• Мотор печки ваз 2108 от иномарки. Небольшой тюнинг отопителя ваз

    22.06.2023

    Так выглядит снятый вентилятор отопителя салона:
    1 - защитная крышка электродвигателя отопителя;
    2 - правый кожух вентилятора отопителя; 3 - левый кожух вентилятора отопителя; 4 - опора вентилятора отопителя.

    Техническая характеристика электродвигателя вентилятора отопителя типа 45.3730
    Потребляемая сила тока при максимальной частоте вращения, А, не более.................14
    Максимальная частота вращения вентилятора отопителя салона, мин................................4100

    1. Отклейте поролоновый уплотнитель с правого кожуха вентилятора отопителя салона.

    2. Снимите опору с кожуха вентилятора отопителя салона.

    3. Поддев отверткой пластмассовые защелки кожуха вентилятора, выведите их из зацепления…

    4.… и разъедините части кожуха.

    5. Отстегните две пружинные защелки, поддев их отверткой.

    6. Снимите крышку двигателя отопителя салона.

    7. Выньте двигатель с крыльчаткой вентилятора отопителя. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
    Не снимайте крыльчатку вентилятора отопителя салона с вала двигателя, чтобы не нарушить балансировку.

    8. Отверните два винта крепления щеткодержателя.

    9. Выньте две закладные гайки.

    10. Снимите щеткодержатель.

    11. Осмотрите коллектор. Если он сильно загрязнен или на нем есть царапины, риски, места подгорания - зачистите коллектор мелкой шкуркой. При остальных неисправностях электродвигателя отопителя салона завод-изготовитель рекомендует заменить двигатель отопителя.

    12. Выньте пружины из направляющих щеток.

    13. Вставьте две закладные гайки.

    14. Наденьте на вал изоляционную шайбу.

    15. Осторожно отогните края направляющих.

    16. Вставьте до упора щетки в направляющие.

    17. Установите щеткодержатель на двигатель отопителя.

    18. Вставьте пружины щеток в направляющие.

    19. Загните края направляющих.

    Думаю, что многие владельцы не только ВАЗ 2109-2108, но и остальных отечественных автомобилей сталкивались с проблемой, когда при включении печки моторчик начинал завывать, как поросенок. Так вот, можно конечно смазать все это дело, но практика показывается, что надолго этого не хватает и ужасный визг или скрип, называйте как хотите, опять появляется. В этом случае необходима замена вентилятора, точнее говоря — самого мотора в сборе.

    Для проведения данной процедуры ремонта, нам понадобятся такие инструменты, как:

    • Крестовая отвертка
    • Головка на 10
    • Трещоточная рукоятка

    Порядок снятия и установки моторчика печки на ВАЗ 2109-2108

    Первым делом необходимо открыть капот автомобиля и открутить 5 болтов крепления пластиковой накладки, как показано на фото:

    И снимаем ее, чтоб в дальнейшем она не мешалась:

    Теперь необходимо снять уплотнительную резинку капота:

    Чтобы потом сдернуть без проблем защитный кожух, под которым как раз-то и находится моторчик печки на ВАЗ 2109-2108:

    После чего доступ к вентилятору открыт:

    Как видите из приведенной выше картинки, необходимо открутить два болта крепления, которые находятся по бокам от мотора:

    Ну а дальше придется немного помучиться. Дело в том, что на ВАЗ 2109-2108 провода питания припаяны непосредственно к моторчику, а выводы соединены в салоне автомобиля с электропроводкой. Мягко говоря, решение просто идиотское. Теперь в салоне, просунув руку под панель с водительской стороны, находим штекер плюсового провода и отсоединяем его:

    В этом же районе находится минусовой провод, а с ним еще больше проблем, так как крепится он гайкой, и чтобы ее открутить, нужно сначала нащупать ее рукой, и потом с помощью головки и трещотки сделать эту работу. Сразу же из салона можно просунуть эти провода через уплотнительную резинку в отверстии кузова — она видна на верхнем фото — оттуда входи в салон два провода.

    И теперь с наружной стороны проворачивая моторчик печки под разными углами, находим наиболее удобнее положение, и вынимаем его через правую сторону (по ходу движения автомобиля):

    И окончательно вынимаем его из подкапотного пространства, как показано на фото ниже:

    Если деталь нуждается в замене, необходимо купить новый вентилятор печки, цена которого на ВАЗ 2109-2108 составляет около 500 рублей за один моторчик. А если покупать в сборе с корпусом, то цена будет около 1000 рублей. Установку проводим в обратном порядке.

    Вентиляторы обдува основного отопителя кузова приводятся во вращение двухполюсным электродвигателем - с возбуждением от постоянных магнитов. Включение электродвигателя основного отопителя осуществляется с помощью переключателя, имеющего четыре положения:

    Выключено;

    Малые обороты;

    Средние обороты;

    Большие обороты.

    При малых и средних оборотах в цепь электродвигателя включается резистор.

    Технические характеристики электродвигателя основного отопителя

    Тип.....511.3730

    Мощность, Вт.....90

    Потребляемый ток при нагрузке вентиляторами, А, не более.....15

    Частота вращения якоря при нагрузке вентиляторами, об/мин.....3000±300

    Электродвигатель дополнительного* отопителя

    Вентилятор обдyвa и обогрева салона автомобиля приводится во вращение двухполюсным электродвигателем отопителя с возбуждением от постоянных магнитов.

    Включение электродвигателя осуществляется с помощью переключателя, имеющего три положения:

    Выключено;

    Малые обороты;

    Большие обороты.

    При малых оборотах в цепь электродвигателя включается резистор.

    Технические характеристики электродвигателя дополнительного отопителя

    Тип.....197.3730

    Мощность, Вт.....60

    Потребляемый ток на большой скорости, А, не более.....6,5

    Частота вращения якоря при нагрузке вентилятором, об/мин.....3800

    Электронасос* системы отопления

    Электронасос системы отопления приводится во вращение двухполюсным электродвигателем с возбуждением от постоянных магнитов.

    Включение электродвигателя осуществляется с помощью переключателя дополнительного отопителя.


    * Для автофургонов с двумя рядами сидений и автобусов.


    Технические характеристики электронасоса

    Тип.....352.3730 или 32.3780

    Мощность, Вт.....25

    Потребляемый ток на большой скорости, А, не более.....5

    Производительность, л/ч, не менее.....1400±200

    Электропроводка

    На автомобиле применена однопроводная система включения приборов электрооборудования, три которой вторым проводом («массой») служит корпус автомобиля. При повреждении изоляции провода могут непосредственно касаться корпуса автомобиля, вызывая короткие замыкания, приводящие к перегоранию предохранителей, к обгоранию изоляции и даже к пожару.

    Для удобства монтажа и защиты от механических повреждений провода оплетаются скрепляющей оплеткой в жгуты.

    Техническое обслуживание

    При осмотрах автомобиля следует тщательно проверить состояние изоляции проводов, предупреждая их повреждения (перетирание об острые кромки, излишнее провисание и т. п.). Особое внимание должно уделяться чистоте и надежности присоединения проводов к выводам приборов электрооборудования. Провода даже с незначительным повреждением изоляции необходимо обмотать изоляционной лентой. Слабо затянутые или загрязненные и окислившиеся выводы зачистить и подтянуть. Необходимо тщательно следить за тем, чтобы на поверхность проводов не попали масло и бензин, так как они разрушают изоляцию и сокращают срок службы проводов.

    При ремонте электропроводки следует пользоваться принципиальной схемой проводов, на которой даны расцветки и сечения проводов.

    Предохранители

    Под капотом справа находится блок предохранителей БПР-2М5, где плавкая вставка на 90 А защищает цепь генератора, световую цепь автомобиля, а плавкая вставка на 60 А защищает общую плюсовую цепь автомобиля, кроме световой, и цепи стартера и генератора.

    Слева под панелью приборов на кронштейне установлены два блока плавких предохранителей БПР-13. Величины предельной силы тока в амперах для каждого предохранителя и защищаемые ими цепи приведены в табл. 9.7.


    Таблица 9.7.

    Цепи, защищаемые плавкими предохранителями

    Номер предохранителя

    Сила тока, А

    Цепи, защищаемые плавкими предохранителями

    Предохранители верхнего блока защищают цепи:

    резервный

    аварийной сигнализации

    выключателя аккумуляторной батареи магнитолы

    стеклоочистителя, стеклоомывателя, правого ряда плафонов салона

    сигналов торможения

    звукового сигнала, прикуривателя

    электродвигателя отопителя, электронасоса системы отопления (автобусы и автомобили с двумя рядами сидений)

    электродвигателя дополнительного отопителя (автобусы и автофургоны с двумя рядами сидений)

    комбинации приборов, света заднего хода, датчика скорости, прерывателя сигнализатора стояночного тормоза, реле стеклоочистителя

    резервный

    микропроцессорной системы зажигания (ЗМЗ-4061, -4063)

    указателей поворота

    Предохранители нижнего блока защищают цепи:

    резервный

    дальнего света правой фары, сигнализатора дальнего света

    дальнего света левой фары

    ближнего света правой фары

    ближнего света левой фары

    противотуманных фонарей, сигнализатора противотуманных фонарей

    резервный

    резервный

    плафона кабины, плафона (плафонов - ГАЗ-2705 с одним рядом сидений) грузового салона, плафона освещения подножки автобусов, подкапотного фонаря, левого ряда плафонов освещения пассажирского салона автобусов

    подсветки приборов, переключателей, приукуривателя

    Печка в любом автомобиле предназначена для создания комфортных условий. Однако в этой конструкции есть уязвимое место, коим является моторчик отопителя. При возникновении неполадок с вентилятором устранить их можно своими руками, при этом посещение автосервиса становится необязательным.

    Что такое вентилятор печки

    Автомобильный отопитель, который в народе называют печкой, предназначен для выполнения простой и одновременно важной функции - обогрева салона. Кроме этого, устройство помогает устранять запотевание стёкол в холодную и сырую погоду. При нормальной работе системы отопления в салоне «девятки» должна поддерживаться температура +20 ˚С при тех же показателях за бортом, но только со знаком минус. В ногах при максимальном режиме обогрева значение должно поддерживаться на уровне +25 ˚С. Одним из важных узлов печки, помимо радиатора, является вентилятор. Назначение этого устройства, его неисправности и ремонт следует рассмотреть более детально.

    Назначение устройства

    Назначение моторчика заключается в повышении эффективности системы отопления и циркуляции воздуха в салоне автомобиля. Его работа основывается на заборе воздуха снаружи и его последующей подаче в салон через радиатор. В результате прохождения воздушного потока через теплообменник воздух в салон попадает уже прогретым.

    Схема работы отопителя: а - ВАЗ 2108; б - ВАЗ -2108–01: 1- рабочее колесо вентилятора; 2 - воздуховод обогрева ветрового стекла; 3 - заслонка обогрева ветрового стекла; 4 - заслонка обогрева ног водителя; 5 - заслонка центрального сопла; 6 - центральное сопло; 7- радиатор; 8 - заслонка управления отопителем; 9 - окно обогрева ног водителя; 10 - воздуховод внутренней вентиляции

    Где расположен моторчик на ВАЗ 2108/09

    Моторчик печки на ВАЗ 2108/09 установлен в нише моторного отсека перед лобовым стеклом, что кардинально отличается от конструкции отопителя классических «Жигулей», у которых вентилятор установлен в салоне. Узел представляет собой электродвигатель с насаженной на него крыльчаткой, посредством которой воздух нагнетается в салон.

    Моторчик печки на ВАЗ 2108/09 установлен в нише моторного отсека перед лобовым стеклом

    Для облегчения поиска возможных неисправностей с вентилятором иногда может требоваться схема монтажа, основными составляющими которой являются:

    • монтажный блок предохранителей;
    • замок зажигания;
    • дополнительный резистор;
    • электродвигатель вентилятора;
    • переключатель режимов работы.

    Схема подключения моторчика печки состоит из монтажного блока предохранителей, замка зажигания, дополнительного резистора, электродвигателя вентилятора, переключателя режимов работы

    Вентилятор отопителя ВАЗ 2108/2109

    Поломки моторчика печки хоть и не так часто, но всё же возникают. При выходе из строя этого узла качество обогрева в значительной степени снижается. В зависимости от характера неполадки возможно появление постороннего шума, который отвлекает внимание водителя. В сложившейся ситуации требуется ремонт либо замена устройства, для чего его нужно демонтировать с автомобиля.

    Причины выхода из строя

    Существует несколько наиболее распространённых причин, которые приводят к проблемам с вентилятором.

    Предохранитель

    Одной из вероятных причин, приводящих к нарушению работоспособности моторчика, может быть неполадка предохранителя. Элемент располагается в монтажном блоке, установленном в подкапотном пространстве перед лобовым стеклом с левой стороны. С проверки этой детали и стоит начинать поиск неисправности. Предохранитель имеет маркировку F7 и номинал 30 А.

    Предохранитель печки расположен в монтажном блоке под маркировкой F7 и имеет номинал 30 А

    Плохой контакт

    Со временем контакты могут окислиться. Проверку выполнить несложно, для этого достаточно пошевелить колодку со жгутами. Если в процессе диагностики вентилятор заработал, то причина обнаружена. Устранить неисправность можно путём зачистки проблемного контакта в монтажном блоке.

    Контакт при окислении, как правило, покрывается зелёным или белым налётом.

    Резистор

    Функционирование электродвигателя может быть нарушено из-за неполадок добавочного резистора. На максимальных оборотах моторчик подключается к цепи питания напрямую, а на первых двух скоростях - через резистор. Если возникли проблемы именно с этим элементом, то электродвигатель будет работать только в максимальном режиме. Для замены детали, расположенной на корпусе печки с левой стороны, достаточно отвернуть крепёж и установить новый резистор.

    При выходе из строя резистора печки отопитель будет работать только на максимальных оборотах

    Переключатель

    Иногда могут возникать проблемы с самим переключателем режимов отопителя. Наиболее вероятной причиной являются окислившиеся контакты (внутри или снаружи) либо отошедшая от вибраций задняя часть детали.

    У переключателя печки могут окислиться контакты либо отойти задняя часть

    Помимо перечисленных причин, возможны поломки самого электродвигателя, например, износ щёток. С тем же якорем могут быть разные неполадки:

    • загрязнение;
    • износ;
    • замыкание обмоток.

    При замыкании обмоток предохранитель печки будет перегорать, что потребует ремонта либо замены вентилятора.

    Как снять моторчик печки на ВАЗ 2108/09

    Для демонтажа узла потребуется подготовить следующие инструменты:

    • крестовую отвёртку;
    • головку на 10;
    • трещоточную рукоятку.

    Для снятия моторчика печки понадобится головка на 10, крестовая отвёртка и трещотка

    Затем можно приступать к снятию устройства:

    1. Поднимаем капот, откручиваем винты крепления пластиковой накладки возле ветрового стекла и убираем её в сторону.

      Для снятия пластиковой накладки потребуется открутить соответствущий крепёж

    2. Снимаем уплотнитель капота.

      Уплотнитель капота снимается простым движением руки

    3. Демонтируем защитный кожух, за которым установлен сам моторчик.

      Чтобы подобраться к моторчику отопителя, потребуется снять защитный кожух

    4. Отворачиваем болты крепления вентилятора к кузову.

      Вентилятор крепится к кузову при помощи винтов

    5. Перемещаемся в салон, находим под приборной панелью с водительской стороны «+» провод от электродвигателя и разъединяем его. Для снятия минусового контакта трещоткой и головкой на 10 откручиваем гайку.

      Чтобы разъединить электроцепь вентилятора, нужно перебраться в салон под приборную панель

    6. Достаём моторчик, для чего вращаем его, подбирая оптимальное положение для извлечения.

      Чтобы извлечь электродвигатель, его нужно повращать в разные стороны

    Видео: как снять электродвигатель отопителя

    Разборка и сборка вентилятора

    После демонтажа моторчика его подвергают дефектовке, для чего узел потребуется разобрать. Работу проводим в следующем порядке:

    1. Отделяем от кожуха электромотора уплотнитель из поролона.

      Разборку вентилятора начинают со снятия уплотнителя с корпуса

    2. Демонтируем опору с корпуса электродвигателя.
    3. Поддевая отвёрткой защёлки кожуха моторчика, выводим их из зацепления, после чего разъединяем части корпуса.

      Защёлки кожуха снимают при помощи отвёртки

    4. Снимаем две защёлки при помощи отвёртки.

      Крышка вентилятора крепится двумя металлическими защёлками

    5. Демонтируем крышку вентилятора.

      После снятия защёлок демонтируем крышку

    6. Вынимаем моторчик вместе с крыльчаткой.

      Извлекаем моторчик вместе с крыльчаткой

    7. Откручиваем два винта крепления щёткодержателя.

      Щёткодержатель крепится винтами - откручиваем их

    8. Извлекаем две закладные гайки.

      Извлекаем закладные гайки при помощи отвёртки

    9. Осматриваем коллектор (якорь). При подгорании, наличии царапин и рисок зачищаем рабочую поверхность мелкой наждачкой.

      Осматриваем якорь на предмет повреждений

    10. Из направляющих щёток вынимаем пружины. Осматриваем щётки на предмет износа и при необходимости производим их замену.

      Щётки осматриваем и при необходимости производим замену

    11. Вставляем закладные гайки.

      Устанавливаем гайки, удерживая их плоскогубцами

    12. Надеваем на вал якоря изоляционную шайбу.

      На вал якоря надеваем изоляционную шайбу

    13. Аккуратно отгибаем края направляющих.

    Похожие статьи