведомств и состоит из председателя, пользующегося правами товарища министра юстиции, двух товарищей председателя и четырех членов, назначаемых приказами Временного Правительства.

    Состав

    Председателем ЧСК был назначен Николай Константинович Муравьёв, с правами товарища министра юстиции.

    Комиссия распадалась на три части: следственную часть, наблюдательную часть и президиум.

    Следственная часть состояла из лиц судебного ведомства в числе до 20 человек. Эти лица производили расследования, допросы, осмотры, обыски с соблюдением правил Устава Уголовного Судопроизводства.

    Наблюдательная часть ЧСК состояла преимущественно из адвокатов. Техник-юрист комиссии А. Ф. Романов утверждал, что это были в большинстве социалисты или евреи. Деятельное участие в работе ЧСК принимали адвокаты: В. А. Жданов, Н. С. Каринский, В. Н. Крохмаль. Лица, входившие в эту часть являлись как бы прокурорским надзором, наблюдавшим и руководившим предварительным следствием.

    Третья часть ЧСК - президиум, состояла в основном из общественных деятелей.

    В первый состав комиссии вошли: сенаторы С. В. Иванов и С. В. Завадский. Делегатом от Временного комитета Государственной думы был Ф. И. Родичев, а делегатом от Исполнительного Комитета Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов - Н. Д. Соколов. Членами комиссии были также новый главный военный прокурор генерал-майор В. А. Апушкин, прокурор харьковской судебной палаты Б. И. Смиттен, эсер В. М. Зензинов и прапорщик Знаменский. В апреле 1917 в неё вошли прокурор Московского окружного cуда Л. П. Олышев и прокурор Виленской судебной палаты А. Ф. Романов. В течение месяца членом комиссии был Д. Д. Гримм, временно заменявший Ольденбурга. До июля 1917 года редакторские работы возглавлял непременный секретарь Российской Академии наук С. Ф. Ольденбург, в июле 1917 года он был назначен министром просвещения, и в комиссию был введен профессор всеобщей истории Петроградского и Юрьевского университетов Е. В. Тарле. На правах члена комиссии в её состав вошёл председатель Особой комиссии по расследованию деятельности Департамента полиции П. Е. Щёголев.

    Всего комиссия (ВЧСК) произвела 88 опросов и допросила 59 лиц, готовила «стенографические отчеты», главным редактором которых был поэт А. А. Блок, который опубликовал свои наблюдения за допросами и записи в виде книжки под названием «Последние дни Императорской власти».

    Допросы царских министров, генералов и сановников велись в Зимнем дворце и в казематах Петропавловской крепости. Хотя Комиссия носила исключительно юридический характер, материалы были собраны огромные, но ход событий не позволил издать даже относительно малую часть их. Комиссия до Октябрьской революции не завершила свою работу, часть допросов была опубликована в 7 томах в 1924 - 1927 годах под названием «Падение царского режима».

    Итог работы

    Разоблачительной позиции твердо придерживались глава Комиссии Н. К. Муравьев и все её члены из Петросовета; однако, ВЧСК не смогла подтвердить никаких обвинений ни в адрес царя, ни царицы, ни министров царского правительства. - кроме генерала В. А. Сухомлинова, бывшего (до июня 1915 г.) военным министром, который был признан виновным в неподготовленности русской армии к войне (расследование по его делу велось ещё с 1916 г.).

    Летом 1917 года Керенский был вынужден признать, что в действиях «Николая II и его супруги не нашлось состава преступления». То же самое Керенский подтвердил английскому послу Бьюкенену. Не смогла ВЧСК предъявить обвинений в коррупции и бывшим царским министрам, главноуправляющим и прочим высшим должностным лицам как гражданского, так и военного и морского ведомств.

    ЮРИДИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ ПРИ ВРЕМЕННОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

    Юридическое Совещание создано постановлением Временного правительства 22 марта 1917 г., просуществовало до 25 октября 1917 г. В задачи Совещания входили юридическая оценка постановлений, указов Временного правительства и распоряжений Министерств, представление юридических заключений по отдельным вопросам деятельности органов Временного правительства, подготовка Учредительного собрания с 26 июля 1917 г.

    При Совещании были образованы и действовали Особая межведомственная комиссия для установления единообразного отношения всех ведомств к требованиям Ликвидационной комиссии по делам Царства Польского, Особая комиссия по составлению проекта Основных Законов, Комиссия по ликвидации сословных учреждений, Комиссия по вопросу о применении ст. 96 Основных Государственных Законов (о порядке утверждения законодательных актов).

    Проекты постановлений и указов Временного правительства и представлений Министерств, поступившие на рассмотрение, и заключения Совещания по ним; постановления и заключения Совещания, журналы заседаний Совещания и Комиссий и материалы к ним (тексты обсуждаемых документов, справки к ним и т.п.); переписка с Государственной канцелярией, Канцелярией статс-секретариата великого княжества Финляндского, министерствами и другими учреждениями по выработке законопроектов, по административно-территориальному устройству и др.; постановления и указы Временного правительства и докладные записки председателя Совещания об организации Совещания и его деятельности, объяснительная записка к его штатам; журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции, удостоверения и справки о службе сотрудников Совещания, ведомости на выдачу жалования членам Совещания.

    Проект организационного статута Учредительного собрания и справки о подготовке к созыву Собрания; справка о государственном устройстве Финляндии, выдержки из законодательных актов иностранных государств; обращение Украинской Центральной Рады в Киеве с изложением требований к Временному правительству об автономии Украины, учреждении при Временном правительстве особого комиссара по делам Украины, создании отдельных украинских воинских частей, украинизации школ и т.п.

    Заявления общественных организаций о предоставлении им мест в Демократическом совещании.

    Материалы фонда отложились также в ф. 1779 ("Канцелярия Временного правительства").

    Умный и расположенный делать добро, нервный, упрямый и переменчивый, очень изверившийся в людях. Нелюбимый придворными, которые его боялись: «равнодушно устранит человека, которого недавно ласкал» (характеристика РаспутинаДруг императорской семьи ).

    ВырубоваЛучшая подруга императрицы - друг царицы, ее доверенный в течение многих лет несчастливой жизни. К Вырубовой и у царя была большая привычка и заботливое к ней отношение (часто все же его сердила ненадолго своею простотою ума); фонограф слов и внушений и всецело Распутину преданная, послушная и покорная. Государственной мысли своей нет, механически передавала слышанное.

    Распутин - связь власти с миром. Доверенный толкователь происходящих движений, ценитель людей. Большое влияние на царя, громадное - на царицу. По словам царицы, он выучил ее верить и молиться богу; ставил на поклоны, внушал ей спокойствие и сон. Всякий другой, подходя к царю, встретил бы на своем пути волю царицы; Распутин же имел не только ее поддержку, но послушание, поклонение Вырубовой и любовь царских детей. Царя звал папой. Царицу - мамой. Говорил всем на «ты». Забота и внимание к нему со стороны царицы было особое: его рубашки были ею вышиты, шелковые, крест на шее был золотой на золотой цепи и застежка была «Н», с буквою государя. Разговор Распутина с царем и царицею был твердый, уверенный. Я сам никогда их вместе не видал, но получал совет от Вырубовой и царицы, говорить с царем определенно, покойно и тверже: «так Григорий Ефимович говорил». Мое убеждение, что Распутин имел гипнотическую силу. Ум у него был проницательный, совсем только необразованный, и в обществе людей мало знакомых он держал себя будто ненормальный человек. При знакомых же это у него не проявлялось. Любил вино и был, несомненно, эротоман. Был ли он хлыст? Не знаю, но сектантское в нем было. Я слышал, что в синоде есть о нем дело, которое было прекращено несколько лет тому назад.

    Воейков - постоянно находился при царе и умел выбирать и время доклада дел, и удачные формы его. Прежде был близок к царице, Распутину и Вырубовой, потом отошел. После смерти Распутина вновь произошло заметное сближение с Вырубовой. Его любил наследник, с коим он занимался. Умный, честолюбивый, с сильною волею человек с коммерческим природным даром.

    Особая черта - замкнутость в царской семье и большое мистическое настроение. В круг семьи вошел всецело Распутин, Вырубова и отчасти Воейков.

    Похожие статьи