• Политические интересы и отношения. Субъекты социальной политики Кто имеет и ставит цели социальной политики

    13.02.2024

    К объектам социальной политики большинство авторов относят:

    1) все население страны (в том числе социальные общности и группы);

    2) социальные отношения;

    3) социальные явления и процессы в обществе во всем их многообразии и формах;

    Разумнее всего главным объектом социальной политики считать Социальную сферу общества,т.к. она в качестве составляющих элементов включает все перечисленное выше.

    Субъекты социальной политикиэто граждане и социальные группы, а также представляющие их интересы институты, организации и органы власти, взаимодействующие в социальной сфере.

    При определении субъектов социальной политики в научно-теоретической литературе мы так же не находим авторского единогласия. Не вызывает сомнения, что главный субъект социальной политики - государство, которое должно обеспечивать:

    · движение к достижению в обществе социальной справедливости;

    · ослабление социального неравенства;

    · предоставление каждому работы или иного источника существования;

    · сохранение мира и согласия в обществе;

    · формирование благоприятной для человека жизненной среды.

    Государственная социальная политика - это действие государства в социальной сфере, преследующее определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные финансовые результаты.

    В социальной политике переходного периода нарушается монополия государства в регулировании социальной сферы, появляются новые субъекты социальной политики. В этот период субъектами социальной политики выступают:

    · государственные ведомства и учреждения социальной защиты населения;

    · общественные, религиозные, благотворительные и другие негосударственные объединения;

    · сами граждане (гражданские инициативы, например, группы самопомощи);

    · органы местного самоуправления;

    · внебюджетные фонды;

    · коммерческие структуры и бизнес;

    · профессиональные работники, занимающиеся разработкой и осуществлением социальной политики;

    · добровольцы.

    Постиндустриальный период развития общества, переход на социально-ориентированные рыночные отношения позволяют сегодня определить новых субъектов социально-политической деятельности, чье влияние на социально-политические процессы становится все более значимым. Это - частное предпринимательство; деловые круги; общественные фонды; семья; трудовые коллективы; политические партии и движения.

    Субъектом социальной политики являются сегодня работодатели. В большинстве случаев их роль ограничена, поскольку они обязаны следовать тем общим социальным правилам, которые устанавливаются государственными властными структурами.

    Существует точка зрения при которой: первичными субъектами являются социальные группы и общности, а вторичными субъектами являются институты - «общественные движения и организации, властно-управленческие и другие организационные структуры, которые претендуют на представительство интересов первичных социальных субъектов - групп и общностей». Эти институты могут быть:

    1) в правовом отношении:

    а) государственными и негосударственными;

    б) легитимными (законными) и нелегитимными (незаконными).

    2) в организационном отношении:

    а) более или менее четко структурированными (политические партии, профессиональные союзы, общественные организации и движения, государственные властно-управленческие структуры);

    б) малоструктурированными или практически неструктуриро-ванными (неорганизованные социальные движения типа стихийных выступлений и бунтов).

    Субъекты социальной политики – это участники взаимодействий социальных групп по поводу их положения в обществе.

    Субъекты социальной политики – это реально самостоятельные и, притом, фактически действующие социальные группы и, представляющие их органы, организации, институты, структуры.

    Таким образом, субъекты социальной политики «раздваиваются» или «удваиваются»:

    1. Первичные субъекты - социальные группы:

    a) активные участники - действующие социальные силы;

    b) пассивные участники - неорганизованные, потенциальные, формальные социальные силы.

    2. Вторичные субъекты - представляющие их интересы органы и организации.

    В особую группу субъектов социально-политической деятельности сегодня включают современную социально-политическую элиту:

    · политические лидеры;

    · управленцы;

    · чиновники;

    · госслужащие.

    Разделяют также субъектов социальной политики на:

    · резидентных, то есть тех, чья деятельность на территории страны на постоянной основе определена ее конституцией и другими законодательными актами;

    · нерезидентных, то есть международные финансовые организации, предоставляющие кредиты правительству страны под определенные, в том числе, и социальные условия, а также, иностранные работодатели, обязанные соблюдать требования социального законодательства страны, на территории которой они функционируют.

    Понимание политической власти не может быть полным без осмысления принципов и способов ее использования различными социальными силами и впервую очередь политической элитой общества, т. е. социальных аспектов власти. Все это прежде всего обнаруживается в политической деятельности.

    Политическая деятельность - это особая, специфическая сфера общественной деятельности. В самом общем виде она представляет собой совокупность действий общественных групп (классов, социальных слоев, наций и др.) в реализации своих политических интересов по завоеванию, использованию и удержанию власти.

    Движущими мотивами политической деятельности, ее внутренними источниками выступают:

    • материальные и духовные потребности,
    • политические интересы,
    • политические идеалы,
    • чувства и политические нормы,
    • разнообразные общественные нормы и требования.

    Политическая деятельность охватывает постановку принципиальных, научно обоснованных задач, перспективных и ближайших целей, которые должны быть достигнуты на определенном этапе, с учетом реальных возможностей их достижения.

    Она предполагает выработку методов, форм и направлений деятельности организаций, с помощью которых поставленные задачи и цели могут быть достигнуты оптимальным образом.

    Как уже было отмечено ранее, политическая власть есть специфическая форма общественных отношений между большими группами людей, реальная способность определенной социальной группы или индивида проводить в жизнь свою политическую волю. Она реализуется через механизм власти и политики. В его функционировании особая роль принадлежит субъектам политики и власти. Именно посредством их деятельности происходит реализация политических интересов, осуществляется власть и политика в обществе. Этими соображениями и определяется теоретическая и практическая актуальность темы.

    Человек взаимодействует с окружающим миром с учетом своих желаний, определенных потребностей и интересов. Французские мыслители одни из первых попытались объяснить общественную жизнь, исходя из потребностей и интересов людей. Они пришли к выводу, что понять смысл политики и государственной деятельности невозможно без изучения интересов и потребностей общества.

    В предельно широком плане интересы выражают существующие общественные отношения, в том числе и политические. Не случайно Г.В. Плеханов видел источник и движущую силу человеческой деятельности и социальной активности людей в интересе. «Интерес, - писал он, - вот источник, вот двигатель всякого социального творчества».

    В политике интересы выступают как определенные цели, достижение которых осуществляется в ходе политической деятельности. В обобщенной форме политические интересы могут быть представлены как осознанные ценности, мотивирующие политическое поведение тех или иных социальных групп и служащие для них отправным моментом для формирования политики. На основе изучения этих интересов можно понять характер, суть деятельности классов, отдельных слоев общества, прогнозировать развитие общественных событий, тенденций, процессов.

    Понятие «интерес» - в политологической литературе имеет различную трактовку. Так, например, в словарях русского языка Даля, Ушакова, Ожегова «интерес» интерпретируется как значение, важность дела, внимание, возбуждаемое к кому (чему)-нибудь значительному, вечному, полезному или кажущемуся таким. Но при всей множественности его значений просматривается общий смысл понятия «интерес» - иметь значение для индивида, социальной группы, класса, общества в целом.

    Сущность и структура политических интересов

    Интересы выступают как единство объективного и субъективного. С одной стороны, содержанием интереса являются объективные потребности развития людей, выражающие условия их общественного бытия. То, что обязательно, необходимо для жизни и развития общества, человека, для удовлетворения их жизненных потребностей и нужд, составляет предмет их интереса. И в этом смысле интерес - это такое отношение к действительности, которое направлено на обеспечение субъекта всем необходимым для его существования и развития.

    С другой стороны, интерес - это отражение в сознании людей потребностей как объективных явлений, их более или менее точное и правильное осознание, которое проявляется в избирательности, целенаправленности субъектов интереса. Поскольку сознание человека выражает интерес, то воплотить его возможно только через деятельность.

    Обобщая вышесказанное, можно определить интерес как избирательное отношение социальных групп или личности к объекту в силу его жизненной значимости и привлекательности. Жизненная значимость (осознается она или нет) отражает потребность в определенных условиях жизни и деятельности, а привлекательность превращает эту объективную потребность в субъективный интерес.

    В структуре интереса можно выделить следующие основные моменты:

    а) социальное положение субъекта или совокупность его практических связей с обществом;

    б) степень осознания субъектом своего положения в обществе;

    в) идеальные побудительные силы или мотивы деятельности, направленные на вполне определенные объекты интереса;

    г) само действие, которое представляет собой утверждение субъекта в объективном мире.

    Интересы выполняют существенные функции в жизни общества. Прежде всего они составляют основу деятельности людей, их нравов и представлений. Французский философ К. Гельвеций подчеркивал, что загадка человека может быть вполне разгадана с помощью интереса. Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса.

    Интересы выступают как движущая сила, побудительные мотивы человеческих поступков. Зачастую интересы олицетворяют предметы, объекты с которыми человек связывает свои представления о счастье, смысле жизни. С помощью интересов, если они совпадают, люди объединяются между собой в социальные группы, образуют слои, классы, вступают в различного рода отношения.

    Интересы как объективные отношения общества, социальной группы, личности к условиям общественной жизни и наличным потребностям по своему содержанию и структуре являются сложным образованием. В зависимости от сферы действия и социального носителя их можно классифицировать: экономические, политические, культурные, нравственные, эстетические, военные, религиозные; общественные, классовые, групповые, личные, государственные, партийные; ультралевые, левые, левоцентристские, центристские, правоцентристские, правые, ультраправые. Все они активно взаимодействуют между собой и вместе с тем обладают относительной самостоятельностью и характеризуются специфическими чертами.

    Политические интересы занимают особое место в общественной жизни. Для них характерны следующие особенности.

    1. Политические интересы носят ярко выраженный социально-классовый характер. Они не могут существовать вне класса в силу объективной логики развития общества, разделенного на различные социальные группы с различными потребностями. Материальные интересы класса, социальной группы с необходимостью находят выражение в политических интересах. В своей работе «Нищета философии» К. Маркс на примере развития капитализма показал, что экономические условия превратили сначала массу народонаселения в рабочих. Господство капитала создало для этой массы одинаковые условия и общие интересы. Таким образом, эта масса стала уже классом по отношению к капиталу, но еще не для самой себя. В борьбе с господствующим классом эта масса сплачивается, осознает свое положение и место в обществе и конституируется как класс для себя. Защищаемые ею интересы становятся классовыми интересами и объективно затрагивают политические структуры общества.
    2. Аналогичный процесс сочетания материальных интересов с классово-политическими можно увидеть на примере любого современного общества, в том числе и нашей страны. В процессе осуществления глубокой экономической реформы активно формируются новые классы (предприниматели, арендаторы и др.), которые все больше проявляют себя как активная политическая сила со своими экономическими и политическими интересами. Для защиты своих интересов они формируют свои организации, союзы и поднимают вопрос о государственно-правовом закреплении их статуса в обществе, т. е. их классовый интерес становится политическим интересом.

      Важно также заметить, что в политический процесс люди включаются объективно, т. к. личные интересы всегда воплощаются в классовые, а общие интересы, независимо от воли людей, приобретают самостоятельность по отношению к отдельным личностям, принимая при этом обособлении форму всеобщих. Объективная природа политического интереса обусловлена в конечном счете тем положением, которое занимает субъект в системе социально-политических отношений и в структуре экономического строя общества.

    3. Политические интересы имеют первенствующее значение среди остальных интересов. Известно, что интересы социальных групп могут быть основными, коренными и второстепенными. В политических интересах находят выражение общие, коренные интересы. Содержанием политических интересов выступает потребность завоевания государственной власти. Это связано с особой ролью государства в обществе, призванного защищать интересы экономически господствующего класса. Вот почему, не упразднив старую власть, невозможно изменить существующее состояние общества, которое она защищает. Только завоевание государственной власти дает возможность победившему классу утвердить свой интерес в качестве государственного интереса, т. е. сделать его приоритетным в обществе.
    4. Политический интерес есть осознание объективных возможностей реализации большими общественными группами (прежде всего классами) своих коренных интересов посредством государственной власти. Процесс завоевания, укрепления, усовершенствования политической власти, является непосредственным объектом политического интереса. Опосредованным же его объектом являются все другие общественные отношения.

    5. Политические интересы, как правило, носят устойчивый характер. Это объясняется социальным положением и целями классов, различных слоев общества. Например, политический интерес рабовладельцев связан с созданием и укреплением государственной машины для удержания рабов в повиновении. Раб же заинтересован в завоевании свободы, а не власти. Свобода для него как самоценность, но не более.
    6. В последующем для господствующих классов политический интерес стабильно заключается в удержании в своих руках политической власти и сохранении привилегированного положения в обществе. Не изменился он и в настоящее время. Однако в условиях высокоразвитой политической культуры, образованности широких масс господствующим классам приходится тщательно маскировать свои политические интересы. За многие века ими всесторонне отработан механизм удержания власти.

      Что же касается угнетенных классов, то на протяжении многолетней борьбы с эксплуататорами у них не существовало классового сознания, осознанного политического интереса. Лишь не многие руководители народных восстаний осознавали значение борьбы за власть. Угнетенный народ вел борьбу, как правило, против тяжелых условий жизни.

    7. Политический интерес оказывает существенное влияние на общественный прогресс. Это влияние может быть как положительным (позитивным), так и отрицательным (негативным) в зависимости от того, совпадает или не совпадает общественный и социально-классовый интерес.

    Содержанием общественного интереса всегда является развитие производительных сил и производственных отношений как материальной основы социального прогресса. У класса, интересы которого не противоречат тенденции общественного развития, политический интерес совпадает с общественным и обеспечивает поступательное движение к высшим формам организации общественной жизни, к большим возможностям человека реализовать себя как личность. Такое совпадение делает класс действительно революционным, хотя по своей сути он может быть эксплуататорским. Классы, исчерпавшие свой потенциал, напротив, стремятся сохранить старые формы, позволявшие им занимать господствующее положение в обществе. Они действуют вопреки назревшим потребностям общественного развития. Их политический интерес, естественно, противостоит общественному и закономерно тормозит прогрессивное развитие общества.

    С превращением класса в реакционный его политический интерес оказывается в противоречии с общественным прогрессом. Тем самым ранее прогрессивный класс превращается в реакционный. Совпадение политического и общественного интересов не единственное условие включения социальной группы в механизм общественного прогресса. Тот или иной политический интерес может быть реализован только через активную деятельность людей.

    Таким образом, интересы выражают активное, специфически человеческое отношение к действительности. Под воздействием интересов отношение человека к миру приобретает определенную устремленность на тот или иной объект. Поэтому интерес является той внутренней пружиной, которая движет человеческими поступками. Политические интересы являются основой политики. По словам Г. Моргентау, «идея интереса есть сама сущность политики». И в политике всегда необходимо разыскивать интересы того или иного класса, социальной группы.

    Наряду с коренными интересами существуют временные интересы, как их еще называют «интересы минуты». Учитывать временные интересы очень важно при осуществлении политологического анализа. Но не они определяют в конечном счете ход социальных процессов, т. к. не являются определяющими. При анализе общественных процессов необходимо эти отношения переводить на язык общих для всего класса интересов. Кроме этого, следует учитывать, что между интересами людей и их деятельностью существует необходимая взаимосвязь. Формами проявления политических интересов людей являются позиция, поведение людей, т. е. то, что определяет характер политических отношений в обществе.

    Политические отношения

    Общественные отношения, как известно, делятся на две большие группы: материальные и идеологические. Материальные отношения - это производственные отношения, которые складываются независимо от воли и сознания людей и совокупность которых образует экономическую структуру, базис общества. Идеологические отношения - это отношения, которые, прежде чем сложиться, проходят через сознание людей и осмысливаются ими. Политические отношения относятся к числу идеологических отношений, т. к. формируются под непосредственным влиянием тех политических идей и взглядов, которые свойственны различным слоям общества. Но это вовсе не значит, что они существуют только в сознании. Политические отношения существуют реально, вне сознания, как особый вид общественных отношений, в которых люди находятся постоянно. В этом их отличие от политической идеологии, которая существует только в сознании людей.

    Политические отношения, как и другие отношения в обществе, проявляют себя как взаимодействие интересов определенных классов и социальных групп. Следуя своим интересам, субъекты политики, хотят они того или нет, выступают носителями политических отношений. Эти отношения как форма связи отражают положение политических субъектов относительно друг друга в процессе политической деятельности. Положение их определяется в зависимости от того, в каких отношениях находятся их интересы - совпадают они или не совпадают, являются антагонистическими или неантагонистическими.

    По сравнению с другими видами отношений в обществе политические отношения обладают определенной спецификой.

    Политические отношения - это отношения между большими группами людей, возникающие по поводу осуществления государственной власти и управления обществом. Это главное, что отличает их от других общественных отношений и составляет сущность. По количеству субъектов политики они могут быть двухсторонними и многосторонними.

    Как следует из данного определения, в политические отношения вступают между собой не отдельные физические лица, а классы, партии, общественные организации, движения, союзы и т. п. На международной арене между государствами, коалициями также существуют политические отношения. Однако они являются производными, вторичными и третичными по отношению к внутренним политическим отношениям. В конечном счете их существо определяется внутриполитическими отношениями, и они направлены на решение задач, возникающих в том или ином обществе.

    На современном этапе общественного развития политические отношения занимают центральное место в системе идеологических отношений и оказывают на них определяющее влияние в силу их властного характера. Поэтому политические отношения в обществе являются объектом пристального внимания со стороны классов и государств и всегда регламентируются правовыми средствами.

    В зависимости от характера политических интересов классов и социальных групп могут существовать различные состояния и формы политических отношений.

    Политические отношения в зависимости от совпадения или не- совпадения отношений могут находиться в состоянии политического соперничества (борьбы) или политического сотрудничества. Это два крайних состояния политических отношений. В действительности же в политической жизни общества часто возникают промежуточные состояния, например состояние борьбы с элементами сотрудничества; временные соглашения по каким-то вопросам; совместимые действия классов в решении конкретной задачи. Состояние политической борьбы, как правило, имеет место в отношениях между классами-антагонистами, между партиями, борющимися за власть, между политическими движениями, организациями с противоположными политическими интересами.

    Политическое сотрудничество характерно для политических отношений между классами и социальными группами, интересы которых по коренным проблемам общественной жизни совпадают. В этом случае такое сотрудничество носит устойчивый характер. В то же время политическое сотрудничество может возникать на определенном этапе развития общества как временное явление для достижения какой-то политической цели. Чаще всего оно характерно для отношений между партиями или движениями.

    Отношения политического соперничества или сотрудничества в каждой стране имеют конкретное содержание в зависимости от особенностей политической обстановки и политической культуры народа.

    Это видно на примере современной политической жизни нашего государства, свидетельствующей о существующем многообразии политических интересов и отношений. С одной стороны, происходит процесс формирования политических блоков, партий, движений со своими конкретными интересами, а с другой - идет активный процесс установления между ними политических связей, союзов, идет процесс как объединения, так и размежевания, в зависимости и от обстановки, и от политических интересов. Между отдельными же партиями идет острая и бескомпромиссная борьба за власть.

    Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что политические отношения можно определить как форму политических связей между субъектами политики, складывающуюся на основе совпадения или несовпадения их политических интересов, и проявляющихся в состоянии политической борьбы или политического сотрудничества.

    Исторический опыт показывает, что формы политических отношений как способ взаимодействия классов и социальных групп в осуществлении государственной власти могут быть различными. Прежде всего они проявляются в форме господства и подчинения. Такая форма характерна для диктаторских, тиранических режимов осуществления власти в обществе с антагонистическими противоречиями.

    На определенных этапах истории развития общества политические отношения в форме господства и подчинения выступают как объективная необходимость. Общество, основанное на непримиримых антагонистических противоречиях, не могло нормально функционировать по-другому, особенно на ранних периодах истории. Отношения господства и подчинения являются отражением противоположного положения классов и социальных групп в обществе. Господствующим в обществе всегда выступает класс, владеющий средствами производства. Именно этому классу и принадлежит власть. Неимущие классы, лишенные средств материального производства, вынуждены подчиняться, т. к. другого способа существования у них просто нет. Чтобы существовать и добывать себе необходимые жизненные блага, они должны работать на своего социального противника и тем самым обогащать его еще больше. Такое положение и является экономической основой отношений господства и подчинения, которое еще дополняется политическим и идеологическим подавлением.

    Другой формой политических отношений является социальное партнерство между различными классами и социальными группами. Например, социальное партнерство как определенная политика имело место в отношениях между буржуазией и другими социальными группами развитых капиталистических государств в послевоенное время. В этом партнерстве ведущая роль отводилась буржуазии как имущему классу. Главная цель его заключалась в том, чтобы заинтересовать трудящихся в высокоэффективном труде, расцвете предприятия, в получении высоких прибылей. Естественно, что заработная плата при этом увязывалась с размером прибыли предприятия.

    Одним из проявлений партнерских отношений было участие работников предприятий в выработке путей повышения производительности труда, в распределении доходов предприятий, проведении социальных мероприятий и др. Таким способом у представителей рабочего класса складывалось представление об их непосредственном участии в управлении предприятиями, о демократичности, гуманности существующего социального строя. Именно на этой почве и возникали идеологические концепции о народном, демократическом капитализме.

    Отличительная особенность данной формы политических отношений по сравнению с предыдущей заключается в том, что здесь главный акцент делается на экономические и идеологические рычаги влияния на социальные группы.

    Еще одной современной формой политических отношений в различных государствах выступает консенсус (согласование). Консенсус может иметь место между имущими и неимущими классами и социальными группами. Господствующие классы всегда умело согласовывают политические действия между собой. Однако, в современных условиях политика консенсуса, или соглашения, стала характерной для отношений между буржуазией и другими слоями народа. Она возникла под влиянием объективных и субъективных причин, и прежде всего в связи с возрастанием роли человеческого фактора в условиях современной научно-технической революции. Кроме того, в современных демократических государствах на основе высокой политической культуры населения и высокого уровня развития демократических традиций сформировались новые более цивилизованные механизмы разрешения возникающих противоречий, исключающих крайние формы борьбы между классами, социальными группами.

    Научно-техническая революция потребовала от господствующего класса согласования его политического интереса с интересами других слоев и на этой основе развития политических отношений в обществе. Чтобы удовлетворить экономический интерес буржуазии в условиях научно-технической революции, необходим качественно новый, заинтересованный, высокоинтеллектуальный и высококвалифицированный труд, необходимо изменить форму собственности и преодолеть, хотя бы частично, отчуждение работников от собственности и управления. В современных демократических государствах в этом направлении осуществляются соответствующие мероприятия. В значительной мере в этом заинтересованы и широкие массы наемных работников, т. к. создается реальная возможность для улучшения их материального положения. Таким образом, складывается своеобразный экономический союз между классами, который является материальной основой для согласования политических интересов.

    Вот почему идея консенсуса - это не чей-то подарок кому-то, а объективная потребность современного этапа развития демократического общества. Консенсусные политические отношения в то же время означают довольно высокий уровень развития демократии, выросший на новой экономической основе. Анализ форм политических отношений показывает, что в их развитии четко проявляются две довольно противоречивые тенденции.

    С одной стороны, тенденция к сохранению в политических отношениях между классами формы «господство-подчинение». В классическом виде эта форма проявилась наиболее четко в рабовладельческом обществе, т. к. необходимо было удерживать в повиновении рабов, по численности в десятки раз превосходивших рабовладельцев, и полностью не заинтересованных в своей деятельности и положении. В последующем, по мере развития общества и совершенствования политической системы, форма «господство-подчинение» полностью не исчезла, в том числе и в консенсусных отношениях, и присутствовала в скрытом виде, закамуфлированном демократическими институтами. Даже на современном этапе в развитых государствах, в которых широкие массы активно участвуют в управлении, общее руководство процессами все же осуществляет буржуазия и, таким образом, занимает господствующее положение в обществе.

    С другой стороны, все больше обнаруживает себя тенденция к достижению единства в политических отношениях. Объективной основой этой тенденции служит потребность в дальнейшем развитии производительных сил общества. Быстрый прогресс в их развитии возможен только на основе процессов социализации и интернационализации. А это обусловливает постоянное сближение экономических и, следовательно, политических интересов классов, социальных групп внутри общества.

    Кроме того, политическая культура общества в настоящее время достигла высокого уровня развития, люди осознанно смотрят на происходящие процессы в обществе и уже не хотят быть простыми винтиками в общественном механизме. Они активно выступают за непосредственное участие в политической жизни общества, требуют учитывать их политические интересы. Таким образом формируются объективная и субъективная основы для достижения единства в политических отношениях.

    Однако это единство не означает полного единомыслия и единодействия. В реальной действительности такого не было и в перспективе не может быть, т. к. единство всегда предполагает с диалектической точки зрения различия. Речь идет о гармонии политических интересов различных социальных групп общества. А гармония, по выражению античного философа Гераклита, существует там, где есть разнообразие.

    Политическая деятельность. Субъекты политики

    Реализация политических интересов посредством политических отношений принадлежит субъектам политики и власти, при этом степень их влияния, возможностей и способов воздействия на общественную жизнь различна.

    Из сказанного вытекает, что различные субъекты политики неравноценны. Неоднозначную по существу и форме роль выполняют в политике классы, слои, народы, государство, политические партии, профсоюзы, различные общественные движения, политические лидеры, рядовые граждане. Различен также уровень субъективности сил, действующих на одном и том же уровне. Например, есть более сильные и более слабые социальные группы, более или менее влиятельные политические лидеры и т. д.

    Субъекты политики классифицируются следующим образом.

    Первичными субъектами политики являются большие социальные группы как организованные целостности, объединенные общностью интересов и устремлений. Невозможна политика, которая, учитывая интересы всех слоев общества, не отдавала бы предпочтения интересам какого-то слоя.

    Вторичными субъектами политики являются различные силы (институты, их органы, малые группы, представительские коллективы, личности), реализующие интересы и волю больших социальных групп, играющие существенную роль в политике в меру своей способности служить какому-либо классу, социальному слою, группе и пользоваться их поддержкой.

    Первичные субъекты подразделяются на основные субъекты, к которым относятся общественные классы, большие социальные группы, являющиеся основными в данном обществе, а также субъекты неосновные, имеющие второстепенное или даже маргинальное значение. Они могут играть бoльшую или меньшую роль только на фоне борьбы или сотрудничества основных классов общества, в соответствии с соотношением сил между ними, т. е. играть определенную роль в раскладе основных политических сил.

    Среди вторичных субъектов следует различать непосредственных и посреднических субъектов.

    Посреднические субъекты - институты и органы государства, политические организации как представители больших социальных групп.

    Непосредственные субъекты - малые группы, действующие в рамках организаций либо неформально, группы лидеров и управленцев (правящие круги), политические лидеры, действующие либо от имени организаций, либо самостоятельно.

    Процессы дезинтеграции, происходящие в различных общественных группах и слоях, расколы в политических партиях, банкротства политических лидеров и другие подобные явления показывают, что более важные субъекты могут утратить свое значение, а производные субъекта приобрести его и уравняться с ним.

    Первичные субъекты. Большие социальные группы являются первичными субъектами политики, поскольку их внутренняя и взаимная связь, обособление, самоопределение, самоорганизация и консолидация составляют предпосылку для возникновения политических организаций, общественных институтов, государственных органов. Их интересы обрисовывают потенциальное поле политики, сферу конфронтации и сотрудничества, функции и границы власти. Без выраженной ими потребности было бы невозможно эффективное функционирование политических партий, их стратегии, программ, лидеров, организационных форм, методов деятельности.

    Реальным подтверждением этого служит судьба лишившихся общественной опоры организаций и политиков.

    Именно воля и поддержка большой социальной группы как целого является условием и источником способности определенных институтов к принятию решений, правлению и политическому руководству, т. е. первичным субъектом власти являются господствующие классы и социальные группы.

    Вторичные субъекты. Большие социальные группы реализуют свои интересы опосредованно - через вторичные субъекты власти. Вторичные субъекты являются производными (в отношении первичных) как в смысле генетическом (т. к. появились как реакция на потребности определенных групп), так и в функциональном (т. к. выполняют служебную и исполнительную роль в отношении больших социальных групп). В процессе своей деятельности они различаются разным уровнем самостоятельности, активности, эффективности деятельности.

    Среди вторичных субъектов политики и власти выделяют прежде всего органы государства и политические партии (организации). Они посредничают в установлении и поддержании связей между большими социальными группами, слоями и т. д. и индивидами. Именно благодаря им индивиды и малые группы ощущают свою связь с большой общностью. И именно через эти институты они способны осуществлять властное воздействие на других членов собственной или чужой общности.

    Личность как субъект политики

    Непосредственными субъектами политики и власти являются ма лые группы и коллективы, звенья и ячейки общественных организаций и политических институтов, а также личности (индивиды), которые реализуют процесс управления различными сторонами общественной жизни непосредственно, располагая различными средствами власти.

    Политическая активность и политическое влияние различных личностей неодинаковы.

    Можно выделить несколько типов политических ролей личности:

    • рядовой член общества, гражданин с минимальным политическим влиянием, минимальной активностью и заинтересованностью делами политики и даже полной аполитичности;
    • гражданин, принимающий участие в общественной жизни, общественном движении либо в нескольких организациях. Он включается в политическую жизнь постольку, поскольку это вытекает из его роли как рядового члена той или иной организации, либо из его организационной или идейной связи с той или иной организацией либо движением;
    • гражданин, учавствующий в политических организациях (например, в политической партии), принимающий самостоятельное решение, непосредственно включается в политическую жизнь. Максимальная сфера его участия определяется через отношение между его амбициями и возможностями, вытекающими из общественного значения организации и конкретной роли, которую он там исполняет;
    • общественный деятель, в частности политический деятель;
    • профессиональный политик, для которого политика не только профессия, источник существования и главное занятие, но и смысл жизни;
    • политический лидер.

    Понятие правящей элиты. Политическая элита и элита власти

    Безусловно, среди непосредственных участников политики выделяются правящие круги.

    Это особый тип непосредственных субъектов политики. Это они вырабатывают цели деятельности, принимают решения о формах и средствах действия, приводят в движение людские ресурсы, а также сами принимают участие в осуществлении политических действий.

    Можно выделить четыри вида общественных групп - непосредственных субъектов политики, выполняющих в той или иной форме правящие функции.

    1. руководящие центры общественных движений и формальных институтов больших общественных групп, например политических партий;
    2. политические элиты, в том числе элиты власти;
    3. группы партикулярных интересов, например, лоббисты;
    4. центры руководства общественных движений и политических институтов.

    Это выдвинутая волей больших общественных групп немногочисленная группа лиц, облеченная доверием и определенными полномочиями. Легитимируются они особым мандатом, т. е. определенным уровнем действенной поддержки общественных групп, общественной обязанностью исполнять определенные обязанности, достигать определенной цели в определенное время.

    Каждый из центров имеет свою определенную сферу влияния и определенные цели, обязанности и направления большего или меньшего радиуса действия и т. д.

    Руководящие центры часто отождествляются с формализованными институтами (органами государственной власти, администрации, исполнительными и контрольными органами политических партий и т. д.). Зачастую, однако, формальные и неформальные структуры власти не совпадают. (Например в выборном руководящем органе бывают течения, которые монополизируют либо ограничивают влияние другой группы).

    В составе формализованных руководящих центров можно выделить неформальный узкий круг «тесного руководства», могут возникнуть также внутренние сферы влияния (фракционные, групповые и т.д.).

    Наконец, внутренние различия в руководящих центрах могут возникнуть благодаря влиянию извне (возникающего из определенных обязательств части руководства).

    В компетенцию руководящих центров входят следующие функции (в отношении тех групп, интересы которых они призваны исполнять):

    1. объединение людей вокруг себя, создание такой структуры внутренней связи, которая гарантирует подчинение интересов и стремлений части интересам, условиям существования и целям целого;
    2. наведение по мере необходимости дисциплины в различных звеньях общественного движения и центрах сосредоточения данного класса, ограничение их свободы, самореализации во имя единства и интересов целостности;
    3. выработка и формулировка политической воли данной большой общественной группы (либо союза групп) и тем самым определение долговременных целей, методов, направлений деятельности, накопление средств;
    4. организация деятельности групп и тем самым преобразование группы в реальную, действенную общественную силу;
    5. осуществление выбора и принятие решений в конкретных ситуациях, особенно перед лицом альтернатив;
    6. осуществление решений, прежде всего в рамках данной группы, а уже на этой основе - в рамках общества, охрана интересов группы либо обеспечение доминантности этих интересов;
    7. представительство данного класса либо слоя в отношениях с другими общественными группами и с центром власти в государстве;
    8. организация классовой борьбы данной группы, заключение союзов, компромиссов, поиск поддержки, покорение противников, создание более широкого поля для политики данного класса;
    9. обеспечение стабильности существования и условий деятельности общественного как посредством воспроизводства организационно-институциональных связей формальных структур, так и через воспроизводство символов, образцов деятельности, ценностей, политических атрибутов, лозунгов и т. д.

    Как правило, выполнение всех этих организационно-политических функций связано с выполнением другой необходимой функции - идеологической. Центр поддерживает и регулирует практику идеологических институтов или прямо подчиняет себе деятельность подобного рода и даже монополизирует ее.

    Большое внимание в политологии уделяется исследованию политических элит и элит власти. Слово «элита» происходит от французского elite - лучший, избранный. Впервые оно было употреблено для обозначения верхушки капиталистического общества итальянским социологом Г. Моской в книге «Правящий класс».

    Различные теории элит изложены в работах В. Парето, Р. Михельса, Р. Миллса.

    Политическая элита - это часть организационного класса, осознавшая свои интересы и собственную исключительность, либо социального слоя, которая наиболее активно и влиятельно определяет способы и условия реализации интересов большой социальной группы как целого.

    Элиту способна воспроизвести такая общественная группа, которая достигла определенного уровня политической субъективности.

    В современных обществах в состав политической элиты входят, как правило, высшие руководящие кадры, управленцы и идеологи (интеллектуалы, представители артистического мира, духовенства), суждения и мнения которых пользуются огромным авторитетом. Обеспечение этим кадрам высокого общественного статуса (материальный комфорт, престиж и т. д.) способствует их непосредственной заинтересованности в упрочнении правящего класса.

    В свою очередь, тщательный отбор и объединение лучших представителей этих кругов, создание им привилегированных условий для выполнения профессиональных обязанностей позволяют правящей группе достичь действительного превосходства в умении анализировать и прогнозировать развитие общества, разрабатывать и внедрять новые решения.

    Наряду с наиболее влиятельными экономическими и административными кругами, руководителями средств массовой информации элиту образуют также члены семей влиятельных лиц.

    Они в целом исключены из процесса прямого и регулярного принятия решений по общественным проблемам, но заинтересованы в результатах основных направлений и в методах реализации политики, оказывают сильное закулисное влияние.

    Механизм личных и семейных связей, протекций, негласных обещаний и т. д. может оказать сильное воздействие на способ функционирования элиты.

    В состав политических элит входят также те представители правящего класса, которые формально не связаны с политикой, однако являются неформальным источником распоряжений и давления, играя роль серых кардиналов. Нередко им принадлежит последнее слово в определении политической стратегии и тактики.

    Следует отличать элиты политические, которые в новое время выделяются во всех классах, обладающих субъективностью, от элит власти, представляющих исключительно интересы господствующего, правящего класса.

    Элиты власти, в том числе политические элиты, традиционно формировались в среде самого класса, как правило, из наилучших (занимающих наиболее значительное материальное и общественное положение), наиболее представительных лиц данного класса.

    Из этого правила формирования состава элит есть два исключения. Первое - это известная закономерность перехода части идеологов и политиков одного класса на службу другому классу - новому, прогрессивному. Второе - это устойчивый механизм пополнения элит лицами из числа классов, находящихся в зависимости, в целях лучшей селекции представителей правящего класса и отягощения негативной селекцией противостоящих классов.

    Функции элиты

    1. Элиты играют наибольшую роль в определении политической воли социальной группы, а также в сознании механизмов реализации и осуществления этой воли.
    2. На политические элиты социальная группа возлагает главные задачи определения направлений и контроля политического представительства всего класса. Элиты в этом смысле посредничают в отношениях между конечным субъектом политики и власти, с одной стороны, и его представительствами и непосредственными субъектами - с другой.
    3. Элиты регулируют деятельность политического представительства группы, главным образом через механизм увеличения либо ограничения поддержки.
    4. Они являются принципиальным резервуаром кадров, центром рекрутации и селекции кадров, имеющих иное социальное происхождение, выполняют роль непосредственного тыла (базы) для институализированных политических сил.
    5. Элита создает возможности для координации деятельности различных форм и уровней представительства группы.

    К сожалению, историческая практика пока что не дала нам примеров гармонического развития политических отношений между важнейшими субъектами политики и власти. Тот политический опыт, который имел место до недавнего времени в нашей стране, тоже оказался неубедительным. Фактически гармонично развитых политических отношений, несмотря на различные политические заявления, у нас не было. Они жестко регулировались со стороны партийно-государственного аппарата, который фактически осуществлял власть от имени народа, рабочего класса и делал все, чтобы не допустить их в сферу властных отношений. Очевидно, можно ожидать гармоничных отношений в будущем, когда будут осуществлены в нашем обществе экономические и политические реформы.

    Коренной политический интерес всех членов общества состоит в постоянном развитии демократии, в упрочении и расширении подлинного народовластия, самоуправления народа. В механизме действия демократии особое значение имеют учет, улавливание, выражение объективно обусловленных интересов социальных групп. Здесь многое зависит от методов выявления, координации и субординации этих интересов. Расширение спектра интересов предполагает постоянное совершенствование и тех надстроечных структур, с помощью которых осуществляются их учет и реализация.

    Выводы

    1. Политический интерес как единство объективного и субъективного выражает устойчивое и избирательное отношение субъектов политики к действительности с целью удовлетворения потребностей. Содержанием политических интересов является завоевание, удержание и использование государственной власти для получения экономических и других благ.
    2. Политическая субъективность есть способность личности, организации, общественной группы постоянно участвовать в политической жизни относительно самостоятельно в соответствии со своими интересами и вызывать существенные изменения в политических отношениях.
    3. Субъекты политики и власти подразделяются на первичные и вторичные, основные и неосновные, посреднические и непосредственные. Их роль в политической жизни общества определяется многими факторами.

    Цель соци-альной политики - создание в обществе благоприятного соци-ального климата и социального согласия, условий, обеспечива-ющих удовлетворение основных жизненных потребностей на-селения. Социальную политику государства можно рассматри-вать как его специфическую деятельность, направленную на реализацию права каждого гражданина свободно участвовать во всех сферах социально-экономической, трудовой, духовной жизни общества, направленной на удовлетворение сущностных потребностей человека, интересов социальных групп при по-стоянном выявлении и учете социальных последствий эконо-мических, политических, мировоззренческих преобразований.

    Предметом социальной политики как науки являются свойст-ва, закономерности, содержательные (устойчиво воспроизво-димые и выражающие сущность) отношения общества, а также процессы и формы общественной практики, которые представ-ляют собой взаимодействие социальных групп по поводу их об-щественного положения.

    Политическое руководство формирует цели социального развития общества, комплекс мер по их реализации — важная задача социальной политики. Государственные органы, общественные организации, органы местного самоуправле-ния, производственные коллективы реализуют социальную политику, направленную на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением благосостояния населе-ния, улучшением качества его жизни, обеспечением социаль-но-политической стабильности, социального партнерства в обществе.

    С позиции субъект-объектных отношений термин «социаль- ная политика» многовариантен:

    Это деятельность государства в социальной сфере;

    Это взаимодействие всех субъ-ектов самодеятельного населения, хозяйственных, управленче-ских структур в рамках декларируемых или законодательно ут-вержденных целей и задач.

    В системе объект-субъектных отношений объектом социаль- ной политики выступает все самодеятельное население, отдель-ные граждане, социальные общности определенного уровня, объединенные конкретными связями и отношениями.

    Субъектами социальной политики являются государственные органы власти, организации и учреждения, а также действую-щие в социальной сфере негосударственные организации, об-щественные объединения граждан и инициативы. Субъектами социальной политики являются законодательные, исполни-тельные, судебные органы власти, определяющие при общест-венном участии цели, задачи, приоритеты, нормативно-право-вую базу социальной политики государства и проводящие не-посредственную практическую работу по ее реализации.

    Некоторые исследователи считают, что объект — это подчи-ненная, пассивная, вторичная управляемая структура, не обла-дающая собственной активностью и инициативой. В данном контексте объект социальной политики представ-лен социальной сферой общества, а также их показателями — благосо-стояние, образование, здоровье населения, социальная стабиль-ность, конструктивность отношений социальных групп и т.д.

    В формировании и реализации социальной политики участ-вует множество субъектов. Их деятельность определяется кон-кретными социальными интересами и осуществляется на осно-ве нормативно-правовой базы.

    Одним из первых документов, регламентирующих социаль-ные отношения в стране, стала Декларация прав и свобод чело-века и гражданина (1991 г.). В декабре 1993 г. была принята Кон-ституция Российской Федерации, в которой провозглашено построение социального государства, обеспечивающего до-стойную жизнь и свободное развитие личности, гарантирующе-го гражданам России право на труд, на социальное обеспечение и защиту, медицинское обслуживание, жилье, образование, ох-рану семьи, материнства, отцовства и детства. Основные соци-альные права закреплены в Основах законодательства Россий-ской Федерации об охране здоровья граждан, Трудовом кодек-се Российской Федерации, Кодексе законов о браке и семье, Жилищном кодексе, законах «Об образовании», «О занятости населения Российской Федерации», «О государственных пен-сиях в России» и ряде других.

    Социальная политика осуществляется на нескольких уровнях : федеральном, региональном, муниципальном , а также на уровне отдельных предприятий, организаций, учреждений. Если на фе-деральном уровне определяются основные цели, задачи, принци-пы социального развития, а также основные способы, меры их достижения по отношению ко всему обществу, то региональная социальная политика осуществляется с учетом особенностей ре-гиона: уровня экономического развития и возможностей, этно-национальных, историко-культурных и других особенностей.

    Социальная политика, а соответственно и деятельность ее субъектов на региональном и местном уровнях, направлена на решение конкретных проблем населения, от-дельных особо нуждающихся социальных групп и граждан.

    Состояние социально-экономического развития, социально-трудовых от-ношений при ограниченных финансовых ресурсах, наличие у государства новых социальных функций требуют раз-граничения функций между федеральной и региональными властями (о чем уже упоминалось выше), а также уточнения приоритетов для подготовки долговременных, среднесрочных и краткосрочных, текущих социальных программ.

    В основе разграничения деятельности федеральных и регио-нальных органов власти по вопросам социальной политики ле-жат такие фундаментальные принципы федерализма, как обя-зательное «распределение ролей» во всех общественно значи-мых сферах между всеми уровнями власти, установление зоны самостоятельных и ответственных действий каждого уровня власти в указанных сферах в соответствии с «распределением ролей». Каждый уровень власти наделяется правами и ресурса-ми для осуществления самостоятельных и ответственных дей-ствий в этих зонах.

    Федеральные органы власти принимают законодательные и нормативные акты, регулирующие общие принципы социаль-ной политики в Российской Федерации. Они же устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры. Здесь же разрабатываются целевые социальные программы, формиру-ются внебюджетные государственные фонды, определяются ус-ловия и порядок компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией и т.д.

    Региональные органы власти разрабатывают и реализуют Региональные законы и социальные программы. Они же обеспечивают функционирование учреждений социальной ин-фраструктуры, разрабатывают направления адресной соци-альной помощи и планируют развитие социальной инфраст-руктуры. Именно региональные органы власти реализуют жи-лищную политику, политику в области образования, здравоо-хранения и т.д.

    Конституция Российской Федерации устанавливает суть со-циальных отношений в обществе. Она дает перечень общих со-циальных гарантий, определяет предметы ведения и полномо-чия в социальной сфере Российской Федерации и ее субъектов, определяет роль Президента и Правительства Российской Фе-дерации в проведении государственной социальной политики и в гарантиях по социальным обязательствам государства, на-мечает контуры самостоятельной реализации социальной по-литики государства органами местного самоуправления. Все это подтверждается, корректируется, дополняется и конкрети-зируется в региональных законодательствах.

    Законодательной деятельностью Государственной Думы и нормотворческой деятельностью Правительства Российской Федерации формируются нормативно-правовые акты о содер-жании и механизмах реализации отдельных направлений соци-альной политики. Тем самым создано общероссийское право-вое пространство действий органов власти разных уровней в со-циальной сфере. Главное место отводится регламентации бюд-жетных финансовых ресурсов. Это сфера внимания в первую очередь федеральных законов о федеральном бюджете, налого-вого законодательства, других нормативных актов.

    Важную роль играют законы, регламентирующие решение на первый взгляд далеких от социальной сферы проблем, напри-мер, военной реформы и статуса военнослужащих, земельной реформы и развития сельского хозяйства. Такие законы кос-венно, но весьма ощутимо корректируют предмет ведения и полномочия в социальной сфере региональных, а особенно ме-стных органов власти. Свою роль в разграничении полномочий в социальной сфере между федеральной и региональной влас-тью играют и специальные договоры, предусмотренные ст. 11 Конституции России.

    Основная часть общегосударственных регламентации по управ-лению социальной сферой создается исполнительной властью — правительством, отдельными министерствами и ведомствами.

    Содержание деятельности региональных и местных властей в социальной сфере (региональные и местные компоненты го-сударственных стандартов, перечень региональных социальных программ, содержание и организация деятельности в конкрет-ной отрасли социальной сферы, учредители организаций и уч-реждений, полномочия законодательных и исполнительных органов власти в конкретной отрасли социальной сферы и мно-гое другое) определяется законами органов законодательной власти и постановлениями правительств (администраций) субъектов Федерации.

    Именно в социальной сфере (прежде всего в организации и порядке функционирования, в уровне ответственности регио-нальных и особенно местных властей) сегодня в большей степе-ни присутствуют и стабильность, и исполнение законов, чем, на-пример, в сферах экономики, финансов, предпринимательства.

    По характеру, содержанию, внутрен-нему строению социальная политика целостная система качественно нового уровня.

    Эта целостность определяется следующими факторами:

    1) выбор обществом стратегических целей и задач социального развития, социальных приоритетов;

    2) единое законодательство, формирующее целостное соци-альное пространство для всех слоев населения;

    3) протекционизм государства и иных субъектов социаль-ной политики по обеспечению финансирования социальной сферы;

    4) единая социальная инфраструктура, единое кадровое и ин-формационное обеспечение».

    В зависимости от периода реализации социальной политики субъекты выстраивают свою деятельность в соответствии с уровнем и целями этой политики; они определяют конкрет-ные задачи и меры: организационные, правовые, социальные, финансово-экономические, экологические, демографические, социокультурные, просветительские. В зависимости от статуса, роли субъекта могут осуществляться также задачи и меры идео-логического, пропагандистского характера.

    Основным субъектом реализации социальной политики в со-временном мире является государство . Каждое государство са-мостоятельно определяет перспективы своего развития. Но су-ществуют и проблемы глобальной социально-экономической политики: экологическая и социальная ориентация экономи-ки, укрепление национальной и международной безопасности, переход стран к моделям устойчивого развития, обеспечиваю-щим равенство интересов настоящего и будущих поколений.

    Экономика является основой решения соци-альных проблем, но роль социальной сферы в решении задач экономического роста постоянно возрастает. Национальные экономики все активнее вовлекаются в мировое хозяйство, что увеличивает степень их открытости, изменяет механизм под-держания экономической и политической стабильности, сти-мулирования использования и распределения национальных возможностей, условий для производства и экономического роста.

    Социальная политика приобретает государственно-обще-ственный характер. В регулировании социальных процессов все более значимым становится участие многих субъектов: негосударственных предприятий и органи-заций, общественных объединений и организаций, частных лиц.

    Основные виды деятельности по реализации социаль-ной политики государства:

    — правотворческая деятельность законодательных органов;

    — организационно-управленческая, финансово-экономическая, прогнозная и другая деятельность исполнительных органов;

    — контролирующая, надзорная деятельность судебных органов;

    — совместная деятельность каждой из ветвей власти с соци-ально-профессиональными и другими объединениями граждан.

    Управление социальным развитием связано с формированием ново-го типа социально-экономических общественных отношений. Реформирование социальной политики происходит в условиях сокращения объема и перечня социальных гарантий, которые давала прежняя система, при значительном снижении жизнен-ного уровня основной части населения, резком увеличении масштабов бедности.

    Конституция определила Российскую Федерацию как соци-альное государство, «политика которого направлена на созда-ние условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный размер ми-нимальной оплаты труда, обеспечивается государственная под-держка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, ус-танавливаются государственные пенсии, пособия и иные га-рантии социальной защиты» (ст.7).

    Общепризнанными характеристиками социального государ-ства являются:

    — развитая система страховых социальных отчислений и вы-сокий уровень налогов, формирующих бюджет, высокие разме-ры отчислений на социальную сферу;

    — развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения;

    — развитая правовая система, при которой осуществлено раз-деление властей, четкая реализация функций каждой ветви влас-ти, отработана нормативно-правовая система социальной жизни.

    В настоящее время Российское государство переориентирова-лось на либеральную социальную политику. Личность перестает быть объектом воздействия со стороны государства и строит отношения с окружающей реаль-ностью по принципу свободного выбора норм, ценностей, правил.

    Либеральная политика предполагает снижение роли государ-ства в решении социальных проблем граждан, предоставление им большей свободы для самостоятельного разрешения про-блем. Для либеральной модели характерны оказание адресной социальной помощи беднейшим слоям при усилении страхово-го принципа финансирования социальных программ, а также возрастание роли личных средств в оплате социальных услуг. Государство финансирует из бюджета только услуги, включен-ные в список минимальных гарантий.

    Исходя из системы государственных приоритетов, можно выделить следующие направления реформирования :

    — сфера труда и распределения доходов;

    — пенсионная система;

    — социальное страхование;

    — реформирование системы социальных услуг (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальная сфера и др.);

    — социальная помощь.

    В разработке и реализации социальной политики участвуют три сторо-ны: власть (законодательные, исполнительные, судебные орга-ны), общество (политические институты), население (социаль-но-профессиональные и другие объединения граждан, отдель-ные индивиды).

    Субъектами социальной политики, наряду с государством, выступают также:

    — государственные ведомства и учреждения;

    — органы местного самоуправления;

    — внебюджетные фонды;

    — общественные, религиозные, благотворительные или иные негосударственные объединения;

    — коммерческие структуры и бизнес;

    — профессиональные работники, занимающиеся разработкой и реализацией социальной политики;

    — граждане (например, через участие в гражданских инициативах, группах самопомощи и т.д.).

    Нормами социального права регулируется большой круг общественных отношений в социальной сфере. Предметом со-циального права являются:

    Правовое регулирование занятости, охраны труда и здоровья населения;

    Социальное обеспечение; социальное страхование и пенсионное обеспечение;

    Правовое регулирование социальной защиты отдельных категорий граж-дан (военнослужащих, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, имеющих детей, женщин и детей, бежен-цев, вынужденных переселенцев, должностных лиц разных ка-тегорий и других лиц), проживающих на территории России и нуждающихся в социальной защите;

    Правовое регулирование формирования и деятельности органов социальной защиты.

    «Предмет, объект и субъекты социальной политики»

    Цель соци­альной политики - создание в обществе благоприятного соци­ального климата и социального согласия, условий, обеспечива­ющих удовлетворение основных жизненных потребностей на­селения. Социальную политику государства можно рассматри­вать как его специфическую деятельность, направленную на реализацию права каждого гражданина свободно участвовать во всех сферах социально-экономической, трудовой, духовной жизни общества, направленной на удовлетворение сущностных потребностей человека, интересов социальных групп при по­стоянном выявлении и учете социальных последствий эконо­мических, политических, мировоззренческих преобразований.

    Предметом социальной политики как науки являются свойст­ва, закономерности, содержательные (устойчиво воспроизво­димые и выражающие сущность) отношения общества, а также процессы и формы общественной практики, которые представ­ляют собой взаимодействие социальных групп по поводу их об­щественного положения.

    Политическое руководство формирует цели социального развития общества, комплекс мер по их реализации - важная задача социальной политики. Государственные органы, общественные организации, органы местного самоуправле­ния, производственные коллективы реализуют социальную политику, направленную на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением благосостояния населе­ния, улучшением качества его жизни, обеспечением социаль­но-политической стабильности, социального партнерства в обществе.

    С позиции субъект-объектных отношений термин «социаль­ная политика» многовариантен:

    Это деятельность государства в социальной сфере;

    Это взаимодействие всех субъ­ектов самодеятельного населения, хозяйственных, управленче­ских структур в рамках декларируемых или законодательно ут­вержденных целей и задач.

    В системе объект-субъектных отношений объектом социаль­ной политики выступает все самодеятельное население, отдель­ные граждане, социальные общности определенного уровня, объединенные конкретными связями и отношениями.

    Субъектами социальной политики являются государственные органы власти, организации и учреждения, а также действую­щие в социальной сфере негосударственные организации, об­щественные объединения граждан и инициативы. Субъектами социальной политики являются законодательные, исполни­тельные, судебные органы власти, определяющие при общест­венном участии цели, задачи, приоритеты, нормативно-право­вую базу социальной политики государства и проводящие не­посредственную практическую работу по ее реализации.

    Некоторые исследователи считают, что объект - это подчи­ненная, пассивная, вторичная управляемая структура, не обла­дающая собственной активностью и инициативой. В данном контексте объект социальной политики представ­лен социальной сферой общества, а также их показателями - благосо­стояние, образование, здоровье населения, социальная стабиль­ность, конструктивность отношений социальных групп и т.д.

    В формировании и реализации социальной политики участ­вует множество субъектов. Их деятельность определяется кон­кретными социальными интересами и осуществляется на осно­ве нормативно-правовой базы.

    Одним из первых документов, регламентирующих социаль­ные отношения в стране, стала Декларация прав и свобод чело­века и гражданина (1991 г.). В декабре 1993 г. была принята Кон­ституция Российской Федерации, в которой провозглашено построение социального государства, обеспечивающего до­стойную жизнь и свободное развитие личности, гарантирующе­го гражданам России право на труд, на социальное обеспечение и защиту, медицинское обслуживание, жилье, образование, ох­рану семьи, материнства, отцовства и детства. Основные соци­альные права закреплены в Основах законодательства Россий­ской Федерации об охране здоровья граждан, Трудовом кодек­се Российской Федерации, Кодексе законов о браке и семье, Жилищном кодексе, законах «Об образовании», «О занятости населения Российской Федерации», «О государственных пен­сиях в России» и ряде других.

    Социальная политика осуществляется на нескольких уровнях : федеральном, региональном, муниципальном , а также на уровне отдельных предприятий, организаций, учреждений. Если на фе­деральном уровне определяются основные цели, задачи, принци­пы социального развития, а также основные способы, меры их достижения по отношению ко всему обществу, то региональная социальная политика осуществляется с учетом особенностей ре­гиона: уровня экономического развития и возможностей, этно-национальных, историко-культурных и других особенностей.

    Социальная политика, а соответственно и деятельность ее субъектов на региональном и местном уровнях, направлена на решение конкретных проблем населения, от­дельных особо нуждающихся социальных групп и граждан.

    Состояние социально-экономического развития, социально-трудовых от­ношений при ограниченных финансовых ресурсах, наличие у государства новых социальных функций требуют раз­граничения функций между федеральной и региональными властями (о чем уже упоминалось выше), а также уточнения приоритетов для подготовки долговременных, среднесрочных и краткосрочных, текущих социальных программ.

    В основе разграничения деятельности федеральных и регио­нальных органов власти по вопросам социальной политики ле­жат такие фундаментальные принципы федерализма, как обя­зательное «распределение ролей» во всех общественно значи­мых сферах между всеми уровнями власти, установление зоны самостоятельных и ответственных действий каждого уровня власти в указанных сферах в соответствии с «распределением ролей». Каждый уровень власти наделяется правами и ресурса­ми для осуществления самостоятельных и ответственных дей­ствий в этих зонах.

    Федеральные органы власти принимают законодательные и нормативные акты, регулирующие общие принципы социаль­ной политики в Российской Федерации. Они же устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры. Здесь же разрабатываются целевые социальные программы, формиру­ются внебюджетные государственные фонды, определяются ус­ловия и порядок компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией и т.д.

    Региональные органы власти разрабатывают и реализуют Региональные законы и социальные программы. Они же обеспечивают функционирование учреждений социальной ин­фраструктуры, разрабатывают направления адресной соци­альной помощи и планируют развитие социальной инфраст­руктуры. Именно региональные органы власти реализуют жи­лищную политику, политику в области образования, здравоо­хранения и т.д.

    Конституция Российской Федерации устанавливает суть со­циальных отношений в обществе. Она дает перечень общих со­циальных гарантий, определяет предметы ведения и полномо­чия в социальной сфере Российской Федерации и ее субъектов, определяет роль Президента и Правительства Российской Фе­дерации в проведении государственной социальной политики и в гарантиях по социальным обязательствам государства, на­мечает контуры самостоятельной реализации социальной по­литики государства органами местного самоуправления. Все это подтверждается, корректируется, дополняется и конкрети­зируется в региональных законодательствах.

    Законодательной деятельностью Государственной Думы и нормотворческой деятельностью Правительства Российской Федерации формируются нормативно-правовые акты о содер­жании и механизмах реализации отдельных направлений соци­альной политики. Тем самым создано общероссийское право­вое пространство действий органов власти разных уровней в со­циальной сфере. Главное место отводится регламентации бюд­жетных финансовых ресурсов. Это сфера внимания в первую очередь федеральных законов о федеральном бюджете, налого­вого законодательства, других нормативных актов.

    Важную роль играют законы, регламентирующие решение на первый взгляд далеких от социальной сферы проблем, напри­мер, военной реформы и статуса военнослужащих, земельной реформы и развития сельского хозяйства. Такие законы кос­венно, но весьма ощутимо корректируют предмет ведения и полномочия в социальной сфере региональных, а особенно ме­стных органов власти. Свою роль в разграничении полномочий в социальной сфере между федеральной и региональной влас­тью играют и специальные договоры, предусмотренные ст. 11 Конституции России.

    Основная часть общегосударственных регламентации по управ­лению социальной сферой создается исполнительной властью - правительством, отдельными министерствами и ведомствами.

    Содержание деятельности региональных и местных властей в социальной сфере (региональные и местные компоненты го­сударственных стандартов, перечень региональных социальных программ, содержание и организация деятельности в конкрет­ной отрасли социальной сферы, учредители организаций и уч­реждений, полномочия законодательных и исполнительных органов власти в конкретной отрасли социальной сферы и мно­гое другое) определяется законами органов законодательной власти и постановлениями правительств (администраций) субъектов Федерации.

    Именно в социальной сфере (прежде всего в организации и порядке функционирования, в уровне ответственности регио­нальных и особенно местных властей) сегодня в большей степе­ни присутствуют и стабильность, и исполнение законов, чем, на­пример, в сферах экономики, финансов, предпринимательства.

    По характеру, содержанию, внутрен­нему строению социальная политика целостная система качественно нового уровня.

    Эта целостность определяется следующими факторами:

    1) выбор обществом стратегических целей и задач социального развития, социальных приоритетов;

    2) единое законодательство, формирующее целостное соци­альное пространство для всех слоев населения;

    3) протекционизм государства и иных субъектов социаль­ной политики по обеспечению финансирования социальной сферы;

    4) единая социальная инфраструктура, единое кадровое и ин­формационное обеспечение».

    В зависимости от периода реализации социальной политики субъекты выстраивают свою деятельность в соответствии с уровнем и целями этой политики; они определяют конкрет­ные задачи и меры: организационные, правовые, социальные, финансово-экономические, экологические, демографические, социокультурные, просветительские. В зависимости от статуса, роли субъекта могут осуществляться также задачи и меры идео­логического, пропагандистского характера.

    Основным субъектом реализации социальной политики в со­временном мире является государство . Каждое государство са­мостоятельно определяет перспективы своего развития. Но су­ществуют и проблемы глобальной социально-экономической политики: экологическая и социальная ориентация экономи­ки, укрепление национальной и международной безопасности, переход стран к моделям устойчивого развития, обеспечиваю­щим равенство интересов настоящего и будущих поколений.

    Экономика является основой решения соци­альных проблем, но роль социальной сферы в решении задач экономического роста постоянно возрастает. Национальные экономики все активнее вовлекаются в мировое хозяйство, что увеличивает степень их открытости, изменяет механизм под­держания экономической и политической стабильности, сти­мулирования использования и распределения национальных возможностей, условий для производства и экономического роста.

    Социальная политика приобретает государственно-обще­ственный характер. В регулировании социальных процессов все более значимым становится участие многих субъектов: негосударственных предприятий и органи­заций, общественных объединений и организаций, частных лиц.

    Основные виды деятельности по реализации социаль­ной политики государства:

    Правотворческая деятельность законодательных органов;

    Организационно-управленческая, финансово-экономическая, прогнозная и другая деятельность исполнительных органов;

    Контролирующая, надзорная деятельность судебных органов;

    Совместная деятельность каждой из ветвей власти с соци­ально-профессиональными и другими объединениями граждан.

    Управление социальным развитием связано с формированием ново­го типа социально-экономических общественных отношений. Реформирование социальной политики происходит в условиях сокращения объема и перечня социальных гарантий, которые давала прежняя система, при значительном снижении жизнен­ного уровня основной части населения, резком увеличении масштабов бедности.

    Конституция определила Российскую Федерацию как соци­альное государство, «политика которого направлена на созда­ние условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный размер ми­нимальной оплаты труда, обеспечивается государственная под­держка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, ус­танавливаются государственные пенсии, пособия и иные га­рантии социальной защиты» (ст.7).

    Общепризнанными характеристиками социального государ­ства являются:

    Развитая система страховых социальных отчислений и вы­сокий уровень налогов, формирующих бюджет, высокие разме­ры отчислений на социальную сферу;

    Развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения;

    Развитая правовая система, при которой осуществлено раз­деление властей, четкая реализация функций каждой ветви влас­ти, отработана нормативно-правовая система социальной жизни.

    В настоящее время Российское государство переориентирова­лось на либеральную социальную политику. Личность перестает быть объектом воздействия со стороны государства и строит отношения с окружающей реаль­ностью по принципу свободного выбора норм, ценностей, правил.

    Либеральная политика предполагает снижение роли государ­ства в решении социальных проблем граждан, предоставление им большей свободы для самостоятельного разрешения про­блем. Для либеральной модели характерны оказание адресной социальной помощи беднейшим слоям при усилении страхово­го принципа финансирования социальных программ, а также возрастание роли личных средств в оплате социальных услуг. Государство финансирует из бюджета только услуги, включен­ные в список минимальных гарантий.

    Исходя из системы государственных приоритетов, можно выделить следующие направления реформирования :

    Сфера труда и распределения доходов;

    Пенсионная система;

    Социальное страхование;

    Реформирование системы социальных услуг (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальная сфера и др.);

    Социальная помощь.

    В разработке и реализации социальной политики участвуют три сторо­ны: власть (законодательные, исполнительные, судебные орга­ны), общество (политические институты), население (социаль­но-профессиональные и другие объединения граждан, отдель­ные индивиды).

    Субъектами социальной политики, наряду с государством, выступают также:

    Государственные ведомства и учреждения;

    Органы местного самоуправления;

    Внебюджетные фонды;

    Общественные, религиозные, благотворительные или иные негосударственные объединения;

    Коммерческие структуры и бизнес;

    Профессиональные работники, занимающиеся разработкой и реализацией социальной политики;

    Граждане (например, через участие в гражданских инициативах, группах самопомощи и т.д.).

    Нормами социального права регулируется большой круг общественных отношений в социальной сфере. Предметом со­циального права являются:

    Правовое регулирование занятости, охраны труда и здоровья населения;

    Социальное обеспечение; социальное страхование и пенсионное обеспечение;

    Правовое регулирование социальной защиты отдельных категорий граж­дан (военнослужащих, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, имеющих детей, женщин и детей, бежен­цев, вынужденных переселенцев, должностных лиц разных ка­тегорий и других лиц), проживающих на территории России и нуждающихся в социальной защите;

    Правовое регулирование формирования и деятельности органов социальной защиты.

    Принципы и функции социального права и его связь с другими отраслями

    Социальное право связано с другими отраслями права Рос­сийской Федерации: конституционным, или государственным, правом, трудовым правом, гражданским правом, администра­тивным правом, финансовым правом и уголовным правом.

    Основные правовые принципы социального права закрепле­ны в Конституции Российской Федерации, ряде норм граждан­ского права, предусматривающих защиту права несовершенно­летних, возможность взыскания убытка при причинении вреда здоровью граждан; они используются и при социальной защи­те несовершеннолетних, а также граждан, получивших увечье.

    При социальной защите женщин и несовершеннолетних ис­пользуются нормы трудового права, регулирующие труд жен­щин и несовершеннолетних.

    Нормы социального права, предусматривающие порядок выпла­ты и установления размеров пособий, выплачиваемых гражданам, имеющим детей, тесно связаны с нормами финансового права.

    Социальное право выполняет ряд функций. Основные из них следующие: экономическая, политическая, организационная, воспитательная.

    Экономическая функция заключается в воздействии права на создание средств жизнеобеспечения людей, процессы распре­деления, потребления, нормы охраны труда и оплаты труда.

    Политическая функция означает, что в нормах социального права зафиксированы основные положения социальной поли­тики государства.

    Организационная функция предполагает создание системы служб социальной защиты, организацию защиты от безработицы, социального обеспечения, социального страхования; обес­печение безопасных условий жизни, благосостояния населе­ния; повышение культуры труда, быта и отдыха.

    Воспитательная функция заключается в повышении культуры взаимоотношений в процессе труда и в быту, в уважении к ин­тересам других лиц, особенно социально неустроенных, в вос­питании доброты к людям, в утверждении в обществе принци­пов сострадания, милосердия, человеколюбия.

    Особое значение в условиях перехода к рыночным отноше­ниям имеет успешное функционирование системы социальной защиты . Правовое регулирование организации социальной за­щиты состоит в том, что в ряде нормативных актов о социаль­ной защите предусматривается система управления ею.

    Назовем компоненты структуры этой системы.

    Управляющая подсистема (исполнительные органы государ­ственной власти России, администрации городов, районов, органы местного самоуправления, государственные органы социальной защиты в центре и на местах, благотворительные организации, граждане, занимающиеся благотворительной деятельностью).

    Управляемая подсистема (учреждения социальной защиты и лица, которые подлежат социальной защите в соответствии с социальным законодательством России).

    Социальный контроль за исполнением нормативных ак­тов о социальной защите и ответственность за их нарушение.

    Общепризнанно, что социальный контроль является одним из регуляторов общественных отношений, которые обеспечива­ют устойчивость социальной системы и управление входящими в нее субъектами. Ответственность означает соблюдение прав и исполнение своих обязанностей вышеназванными субъектами. Социальный контроль и ответственность - необходимый эле­мент структуры системы организации социальной политики.

    Общественные отношения в сфере правовой защиты, урегу­лированные нормами социального права, являются социаль­ными правоотношениями. Участники, субъекты этих правоот­ношений обладают взаимными обязанностями и правами.

    Участники социальных правоотношений ограничены в вы­боре вариантов поведения рамками правовой нормы, регулиру­ющими этот вид правоотношений. При отклонении поведения хотя бы одного из участников от предписания правовой нормы к правонарушителю применяются соответствующие санкции.

    Под объектом социального правоотношения понимается то, на что направлено поведение его участников. Например, это оказание материальной или медицинской помощи, правовых услуг, предо­ставление духовных благ, обслуживание на дому и в учреждениях социальной защиты, выполнение работ для обеспечения нормаль­ных условий жизни лицам, оказавшимся в тяжелой жизненной си­туации, ставшим жертвами чрезвычайных происшествий, и т.п. Конечным результатом взаимодействия субъектов социального правоотношения и будет осуществление конкретного вида соци­альной помощи, предусмотренного данным правоотношением.

    Финансовые ресурсы любой страны накапливаются и пере­мешаются между государством, предприятиями (фирмами) и населением (домашними хозяйствами). Финансы социально­го сектора как важнейшей сферы жизнедеятельности общества накапливаются и распределяются между государством, фирма­ми и населением, но их роли, финансовые обязательства и от­ветственность значительно различаются в странах в зависимос­ти от принятой модели хозяйствования и достигнутых стандар­тов потребления социальных благ и услуг.

    В современной российской экономике разделение финансо­вых обязательств обеспечения социальной политики между го­сударством, фирмами и населением принимает специфические формы. Обязательства распределяются между государством и домашними хозяйствами. Подавляющее большинство фирм от этого практически устраняется.

    Субъектом социальной политики являются также работодате­ли, однако в большинстве случаев их роль пассивна, поскольку они обязаны следовать общим социальным правилам, которые ус­танавливаются государственными (центральными и местными) властными структурами. Так, в сфере социальной политики рабо­тодатели должны обеспечивать обязательные условия социальной поддержки наемных работников (минимальный уровень заработ­ной платы; обязательное страхование по установленным нормати­вам - пенсионное, социальное, медицинское, по безработице; со­циальные выплаты и компенсации, относимые на фонд оплаты труда, и т.д.). Вместе с тем, располагая значительными финансо­выми ресурсами, многие работодатели мoгут создавать на своих предприятиях и в организациях рабочие места, привлекательные для наемных работников высокой заработной платой, различны­ми социальными благами (бесплатным питанием, возможностью получения долгосрочных беспроцентных кредитов и т.п.).

    Государственные властные структуры, создавая ту или иную экономическую среду, формируют экономические интересы работодателей, развивающих наиболее выгодные для них про­изводства. В том случае, когда решения органов законодатель­ной и исполнительной власти ошибочны или неточны, эконо­мические интересы работодателей вступают в противоречие с интересами общества в целом и становятся факторами роста социальной напряженности.

    Социальная инфраструктура и социальные фонды предприя­тий, носившие в советское время масштабный характер, стали неприемлемыми в рыночных условиях из-за высоких издержек. Поэтому последовал массовый «сброс» социальной инфраструк­туры, ведомственного жилья на местные бюджеты, сразу ставшие повсеместно дефицитными. Бремя социальных расходов в значи­тельной степени переместилось и на государство, его бюджетную систему, что и привело ее к глубокому кризису, к полной неспо­собности обеспечить «советский» уровень потребления социаль­ных услуг. Возникло неуправляемое движение в сторону коммер­циализации основных социальных услуг, т.е. стихийное перекла­дывание финансовой нагрузки на доходы населения, как прави­ло, без учета растущей дифференциации его доходов, социальной значимости равного доступа к основным социальным услугам.

    Развитие процессов бюджетного федерализма, перераспре­деления властных полномочий между центром и регионами приводит к тому, что все более позитивную роль играют бюдже­ты субъектов Российской Федерации. В силу сложившихся об­стоятельств они в настоящее время финансируют все, что отно­сится к жизнеобеспечению населения в регионе. Региональные бюджеты имеют гораздо большую социальную направленность, чем федеральный бюджет.

    Местные бюджеты нацелены на недопущение резкого сни­жения жизненного уровня населения. В настоящее время это бюджеты выживания в первую очередь для слабо защищенных слоев населения. Местные бюджеты повсеместно дотационны. Они, как правило, не располагают возможностями свободы фи­нансового маневра и создания предпосылок для социально-экономического развития города, района.

    Профсоюзные и иные общественные организации, включая по­литические партии и общественные движения, играют в процессе выработки и проведения социальной политики своего рода идео­логическую роль. Они не располагают сколько-нибудь значитель­ными по сравнению со средствами государственного бюджета, внебюджетных социальных фондов и работодателей регулярными финансовыми ресурсами. Вместе с тем эти структуры являются представителями определенных слоев населения и оговаривают, документально фиксируя соответствующими соглашениями с ор­ганами государственной власти и работодателями, минимальный уровень социальной защищенности занятых в общественном про­изводстве (профсоюзы) или других категорий граждан (обществен­но-политические движения и партии различных направлений).

    Существует группа так называемых пассивных субъектов со­циальной политики, которые выполняют при ее проведении инфраструктурные функции. Это банковские и кредитные уч­реждения, страховые общества, организации здравоохранения, культуры и т.п., отвечающие за доведение финансовых, матери­ально-технических, духовных и иных ценностей до объекта со­циальной политики - человека.

    Политика выполняет в обществе ряд важных функций:

    Определение целей развития общества;

    Выражение интересов социальных групп и общества в целом;

    Выявление и разрешение конфликтов по поводу общественных интересов;
    - руководство и управление обществом, в том числе распределение в нем общественных благ и ценностей;

    Интеграция общества, поддержание и укрепление его целостности;

    Обеспечение порядка и стабильности в обществе, определение соотношения между преемственностью и инновациями в общественном развитии.

    Участники политических отношений в политологии называются субъектами, или акторами (от англ. глагола to act, действовать). Субъект - это носитель предметно-практической деятельности, обладающий сознанием, самосознанием и способностью к осмысленному целенаправленному действию. В социально-политических отношениях в качестве субъектов могут выступать отдельные люди, группы, организации, различного рода общности, классы и т.д.

    Субъектом политики является социальная единица, которая: а) имеет интерес, б) стремится его реализовать путем использования политической власти и в) способна действовать самостоятельно (для индивида это условие означает наличие соответствующих знаний, умений, мотивации и возможностей, а для групп и общностей - наличие соответствующей программы действий и организационных структур).

    Субъекты политики делятся на первичные и вторичные.

    Первичные субъекты политики (образовавшиеся по объективным причинам) - это, в первую очередь, индивиды, социальные классы, общности (социальные, территориальные, конфессиональные и др.).

    Вторичные субъекты политики (образованные целенаправленно, по воле людей) - организации, учреждения, государства и их структуры, политические партии, общественные организации и движения и т.д. Все вторичные субъекты в той или иной мере представляют первичные субъекты политики.

    Важнейшим субъектом политики является государство. Другие участники политической жизни могут вступать и в неполитические отношения. Государство же, в силу выполняемых им функций, является сугубо политической организацией, воплощающей в себе политическое единство человеческого сообщества, проживающего на его территории. На основании сферы деятельности, осуществляемой субъектами политики при помощи государства, можно выделить три вида политики: внутреннюю, внешнюю и международную.

    Внутренняя политика распространяется на различные стороны жизни человеческого сообщества, находящегося внутри данного государства.

    Внешняя политика охватывает взаимоотношения данного государства с другими государствами и субъектами политики, на которые не распространяется его суверенная власть.

    Мировая или международная политика - это более или менее упорядоченные взаимодействия с участием двух и более государств.

    В соответствии с масштабами можно выделить три уровня политики.

    1. Мегаполитика - это международная и мировая политика.

    2. Макрополитика осуществляется в масштабах государств, это сфера деятельности высших или центральных органов государственной власти, а также политических и общественных организации национального масштаба.

    3. Мезополитика осуществляется на уровне организаций, учреждений, а также партийных и общественных структур областного, районного или локального масштаба.

    4. Микрополитика - это политическое общение людей внутри малых групп, на уровне межличностных отношений.

    Похожие статьи